Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие художественно-творческой активности студентов педагогических колледжей на занятиях по художественной обработке материалов Калугина Юлия Николаевна

Развитие художественно-творческой активности студентов педагогических колледжей на занятиях по художественной обработке материалов
<
Развитие художественно-творческой активности студентов педагогических колледжей на занятиях по художественной обработке материалов Развитие художественно-творческой активности студентов педагогических колледжей на занятиях по художественной обработке материалов Развитие художественно-творческой активности студентов педагогических колледжей на занятиях по художественной обработке материалов Развитие художественно-творческой активности студентов педагогических колледжей на занятиях по художественной обработке материалов Развитие художественно-творческой активности студентов педагогических колледжей на занятиях по художественной обработке материалов Развитие художественно-творческой активности студентов педагогических колледжей на занятиях по художественной обработке материалов Развитие художественно-творческой активности студентов педагогических колледжей на занятиях по художественной обработке материалов Развитие художественно-творческой активности студентов педагогических колледжей на занятиях по художественной обработке материалов Развитие художественно-творческой активности студентов педагогических колледжей на занятиях по художественной обработке материалов Развитие художественно-творческой активности студентов педагогических колледжей на занятиях по художественной обработке материалов Развитие художественно-творческой активности студентов педагогических колледжей на занятиях по художественной обработке материалов Развитие художественно-творческой активности студентов педагогических колледжей на занятиях по художественной обработке материалов
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Калугина Юлия Николаевна. Развитие художественно-творческой активности студентов педагогических колледжей на занятиях по художественной обработке материалов : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Москва, 2000 239 c. РГБ ОД, 61:00-13/804-7

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические основы развития художественно -творческой активности студентов на занятиях по художественной обработке материалов 13

1.1. Психолого - педагогические основы художественно -творческой активности личности 13

1.2. Особенности развития художественно - творческой активности студентов педагогического колледжа на занятиях по художественной обработке материалов 52

Глава 2. Педагогические условия, пути и методы развития художественно - творческой активности студентов педагогических колледжей на занятиях по художественной обработке материалов 88

2.1. Педагогические условия развития художественно -творческой активности студентов педагогических кол -леджей на занятиях по художественной обработке материалов 88

2. 2. Проверка эффективности педагогических условий фор -мирования художественно - творческой активности студентов педагогических колледжей на занятиях по худо -жественной обработке материалов в процессе экспери -ментальной работы 111

2. 3. Методика развития художественно - творческой активности у студентов на занятиях по художественной обработке материалов 143

Заключение 178

Библиографический список используемой литературы 182

Приложения 197

Введение к работе

Художественно - творческая деятельность способствует всестороннему развитию людей, дает им возможность принимать непосредственное участие в создании материальных и духовно - нравственных ценностей, приобщиться к национальной культуре. Всвязи с этим, в последнее время возросло значение эстетического воспитания. Его осуществление неразрывно связано с искусством.

Особую актуальность приобретает профессиональная подготовка учителей изобразительного искусства. Педагогические колледжи выпускают специалистов, владеющих необходимым объемом знаний, умений и навыков по художественным дисциплинам, готовых не только грамотно, в соответствии с требованиями современной методики осуществлять процесс преподавания, но и заниматься творчеством. В педагогических колледжах эта задача решается при изучении специальных художественных дисциплин, среди которых особое место занимает художественная обработка материалов (ХОМ).

Изучение ХОМ позволяет познакомиться с новыми декоративными техниками, которые расширяют возможности творчества в изобразительном искусстве, что немаловажно для художественного образования и школьников, и будущих учителей. Грамотное использование пластических свойств и фактуры материала способствует наиболее выразительной передаче замысла в работе, проявлению собственной индивидуальности.

Работа с различными материалами привлекает и школьников, позволяет поддерживать устойчивый интерес к предмету, дает толчок детскому творчеству. Поэтому в процессе подготовки будущих преподавателей художественных дисциплин важно уделять больше внимания обучению художественной обработке материалов.

На изучение возможностей развития творческой активности студентов на занятиях по художественной обработке материалов направлено наше исследование. Разработка содержания, форм и методов преподавания данной дисциплины, способствующих развитию художественно - творческой активности в условиях педагогического колледжа, приобретает в настоящее время особую актуальность, поскольку педагогика среднего специального образования как самостоятельная отрасль наук находится на стадии становления. Ее теоретический фонд в настоящее время развивается за счет заимствования, адаптации научных и прикладных положений школьной и вузовской педагогики.

Для успешного решения задачи развития художественно -творческой активности в рамках такой дисциплины как художественная обработка материалов необходима методика, содержание которой строилось бы с учетом профессионально - педагогической и художественно - творческой направленности обучения на художественно - графических отделениях педколледжей. В соответствии с этим преподавание художественной обработки материалов должно не только опираться на научные основы педагогики и психологии, но и отвечать требованиям, предъявляемым к современному декоративно - прикладному искусству. Поэтому решению проблемы художественно - творческой активности студентов педагогических колледжей на занятиях по ХОМ способствовали изучение и анализ научных материалов педагогики, психологии, философии и искусствознания.

Большое значение для данного исследования составили психолого - педагогические изыскания по проблеме творческой активности, таких авторов как: Абульханова - Славская К. А., Богоявленская Д. Б., Крупнов А. И., Лейтес М. С, Леонтьев А. Н., Матюшкин А. М, Небылицын Н. Д., Петровский В. А., Ру-бенштейн С. Л., Сакулина Н. П., Узнадзе Д. Н., в которых рассматривается структура и динамика, связанных с ней психических процессов, а также различные аспекты ее развития в процессе обучения и воспитания.

Особое значение имели работы Выготского Л. С, Голь-дентрихта С. С, Ермаш Г. Л., Кагана Л.С., Ломова Б. Ф., Пономарева Я. А. и др., в которых раскрывались движущие силы, условия и механизмы творчества.

Педагогические исследования Бабанского Ю. К., Зверева И. Д., Лернера И. Л., Пидкасистого П. И., Скаткина М. Н., Смирнова С. Д., Сокольникова Ю. П. и др. послужили основой методологии и методики формирования художественно - творческой активности студенческой молодежи в условиях среднего специального образования и источником знаний, необходимых для грамотного и эффективного осуществления учебно-воспитательного процесса.

Философскому осмыслению проблемы способствовало ознакомление с работами Ильина А. Я., Коршунова А. М., Мордковича В. Г., Пушкина В. Г., Шакурова Р. X. и др., раскрывающих смысл категории «активности», и изучения трудов Бахтина М. М., Бердяева М. А., Бергсона А., Канта И., Соловьева В. С, Шеллинга Ф. и других, рассматривающих творчество в культурно-историческом плане.

Данное исследование опиралось также на теоретические положения и практические рекомендации в области художественного образования Беды Г. В., Кузина В. С, Унковского А. А., Шорохова Е. В. и др. Научно - методические публикации Гильман Р. А., Державина Б. А., Емельянович И. И., Козлова В. Н., Малаховой С. А., Темерина С. И. и др. помогли изучению опыта преподавания декоративно - прикладного искусства и художественной обработки материалов на художественно -графических отделениях педагогических вузов, а также в других учебных заведений, дающих профессиональную подготовку в области художественного оформления текстиля.

Научные статьи и исследования искусствоведов и художников - прикладников Барадулина В. А., Бесчастнова М. П., Бе-ресневой В. Я., Гассановой Н. С, Жоголь Л. С, Максимова Ю. В., Начулене Д., Романовой Н. В., Савицкой В. И. и др. послужили источником информации о современном состоянии декоративно - прикладного искусства, раскрыли его сущность для воспитания и образования. Эти работы позволили понять стилистические особенности традиционных народных и современных направлений в художественной обработке материалов и выявить новую специфику стилизации, гармонизации цвета в декоративной композиции.

Важным источником изучения творческой активности стали исследования педагогов Комаровой Т. С, Мелик - Па-шаева А. А., Неменского Б. Н., Сокольниковой Н. М., Шпика-ловой Т. Я. и др., посвященных художественному образованию детей.

Анализ диссертаций помог выявить работы, близкие к теме нашего исследования. Проблема развития художественно -творческой активности студентов художественно - графических факультетов педвузов в процессе обучения различным видам декоративно - прикладного искусства раскрывается в работах Алексеевой И. В., Ибрагимовой Р. Т., Соколовой Н. С, Строкова Большое значение для нашего диссертационного исследования имели работы Болотских Е. Г., Гильман Р. А., Магомедо-вой П. Н., в которых дается подробная методика преподавания разных видов художественной обработки текстильных материалов, определяются приемы и методы руководства творчесче-ской деятельности студентов на занятиях, а также в процессе выполнения курсовых и дипломных работ. Однако в данном случае авторы не рассматривают проблему развитя художественно - творческой активности.

Все диссертационные исследования, связанные с творчеством или с развитием художественно - творческой активности в процессе обучения изобразительному искусству, направлены на совершенствование обучения детей школьного возраста (Ефремичева Н. В., Любарская Л. Н., Орлова Л. В., Пазникова Н. В.) или повышения уровня высшего образования.

Особенности преподавания на художественно - графических отделениях педагогических колледжей в диссертациях пока не отражены. Это подтверждает актуальность нашего исследования.

Несмотря на проведенные исследования в области школьной и вузовской педагогики, проблемы развития художественно - творческой активности у студентов педкооледжей на занятиях по художественной обработке материалов не рассматривалась. Предмет «ХОМ» находится в процессе становления. Достижения современной педагогической науки и искусствознания, реализация нового социального заказа на формирование разносто-роннеразвитой творческой личности выдвигают новые требования к процессу преподавания художественной обработки материалов. Таким образом, появилась потребность в создании необходимых условий на занятиях по художественной обработки материалов для развития творческой активности студентов, которая не может реализоваться без устранения противоречия, заключающегося в отсутствии научно - теоретического обоснования проблемы и необходимости ее решения на практике. Данное противоречие служит основанием для выдвижения проблемы нашего исследования.

Проблему исследования можно сформулировать еле-дующим образом: Каковы условия развития художествено творческой активности студентов педагогических колледжей на занятиях по художественной обработке материалов?

Цель исследования состоит в выявлении, научном обосновании, конкретизации данных условий и возможности их реализации с учетом специфики обучения на художественно -графическом отделении педколледжа.

Объект исследования: процесс обучения студентов пед-колледжей художественной обработке материалов.

Предмет исследования: развитие художственно - творческой активности студентов педагогических колледжей на занятиях по художественной обработке материалов.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть психолого - педагогические основы художественно - творческой активности, определить ее структуру и механизмы, охарактеризовать ее сущность как качества личности.

2. Определить специфику развития художественно- творческой активности у студентов в условиях среднего специального педагогического образования с учетом содержания обучения художественной обработке материалов.

3. Выявить и обосновать педагогические условия, способствующие развитию художественно - творческой активности в процессе обучения художественной обработке материалов студентов педагогических колледжей.

4. Экспериментально аппробировать новую методику обучения художественной обработке материалов и проверить эффективность педагогических условий формирования художественно - творческой активности студентов.

5. Разработать методические рекомендации по развитию художественно - творческой активности студентов педколлед-жей в процессе обучения художественной обработке материалов.

Гипотеза исследования была сформулирована в результате анализа научной и искусствоведческой литературы и учебной деятельности в педколледжах, согласно которой эффективное развитие художественно - творческой активности на занятиях по художественной обработке материалов может успешно осуществляться при выполнении следующих условий:

- Поддержание у студентов устойчивого интереса к предмету, путем создания благоприятной эмоциональной атмо сферы на занятиях, использования содержательного учебного материала, вариативности в применении методов и средств обучения, предоставления студентам возможности работы с разнообразными декоративными техниками.

- Осуществление педагогического воздействия на систему мотивационно-ценностных ориентации студентов, путем разработки содержания обучения с учетом его направленности на будущую профессионально-педагогическую и художественно-творческую деятельность.

- Формирование у студентов знаний, умений и навыков необходимых для грамотного выполнения учебно-творческих заданий по художественной обработке материалов на высоком художественном и техническом уровне.

- Подбор содержания каждого учебного занятия по художественной обработке материалов с опорой на имеющиеся у студентов знания, полученные при изучении других предметов художественного цикла: рисунка, живописи, композиции, декоративно-прикладного искусства, с последующим их усложнением.

Применение в обучении эффективных методов и средств, способствующих творческому подходу при выполнении учебных заданий: привлечение студентов к исследователь-ско-поисковой работе, решению проблемных задач и предоставление им возможности экспериментирования с художественными материалами, осуществление взаимосвязи между теорией и практикой, использование на занятиях разнообразного наглядного материала: методических плакатов, художественных изделий, иллюстраций, технических средств обучения.

Предоставление студентам возможности для проявления самостоятельности в процессе обучения художественной обработке материалов для развития способности к самоорганизации своей деятельности.

- Осуществление педагогического руководства учебно-творческой деятельностью на занятиях по художественной обработке материалов с применением контроля за процессом выполнения практических заданий и оценки результатов с учетом индивидуальных особенностей каждого студента, предоставление им возможности для достижения успехов в преодолении трудностей, максимального проявления способностей, знаний, технического мастерства при постепенном повышении требований к ним.

Методологическую основу исследования составляют: положения философии, психологии, педагогики, социологии, посвященные проблеме активности личности, ее психологическим механизмам, а также структуре и специфике художественного творчества, методам педагогического воздействия на его развитие в процессе воспитания и обучения; публикации искусствоведов о декоративно - прикладном искусстве и художественных ремеслах.

Методы исследования.

Для решения поставленных задач на разных этапах опытно - экспериментальной работы использовались следующие методы исследования:

- анализ научно - педагогической, методической, искусствоведческой литературы, публикаций и диссертационных исследований по рассматриваемой проблеме;

- изучение и обобщение передового практического опыта преподавания в художественных и художественно - педагогических учебных заведениях с помощью ознакомления с учебными планами, программами, анализа занятий и творческих работ учащихся, беседы с педагогами.

- наблюдения за учебно - творческой деятельностью студентов художественно - графических отделений педколлед-жей на занятиях по художественной обработке материалов, сит-стематический анализ их работ и проверка теоретических знаний, путем тестирования, анкетирования;

- разработка и проведение констатирующего и формирующего педагогического эксперимента по выявлению эффективности предлагаемой системы обучения по развитию творческой активности.

Научная новизна исследования:

- дано психолого - педагогическое обоснование возможностей развития художественно творческой активности студентов в условиях среднего специального педагогического образования;

- разработаны критерии проявления художественно-творческой актинвости, установлены уровни ее сформированное™ у студентов;

- выявлены и экспериментально - аппробированы педагогические условия, обеспечивающие наиболее эффективное развитие художественно - творческой активности у студентов пед- колледжей на занятиях по художественной обработке материалов;

- создана методика развития художественно - творческой активности студентов педколледжей с учетом требований современной педагогической науки и изобразительного искусства, специфики и художественных возможностей технологии обработки декоративных материалов на занятиях по художественной обработке материалов.

Практическая значимость исследования состоит в том, что обоснованы и раскрыты особенности проявления художественно - творческой активности студентов на занятиях по художественной обработке материалов и предложены пути и методы ее развития. Практическую ценность для преподавания в средних специальных педагогических учебных заведениях имеют следующие разработанные и экспериментально проверенные материалы:

- методические рекомендации по развитию художественно - творческой активности в процессе изучения курса художественной обработке материалов;

- авторская программа по дисциплине «Художественная обработка материалов» для художественно - графических отделений педагогических колледжей;

- упражнения и творческие задания по темам «Ткачество», «Роспись тканей» с элементами проблемного обучения.

Материалы исследования могут быть использованы не только для преподавания в педагогических колледжах, но и в ВУЗах, а также при разработке программ и учебно - методической литературы для преподавания и самостоятельного изучения художественной обработки материалов и входить в состав кружковых и внеурочных занятий со школьниками.

Достоверность исследования подтверждается опорой на научные достижения в области педагогики, психологии, искусствознания, участием автора в опытно - экспериментальной работе, объективным анализом учебных и творческих заданий, анкет, художественных работ студентов в материале, его репрезентативностью, с сопоставлением исходных и конечных результатов исследования.

Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе преподавания художественной обработки материалов на художественно-графическом отделении Московского педагогического колледжа № 16, на художественно-графическом факультете института профессиональных инноваций (ИЛИ) г. Нерюнгри. Также диссертант ежегодно руководила курсовыми работами студентов, принимала участие в научных сессиях, организованных Московским городским открытым университетом в секции изобразительного искусства и методики его преподавания в 1996, 1997 гг., на заседаниях кафедры живописи. Основное содержание диссретации отражено в публикациях автора.

Экспериментальное исследование проводилось в три этапа в течении 5-ти лет. I этап - соответствовал периоду с 1994 по 1995 г. В течении этого времени шло изучение научно-теоретических материалов по проблеме исследования, анализ специфики преподавания художественной обработки материалов в условиях средних специальных учебных заведений. Были определены гипотеза, предмет и задачи исследования, намечено основное содержание и методика организации занятий.

II этап (1995 - 1997 гг.) - был посвящен проведению эксперимента, апробированию предполагаемого содержания образования и методов развития творческой активности студентов на занятиях по художественной обработке материалов и определение их эффективности.

III этап (1997 - 1999 гг.) - посвящен анализу результатов проведенной экспериментальной работы, внесению соответствующих поправок и дополнений, подведению итогов и оформлению результатов исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Характеристика развития художественно-творческой активности студентов художественно-графических отделений педагогических колледжей, ее отличительные черты, специфика ее проявления в зависимости от вида деятельности, индивидуальных качеств личности, возрастных особенностей.

2. Теоретическое обоснование условий, путей и методов развития художественно-творческой активности студентов на занятиях по художественной обработке материалов.

3. Методика замеров уровней сформированности художественно - творческой активности у студентов на занятиях по художественной обработке материалов, качественно - колличе-ственные критерии оценки данного вида активности, характеризующие: а) отношение студентов к заданию, включающее наблюдения за их поведением, проявлением волевых качеств, эмоций; б) уровень выполнения задания, где оцениваются грамотность, выразительность, техническое мастериство и качество работы; в) содержательную сторону активности, путем выявления мотивов деятельности студентов, их интересов, связанных с обучением художественной обработке материалов; г) образную выразительность работ, оригинальность замысла, эстетический вкус, раскрывающий уровень проявления творчества у студентов.

4. Методические рекомендации по развитию художественно - творческой активности студентов на занятиях по художественной обработке материалов.

Психолого - педагогические основы художественно -творческой активности личности

Изучение художественно-творческой активности имеет большое значение для современной педагогики. Оно тесно связано с реализацией социального заказа общества - формированием всесторонне развитой творческой личности. Возрастающая потребность в сознательном управлении творческой деятельностью и развитии творческих возможностей каждого человека возникла не только в связи с ростом научно-технического прогресса, но и с процессом гуманизации общества, связанного с решением задачи удовлетворения духовных запросов людей. Наиболее полно эта задача решается в контексте эстетической культуры, которая представляет собой совокупность эстетических идеалов, вкусов, оценок, деятельности и ценностей. В создании новых эстетических ценностей заключается смысл художественного творчества. Для повышения уровня эстетической культуры необходимо в процессе воспитания и образования готовить таких членов современного общества, которые могли бы не только пассивно воспринимать и адекватно оценивать произведения искусства и другие культурные ценности, но и были бы способны активно проявлять себя в художественном творчестве. Поэтому проблема развития художественно-творческой активности является одной из важнейших в современном образовании, и особенно остро она стоит перед педагогами, которые преподают предметы эстетического цикла: литературу, музыку, изобразительное искусство. Успешное выполнение творческих заданий, без которых невозможно изучение данных предметов, требует создания определенных условий, способствующих проявлению творческой активности. Для того, чтобы разработать систему таких условий, необходимо всесторонне проанализировать явление художественно-творческой активности, выявить ее движущие силы, психологические механизмы, особенности ее проявления в творчестве, количественные и качественные характеристики, критерии, по которым ее можно дифференцировать и т.д.

Приступая к анализу художественно-творческой активности в нашем исследовании, мы обращаемся к философской категории «активность». В самом широком смысле «это свойство любой материи, которое выражается в способности к взаимодействию с окружающей средой и с самой собой /182, с. 119/. Однако, в исследованиях современных философов нет единого мнения в толковании понятия «активность».

Одни ее связывают с деятельностью и взаимодействием вообще (Боровик B.C. /29/, Ильин А.Я. /203/, Коршунов A.M. /84/.). «Активность» (от франц. Activite) - сила действия, действенность, деятельное поведение...» /85, с. 13/. Это приводит к смешению понятий активности и деятельности. Активность не может быть тождественна деятельности. Другие считают, что активность является качественной и количественной мерой деятельности, характеризующей процесс взаимодействия (Мордко-вичВ.Г./Ш/).

Активность также рассматривается и как внутренняя способность любого субъекта материального мира к взаимодействию и к самодвижению. Этому способствует, то что активная материя содержит внутри себя источник собственного движения, который в процессе взаимодействия позволяет ей воспроизводить себя. «Воспроизводить себя, быть причиной своего существования в мире значит быть «субъектом активности» /30, с. 259./. Источником активности могут быть внутренние противоречия субъекта, опосредованные влиянием извне.

В исследованиях В.А.Петровского и А.И.Крупнова допускается, что активность может выступать «как в форме внутренних процессов взаимодействия, так и в форме внешних их проявлений... Она может быть охарактеризована как особая способность «в себе» с одной стороны, с другой - как свойство, проявляющееся в различных взаимоотношениях с действительностью» /87, с. 1.1. Такое понимание активности позволяет объединить ее наиболее общие и существенные признаки и вычленить главные характеристики: потенциальную возможность субъекта к действию, к взаимодействию; интенсивность процесса взаимодействия; наличие у субъекта внутренних противоречий как источника взаимодействия с внешней средой, опосредованных ее влиянием.

Данный философский анализ необходим для понимания того, в каких направлениях должна изучаться проблема художественно-творческой активности как одного из видов более широкой категории, которой является активность.

Если философия рассматривает активность как диалектический процесс, связанный с самодвижением и саморазвитием материи и ее взаимодействием с окружающем миром, то психология связывает категорию активности с существованием живой природы. «Активность - всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика как источник преобразования или поддерживание ими жизненно значимых связей со средой» /174, с. 14/. Но больше психологию интересует не природа с ее независящими от человека законами, но сам человек, которого софист Протагор назвал «мерой всех вещей» (с.9). Человек в психологии рассматривается как субъект активности.

Особенности развития художественно - творческой активности студентов педагогического колледжа на занятиях по художественной обработке материалов

Развитие художественно-творческой активности студентов педагогического колледжа обуславливается прежде всего возрастными и индивидуально-психологическими особенностями личности. Физические и психологические возрастные изменения в человеке оказывают существенное влияние на развитие личности в целом. Художественно-творческая активность как интегральное качество личности так же реагирует на возрастную специфику взаимосвязных с ней процессов, представляющих мотивационную, познавательную, эмоционально-волевую сферу психики человека.

Возраст студентов, обучающихся в педагогическом колледже, охватывает период от 15 до 19 лет, для тех, кто поступает по окончании девяти классов средней школы, и от 17 до 20 лет, для тех, кто уже получил полное среднее образование. Обучаются так же отдельные студенты более старшего возраста. Согласно учебному плану предмет «Художественная обработка материалов» студенты начинают изучать на третьем курсе в возрасте 17-18 лет, который соответствует, по классификации периодов жизни человека, принятых в современной возрастной психологии, юношескому возрасту от 17-21 года для мужчин, от 16-20 лет для женщин.

Юность в возрастной психологии определяется как стадия развития, начинающаяся с полового созревания и заканчивающаяся наступлением взрослости. Практически к окончанию педагогического колледжа молодые люди приобретают права и обязанности взрослого человека. В этот период завершается физическое развитие: «Студенческий возраст характеризуется наивысшем уровнем таких показателей, как мышечная сила, быстрота реакции, моторная ловкость, скоростная выносливость. Как принято говорить - это возраст физического совершенства» /172, с. 152 - 153./. Другими словами, это - благоприятный возраст для приобретения и совершенствования специальных навыков, необходимых для профессиональной, трудовой и творческой деятельности. При этом, молодые люди могут проявить высокую работоспособность, особенно при выполнении практических заданий, связанных с предметными действиями и операциями. В процессе преподавания художественных дисциплин это дает возможность повысить требования к мастерству, профессионализму и качеству как учебных, так и творческих работ, выполненных в различных техниках и материалах. Чем выше уровень сформированности практических навыков, тем увереннее чувствует себя студент в том или ином виде изобразительной деятельности, тем выше его художественно-творческая активность.

Многие психологи, начиная с Выготского Л.С., отмечали снижение активности с возрастом. Так Н.С.Лейтес отмечал, что в ходе возрастного развития явно идет на убыль «легкость пробуждения активности, непосредственная отзывчивость на окружающее...» /97, с. 221./. Снижение художественно-творческой активности в подростковом и юношеском возрасте связаны с неудовлетворенностью результатами своего творчества, которая возникает именно из-за несоответствия содержания, художественного замысла возможностям их воплощения, связанным с недостаточным уровнем мастерства и сформированности специальных навыков. Поэтому для развития художественно-творческой активности актуальной становится задача приобретения во время обучения навыков, необходимых для художественного творчества.

Несмотря на достаточно высокий уровень физического развития в юношеском возрасте, в процессе учебной деятельности недопустимо перегружать студентов. Преподаватель должен учитывать, что сильное увеличение нагрузки на студентов в виде объемных заданий, на выполнение которых уходит почти все их свободное время, вызывает сильное психическое напряжение и способствует не только снижению всех психических функций, в том числе и активности, но и разрушительно действует на здоровье.

Учебные и творческие задания должны соответствовать особенностям и уровню интеллектуального развития молодых людей. Как отмечалось в 1 диссертации, проявлению активности способствует наличие проблемной ситуации, при которой достичь конечного результата невозможно, не преодолевая определенные трудности. Таким образом, задания не должны быть слишком легкими. Они должны активизировать всю позитивную сферу личности. С другой стороны, они не должны быть слишком трудными, чтобы была возможность достижения реальных результатов, определенных успехов. Все это способствует повышению активности студентов.

Для разработки посильных, но эффективных заданий для студентов педагог должен учитывать особенности развития в юношеском возрасте психических свойств и высших психических функций: восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоций и чувств. В современной возрастной психологии отмечается, что в юности общие умственные способности человека в целом уже сформированы, хотя всегда существует возможность для их совершенствования. У молодых людей отмечается способность к более тонкому и точному различию внешних воздействий, что составляет основу наблюдательности - такого важного для художественного творчества качества.

Педагогические условия развития художественно -творческой активности студентов педагогических кол -леджей на занятиях по художественной обработке материалов

Развитие художественно-творческой активности студентов на занятиях по художественной обработке материалов предполагает создание в процессе обучения условий, необходимых для ее проявления. Разработка таких условий должна осуществляться с точки зрения системного подхода в педагогике. Такой подход является общим принципом для различных отраслей науки. «Система - это множество взаимосвязных элементов (компонентов), образующих устойчивое единство и целостность, обладая интегративными свойствами и закономерностями»/143, с. П./.

Сложность и многогранность явлений воспитания и образования заставили в последние два десятилетия современных исследователей более широко использовать идеи целостного, системного подхода в педагогике. Разработкой системного подхода к воспитанию занимались Крупская Н.К. /88/, Макаренко А.С/131/, Поташник М.М. /143/, Сластенин В.А. /170/ и др. Концепция системного понимания воспитания разрабатывалась активно в последние годы Ю.П.Сокольниковым, который считает, что «системный подход к воспитанию составляет в современных условиях необходимейшую предпосылку развития педагогической теории на путях приобретения его целостности, действенности» /177, с. 5 - 6./.

Исходным принципом его концепции является то, что «воспитание существует не только как процесс, но и как порождающие его воспитательные системы». Реализация данного принципа позволяет понять механизмы функционирования процесса воспитания с целью осуществления на него целенаправленного воздействия. Согласно этой концепции «Общими и необходимыми компонентами любой воспитательной системы являются воспитанники как люди, нуждающиеся в педагогической заботе общества, и воспитатели, призванные осуществлять эту заботу, а так же средства воспитания» /176, с. 90./.

В этой концепции воспитательно-образовательный процесс представляет собой макросистему, состоящую из множества микросистем различного уровня, в которой имеют место и относительно самостоятельные системы и частичные системы, обеспечивающие формирование отдельных сторон и качеств личности в их органической взаимосвязи. Дидактические системы, назначение которых составляет реализация образовательно-воспитательных возможностей учебной деятельности, являются специфическими видами частичных систем.

Общедидактические условия развития художественно-творческой активности как интегрального качества личности могут представлять из себя частичную систему, которая функционирует в структуре целостного воспитательно-образовательного процесса на художественно-графическом отделении педагогического колледжа. При этом, необходимо учитывать, что частичная система должна обладать характерными системными признаками: целенаправленностью, управляемостью, динамизмом, взаимодействием с системами более высокого порядка.

Переменными составляющими процесса развития художественно-творческой активности выступают педагогические средства активизации учебно-творческой деятельности студентов. Они включают содержание учебного материала, методы обучения, материальные средства обучения (наглядные, технические, учебники, учебные пособия и др.), организационные формы обучения как процесса и учебной деятельности учащихся. Они должны быть связаны и взаимообусловлены в зависимости от цели обучения и его конечного результата. Средства активизации «только тогда будут выступать как система, когда их отбор и объединение в эту систему будет осуществляться с учетом конкретной задачи каждого этапа учебного процесса и в своем единстве они будут воздействовать на каждый компонент художественно-творческой активности /182, с. 174./.

Похожие диссертации на Развитие художественно-творческой активности студентов педагогических колледжей на занятиях по художественной обработке материалов