Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие эстетической воспитанности учащихся средствами дизайна в процессе обучения информатике Рудаков Дмитрий Юрьевич

Развитие эстетической воспитанности учащихся средствами дизайна в процессе обучения информатике
<
Развитие эстетической воспитанности учащихся средствами дизайна в процессе обучения информатике Развитие эстетической воспитанности учащихся средствами дизайна в процессе обучения информатике Развитие эстетической воспитанности учащихся средствами дизайна в процессе обучения информатике Развитие эстетической воспитанности учащихся средствами дизайна в процессе обучения информатике Развитие эстетической воспитанности учащихся средствами дизайна в процессе обучения информатике Развитие эстетической воспитанности учащихся средствами дизайна в процессе обучения информатике Развитие эстетической воспитанности учащихся средствами дизайна в процессе обучения информатике Развитие эстетической воспитанности учащихся средствами дизайна в процессе обучения информатике Развитие эстетической воспитанности учащихся средствами дизайна в процессе обучения информатике
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Рудаков Дмитрий Юрьевич. Развитие эстетической воспитанности учащихся средствами дизайна в процессе обучения информатике : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Омск, 2003 188 c. РГБ ОД, 61:04-13/741

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические основы развития эстетической воспитанности учащихся в процессе обучения информатике

1.1. Эстетическая воспитанность учащихся как педагогическая категория и система эстетического воспитания в школе 13

1.2. Характеристики информатики как компонента системы эстетического воспитания в школе 34

1.3. Дизайн как фактор развития эстетической воспитанности учащихся и его связь с информатикой 58

Глава 2. Методика развития эстетической воспитанности учащихся средствами дизайна в процессе обучения информатике

2.1. Интеграция школьной информатики с элементами теории дизайна (базовый и профильный курсы) 83

2.2. Формы и методы обучения элементам теории и практики дизайна в базовом и профильном курсах информатики 104

2.3. Диагностика уровня эстетической воспитанности 125

2.4. Педагогический эксперимент: этапы проведения и результаты 131

Заключение 152

Библиографический список использованной литературы 155

Приложения 176

Введение к работе

Эпоха компьютерной революции, огромное социально-историческое значение которой было отмечено многими исследователями на рубеже 80-ых и 90-ых годов XX века [60; 167], дала начало новой, более сложной фазе развития человечества - информационному обществу. Сегодня, на рубеже тысячелетий, информационные и коммуникационные технологии окружают нас повсюду: современные персональные компьютеры, в отличие от своих предшественников, громоздких ЭВМ первого поколения, предназначаются уже не только для математических или военных расчетов, но и становятся незаменимыми спутниками человека в таких областях деятельности, как культура, искусство, наука, образование. Во всем мире неуклонно растет число людей, чья профессия так или иначе связана с обработкой информации; как считает Б.А. Глинский, тотальная информатизация, «освобождая человека от необходимости во многих случаях предпринимать серьезные физические усилия, предъявляет чрезвычайно высокие требования к психическим возможностям человека» [31, с. 25]. В этих условиях многократно возрастает потребность каждого члена общества в получении качественного общего образования, особенно - в области информатики.

Сегодня большинство ученых считает информатику фундаментальной отраслью научного знания, справедливо полагая, что ее изучение в школе способствует формированию научного мировоззрения [11], а также целостного взгляда на современный мир и на место человека в этом мире [75]; это стало возможным в результате многолетней эволюции взглядов на ее цели и задачи. Если изначально школьная информатика в значительной мере была ориентирована на программирование, а во главу угла в учебных программах ставилось изучение алгоритмизации и всевозможных прикладных программ, то теперь акцент смещается в сторону информации во всех ее проявлениях, а компьютер и программное обеспечение рассматри-

ваются в основном как инструмент, с помощью которого информация производится, хранится, обрабатывается и передается по каналам связи. Таким образом, информатика третьего тысячелетия все больше приобретает гуманитарный характер, становясь в равной степени доступной и необходимой широкому кругу специалистов в разных предметных областях.

Развитие представлений о роли и месте информатики в системе образования можно проследить по публикациям С.А. Бешенкова, А.В. Богомолова, А.В. Горячева, А.П. Ершова, В.Г. Кинелева, А.А. Кузнецова, М.П. Лапчика, B.C. Леднева, И.В. Роберт, Н.Е. Рожковой, И.Г. Семакина, Е.В. Филинковой и др. Анализ работ перечисленных авторов показывает, что информатика обладает огромными возможностями для всестороннего развития личности учащихся, в том числе - для развития их эстетической воспитанности. «В средней школе эстетика не изучается специальным предметом, - пишет Н.Е. Рожкова, — следовательно, возникает необходимость эстетического воспитания в рамках других дисциплин, в частности, информатики» [167, с. 242]. В семье и в школе, в музеях и на улицах, в общении с людьми и с предметами учащиеся приобретают эстетический опыт, на основе которого формируются их предпочтения, суждения и идеалы; осмысление гуманитарной сущности информатики могло бы сыграть свою роль в формировании их эстетических представлений - педагогам необходимо лишь сделать этот процесс целенаправленным и управляемым.

Информационное общество придает эстетике не меньшее значение, чем информатике: сокращается доля ручного труда, возрастает объем производства услуг, лавинообразно увеличиваются объемы информации, с которыми каждый день сталкиваются члены современного общества. Именно эстетика очеловечивает потоки сухих данных, превращая их в эмоциональные сообщения, помогает расставить акценты в океане информации, развивает фантазию, интуицию и образное мышление, без которых «риск принятия невыгодных или ошибочных решений становится настолько

большим, что говорить о профессионализме уже не приходится» [163, с. 17]. В наше время общество испытывает потребность не столько в умелом исполнителе, сколько в инициативном созидателе, генераторе концепций и идей, способном творить «по законам красоты» - именно такого человека способно дать обществу эстетическое воспитание.

«XX век завоевал право называться веком превращения эстетического воспитания и образования в дело государственной важности и особого общественного внимания» [185], эта тенденция сохраняется и в XXI веке. Основные принципы эстетического воспитания всесторонне освещены в исследованиях А.Н. Андреюшина, А.И. Бурова, И.Ф. Гончарова, Н.И. Киященко, Г.П. Климовой, О.В. Котиковой, Н.Л. Лейзерова, Б.Т. Лихачева, Б.М. Неменского, Н.М. Сокольниковой, СВ. Харитонова, Г.П. Шевченко и других авторов; педагоги рассматривают вопросы становления и развития эстетического восприятия, эстетических чувств, эстетической потребности, эстетической деятельности, эстетических суждений, эстетического вкуса и эстетического идеала, а также условия формирования перечисленных качеств эстетически развитой личности. Ученые единодушны в том, что школа нуждается в системе эстетического воспитания, которая должна охватить все без исключения классные и внеклассные формы занятий, проникнуть во все школьные дисциплины, помогая учащимся, по словам Льва Кассиля, «правильно постигать прекрасное, верно чувствовать красоту - это им <...> будет нужно в жизни, чтобы почувствовать себя совершенно счастливыми» [73, с. 59].

Традиционно эстетическое воспитание осуществляется средствами искусств на так называемых уроках эстетического цикла: уроках литературы, музыки, изобразительного искусства и др. Однако на протяжении последних ста пятидесяти лет человечество становится свидетелем зарождения и бурного развития дизайна - феномена технологического и эстетического прогресса общества, который принес с собой множество новых форм, цветов, звуков, а вместе с ними - и новых эстетических впечатле-

ний, «какие и не снились людям минувших эпох» [183, с. 14]. В настоящее время ряд ученых признают искусство и дизайн самостоятельными и хорошо разработанными формами эстетической деятельности [88, с. 332-333], что позволяет говорить об их равноправии в деле эстетического воспитания. По свидетельству Э.М. Глинтерника, уже в 1897 году журнал «Нива» писал, что даже на художественных афишах (термин тех лет для обозначения рекламных плакатов - объектов графического дизайна) «развивается и воспитывается эстетический вкус народа» [32, с. 12].

В информационном обществе возрастает роль дизайна: именно он, как пишет Л.Б. Переверзев, может «научить человека быстро ориентироваться в потоке разнохарактерных сообщений, уверенно отбирать из них лишь достойное его внимания, критически анализировать их содержание, компактно формулировать для себя их смысл и закреплять в памяти то, что могло бы пригодиться ему не только сейчас, но и будущем» [148, с. 13]. Дизайн поставляет комфорт и массу эстетических впечатлений, сближает гуманитарную и техническую сферы творчества, предвосхищает будущее и проектирует его без какой-либо опоры на существующие прототипы. История становления дизайна как профессии и его теоретические концепции отражены в работах В.Р. Аронова, В.В. Волковой, В.Л. Глазычева, Э.М. Глинтерника, М.С. Кагана, В.Г. Кричевского, Г.Б. Минервина, Дж. Нельсона, Л.Б. Переверзева, В.Ф. Рунге, В.В. Сеньковского, В.Ф. Сидоренко и др. В связи с недавним изменением государственного и экономического устройства России в нашей стране отмечается возрастание интереса к дизайну и стремление максимально использовать его возможности для эстетизации предметно-пространственной среды.

В то же время в современной общеобразовательной школе дизайн изучается фрагментарно в рамках отдельных предметов и не используется широко как фактор эстетического воспитания; имеют место лишь авторские курсы, разработчики которых (А.В. Богомолов, Е.В. Ладыгин, Н.О. Постников, СВ. Харитонов, А.Н. Шевкунов и др.) стараются обнару-

жить и экспериментально подтвердить преимущества внедрения основ дизайна в образовательную систему. Современный школьный курс информатики, хотя и обладает возможностями для развития эстетической воспитанности учащихся, не рассматривается как компонент системы эстетического воспитания; отметим, что в последние годы все большее и большее число педагогов (среди них Ю.Л. Воронцова, В.Ю. Гребенщикова, А.А. Дуванов, А.Ю. Кравцова, М.С. Цветкова и др.) предпринимают попытки интеграции эстетики и информационных технологий. Между тем дизайн и информатика в информационном обществе очень близки и имеют вполне очевидные точки соприкосновения.

Возникнув как высокотехнологичный вид деятельности, чтобы «очеловечить» продукцию машинного производства, дизайн и сегодня использует самые современные информационные технологии, допускающие «построение моделей объектов, которые или не поддаются изображению традиционными способами, или требуют в обычных условиях колоссальных затрат времени» [228, с. 23], а также богатый арсенал средств информатики, связанных с поиском и обработкой информации. В свою очередь, на уроках информатики учащиеся постоянно сталкиваются с проявлениями дизайна в виде интерфейсов программных продуктов и эргономичных устройств ввода-вывода информации, а также изучают прикладные пакеты, являющиеся привычными инструментами дизайнера (например, графические и текстовые редакторы, программы верстки и даже средства деловой графики в табличных процессорах). Таким образом, обнаруживается взаимосвязь предметных областей информатики как науки и дизайна как сферы деятельности, и появляются предпосылки для развития эстетической воспитанности учащихся средствами дизайна в процессе обучения информатике. Отдельные темы базового курса информатики могут быть дополнены элементами технической эстетики (теоретической основы дизайна), что поможет учащимся наслаждаться прекрасным не только в природе и в искусстве, но и в повседневной жизни; профильные курсы по информатике,

ориентированные на освоение каких-либо информационных технологий, могут научить детей не только эффективной работе в выбранной среде, но и творчеству «по законам красоты» - и одновременно будут решаться задачи эстетического воспитания. Сказанным выше обусловлена актуальность исследований на стыке информатики, дизайна и эстетического воспитания.

Таким образом, проблема исследования заключается в двух противоречиях:

. между потенциальным и реальным уровнем совместного использования возможностей информатики и дизайна для развития эстетической воспитанности учащихся в базовом и профильном курсах информатики; . между необходимостью построения целостной системы эстетического воспитания, охватывающей все предметы, в том числе информатику, и существующей системой эстетического воспитания в школе.

Цель исследования: повышение качества эстетического воспитания в школе путем введения элементов дизайна в школьный курс информатики и разработки методики развития эстетической воспитанности учащихся в процессе обучения информатике (базовый и профильный курсы).

Объект исследования: процесс обучения информатике в средней общеобразовательной школе.

Предмет исследования: развитие эстетической воспитанности учащихся средствами дизайна в процессе обучения информатике (базовый и профильный курсы).

С учетом имеющейся взаимосвязи предметных областей информатики и дизайна, которая обусловливает существование их совместного потенциала по развитию эстетической воспитанности учащихся, была выдвинута гипотеза исследования: если выявить темы школьного курса информатики, обладающие потенциальными возможностями для углубления представлений учащихся об эстетике и дизайне, и на этом основании дополнить содержание курса информатики элементами теории дизайна с по-

следующей разработкой методики обучения элементам теории дизайна и практикума по созданию продуктов дизайна учащимися, то расширенная таким образом методическая система обучения информатике будет способствовать развитию эстетической воспитанности учащихся.

Изложенные выше цель исследования и гипотеза являются основанием для определения задач исследования:

  1. Выявить сущность педагогической категории «эстетическая воспитанность» в интерпретациях различных исследователей.

  2. Теоретически обосновать возможность развития эстетической воспитанности учащихся средствами дизайна в процессе обучения информатике (базовый и профильный курсы).

  3. Установить темы и понятия базового курса информатики, обладающие потенциальными возможностями для углубления представлений учащихся об эстетике и дизайне, и осуществить отбор элементов теории дизайна для интеграции с базовым курсом; выявить особенности построения профильных курсов с использованием отобранных элементов теории дизайна.

  4. Разработать методическую систему развития эстетической воспитанности учащихся средствами дизайна в процессе обучения информатике (базовый и профильный курсы).

  5. Экспериментально проверить эффективность разработанной методической системы, фиксируя уровень эстетической воспитанности учащихся.

Методологическую основу диссертации составляют работы по теории и методике обучения информатике (С.А. Бешенков, А.А. Кузнецов, М.П. Лапчик, И.Г. Семакин и др.); концепции эстетического воспитания учащихся (И.Ф. Гончаров, Н.И. Киященко, Н.Л. Лейзеров, Б.Т. Лихачев и др.); исследования по эстетике (Ю.Б. Борев, А.И. Буров, Е.Г. Яковлев и др.) и технической эстетике (В.Р. Аронов, В.Л. Глазычев, Э.М. Глинтер-ник, Л.Б. Переверзев и др.); публикации, посвященные разным видам ди-

зайна: промышленному дизайну (Ю.С. Сомов), типографике (В.Г. Кричев-ский), веб-дизайну (Д. Кирсанов) и т.д.; искусствоведческие труды по живописи (Г.В. Беда, Е.В. Шорохов, Н.М. Сокольникова), архитектуре (М.Я. Гинзбург, А.В. Иконников), фотографии (Г.К. Пондопуло).

Во время работы над диссертацией использовались следующие методы исследования: теоретический анализ литературы по проблематике исследования; изучение нормативных документов, определяющих структуру и содержание школьного образования; обобщение и систематизация опыта работы учителей информатики; консультации с практикующими дизайнерами; наблюдение и ретроспективное наблюдение; анкетирование учащихся, беседы с учащимися и учителями; педагогический эксперимент и обработка его результатов (в том числе анализ дизайнерских разработок учащихся, выполненных во время экспериментальных занятий).

Научная новизна исследования состоит в том, что теоретически обоснована и практически подтверждена принципиальная реализуемость развития эстетической воспитанности учащихся средствами школьного курса информатики при условии его интеграции с элементами теории и практики дизайна.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

. проведено обобщение различных интерпретаций педагогической категории «эстетическая воспитанность»; . обоснована постановка новой цели обучения информатике в школе -развитие эстетической воспитанности учащихся, что обусловливает обогащение педагогической теории эстетического воспитания.

Наряду с этим исследование обладает практической значимостью, которая выражается в следующем:

. диссертация содержит рекомендации, следование которым в процессе преподавания базового курса информатики, а также при разработке

программ профильных курсов и кружков по информатике позволит эффективно развивать эстетическую воспитанность учащихся; . материалы исследования могут быть использованы для повышения квалификации школьных учителей информатики.

Этапы исследования. На первом этапе (1999-2000 гг.) состоялся констатирующий эксперимент, в ходе которого была установлена целесообразность интеграции школьной информатики и элементов технической эстетики. Второй этап (2000-2001 гг.) включал в себя анализ педагогической и методической литературы, узкоспециальной литературы по дизайну и искусству, а также разработку профильного курса по информатике, содержащего элементы дизайна, и методику его преподавания. На третьем этапе (2001-2003 гг.) был проведен обучающий эксперимент, в ходе которого разработанный профильный курс был внедрен в практику обучения информатике и послужил основой в создании методических рекомендаций для базового курса, также проверенных экспериментально; была произведена диагностика уровня эстетической воспитанности учащихся с последующим обобщением и систематизацией полученных результатов. Исследование проводилось на базе гимназии № 19, гимназии № 140 и школы № 62 г. Омска.

Достоверность результатов исследования обеспечивается: . обоснованностью исходных методологических позиций; . использованием комплекса методов, соответствующих поставленной

цели и сформулированным задачам; . опорой на современные достижения педагогики, информатики, эстетики

и технической эстетики; . непосредственным участием автора в проводимом педагогическом эксперименте в качестве учителя и воспитателя; . тщательным анализом полученных в ходе эксперимента данных.

На защиту выносятся положения:

  1. Развитие эстетической воспитанности учащихся состоит в комплексном развитии ее компонентов: эстетического восприятия, эстетического чувства, эстетической потребности, эстетического вкуса, эстетического идеала, эстетических суждений и эстетической деятельности.

  2. При условии интеграции с элементами теории и практики дизайна информатика как школьная дисциплина обеспечивает развитие компонентов эстетической воспитанности учащихся.

  3. Изучение элементов теории и практики дизайна в рамках предлагаемой методической системы способствует эффективному развитию эстетической воспитанности учащихся.

Апробация работы. Основные положения диссертации обсуждались на региональной научно-практической конференции «Совершенствование системы подготовки специалистов для сферы сервиса» (Омск, 23-24 октября 2002 г.), на 3-м научно-методическом семинаре «Повышение квалификации педагогических кадров по программе Intel "Обучение для будущего"» (7 июня 2003 г.), в ходе заседаний кафедры теории и методики обучения информатике ОмГПУ (2003 г.); с учетом методических рекомендаций настоящего исследования через выступления учащихся - участников областных конференций научного общества учащихся, секция информатики (2001-2003 гг.).

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и приложений. Список литературы насчитывает 239 источников.

Эстетическая воспитанность учащихся как педагогическая категория и система эстетического воспитания в школе

Одной из важнейших задач образования в России на законодательном уровне признается «формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества» [57]. Большинство исследователей характеризуют современное общество как информационное, в котором люди заняты главным образом в сфере производства услуг, а «трансляция, обработка и потребление информации», по мнению Э.М. Глинтерника, «превращаются в главный вид деятельности» [32, с. 53]. Новейшие технологии избавляют специалистов во многих предметных областях от рутинных действий, экономят время и дают им полную свободу творчества, допуская создание любым человеком таких продуктов, за красоту которых в предшествующем информационному индустриальном обществе несли ответственность специально обученные профессионалы - художники, дизайнеры. В этих условиях возрастают требования общества к своим членам, выражающиеся в изменении приоритетов содержания образования: сегодня на первый план вместе с традиционной «передачей знаний и опыта осуществления известных форм деятельности» выходит и эстетическое воспитание [93, с. 9], призванное помочь человеку интегрироваться в современное информационное общество и совершенствовать его «по законам красоты».

Эстетическое воспитание в России имеет давнюю историю: в XIX веке его теорию разрабатывали такие видные ученые как П.П. Блонский, В.М. Бехтерев и др.; вскоре после Октябрьской революции советское правительство закрепило важность этого направления для школы в «Программе единой трудовой школы»; начиная с середины XX века и до настоящего времени философы, психологи и педагоги прилагают немалые усилия для продолжения теоретических исследований, внедрения их результатов в практику работы школ и систематизации знаний об эстетическом воспитании для учителя [185; 4, с. 24]. За последние годы было дано множество определений эстетического воспитания, среди которых в хронологическом порядке можно выделить следующие: . эстетическое воспитание — это «формирование в человеке эстетического отношения к действительности и активизации его до творческой деятельности по законам красоты» (70-ые гг. XX века) [235, с. 11]; . эстетическое воспитание - это «формирование определенного эстетического отношения человека к действительности», в процессе чего «вырабатывается ориентация личности в мире эстетических ценностей», формируется ее эстетический вкус и идеал, способность к «созданию эстетических ценностей в искусстве и вне его» (80-ые гг. XX века) [230, с. 424]; . эстетическое воспитание - это «формирование у учащихся средствами природы и искусства в процессе духовного общения воспитуемого и воспитателя эстетического отношения к жизни, высшим проявлением которого выступает созидательное творчество» (90-ые гг. XX века) [93, с. 16].

Из вышеперечисленного следует сделать вывод, что приведенные определения не имеют принципиальных различий: конечной целью эстетического воспитания в педагогической науке признавалось и признается «эстетическое и общее развитие личности» [234, с. 13], которое проявляется в степени ее эстетической воспитанности. По словам И.Ф. Гончарова, эстетическая воспитанность «подразумевает всю совокупность эмоциональных, интеллектуальных и нравственных качеств личности, т.е. предполагает единство переживания, осознания и действия» [37, с. 41]. К.Е. Кривицкий подчеркивает, что «эстетическая воспитанность помогает достичь полноты гармонии между умом и чувством, то есть рациональным и эмоциональным отношением к жизни», что «чрезвычайно важно для человека» [96, с. 141]. Б.Т. Лихачев считает, что эстетическая воспитанность человека является органическим единством эстетического отношения к действительности и художественно-эстетической образованности, «в результате которого возникает и формируется творческая индивидуальность». В качестве компонентов эстетической воспитанности он выделяет эстетический идеал и художественный вкус, полноценное художественно-эстетическое восприятие, переживание, оценку, а также способность к самостоятельному творчеству [114, с. 160, 168-169]; другие исследователи подчеркивают важность такого компонента как активная творческая деятельность, «касающаяся не только искусства, но и всех форм деятельности человека» [235, с. 20]. С помощью специальной диагностической методики можно выявить уровень эстетической воспитанности конкретного учащегося - этому посвящены параграфы 2.3 и 2.4 настоящего исследования.

Следует отметить, что не все специалисты по вопросам эстетического воспитания пользуются термином «эстетическая воспитанность». Также распространен термин «эстетическая культура личности» [22; 61; ИЗ; 5; 152], который по одному из определений означает совокупность способностей личности «чувствовать, переживать и преобразовывать природу, общественную жизнь и самого человека по законам красоты, открывающим путь наиболее полного гармонического раскрытия всех сущностных сил человека» [232, с. 18]. Коллектив авторов под руководством А.А. Радугина понимает эстетическую культуру личности как «единство эстетических знаний, убеждений, чувств, навыков и норм деятельности и поведения» [231, с. 225]. Согласно концепции Н.И. Киященко и Н.Л. Лейзерова, эстетическая культура личности складывается из эстетического сознания и эстетической деятельности [232, с. 37]; компонентами эстетического сознания являются эстетический идеал, восприятие, чувства, вкус, оценка, взгляды и т.д. [93, с. 18].

Характеристики информатики как компонента системы эстетического воспитания в школе

Информатика как школьный предмет неразрывно связана с информатикой как наукой: вбирая в себя наиболее важные понятия и сведения, составляющие ядро науки, школьный предмет призван подготавливать «молодых людей к будущей практической деятельности и жизни в современном информационном обществе» [109, с. 42]. На наш взгляд, наиболее полное определение информатики приводится в Концепции содержания обучения информатике в 12-летней школе: «Информатика - в настоящее время одна из фундаментальных отраслей научного знания, формирующая системно-информационный подход к анализу окружающего мира, изучающая информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации; стремительно развивающаяся и постоянно расширяющаяся область практической деятельности человека, связанная с использованием информационных технологий» [90, с. 18]. В приведенном определении отражается общеобразовательное, фундаментальное значение информатики, главенствующая роль отводится информации и информационным процессам, а также подчеркивается факт разделения информатики на отрасль научного знания и область практической деятельности, что позволяет сделать следующий вывод: информатика как наука не обязательно связана с компьютерами, хотя, как отмечает М.П. Лапчик, «обработка огромных объемов и потоков информации немыслима без автоматизации и систем коммуникации, поэтому электронные вычислительные машины и современные информационные и коммуникационные технологии являются и фундаментальным ядром, и материальной базой информатики» [109, с. 31].

В то же время и сегодня многие недооценивают общеобразовательные возможности информатики и стремятся абсолютизировать роль компьютеров, что приводит к появлению разновидностей такого определения: «Информатика - это техническая наука, систематизирующая приемы создания, хранения, воспроизведения, обработки и передачи данных средствами вычислительной техники, а также принципы функционирования этих средств и методы управления ими» [65, с. 34]. Подобное понимание информатики в настоящее время не отвечает уровню предъявляемых к ней требований, но было характерно для периода ее становления как школьного предмета (и ранее), поэтому мы уделим немного внимания эволюции взглядов на ее сущность.

С появлением и распространением персональных ЭВМ в конце 70-ых - начале 80-ых гг. XX века для ученых и педагогов стала очевидной необходимость скорейшего введения в школу самостоятельного предмета, нацеленного на подготовку учащихся к использованию новой техники (отметим также, что эти попытки предпринимались и раньше, но не имели успеха в масштабах страны [109, с. 8-27]). Компактные и дешевые, персональные компьютеры быстро вошли в науку, производство, быт и т.д. и доказали свое право не только на существование, но и на определенную гегемонию во всех сферах человеческой жизнедеятельности, приведя общество к осознанию потребности в новых качествах всех без исключения специалистов. Однако поначалу программного обеспечения было не так много, чтобы обеспечить нужды всех владельцев компьютеров, а имеющиеся пакеты зачастую требовали от пользователя наличия «определенного стиля мышления», «определенных навыков умственных действий» для полноценной работы, которые наиболее явно обнаруживались у профессиональных программистов [53, с. 4]. Все это позволило академику А.П. Ершову произнести метафору «программирование - вторая грамотность», которая и определила предмет и задачи школьной информатики [53, с. 4].

Название предмета, введенного в 1985 году, было сформулировано как «Основы информатики и вычислительной техники». Поскольку «важнейшая сущность программирования для ЭВМ» заключалась «в процессе алгоритмизации» [110, с. 24], основной целью школьной информатики стало развитие алгоритмической культуры учащихся; позже, как свидетельствует М.П. Лапчик, в связи с потребностью «естественного дополнения компонентов алгоритмической культуры большей частью практических представлений, умений и навыков, определяемых фактом общения с ЭВМ, пониманием их реальных возможностей и сфер применения» [НО, с. 38] появилось понятие «компьютерная грамотность». Впоследствии концепция формирования содержания подготовки учащихся по информатике этого периода получила высокую оценку в Национальном докладе РФ на II Международном конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика» [154, с. 13]. В целом данный этап развития школьной информатики характеризуется фундаментальностью (развитие алгоритмического мышления, которое могло способствовать решению всевозможных задач и вне информатики, а также понимание роли ЭВМ в современном обществе), имеющей ярко выраженный уклон в сторону программирования.

Интеграция школьной информатики с элементами теории дизайна (базовый и профильный курсы)

Будучи сравнительно молодой наукой, информатика динамично развивается в полном соответствии с запросами информационного общества, и это находит отражение в содержании школьного курса информатики. В главе 1 настоящего исследования мы показали, что в последние годы школьная информатика все больше приобретает черты гуманитарного предмета, ею накоплен достаточный потенциал для того, чтобы стать компонентом системы эстетического воспитания в школе. На наш взгляд, этот потенциал может быть реализован наилучшим образом, если в традиционный учебный материал будут интегрированы фрагменты технической эстетики, являющейся теоретической базой дизайна - эстетической деятельности, также весьма востребованной информационным обществом. Подобная интеграция будет полностью отвечать современным тенденциям развития предмета, методика преподавания которого, по словам М.П. Лапчика, должна «своевременно и точно отражать состояние и перспективы науки информатики, практики ее использования, формировать на этой основе общеобразовательный учебный материал, составляющий содержание обучения информатике в школе» [110, с. 41].

Анализ учебных пособий по информатике, проведенный в главе 1, выявил значительное количество тем, при изучении которых учащиеся так или иначе сталкиваются с различными проявлениями дизайна. Дополнение традиционного учебного материала фрагментами технической эстетики позволит акцентировать внимание учащихся на эстетических свойствах изучаемых или создаваемых объектов, что будет способствовать развитию их эстетической воспитанности (см. 1.3 настоящего исследования). При отборе содержания нового материала мы будем руководствоваться следующими дидактическими принципами:

1. Принцип невытеснения. Знания из области дизайна не должны превалировать над собственно информатикой - общеобразовательная школа не ставит своей целью подготовку профессиональных дизайнеров.

2. Принцип соответствия. Дизайнерская информация должна привлекаться только в том случае, если этого требует содержание той или иной темы курса информатики, а также если это будет способствовать более полному усвоению учащимися знаний по информатике - иными словами, элементы теории дизайна должны удачно дополнять соответствующие темы курса информатики.

3. Принцип системности. Несмотря на отрывочный характер добавляемого материала, предлагаемые фрагменты технической эстетики должны быть взаимосвязаны, а вводимые понятия должны образовывать некоторую систему.

Руководствуясь перечисленными принципами, ниже мы произведем отбор содержания учебного материала из области технической эстетики и рассмотрим возможность его интеграции с базовым курсом информатики, а затем - процедуру построения профильного курса по информатике, являющегося продолжением базового и реализующего более высокий уровень интеграции.

Как уже отмечалось в главе 1, основным нормативным документом, определяющим содержание базового курса, является «Обязательный минимум содержания образования по информатике» [136]: он (как, например, и более поздний «Проект федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования по информатике и информационным технологиям» [161]) не задает логику построения курса, но определяет набор содержательных линий, которые в том или ином сочетании должны найти отражение в конкретных учебных программах и пособиях.

В этих условиях авторы последних обладают известной свободой, определяя очередность вводимых понятий и расставляя акценты в соответствии с собственными научными предпочтениями. Перед нами не стоит задача написания нового учебника (хотя идеальное завершение предлагаемой интеграции дизайна и базового курса информатики предполагает именно это), поэтому в настоящем исследовании мы возьмем за основу линии, описанные в «Обязательном минимуме», и дополним их элементами технической эстетики, принимая во внимание тот факт, что при разработке конкретного курса, возможно, потребуются некоторые коррективы, связанные с порядком следования тем.

Анализ «Обязательного минимума» показывает, что соблюдение введенных выше принципов невытеснения и соответствия существенно сужает круг тех знаний о дизайне, которые могут быть нами отобраны: как видим, для ряда обширных тем, среди которых, например, «История дизайна» или «Современные тенденции развития дизайна», нет места в базовом курсе информатики. Принцип системности направляет дальнейший поиск в область теоретических материалов более низкого уровня, широко востребованных практикующими дизайнерами, и останавливается на изобразительно-выразительных средствах дизайна, их организации на уровне композиции, а также свойствах композиции.

Похожие диссертации на Развитие эстетической воспитанности учащихся средствами дизайна в процессе обучения информатике