Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста в системе дополнительного образования на примере изготовления мягкой игрушки Игнатьева Алла Владимировна

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста в системе дополнительного образования на примере изготовления мягкой игрушки
<
Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста в системе дополнительного образования на примере изготовления мягкой игрушки Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста в системе дополнительного образования на примере изготовления мягкой игрушки Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста в системе дополнительного образования на примере изготовления мягкой игрушки Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста в системе дополнительного образования на примере изготовления мягкой игрушки Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста в системе дополнительного образования на примере изготовления мягкой игрушки Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста в системе дополнительного образования на примере изготовления мягкой игрушки Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста в системе дополнительного образования на примере изготовления мягкой игрушки Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста в системе дополнительного образования на примере изготовления мягкой игрушки Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста в системе дополнительного образования на примере изготовления мягкой игрушки Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста в системе дополнительного образования на примере изготовления мягкой игрушки Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста в системе дополнительного образования на примере изготовления мягкой игрушки Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста в системе дополнительного образования на примере изготовления мягкой игрушки
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Игнатьева Алла Владимировна. Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста в системе дополнительного образования на примере изготовления мягкой игрушки : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Москва, 1998 260 c. РГБ ОД, 61:99-13/229-5

Содержание к диссертации

Введение

Глава I ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МЯГКОЙ ИГРУШКИ 14

1.1. Мягкие игрушки разных народов 14

1.2. Из истории русской мягкой игрушки 23

1.3. Роль игры и игрушки. Функциональные особенности мягкой игрушки 38

Глава II. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ПРИМЕРЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ МЯГКОЙ ИГРУШКИ 52

2.1. Психологические особенности младших школьников 52

2.2. Проявление творческих способностей у младших школьников в процессе изготовления мягкой игрушки 67

2.3. Формирование двигательных навыков и освоение технических приемов у младших школьников в процессе изготовления мягкой игрушки 89

2.4. Критерии оценки выполнения мягкой игрушки младшими школьниками 101

Глава III. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ МЯГКОЙ ИГРУШКИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 125

3.1. Анализ проявления творческих способностей у младших школьников в процессе изобразительной и трудовой деятельности 125

3.2. Обоснование методов развития творческих способностей у младших школьников на примере мягкой игрушки 145

3.3. Методические приемы, система упражнений и заданий, предлагаемые при изготовлении мягкой игрушки 178

3.4. Программа проведения занятий в кружке «Мягкая игрушка» с младшими школьниками 204

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 212

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 215

ПРИЛОЖЕНИЕ 234

Введение к работе

Проблема исследования и ее актуальность.

Проблемой данного диссертационного исследования является развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста в системе дополнительного образования на примере изготовления мягкой игрушки. Решение данной проблемы связано с поиском наиболее эффективных способов и средств обучения, форм организации занятий в процессе изготовления мягкой игрушки с целью наиболее полной реализации творческого потенциала младших школьников, и развития их творческих способностей в системе дополнительного образования.

Преобразования, происходящие в социально-экономической, нравственной и культурной среде, определяют новое понимание личности. Личности, социально-адаптированной, способной к активным и творческим преобразованиям окружающей действительности, в любом виде деятельности, поиску оптимальных, оригинальных решений на поставленные задачи. В связи с этим происходит переориентация целей образовательной и воспитательной деятельности.

В процессе воспитания и образования главное значение приобретают задачи, не только передачи исторически сложившегося общечеловеческого опыта, развития социально значимых знаний, умений и навыков, но и формирование таких личностных качеств как инициатива, способность мыслить, стремление к творческому поиску. Творческий подход к любому виду деятельности входит в категорию главных ценностей, формированию и развитию, которого, должен быть посвящен учебный процесс, как в школе, так и в системе дополнительного образования. Здесь закладываются основы специальной грамоты и мастерства, раскрываются широкие возможности творчества и для педагога, и для учащихся на самых ранних этапах их развития.

Учащиеся младших классов по своим возрастным проявлениям удивительно динамичны. Особенно ярко это проявляется в изобразительной деятельности, в ходе которой могут использоваться самые различные художественные материалы. Занятия изобразительной деятельностью рассматриваются как одно из важнейших средств развития личности ребенка, способствующее формированию эстетического понимания окружающего мира, развитию творческого, образного мышления, художественно-образного видения.

В ходе исследования психолого-педагогических и физиологических особенностей младших школьников основополагающими явились труды многих ученых Б.Г. Ананьева (5, 6), А.В. Бакушинского (12,100), Л.С. Выготского (43-46), П.Я. Гальперина (49, 50), В.В. Давыдова (61-65), В.П. Зинченко (82), Е.И. Игнатьева (83-86), Н.С. Лейтеса (134), А.Н. Леоньтева (135, 136), Ж. Пиаже (179), С.Л. Рубинштейна (196, 197), Д.Б. Эльконина (212), И.С. Якиманской (215) и других. Они отмечают, что именно в этот период наилучшим образом проявляется творческая активность, что в значительной мере определяется формированием личности ребенка. Учащиеся совершенствуют двигательные навыки, направленные на освоение различных видов деятельности, развивают новые качества познавательных процессов, овладение мыслительными операциями, необходимыми для познания реальности. Приобщаются к новым категориям ценностей и оценок, собственно созданного, значимого для них продукта в сравнении с потреблением, находят индивидуальный стиль деятельности, так как включаются в учебную деятельность. В новых условиях у ребенка , начинают особенно ярко выражаться его природные задатки, индивидуальные особенности в типологических свойствах нервной системы. Характерным для данного возраста является реактивность, чувствительность ко всему яркому, новому, необычному что, так или иначе, вызывает эмоциональный отклик.

Ребенка с раннего детства окружают различные игрушки, которыми он играет. В процессе игры у него вырабатываются не только потребительское отношение к ним, но и эстетические чувства, и яркие эмоциональные проявления. У младших школьников наряду с новой для них учебной деятельностью продолжает оставаться и потребность в игровой деятельности. Поэтому необходимо при переходе в школу использовать естественную потребность детей к игре и игрушкам, применять ее в обучении, направлять эти потребности на созидательную деятельность, в которой мягкая игрушка может стать объектом творчества. Поэтому не случайно тема диссертационного исследования, связанна с изготовлением мягких игрушек учащимися младшего школьного возраста. Мягкая игрушка в системе изобразительной деятельности имеет значительные преимущества.

Изготовление мягкой игрушки «своими руками», на начальных стадиях обучения соответствует наиболее фундаментальным потребностям данного возраста во всех отношениях (моторика, эмоциональная окраска, игровая деятельность, развитие познавательных процессов). Этот вид деятельности уникален еще и тем, что имеет конечный результат, младшие школьники достаточно отчетливо представляют ДЛЯ ЧЕГО, они изготавливают игрушку -для себя (спать, играть, украшать и т.д.). Творчество начинается с познания (анализа, сравнения, синтеза). Учащиеся овладевают важными творческими операциями: изменения, преобразования, комбинаторики. Выполнение мягких игрушек характерно сочетанием познания овладения практическими навыками, и способность к целевой установке, и, безусловно, проявлению эмоционального интереса к конечному результату, что способствует формированию начальной фазы творчества.

Рассматривая вопросы развития творческих способностей, мы опирались на психолого-педагогические научные работы Н.С. Боголюбова (23-25), А.И. Васильева (33), Л.А. Венгера (35), Н.А. Ветлугиной (36), Л.Б. Ермолаева

Томиной (72-74), СЕ. Игнатьева (87-89), Г. Кершенштейнера (106), В.И. Киреенко (108), В.В. Колокольникова (112), Т.С. Комаровой (113-116), B.C. Кузина (122-126), И.Ю. Кулагиной (128), Б.С. Мейлаха (149), Б.М. Йеменского (167), Л. Плестед (181), Н.Н. Ростовцева (192-194) и многих других. Они отмечают, что изобразительная деятельность и художественный труд являются благоприятными для развития основных компонентов творческих способностей - интеллектуальной инициативы, поисковой, преобразующей активности и направленности на самосовершенствование и совершенствование окружающего мира человека.

Само понятие развитие творческих способностей включает в себя представление о постепенном росте, обогащении и расширении художественно-творческих возможностей детей, а отсюда и средств образной выразительности их готовых изделий, т.е. мягких игрушек.

Важное место в системе формирования творческих способностей младших школьников средствами мягкой игрушки имеют исторические корни. Исследуя, вопросы истории развития мягкой игрушки мы опирались на работы Н.Д. Бартрам (14-16), М.Н. Бартрам (95), Г.М. Блинова (21), Г.Л. Дайн (66, 67), А.Н. Изергиной (93-95), Л.Б. Оршанского (174), Д. Осокиной (175), Д. Прокопьева (185, 186), В.П. Пряхина (187), НАРыбникова (198), Е.А. Флериной (203) и др. В которых выделяются разнообразные виды игрушек как неотъемлемой части народного искусства в целом любой страны, любого народа, функциональные особенности, а так же многие из них содержат прекрасные методические рекомендации по изготовлению.

В результате исследований в различных направлениях внеклассной и внешкольной работы в области изобразительного искусства, мы можем констатировать, что, к сожалению, в сложившейся системе дополнительного образования явно недостаточно работ посвященных исследованию проблемы развития творческих способностей младших школьников в процессе изготовления мягкой игрушки.

Анализ методической литературы по вопросу проведения занятий по изготовлению мягких игрушек младшими школьниками показал, что многие практические руководства и методические рекомендации основываются на шаблонном выполнении изделий, без учета возрастных и индивидуальных особенностей детей. Так же не просматриваются пути и подходы к наиболее оптимальному выполнению, в этом возрасте, сложных технологических операций. И, безусловно, мало внимания уделяется созданию своего собственного художественного образа, считая, это видимо, привилегией более взрослых ребят.

Несмотря на вышесказанные замечания, исследуемые публикации Вольновой Е.В. (69), Геронимус Т.М. (53), Грейс И. (56), Докучаевой СО. (69), Ефимовой А.В. (76, 77), Изергиной А.Щ93-95), Казакевич В.З. (102), Калинич М.М. (103), Конышевой Н.М. (117, 118), Лабунской Г.В. (129-132), Могилевской И.С. (156,157), Молотобаровой О.С. (158, 159), Павлик К.В. (177, 178) и других, содержат для нас ценные практические советы по изготовлению игрушек.

Актуальность данного исследования определяется недостаточным уровнем и степенью разработанности вопросов связанных с развитием творческих способностей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников в процессе изготовления мягких игрушек.

Цель исследования является разработка и экспериментальная проверка совокупности педагогических условий, способствующих развитию творческих способностей младших школьников в процессе занятий по изготовлению мягких игрушек в системе дополнительного образования.

Объект исследования - процесс обучения и воспитания младших школьников при изготовлении мягкой игрушки в кружке.

Предмет исследования - теоретические основы и методика обучения выполнению мягкой игрушки как средства развития творческих способностей учащихся младшего школьного возраста в системе дополнительного образования.

В результате предварительного знакомства с теорией вопроса, анализа методов преподавания, анализа практических работ учащихся была выдвинута следующая гипотеза.

Гипотезой исследования служит предположение о том, что, развитие творческих способностей учащихся младшего школьного возраста в процессе изготовления мягкой игрушки будет наиболее эффективным, если в основе занятий предусматривается:

• учет специфики возрастных и индивидуальных особенностей;

• подключение сознания и собственной поисковой активности, способствующих преодолению стереотипов репродуктивного характера обучения;

• использование различных методических приемов, способствующих облегчению выполнения сложных технологических операций в процессе создания своего собственного художественного образа;

• правила использования основных инструментов и материалов в ходе формирования практических знаний, умений и навыков (структуры и фактуры ткани);

• разработка эффективной методической системы развития творческих способностей учащихся младших классов в процессе изготовления мягкой игрушки;

• организация учебно-творческой деятельности младших школьников в связи с разнообразными целевыми назначениями мягкой игрушки, знание последовательных этапов творческого процесса.

В процессе теоретических и экспериментальных исследований были определены следующие задачи исследования:

1. Проанализировать и систематизировать этапы исторического развития мягкой игрушки как вида декоративно-прикладного искусства с различным функциональным назначением;

2. Выявить и раскрыть психолого-педагогические основы развития творческих способностей младших школьников в процессе изготовления мягкой игрушки;

3. Определить влияние развития практических знаний, умений и навыков путем овладения различными художественными материалами на конечный результат (т.е. готовую игрушку);

4. Разработать систему критериев оценки детского творчества, учитывающие закономерности возрастных и индивидуальных особенностей;

5. Систематизировать наиболее эффективные методические приемы работы с младшими школьниками на занятиях мягкой игрушкой;

6. Разработать и создать эффективную программу. Методы исследования.

Общая целевая установка и конкретные задачи исследования обусловили использование следующих методов:

• теоретический анализ и изучение философской, педагогической, психологической, искусствоведческой литературы, освещающей состояние изученности проблемы, для обоснования теоретических положений исследования;

• наблюдение за познавательной, репродуктивной и творческой деятельностью учащихся;

• анализ готовых изделий учащихся по разработанной системе критериев;

• педагогический эксперимент - поисковый, констатирующий, формирующий, контрольный;

• обработка результатов, полученных в ходе экспериментов. Этапы исследования:

1 этап (1990-1994 гг.) состоял в теоретическом и практическом изучении проблемы исследования, в определении целей и задач работы с учащимися в системе дополнительного образования, разработке методов проведения констатирующего и формирующего этапов эксперимента. Разрабатывалась система критериев оценки творчества учащихся младших классов. Параллельно апробировались некоторые методические приемы, упражнения и задания. К концу этого этапа были определены основные исходные позиции цель, предмет, гипотеза, задачи, методы исследования.

2 этап (1995-1998 гг.) включал теоретическое обоснование темы исследования, апробацию экспериментальной программы, методических приемов и заданий в изготовлении мягких игрушек в системе дополнительного образования младшими школьниками, рекомендации по организации кружковой работы.

3 этап (1998 г.) содержал анализ практических результатов констатирующего и формирующего экспериментов, сравнение, обобщение, написание выводов на основании данных, подтверждающих гипотезу исследования.

Научная новизна исследования.

Разработана эффективная методическая система развития творческих способностей младших школьников на примере изготовления мягкой игрушки, которая включает в себя:

а) цели, задачи и содержание занятий в кружке мягкой игрушки;

б) дидактические принципы, формы и методы и приемы решения данной проблемы;

в) средства обеспечения всех учебно-воспитательных и развивающих процессов (наглядные пособия - технологические карты, образцы готовых изделий, ТСО и т.д.).

Научно обоснована целесообразность и возможность развития творческих способностей учащихся младшего школьного возраста в процессе изготовления мягких игрушек.

Рассмотрен процесс включения творчества в создание мягкой игрушки, начиная от овладения практическими навыками и кончая самостоятельным замыслом художественного образа воплощенным в готовое изделие.

Определено психолого-педагогическое обоснование занятий в кружках мягкой игрушки как средство развития творческих способностей учащихся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Разработаны рекомендации по использованию различного фактурного материала для занятий мягкой игрушкой исходя из гигиенических и технологических особенностей ткани.

Разработана программа занятий мягкой игрушкой в системе дополнительного образования.

Теоретическая и практическая значимость исследования определяется в следующем:

? рассмотрен комплексный подход развития творческих способностей младших школьников в процессе изготовления мягкой игрушки с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;

? результаты данного исследования могут быть использованы в других исследованиях смежных проблем;

? практическая значимость результатов и выводов заключается в разработке, эффективной методической системы по активизации учебно творческой деятельности и использование с целью развития творческих способностей младших школьников в процессе изготовления мягкой игрушки;

полученные результаты исследования могут быть использованы в процессе совершенствования обучения на занятиях мягкой игрушкой, и корректировке учебно-творческой деятельности детей в кружковой работе;

Практическая новизна этих приемов и методов была внедрена в ряде общеобразовательных школ и изостудий /кружка «Мягкая игрушка» при общеобразовательной школе № 6 г. Читы, «Умелые руки» - № 57 г. Улан-Удэ, № 201 г. Москвы и изостудии «Семицветик» г. Москвы/, на занятиях изобразительным искусством и художественным трудом на ФНК педагогических вузов (МПГУ, БГПУ им. Д.Банзарова).

На защиту выносятся следующие положения;

? историческое развитие мягкой игрушки, ее функциональные и художественные особенности;

? анализ проявления творческих способностей младших школьников в процессе изготовления мягкой игрушки;

? система методов активизации учебно-творческой деятельности учащихся на занятиях по изготовлению мягкой игрушки, как в возрастном, так и индивидуальном аспекте. Методические приемы, система упражнений и заданий;

? критерии оценки выполнения мягкой игрушки;

программа занятий в кружке «Мягкая игрушка». Достоверность исследования обеспечена многолетней экспериментально-учебной работой с учащимися. Научные выводы и методические рекомендации в получены в результате теоретико-практических исследований психологов, физиологов, педагогов, методистов самых различных направлений и школ, что позволяет говорить о достоверности и объективности проделанной работы.

Руководство опытной работой совершенствовалось в практических и теоретических консультациях со специалистами, в разработке наглядно-иллюстрированного материала, в изготовлении образцов моделей-игрушек, заготовок шаблонов, выкроек лекал изделий, в проведении экскурсий, посещении музеев и выставок. Содержание и методы опытных занятий в кружках подробно фиксировались. При этом широко использовались разработанные критерии оценки готовых изделий, давшие объективные данные о возрастных и индивидуальных способностях учащихся младших классов.

Апробация исследования. Основное содержание и результаты исследования периодически обсуждались на заседаниях кафедры декоративного искусства и методики преподавания изобразительного искусства и черчения ХГФ в Mill У; на кафедре эстетического воспитания ФНК в БГПУ им. Д.Банзарова г. Улан-Удэ (1995-1998 гг.); докладывались на научно-практических конференциях и семинарах Ml 11 У( 1996-1998 гг.); ВГПУ 1996 г. в г. Кирове; в г. Магнитогорске.

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.

Мягкие игрушки разных народов

Игрушка - одно из самых ярких проявлений массовой культуры.

Игрушка, как составная часть материального мира, оказывающая влияние на развитие и воспитание ребенка, является ценным культурным сокровищем каждого общества, духовной ценностью каждого народа. В ней воплощается отношение прошлых поколений к детям и отражается образ жизни общества, уровень его цивилизованности и чувство красоты.

Из поколения в поколение переходят традиции ремесла и искусства игрушки, передаются различные представления о жизни, труде, красоте, прошлого и настоящего (67).

Сохранившиеся игрушки прошлых веков свидетельствуют о высоком мастерстве наших предков, об их понимании материалов, об их отношении к окружающей природе и об общем эстетическом чувстве. В то же самое время они рассказывают нам об отношении к детству в той или иной культурной эпохе или общественной группе.

Игрушки мы находим в разные эпохи и у различных народов и, несмотря на разницу месторасположения, времени и культурной зрелости, у них есть очень много общего.

Изделий древних кукольников дошло до наших дней совсем немного. Самыми прочными, безусловно, оказались игрушки золотые, бронзовые и из слоновой кости, неплохо сохранились керамические игрушки. Однако не только из этих надежных материалов делали игрушки в те давние времена. Археологи обнаружили тряпичные и деревянные куклы, правда, в очень жалком состоянии.

История куклы

Кто хочет изучить историю куклы, тот должен преодолеть обширный учебный курс. Он должен изучать историю, как новую, так и древнюю, философию, антропологию, педагогику и погрузиться в таинственные глубины религий и различных обрядностей. Даже поверхностное знакомство с историей куклы требует некоторых знаний в этих областях. Многие ученые, исследуя вопрос истории куклы, встречали на этом пути много трудностей (101).

Трудности изучения кукольной истории начинаются с толкования происхождение слова «кукла». Известно, что испокон веков дети играли в куклы и видели в этом радость. Первые упоминания о куклах мы находим в сочинениях древних греков и, еще раньше, в иероглифах, найденных в Египте.

Куклы всегда были в ряду первых вещей, которыми интересовались дети. То, что история повторяется в игрушках так же, как и в общественной жизни, доказывает то обстоятельство, что в настоящее время изготовление кукол достигло высокой степени совершенства, но при этом и шерстяные куклы по-прежнему остаются любимыми детскими игрушками.

Куклы, которыми, скажем, играли дети 200 лет назад, сегодня снова в моде и в своем исполнении и выработке удивительно хороши. Хотя изначально шерстяные или, лучше сказать, тряпичные куклы были весьма не совершенны.

Во многих музеях мира имеются уникальные куклы. В Британском музее среди многих сотен экспонатов разных стран и веков только несколько старинных экземпляров. Куклы эти изготовлены из довольно тонкой шерстяной материи и имеют примитивную форму человеческого тела и лица. В такой кукле мы напрасно будем искать черты лица, но если таковые и были, то руки египетских детей, а еще больше время, должны были давно уничтожить их. Форма рук и ног получена самым примитивным способом. Все же кукла эта, в общем, довольно похожа на современную шерстяную куклу, с которой ребенок поиграл около месяца.

После того, как поколения, игравшие, этими куклами, исчезли с лица земли, исчезли с ними и куклы. Лишь в наше время шерстяная кукла наряду с другими сортами кукол все больше входит в моду и покупается очень охотно для самых маленьких детей.

Итак, выходит, что ребенок XX века играет такой же игрушкой, что дитя времен фараонов, хотя современная кукла наружным своим видом куда изящнее шерстяной куклы древних египтян (101).

Археологические изыскания свидетельствуют о том, что доисторический ребенок уже знал игрушки. Первыми забавами были мячи из кожи, набитые сухой травой, потом появились всевозможные зверюшки - из глины, дерева, кости, древесных корней.

В первобытном обществе, да и много позднее, господствовали антропоморфические представления. Считалось, что деревья, горы, реки, стихии могут, так же как и человек, мыслить чувствовать, обладать душой, карать и награждать. Со временем всех этих добрых и злых духов стали изображать в виде человеческих фигурок (175).

Археологи раскопали довольно много культовых фигурок. Немало их было найдено в Египте. Кукла древнего Египта имела особую судьбу. С ней было связано множество магических и религиозных представлений. Она чаще всего служила для целей культа, чем для игры детей. В древности жрецы укладывали в гробницы магические куклы, называемые ушабти. которые должны были охранять усопшего и прислуживать ему в мире ином. Однако постепенно к магическим куклам стали относиться проще и, когда считалось, что фигурки уже выполнили ритуальное предназначение, их дарили детям на забаву.

Психологические особенности младших школьников

Основная цель данной главы рассмотреть психофизиологические особенности с позиции тех задач, которые необходимо решать в процессе развития творческих способностей средствами изобразительного искусства (мягкой игрушки) в младшем школьном возрасте.

Реализация диалектического принципа развития в детской психологии имеет два важных аспекта. Она предполагает, прежде всего, анализ зрелых форм деятельности, общественно выработанных и исторически сложившихся способностей. Под углом зрения этих развитых форм рассматривается процесс активного, действенного присвоения ребенком общественно выработанного опыта.

Специальные исследования активного характера присвоения общественно выработанного опыта позволяют выявить перестраивание, переконструирование индивидуального опыта ребенка, превращение его в субъекта осуществляемой им деятельности. Как показывают данные исследований, усвоение ребенком сложившегося опыта, зафиксированного в предметах материальной и духовной культуры, позволяет ему по- новому оценить и перестроить свой индивидуальный опыт. Этот опыт, по-новому структурно оформленный, в ходе дальнейшего «присвоения» сам по себе становиться условием организации этого процесса, а во многих случаях - и условием преобразования общественной практики, творческого вклада в нее отдельных индивидов (44).

Многие ученые исследователи Л.С. Выготский (45), П.Я. Гальперин (49), В.В. Давыдов (62, 65), А.Н. Леонтьев (136), Н.С. Лейтес (134), Ж. Пиаже (179), Д.Б. Эльконин (212) и другие рассматривают основные периоды развития психики ребенка.

Психическое развитие в онтогенезе представляет собой последовательный ряд переходов от одной ступени развития к качественно другой. Эти сменяющиеся периоды, стадиальность развития - объективная реальность, а не результат условного деления непрерывного процесса (31).

Интересно высказывание на эту проблему Н.С. Лейтеса: «На наш взгляд, первостепенное значение для понимания возрастного развития ребенка имеют накапливающиеся в психологии данные о возрастной чувствительности, т.е. той особой отзывчивости на окружающее, которая по-своему характеризует каждый возраст. Неодинаковость возрастной чувствительности в разные периоды детства, временное повышение уровня и изменение ее направленности приводят к тому, что в годы созревания закономерно наступают так называемые «сензитивные периоды», когда обнаруживаются благоприятные условия для развития психики в тех или других направлениях, а затем такие возможности постепенно или резко ослабевают» (134 с. 196).

Поддерживая идеи Л.С. Выготского, Б.Г. Ананьев подчеркивает: «Сензитивные периоды», о которых говорил Л.С. Выготский, несомненно, существуют, причем, прежде всего - в аналитической деятельности мозга. Их существование, предполагал К.Д. Ушинский, который считал своевременность обучения (в соответствии с назревающей возможностью детского развития) один из главнейших принципов дидактики» (5 с.161).

А.В. Запорожец отмечает, что «в каждом возрасте ребенок оказывается особо чувствительным, сенсибильным к определенного рода воздействиям, в связи, с чем у него на данной генетической ступени, при наличии соответствующих социально - педагогических условий наиболее интенсивно развиваются определенные психические процессы и качества...» (80 с.34).

«Каждый возрастной период обладает своей возрастной чувствительностью, «сензитивностью», в связи, с чем обучение некоторым знаниям и умениям в младших возрастах оказывается иногда более эффективным, чем в старших» (81 с. 678).

Почему же в младшем возрасте обучение может оказываться более эффективным? По-видимому, одна из причин этого - внутренние условия возрастного развития: известно, например, что легкость пробуждения активности, непосредственная отзывчивость на окружающее, столь важные для обучаемости, в некоторых своих проявлениях с годами идут на убыль.

В многочисленных работах, относящихся к младшему школьному возрасту подчеркивается наглядно - образный характер мышления этих детей, оперирование конкретными представлениями. Начальное обучение с этой точки зрения «подхватывает» и использует ту форму мыслительной деятельности, которая возникает и складывается до него и в принципе независимо от него еще у детей - дошкольников (63).

Один из очень важных вопросов детской психологии и педагогики это вопрос о творчестве у детей, о развитии этого творчества и о значении творческой работы для общего развития и созревания ребенка.

Для детей младшего школьного возраста характерной остается потребность в игре, именно эту потребность необходимо учитывать в педагогическом процессе. «Игра элементами» входит в структуру творческих способностей как один из ее компонентов, как одна из творческих операций (217, 219, 223).

Именно эта операция в сочетании с направленным контролем за результатами фантазии в продукте изобразительного творчества имеет наиболее благоприятные предпосылки для развития художественно -творческих способностей в младшем школьном возрасте.

Анализ проявления творческих способностей у младших школьников в процессе изобразительной и трудовой деятельности

Констатирующий этап эксперимента проходил в изостудии «Семицветик» г. Москва и общеобразовательных школах г.г. Москвы, Читы и Улан-Удэ. Для проведения нашего исследования было необходимо получить объективные данные о закономерностях проявления способностей в изготовлении мягкой игрушки младшими школьниками. Всего в констатирующем этапе эксперимента приняли участие около 400 учащихся начальных классов. Анализировалось около 500 детских работ по основным положениям на занятиях в кружке и уроках изобразительного искусства и труда.

Понимая всю сложность цифровой оценки, мы попытались выявить наиболее общие закономерности развития творческих способностей младших школьников в процессе изготовлении мягкой игрушки. С позиций разработанных критериев проводилась оценка художественной деятельности по интересующей нас проблеме. Здесь мы опирались на существующие исследования в области методики преподавания изобразительного искусства и художественного труда в школе и в системе дополнительного образования и, безусловно, на собственный опыт педагогической деятельности.

Содержание констатирующего этапа эксперимента представляло собой комплекс работ, направленных на: 1. выявление уровня овладения инструментами и материалами -влияние практических знаний, умений и навыков;

2. выявление развития художественно-образных способностей в работе над созданием мягкой игрушки:

а) в изобразительной деятельности;

б) в процессе изготовления самой игрушки.

3. получение объективных результатов экспериментальной проверки

изобразительной и трудовой деятельности младших школьников.

Для проведения констатирующего этапа эксперимента нами были выбраны темы занятий, которые, на наш взгляд, дают возможность детям с наибольшей полнотой проявить свои способности в изготовлении мягкой игрушки, но не развитые специальными методами.

Для анализа детских работ, полученных в ходе констатирующего этапа эксперимента, мы использовали разработанную нами систему критериев оценки процесса изготовления мягкой игрушки. Используемые критерии оценки стали едиными для всех этапов экспериментальной работы и позволили нам в конце констатирующего этапа эксперимента установить начальный уровень подготовленности к художественной деятельности учащихся начальных классов.

Таким образом, констатирующий этап эксперимента позволил сформулировать цель - определить исходные данные уровня подготовки учащихся младших школьников для дальнейшего исследования.

Для того чтобы выявить знания, умения и навыки использования основных инструментов и материалов, необходимых при изготовлении мягких игрушек нами были предложены следующие задания:

1. На 2-х уроках трудового обучения учащимся было предложено изготовить закладки (задание №1) для книг в технике аппликация из бумаги и ткани (рис. 1, 2, 3 из бумаги; рис. 4,5 из ткани). Целью данных заданий было выявить знания, умения и навыки работы, с ножницами, используя в первом случае цветную бумагу, а в другом - различные кусочки ткани. Безусловно, мы так же обращали внимание на умения составлять узор в полосе, используя различные элементы (геометрические фигуры, элементы растительного и животного мира), последовательность выполнения работы, чувство ритма, симметрии и цветового сочетания.

Выполнение данного задания показало, что выполнять различные операции с бумагой (вырезать различной длины и ширины полоски, геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник), многократное складывание для получения симметричных или одинаковой формы деталей и т.д.) учащиеся в целом могут, но достаточно слабо. Мы обратили внимание на то, что с повышением возраста увеличиваются качественные показатели, хотя они остаются на достаточно низком уровне.

Многие младшие школьники вырезают очень плохо, как бы разрывая бумагу (зигзагообразно с заусенцами), что составляет 25% первоклассников; 13% - второклассников; 6% - третьеклассников. Другие справляются с заданием несколько лучше, но только вырезают строго по заданному контуру и не всегда ровно (60% - 1 класс). К 4 классу эти показатели несколько уменьшаются и составляют 55%. В первом и во втором случае необходимы контроль и помощь руководителя. Самостоятельно и правильно справляться с выполнением данного задания могут 15% - первоклассников, к четвертому классу эти показатели повышается до 43%.

Вырезание из ткани требует особых навыков работы, поэтому данная операция гораздо сложнее, так как это связано не только с физиологическими особенностями младших школьников, но и с различными свойствами материалов (структурными и фактурными).

Похожие диссертации на Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста в системе дополнительного образования на примере изготовления мягкой игрушки