Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие художественно-творческих потребностей студентов на занятиях проектированием : на примере курсов "Художественное оформление школы" и "Дизайн школьной среды" Пилюгин Роман Васильевич

Развитие художественно-творческих потребностей студентов на занятиях проектированием : на примере курсов
<
Развитие художественно-творческих потребностей студентов на занятиях проектированием : на примере курсов Развитие художественно-творческих потребностей студентов на занятиях проектированием : на примере курсов Развитие художественно-творческих потребностей студентов на занятиях проектированием : на примере курсов Развитие художественно-творческих потребностей студентов на занятиях проектированием : на примере курсов Развитие художественно-творческих потребностей студентов на занятиях проектированием : на примере курсов
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Пилюгин Роман Васильевич. Развитие художественно-творческих потребностей студентов на занятиях проектированием : на примере курсов "Художественное оформление школы" и "Дизайн школьной среды" : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Пилюгин Роман Васильевич; [Место защиты: Ом. гос. пед. ун-т].- Москва, 2008.- 229 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-13/54

Введение к работе

Проблема исследования и ее актуальность.

В период активных изменений и преобразований, происходящих в социальной и экономической сферах жизни, одним из важнейших условий подготовки учителя изобразительного искусства, является необходимость подготовки специалиста, который будет одновременно и высококвалифицированным педагогом и профессиональным художником, способным самостоятельно ставить и решать творческие задачи разного уровня сложности.

Учитель изобразительного искусства призван, в первую очередь, развивать интерес учащихся к художественному творчеству, творческие способности, формировать их художественный и эстетический вкус, учить пониманию сущности процесса творчества. В силу этого, одной из основных целей высшего художественно-педагогического образования является не только подготовка специалиста свободно владеющего исполнительскими умениями и навыками в области изобразительного, декоративного искусства и дизайна, но и формирование творчески активной личности.

Подготовка художников-педагогов представляет собой сложный процесс становления с одной стороны высококвалифицированного профессионала владеющего всеми тонкостями педагогического мастерства, а с другой - творчески активную личность находящуюся в непрерывном поиске художественных решений при проектировании и практической раоте.

Подготовка такого специалиста требует решения в ходе обучения целого ряда взаимосвязанных задач.

Художник-педагог, на современном этапе развития общества должен формировать интерес у студентов к художественному наследию. Вкладывать наряду с самовыражением воспитательную функцию в свое творчество. Учить пониманию сущности творчества, что возможно лишь при наличии у него самого потребности в художественном творчестве. В противном случае, какими бы богатыми знаниями теоретических основ и багажом умений и навыков он не обладал, творчески применить их на практике ему будет трудно, а значит, процесс создания объекта проектирования пойдет по пути формального репродуцирования окружающей действительности.

Вместе с тем, проблема развития художественно-творческих потребностей студентов на занятиях проектированием слабо отражена в исследованиях связанных с подготовкой будущих учителей изобразительного искусства. В этом мы видим противоречие между необходимостью и реальностью. Ликвидация возникшего противоречия (несоответствия), позволяет считать её своевременной и актуальной. Наша работа призвана дополнить исследования в современной педагогической науке, теории и практике художественного образования.

В связи с этим, задачей нашего исследования является поиск эффективных методов, средств, форм способов соответствующих развитию художественно-творческих потребностей студентов.

Развитие потребности в художественном творчестве оказывает влияние на уровень специальной подготовки студентов, на качество профессиональной деятельности будущих специалистов, От нерешенности данной проблемы в значительной степени страдает качество подготовки будущих учителей изобразительного искусства.

От уровня сформированности потребности в художественно-творческой деятельности зависит успешность работы будущего художника и преподавателя изобразительного искусства. Это связано в первую очередь с тем, что никакой вид человеческой деятельности не может проявиться без подкрепления ее фундаментом, в основе которого лежат те или иные потребности личности. Вместе с тем, существенная роль в формировании художественно-творческих потребностей отводится целенаправленному педагогическому воздействию и установке на творчество в процессе обучения любому виду изобразительного искусства.

Уровень сформированности художественно-творческих потребностей личности также сказывается на эффективности учебно-творческой деятельности студентов на занятиях по курсам специальных дисциплин и уровне развития общей культуры личности.

Проектирование среды, в том числе и учебно-воспитательного пространства является одной из дисциплин художественного цикла в образовании художника-педагога, средством и вследствие этого одним из средств развития художественно творческих потребностей личности, выражающихся в вечном стремлении к гармонии человека с собой и с окружающей действительностью.

Вместе с тем проектирование, представляет широкие возможности для самореализации творческой личности, так как тесно взаимосвязано со всеми видами изобразительных искусств и является звеном их соединяющим.

С точки зрения художественного образования проектирование позволяет осваивать законы объемно-пространственной организации формы, принципы передачи эмоционально-смыслового содержания ограниченными средствами, способствует развитию образного и объемно-пространственного мышления. Широкая разновидность средового проектирования создает возможность для разнообразной и захватывающей учебно-творческой деятельности в процессе ее освоения, развития творческой активности личности, что является, на наш взгляд, одним из важнейших факторов в деле развития художественно-творческих потребностей студентов.

В основе жизнедеятельности человека лежит механизм, который делает нас активным и заставляет нас делать что-то, определяет нашу жизнь и направленность деятельности. Этот источник активности - человеческие потребности, которые носят фундаментальный характер и являются основными источниками активности личности.

Исследуя проблему формирования художественно-творческих потребностей студентов на занятиях проектированием, мы уделили внимание работам ученых о творческой потребности, как основополагающего фактора целенаправленной человеческой деятельности, в рамках проблем связанных с формированием и развитием личности, это работы А. Г. Маслоу, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Б. В. Зейгарник, В. П. Грибанова, В Н. Мясищева.

Общие проблемы психологии творчества изучали такие исследователи как Л. С. Выготский, Б. Г. Ананьев, Е. Я. Басин, В. С. Кузин, А. Н. Лук Л. Б. Ермолаева-Томина и другие.

Вопросы мотивации деятельности в связи с проблемой формирования личности отражены в трудах А. Н. Леонтьева, Л. И. Божович, Г. И. Щукиной и др.

Проблематика, связанная с формированием и развитием, духовных, в частности художественно-эстетических потребностей, присущих исключительно человеку как существу социальному и сформировавшемуся в процессе эволюции общества в целом рассматривалась такими авторами как А. И. Буров, И. А. Джидарьян, Ю. А. Шаров, Н. И. Шевченко, Б. Г. Дергачев, В. И. Волынкин, И. И. Яшкина.

Значительную роль в процесс развития и совершенствования высшего образования в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства в тесной взаимосвязи с различными сторонами художественно- творческого и учебно-творческого процессов сыграли исследования Н. Н. Ростовцева, Е. В. Шорохова, В. С. Кузина, А.С. Хворостова, Т.Я. Шпикаловой, В.В. Корешкова, В.П.Строкова, М.В.Соколова и других.

Развитию художественных потребностей в рамках обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству в школе и вузе посвятили свои исследования Н. С. Боголюбов, С. П. Ломов, М. В. Соколов, Н. Н.Пучкова, А. А. Булкин.

Также нами были изучены труды таких профессионалов в области проектирования как, Альберти Л.Б., Воронина В.Л., Иконникова А.В., Мельникова Н.В., Новикова Е.Б., Соболева Н.Н., и др., в которых отражены проблемы связанные с теорией и практикой проектирования среды.

Вместе с тем проблема формирования художественно-творческих потребностей в процессе обучения изобразительному и декоративно- прикладному искусству как проблема потребности именно в деятельности творческого характера в рамках исследований связанных с формированием духовных потребностей личности отражена достаточно скупо. Это связано, на наш взгляд с тем, что нет достаточно чёткого разделения таких понятий как эстетическая, художественно-эстетическая (художественная) и художественно-творческая потребность.

Художественно-творческую потребность как потребность, предметом которой является именно творческая деятельность, вовлеченность в процесс творчества выделяет в своем исследовании В. И. Волынкин.

Также проблему формирования художественно-творческих потребностей как фундамента успешной учебно-творческой деятельности студентов в процессе обучения основам декоративно-прикладного искусства на художественно-графических факультетах педагогических вузов рассматривает в своем исследовании Н. Н. Пучкова.

В отличие от выше названных авторов наше диссертационное исследование рассматривает проблему формирования художественно-творческих потребностей в рамках освоения будущими художниками- педагогами такой специальной дисциплины как проектирование среды.

В процессе изучения вопроса формирования художественно-творческих потребностей, мы уделили внимание трудам Аристотеля, Платона, Ю. М. Лотмана, Ю. А. Огородникова, Н. И. Шевченко и многих других. Эти исследования определили роль и место творчества в развитии человеческой культуры, становления человеческой личности, а в связи с этим важность фактора формирования и развития духовных потребностей человека.

Цель исследования - решение проблемы формирования художественно-творческих потребностей студентов на занятиях проектированием.

Объект исследования - художественно-творческая деятельность студентов-художников на занятиях по проектированию.

Предмет исследования – процесс формирования художественно-творческих потребностей студентов на занятиях по проектированию.

Гипотеза исследования состоит в том, что формирование художественно-творческих потребностей студентов в процессе приобретения навыков проектирования интерьерной среды значительно активизируется, если:

методика преподавания и программа будут направлены на развитие мотивационной сферы личности студентов как условия формирования устойчивой потребности в художественно-творческой деятельности;

обучение ведется по принципу соответствия фазам творческого процесса, что проявляется в соблюдении строгой академической последовательности выполнения заданий и упражнений;

студенты в процессе освоения основ проектирования, вовлекаются в активную и разнообразную по формам учебно-творческую деятельность;

Поставленная цель и доказательство выдвинутой гипотезы обусловили постановку и решение конкретных задач исследования:

анализ научно-теоретической литературы с целью определения сущности и структуры процесса творчества и его места в общей структуре личности человека;

анализ и обобщение специальной литературы по проблеме формирования потребностей и, в частности, художественно-творческих потребностей студентов;

изучение и обобщение теоретических основ создания художественно эстетически организованной среды;

разработка критериев уровня сформированности художественно-творческих потребностей студентов;

анализ уровня сформированности художественно-творческих потребностей студентов в процессе учебно-творческой деятельности на занятиях по проектированию;

изучение современного состояния организации учебного процесса обучения на занятиях по проектированию, на художественно-графических факультетах;

разработка экспериментальной программы и методических рекомендаций к проведению занятий по проектированию учебно- воспитательного пространства направленных на формирование художественно-творческих потребностей;

экспериментальная проверка эффективности предлагаемой методики в системе профессиональной подготовки студентов педагогических вузов.

Методологической основой исследования явились исследования отечественных и зарубежных ученых в области психологии личности, психологии и философии творчества, по педагогике, работы по искусствознанию, художественному образованию, творческое, литературное и публицистическое наследие выдающихся мастеров.

Для достижения поставленных задач применялись следующие методы исследования:

изучение и анализ педагогической и специальной литературы по проблемам творчества;

изучение и анализ философской и педагогической литературы по проблемам формирования потребностей, в частности художественно-творческих;

анализ студенческих работ, как продукта учебно-творческой деятельности;

наблюдение за познавательной, репродуктивной и творческой деятельностью студентов-художников на занятиях по проектированию;

констатирующий эксперимент

проведение педагогического эксперимента с целью выявления оптимальных форм и методов организации учебных занятий;

обобщение результатов и анализ наблюдений по проблеме исследования.

Исследование проводилось с 2003 по 2007 гг. включительно

На первом этапе (2003-2004) исследования проводилось изучение специальной литературы по проблемам психологии личности, философии, педагогики; по проблемам природы творчества, развития творческих потребностей человека, по вопросам теории и практики проектирования. Констатирующий эксперимент с целью определения исходных позиций исследования, его проблематики и методики преподавания проводился на базе факультета изобразительных искусств и дизайна Московского городского педагогического университета, кафедра декоративно - прикладного искусства.

На втором этапе (2004 – 2005) формирующий эксперимент осуществлялся при наблюдении за учебно-творческой деятельностью студентов факультета изобразительных искусств и дизайна Московского городского педагогического университета, проводился эксперимент по формированию художественно-творческих потребностей, тщательно анализировались учебно-творческие задания и результаты их выполнения. Составлялась программа опытно-экспериментального исследования с целью формирования художественно-творческих потребностей студентов.

Третий этап (2005 – 2006) – сравнительный эксперимент проводился на базе факультета изобразительных искусств и дизайна МГПУ. Анализировались полученные данные, велась их систематизация. Во время контрольного эксперимента шла проверка выводов и методических рекомендаций, разработанных в ходе исследования. Полученные данные, которые анализировались и оформлялись в виде диссертационной работы.

Четвёртым этапом (2006-2007) проводился контрольный эксперимент, полученные данные анализировались, оформлялись в виде диссертационной работы.

Научная новизна исследования заключается:

В научно-теоретическом обосновании использования проектирования на занятиях студентов-художников с целью развития их художественно-творческих потребностей.

- в раскрытии способов и средств мотивации к художественной деятельности на занятиях проектированием.

Теоретическая значимость созданной методики, в результате исследования заключается:

в обосновании потребности в художественном творчестве, которая возникает в процессе целенаправленной деятельности, а формирование ее возможно через направленное развитие, через обучение;

в обосновании задачи повышения эффективности познавательной и учебно-творческой деятельности студентов, от которой зависит уровень сформированности художественно-творческих потребностей личности;

Практическая значимость заключается в разработке методической системы организации и проведения занятий по проектированию, направленной на формирование художественно-творческих потребностей студентов-художников, включающей в себя:

а) экспериментальную учебную программу для студентов художественно-графических факультетов педвузов по проектированию, в том числе интерьерной среды;

б) разработку конкретных упражнений, учебных и творческих заданий для студентов, направленных на формирование художественно-творческих потребностей в процессе занятий по проектированию и методических рекомендаций по их выполнению.

Результаты исследования могут быть использованы в дальнейших теоретических и практических разработках проблематики связанной с формированием художественно-творческих потребностей личности в сфере художественного образования.

Достоверность исследования обеспечивается опорой на современные достижения психологической и педагогической наук в области творческого развития личности, организацией опытно-экспериментальной работы, исследования, и полученными положительными результатами, использованием достижений искусствознания и эстетики, теории и практики эстетического воспитания и творческого развития личности.

Апробация и внедрение результатов исследования проводились на факультете изобразительного искусства и дизайна Московского городского педагогического университета (МГПУ). В эксперименте участвовало более 200 студентов 3-4 курсов. Результаты исследования докладывались и обсуждались на заседании кафедры декоративного искусства МГПУ в 2004, 2005, 2006 годах, а также на научно-практических конференциях в Магнитогорске (2004), Москве (2006). Санкт-Петербург 2008, Карачаевске 2008.

Результаты исследования могут быть внедрены в практику преподавания проектирования, использоваться при занятиях по художественному оформлению школы на художественно-графических факультетах педвузов, а так же в систему художественного образования в лицеях, колледжах, художественных школах, учреждениях дополнительного образования, при составлении и корректировке учебных планов и программ для художественно-графических факультетов и при подготовке методических пособий на занятиях проектированием.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав с выводами по ним, заключения, библиографии и приложения. Список литературы насчитывает 125 наименований. В тексте работы имеются схемы, таблицы, графики. В приложении представлены материалы, иллюстрирующие и поясняющие основные положения диссертационного исследования. По теме исследования опубликовано 5 работ, в том числе программа для высшего профессионального образования.

Похожие диссертации на Развитие художественно-творческих потребностей студентов на занятиях проектированием : на примере курсов "Художественное оформление школы" и "Дизайн школьной среды"