Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические условия музыкального развития леворуких детей в системе дополнительного образования Арестова Александра Юрьевна

Педагогические условия музыкального развития леворуких детей в системе дополнительного образования
<
Педагогические условия музыкального развития леворуких детей в системе дополнительного образования Педагогические условия музыкального развития леворуких детей в системе дополнительного образования Педагогические условия музыкального развития леворуких детей в системе дополнительного образования Педагогические условия музыкального развития леворуких детей в системе дополнительного образования Педагогические условия музыкального развития леворуких детей в системе дополнительного образования Педагогические условия музыкального развития леворуких детей в системе дополнительного образования Педагогические условия музыкального развития леворуких детей в системе дополнительного образования Педагогические условия музыкального развития леворуких детей в системе дополнительного образования Педагогические условия музыкального развития леворуких детей в системе дополнительного образования
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Арестова Александра Юрьевна. Педагогические условия музыкального развития леворуких детей в системе дополнительного образования : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : М., 2005 171 c. РГБ ОД, 61:05-13/2308

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретические основы музыкального обучения и развития леворуких детей

1.1 Педагогические проблемы художественного образования леворуких детей 17

1.2 Психология леворуких детей в процессе обучения музыке 35

1.3 Специфика музыкального развития леворуких детей в дополнительном образовании 55

Глава II. Экспериментальное изучение музыкального развития леворуких детей в системе дополнительного образования

II. 1 Диагностика леворукости и ее значение для музыкального развития детей в системе дополнительного образования {констатирующий эксперимент) 66

II.2 Специфика восприятия музыки как основа музыкального развития леворуких детей 74

И.З Содержание и условия музыкального развития леворуких детей в системе дополнительного образования {формирующий эксперимент) 110

Заключение 140

Библиография 143

Приложения 158

Введение к работе

Актуальность исследования вызвана повышением количества леворуких людей во всем мире и неразработанностью содержания, методов и форм работы с ними. Особенности леворуких людей мало изучены, неизвестна также и причина появления леворукости у человека. Проблемы, связанные с этим явлением, стали изучаться только в XX веке. Это объясняется тем, что возникновение леворукости, как правило, обусловлено наследственными причинами, для изучения которых потребовались открытия в биологии и медицине, потребовалось развитие генетики.

В современном мире ученые насчитывают от 8 до 10 процентов левшей, а с прибавлением к этим данным людей со скрытой леворукостью показатели увеличиваются до 20 процентов. В России общей статистики по левшам пока нет, но некоторые исследования показывают увеличение количества леворуких людей и в нашей стране. Это хорошо заметно среди школьников -- тем более, что сейчас нет тенденции к переучиванию леворуких детей. Практика свидетельствует о постоянном увеличении числа подобных учеников и нерешенности проблем, вызванных доминированием левой стороны тела. В исследовании мы попытались, прежде всего, собрать, проанализировать и обобщить факты, связанные с обучением левшей музыке.

Обучение левшей, как и их изучение, ставит перед педагогом и исследователем много этических вопросов. Нередко ошибки именно этического плана тормозили развитие генетики - науки, которая ближе всех стоит к тайне появления леворукости. Так, евгенистические попытки улучшения природы человека, предпринимавшиеся в начале XX века и в 30-е годы, имели крайне нежелательные социальные и научные последствия. Например, по этой причине в ГДР исследования по генетике человека были возобновлены только в начале 70-х годов XX века. [30].

В нашем исследовании мы опираемся на этику толерантности, которая исходит из гуманистических представлений о непреходящей ценности

различных достоинств и добродетелей человека, в том числе отличающих одного человека от другого и поддерживающих богатство индивидуальных вариаций единого человеческого вида. [7 8]. В современной отечественной науке теорию толерантности развивает известный российский психолог А.Г.Асмолов.

Художественная культура занимает особое место в контексте проблем исследования толерантности. Основы гуманистической философии применительно к культуре и воспитанию детей (философия культуры М.С.Кагана, философия образования В.С.Гершунского, философия воспитания Б.Т.Лихачева) предполагают раскрытие, как минимум, 5 проблем: гуманистическое представление о мире как источнике искусства, гуманистическое представление о человеке, гуманистическое представление о ребенке и такое же представление о приобщении детей к искусству (Б.П.Юсов). [183]. В данной работе мы рассматриваем обучение леворукого ребенка музыке через призму гуманистических ценностей. Гуманизм присущ демократическому обществу в принципах «активного ненасилия», «недискриминации», «свободы выбора», «кооперативизма».[ 163].

Изучение проблем, связанных с леворукостью, сдерживали не ТОЛЬКО; этические ошибки. Так, на генетику в XX веке оказывалось идеологическое давление. В 20-е годы в СССР уровень генетических исследований был очень высокий. В стране работала целая плеяда корифеев — Н.И. Вавилов, Н.К. Кольцов, А.С. Серебровский, Ю.А. Филипченко, Н.В. Тимофеев-Рясовский, С.Н. Давиденков. [30]. Но их идеи оказались «неудобными» для мичуринской науки, объявившей этих ученых создателями реакционной теории наследственности, направленной против материалистической теории развития. Согласно постулатам материалистической биологии считалось, что наследственностью живых организмов можно управлять через ассимиляцию новых условий. Т.Д. Лысенко в своей «Агробиологии» в 1948 году писал, что наследственность - это эффект концентрирования воздействий условий внешней среды, ассимилированных организмами в ряде предшествующих

поколений. Тем не менее, «менделисты-моранисты», как называла их официальная наука, отрицали влияние условий жизни на изменчивость органических форм и искали причины изменчивости во внутренних факторах, заложенных в самом организме. Внешние условия, считали они, могут лишь усиливать или ослаблять имеющуюся изменчивость.[59]. В эпоху доминирования материалистической эволюционной теории Дарвина эти идеи были обречены. Но без них сложно было объяснить, почему у праворуких родителей появляется леворукий ребенок, почему при одинаковом обучении во все времена оставались люди, которые могли писать только левой рукой.

Положение о роли среды и наследственности в формировании личности было впервые сформулировано русскими учеными Ю.А.Филипченко и Н.К.Кольцовым еще в 20-е годы XX века. Развитие наследственнных признаков они считали следствием результата взаимодействия наследственной конституции и внешней среды. Нет таких признаков, которые бы абсолютно зависели от наследственности или только среды.[29]. Когда мы рассматриваем человека, то одно в этом человеке оказывается явно принадлежащим его биологическому существу (природному, как сказал бы К. Маркс), а другое явно открывается перед нами как надприродное,, приобретенное в обществе свойство. [93]. В исследовании музыкального развития леворуких детей вопросы обучения и воспитания мы рассматривали исходя из этой концепции.

Изучению левшевства мешают и демографические проблемы. Одними из методов изучения наследования признаков человека в медицинской генетике являются близнецовый и популяционно-статистический методы. Близнецовый метод позволяет оценить степень наследственности и факторов внешней среды. Популяционно-статистический метод заключается в исследовании признаков в больших группах людей, различающихся по наследственным характеристикам или условиям наследственных факторов в антропогенезе, роль генотипа и внешних факторов в наследственности в разных географических зонах или разных популяциях. Уменьшение

рождаемости приводит к уменьшению возможности проведения исследовательских работ по генетике на более широком материале. Миграция населения и смешение рас приводит к появлению совершенно новых генотипов. По прогнозам генетиков, пройдет 40 поколений (считается, что у человека поколение в среднем длится 25 лет) и все нации смешаются. [158]. Однако, как эта тенденция влияет на количество леворуких - ученые не знают.

Наука не стоит на месте, ее открытия способны повлиять на понимание явления леворукости. Прежде считалось, что определить доминирующую сторону тела можно в возрасте трех-четырех лет. Оказалось, гораздо раньше. Питер Херпер из Центра исследования поведения эмбрионов королевского Университета в Белфасте (Великобритания) изучил тысячу изображений зародышей, полученных с помощью ультразвукового сканера. Им было от 10 до 15 недель. Затем познакомился с детьми, в которых те превратились - и выяснил удивительные закономерности.

Во-первых, все зародыши, созревающие в утробе, тянут ко рту и сосут «лапку», словно медведи в берлоге. И, как правило, сосут правую — так поступают 9 зародышей из 10. Однако некоторые сразу же предпочитают левую. В итоге получается, что первые поголовно становятся правшами, а вторые — левшами. Херпер считает, что «ручной перекос» возникает от асимметрии в развитии спинного мозга, поскольку в 10-15 недель в голове у зародыша мозг находится еще в самом зачаточном состоянии. Но потом, по мере созревания и зародыша, и мозга, асимметрия «впечатывается» в голову. [89].

Поэтому леворукость - это не просто преимущественное владение одной рукой, а отражение определенной асимметрии между полушариями мозга. Это отличное от праворуких распределение психических функций между правым и левым полушариями мозга.

Развитие музыкально-творческих способностей детей невозможно без учета особенностей их мышления и выявления ведущей стороны

тела. В настоящее время предъявляются одинаковые требования по программе и нагрузке как для праворуких, так и для леворуких детей. Более того, массовое музыкальное образование направлено на обучение праворуких учеников. Специфика леворуких детей не учитывается. Эффект подобного обучения - частый отказ левшей от музыкального образования в начальной школе, проблемы с освоением программы обучения у детей в подростковом возрасте.

Правое полушарие, ведущее у левшей, отвечает за восприятие выразительности звуков. Огромный мир музыки доступен лишь этому полушарию. Правое полушарие преимущественно участвует в

обеспечении психической деятельности, осуществляемой при восприятии музыки, воспроизведении мелодий, сочинении музыки. Правое полушарие человека сопряжено с чувственной сферой. Отмечено, что многие леворукие дети обладают яркими художественными способностями к рисованию, музыке. Часто эти способности проявляются необычайно рано. Следует также отметить, что левши имеют свои особенности в развитии, и им труднее адаптироваться в социальной среде.

Для понимания значимости изучения проблем леворуких детей в музыкальной педагогике, надо учитывать факт, что практически весь инструментальный репертуар написан для праворуких исполнителей — на любом инструменте ведущая роль в технике исполнения отдана правой руке. Если писать, рисовать, даже сочинять музыку можно левой рукой, то при исполнении музыкального произведения левше приходится переучивать тело к выполнению не свойственной нагрузки правой стороной. Сейчас в индивидуальном порядке можно заказать рояль с клавиатурой наоборот или гитару с перетянутыми наоборот струнами. Но, во-первых, в рамках дополнительного образования это пока невозможно, а во-вторых, чтобы придти к такому решению, надо в любом случае какое-то время проучиться на стандартном инструменте.

Специфика педагогической работы с левшами в музыкальном образовании включает в себя учет особой ранимости психики таких детей, специфической координации движений у них и ослабленного иммунитета.

Особой проблемой в музыкальной педагогике являются скрытые левши. Это дети, которые в школе и дома считаются правшами, но у которых показатели обследований выявляют доминирование левой стороны тела.

Для повышения эффективности музыкального обучения явных и скрытых левшей необходимо чаще опираться на творческие способности таких учеников, активизировать работу правого полушария мозга. Развитие музыкально-творческих способностей каждого ребенка на основе его природных данных - важный фактор повышения общей культуры в нашей стране, способствующий любительскому

музицированию и общей образованности потенциальных слушателей.

Проблема леворукости — это междисциплинарная проблема. Она лежит на пересечении педагогики и психологии, медицины, теории наследственности, и имеет несколько аспектов рассмотрения. Среди них:

Философский аспект отражен в трудах Аристотеля, Н.А. Бердяева, И. Канта, и других;

Вопросы функциональной асимметрии головного мозга

рассматривались в трудах физиологов В.М. Бехтерева, Н.П. Бехтеревой; И.П. Павлова, И.М. Сеченова; Т.Визеля, Н. Гешвинда, Э.Кендела, Ф. Крика, М. ЛеМей, К. Халла, Д. Хьюбела, Э. Эвартса; в работах многих известных психологов: П.К. Анохина, Л.С. Выготского, А.Г. Ковалева, А.Р. Лурия, и других;

Психолого-педагогический аспект, изложен в работах B.C. Гершунского, А.С. Макаренко, Б.Т. Лихачева, Песталоцци, В.А. Сухомлинского, К.Д.Ушинского; и в трудах Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В.

Давыдова, А.А. Леонтьева, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, Д.Б. Эльконина, и других;

Обучение леворуких детей анализировали М.М. Безруких, М.Г.Князева, С.К. Кожохина, И. Макарьева, А.Л. Сиротюк, М.Шохор-Троцкой;

Художественно-педагогический, музыкально-эстетический и

искусствоведческий аспекты развивали многие авторы: О.А. Апраксина, Б.С. Асафьев, Л.А. Баренбойм, Е.А.Бодина, Д.Б. Кабалевский, Ю.М. Лотман, А.Н. Малюков, Шацкая В.Н., Л.В. Школяр, Б.П. Юсов; Л. Ауэр, Е.Ф. Гнесина, Б. Гутников, Б.С. Мейлах, К.Г. Мострас, М. Фейгин, Л.М. Цейтлин, И.Н. Цуккерман, А.И. Ямпольский, Ю.И. Янкелевич, и другие.

Необходимость учета специфики музыкального обучения и развития леворуких детей и неразработанность этого вопроса в специальной литературе обусловили проблему исследования и определили его тему: «Педагогические условия музыкального развития леворуких детей в системе дополнительного образования».

Объект исследования: музыкальное развитие леворуких детей как специфическая область художественного образования.

Предмет исследования: педагогические условия музыкального развития леворуких детей 6-14 лет в процессе обучения музыке в системе дополнительного образования.

Цель исследования: теоретически разработать и экспериментально проверить содержание и условия эффективного музыкального развития леворуких детей в системе дополнительного образования. . Задачи исследования.

1. Проанализировать психолого-педагогические особенности обучения и развития леворуких детей, описанные в специальной литературе.

2. Выявить специфику, динамику и этапы музыкального развития леворуких детей в процессе обучения игре на инструменте.

3. Обосновать и экспериментально проверить педагогические условия адаптации к обучению музыке и музыкального развития леворуких учеников

в системе дополнительного образования, сформулировать соответствующие методические рекомендации для педагогов - музыкантов.

Гипотеза исследования: музыкальное развитие леворуких детей в системе дополнительного образования будет протекать успешно при соблюдении следующих педагогических условий:

проведение своевременной диагностики, обеспечение педагогической целесообразности и комфортности обучения леворуких детей;

, обеспечение природосообразности и цикличности обучения, включая

направленность эмоциональной драматургии уроков на преодоление характерной для левшей психологической замкнутости;

организация сольного и ансамблевого музицирования компенсаторного характера, направленного на развитие самоконтроля ученика и поэтапного выполнения учебных задач.

Методологической основой исследования явились:

педагогические концепции К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, В.С.Гершунского, Б.Т.Лихачева; концептуальные идеи развития личности, содержащиеся в трудах Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, Д.Б. Эльконина и др.); этика толерантности А.Г. Асмолова; теория развивающего обучения В.В. Давыдова - Д.Б.

Эльконина; идеи художественно - эстетического воспитания Д.Б. Кабалевского и Б.М. Неменского; психолого-педагогические теории обучения леворуких детей М.М. Безруких, М.Г. Князева, И. Макарьева, идеи музыкально-эстетического воспитания школьников О.А. Апраксиной, Б.В. Асафьева, Л.А. Баренбойма, Е.А. Бодиной, А.Н. Малюкова, В.Н. Шацкой, Б.П.Юсова; концепции инструментального обучения Л. Ауэра, Е.Ф. Гнесиной, К.Г. Мостраса, Л.М. Цейтлина, А.И. Ямпольского, Ю.И. Янкелевича и др.

Методы исследования: изучение литературы по теме исследования; теоретические методы - анализ, синтез, обобщение материала по теме исследования; эмпирические - педагогическое наблюдение, изучение музыкально-педагогического опыта преподавателей и творческой деятельности учеников, осмысление собственного многолетнего опыта работы в системе дополнительного образования; диагностические -тестирование, анкетирование, устный опрос учителей и учащихся; опытно-экспериментальная работа, включающая констатирующий, формирующий и контрольный этапы, статистическая обработка данных.

Научная новизна исследования.

1. Впервые в музыкальной педагогике рассмотрена специфика музыкального развития леворуких детей. При этом музыкальное обучение рассматривается как оптимальное средство художественного развития левшей и универсальное условие их щадящей адаптации к окружающему социуму.

2. Разработано содержание обучения музыке леворуких детей и определены 5 этапов их музыкального развития: I - подготовительный (диагностирующий), II - начальный (адаптационный), III - средний (критический), IV - этап практической реализации накопленных инструментальных навыков (13-14 лет), а также завершающий V этап, констатирующий успешность обучения. 3.Выявлена динамика музыкального развития леворуких учеников: замедленный процесс накопления учебной информации на Ни III этапах обучения, с последующей компенсацией - активизацией развития на IV и V этапах.

4.Разработаны инструментально-технологические и репертуарные рекомендации по музыкальному развитию леворуких учеников, направленные на выравнивание их обучения с праворукими детьми, с учетом сложностей приобретения леворукими детьми игровых навыков, воспитания внутреннего музыкального слуха и представления о звучании инструмента; обоснована важность занятий в ансамбле.

Теоретическая значимость исследования.

1. Обоснованы необходимость своевременного выявления леворукости в музыкальном образовании и учета этой характеристики в процессе обучения музыке. »

2. Определена специфика восприятия музыки детьми на основе сравнительных характеристик восприятия пространства, времени, движения, а также памяти и внимания в процессе музыкального обучения и развития.

3. Сформулированы следующие педагогические условия эффективного музыкального развития левшей:

- педагогическая целесообразность своевременного начала обучения музыке и обоснованности выбора инструмента; использование компенсаторной роли игры в ансамблях для преодоления возникающих объективных трудностей в обучении;

природосообразность, требующая необходимой продолжительной адаптации левшей к обучению музыке и проявления в связи с этим максимальной корректности и терпения, по отношению к левшам в большей мере, чем другим ученикам;

- цикличность обучения, связанная с возвратом к пройденному и обусловленная замедленным характером накопления информации, а также затрудненностью координации движений на начальных этапах обучения музыке;

- оптимизация драматургии уроков (профилактика стрессовых ситуаций, систематический контроль за эмоциональным состоянием ребенка, особенно перед игрой на сцене, для исключения характерного у левшей состояния аффекта в ситуациях, связанных с повышенным волнением и ответственностью).

Практическая значимость исследования.

Результаты научного исследования могут быть использованы при

обучении левшей музыке в общеобразовательных и музыкальных школах,

студиях, кружках, при составлении программ, учебных пособий общего и

дополнительного музыкального образования; а также для

индивидуализации педагогических методов и приемов в музыкальном воспитании и обучении правшей, левшей, детей со скрытой леворукостью. Разработана специальная методика обучения леворуких детей игре на скрипке.

Материалы исследования могут быть использованы в дисциплинах педагогического и психологического циклов, а также в курсах: "Методика обучения игре на музыкальном инструменте" и "Теория и методика музыкального образования» в педвузе, педколледже, в системе повышения квалификации педагогов основного и дополнительного образования.

Достоверность исследования обеспечена подробным анализом имеющихся теоретических источников, применением адекватных методов исследования, проведением опытно-экспериментальной работы, качественным и количественным анализом полученного материала, включая педагогическую практику. В ходе констатирующего и формирующего эксперимента было задействовано 129 детей дошкольного и школьного возраста.

Этапы исследования.

1. Первый этап (1990-1995 гг.) - накопление опыта работы с леворукими учениками и детьми со скрытой леворукостью. Анализ наблюдений, многолетнего эмпирического опыта диссертанта в качестве преподавателя.

2. Второй этап (1996-1998 гг.) - Разработка теоретических подходов, концепции исследования, теоретическое осмысление и систематизация накопленного материала по музыкально-творческому развитию леворуких детей. Изучение философско-эстетической, психолого-педагогической и музыкально-педагогической литературы.

3.Третий этап (1999-2001 гг.) - опытно-экспериментальная апробация педагогических условий (системы поэтапного музыкальное развитие ребенка-левши, инструментальные и репертуарные рекомендации),

позволяющих контролировать уровень музыкального развития детей этого типа.

4.Четвертый этап (2001-2004 гг.) — анализ сравнительных характеристик познавательных процессов у леворуких детей при обучении музыке: восприятие пространства, времени, движения, характеристика внимания, памяти, восприятия музыки. Параллельно уточнялись теоретические и методические положения исследования. Проводился анализ и обобщение материалов, собранных в процессе исследования, написание текста диссертации и его литературная обработка.

Апробация результатов и внедрение результатов исследования осуществлялась в практической работе автора, на семинарах аспирантов и заседаниях лаборатории музыкального искусства. Основные положения диссертационного исследования опубликованы в статьях, излагались на Межрегиональной научно-практической конференции "Профессиональная подготовка учителя музыки" (2000 г.) в МПГУ и на Международной конференции «Искусство и дети: проблемы и перспективы развития культуры мира в XXI веке» (2003 г.) в ИХО РАО, на межрегиональной научно-практической конференции «Музыкальное образование в XXI веке: традиции и инновации», (Москва, 2004 г.), на межвузовской научной конференции-семинаре студентов, аспирантов и молодых ученых «Музыкальное образование: научный поиск в решении актуальных проблем учебно-воспитательного процесса» (Москва, 2004г.).

База исследования: Государственные образовательные учреждения: детский сад №5 и детская музыкальная школа г.Протвино Московской области, детская музыкальная школа г. Кременки Калужской области.

Разными формами исследования было охвачено 49 педагогов детских садов и музыкальных школ (29-60 лет); 71 учащийся музыкальных школ (7-14 лет); 58 воспитанников детского сада. Положения, выносимые на защиту:

1. Важнейшей предпосылкой эффективного музыкального развития является своевременное выявление леворуких учеников, что позволяет индивидуализировать процесс обучение музыке, сделать его более стабильным и результативным.

2. Эффективность музыкального развития леворукого ребенка зависит от соблюдения следующих педагогических условий: а) срок начала обучения музыке — на год позже или на год раньше по сравнению с общеобразовательной школой; б) выбор инструмента с учетом, что леворуким детям легче учиться на щипковых инструментах, труднее — на струнно-смычковых; в) педагогическая профилактика отказа леворуких детей от занятий музыкой из-за трудной адаптации к обучению; г) организация учебного процесса с точки зрения природосообразности, педагогической целесообразности и психологической комфортности. Особое значение в работе с левшами приобретает закрепление полученных знаний, базирующееся на цикличности обучения, развитии самоконтроля и творческой деятельности: в особенности субъективной интерпретации и сочинении музыки, участия в концертах и т.д.

3. Основные этапы музыкального развития левшей: I этап — подготовительный (диагностический), II этап (6-9 лет) — начальный (адаптационный); III этап (10-12 лет)- средний (критический); IV этап (13-14 лет) - этап практической реализации накопленных инструментальных навыков; V этап - завершающий (констатация успешности обучения).

Динамика музыкального развития левшей заключается в замедленном процессе накопления учебной информации на II и III этапах и активизации музыкального развития IV и V этапах. Последовательность и полнота прохождения всех названных этапов обязательна: на каждый следующий этап возможен переход, лишь после реализации задач предыдущего.

4. Методические рекомендации по музыкальному развитию левшей предполагают: поэтапное обучение, подбор доступного педагогического репертуара, содержащего минимум смешанных штрихов и разнородных движений, опору на воспитание внутреннего музыкального слуха, развитие представлений о звучании инструмента; занятия в ансамблях как компенсаторную, непроизвольно-подражательную форму развития инструментальной техники и, вместе с тем, как важнейшее средство щадящей адаптации к социуму, ориентированному на праворукость.

Структура диссертации. Диссертация включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы и приложения (тесты, таблицы, методические рекомендации по обучению леворуких детей игре на скрипке).

Педагогические проблемы художественного образования леворуких детей

Демократизация общества в России, возрастание роли личности в социально-экономических условиях требуют максимальной реализации творческого потенциала человека. Гармоничное развитие личности на основе природной индивидуальности каждого человека, выявление индивидуальных способностей становится главной задачей педагогики. В общественных отношениях, в требованиях производства, в сфере науки и культуры повышаются требования к творческому уровню специалистов различных профилей и квалификаций. Общая культура человека, его кругозор, индивидуальные способности становятся критерием отбора в обществе. Создавая условия для максимального раскрытия творческого потенциала леворуких людей, общество может получить ярких и нестандартных специалистов во всех жизненных сферах. [139,95].

Давно замечено, что левши часто обладают художественными способностями, являются хорошими знатоками и ценителями всего прекрасного, обладают умелыми руками. Эта характерная особенность леворуких людей хорошо отражена в знаменитом рассказе Лескова "Левша". Среди профессиональных музыкантов немало левшей. В тоже время многие леворукие дети уходят из музыкального образования, не справившись с учебной нагрузкой. [48]. Часто леворукие ученики, особенно мальчики, сталкиваются с трудностями на протяжении всего периода обучения - часто отстают по программе, тяжело переживают неудачи, бросают обучение сами, либо система музыкального образования сама выталкивает этих нестандартных детей. Важно понимать, трудности обучения левшей связаны с особенностями их физиологического и психического развития.

Каждый учитель музыки должен быть готов к тому, что в его педагогической практике могут встретиться леворукие дети, обучение которых потребует повышенного внимания. Часто из-за нежелания учителя вникать в проблемы леворуких учеников, многие потенциально способные дети вынуждены отказываться от музыкального образования. Методических рекомендаций по музыкальному развитию леворуких детей нет, поэтому в нашем исследовании мы, прежде всего, опираемся на общую педагогику.

В обучении ребенка письму и музыке есть много общих дидактических принципов. Письмо рассматривается как система графических знаков для передачи, запечатления речи. В письме отражается манера речи, её лингвистические особенности, письмом передаётся художественный смысл, индивидуальность автора. Обучение музыке - это тоже система освоения графических знаков и движений, но передающих художественный смысл звуков. Поэтому, между освоением письма и освоением музыки много общего, и многие закономерности обучения письму леворуких детей можно проецировать и на обучение их музыке.

История развития письма начинается с возникновения первых зрительных знаков у ребенка и опирается на ту же естественную историю рождения знаков, из которых родилась речь. Именно жест есть первоначальный зрительный знак, в котором заключается уже, как в семени, будущий дуб, будущее письмо ребенка. Жест является письмом в воздухе, а письменный знак - очень часто просто закрепленным жестом.[42, с.644].

Обучение двигательному игровому навыку сродни обучению письму. Между умением читать и писать, умением говорить, самому одеваться и раздеваться, умением элементарно рисовать (здесь мы добавим - и умение элементарно играть на инструментах) нет принципиальной разницы. Так как умение писать есть в значительной мере чисто "мускульная способность".[42, с.642].

Психология леворуких детей в процессе обучения музыке

Невозможно найти верного пути обучения и развития леворуких детей, если не говорить об особенностях анатомического строения мозга этих учеников и влияния этого фактора на весь педагогический процесс.

Наука всегда интересовалась работой мозга. На протяжении веков люди пытались изучить процессы, происходящие в мозге человека, углубляясь в исследованиях по мере получения новых данных. Большой вклад в понимание того, как связана работа мозга и организма человека с психологическими явлениями и поведением, внес И.М. Сеченов. Позднее его идеи развил И.П. Павлов, работы которого в наши дни послужили основанием для создания новых теорий.

Своеобразную эволюцию со времени первого своего появления с начала XX в. до наших дней претерпели идеи И.П. Павлова, связанные с понятием условного рефлекса. Поначалу на это понятие возлагали большие надежды в объяснении поведения человека. Однако эти надежды полностью не оправдались. Условный рефлекс оказался слишком простым физиологическим явлением, чтобы на его основе можно было понять и к нему свести все сложные формы поведения.

Вскоре после открытия условно-рефлекторного научения были обнаружены и описаны иные пути приобретения живыми существами жизненного опыта - импринтинг, оперантное обуславливание, викарное научение, - которые существенно расширили и дополнили знания о механизмах научения, свойственных человеку. Но, тем не менее, идея условного рефлекса как одного из способов приобретения организмом нового опыта осталась и получила дальнейшую разработку в работах психофизиологов, в частности Е.Н. Соколова и Ч.А. Измайлова, которые предложили понятие рефлекторной дуги [178].

Наряду с этим наметились новые, более перспективные направления разработки проблемы связи психики и мозга. Они касались, с одной стороны, роли, которую психические процессы совместно с физиологическими играют в управлении поведением, а с другой — построения общих моделей регуляции поведения с участием в этом процессе физиологически и психических явлений (Н.А. Бернштейн, К. Халл, П.К. Анохин).

Н.А. Бернштейн доказал, что даже простое движение, приобретенное при жизни, не говоря уже о сложной человеческой деятельности и поведении в целом, не может быть выполнено без участия психики.

Американский ученый К. Халл рассматривал живой организм как саморегулирующуюся систему со специфическими механизмами поведенческой и генетико-биологической регуляции.

П.К. Анохин предложил такую модель организации и регуляции поведенческого акта, в которой есть место для всех основных психических процессов и состояний. Она получила название модели функциональной системы. [178].

В разное время различными исследователями прямо или косвенно была выдвинута идея функциональной асимметрии больших полушарий головного мозга [103]. Учение о межполушарной асимметрии у человека возникло лишь около ста лет назад. Открытие французского врача Поля Брока буквально потрясло ученый мир. До него никто не обращал внимание на то, что параличи правой руки очень часто сопровождаются нарушением речи, а при параличе левых конечностей речь обычно не страдает. Изучая это явление, Брок сделал не одно, а сразу три крупнейших открытия:

1- он обнаружил в левом полушарии моторный центр речи, поражение которого вызывает затруднение артикуляции (моторную афазию);

2- показал, что в мозгу существует строгая локализация функций, и

3- обнаружил, что полушария мозга человека асимметричны в функциональном отношении [105].

Диагностика леворукости и ее значение для музыкального развития детей в системе дополнительного образования {констатирующий эксперимент)

Важнейшей задачей в музыкальной педагогике настоящего времени является привлечение внимания педагогов к проблемам, связанным с увеличением количества леворуких и обоеруких детей, и одновременно уменьшением количества праворуких учеников. Прежде всего, это вопрос адекватности требований к ученику и его возможностям.

Детская музыкальная педагогика нуждается в получении результатов исследований о количественном соотношении правшей и левшей на сегодняшний день, и в связи с этим - в корректировке программ и методик с целью наиболее успешного освоения программы обучения на основе физиологических и психических особенностей детей.

Обратимся к результатам выборочного тестирования, проведенного нами в образовательной системе города Протвино с целью уточнения данных о количестве левшей в школах и ДОУ города. Были проведены исследования по определению ведущей и неведущей сторон тела у людей разных возрастов. Им было предложено два теста - основной и уточняющий (описание тестов - в приложении к диссертации). Тесты разработаны Безруких М.М. и Князевой M.F. (Приложение А, тесты №1, №2).

Анкетирование прошли 187 человек: 49 педагогов (29-60 лет); 80 учащихся музыкальных школ (7-13 лет); 58 детей дошкольного возраста (4-лет).

В целом, результаты тестирования показали:

1. В ходе экспериментальной работы многие педагоги старшего поколения охотно делились воспоминаниями о том, как их переучивали в детстве держать ручку в правой, а не в левой руке. Надо отметить, что многие педагоги благодарны своим родителям и учителям за это переобучение, так как считают, что в настоящее время писать правой рукой для них удобнее, чем левой.

2. Среди старшего поколения леворуким оказался человек, имеющий дефект правой руки. В этом случае леворукость можно считать победой над болезнью.

3. Среди детей в возрасте от 7 до 13 лет - 10% левшей. Ни в школе, ни дома сейчас леворуких не переучивают. Очень часто они имеют слабое здоровье. По мнению окружающих, многие из этих детей обладают хорошими художественными способностями, имеют оригинальное мышление и богатое воображение. Обучение в школе им дается без особого труда, но всегда есть риск запустить предметы из-за частых болезней. При обучении игре на инструменте они сталкиваются с серьезными координационными проблемами.

Похожие диссертации на Педагогические условия музыкального развития леворуких детей в системе дополнительного образования