Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие нравственно-эстетических чувств младших подростков в процессе изучения православной художественной культуры Парамонова, Анна Евгеньевна

Развитие нравственно-эстетических чувств младших подростков в процессе изучения православной художественной культуры
<
Развитие нравственно-эстетических чувств младших подростков в процессе изучения православной художественной культуры Развитие нравственно-эстетических чувств младших подростков в процессе изучения православной художественной культуры Развитие нравственно-эстетических чувств младших подростков в процессе изучения православной художественной культуры Развитие нравственно-эстетических чувств младших подростков в процессе изучения православной художественной культуры Развитие нравственно-эстетических чувств младших подростков в процессе изучения православной художественной культуры
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Парамонова, Анна Евгеньевна. Развитие нравственно-эстетических чувств младших подростков в процессе изучения православной художественной культуры : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Парамонова Анна Евгеньевна; [Место защиты: Ур. гос. пед. ун-т].- Екатеринбург, 2011.- 322 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-13/1601

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты развития нравственно-эстетических чувств младших подростков в процессе изучения православной художественной культуры на уроках курса «Основы православной культуры» 16

1.1. Сущность феномена нравственно-эстетических чувств и их развитие в младшем подростковом возрасте 16

1.2. Педагогический потенциал православной художественной культуры развитии нравственно-эстетических чувств младших подростков 55

1.3 Организационно-педагогические условия развития нравственно-эстетических чувств в младшем подростковом возрасте в процессе изучения курса «Основы православнойкультуры» 90

Выводы по первой главе 127

Глава 2. Методика развития нравственно-эстетических чувств младших подростков в рамках курса «Основы православной культуры» 130

2.1 Диагностика уровня развития нравственно-эстетических чувств младших подростков 130

2.2. Опытно-поисковая работа по развитию нравственно-эстетических чувств младших подростков в процессе изучения православной художественной культуры на уроках курса «Основы православной культуры» 162

2.3. Результаты опытно-поисковой работы по развитию нравственно-эстетических чувств младших подростков- в процессе изучения православной художественной культуры в рамках курса «Основы православной культуры» 205

Выводы по второй главе 236

Заключение 238

Список литературы 240

Приложения 273

Введение к работе

Актуальность исследования. В важнейших нормативно-правовых документах, среди которых закон РФ «Об образовании», Всеобщая декларация прав человека, Национальная доктрина образования в РФ, выдвигаются на первый план вопросы духовно-нравственного воспитания и возрождения культурных традиций, утверждается необходимость воспитания патриотизма, толерантности, формирования различных типов идентичности в многонациональной стране. На конференции, прошедшей в Калуге в декабре 2007 г., было принято решение ввести в школах образовательную область «Духовно-нравственная культура». В 2009 г. Президент России Д.А. Медведев поддержал идею преподавания в школах России основ религиозной культуры и светской этики. Свердловская область стала регионом, участвующим в программе. В связи с этим в общеобразовательных учреждениях введено преподавание курса «Основы православной культуры» – одного из шести модулей «Основ религиозных культур и светской этики». Особенность курса «Основы православной культуры», как отмечают сторонники его введения в школе (А.В. Бородина, С.А. Ефименкова, Л.В. Сурова и др.), – в высоком воспитательном потенциале, в возможности развития нравственно-эстетической сферы личности воспитуемых. Но на сегодняшний день, когда апробация курса прошла во многих регионах страны, педагоги, преподающие курс, обобщают проблемы, возникшие при его внедрении: непонимание со стороны родителей, разрозненность программ, недостаточный уровень подготовки самих педагогов и др. Одной из главных проблем преподавания курса была и остается проблема методики преподавания. При организации курса, при разработке методики его преподавания важно было соблюсти условие светскости, обеспечить культурологический подход, акцентируя внимание на православной художественной культуре, в которой нравственный и эстетический аспект представлены синкретично.

Поскольку на сегодняшний день существует традиция изучения и преподавания православной художественной культуры как части русской художественной культуры, возникает вопрос – возможно ли использовать опыт педагогики искусства в преподавании курса «Основы православной культуры»?

Единство эстетического и нравственного как идеала подлинной Красоты лежит в основе обращения к миру православной художественной культуры. Обращение к прекрасному становится путем к нравственному, позволяя раскрыть подлинные ценности в общении с произведениями православного искусства, вызывающими эстетическое переживание. Организационные и методические условия преподавания курса позволяют включить в его содержание знакомство с православной художественной культурой, которое предполагает непосредственное общение учащихся с православным искусством, возможность художественной деятельности. Единство нравственного и эстетического в художественной культуре рассматривается в трудах Г.И. Беленького, И.С. Збарского, Д.С. Лихачева и др.; педагогический аспект единства нравственного и эстетического рассматривали в своих работах А.И. Буров, Л.П. Печко, Е.М. Торшилова и др. О воспитательном потенциале православной художественной культуры писали Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, П. Флоренский и др., из современных исследователей – Т.В. Ефимова, Л.В. Сурова, Л.Л. Шевченко и др.

В условиях общеобразовательной школы дисциплины эстетического цикла уходят на второй план, а педагогический потенциал художественной культуры, в том числе православной, остается невостребованным. В связи с этим внимание привлекает младший подростковый возраст, т.к. в этом возрасте эмоциональная сфера ребенка наиболее уязвима и требует особого внимания со стороны педагогов и родителей. Возраст определяется А.П. Краковским, Д.Б. Элькониным как переходный, «трудный», характеризующийся социальной активностью, направленной на усвоение образцов, ценностей, этических и эстетических норм.

Эстетические и нравственные чувства относятся к высшим чувствам личности. Эстетические чувства – это эмоциональное состояние, переживания, возникающие в процессе эстетического восприятия действительности или произведений искусства (И.Т. Фролов), начальная структура эстетического сознания, но вместе с тем его конечный результат (Е.Г. Яковлев). Эстетические чувства являются специфическим средством художественного познания (С.П. Баранов, Б.Т. Лихачев, А.Ж. Овчинникова и др.), которое выступает важным инструментом не только эстетического, но и нравственного развития личности. Изучением процесса развития эстетических чувств занимались такие исследователи как Л.Л. Алексеева, Е.Ю. Волчегорская, Н.Г. Тагильцева, А.Ф. Яфальян. Однако авторы подобных исследований не рассматривали возможность развития эстетических чувств на основе изучения православной культуры.

Нравственные чувства – это высшие переживания личности в связи с осознанием соответствия или несоответствия окружающей действительности и ее явлений требованиям общей морали, постоянные эмоциональные переживания реальных нравственных отношений и взаимодействий (И.В. Устинова). Теория нравственных чувств уходит корнями в XVIII век (Э.Э. Купер (Шефтсбери), Ф. Хатчесон). В истории русской философии о нравственных чувствах писали Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, Вл. Соловьев и др., педагоги В.В. Зеньковский, К.Д. Ушинский и др. Современные отечественные исследователи, обращающиеся к вопросам сущности высших чувств – К.А. Альбуханова-Славская, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков и др. Взаимосвязь нравственного и эстетического аспектов в историко-педагогическом контексте рассматривалась С.С. Аверинцевым, С.Д. Бабишиным, Л.С. Геллерштейном и др. В работах данных исследователей утверждается, что к нравственному развитию личности приводит общение с эстетическим и в повседневной жизни, однако, в больше мере – в художественной деятельности человека. Исследования позволили выделить особую интегративную область высших чувств – нравственно-эстетические чувства, которые мы определяем как сложные переживания, формирующиеся и развивающиеся в процессе эстетического освоения действительности и опирающиеся на общественные нравственные нормы.

Вышеуказанное позволило сформулировать следующие противоречия:

между фактом внедрения курса «Основы православной культуры», целью которого является духовно-нравственное развитие общества и несовершенством существующих методик его преподавания;

между существующим положительным опытом педагогики искусства в нравственно-эстетическом воспитании подрастающего поколения и отсутствием обоснования использования этого опыта в преподавании курса «Основы православной культуры»;

между возрастной потребностью младших подростков в развитии сферы нравственно-эстетических чувств и отсутствием педагогической модели развития эмоциональной сферы учащихся в процессе изучения православной художественной культуры.

Данные противоречия обозначили проблему исследования: определение путей развития нравственно-эстетических чувств младших подростков в процессе изучения православной художественной культуры.

Актуальность, практическая значимость, недостаточная педагогическая разработанность указанной проблемы и выделенные противоречия позволили сформулировать тему диссертационного исследования: «Развитие нравственно-эстетических чувств младших подростков в процессе изучения православной художественной культуры».

Цель исследования – теоретически обосновать и разработать методику развития нравственно-эстетических чувств младших подростков в процессе изучения православной художественной культуры, результативность которой проверить в опытно-поисковой работе.

Объект исследования: процесс развития нравственно-эстетических чувств младших подростков в ходе изучения православной художественной культуры.

Предмет исследования: методика развития нравственно-эстетических чувств младших подростков в процессе изучения православной художественной культуры.

Гипотеза исследования заключается в предположении, что процесс развития нравственно-эстетических чувств младших подростков в ходе изучения православной культуры будет эффективным, если:

нравственно-эстетические чувства младших подростков будут пониматься как многокомпонентная структура, включающая: эмоциональный компонент (эмоциональную отзывчивость), познавательный компонент (познавательную активность), оценочный и поведенческий компоненты (внешнее проявление эмоций в оценке и поведении), смысло-значимый компонент (понимание единства и взаимосвязи нравственного и эстетического в искусстве и в жизни), а процесс их развития как целенаправленный и сознательно осуществляемый;

методика развития нравственно-эстетических чувств младших подростков будет основываться на принятых в педагогике искусства представлениях о единстве нравственного и эстетического в искусстве и повседневной жизни;

в методике развития нравственно-эстетических чувств младших подростков на всех этапах будут использованы современные, доступные, сообразные возрастным особенностям формы, методы, средства обучения и воспитания, а педагогом будет обеспечен достаточный уровень мотивации к изучению православной художественной культуры у учащихся;

будет осуществляться работа с родителями учащихся, как до непосредственной работы с детьми, так и во время нее.

В соответствии с целями и гипотезой исследования сформулированы следующие задачи:

  1. На основе анализа научной литературы уточнить определение и выделить структурные компоненты нравственно-эстетических чувств младших подростков;

  2. Выявить специфику православной художественной культуры и ее потенциал в развитии нравственно-эстетических чувств младших подростков;

  3. Определить педагогические условия, обеспечивающие эффективность развития нравственно-эстетических чувств младших подростков в процессе изучения православной художественной культуры;

  4. Разработать критерии развития нравственно-эстетических чувств младших подростков;

  5. Определить этапы, систему форм и методов, способствующих успешному процессу развития нравственно-эстетических чувств личности младших подростков;

  6. В опытно-поисковой работе проверить эффективность разработанной методики развития нравственно-эстетических чувств младших подростков в процессе изучения православной художественной культуры.

Теоретико-методологической базой исследования являются: философско-культурологические (Ю.В. Борев, А.Ф. Лосев, И.А. Ильин, и др.) и психолого-педагогические (В.Л. Бенин, А.Н. Лук, П.М. Якобсон, А.Ф. Яфальян и др.) идеи и положения о нравственно-эстетическом развитии личности, как важнейшем условии ее социокультурной адаптации; подходы, признающие нравственно-эстетическое воспитание важнейшим регулятором социального поведения подростков (Е.В. Бондаревская, И.Д. Демакова, Д.А. Леонтьев, Н.Д. Никандров, С.Л. Рубинштейн и др.); положения теории развития эстетических чувств у школьников разного возраста (Э.И. Ларионова, Н.Г. Тагильцева, Е.Г. Яковлев и др.); психологические концепции субъектно-объектного воздействия и восприятия произведений искусства (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.); идеи осмысления нравственного потенциала художественной культуры (Т.В. Ефимова, Д.Б. Кабалевский, Д.С. Лихачев, Е.М. Торшилова и др.); положения возрастной психологии о специфике и новообразованиях подросткового возраста (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и др.); идеи использования потенциала художественной культуры в нравственно-эстетическом воспитании (А.Н. Андреюшкина, И.А. Плясецкая, Н.А. Полякова, Л.М. Предтеченская, Л.А. Рапацкая и др.); современные концепции воспитания детей на основе отечественной художественной культуры (И.В. Метлик, В.А. Сластенин, Л.Л. Шевченко, О.Л. Янушкявичене и др.); исследования взаимодействия семьи и школы в контексте нравственно-эстетического воспитания (Ю.П. Азаров, И.В. Гребенников, Л.В. Матвеева и др.) исследования традиций православного воспитания (В.В. Зеньковский, И.А. Ильин, Е.В. Шестун и др.); правовые и социально-педагогические идеи возможности изучения религиозной культуры в общеобразовательной школе (Ф.Н. Козырев, Н.Д. Никандров, И.В. Понкин и др.).

Для проверки гипотезы и решения поставленных задач был использован комплекс взаимодополняющих исследовательских методов: теоретических (анализ и обобщение философской, культурологической, педагогической, социологической, психологической литературы; ретроспективный и выборочный анализ образовательных программ, разработанных по курсу «Основы православной культуры»; построение гипотез, прогнозирование и моделирование, содержательная интерпретация и анализ результатов); эмпирических (применение психологических методик, включенное наблюдение за воспитательным процессом на уроках по «Основам православной культуры» и во внеурочной деятельности учащихся, опрос, беседа с учащимися).

Исследование проводилось в период с 2005 г. по 2010 г. на базе общеобразовательных школ №35 и №2 г. Первоуральска Свердловской области. Исследованием было охвачено 204 учащихся общеобразовательных школ младшего подросткового возраста (в возрасте 10-12 лет, 5-6 классы).

Исследование осуществлялось в три этапа в период с 2005 по 2011 гг.

Первый этап исследования (2005 – 2007) был посвящен анализу отечественной и зарубежной педагогической, культурологической, философской литературы, изучению истории преподавания религиозных дисциплин в светской школе за рубежом и курса «Основы православной культуры» в России. Проанализирован теоретический уровень развития нравственно-эстетических чувств младших подростков, изучен опыт преподавания «Основ православной культуры» в ряде школ Свердловской области.

На втором этапе исследования (2007 – 2009) разработаны методологические и теоретические основы исследования, план и программа исследования. В это же время проводилась опытно-поисковая работа по определению уровня развития нравственно-эстетических чувств младших подростков в конкретных классах общеобразовательных школ г. Первоуральска.

На третьем этапе (2010 – 2011) осуществлялась обработка полученных результатов исследования, формулировались выводы и рекомендации. Завершено оформление результатов исследования в форме диссертации.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1. Выявлено, что знакомство с православной художественной культурой в процессе изучения курса «Основы православной культуры» способствует развитию нравственно-эстетических чувств младших подростков при непосредственном общении учащихся с православным искусством, шедеврами православной иконописи, церковной музыки, творчеством русских писателей, а также возможности художественной деятельности учащихся, позволяя на практике осознать через нравственно-эстетические чувства связь нравственного и эстетического в создании образа Красоты;

2. Разработана методика развития нравственно-эстетических чувств младших подростков в рамках курса «Основы православной культуры», которая реализуется в совокупности форм классной и внеклассной общей деятельности педагога, родителей и учащихся (уроки-экскурсии, поисковые и библиотечные занятия, игра, собственно экскурсии, научно-практические конференции, организация и проведение праздников, организация периодического издания школьной газеты) и методов: активизирующих эмоциональную отзывчивость и познавательную активность младших подростков (рассказ, объяснение, беседа и демонстрация); организации деятельности, обеспечивающих возможность внешнего проявления эмоций в оценке и поведении (упражнение, соревнование, игра); стимулирования и мотивации к осуществлению деятельности на основе понимания единства нравственного и эстетического в искусстве и в жизни (проверочный метод, создание ситуации успеха в обучении, оценивание, беседа);

3. Определены этапы реализации данной методики: пропедевтический (этап доучебной работы с родителями, направленный на развитие эмоционального и познавательного компонентов), адаптивно-репрезентативный (включающий формы и методы работы с учащимися по презентации православной художественной культуры и обеспечению мотивации к ее изучению, направленный на развитие эмоционального и смысло-значимого компонентов), учебно-деятельностный (этап непосредственного изучения православной художественной культуры, предполагающий разнообразные формы и методы организации учебно-воспитательного процесса, в ходе которого происходит развитие всех компонентов нравственно-эстетических чувств младших подростков), итогово-результативный (этап закрепления и интеграции, подведения итогов и анализа учебно-воспитательной работы, направленный на развитие оценочного, поведенческого и смысло-значимого компонентов).

Теоретическая значимость исследования:

1. Уточнено понятие «нравственно-эстетические чувства», как сложные переживания, формирующиеся и развивающиеся в процессе эстетического освоения действительности и опирающиеся на общественные нравственные нормы;

2. Определена структура понятия «нравственно-эстетические чувства младших подростков», в состав которой входят следующие компоненты: эмоциональный (эмоциональная отзывчивость), познавательный (познавательная активность), оценочный и поведенческий (внешнее проявление эмоций в оценке и поведении), смысло-значимый (понимание единства и взаимосвязи нравственного и эстетического в искусстве и в жизни);

3. Уточнено рабочее определение понятия «развитие нравственно-эстетических чувств» применительно к младшему подростковому возрасту как целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс организации и стимулирования активной деятельности младших подростков, создание условий для эмоциональной отзывчивости и познавательной активности при общении с явлениями художественной культуры и в повседневной жизни, способности выражать свои эмоции в оценке и поведении с позиции единства нравственного и эстетического содержания, понимания взаимосвязи нравственного и эстетического в художественной культуре и в жизни.

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

1. Апробирован диагностический инструментарий, позволяющий отслеживать развитие нравственно-эстетических чувств младших подростков в процессе обучения на уроках курса «Основы православной культуры»;

2. Разработана программа и дидактические материалы (средства наглядности, дополнительные материалы, слайды, фоно- и видеотека) курса «Основы православной культуры» для 5-6 класса общеобразовательной школы, цель которой – развитие нравственно-эстетических чувств младших подростков в процессе изучения православной художественной культуры;

3. Разработана и внедрена методика, направленная на развитие нравственно-эстетических чувств младших подростков, включающая этапы (пропедевтический (этап доучебной работы с родителями), адаптивно-репрезентативный (включающий формы и методы работы с учащимися, направленные на презентацию православной культуры и обеспечение мотивации к ее изучению), учебно-деятельностный (этап непосредственного изучения православной художественной культуры, предполагающий разнообразные формы и методы организации учебно-воспитательного процесса), итогово-результативный (этап закрепления и интеграции, подведения итогов и анализа учебно-воспитательной работы), систему форм учебно-воспитательной работы (организация классной и внеклассной деятельности (уроки-экскурсии, поисковые и библиотечные занятия, игра, собственно экскурсии, научно-практические конференции, организация и проведение праздников, организация периодического издания школьной газеты), методы (рассказ, объяснение, беседа, упражнение, соревнование, игра, оценивание, проверочный метод, метод нравственного итога), построенные на принципах диалога, ситуации успеха и использовании новых информационных технологий.

Достоверность основных положений и выводов, изложенных в исследовании, обеспечена методологической обоснованностью исходных положений, опорой на целостную систему теоретических и эмпирических методов исследования, позитивными изменениями в развитии нравственно-эстетических чувств младших подростков в процессе изучения православной художественной культуры на уроках курса «Основы православной культуры».

На защиту выносятся следующие положения:

1. Развитие нравственно-эстетических чувств в процессе изучения и преподавания курса «Основы православной культуры» опирается на основные принципы педагогики искусства, которые включают в себя понимание триединства Истины, Добра и Красоты, как взаимосвязи и взаимообусловленности нравственного и эстетического развития личности.

2. Развитие нравственно-эстетических чувств применительно к младшему подростковому возрасту рассматривается как целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс организации и стимулирования активной деятельности младших подростков, создание условий для эмоциональной отзывчивости и познавательной активности при общении с явлениями художественной культуры и в повседневной жизни, способности выражать свои эмоции в оценке и поведении с позиции единства нравственного и эстетического содержания, понимания взаимосвязи нравственного и эстетического в художественной культуре и жизни.

3. Нравственно-эстетические чувства младших подростков, как эмоциональные переживания, формирующиеся и развивающиеся в процессе эстетического освоения действительности и опирающиеся на общественные нравственные нормы, включают следующие компоненты: эмоциональный (эмоциональная отзывчивость), познавательный (познавательная активность), оценочный и поведенческий (внешнее проявление эмоций в оценке и поведении), смысло-значимый (понимание единства и взаимосвязи нравственного и эстетического в искусстве и в жизни).

4. Методика развития нравственно-эстетических чувств младших подростков на уроках курса «Основы православной культуры» в процессе изучения православной художественной культуры в общеобразовательной школе включает четыре этапа (пропедевтический, адаптивно-репрезентативный, учебно-деятельностный, итогово-результативный), комплекс форм организации классной и внеклассной деятельности (уроки-экскурсии, поисковые и библиотечные занятия, игра, собственно экскурсии, научно-практические конференции, организация и проведение праздников, организация периодического издания школьной газеты), методы (рассказ, объяснение, беседа, упражнение, соревнование, игра, оценивание, проверочный метод, метод нравственного итога), построенные на принципах диалога и создании ситуации успеха, а так же опирается на использование новых информационных технологий, что позволяет эффективно и на современном уровне обеспечить процесс обучения.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в период опытно-поисковой работы в общеобразовательных школах №2, №35 г. Первоуральска Свердловской области, а также посредством участия в научно-практических, научно-методических конференциях по проблемам образования: международных (Екатеринбург, 2007, 2011; Ульяновск, 2008;), всероссийских (Москва, 2010; Таганрог, 2010;), региональных (Екатеринбург, 2005, 2006, 2007;), опубликованы статьи в научных журналах (Чита, 2009; Новосибирск, 2010; Москва, 2010, 2011; Екатеринбург, 2010, 2011). Материалы диссертационного исследования обсуждались на научно-методических семинарах кафедры культурологии Уральского государственного педагогического университета, на методическом совещании учителей, преподающих курс «Основы религиозных культур и светской этики» в г. Первоуральск Свердловской области.

Результаты исследования внедрены в практику работы общеобразовательных школ г. Первоуральска и использованы в преподавании факультативного курса «Основы православной культуры», «Уроки добра» в общеобразовательных школах № 2, № 35.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Педагогический потенциал православной художественной культуры развитии нравственно-эстетических чувств младших подростков

Развитие нравственно-эстетических чувств направлено на развитие способности наглядно-чувственного восприятия, частью которого является переживание человеком единства с окружающим миром, гармонии, которая повышает деятельность человека до уровня творчества (Н.И. Киященко).

Именно поэтому исследователи утверждают огромный педагогический потенциал применения средств эстетической выразительности. По мнению А.Ф. Яфальян, «ребенок постоянно находится- в энергетически звуковой, цветовой, ритмической, пространственной, временной динамической среде, что приводит его к развитию разнообразных эстетических чувств» [356, с.117].

Лучшие образцы эстетической культуры, вобравшей в себя представления людей о прекрасном, совершенном, гармоничном, а также о счастье человека, о справедливости, свободе, являются мерой универсальности и гармоничности личности и опираются на художественную культуру, которая выполняет функцию интегрирования и трансляции этих представлений. Именно поэтому искусство и художественная культура обладают неоспоримым преимуществом в возможности развития нравственно-эстетических чувств, по отношению и к природе, и к социуму.

Стоит отметить, что, несмотря на многообразие проявлений эстетического (различные эстетические категории), его основу составляет категория красоты (прекрасное). А. Баумгартен, основатель эстетики как науки, определял эстетическое как совершенное, а эстетическую науку, как науку о совершенстве в мире явлений, совершенстве чувственного познания и усовершенствования вкуса [257, с. 99-111]. Таким образом, все остальные эстетические категории (безобразное, трагическое, комическое, возвышенное и др.) рассматриваются в отношении к идеалу, совершенству. Исходя-из этого, нравственно-эстетические чувства должны пониматься как чувства прекрасного, которое включает в равной степени не только собственно красоту предмета, но также истину (Дж. Маццини) и красоту человеческой души (В.О. Сухомлинский). Добрый и . нравственный человек понимается в обществе как красивый, он совершает красивые поступки и т.д. Именно поэтому этика имеет эстетическое основание, а воспитание молодого поколения должно быть нравственно-эстетическим. Истинная красота - это не просто физические свойства предмета или явления, а высший тип его организации. Поэтому одним из принципов организации нравственно-эстетического воспитания является принцип присутствия нравственно-эстетического начала, включающего триаду ценностей «Истина-Добро-Красота», на всех этапах становления личности.

В связи с этим? искусству и художественной культуре всегда отводилась первостепенная роль в эмоционально-чувственном освоении мира, а также в нравственно-эстетическом воспитании человека. Об этом в своих работах пишут такие психологи как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, педагоги - А.Ф. Яфальян, Н. Г. Тагильцева, специалисты в области эстетики — Н.И. Киященко, А.А. Мелик-Пашаев, Д.Б. Лихачев, деятели искусства — П.И. Чайковский, Д.Б. Кабалевский и др.

По словам психолога Л.С.Выготского «искусство есть...орудие общества, посредством которого оно вовлекает в круг социальной жизни самые интимные и личные стороны нашего существа» [65, с. 16]. Л. ван Бетховен говорил, что «музыка должна высекать огонь из души человеческой», Ф.М. Достоевский называл искусство «потребностью для человека как есть и пить», И.Г. Эренбург замечал, что «высокое искусство не просто отображает жизнь, оно, участвуя в ней, ее меняет». В культуросообразной модели СИ. Гессена нравственность и искусство (наряду с религией и наукой) являются обязательными составляющими компонентами образованности [70].

Взаимосвязь нравственности и искусства находит подтверждение еще в Древней Греции, в древнегреческой концепции гармонического воспитания человека. Основоположник немецкой классической философии И.Кант отмечал, что эстетика является связующим звеном между «чистым разумом» (знаниями) и «практическим разумом» (поведением). Древнерусское образование ставило в один ряд философию, риторику и искусство, признавая первостепенную значимость нравственных проблем (в частности об этом говорил И. Т. Посошков, педагог конца XVII - начала XVIII века). В конце XIX—XX вв. можно выделить следующие позиции в образовании: 1. Важность гуманитарного направления в образовании, как проявление духовно-нравственной составляющей жизни общества (Н.И. Пирогов); 2. Создание народных школ на основе родной культуры (К.Д. Ушинский); 3. Приобщение к ценностям культуры, к искусству, эмоциональное и эстетическое воздействие на воспитанников, с целью их , нравственного возрастания (А.С. Макаренко); 4. Индивидуальное развитие ребенка в среде нравственного и эстетического воспитания, которая является для него естественной (В.А. Сухомлинский). В послевоенные годы в России серьезную роль в подтверждении нравственного потенциала искусства (в частности музыки), сыграла музыкально-педагогическая концепция Д. Б. Кабалевского. Д.Б. Кабалевский утверждал - несмотря на то, что не каждый ученик способен стать художником, писателем или композитором, любой способен понимать «лучшее» в искусстве. И научить этому - обязанность школы. А также художественное образование должно выполнять функцию нравственного развития учащихся, помимо формирования эстетического вкуса.

Искусство воздействует на человека внутренними переживаниями, эмоциями, выражением их в художественных образах. Для детей вхождение в мир искусства начинается с художественной литературы. Познание красоты и силы слова - первый шаг в мир прекрасного.

Живопись утверждает в душе ребенка чувство величия и красоты человека, поднимая его в собственных глазах. Представление живописного полотна такой же сложный способ эмоционально-эстетического влияния как знакомство с музыкой. Наглядность живописи позволяет дать учащимся представление о многих абстрактных понятиях, представить нравственные примеры.

Организационно-педагогические условия развития нравственно-эстетических чувств в младшем подростковом возрасте в процессе изучения курса «Основы православнойкультуры»

«Основы православной культуры» - один из модулей курса «Основы религиозной культуры и светской этики», вызывающий оживленную дискуссию среди педагогов. На конференции, прошедшей в Калуге 20-21 декабря 2007 года, было принято решение ввести в школах образовательную область «Духовно-нравственная культура». Это решение, безусловно, носило рекомендательный характер, однако оно имело определенные основания. В середине июля 2009 года Президент России Д.А. Медведев принял решение поддержать идею преподавания в школах России основ религиозной культуры и светской этики. На первом этапе в виде эксперимента курс внедрен в общеобразовательные школы нескольких областей России, в четвертой четверти четвертого класса и первой четверти пятого. Свердловская область стала регионом, участвующим в данной программе. Отметим, что решением Президента курс вводится в конце четвертого класса и логически должен быть продлен в пятом, шестом классах средней школы, что стало одной из причин выбранной нами для опытно-поисковой работы возрастной группы.

Среди доводов противников курса «Основы православной культуры» следующие: образование в России носит светский характер, и преподавание религиоведческого курса в школе невозможно; в сознании нашего общества, связанного атеистическими стереотипами, еще не укрепилась связь между нравственностью, духовностью и основами той религиозной культуры, которая является доминантной в том или ином обществе; на сегодняшний день нет преподавателей, которые бы совмещали в себе профессионального религиоведа и профессионального педагога, тогда как это является необходимым условием работы с детьми; существует несколько программ курса «Основы православной культуры» (или подобных курсов), каждая из которых имеет как положительные характеристики, так и отрицательные; современная школа пытается транслировать перенасыщенный и растущий с каждым годом поток информации, будучи при этом скованной жесткими рамками инновационных требований (Стандарт образования, ГИА, ЕГЭ) и т.д.

Мы утверждаем, что преподавание курса «Основы православной культуры», при прочих аргументах в пользу его образовательной необходимости, возможно только- в том случае, если будут учтены определенные организационно условия. Среди организационных условий мы.выделяем следующие: 1. Светский характер преподавания курса «Основы православной культуры». В первую очередь достигается с помощью- культурологического подхода в преподавании (см. пункт 2), а также обеспечением свободы выбора учащихся и их родителей при всех предложенных возможностях. 2. Культурологический подход в преподавании курса «Основы православной культуры», то есть выведение в доминанту его культурологической составляющей. Предлагается рассматривать курс как метапредмет, позволяющий осуществлять процесс нравственно-эстетического воспитания младших подростков, опираясь на эффективные формы, методы И средства педагогики искусства; 3. Профессионально-педагогическое обеспечение курса «Основы православной культуры». Преподавать курс должен профессиональный педагог, в частности, учитель культурологии, но не священнослужитель, даже при наличии педагогического образования. 4. Учет опыта преподавания; практической работы с учащимися, учет существующих программ, и методик преподавания курса «Основы православной культуры». Анализ практической работы с учащимися, существующие программы и методики, накопленный педагогами опыт, обобщены в Приложении к «Письму Министерства образования Российской Федерации органам управления образованием субъектов Российской Федерации» (от 22.10.2002 г.). Приложение представляет собой «Примерное содержание образования по курсу «Основы православной культуры». В нем представлены конкретные цели, задачи, принципы, содержательные линии. Показателен также живой опыт преподавания курса. 5. Использование наиболее эффективных методов и средств преподавания, опираясь на опыт мировой и отечественной педагогики, а также применение НИТ в преподавании. «Основы православной культуры» как светская дисциплина культурологического цикла должна опираться на- законы, закономерности, принципы, методы и- средства общей педагогической- науки, использовать данные методы.и средства сообразно различным педагогическим и образовательным задачам. Для того чтобы утвердить светский характер преподавания курса «Основы православной культуры» обратимся сначала к самому понятию «светскость», а затем к нормативно-правовым актам и документам, которые юридически подкрепляют данный-статус государства и образования. «Толковый словарь русского языка» СИ. Ожегова и Н.Ю. Шведовой приводит следующее определение: «Светский - отвечающий понятиям и требованиям света, принадлежащий свету... Нецерковный, мирской, гражданский»[214, с. 603]. Современный толковый словарь русского языка под редакцией С.А. Кузнецова дает лишь второе из толкований, приведенных С. И. Ожеговым: «Светский - мирской, гражданский, нецерковный»[40, с.967]. Такое же определение видим и в «Русском толковом словаре» В.В. Лопатина, Л. Е. Лопатиной[240, с.7]. «Толковый словарь» Д.Н. Ушакова определяет понятие «светский», как свойственный, принадлежащий светскому обществу, а также во втором значении как нецерковный, гражданский[293]. Исследуя понятие «светскости», мы, в, первую очередь, обратились к фундаментальному исследованию И. В. Понкина «Правовые основы светскости государства и образования», который, в свою очередь, основывается на работы таких исследователей как Ж. Боберо, Эдм. Шапьон, Б. Бетуар, П. Н. Дозорцев, М. Н. Кузнецова, Г. М. Миньковский, Е.Н. Салыгин, Е. М. Мирошников, В.Н. Жбанков.

«Выступают ли светское и религиозное взаимоисключающимися противоположностями или же возможно такое взаимодополнение и взаимообогащение светского и религиозного, при котором взаимное влияние этих категорий к укреплению общества в одних областях и оздоровлению в других?» [240, с. 10-11] - таков один из основных вопросов исследования И.В. Понкина.

Являясь наиболее часто употребляемым в спорах по вопросам отношения религии, и государства термин «светскость» практически не имеет четкого значения, а конституционно-правовое содержание-данной категории, признаки светского образования и светского государства почти не выявлены [240, с.12]. Ошибочным автор признает определение светскости как равноудаленности всех религиозных объединений, от государства. Ни в одном из подходов к определению светскости у исследователей разных стран светский характер государства не истолковывается как антирелигиозный, направленный на изоляцию или разрушение национально-духовных традиций как часть национальной культуры.

Опытно-поисковая работа по развитию нравственно-эстетических чувств младших подростков в процессе изучения православной художественной культуры на уроках курса «Основы православной культуры»

В данном параграфе нами предложена попытка систематического обобщения- методического опыта преподавания курса «Основы православной культуры» учащимся 5-6 классов общеобразовательной школы.

В ходе исследования, и обобщения, теоретического материала нами был сделан вывод, что разовые и локальные меры не могут привести к позитивным изменениям в нравственно-эстетическом воспитании в рамках любого образовательного учреждения. Именно поэтому необходим комплексный подход и программная форма организации такого воспитания.

Также, важнейшим из условий эффективного1 нравственно-эстетического воспитания является четко сформулированная система духовно-нравственных качеств и ценностей, на которой оно будет основано. Необходимо учитывать и тот общепринятый, в педагогике факт, что педагогическое воздействие на учащихся должно осуществляться целенаправленно, а главное согласованно всеми участниками-педагогического процесса (педагогами, родителями, а также со стороны администрации образовательного учреждения).

Безусловно также влияние такого фактора как оптимальное и адекватное сочетание выбираемых педагогом форм, методов и средств работы с учащимися в рамках данного курса. Нами была предложена программа курса «Основы православной культуры» для- 5-6 классов общеобразовательной школы, учитывающая возрастные особенности младших подростков, а также доминанту художественной культуры. Цель курса: создание условий для развития нравственно-эстетических чувств и учащихся в процессе изучения православной художественной культуры. 8. Дать представление о таких категориях как «культура», «искусство», «художественная культура», «православная культура», «православная художественная культура»; 9. Познакомить учащихся с мировоззренческими основами православной культуры; 10. Дать представление о нравственных основаниях православной культуры; 11. Представить .учащимся многообразие w особенности русской православной художественной; культуры, творчества русских- художников, писателей, композиторов, которые творилив рамках православного мировоззрения; 12. Стимулировать деятельность учащихся, направленную на присвоение знаний о православной культуре, православном искусстве, нравственных основах Православия; 13. Способствовать развитию собственных духовно-нравственных ориентиров учащихся; 14. Создать атмосферу эмоционального, заинтересованного общения учащихся с искусством на уроках, внеклассных занятиях. Данные задачи были сформулированы нами исходя из возрастных особенностей учащихся, результатов диагностирования и интерпретации результатов опытно-поисковой работы на констатирующем этапе, а так с учетом многокомпонентной структуры процесса развития нравственно-эстетических чувств младших подростков, включающей эмоциональную отзывчивость младших подростков на явления действительности и при общении с явлениями художественной культуры, внешнее проявление эмоций; включающее оценку, переживания с позиций нравственно-эстетического единства, понимание единства и взаимосвязи нравственного и эстетического в искусстве и в жизни. Выделим основные особенности предложенной программы: 7. Изучение православной художественной культуры должно быть вынесено в доминанту курса; 8. К учебно-воспитательному процессу в рамках курса «Основы православной культуры», на всех этапах работы, от подготовительного до заключительного, должны быть привлечены родители учащихся; 9. Предложенная программа курса «Основы православной культуры» предполагает спланированную и систематизированную обширную внеклассную І работу. Подчеркнем,, что в классной и внеклассной; работе; связывающей f педагога, учащихся и; родителей; должно присутствовать единство цели и воспитательных задач; Ю.Ирограмма- предполагает систему разнообразных форм и- методов организации учебно-воспитательного процесса. Это обусловлено возрастными особенностями младших подростков. Основной формой проведения занятий в общеобразовательной школе сегодня является урок. Однако нансегодняшний день такая форма как урокуже не отвечает потребностям учащихся т ограничивает возможности педагога. Поэтому мы говорим о урочно-полиморфной системе организации занятий -многоформенности, разнообразии формшнутри.урока: Одним г из важных условий реализации программы; является, многообразие методов; обучения и воспитания, а также постоянное взаимодействие педагога; учащихся и родителей. Классная деятельность предполагает использование таких форм; как собственно, урок, включающий его различные типы (урок-объяснение1 нового материала, повторительно-обобщающий урок и др.); урок-экскурсия; поисковые занятияв группах; библиотечный урок; урок-игра;

Внеклассная деятельность предполагает такие формы организации деятельности учащихся- и родителей как экскурсии; домашняя работа; самостоятельная работа в; библиотеке; совместная с педагогом и самостоятельная работа по подготовке к научно-практическим конференциям, участие в них; игры (сюжетно-ролевые, обучающие и т.д.); подготовка праздников и участие в них; подготовка отчетных, праздничных или тематических газет.

Предложенная нами программа предполагает использование и методов активизирующих эмоциональную отзывчивость и познавательную активность младших подростков (рассказ, объяснение, беседа и демонстрация); организации деятельности, обеспечивающих возможность внешнего проявления- эмоций в оценке и1 поведении (упражнение, соревнование, игра); стимулирования и мотивации к осуществлению деятельности на основе понимания единства нравственного иі эстетического в искусстве и в жизни (проверочный метод, создание ситуации успеха в обучении, оценивание, беседа).

Так как программа основана на общении учащихся с православным искусством, наряду с такими средствами как учебно-методические пособия, карты, схемы; дидактические материалы, наиболее важными» становятся средства наглядности: иллюстрации, раздаточный» материал, видеофильмы, аудиозаписи, телевизионные передачи компьютерные презентации и экскурсии, а, кроме того, реальные объекты искусства (доступные географически памятники архитектуры, живописи, скульптуры).

Результаты опытно-поисковой работы по развитию нравственно-эстетических чувств младших подростков- в процессе изучения православной художественной культуры в рамках курса «Основы православной культуры»

Далее педагогами курса города была организована городская конференция, в рамках которой учащимися общеобразовательных и воскресных школ были представлены свои работы: не только исследовательского, но и творческого характера. Так, в школе №35 были представлены фотоработы одного из учащихся пятого класса, объединенные в выставку «Первоуральск православный».

Все это способствует не только приобретению и углублению знаний православной культуре и ее художественном наследии, но возникновению чувства патриотизма, гордости за свою Родину и малую Родину — г. Первоуральск. Ситуация успеха, в которой оказываются участники праздников, олимпиад, научно-практических конференций, соревнований и творческих конкурсов — это большой стимул для учащихся в получении новых знаний в области православной художественной культуры, в стремлении углублять самостоятельно полученные знания, в дальнейшем обращаться к искусству, стремиться к общению с ним. Это естественно ведет к развитию нравственно-эстетических чувств младших подростков.

Игра в младшем подростковом возрасте имеет свои особенности, которые обусловлены возрастом участников, а также спецификой их внеклассной организации. В младшем подростковом возрасте, когда ведущим видом деятельности становится общение со сверстниками, а стремление к учебной деятельности угасает, игра становится альтернативным способом получения учебных знаний, дает разнообразие учебной деятельности, выступает как ее необычный элемент.

Кроме того, описывая игры, как внеклассную деятельность педагога, родителей и учащихся, мы можем говорить также о культуре досуговой деятельности, когда учащимся дается» представление о том, как можно организовать свое свободное время. Для того- чтобы» деятельность младших подростков во вpeмя досуга не приводила к бездумному времяпрепровождению, необходимо развивать, у них умение самоанализа, адекватную самооценку, разумное управление своим поведением. Имея возможность выбирать занятия на досуге по собственному желанию, младшие подростки часто не готовы к осознанному выбору видов деятельности, способствующих полноценному развитию личности. Не обладая устойчивостью интересов- в плане проведения досуга, младшие подростки более охотно перенимают от взрослых их модели его заполнения, причем не всегда положительные и соответствующие уровню их физического и психического развития. С другой стороны, предлагаемые взрослыми общественные формы досуга,, нередко не отвечают потребностям и интересам личности младшего подростка, что порождает пассивность в процессе приобщения к духовным ценностям.

Для подросткового- возраста увлечения (хобби) составляет весьма характерную особенность. Увлечения необходимы для становления личности подростка, т.к. благодаря увлечениям формируются склонности, интересы, индивидуальные способности младших подростков. В этом возрасте также создаются условия для формирования организаторских способностей, деловитости, предприимчивости и других полезных личностных качеств, связанных с взаимоотношениями людей, в том числе умения налаживать деловые контакты, договориться о совместных делах, распределять между собой обязанности и т.д. Подобные личностные качества могут развиваться практически во всех сферах деятельности, в которые вовлечен младший подросток и которые могут быть организованы на групповой основе. К такому виду деятельности относится и игра. Стремление выигрывать, принимать и понимать сложные правила, побуждает младших подростков анализировать причины успехов и неудач. Все это можно совместить, правильно организовав игровую деятельность, которая вмещает отдых, развлечение, праздники, самообразование, творчество.

Игровая внеклассная-деятельность в рамках курса «Основы православной-культуры» была реализована нами через ролевые игры, которые стали- очень, популярными и востребованными в среде подростков. Ролевая игра помогает «прожить» некоторые жизненные ситуации, она компенсирует реальные способности подростка (например, недостаток физической силы, привлекательности). С помощью сюжетно-ролевых игр младшим подросткам можно донести основы социальных познаний, воздействовать на них.

Ролевые игры разнообразны: от настольных до театрализованных. Настольные ролевые игры предполагают разносторонне содержательное межличностное общение — это удовлетворяет потребность младшего подростка в общении. Bi настольной ролевой игре можно изобразить любые ситуации в рамках основного сюжета. В ролевых играх игроки; как правило, играют уже взрослыми персонажами — это не просто попытка примерить на себя позицию взрослого. Ролевые игры дают возможность прочувствовать самые разные социальные роли, столкнуться с самими разными проблемами и конфликтами, и научиться их разрешать. Наконец, ролевые игры - это довольно содержательная деятельность: игры предполагают определенную степень эрудированность игроков и ведущего. При повышении уровня сложности игры у игроков возникают потребность в некоторых знаниях по конкретным вопросам. Например, знания по основам православной культуры, а также в области православного искусства, могут представляться подросткам довольно бессмысленными. Но когда они сталкиваются со своим невежеством в игровом пространстве, такие знания приобретают совершено иное значение. Театрализованные ролевые игры предполагают иной масштаб действия, подготовку костюмов или игрового инвентаря, согласование с родителями и администрацией школы. Такие игры часто связаны с выходом на природу. Они могут сочетаться с походом, прогулкой, экскурсией.

В качестве настольной ролевой игры нами была предложена учащимся игра «Духовные сокровища монастырей». Игра представляет собой систему ходов и карточек, которые содержат вопросы по-теме культурного и духовного значения! русских православных монастырей; архитектуре, истории, житие святого, имя которого связано с тем или иным монастырем и т.д-.

В качестве театрализованной ролевой игры нами была разработана игра «Городской вестник «Земстии». Это игра1 с продолжением, в которой учащимся предлагается попробовать себя в роли журналистов православного вестника и выпустить номер (или несколько номеров — по желанию). Учащимся-предлагалось несколько рубрик для выпуска: «Православное событие», «Икона праздника», «Вопросы читателей», «Интервью? номера», «Страница православного искусства», «Основы православной, культуры», «От всего сердца...» и т.д.

Учащиеся были вовлечены в- игру на протяжении второго полугодия и выразили желание продолжать выпуск газеты в шестом классе. В целом в опытно-поисковой группе исследования было выпущено 10 номеров «Городского вестника «Земстии»».

С учащимися, которые, с разрешения родителей и администрации школы, задерживались после уроков один раз в неделю, была проведена большая предварительная работа, в ходе которой они познакомились со структурой? периодического печатного издания, жанрами журналистской публицистики, публицистическим стилем (на доступном в младшем подростковом возрасте уровне), подробно рассмотрели православную полосу «Благовест» в городском издании «Первоуральск свободный», номера «Православной газеты», официального печатного издания Екатеринбургской епархии.

Похожие диссертации на Развитие нравственно-эстетических чувств младших подростков в процессе изучения православной художественной культуры