Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие эмоционально-волевой сферы подростков на уроках фортепиано в системе дополнительного образования Земцова Татьяна Михайловна

Развитие эмоционально-волевой сферы подростков на уроках фортепиано в системе дополнительного образования
<
Развитие эмоционально-волевой сферы подростков на уроках фортепиано в системе дополнительного образования Развитие эмоционально-волевой сферы подростков на уроках фортепиано в системе дополнительного образования Развитие эмоционально-волевой сферы подростков на уроках фортепиано в системе дополнительного образования Развитие эмоционально-волевой сферы подростков на уроках фортепиано в системе дополнительного образования Развитие эмоционально-волевой сферы подростков на уроках фортепиано в системе дополнительного образования Развитие эмоционально-волевой сферы подростков на уроках фортепиано в системе дополнительного образования Развитие эмоционально-волевой сферы подростков на уроках фортепиано в системе дополнительного образования Развитие эмоционально-волевой сферы подростков на уроках фортепиано в системе дополнительного образования Развитие эмоционально-волевой сферы подростков на уроках фортепиано в системе дополнительного образования Развитие эмоционально-волевой сферы подростков на уроках фортепиано в системе дополнительного образования Развитие эмоционально-волевой сферы подростков на уроках фортепиано в системе дополнительного образования Развитие эмоционально-волевой сферы подростков на уроках фортепиано в системе дополнительного образования
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Земцова Татьяна Михайловна. Развитие эмоционально-волевой сферы подростков на уроках фортепиано в системе дополнительного образования : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Земцова Татьяна Михайловна; [Место защиты: Моск. гос. пед. ун-т].- Москва, 2010.- 182 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-13/1052

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические основы развития эмоционально-волевой сферы подростка 13

1.1. Философско-эстетические аспекты анализа эмоционально-волевой сферы личности 13

1.2. Психофизиологические особенности подросткового возраста 33

1.3. Развитие эмоционально-волевой сферы подростка как психолого- педагогическая проблема 54

Выводы по 1 главе 77

Глава 2. Процесс и результаты опытно-экспериментальной работы по развитию эмоционально-волевой сферы подростка на уроках фортепиано в системе дополнительного образования 79

2.1. Специфика развития эмоционально-волевой сферы подростка на уроках фортепиано в системе дополнительного образования 79

2.2. Пути регуляции эмоционально-волевой сферы подростка в процессе подготовки к публичным выступлениям 102

2.3. Опытно-экспериментальная работа по развитию эмоционально- волевой сферы подростка на уроках фортепиано в системе дополнительного образования 129

Выводы по 2 главе 164

Заключение 166

Литература 168

Введение к работе

Актуальность исследования. Жизнь в современном динамично развивающемся обществе предъявляет особые требования к личности человека, особенно к его эмоционально-волевой сфере. Увеличивающиеся эмоциональные нагрузки требуют от человека проявления волевых качеств. Они необходимы и для самоопределения, так как оно предполагает умение ставить перспективные цели, планировать этапы их достижения, характер волевых усилий для определения объективных и субъективных трудностей при реализации плана.

В этой связи развитие эмоционально-волевых качеств личности школьника - проблема, приобретающая все большую актуальность в современной отечественной и зарубежной психологии и педагогике. Эмоциональные реакции оказывают существеннейшее влияние на все формы поведения ребёнка в учебно-воспитательном процессе. Многочисленные исследования показали, что эмоционально окрашенный факт запоминается крепче и прочней, чем безразличный (К.П.Анохин, А.Г.Асмолов, Ф.Крюгер, В.М.Розин, П.В.Симонов и др.). Всякий раз, сообщая что-либо ученику, следует очень «бережно» затрагивать его чувства. Это нужно не только для лучшего запоминания и усвоения, но и во многом определяет характер всего учебно-воспитательного процесса. Психологи (А.А.Бодалёв, Л.И.Божович, Б.П.Братусь, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Р.С.Немов, С.Л.Рубинштейн и др.) подчеркивают также важность развития эмоционально-волевой сферы школьника для их последующей самостоятельной жизни.

Особая роль в этом контексте принадлежит музыкальному искусству, как незаменимому средству воспитания человека, в частности индивидуальным музыкальным занятиям в системе дополнительного образования как особой «школе» воспитания самодисциплины, самоконтроля и, конечно, развития эмоционально-волевой сферы учащихся.

Мышление и поведение современных подростков заметно логизировано и интеллектуализировано, в результате возникла опасность «засушения сердца», а далее - полное отсутствие эмоциональной отзывчивости. Безрадостная и беспечальная жизнь без ярких потрясений, но и без больших радостей создает основу для того набора чувств, который в русском литературном языке давно получил название обывательщины или мещанства. И не малую роль в этом сыграл бездушный способ обучения школьным предметам.

Проблемы эмоционально-волевой регуляции с особой остротой возникают при переходе от младшего школьного к подростковому возрасту. В основной школе увеличивается трудность учебных задач, объем преподаваемого материала, количество предметов, ослабляется роль внешнего контроля. Большое значение приобретает наличие целевой перспективы, развернутого планирования, осуществление самоконтроля и саморегуляции. В связи с интенсификацией деятельности повышаются требования к развитию способности адекватной самооценки результатов учебного труда.

При отсутствии целенаправленного формирования эмоционально-волевой сферы личности в условиях её стихийного развития школьники оказываются неспособными удовлетворить эти требования. Возникают противоречия между: необходимостью активизации эмоционально-волевой сферы подростка и недооценкой этой стороны его личности; развития способности учащихся формулировать цели своей деятельности, находить эффективные средства её достижения, своевременного контроля, оценки и корректировки своих действий и отсутствием целенаправленного формирования этих качеств личности в условиях общеобразовательной школы; сознательным стремлением подростков к занятиям музыкой и недостаточной сформированностью их эмоционально-волевой сферы для эффективности этих занятий; потребностью в эмоциональной

самореализации через искусство и невозможностью ее осуществлять в силу неразвитости эмоционально-волевой сферы и т.д.

Осмысление сущности выявленных противоречий и поиск возможностей их разрешения составили проблему исследования, заключающуюся в разработке педагогических методов и приёмов развития эмоционально-волевой сферы подростков в экстремальных условиях подготовки к публичным выступлениям на уроках фортепиано в системе дополнительного образования.

Эта проблема может быть решена путём изменения подходов к воспитательной деятельности, что предполагает построение всего процесса как многосторонней деятельности, основанной на взаимодействии, сотрудничестве, уважении, доверии к ребёнку через создание условий для его саморазвития и самореализации в качестве субъекта социокультурной деятельности. Важнейшие психологические новообразования подростков, в частности, такие как возникновение «внутренней позиции», развитие рефлексии и произвольности в поведении, расширение возможностей самооценки и самоконтроля на фоне позитивного самоотношения свидетельствуют о наличии в этом возрасте серьёзных предпосылок для нравственно-волевого развития личности.

Особенно ярко эти предпосылки выявляются в процессе непосредственного контакта педагога с учащимся в условиях индивидуальной работы или работы малыми группами (2-4 человека). Большие возможности для подобной работы предоставляет система дополнительного образования, имеющая, помимо общеобразовательной, профессиональную направленность (детская музыкальная школа, детская школа искусств), поскольку именно она, в отличие от обязательного общего образования или так называемого развивающего дополнительного образования (кружки, студии и т.д.) обеспечивает большую

индивидуализацию и вариативность учебно-воспитательного процесса в его направленности на личность.

Вышеизложенное определило тему исследования: «Развитие эмоционально-волевой сферы подростков на уроках фортепиано в системе дополнительного образования».

Исследование потребовало анализ литературы смежных
научных областей: философия (Аристотель, Ф.Бредли, Дж.Мак-Таггарт,
Ф.Ницше, В.С.Соловьёв, А.Г.Спиркин, П.А.Флоренский,

С.Л.Франк, И.Т.Фролов, В.П.Шестаков), эстетика (И.А.Бирич, Ю.Б.Борев,
В.В.Бычков, Е.С.Громов, О.В.Дивненко, Е.Г.Яковлев), педагогика

(И.П.Андриади, Ю.К.Бабанский, Б.С.Гершунский, Б.Т.Лихачёв,

П.И.Пидкасистый, И.П.Подласый, В.А.Сластёнин, Е.А.Ямбург), психология
(Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, Ж.Годфруа, Е.П.Ильин,
Р.С.Немов, С.Л.Рубинштейн, Б.Д.Эльконин), педагогика искусства и
музыкальная педагогика (О.А.Апраксина, Л.А.Безбородова, Е.А.Бодина,
Н.А.Ветлугина, Б.М.Неменский, Л.С.Сизова, М.С.Осеннева, Л.В.Школяр,
Б.П.Юсов), психология искусства (Л.Л.Бочкарёв, А.Л.Готсдинер,
Е.В.Назайкинский, В.И.Петрушин, Г.С.Тарасов), теория и методика
обучения игре на фортепиано (А.Д.Алексеев, А.Д.Артоболевская,
Л.А.Баренбойм, А.Б.Гольденвейзер, К.Н.Игумнов, Г.Г.Нейгауз,

А.И.Николаев, С.Е.Фейнберг).

Объект исследования - эмоционально-волевая сфера подростков как динамичное личностное образование.

Предмет исследования - процесс развития эмоционально-волевой сферы подростков на уроках фортепиано в системе дополнительного образования.

Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность методов развития эмоционально-волевой сферы

подростков на уроках фортепиано в процессе подготовки к публичным выступлениям.

Гипотеза исследования - развитие эмоционально-волевой сферы подростков на уроках фортепиано в процессе подготовки к публичным выступлениям будет успешным, если:

- занятия на уроках фортепиано будут проходить в обстановке творческого сотрудничества учителя и ученика, направленного на конечный положительный результат;

на занятиях будут созданы условия для развития способности ученика к эмоциональному самоконтролю;

будут разработаны комплекс специальных методов и упражнений, развивающих психологическую устойчивость подростков к стрессовым условиям публичных выступлений, а также техника настроя перед публичными выступлениями.

Цель и гипотеза обусловили следующие задачи исследования:

  1. Проанализировать теоретические основы развития эмоционально-волевой сферы подростка, как важнейшее составляющее развития личности.

  2. Раскрыть возможности дополнительного образования в процессе личностного развития учащегося, в частности, развития его эмоционально-волевой сферы.

  3. Конкретизировать условия творческого сотрудничества учителя и ученика в процессе развития эмоционально-волевых качеств школьников-подростков.

4. Разработать и экспериментально проверить методы развития
эмоционально-волевых качеств учащегося в процессе подготовки к
публичным выступлениям, опираясь на предвидение положительного
конечного результата. Обобщить итоги опытно-экспериментальной работы,
дать их педагогическую интерпретацию.

Методологической основой исследования послужили идеи и
положения психологической теории личности (А.Г.Асмолов, Л.И.Божович,
ЛС.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.), психологической
теории эмоций (Ч.Дарвин, У.Джемс, У.Кеннон, К.Ланге, П.В.Симонов,
Л.Фестингер, Д.О.Хебб и др.), философско-эстетические положения о
содержательной стороне музыки и искусства в целом (В.В.Бычков,
Л.А.Мазель, В.В.Медушевский, Е.В.Назайкинский, С.Х.Раппопорт,

А.Н.Сохор, Л.Н.Столович, В.Н.Холопова, В.А.Цуккерман, Г.М.Цыпин и др.), принципиальные положения педагогики искусства (О.А.Апраксина, Е.АБодина, Л.В.Горюнова, Е.Д.Критская, В.И.Петрушин, Л.И.Уколова, Г.М.Цыпин, В.А.Школяр, Л.В.Школяр, А.П.Юдин, Б.П.Юсов и др.), теория аутогенной тренировки (О.В.Дашкевич, А.И.Савостьянов, И.Шульц и др.), теоретико-методическая концепция педагогов-пианистов (А.Д.Алексеев, А.Д.Артоболевская, Л.А.Баренбойм, Е.Я.Либерман, Г.Г.Нейгауз, Л.Н.Оборин, С.Е.Фейнберг).

Методы исследования: изучение и анализ научной и методической литературы по теме исследования; сравнительный анализ, синтез, моделирование, осмысление передового педагогического опыта в области музыкального образования, а также собственного опыта работы с подростками в детской музыкальной школе; педагогическое наблюдение; опросные методы: беседа, анкетирование, интервьюирование; опытно-экспериментальная работа, математическая обработка и обобщение её итогов.

Опытно-экспериментальной базой исследования являлась МОУ ДОД Истринская детская музыкальная школа г. Истра Московской области, ГОУ ВПО «Московский городской педагогический университет». Всего в исследовании приняли участие 148 школьников. Результаты исследования проецировались также на студентов — будущих учителей музыки в количестве 38 человек.

Этапы исследования.

На первом этапе - 2000-2004гт. - осуществлялся отбор и анализ психолого-педагогических, музыковедческих, культурологических, научно-методических, философских, музыкально-педагогических материалов по теме исследования, осуществлялось наблюдение за подростками во время публичных выступлений, концертной деятельности в музыкальной школе, в университете, была сформирована гипотеза, намечены цель, задачи и пути их реализации.

На втором этапе - 2004-2007гг. - осуществлялась опытно-экспериментальная работа по развитию эмоционально-волевой сферы подростков на уроках фортепиано в системе дополнительного образования, проверялась выдвинутая гипотеза, проводился анализ полученных результатов, формировались методы развития эмоционально-волевой сферы, разрабатывались упражнения, способствующие комфортному состоянию в процессе публичных выступлений.

На третьем этапе - заключительном, 2007-2009гг. - осуществлялся анализ опытно-экспериментальной работы, обобщались и систематизировались полученные данные по развитию эмоционально-волевой сферы подростков, систематизировался накопленный педагогический опыт, литературное оформление текста диссертации.

Научная новизна исследования заключается в: научной

аргументации и выявлении педагогических условий развития эмоционально-волевой сферы подростков в системе дополнительного образования; введении в научный оборот, с учётом контекста исследования, термина «психологическая устойчивость» и его педагогической интерпретации; создании научно обоснованной методики развития эмоционально-волевой сферы подростков на уроках фортепиано; обосновании и разработке комплекса методов развития эмоционально-волевой сферы подростков в процессе

подготовки к публичным выступлениям; в выборе и доказательстве эффективности соответствующих педагогических приёмов.

Теоретическая значимость исследования состоит в: уточнении опорных понятий исследования и их определении; формулировке критериев и уровней развития эмоционально-волевой сферы подростков на уроках фортепиано в системе дополнительного образования; разработке комплекса специальных упражнений, развивающих способность подростка к самоконтролю и саморегуляции; обосновании и конкретизации применения техники настроя перед публичными выступлениями, обеспечивающей достижение оптимального конечного результата.

Практическая значимость исследования заключается в: апробации теории и методики развития эмоционально-волевой сферы подростков, основные положения которой могут быть использованы в курсах теории и методики музыкального образования, музыкально-педагогических практикумах, читаемых для будущих учителей музыки общеобразовательных и музыкальных школ, в системе повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров. Рекомендации автора могут обогатить методический фонд работающих педагогов-музыкантов, а также педагогов других специальностей, готовящих подростков к участию в открытых концертах, олимпиадах и конкурсах, требующих повышенного эмоционально-волевого напряжения и оптимизации усилий на пути достижения положительных результатов.

Достоверность полученных результатов обеспечивается

обоснованностью исходных методологических позиций, комплексом теоретических и эмпирических методов, адекватных предмету, цели, гипотезе и задачам исследования; практической деятельностью автора в области дополнительного музыкального образования, его личным участием в опытно-экспериментальной работе; актуальной и статистической

значимостью разработанных методов; качественным и количественным анализом экспериментальных данных.

Апробация и внедрение в практику результатов исследования.

Внедрение результатов исследования осуществлялось в практической деятельности учителя музыки в МОУ ДОД Истринской детской музыкальной школе в период с 2000 по 2009гг. Основные теоретические и практические положения исследования отражены в публикациях автора, в том числе в рецензируемом научном издании, рекомендованном ВАК РФ для размещения результатов научных исследований по кандидатским диссертациям в сфере общей и музыкальной педагогики, психологии и искусствоведения, обсуждались на заседаниях кафедры истории и теории музыки и музыкального образования ГОУ ВПО «Московский городской педагогический» университет, выступлениях на международных, региональных и отраслевых научно-практических конференциях. Основные положения, выносимые на зашиту:

1. В силу психофизиологических особенностей подростковый возраст
является сензитивным для развития эмоционально-волевой сферы. Её
развитие проблемно как в профессиональном, так и в личностном плане и
требует изыскания педагогических ресурсов, обеспечивающих гармоничное
развитие личности подростка, формирования качеств, необходимых для
личностного роста, освоения продуктивных способов самореализации и
самоконтроля в экстремальных ситуациях.

2. Публичные выступления представляют собой разновидность
экстремальных ситуаций и требуют специальной подготовки. Она
заключается в педагогическом воздействии на эмоционально-волевую сферу
подростка с целью планирования и достижения положительного результата
деятельности. Это тем более актуально, когда речь идёт о художественно-
эстетической деятельности, напрямую связанной с эмоционально-волевой

сферой, её уязвимостью и необходимостью активизации, трудностями регуляции в стрессовых ситуациях. Подготовка к ним составляет важную часть работы с учащимися в процессе индивидуальных занятий на фортепиано в системе дополнительного образования.

  1. Воздействие на эмоционально-волевую сферу подростка в процессе подготовки к публичным выступлениям требует применения специально разработанной методики комплексного характера, включающей педагогическую технику настроя на положительный конечный результат, личностного и профессионального воздействия на подростка с целью нейтрализации негативных факторов, связанных со стрессовой ситуацией публичных выступлений и достижения положительного конечного результата.

  2. Наиболее эффективными для развития эмоционально-волевой сферы подростков являются методы: имплозии, систематической десенсибилизации, релаксации, аутогенной тренировки, игры перед воображаемой аудиторией, ментальной репетиции. Развитие эмоционально-волевой сферы подростков требует также применения специальной техники настроя на положительный конечный результат, включающей личностное воздействие на подростка с целью нейтрализации негативных факторов, связанных со стрессовой ситуацией публичных выступлений. Она основана на комплексе приёмов: контактного воздействия, обыгрывания, медитативного погружения, имаготерапии.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, девяти таблиц, списка литературы, в котором 230 наименований.

Философско-эстетические аспекты анализа эмоционально-волевой сферы личности

Эмоционально-волевая сфера издревле привлекала пристальное внимание философов и эстетиков. Практически в каждую культурно-историческую эпоху появлялись исследования в той или иной мере затрагивающие эту проблему. Дадим краткую историческую ретроспективу научных интерпретаций понятия воли и эмоций.

Начнём с понятия воля. Кто-то из философов сказал: «Счастлив тот, кто в проделанной накануне работе видит следы своей воли»(37,с175). Это -способность к выбору цели деятельности и внутренним усилиям, необходимым для её осуществления. Воля — специфический акт, не сводимый к сознанию и деятельности как таковой. Не всякое сознательное действие, даже связанное с преодолением препятствий на пути к цели, является волевым: главное в волевом акте заключается в осознании ценностной характеристики цели действия, её соответствия принципам и нормам личности. Для субъекта воли характерно не переживание «я хочу», а переживание «надо», «я должен». Осуществляя волевое действие, человек противостоит власти актуальных потребностей, импульсивных действий. По своей структуре волевое поведение распадается на принятие решения и его реализацию. При несовпадении цели волевого действия и актуальной потребности принятие решения часто сопровождается борьбой мотивов (акт выбора) (98,с.90).

Различные истолкования воли в истории философии, эстетике и психологии связаны, прежде всего с противоположностью детерминизма и индетерминизма: первый рассматривает волю как обусловленную извне (физическими, психологическими, социальными причинами или же божественным предопределением - в супранатуралистическом детерминизме), второй - как автономную и самополагающую силу (свобода воли). В учениях волюнтаризма воля предстаёт как изначальное и первичное основание мирового процесса и, в частности, человеческой деятельности. Различие философских подходов к проблеме воли нашло своё отражение в психологических теориях воли, которые могут быть разделены на две группы «автогенетические» теории воли, рассматривающие её как нечто специфическое, не сводимое к каким-либо другим процессам (Н.Ах, В.Вундт, И.Линдворский и др.), и «гетерогенетические» теории, определяющие волю как нечто вторичное, продукт каких-либо других психических факторов и явлений — функцию мышления или представления (интеллектуалистические теории воли - многие представители школы Гербарта и др.), чувств (Э.Блейлер, Г.Эббингауз), комплекс ощущений (ассоцианизм) (37,108).

Понятие воли было представлено ещё в античной философии. Древние учёные-философы наделили человека тремя основными свойствами, которые, по их мнению, отличают человека от животных. Это разум, сознание и воля. В систему категорий науки о душе Аристотель (384-322 до н.э.) ввёл понятие «воля» для того, чтобы объяснить, каким образом поведение человека реализуется в соответствии со знанием, которое само по себе лишено побудительной силы. Воля у Аристотеля выступает как фактор, способный (наряду со стремлением - аффектом) изменять ход поведения: инициировать его, прекращать, менять,его направление и динамику. По его мнению, понятие воли было необходимым для объяснения порождения действия, основанного не на желаниях человека, а на разумном его осмыслении. Понимая, что само по себе знание не обладает побудительностью, но, постоянно сталкиваясь с реальностью этических поступков человека, когда действие осуществляется не потому, что так хочется, а потому, что так надо. Аристотель писал, что "...не знание, а другая сила вызывает действие согласно разуму", а поведением человека "движет предмет стремления, а через него движет размышление, так как предмет стремления есть начало для него". Действия, имеющие источник активности в самом человеке, т.е. осуществляемые по решению человека, Аристотель называет произвольными действиями или поступками (11,с.28).

Таким образом, первой реальностью, в рамках которой была поставлена проблема волевой сферы, было рождение действия человека, идущего от него самого. Рассмотрение воли в контексте порождения действия предполагает, прежде всего, побудительную функцию воли, а такой подход можно обозначить как мотивационный.

В средневековой философии переосмысливается греческая антропология и характерный для античности рационализм в этике. Если в античности центр тяжести этики был в знании, то в средние века - он в вере, а значит, перенесён из разума в волю. В эпоху Средневековья существовал негласный запрет на научное изучение воли человека, обусловленный следующими соображениями. Господствовавшая в то время теология, заменившая собой науку, утверждала, что человека частичной свободой воли наделил Бог и только он сам обладает полной свободой воли. Так или иначе, воля в это время определённо связывалась с деяниями Бога, и любая попытка человека вмешаться в этот процесс, в том числе с помощью научных исследований, трактовалась церковью как недопустимая.

Развитие эмоционально-волевой сферы подростка как психолого- педагогическая проблема

Развитие эмоционально-волевых качеств личности подростка -проблема, приобретающая всё большую актуальность в современной отечественной и зарубежной психологии и педагогике.

Воля - одно из главных понятий, используемых в психологии для объяснения поведения человека. Его употребляют в тех случаях, когда необходимо подчеркнуть отличие поведения человека от поведения животных. Такая традиция идёт с древнейших времён, и в плане давности использования понятие «воля» не уступает такому понятию, как темперамент. С древнейших времён волю понимали как способ самоутверждения человека и его специфики среди других живых существ. Существование самой по себе воли (в частности, божественного происхождения) лишь декларировалось аксиомой, не требующей доказательств.

На протяжении многих веков считалось, что всё поведение человека является исключительно разумным, сознательным и волевым. Сомнения в этом возникли только в начале XX века, а к его концу окончательно укрепились. Сначала человеку было отказано в исключительном праве на обладание мышлением; затем было показано, что сознательно управляемым является далеко не всё поведение человека, что у него есть и бессознательное, а значит — не волевое поведение. Сфера волевой регуляции вследствие этого была ограничена лишь высшими формами поведения человека, которые действительно являются сознательными и разумными. Однако при этом возник следующий вопрос: чем волевое поведение человека отличается от безвольного? В конечном счёте научный ответ на этот вопрос был найден, но это, к сожалению, не продвинуло вперёд научные исследования воли, и до сих пор эта тема в психологии остаётся наиболее сложной и наименее изученной. Причин такого положения дел несколько: до сих пор практически ничего не известно о том, с какими структурами и процессами, происходящими в мозге человека, связана его воля; воля как психологический феномен не имеет однозначных внешних проявлений или признаков, по которым можно было бы определённо судить о её участии в регуляции поведения и изучать волю саму по себе. Эти две причины создают серьёзные проблемы, связанные с научным, особенно экспериментальным, исследованием воли. Хотя такие исследования ведутся, но до сих пор не создано ни одного валидного и надёжного психологического теста, который позволил бы выявлять и количественно оценивать волю человека. Тем не менее в начале XX века волю как таковую всё же стали изучать, в том числе и экспериментальным путём.

Волю можно определить как некоторый до сих пор ещё до конца не познанный по своей природе вид энергии, с помощью которой человек может разумно и сознательно управлять своим поведением, а также собственными психическими процессами и состояниями (63,с.434). Воля -это также то, с помощью чего человек на сознательной и разумной основе оказывает влияние на окружающий мир, изменяя его по своему разумению. Один из существенных признаков воли, как следует из данного её определения, заключается в том, что воля практически всегда связана с принятием человеком сознательного, разумного решения, с преодолением препятствий и с приложением усилий для его выполнения. Волевое решение, кроме того, принимается и реализуется человеком в условиях конкурирующих друг с другом разнонаправленных потребностей, мотивов или влечений, которые примерно одинаковы по своей побудительной силе. Разницы в этой силе между соответствующими разнонаправленными побуждениями недостаточно для того, чтобы одно из них победило другое, и человеку приходится принимать решение и реализовывать его волевым путём, подавляя одно из конкурирующих влечений и способствуя осуществлению другого.

Воля всегда предполагает ограничение человека: поступая волевым образом, добиваясь поставленной цели, реализуя какую-либо актуальную потребность, человек, действующий по своей воле, всегда сознательно лишает себя чего-то другого, желательного для него. При этом если он поступает разумно, то отдаёт предпочтение более значимым и важным для него делам, подавляя сиюминутные, менее важные и значимые побуждения. На высших уровнях своего проявления воля предполагает опору на высшие цели, ценности и потребности человека, на духовные, нравственные и другие убеждения.

Специфика развития эмоционально-волевой сферы подростка на уроках фортепиано в системе дополнительного образования

В наше время, когда музыка, не зная границ, имеет повсеместное распространение и доступна каждому человеку, когда она служит средством общения и оказывает воздействие на формирование духовного мира людей, когда музыкальное искусство оказывает большое влияние на формирование личности - профессия преподавателя музыки приобретает большое социальное значение. Она становится почётной, нужной и чрезвычайно ответственной потому, что от музыкального воспитания, полученного в юности, во многом зависит эстетическая позиция человека. Музыкальная школа, как и любая другая школа, - в первую очередь, учреждение воспитательное. В связи с этим уместно вспомнить известные слова В.А. Сухомлинского: «Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека» (181,с.75).

Современное общество, предъявляя новые требования к человеку, ставит педагогов перед острой необходимостью пересмотра многих педагогических позиций, усиления внимания к процессу личностного развития ребёнка, его эмоционально- волевой сферы. Системе дополнительного образования при решении этих задач отводится особая роль.

Дополнительное образование — это универсальная система, восполняющая дефицит практической деятельности подростка, регламентированной школьной программой. Это - возможность индивидуального проявления, позволяющая ему реализовать себя так, как он этого хочет, и в том виде деятельности, который для него наиболее ценен (9,с.68).

То разнообразие направлений, которое включает в себя дополнительное образование, способно обеспечить интересы учащихся различных возрастов, устремлений, наклонностей, свойств характера. Предпочтения могут быть самыми различными — от «тихих» шахмат до каскадёрских трюков. Главное, что здесь находит воплощение всё, что ограничивается обязательной школьной программой и вынуждено находить выход вне школьных уроков.

На сегодняшний день система дополнительного образования представлена многочисленными детскими музыкальными, художественными школами и школами искусств, клубами, секциями, кружками, студиями, функционирующими на базе дворцов и домов детского и юношеского творчества, детских эстетических комплексов, а также на базе общеобразовательных школ. Развитие сети учебных заведений по всей России, обеспечение условий для сохранения и развития лучших традиций в области культуры и искусства является государственной политикой в области дополнительного художественного образования.

В отличие от других образовательных учреждений в учреждениях дополнительного образования ребенок не только получает поддерживающую информацию, но и активно включается в предметно-практическую деятельность. Осваивая ту или иную область человеческой деятельности, человеческого знания, приобретая умения и навыки, оценивая мастерство своего педагога, ребенок получает возможность не только выбирать наиболее адекватную для него сферу деятельности, но и реализовывать свой выбор (90,с.57-64).

Процесс образовательной деятельности в учреждениях дополнительного образования построен на единстве интересов всех его участников -педагогов, детей и родителей. Здесь существуют большие, чем в школе, возможности для личностных контактов всех участников педагогического процесса, выше степень эмоциональной окрашенности воспитательной деятельности. Педагогический процесс допускает тесное взаимодействие детей и родителей при выполнении творческого проекта, что весьма плодотворно в воспитательном аспекте (170,с. 264-272). Добровольность вхождения ребенка в сферу дополнительного образования, мотивированная его интересами, создает благоприятные педагогические возможности для создания условий, способствующих личностному развитию учащихся.

В учреждениях дополнительного образования изначально заложен личностно-ориентированный подход к ребенку. Практически каждый учащийся работает над своим проектом, общаясь с педагогом в режиме диалога, наиболее продуктивном для обучения. Педагоги, ориентированные на развитие личности ребенка, главный результат деятельности учреждений дополнительного образования видят в личностном росте учащихся, в формировании их позитивных личностных качеств (136,с.263).

Наиболее оптимален взгляд на данный вопрос Е.В.Титовой, считающей одним из возможных результатов образовательной деятельности положительную динамику личностных достижений учащихся (187,с. 14). Под личностными достижениями учащихся понимаются те изменения, которые произошли в ребенке по отношению к нему самому, начиная от первого момента взаимодействия с педагогом и до определенных этапов собственного роста. Таким образом, личностные достижения учащихся есть результат развития социально значимых качеств ребенка в целом: познавательной сферы, эмоций, мотивов, самореализации, самоконтроля, самоорганизации, физического и психического здоровья и др. Следовательно, учебные достижения являются частью личностных достижений учащихся.

Похожие диссертации на Развитие эмоционально-волевой сферы подростков на уроках фортепиано в системе дополнительного образования