Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие познавательного интереса младших школьников на занятиях по художественному оформлению изделий знаками (пасами) (На материале Республики Коми) Поберезкая Вита Федоровна

Развитие познавательного интереса младших школьников на занятиях по художественному оформлению изделий знаками (пасами) (На материале Республики Коми)
<
Развитие познавательного интереса младших школьников на занятиях по художественному оформлению изделий знаками (пасами) (На материале Республики Коми) Развитие познавательного интереса младших школьников на занятиях по художественному оформлению изделий знаками (пасами) (На материале Республики Коми) Развитие познавательного интереса младших школьников на занятиях по художественному оформлению изделий знаками (пасами) (На материале Республики Коми) Развитие познавательного интереса младших школьников на занятиях по художественному оформлению изделий знаками (пасами) (На материале Республики Коми) Развитие познавательного интереса младших школьников на занятиях по художественному оформлению изделий знаками (пасами) (На материале Республики Коми) Развитие познавательного интереса младших школьников на занятиях по художественному оформлению изделий знаками (пасами) (На материале Республики Коми) Развитие познавательного интереса младших школьников на занятиях по художественному оформлению изделий знаками (пасами) (На материале Республики Коми) Развитие познавательного интереса младших школьников на занятиях по художественному оформлению изделий знаками (пасами) (На материале Республики Коми) Развитие познавательного интереса младших школьников на занятиях по художественному оформлению изделий знаками (пасами) (На материале Республики Коми)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Поберезкая Вита Федоровна. Развитие познавательного интереса младших школьников на занятиях по художественному оформлению изделий знаками (пасами) (На материале Республики Коми) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Москва, 2003 212 c. РГБ ОД, 61:03-13/1225-5

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. ЗНАК КАК ОБРАЗ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ (ФИЛОСОФСКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ) 13

1.1. Модель и знак- как информанты 13

1.2. Знак - пас используемый младшими школьниками на занятиях по художественному оформлению (на материале республики коми) 27

1.3. Педагогические особенности изучения знака 38

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1: 43

ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОМУОФОРМЛЕНИЮ ТРАДИЦИОННЫХ ИЗДЕЛИЙ НАРОДА КОМИ ЗНАКАМИ (ПАСАМИ) В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ 45

2.1. Характеристика познавательного интереса и его значение в развитии личности младшего школьника 45

2.2. Познавательная деятельность, как основа развития познавательного интереса у младших школьников 66

2.3. Развитие познавательного интереса у младших школьников к традиционной культуре народов коми...75

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2: 96

ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К КУЛЬТУРЕ НАРОДА КОМИ НА ЗАНЯТИЯХ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ ИЗДЕЛИЙ ЗНАКАМИ (ПАСАМИ)

3.1. Диагностика сформированности знаний о дпи народов коми и уровней развития познавательного интереса у младших школьников 102

3.2. Развитие познавательного интереса у Четвероклассников 114

3.3. Диагностика уровней развития познавательного Интереса у младших школьников на третьем этапе Педагогического эксперимента - контрольный 132

ВЫВОДЫ ПОЗ ГЛАВЕ: 144

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 147

ЛИТЕРАТУРА 149

ПРИЛОЖЕНИЯ 164

Введение к работе

Проблема исследования и ее актуальность.

Среди важнейших задач, выдвигаемых перед школой, первостепенное место занимают задачи значительного повышения эффективности эстетического воспитания и художественной культуры, традиций различных поколений.

Специфическая задача эстетического воспитания и художественного образования заключается в формировании творческой, эстетически развитой личности, личности в ее неповторимой индивидуальности.

В настоящее время искусствознание, эстетика и педагогика рассматривают национальное искусство как один из основных компонентов духовной культуры, представляющих совокупность знаний, опыта народа, являющихся важнейшим средством, развивающим и закрепляющим народные традиции обучения и воспитания.

Приобщение к национальной культуре, изучение народного декоративно-прикладного искусства коми в начальной школе являются актуальным и своевременным. Значение данной проблемы определяется все более возрастающей ролью народного искусства в художественно-эстетическом и духовно-нравственном воспитании школьников.

Народное декоративно-прикладное искусство может служить эффективным средством воспитания и обучения детей в общеобразовательной школе, если оно тесно связано с образами родной природы, с отражением жизненного уклада народа, с его культурой и искусством. Декоративно-прикладное искусство народов коми, в котором отражается окружающая природа, жизнь, быт, национальная культура, является богатым источником для формирования различных сторон личности школьников и руководства его художественно-эстетическим воспитанием. Национальная культура коми является неразрывным звеном мировой культуры. Задача нынешнего поколения состоит в том, чтобы сохранить уникальную культуру и искусство народов коми.

Важным и целесообразным является введение в учебный и воспитательный процесс по художественному оформлению изделий, изобразительному искусству, художественному труду углубленного изучения особенностей народного промысла и декоративно-прикладного искусства той местности, в условиях которой проживают учащиеся, а также разработка методики преподавания занятий по художественному оформлению изделий младшими школьниками знаковым декором народов коми, учитывая особенности региона.

На наш взгляд, эффективность приобщения к народному декоративно-прикладному искусству будет высокой, если сформировать познавательный интерес учащихся к национальной культуре коми.

В нашем исследовании опора будет на такие понятия как: орнамент (узор) - пас (знак, имеющий функциональное предназначение) и познавательный интерес.

Определение знака, как философской категории, мы обнаружили в научных исследованиях таких авторов, как Г.М. Андреева, В.Г. Белинского, Ю. Виртувия, М.В. Гамезо, А.Ф. Лосева, В.Б. Мироманова, Н.Н. Поддьякова, В.А. Штоффа, Ю.А. Шрейдера, И. Фридрих и другие ученых.

Психологи Б.Г.Ананьев, Л.И. Божович, Л.С.Выготский, Г.А. Глотова, Г.А. Глотова, Е.И. Игнатьев, В.А. Крутецкий, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, Н.Г. Салминой, Е.Е. Сапогова, С.Л. Рубинштейн и другие разрешают проблему развития познавательного интереса как психологическую категорию потребности, мотива, лежащих в основе деятельности учащихся.

Проблема развития познавательного интереса к народной культуре нашла широкое отражение и раскрытие теоретических основ стимуляции познавательного интереса в работах ученых педагогов Н.С. Боголюбова, М.А. Данилова, B.C. Кузина, А.К. Марковой, Н.Г. Морозовой, Н.А. Половниковой, Н.М Скаткина, А.С. Хворостова, ПИ. Щукиной, Т.Я. Шпикаловой и других.

Проблемам использования декоративно-прикладного искусства, как народного, так и профессионального, в качестве средств развития познавательного интереса учащихся посвящены исследования многих учёных педагогов, связанных с методикой обучения и воспитания. В их числе следует отметить научные работы В.Ф. Канева, B.C. Кузина, В.В. Корешкова, А.С. Хворостова, Е.В. Шорохова, Т.Я.Шпикаловой и других.

Работы ученых А.К. Байбурина, Н.В. Белицер, Л.С. Грибовой, К.Ф. Жакова, Л.Н. Жеребцова, Г.Н. Климовой, В.И.Лыткина, Д.А. Несанелис, В.А. Оборина, Г.Н. Чагина, В.А. Семенова и других, дают большой этнографический материал по Республике Коми для использования его на практике, в частности педагогической.

Анализ педагогической, психологической, методической литературы показывает, что проблема обучения народному искусству различных народов разработана и освещена с достаточной полнотой, однако вопросы, затрагивающие проблему развития познавательного интереса к этой культуре в процессе обучения младших школьников особенно средствами традиционного декорирования до настоящего времени не имеют достаточных научно-методических разработок. Если в некоторых школах и даются занятия по декоративно-прикладному искусству, то это происходит стихийно, случайно, либо по необходимости, например, к предстоящему юбилею или на выставку рисунков о родном крае, с целью отчета.

В результате отсутствия и слабой развитости познавательного интереса школьников к культуре народов коми, и, в частности, к народному декоративно-прикладному искусству, в значительной мере страдает качество художественного образования и эстетического воспитания молодежи, ее общей культуры. В этом заключается актуальность исследуемой нами проблемы. Следовательно, работа по развитию познавательного интереса к национальной культуре коми в процессе обучения младших школьников требует своего обоснования и раскрытия в специальном исследовании теоретических, методических и практических вопросов.

Возрождение, сохранение и развитие народных традиций - одна из актуальных педагогических задач, выдвинутая нашим обществом. Глубинная преемственность культурных традиций и современности возникнет только тогда, когда ребенок начнет осваивать традиции с самого малого возраста. Поэтому нужно уже в начальном звене школьного образования формировать в детях уважительное отношение к национальной культуре и развивать интерес к познанию культуры, традиций и декоративно-прикладного искусства народов коми.

Целью исследования является разработка средств и методов развития познавательного интереса к культуре народов коми на занятиях по художественному оформлению прикладных изделий знаками (пасами).

Объект исследования - учебно-воспитательный процесс на занятиях младших школьников по художественному оформлению изделий традиционными знаками (пасами).

Предмет исследования - средства, методические приемы и условия процесса развития познавательного интереса к национальной культуре народов коми на занятиях по художественному оформлению изделий знаковым декором (пасами).

Методологической основой исследования являются научные труды ведущих специалистов в области психологии и педагогики, учебные программы и учебные пособия по методикам трудового обучения и технологии, изобразительного искусства и исследования по этнографии и краеведению.

Задачи исследования:

Изучить труды ведущих специалистов, психологов, искусствоведов, художников-педагогов, методистов трудового обучения и технологии, изобразительного искусства по проблеме развития познавательного интереса младших школьников средствами знакового декора.

Раскрыть характеристику познавательного интереса к декоративно-прикладному искусству в процессе обучения младших школьников художественному оформлению традиционных изделий знаками (пасами);

Выявить учебно-методические возможности художественной деятельности, определить содержание, формы и методы развития познавательного интереса учащихся младших классов к национальной культуре коми;

Теоретически обосновать и практически разработать систему упражнений и заданий с пасами на занятиях по развитию познавательного интереса к национальной культуре коми;

Разработать и апробировать экспериментальную программу, направленную на развитие познавательного интереса младших школьников к национальной культуре коми средствами традиционного декора.

В результате предварительного знакомства с теорией вопроса, анализа методов преподавания художественного оформления, анализа практических работ младших школьников была выдвинута следующая гипотеза:

Развитие познавательного интереса младших школьников к национальной культуре народов коми будет происходить наиболее эффективно, если:

1. будут созданы определенные предпосылки качественного изменения содержания обучения традиционному искусству в районах Крайнего Севера, в частности республики Коми, а именно, народное искусство, имеющее самобытные многовековые традиции, будет отражено в содержании обучения полно и всеобъемлюще, так как оно служит эффективным средством, отражающим окружающую природу, быт, национальную культуру, и является богатым источником для формирования и развития различных сторон личности школьника;

2. В учебно-воспитательный процесс включить разработанную нами методику развития познавательного интереса младших школьников средствами знакового декора (пасами), которая включает в себя: а), цели, задачи и содержание программы «развитие познавательного интереса у младших школьников на занятиях по художественному оформлению изделий знаками (пасами)»; б), принципы, формы, методы, методические приемы, условия направленные на развития познавательного интереса у младших школьников средствами знакового декора; в), средства обеспечения учебно-воспитательного процесса (технические средства обучения, наглядные пособия и т.п.), то это позволит приобщить приобщения детей к традиционной культуре народов коми.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы применялись следующие методы исследования:

1) изучение и анализ научных трудов по философии, психологии, педагогике, теории изобразительного искусства, эстетике, искусствоведению, этнографии; анализ программ по технологии, изобразительному искусству, художественному труду в начальной школе; изучение состояния преподавания художественного оформления традиционных изделий в начальной школе и экспериментальное преподавание с целью проверки, выдвинутой гипотезы;

2) изучение педагогического опыта;

3) наблюдение за учащимися в процессе их художественной деятельности средствами народного декора, беседы с учащимися;

4) анализ детских работ, направленных на выявление знаний о жизни и быте народов коми и на выявление познавательного интереса к национальной культуре данного народа;

5) естественный педагогический эксперимент;

6) обработка полученных данных и обобщение результатов педагогического исследования.

Этапы исследования. Исследование проводилось в общеобразовательных школах г. Сыктывкара №1, 36, 25, 38 и № 1, 2 с. Выльгорт, Сыктывдинского района Республики Коми. Эксперимент охватил учащихся 2-4 классов. Исследование состояло из трех этапов:

1 этап (1994 - 1997 гг.) определялась проблема, предмет и задачи исследования; был проведен анализ литературы по теме исследования.

2 этап (1997 - 2000 гг.) осуществлялась экспериментальная проверка гипотезы, проводились констатирующий и формирующий этапы эксперимента.

3 этап (2000 - 2002 гг.)- осуществлялась систематизация и обобщение результатов исследования и оформление диссертации.

Научная новизна исследования состоит в том, что: 1) впервые раскрыта характеристика познавательного интереса к национальной культуре коми в процессе обучения художественной деятельности младших школьников и использованы знаковые средства (пасы);

2) выявлены педагогические средства и условия, способствующих эффективному развитию познавательного интереса к национальной культуре народа коми в процессе обучения младших школьников художественной деятельности с использованием традиционных знаков;

3) научно-обоснована, разработана и экспериментально проверена эффективная методика развития познавательного интереса к национальной культуре народов коми в процессе обучения младших школьников художественной деятельности средствами традиционного декора (пасами), которая включает в себя: а), цели, задачи и содержание программы «развитие познавательного интереса у младших школьников на занятиях по художественному оформлению изделий знаками (пасами)»; б), принципы, формы, методы, методические приемы, условия направленные на развития познавательного интереса у младших школьников средствами знакового декора; в), средства обеспечения учебно-воспитательного процесса (технические средства обучения, наглядные пособия

Теоретическая значимость исследования:

Внесен определенный вклад в науку методику преподавания народного декоративно-прикладного искусства народов коми.

Полученные результаты исследования могут быть применены при дальнейшем проведении исследований по развитию познавательного интереса к национальной культуре других народов.

Практическая значимость исследования:

Разработана и экспериментально проверенна методика по развитию познавательного интереса младших школьников к национальной культуре коми средствами знакового декора могут быть использованы в общеобразовательных школах республики Коми.

Программа, позволяющая в определенной последовательности использовать пути, средства и условия, способствующие развитию познавательного интереса к национальной культуре коми, может оказать учителям практическую помощь в организации процесса обучения.

Материалы исследования могут быть использованы для корректировки учебных планов и программ по художественной деятельности, при написании учебников и учебных пособий для школ.

Достоверность исследования обеспечивается опорой на теоретические положения психолого-педагогической, методической, искусствоведческой литературы по развитию и воспитанию детей, экспериментальной проверкой положений данного исследования в условиях средней общеобразовательной школы, объективным анализом полученных исходных и конечных результатов исследования, проверкой эффективности предложенных приемов, условий, путей и средств обучения.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Развивать познавательный интерес младших школьников средствами традиционного декора к народному декоративно- прикладному искусству народов коми необходимо, так как это повысит качество художественного образования и эстетического воспитания детей, ее общей культуры.

2. Методика проведения занятий по развитию познавательного интереса младших школьников знаковыми средствами (пасами), включающая занятия по художественному оформлению изделий традиционными знаками, систему постепенно усложняющихся графических упражнений по изучению традиционного знакового декора (пасов), наглядные пособия, технические средства обучения.

Апробация и внедрение. Основное содержание и результаты исследования докладывались на заседаниях кафедры педагогики и методики начального образования и научных конференциях Коми государственного педагогического института и Республиканского института развития образования. Разработанный нами материал вводился в курс лекций дополнительной специальности «Декоративно-прикладное искусство» в Сыктывкарском педагогическом колледже №1 и на факультете дополнительной педагогической специальности по специальности «Обслуживающий труд. Умелые руки», а также использовался на годичных курсах повышения квалификации педагогов дополнительного образования в Республиканском институте развития образования и переподготовки кадров.

Модель и знак- как информанты

В нашем исследовании мы будем опираться на такие понятия как: орнамент - пас - знак и интерес - познавательный интерес -мотив.

В истории нет народа, который не имел бы своей модели мира. Эти модели образуют основу, которая составляет базу всего культурного и научного развития человечества («этот процесс развития состоит в том, что происходит замена фантастических элементов - реальными, неточных - более точными» [112, С.63].

Подавляющее большинство традиционных художественных изделий не является воспроизведением реально существующих предметов, не содержат индивидуальных черт отдельного предмета и, как правило, не имеют целью имитацию естественных форм. Все, или почти все модели, создаваемые «примитивными» художниками [112, С.63], являются вариациями на одну и ту же тему, то есть соответствуют сложившимся веками представлениями.

Модели в «примитивном» искусстве выполняют общеобразовательную функцию, но это не только в тех случаях, когда искусство является важнейшим звеном в процессе закрепления и передачи информации (т.е. смысловая нагрузка моделей) - этим объясняется «символический» характер искусства, его условный язык, его идеопластическая форма, т.е. перед художником стоит задача выразить языком пластики модели сложные идейные понятия [112, С.63]. В основе каждой модели всех дописьменных цивилизаций лежит пластическая идеограмма, в основе которой не только резные и графические изображения на скалах, рисунки на глиняных стенах, на тканях и обрядовой утвари.

Форма модели может быть более или менее сложной: состоять из одной или нескольких простых геометрических фигур, разные виды изображения моделей, имеющие специальное коммуникативное значение, в свое время существовали у всех народов. Модели передавали их во времени (например: «первобытный охотник, возвратившись с охоты, стремился моделью-рисунком закрепить образ изображением зверя). В первом случае модель-рисунок имел, хотя бы частично мемориальное значение, во втором коммуникативное» [112, С.67]. Модели-рисунки, составляющие связанное повествование о каком-либо событии или содержащие частное сообщение, существовали ещё недавно у американских индейцев, эскимосов, у некоторых народов Африки.

Модель следует всегда рассматривать как отображение. Вопрос в том, что отражается и как выглядит функция отображения.

«Модель» (лат. modus, modulus - мера, образ, способ...) -первоначальное значение было связано со строительным искусством. Взятое у Ю. Виртувия оно уже в средние века обозначало масштаб (половина диаметра колоны), в каком отражались все пропорции здания - значение слова - форма, образ, что-то сделанное на основе измерения.

В XVI веке (итал. modello) - образец, прообраз. Т.к. образец часто выступает уменьшенной копией предмета, возникло представление о модели как о миниатюрном изображении, похожем на объект во всём, за исключением размеров. Употребление моделей в искусстве и ремёслах приводило к необходимости протавливать модели (образцы из материала, отличающегося от материала изделия (например: гипс, олово...)). Уже здесь обнаруживается, что функция модели состоит в частичном отображении объекта, т.к. часто модель геометрически отображает лишь его внешние формы.

В научном обиходе со словом модель связаны два близких друг другу, хотя и несколько различающиеся значения.

I. Мысленно или практически созданную структуру, воспроизводящую ту или иную часть действительности в упрощенном (схематизированной или идеализированной) и наглядной форме. Например: в древности науки и философия создавали наглядные картинки действительности, воспроизводящие явление в космосе или в микромире. Модель выступает как некоторая идеализация, упрощение действительности, хотя сам характер и степень действительности, вносимые моделью, могут меняться.

II. Модель, как составной элемент научной картины мира содержащий элемент фантазии. Будучи продуктом творческого воображения (этот элемент фантазии всегда должен быть ограничен фактами, наблюдениями, измерениями). Модель представляет собой различного вида отражение действительности.

Модель приурочена к определенным пространственно-временным координатам. Общее свойство всех моделей - так или иначе, отражать действительность.

Одно из важных свойств моделей - наглядность. Отсутствие наглядности лишает её специфики. Наглядность моделей заключается в том, что заключенная в ней система связей или структура воплощается в форме чувственных или доступных чувственности элементов, образующих систему, сходную с объектом. Т.о. наглядность может выступать как в виде конкретных чувственных образов, картин, так и в виде любых пространствено-временных структур (схем, графиков или просто совокупности знаков).

Характеристика познавательного интереса и его значение в развитии личности младшего школьника

Изучение теории интереса вообще, и познавательного интереса, в частности, занимает значительное место в исследованиях физиологов, психологов и педагогов.

Специфические особенности интереса рассматриваются в связи с проблемами развития личности, а также в связи с решением частных вопросов, связанных с повышением эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения.

Хотя физиологическая основа интереса разработана недостаточно, в трудах И.П. Павлова мы находим: мысли о физиологической природе интереса. Он пришел к выводу, что нормальная человеческая жизнь состоит в том, чтобы направить все силы человеческой энергии, все средства на достижение всевозможных целей, всегда возникающих перед человеком.

«Анализ деятельности животных и людей,— читаем в труда И.П. Павлова,— приводит меня к заключению, что между рефлексами должен быть установлен особый рефлекс, рефлекс цели, стремление к обладанию определенным раздражающим предметом, понимая и обладание, и предмет в широком смысле слова» [127, С. 309].

Благодаря исследовательскому рефлексу человек знакомится с внешним миром, причем знакомство это развивается от примитивной ориентации в обстановке к активному поиску, познавательному, теоретическому или профессиональному интересу.

В психологии «интерес» - понятие очень сложное и значимое и имеет множество различных трактовок. Различные точки зрения на интерес отражены в работах Б.Г.Ананьева Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, Н.Г. Морозовой В.Н. Мясищева, А.В. Петровского, С.Л. Рубинштейна, Е.К. Стронга, Г.И. Щукиной и др.. Все трактовки понятия «интереса» отображают множество значимых процессов - от единичных до совокупности их, он выражается в тенденциях, потребностях, отношениях. Интерес, особенно познавательный интерес, педагоги и психологи изучают с разных сторон, но любое исследование рассматривает интерес как общей проблемы воспитания и развития. Одни исследования направлены на изучение психологической природы интереса (М.Ф. Беляев, Л.А. Гордон, А.А. Невский, И.М. Цветков), другие рассматривают познавательный интерес как:

? мотив (А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, Н.Г. Морозова);

? отношение личности (В.Н. Мясищев, А.А. Бодалев, В.Г. Иванов, Е.Ф. Рыбалко);

? избирательную направленность внимания человека (Н.Ф. Добрынин, Т. Рибо);

? проявление его умственной и эмоциональной активности (С.Л. Рубинштейн);

? активизатор разнообразных чувств (Д. Фрейнер);

? особый сплав эмоционально-волевых и интеллектуальных процессов, повышающих активность сознания и деятельности человека (Л.А. Гордон, Г.И. Щукина);

? структуру, состоящую из потребностей (Ш. Бюлер);

? специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательностью (А.Г. Ковалев).

Ряд исследований рассматривают познавательный интерес как важное средство обучения (Г.И. Щукина, И.Г. Бабанский, Д.И. Трайтак, Ю.С. Фильков) Эта же сторона познавательного интереса рассматривается и во многих дидактических исследованиях, посвященных проблеме активизации обучения (М.А. Данилов, Р.Г. Лемберг, М.Н. Скаткин).

Особой и важной областью общего феномена «интерес» является познавательный интерес, как стимул деятельности и развития личности.

Познавательный интерес относится к различным областям познавательной деятельности. Он может быть весьма широким, разлитым, распространяющимся на получение информации вообще, на узнавание нового о различных сторонах предметного мира и углубленным в определенную область познания, в ее теоретические основы, в ее существенные связи и закономерности [205].

Своеобразие познавательного интереса состоит в сложном познавательном отношении к миру предметов, явлений, к знаниям о них, к научным областям, их изучающим. Это отношение выражается в углубленном изучении, в постоянном и самостоятельном добывании знаний в интересующей области, в активном и деятельном приобщении необходимых для этого способов, в настойчивом преодолении трудностей лежащих на пути овладения знаниями и способами их получения. «Ищущий, пытливый человек не останавливается в познании на полдороги, он все время, всю свою жизнь совершенствует свои знания, и это неуклонное стремление к совершенствованию обогащает личность» [205].

В окружающем мире далеко не все и не в равной мере привлекает человека, не все он стремится исследовать, понять, познать, Познавательная направленность человека носит избирательный характер. Его познавательный интерес бывает прежде всего связан с тем, в чем он испытывает нужду, потребность, что для самой личности имеет особое значение, «особый жизненный смысл» [204].

Диагностика сформированности знаний о дпи народов коми и уровней развития познавательного интереса у младших школьников

Нами диагностировались школьники классов сш №1, 25, 36, 38 г. Сыктывкара, сш №2 с. Выльгорт республики Коми. Эксперимент охватил учащихся 2-4 классов.

Из поставленных перед нами проблем, мы выяснили, что первым этапом нашего исследования является выявление уровней развития познавательного интереса у младших школьников. Нами в базовых классах было поведено анкетирование - метод массового опроса, при котором можно получить большое количество информации. Мы составили перечень вопросов, которым предъявляли следующие требования:

вопросы были такие, что опрашиваемый мог дать чаще всего ответ «Да» или "Нет";

вопросы формулировались так, что ответы были искренними и неуклончивыми;

в вопросах не было неуместного любопытства.

Также, для того чтобы развивать успешно познавательный интерес у ученика, необходимо выявить этот предмет интереса - это также можно выяснить через анкетирование детей, в анкету были включены такие вопросы:

Анкеты №1 состояла из вопросов: Какой учебный предмет тебе нравится? Почему? Знаешь ли ты что такое пас? Хочешь узнать, что он обозначает и как его можно получить? Хочешь научиться работать с берестой?

В экспериментальной группе дети ответили, что хотели бы заниматься по таким предметам как изобразительное искусство -36% или труд - 34%, в контрольной соответственно 32% и 28%. На вопрос «почему?» они ответили - они интересные и непохожи на другие предметы, на этих занятиях получаются поделки, с которыми можно играть. Психологи и педагоги отмечают, что период младшего школьника по типу деятельности - игровая деятельность, а в ходе обучения должна перейти в учебную. Учебная деятельность отличается от всех остальных тем, что в результате продуктивной или трудовой деятельности всегда получается некоторый материальный продукт. В процессе труда каждый ребёнок постоянно изменяется. Однако не это изменение является содержанием акта труда; его содержанием является производство определённого продукта духовного или материального характера... Важен производственный продукт и его качества. [207, 45] Например, ученик вырезал -продуктом будет являться материальный предмет - силуэт, форма или элемент для аппликации, если добавить еще такой прием обработки материалов как складывание, то у ребенка получиться домик, чум, волчок... И, на сколько качественен получился продукт, можно поверить - если это волчок, то он должен вертеться, а декор (геометрический орнамент в полосе), которым они оформили игрушку, при вращении, должен превращаться в сплошную полосу.

Похожие диссертации на Развитие познавательного интереса младших школьников на занятиях по художественному оформлению изделий знаками (пасами) (На материале Республики Коми)