Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие специальных качеств будущего учителя изобразительного искусства средствами художественного текстиля : региональный компонент Богоянова Вера Павловна

Развитие специальных качеств будущего учителя изобразительного искусства средствами художественного текстиля : региональный компонент
<
Развитие специальных качеств будущего учителя изобразительного искусства средствами художественного текстиля : региональный компонент Развитие специальных качеств будущего учителя изобразительного искусства средствами художественного текстиля : региональный компонент Развитие специальных качеств будущего учителя изобразительного искусства средствами художественного текстиля : региональный компонент Развитие специальных качеств будущего учителя изобразительного искусства средствами художественного текстиля : региональный компонент Развитие специальных качеств будущего учителя изобразительного искусства средствами художественного текстиля : региональный компонент
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Богоянова Вера Павловна. Развитие специальных качеств будущего учителя изобразительного искусства средствами художественного текстиля : региональный компонент : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Богоянова Вера Павловна; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т].- Ростов-на-Дону, 2009.- 227 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-13/2061

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1 Научно-методическое обоснование развития специальных качеств учителя изобразительного искусства средствами художественного текстиля 14

1.1. Понятие и структура специальных качеств будущего учителя изобразительного искусства 14

1.2. Специальные качества как фактор художественно-творческого развития и нравственно-эстетического воспитания художника педагога 30

1.3. Психолого-педагогические условия развития специальных качеств художника-педагога 35

1.4. Художественный текстиль как универсальное средство всестороннего развития личности 44

1.4.1. Краткая история развития росписи ткани 44

1.4.2. Особенности выполнения набойки на Руси 62

1.5. Структура методической системы развития специальных качеств студентов средствами художественного текстиля 69

Выводы к 1 главе 84

Глава 2 Теоретико-методическое обеспечение проведения учебного эксперимента по развитию специальных качеств средствами художественного текстиля 86

2.1 Особенности мониторинговой системы в условиях художественно-педагогического образования 86

2.2. Результаты констатирующего эксперимента 88

2.3. Результаты обучающего эксперимента 118

2.4. Результаты контрольно-сравнительного эксперимента . 138

Выводы ко 2 главе 145

Заключение 148

Литература 156

Приложение 169

Введение к работе

Проблема исследования и его актуальность. Проблема развития специальных компетентностных качеств студентов художественно-графических факультетов, являющихся специалистами в области художественного образования в современной системе высшей школы Российской Федерации, а также зарубежных научных школ рассматривается ведущими специалистами и нормативными документами Министерства науки и образования Федерального агентства по образованию. «Меры, принятые в 2001-2005 гг. создали базу для решения отечественной системой образования задач, направленных на усиление ее роли в социально-экономическом развитии страны», они отражены в Федеральной целевой программе развития образования на 2006 - 2010 годы. Планомерное совершенствование образовательного процесса, корректировка его направленности, структуры и содержания - конкретная необходимость для успешного и устойчивого развития общества. «Концепция художественного образования в Российской Федерации опирается на основополагающий государственный документ -«Национальную доктрину образования в Российской Федерации», который устанавливает приоритет образования в государственной политике, определяет стратегию и направления развития системы образования в России на период до 2025 года». Этими документами подтверждается актуальность художественного образования на сегодняшний день в России.

Сущность проблемы заключается в исследовании теоретико-методических аспектов развития специальных качеств будущего педагога художественным текстилем на основе использования этнокультурного наследия Южного федерального округа. Формирование профессиональной компетентности молодого педагога во многом зависит от мотивации к освоению будущей профессией. Эффективным методом повышения качества обучения является опора на художественные традиции многонациональных и межэтнических связей сформированных в методическую систему как принципиальную схему реализации в процессе образовательной деятельности.

Научно-теоретическое и методическое обоснование художественного образования в системе высшей школы раскрыты в работах Н.Н.Ростовцева, С.Е.Игнатьева, В.С.Кузина, Е.В.Шорохова, С.П.Ломова, А.Е.Терентьева, В.К. Лебедко, Н.Н. Анисимова, Н.К. Шабанова.

В научных трудах ведущих ученых в области художественного образования аспекты профессиональной компетентности личности, закономерности их профессиональной подготовки и формирование будущего учителя отражались в исследованиях О.А. Абдуллиной, Ю.К. Бабанского, B.C. Ильина, Н.В. Кузьминой, В.А. Канн-Калика, А.С. Макаренко, Н.В. Половниковой, Л.П. Раченко, Л.И.Рувинского, К.Д. Ушинского, A.M. Щербакова и др. Содержание специальных качеств раскрыто в трудах

отечественных и зарубежных психологов и педагогов: С.Л. Рубинштейна (1957), Б.Г. Ананьева (1980), Н.Д. Левитова (1960), Ф.Н. Гоноболина (1962, 1975), В.А. Крутецкого (1982, 1991), В.Д. Шадрикова (1983, 1991), Б.М. Теплова (1985), B.C. Мерлина (1986), Н.В. Кузьминой (1961, 1993), Э.А. Голубевой (1993), Н.А. Аминова (1997), Б.Б. Коссова (1998), М.К. Кабардова (2000), Ю.П. Поваренкова (2002) и др. Формирование системного подхода и структуры специальных способностей художника-педагога изучены М.Т.Харламовой, Е. И. Корзиновой.

Теоретическое и дидактическое обоснование эффективности развития специальных качеств учителя изобразительного искусства средствами декоративно-прикладного искусства (художественным текстилем) изложены в трудах В.П.Зинченко, З.И.Калмыковой, В.Г.Максимова, О.Г.Максимовой, Л.Г.Медведева, В.А. Моляко, А. А Прищепы, П.И. Пидкасистого, М.Н.Скаткина, Н.Ф.Талызиной, Т.И.Шамовой, В.Д. Шадрикова, А.С. Хворостова, В.И. Козлова, Т.Я. Шпикаловой, и других.

Основываясь на научных исследованиях в области художественного образования и смежных наук, проблема соответствия профессиональному уровню требует дальнейшего исследования, в связи с новыми открытиями в историко-этнографической сфере, появлением новых современных технологий декоративного искусства, а также необходимости соответствия подготовки студентов общественно-экономическому строю, постоянно развивающемуся современному обществу. Инновационные тенденции художественного обучения в сфере мирового образовательного пространства позволяют соответствовать профессиональным компетенциям, а также формировать теорию и методику обучения декоративному искусству с учетом изменяющихся условий образовательного пространства.

Сфера художественного текстиля одна из наиболее востребованных областей декоративно-прикладного искусства студентами художественно-графических факультетов, способствует эффективному развитию специальных качеств будущего учителя изобразительного искусства.

Занятия художественным текстилем наиболее благоприятная почва для развития специальных качеств. Она доступна с раннего детского возраста и имеет огромный учебно-творческий потенциал. Для студентов начальных курсов художественно-графических факультетов роспись, вышивка, набивка, плетение являются наиболее доступными, посильными, способствующие раскрытию индивидуальных качеств, используемых в заданиях инновационной методики опережения. Сущность, которой предполагает поэтапное усложнение материала и повышение результата, что способствует повышению качества обучения и формированию профессиональной компетентности.

Одной из особенностей обучения студентов художественно-графических факультетов является региональный компонент как фактор, влияющий на

особенности, специфику подготовки студентов высших учебных заведений Южного федерального округа. Особенности этнокультурных групп в обычаях, традициях, социокультурных коммуникациях формируют особый тип мышления, оперирующий условными знаковыми формами, что в свою очередь затрудняет восприятие трехмерного пространства и оказывает влияние на качество обучения академических дисциплинам, рисунку, живописи, скульптуре. В изучении дисциплин декоративно-прикладного искусства, языковой формой выразительности которых является декоративный элемент, знак, условное пятно, студенты решают на более высоком учебно-творческом уровне.

Как показывает исследование, уже в подростковом возрасте активное развитие в обучении приобретает логическое мышление, и уже в школьном возрасте имеет важное значение в мотивации заданий и актуализации проблем. Т.к. включаются другие психические процессы, и репродуктивные знания уступают место реальным мыслительным процессам. Таким образом, создаются психолого-педагогические условия развития специальных качеств на основе адекватности мыслительных процессов возрастному цензу и наличию образно-логического мышления, с учетом изобразительного знака декоративного искусства.

Таким образом, определилась область исследования, что позволило сформулировать проблему - развитие специальных качеств будущего учителя изобразительного искусства средствами художественного текстиля.

В условиях формирования принципиально новой структуры образовательной системы исключительно важным является подготовка учителя изобразительного искусства наделенного специальными качествами в условиях интеграции образовательного процесса, основанного на тенденциях художественного и этнокультурного наследия.

Преподаватель изобразительного искусства должен обладать высоким уровнем специальных качеств, т.к. основой его профессиональной деятельности является художественно-педагогическое творчество с учетом владения основами изобразительного и декоративного искусств. Таким образом, необходимость более глубокого изучения и развития условий формирования специальных качеств будущего учителя изобразительного искусства, доказывает актуальность данной проблемы. Потребность общества в автономной, профессионально грамотной личности, квалифицированном специалисте, реализующем свой творческий потенциал в деятельности общества, свидетельствует о своевременности и целесообразности данного исследования.

Цель исследования: решение проблемы исследования посредством разработки методической системы, направленной на развитие специальных

качеств будущего учителя изобразительного искусства средствами художественного текстиля.

Гипотеза исследования: развитие специальных качеств будущего учителя изобразительного искусства средствами художественного текстиля будет успешно, если разработать методическую систему, включающую в себя:

- цели, задачи и содержание развития специальных качеств
(использование средств художественного текстиля на основе этнокультурных
традиций региона, интегрирование знаний предметов профессиональной
подготовки и психолого-педагогического цикла в систему факторов,
составляющих профессиональную компетентность);

- группу методов, приемов и дидактических средств, обеспечивающих
мотивацию к изучению средств художественного текстиля, способствующих
развитию специальных качеств;

- средства обеспечения учебных, воспитательных и развивающих
процессов.

Предмет исследования. Методика развития специальных знаний, умений, навыков будущих учителей изобразительного искусства в процессе обучения художественному текстилю.

Объект исследования. Процесс обучения студентов начальных курсов художественно-графических факультетов художественному текстилю.

В соответствии с целью и гипотезой, предметом и объектом исследования были поставлены следующие задачи:

выявить и проанализировать структуру специальных качеств будущего учителя изобразительного искусства;

определить условия и психолого-педагогические предпосылки развития специальных качеств будущего учителя изобразительного искусства;

- изучить психолого-педагогические, методические аспекты усвоения
знаний по художественному текстилю в обучении студентов, способствующих
развитию специальных качеств будущего учителя изобразительного искусства;

определить основные знания, умения и навыки в области художественного текстиля, необходимые будущему учителю для практической педагогической деятельности в условиях регионального образовательного компонента;

спроектировать и реализовать педагогические методы развития специальных качеств учителя;

разработать методическую систему образовательного процесса, направленную на алгоритм овладения студентами понятийно-терминологического аппарата и методикой использования выразительных и изобразительных средств художественного текстиля;

- провести мониторинг развития специальных качеств будущего учителя
изобразительного искусства в процессе занятий по художественному текстилю
на начальном образовательном этапе.

Методологической основой исследования явились труды ведущих ученых, психологов, педагогов; достижения современной педагогической науки (концепция о формировании способностей в деятельности, деятелыюстно-творческий подход к образованию), нормативные документы (государственный образовательный стандарт), а также научные изыскания по проблеме исследования.

В ходе эксперимента применены следующие методы исследования:

- анализ психолого-педагогических, методических трудов по теме
исследования: учебных программ, учебно-методических пособий,
диссертационных исследований, научной литературы и периодических изданий
по педагогике, психологии, декоративному и изобразительному искусству;

исследование историко-архивных документов;

изучение фольклора, этнокультуры, межнациональной коммуникации;

наблюдение за учебно-воспитательным процессом, познавательной и художественно-творческой деятельностью студентов;

анализ выполненных в процессе обучения учебно-творческих работ студентов по художественному текстилю;

разработка теоретических положений развития специальных качеств в процессе освоения художественного текстиля;

подбор и составление учебных заданий;

- экспериментальное обучение, диагностика, обработка полученных
результатов;

Организация исследования. Экспериментальную базу исследования составили художественно-графические факультеты г.г. Ростова-на-Дону, Москвы, Карачаевска, Махачкалы, Краснодара, Воронежа. Экспериментальна работа проводилась в 2006-2009 гг., в эксперименте участвовали студенты 2-3-х курсов, обучающихся по специальности «Учитель изобразительного искусства».

Исследование проходило в несколько этапов.

На первом этапе (2006-2007 гг.) проводились изучение и анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы, по вопросу развития специальных качеств студентов педагогических вузов, определение структуры, целей, задач, содержания, методов подготовки педагогических кадров, обучающихся по дисциплинам декоративно-прикладного цикла в разделе «Художественный текстиль», осуществлялись конструирование общих подходов к разработке теоретико-методического обоснования организационно-педагогического обеспечения профессионального становления молодых специалистов в процессе освоения основ

художественного текстиля, накопление эмпирического материала, подготовка экспериментальной базы, определение и уточнение методики организации опытно-экспериментальной работы, проведение констатирующего эксперимента.

На втором этапе (2007-2008 гг.) осуществлялись опытно-экспериментальная работа по проверке педагогических условий, способствующих эффективному развитию специальных качеств студентов, разработка и апробация методики, анализ, обобщение и сравнение полученных результатов в процессе педагогического эксперимента.

На третьем этапе (2008-2009 гг.) проводилась систематизация полученных экспериментальных данных, осуществлялся количественно-качественный анализ результатов опытно-экспериментальной работы по апробации методической системы организационно-педагогического обеспечения развития специальных качеств в процессе проведения художественно-оформительской практики, с использованием изделий художественного текстиля, проверялась достоверность выводов, оформлялось диссертационное исследование.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Выразительные и изобразительные средства художественного
текстиля, обеспечивающие развитие специальных качеств будущих учителей
изобразительного искусства

2. Методическая системы развития специальных качеств будущего
учителя изобразительного искусства средствами художественного текстиля,
включающая в себя:

- цели, задачи и содержание развития специальных качеств
(использование средств художественного текстиля для интенсификации
познавательных процессов, интегрирование знаний предметов
профессиональной подготовки и психолого-педагогического цикла в цикл
знаний и умений из области декоративно-прикладного искусства, организация
разнообразных форм проведения занятий по курсу «Основы декоративно-
прикладного искусства с практикумом»);

- группу методов, приемов и дидактических средств, обеспечивающих
мотивацию к изучению средств художественного текстиля, и способствующих
развитию специальных качеств.

3. Критерии оценки развития специальных качеств средствами
декоративно-прикладного искусства.

4. Научно обоснованный и подтвержденный ходом исследования вывод о
том, что развитие специальных качеств будущего учителя изобразительного
искусства средствами художественного текстиля открывает новые возможности
для самореализации, творческой педагогической деятельности и создает
условия профессиональной компетентности.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы и результаты исследования обсуждались и получили одобрительную оценку на заседаниях кафедры дизайна и декоративно-прикладного искусства Педагогического института «Южного федерального университета», на семинарах Академии молодых исследователей «Психолого-педагогическое предпосылки развития чувства ритма у студентов младших курсов ХГФ на занятиях декоративной вышивки» (г. Ростов-на-Дону) в докладе: «Влияние декоративного искусства на развитие специальных качеств будущего учителя изобразительного искусства», в докладе «Художественный текстиль как средство формирования профессиональных качеств студентов художественно-графических факультетов» (Ростов-на-Дону, 2009), Основные положения нашли практическое применение в дисциплинах декоративно-прикладной направленности.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

  1. Изучено значение мотивации в процессе формирования творческих способностей как фактора специальных качеств учителя изобразительного искусства.

  2. Выявлено значение этнокультурных и национальных особенностей на эффективность мотивации в учебно-творческом процессе.

3. Дано научно-методическое обоснование возможности развития
специальных качеств будущего учителя изобразительного искусства
средствами художественного текстиля.

  1. Разработано содержание учебного курса «Основы художественного текстиля», с использованием межпредметных связей, направленное на развитие специальных качеств учителя изобразительного искусства с расширением и уточнением целей и задач дисциплины.

  2. Разработана и экспериментально проверена методическая система развития специальных качеств будущего учителя изобразительного искусства средствами художественного текстиля, включающая в себя:

цели, задачи и содержание учебного курса, направленного на развитие специальных качеств (использование средств художественного текстиля для интенсификации познавательных процессов, интегрирование знаний предметов профессиональной подготовки и психолого-педагогического цикла в цикл знаний и умений из области декоративно-прикладного искусства, организацию разнообразных форм проведения занятий по дисциплине «Основы художественного текстиля»);

группу методов, приемов и дидактических средств, обеспечивающих мотивацию к изучению средств художественного текстиля, способствующую развитию специальных качеств;

- средства обеспечения учебных, воспитательных и развивающих
процессов.

б. Полученные результаты экспериментальной методики доказывают, что освоение средств художественного текстиля обеспечивает поэтапное развитие специальных качеств у будущих учителей изобразительного искусства и создает условия для вхождения в педагогическую профессию.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что внесен вклад в теорию и методику обучения и воспитания:

вариативность и полинаправленность обучающего процесса;

обосновано решение проблемы развития специальных качеств будущего учителя изобразительного искусства средствами художественного текстиля;

выявлены психолого-педагогические условия развития специальных качеств будущего учителя изобразительного искусства (студентов 2-3-х курсов) в процессе обучения художественному текстилю;

уточнено содержание учебного курса «Художественный текстиль», способствующего наиболее эффективному развитию специальных качеств студентов 2-3-х курсов как будущих учителей изобразительного искусства;

- разработаны методические рекомендации освоения технологий
художественной обработки ткани, способствующие эффективному развитию
специальных качеств будущих учителей изобразительного искусства.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что они успешно внедрены в практику преподавания художественно-графических факультетов педагогических вузов, а также могут использоваться при разработке методических рекомендаций, подборе тематики и содержании занятий, направленных на развитие специальных качеств учителя изобразительного искусства; предложенные в исследовании методические разработки могут быть применены в образовательном процессе высших и средних учебных заведений художественной направленности в качестве методической системы эффективного освоения различных видов декоративно-прикладного искусства по разделу «Художественный текстиль», в организации обучения старших школьников, на курсах повышения квалификации учителей изобразительного искусства.

Сформированная учебно-методическая система на основе исторических, этнокультурных, национальных особенностей региона в области декоративного искусства (художественный текстиль), позволяет повышать качество профессиональной подготовки молодых учителей изобразительного искусства.

Структура диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения. Диссертационная работа изложена на 227 страницах, из них 164 страницы основного текста. В работе приводятся схемы, таблицы, графики, диаграммы. Библиографический список состоит из 186 наименований.

Понятие и структура специальных качеств будущего учителя изобразительного искусства

Проблеме формирования личности в системе высшего педагогического образования посвящены многие исследования. Общие закономерности профессиональной подготовки и формирования личности учителя раскрываются в работах О.А. Абдуллиной, Ю.К. Бабанского, B.C. Ильина, Н.В. Кузьминой, В. А. Канн-Калика, Н.В. Половниковой, Л.П. Раченко, Л.И.Рувинского, A.M. Щербакова, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинского и др.(75).

Изучением вопроса профессиональных качеств занимались отечественные и иностранные психологи. Значительный вклад в изучение профессиональных качеств в разные годы внесли выдающиеся исследователи С.Л. Рубинштейн (1957), Б.Г. Ананьев (1980), Н.Д. Левитов (1960), Ф.Н. Гоноболин (1962, 1975), В.А. Крутецкий (1982, 1991), В.Д. Шадриков (1983, 1991), С.Л. Кондратьева (1984), Б.М. Теплова (1985), B.C. Мерлина (1986), Н.В. Кузьмина (1961, 1993), Э.А. Голубева (1993), Н.А. Аминов(1997), Б.Б. Коссов (1998), М.К. Кабардов (2000), Ю.П. Поваренков (2002) и др.

Традиционно в психологии вопрос о развитии профессиональных качеств рассматривается в контексте развития способностей человека к профессиональной деятельности в широком смысле слова. В своих исследованиях С.Л. Рубинштейн (1957) отмечал, что любая проблема развития теснейшим образом переплетается с вопросом о способностях. Для будущих квалифицированных специалистов основу профессионально важных качеств (ПВК) составляют способности и характерологические черты.

Для современного этапа изучения способностей характерен системный подход, который реализуется с позиций системогенеза (В.Д. Шадриков, Ю.П. Поваренков), системно-целевой концепции педагогической одаренности учителя (Б.Б. Коссов), комплексного подхода (Э.А. Голубева, Н.А. Аминов, М.К. Кабардов и др.), теории интегральной индивидуальности B.C. Мерлина.

Согласно В.Д. Шадрикову, профессионально важными качествами могут выступать свойства нервной системы, особенности психических процессов, личностные особенности, характеристики направленности, знания и убеждения, а также другие качества личности.

Вопросом развития профессиональных способностей из общих занимался выдающийся отечественный психолог Б.Г. Ананьев, разработавший концепцию о функциональных и операционных механизмах психики, где под функциональными механизмами психики понимается нейрофизиологическая основа личности, которая закладывается генетически и составляет природную основу человека, операционные механизмы же формируются в основном в процессе деятельности. Они более подвижны, и изменяются в процессе профессионализации личности. Общие способности наполняются профессиональным содержанием, превращаясь в профессиональные.(14; 5)

По определению Б.М. Теплова (вошедшему во многие учебники и словари), способности — это такие «идивидуально-психологические особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения одной или нескольких деятельностей» и, не сводясь «к наличным навыкам, умениям или знаниям, могут объяснять легкость и быстроту приобретения этих знаний и навыков»( 149; 16).

В современной психологии способности понимают как свойство психологической функциональной системы обеспечивать достижение целей деятельности. Главными критериями способностей, отличающими их от других психологических образований, называют успешность деятельности, скорость и легкость овладения ею.(23,54,61,52)

Изучением способностей учителя в отечественной психологии занимались: Н.Д. Левитов, Ф.Н. Гоноболин,; В.А. Крутецкий,; С.Л. Кондратьева, Н.В. Кузьмина, и др.. «Способности учителя - психологические особенности его личности, позволяющие успешно решать учебно-воспитательные задачи и совершенствовать свое профессиональное мастерство. Творческий характер деятельности учителя требует от него самостоятельности в постановке целей, определении подходов к учащимся, установлении с ними доверительных отношений. Учителю необходимы, как показал Ф.Н. Гоноболин, гибкость мышления, легкость оперирования знаниями, развитие воображения, чувство нового, инициативность, целеустремленность, находчивость, интерес к предметам и самим учащимся, вдохновение.(...) Учителю надо уметь находить наиболее адекватные целям урока речевые единицы, насыщенные эмоциональным содержанием. Условием успеха учителя является его самообладание, решительность, находчивость, стремление к самосовершенствованию. С позиций гуманистической психологии условием творческого роста учителя является его позиция на развитие личности учащихся, его диалогическое с ними взаимодействие, собственная потребность в самоактуализации». (64:42)

На современном этапе изучения вопрос о способностях рассматривается в контексте деятельностного подхода. Способности обнаруживаются в процессе овладения деятельностью и тесно связаны с общей направленностью личности, с тем, насколько устойчивы склонности человека к той или иной деятельности. В основе одинаковых достижений при выполнении какой-либо деятельности могут лежать различные способности, в то же время одна и та же способность может стать условием успешности различных видов деятельности. (86; 366) .

«Профессиональные способности — способности, сформировавшиеся в ходе профессионального обучения и продолжающие развиваться в ходе профессиональной адаптации и последующей трудовой деятельности. Профессиональные способности формируются на основе задатков, общих и специальных способностей и включают их элементы в свою структуру в преобразованном виде. Профессиональные способности являются предпосылкой формирования подготовленности, достижения того или иного уровня профессионального мастерства, сам факт наличия которого свидетельствует о высоких способностях.» (64; 229) В основе профессиональных способностей лежат свойства психических процессов (восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь) и психомоторные функции (координация движений рук и ног, сенсомоторная координация и др.), обеспечивающие эффективность деятельности субъекта.

Профессиональные способности начинают проявляться только тогда, когда сенсомоторная деятельность наполняется профессионально-логическим содержанием и зависят от специфики профессиональной деятельности.

К профессиональным качествам относятся также особенности личности (мотивация, направленность, смысловая сфера, характер) При всем своеобразии комплексов ПВК в различных видах профессиональной деятельности можно, однако, назвать ряд личностных качеств, выступающих как практически важные для любого вида профессиональной работы. Это прежде всего ответственность, самоконтроль, профессиональная самооценка, являющиеся важным компонентом профессионального самосознания, и несколько более специфические качества: эмоциональная устойчивость, тревожность, отношение к риску. Особенности нейродинамики и некоторые свойства темперамента (в частности, экстраверсия и интроверсия) также оказываются значимыми во многих видах профессиональной деятельности. Для профессиональной педагогики и психологии очень важным является тот факт, что особенности нейродинамики оказывают существенное влияние на формирование ПВК личности. Известно, что слабость нервных процессов порождает повышенную тревожность, эмоциональную неустойчивость, пониженную активность и т.д. Для лиц с очень высокими показателями силы нервной системы повышена вероятность установления негибкой неадекватно высокой самооценки.

Краткая история развития росписи ткани

Каждый человек в декоративно-прикладном искусстве найдет свою нишу. Хотя смысл художественного произведения, задачи, которые решал художник могут не иметь к зрительской оценке никакого отношения, в то время как художественный образ имел конкретную направленность, не связанную с техникой, манерой, конкретным орнаментом, а витал в пространстве невидимым облаком мыслей, эмоций, переживаний не тронутых кистью художника, не изображенных в формате полотна.

Следовательно, уровень образования и воспитания общества в области искусства должен основываться на традициях народного художественного творчества. В другом случае общество неизбежно будет занижаться свой нравственно-эстетический идеал, что соответственно вызовет потерю реальных социальных проблем и торможение развития общества. И насколько современный духовный и экономический кризис не был бы глубок, искусство будет наиболее передовой областью данного кризиса. Обществу необходимо повысить свой образовательный уровень и суметь дешифровать искусство, раскрыть семантический смысл стилизованных образов в разных видах художественного текстиля, чтобы взглянуть на первооснову сущностных смыслов жизнедеятельности человека, повысить интеллектуальный и духовный уровень, который позволит сформулировать истинно-гуманистический нравственно-эстетический идеал общества.

Решение многих вопросов теории изобразительной грамоты, художественного образования и исследования искусства связано с пониманием особенностей его функционирования. Трактование их содержательной сущности большей частью опосредует систему художественной деятельности, как процесса, так и результата. Понимание природы, отличительных и характерных черт, движения внутренних механизмов функциональных аспектов искусства как продукта художественного творчества отражает научно-исследовательскую область искусства, его теоретические концепции, зиждущиеся на методологических принципах, определяющих приемы, методы и технологию изучения художественной практики. Сущность научно-практических систем и концепций косвенно или непосредственно заключена в исследовании функционирования искусства, его общественного предназначения и определения нравственно-эстетических идеалов. Стремление обособить одну из функций приводит к множественности направлений исследования искусства и к бесконечному рождению новых концепций и определений. Наличие разнообразных точек зрения на сущность и значимость, пути развития и применения требуют структурно-системного подхода, включающего поиск концептуального и понятийного аппарата системных исследований. Методологические и практические вопросы системного изучения художественной деятельности включают характеристику свойства взаимодействия с другими, определяющими не только собственное содержание, но и взаимодействие всех других, явных и неявных, элементов системы функционирования искусства. Учитывая, что влияние всех форм воздействия искусства на личность выражается в формировании самой ее способности воспринимать и понимать искусство. М.С.Каган выделяет функцию художественного воспитания человека, распространяющуюся не только в сфере искусства, но и в пространстве всей художественной культуры с окружающей действительностью, что обеспечивает полноту равномерности и разносторонности воздействия искусства на человека, общество, природу, культуру, процесс собственного самосовершенствования. Ведь художественная деятельность, включая познание действительности и метод ее оценки, завершается произведением, моделью жизни и способом ее отражения, средством обучения и целостным эмоционально-интеллектуальным развитием индивида, его приобщением к накопленному человеческому коллективному опыту, формой психологической компенсации, типажом социального прогнозирования и мн.др.

Процесс функционирования искусства есть следствие взаимодействия сложных систем, связанных с созданием, хранением, трансляцией, потреблением художественных ценностей, с элементами экономики, политики, государственности, воспитания, обучения, творчества, досуга и мн.др. Возникающие при контакте новые отношения способны сублимироваться в функции, сохраняя процесс непрерывной актуализации. Функция есть система отношений, вызываемая значимыми имманентными свойствами искусства, взаимовлияющих на связи с другими системами и широкой модификацией возможностей. Искусство как динамическая многофункциональная система обладает способностью активизировать свои свойства к условиям любой сферы деятельности. Таким образом, искусство есть одна из высших форм человеческой деятельности, ибо обладает удивительным единством устойчивости и динамического развития. Искусство, обуславливая неповторимость содержания сферы художественной деятельности, есть непрерывная актуализация видоизменяющегося функционирования сложной социальной системы, и у него не может быть застывших конкретных функций. Соответственно, функции не могут рассматриваться в отрыве друг от друга. Раскрыть механизм воздействия художественного произведения возможно лишь в их сложной динамической взаимосвязи. Только при учете всей совокупности факторов психофизиологии, социологии, эстетики, социально-психологической информационности, воспитания можно охарактеризовать восхищение социума определенного уровня малохудожественными произведениями, реализующими функции другого порядка. Всестороннее развитие личности предполагает и всестороннее изучение, исследование методов, форм и реальных возможностей в области художественного образования. Осуществление этого методологического принципа связано с необходимостью выйти за границы собственно художественных особенностей и свойств искусства, рассмотреть его фактическое влияние на личность в более широком спектре. Искусствоведческая и научно-педагогическая мысль с разнонаправленностью координат наиболее подробно изучают художественную ценность искусства, рассматривая те качества, которые и составляют художественное произведение. Но художественно-эстетическая функция при всем своем доминирующем значении реализуется лишь в небольшом проценте, т.к. не всем доступна в силу низкого художественно-эстетического образования социума студентов, особенно на начальных курсах. Для них главенствующим становятся «нехудожественные» функции искусства. Необходимо обозначить, что факт реализации той или другой функции установить не составляет проблемы, а момент перехода одной в другую можно определить довольно условно. Необходимость такого разделения, хоть и условного, диктуется и педагогической практикой. Иначе «нехудожественные» качества и функции исчезнут из поля зрения исследователей. Законы зрелищности, механизмы пропагандистской эффективности и эмоционального воздействия, причины социальной недоступности, факторы художественного произведения исследуемые в плоскости эстетической ценности. В научном исследовании художественно-эстетические функции, подменяющие другие, заменяют творческий акт восприятия произведения на процесс расшифровки, декодирования, смысловой нагрузки содержания. Результаты проведенных исследований усвоения продуктов художественного творчества демонстрируют преобладание спроса на произведения, характеризующиеся высокой психологичностью, а не художественными качествами. Следовательно, удовлетворение «неэстетической» функции, потребность в социальной «компенсации» не требует предварительной подготовленности, в противовес эстетической функции, для реализации которой требуется развитый вкус, интеллект, специальное образование. Очевидным является то, что исследование «нехудожественных» функций является очень важным в педагогическом и воспитательном процессе художественного образования. Скрупулезное рассмотрение условий и обстоятельств функционирования искусства, формирования личности, особенностей социального общения способно обнажить данные о глубинных процессах, их истинных причинах и скрытых закономерностях. Многие процессы, происходящие в современном обучении художественной деятельности, можно объяснить, оперируя данными сложных взаимодействий «эстетических» и «неэстетических» факторов.

Результаты констатирующего эксперимента

На подготовительном этапе экспериментального исследования (2003-2004 гг.) проводились изучение и анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы, по вопросу развития специальных качеств студентов педагогических вузов, определение структуры, целей, задач, содержание, методов подготовки педагогических кадров, владеющих этнокультурой осуществлялись конструирование общих подходов к разработке теоретической модели организационно-педагогического обеспечения профессионального становления молодых специалистов в процессе освоения основ декоративно-прикладного искусства, накопление эмпирического материала, подготовка экспериментальной базы, определение и уточнение методики организации опытно-экспериментальной работы.

В ходе работы, была определена целесообразность развития специальных качеств студентов художественно-графического факультета на 2-3 курсах, выявлены наиболее значимые условия эффективного развития специальных качеств: адекватная самооценка, реалистический уровень притязаний, высокий уровень социальной зрелости, ценностные ориентации; и способы их развития: совершенствование внимания, памяти, творческого воображения и других психических процессов и свойств личности.

Освоение основ художественного текстиля, его влияние на развитие специальных качеств студентов будущих учителей изобразительного искусства проводилось методом сопоставления данных в экспериментальных и контрольных условиях.

Цель эксперимента: выявить влияние изучения учебного курса «Художественный текстиль» на развитие специалньых качеств студентов художественно-графического факультета.

Задачи данного эксперимента: выявить уровень (степень развития) исследуемых качеств студентов до начала проведения обучающего эксперимента, т.е. исходный их уровень); проследить формирование исследуемых профессиональных качеств в процессе учебной деятельности в обычных условиях в контрольной группе и в экспериментальной группе в процессе изучения профессиональной компетентности.

Процесс обучения художественному текстилю, направленный на развитие специальных качеств имеет несколько важных сторон:

1) овладение знаниями и способами их применения, в частности знаниями выполнения работ из художественного текстиля и способами их применения в учебном процессе;

2) психологическое развитие личности;

3) социальная адаптация, обеспечивается развитием двух других сфер в комплексе;

4) владение технологией художественного текстиля в традициях народного творчества, этнокультурного наследия.

Следовательно, в экспериментальной части диагностируется развитие специальных качеств соответственно этим сферам:

1) выявляется уровень овладения знаниями по результатам выполнения практических заданий;

2) проверяется развитие речи, мышления, памяти, внимания, умения действовать в стандартных (типичных) и нестандартных ситуациях, проводится диагностика самооценки личности, определяется уровень притязаний и мотивация;

3) диагностируется уровень социальной зрелости, ценностные ориентации, степень овладения социальными нормами, нравственное и правовое самосознание, общественная активность, адаптированность в коллективе и способность к адаптации в изменяющейся социальной среде.

Виды контроля и оценки (диагностики): предваряющий, текущий, периодический и итоговый.

Исследование комплекса специальных качеств, в силу тесной взаимосвязи и взаимовлияния его составляющих, должно быть комплексным. Рассмотрим особенности, которые следует учитывать в первую очередь при индивидуализации учебной работы и проблемы диагностики этих особенностей.

Комплекс специальных качеств определяется через очень сложный, в том числе социальный, критерий успешности деятельности. Последняя же зависит и от методов обучения, и от условий, и от многих других, как непсихологических, так и собственно психологических, факторов, относящихся, например, к чертам характера, темперамента и др. Прежде всего сюда относится комплексное свойство - уровень умственного развития (Н.А. Менчинская (1968) (137; 813), в качестве наиболее точного показателя умственного развития З.И. Калмыкова рассматривает обучаемость, представляет собой понятие, характеризующее умственные способности, способность достигать в более короткий срок более высокого уровня усвоения. Критериями определения способности к учению являются скорость усвоения, гибкость процесса мышления и связь конкретных и отвлеченных компонентов в мышлении. Калмыкова З.И. вычленяет пять основных параметров, которые формируют способность учиться:

1) Обобщенность мыслительной деятельности - ее направленность на абстрагирование и обобщение существенного в учебном материале.

2) Осознанность мыслительной деятельности, определяемая соотношением ее практической и словесно-логической сторон. Несколько упрощенно она заключается в способности точно с точки зрения речи выразить логические отношения, которыми руководствуется практическая деятельность, ведущая к решению данной проблемы. Высокую ступень сознательности мыслительных операций характеризует адекватное словесное выражение хода решения проблемы и т.п. Можно также говорить, что параметр осознанности мыслительной деятельности тесно связан с развитием способностей правильно самооценить ход и результат учебной деятельности.

3) Гибкость мыслительной деятельности — третий из компонентов, формирующий совокупность интеллектуальных свойств, определенных как способность к учению. Она проявляется также в оригинальности подхода к анализу ситуации, помогает преодолеть стереотипы в мыслительных приемах, изменять творческие поиски. Гибкость мышления может конкретно проявляться, на пример, в усовершенствовании способов решения, в повышении уровня обобщенности самостоятельно полученных выводов и т.п. У людей с пониженными способностями к обучению, подвижность мышления понижена, ее место занимает, как правило, обратное свойство - инертность мышления.

4) Устойчивость мыслительной деятельности — особенность способности учиться, которая может мнимо показаться в несоединимом противоречии с предшествующей особенностью. Однако в действительности они диалектически связаны. Постоянство мышления является необходимой предпосылкой формирования сложных понятий (когда определенные понятия включает комплексную, относительно постоянную структуру целого ряда других подчиненных понятий) и познавательных систем. 5) Самостоятельность мышления. Важным показателем развития этой особенности мы можем считать чувствительность (восприимчивость) к помощи.

Вышеприведенные пять особенностей интеллекта (или умственной деятельности) достаточно характеризуют структуру способности учиться (обучаться).

Результаты контрольно-сравнительного эксперимента

На этапе контрольно-сравнительного эксперимента студентам контрольной и экспериментальной групп было предложено выполнить контрольное задание, аналогичное практическому заданию, выполняемому на этапе констатирующего эксперимента, с изменением темы задания. Студенты, выполняли вышивку. В таблице 11 приведены результаты оценивания результатов практической деятельности студентов.

Для проведения диагностики специальных качеств на этапе констатирующего эксперимента нами была разработана система диагностики, которая имела следующую структуру:

1. Диагностика уровня знаний, умений, навыков в области художественного текстиля и отношения к предмету.

2. Диагностика уровня сформированности знаний по предметам педагогической направленности.

3. Диагностика уровня притязаний (самооценка и мотивационная структура личности).

4. Диагностика уровня социальной зрелости.

5. Диагностика ценностных ориентации

6. Диагностика1 уровня развитости коммуникативных и организаторских склонностей.

Соответственно предложенной структуре в результате контрольно-сравнительного эксперимента обрабатывались данные, полученные в результате диагностики окончательного уровня развития исследуемых параметров, для выявления эффективности экспериментальной модели обучения студентов, способствующей развитию специальных качеств в процессе изучения средств художественной обработки ткани (таблица 12).

В результате обработки и сравнения нами были выявлены различные показатели самооценки творческого потенциала (диаграмма 1): в группе на этапе констатирующего эксперимента - 56, 5 %, в контрольной группе после окончания формирующего этапа - 59,3, в экспериментальной группе после проведения формирующего эксперимента - 76, 1 %, что является высоким показателем, но не результатом завышенной самооценки (выше 85%).

Таким образом, показатель самооценки творческого потенциала в экспериментальной группе по сравнению с исходным уровнем повысился на 19,6 %; а этот же показатели в контрольной группе увеличились на 2,8 %. Положительная разница результата уровня экспериментальной группы к результатам контрольной составляет 16,8 %.

Сравнительный анализ динамики развития показателей специальных качеств в профессиональном предпочтении (таблица 13) студентов выявил более положительные тенденции развития этого уровня в экспериментальной группе, чем в контрольной группе. Наиболее положительная динамика развития была отмечена в экспериментальной группе по показателям: волевого усилия -разница показателей контрольной и экспериментальной групп составила 4,8 балла; инициативности — 6 баллов.

В результате обработки данных развития коммуникативных склонностей (таблица 13), нами была выявлена различная их динамика: в экспериментальной группе на этапе формирующего эксперимента по сравнению с констатирующим показатель возрос на 18%; а в контрольной - на 2 %. Процентная разница показателей развития этих склонностей контрольной и экспериментальной групп составила 16 % в пользу последней.

Развитие организаторских склонностей (таблица 14) также проходило не равнозначно: в экспериментальной группе после проведения формирующего эксперимента показатель увеличился от уровня констатирующего этапа на 18%; в контрольной группе - на 6,5 %. Разница показателей развития этих склонностей в контрольной и экспериментальной группах составила 11 % с положительным перевесом развития в экспериментальной группе.

В результате исследования были выявлены различные уровни результатов коммуникативной нетерпимости к окружающим в контрольной и экспериментальной группах (таблица 15). Сравнительный анализ позволил подвести итоги: в контрольной группе после этапа формирующего эксперимента по сравнению с констатирующим результат коммуникативной нетерпимости снизился — на 1,5 %; в экспериментальной группе после формирующего эксперимента - 13,7 %. Разница показателей свидетельствует повышение уровня коммуникативной толерантности в экспериментальной группе по сравнению с контрольной на 12,2 %.

Похожие диссертации на Развитие специальных качеств будущего учителя изобразительного искусства средствами художественного текстиля : региональный компонент