Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие творческих способностей учащихся младших классов детской музыкальной школы средствами цветомузыкальной синестезии Лукьянец Наталья Григорьевна

Развитие творческих способностей учащихся младших классов детской музыкальной школы средствами цветомузыкальной синестезии
<
Развитие творческих способностей учащихся младших классов детской музыкальной школы средствами цветомузыкальной синестезии Развитие творческих способностей учащихся младших классов детской музыкальной школы средствами цветомузыкальной синестезии Развитие творческих способностей учащихся младших классов детской музыкальной школы средствами цветомузыкальной синестезии Развитие творческих способностей учащихся младших классов детской музыкальной школы средствами цветомузыкальной синестезии Развитие творческих способностей учащихся младших классов детской музыкальной школы средствами цветомузыкальной синестезии Развитие творческих способностей учащихся младших классов детской музыкальной школы средствами цветомузыкальной синестезии Развитие творческих способностей учащихся младших классов детской музыкальной школы средствами цветомузыкальной синестезии Развитие творческих способностей учащихся младших классов детской музыкальной школы средствами цветомузыкальной синестезии Развитие творческих способностей учащихся младших классов детской музыкальной школы средствами цветомузыкальной синестезии
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Лукьянец Наталья Григорьевна. Развитие творческих способностей учащихся младших классов детской музыкальной школы средствами цветомузыкальной синестезии : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02.- Екатеринбург, 2007.- 158 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-13/2023

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Развитие творческих способностей младших школьников средствами цветомузыкальной синестезии как психолого-педагогическая проблема

1.1 Современное состояние проблемы развития творческих способностей младших школьников 12

1.2 Цветомузыкальная синестезия как средство развития творческих способностей учащихся младших классов детской музыкальной школы 33

1.3 Педагогическая модель развития творческих способностей учащихся младших классов детской музыкальной школы средствами цветомузыкальной синестезии 50

Выводы по первой главе 68

Глава II. Опытно-поисковая работа по развитию творческих способностей младших школьников средствами цветомузыкальной синестезии на уроках слушания музыки в детской музыкальной школе

2.1 Цели, задачи и организация опытно-поисковой работы по реализации педагогической модели развития творческих способностей учащихся младших классов детской музыкальной школы средствами цветомузыкальной синестезии 70

2.2 Ход и результаты опытно-поисковой работы по развитию творческих способностей учащихся младших классов детской музыкальной школы средствами цветомузыкальной синестезии 88

Выводы по второй главе 125

Заключение 127

Библиографический список 130

Приложения 150

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Социально-экономические преобразования, происходящие в стране, свидетельствуют о потребности общества в личности, обладающей новым типом мышления, способностью успешно, творчески решать свои жизненные и профессиональные проблемы. Главной целью в Федеральной программе развития образования в России выдвигается «развитие системы образования в интересах формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности». Однако система образования еще не в полной мере соответствует потребностям общества в развитии творческих способностей новых поколений, во многом преобладает репродуктивный стиль обучения, инновационные процессы в образовании еще только набирают свою силу, идет процесс подготовки новых образовательных стандартов на основе компетентностного подхода и под углом зрения развития креативности личности. В связи с этим можно констатировать определенное противоречие, которое возникло между потребностью в творческом развитии и возможностями существующей системы образования удовлетворить ее в полной мере. Это обстоятельство обусловливает актуальность темы исследования на социально-педагогическом уровне.

Проблема развития творческих способностей людей привлекает к себе пристальное внимание представителей самых различных областей научного знания — философии, педагогики, психологии и др. Сегодня творчество изучается в разных направлениях: уточняется сущность творчества; выявляются признаки креативности; создаются психологические портреты творческой личности; исследуются творческие способности и творческое мышление; анализируются закономерности и средства развития творческого потенциала человека. На основе анализа психолого-педагогической литературы мы заключили, что в педагогической практике накоплен значительный объем знаний о проблеме развития творческих способностей школьников. Вместе с тем, обозначенная проблема не нашла должного освещения в контексте раз-

вития творческих способностей младших школьников средствами цветомузыкальной синестезии, о чем свидетельствует недостаточное количество исследований по данной проблеме. Данное несоответствие обусловливает актуальность темы исследования на научно-теоретическом уровне.

Анализ литературы показал, что целый ряд вопросов, связанных с развитием творческих способностей средствами цветомузыкальной синестезии остаются недостаточно разработанными. В их числе: недостаточная четкость в понимании сущности «цветного слуха», цветомузыки, психолого-педагогических аспектов влияния феномена цветомузыкальной синестезии на развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста. Отсутствует системность в использовании цветомузыкальной синестезии в развитии творческих способностей младших школьников на уроках слушания музыки, не разработаны формы, методы, приемы развития творческих способностей младших школьников средствами цветомузыкальной синестезии, критерии сформированности цветомузыкального восприятия, воображения, творческого мышления.

Противоречие между потребностью развития творческих способностей младших школьников в процессе музыкального образования и недостаточной реализацией методических возможностей уроков слушания музыки, способных обеспечить развитие творческих способностей младших школьников средствами цветомузыкальной синестезии, позволяют нам констатировать актуальность исследования на научно-методическом уровне.

На основе выявленных противоречий и несоответствий была сформулирована тема исследования: «Развитие творческих способностей учащихся младших классов детской музыкальной школы средствами цветомузыкальной синестезии» и определена проблема, которая заключается в поиске и выборе педагогической модели и педагогических условий развития творческих способностей младших школьников на уроках слушания музыки в детской музыкальной школе.

Цель исследования: выявить, теоретически обосновать, опытно-поисковым путем проверить педагогическую модель развития творческих способностей учащихся младших классов ДМШ средствами цветомузыкаль-ной синестезии на уроках слушания музыки.

Объект исследования: процесс музыкального образования младших школьников в детской музыкальной школе.

Предмет исследования: развитие творческих способностей учащихся младших классов ДМШ средствами цветомузыкальной синестезии.

Гипотеза исследования состоит из следующих предположений:

  1. цветомузыкальная синестезия, вероятно, является средством развития творческих способностей учащихся младших классов ДМШ;

  2. педагогическая модель развития творческих способностей младших школьников на уроках слушания музыки, возможно, состоит из следующих компонентов: целевого, содержательного, организационного и результативного;

  3. педагогические условия, обеспечивающие эффективную реали-зацию педагогической модели развития творческих способностей младших школьников средствами цветомузыкальной синестезии, вероятно, включают: создание эмоционально-творческой среды, стимулирующей творческую активность младшего школьника; диалогическое взаимодействие учителя и ученика в процессе творческой деятельности; индивидуальную дифференциацию с учетом зоны ближайшего развития учащихся.

В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

  1. изучить и проанализировать исследованность проблемы развития творческих способностей младших школьников в педагогической теории и практике;

  2. уточнить понятия: «цветомузыкальная синестезия»; «творческие способности личности» и их структуру;

  1. разработать структуру педагогической модели развития творческих способностей младших школьников средствами цветомузыкальной синестезии и определить педагогические условия, обеспечивающие её эффективную реализацию;

  2. опытно-поисковым путем проверить результативность педагогической модели развития творческих способностей младших школьников средствами цветомузыкальной синестезии на уроках слушания музыки в ДМШ.

Исходя из специфики предмета нашего исследования, его теоретико-методологическую основу составили:

Положения о единстве мышления, сознания, деятельно-творческой сущности человека, его творческой активности, раскрытые в работах Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, С.Л. Рубинштейна, В.Д. Шадрикова; идеи о роли учебно-творческой деятельности в формировании и развитии творческих способностей Г.С. Альтшуллера, В. И. Андреева, С. А. Новоселова, А. В. Хуторского; работы, посвященные проблемам музыкального обучения О.А. Апраксиной, Б.В. Асафьева, Э.Б. Абдуллина, Л.А. Безбородовой, А.К. Белобородова, М.Х.Балтабаева, О. Байдильдаева, Н.К. Баклановой, Е.А. Бодана, Н.А. Ветлугиной, Б.Г. Гизато-ва, Н.Л. Гродзенской, Р. Р. Джердемалиевой, В.А. Досманова, М. Н. Дымши-ца, Т.П. Жуйковой, Г. Жумалиева, Д.Б. Кабалевского, Ф.Ш. Салитова, Д. Кэмбела, В.И. Муцмахера, Л.Т. Мамизерова, Е.В. Назайкинского, СЕ. Ось-киной, В.И. Петрушина, А.Раимбергенова, А.Н. Сохора, Н.Г. Тагильцевой, Г. М. Цыпина, В.Н. Шацкой; теории и методики педагогических исследований, проанализированные в трудах Ю.К. Бабанского, В.И. Загвязинского, В. В. Краевского, Е.М. Подгорных; исследования в области философии образования и методологии педагогической науки Л.А. Беляевой, В.И. Загвязинского.

Особое значение имели исследования в области цветомузыкальной синестезии, которыми в течение ряда веков занимались философы (Платон, Аристотель, Дж. Локк, Г.В. Лейбниц, Р. Декарт, А.Ф. Лосев, Хазрат Инайят

Хан); физики (И. Ньютон); музыканты (Б. Асафьев, Д. Арчимбальдо, Н. Рим-ский-Корсаков, Т. Уилфрид, А. Скрябин); художники (В. Кандинский, М. Чюрленис); психологи (С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов); педагоги-ученые (Е.В. Болотова, Б. Галеев, В.В. Домогацких, A.M. Карасева, А.Ф. Лобова, М.

A. Михайлова, Н.Г. Тагильцева); изобретатели, конструкторы (А. Кирхер, Л.
Б. Кастель, А. Майкельсон, П. Руанар); авторы творческих разработки (Г. В.
Иванченко, Ч. Осгуд, С. Стерзингер).

Мы также опирались на исследования в рамках личностно-деятельного подхода, разработанного Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, Э.Ф. Зеером, В.

B. Сериковым, И.С. Якиманской; положения системного подхода В.Г. Афа
насьева, И.В. Блауберга, Н.В. Кузьминой, Э.Г. Юдина.

Работа проводилась на основе теоретических методов, включающих анализ литературы по проблеме исследования, синтез, сравнение, классификацию, экстраполяцию, а также эмпирических методов, таких как наблюдение, обобщение педагогического опыта; изучение продуктов учебной деятельности учащихся, диагностические методы (беседа, тестирование, экспертное оценивание результатов деятельности младших школьников).

Выбранная теоретико-методологическая основа и поставленные задачи определили ход исследования, которое проводилось в три этапа.

На первом этапе (2002—2003) — аналитическом — изучалась философская, психолого-педагогическая, научно-методическая литература по проблеме; разрабатывались понятийный аппарат и программа исследования; были определены цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования; изучалось реальное состояние процесса развития творческих способностей младших школьников в процессе музыкального образования и уровень развития творческих способностей младших школьников; разрабатывалась педагогическая модель развития творческих способностей младших школьников средствами цветомузыкальнои синестезии; изучались и анализировались педагогические условия эффективного функционирования модели.

На втором этапе (2004—2005)— опытно-поисковом— проводился преобразующий этап опытно-поисковой работы, в ходе которого апробировались педагогическая модель и педагогические условия эффективного развития творческих способностей младших школьников на уроках слушания музыки средствами цветомузыкальной синестезии.

На третьем этапе (2005—2006)— итогово-обобщающем— были сформулированы окончательные выводы и предложения, осуществлялась проверка и обработка результатов исследования, проводилось обобщение, систематизация, описание полученных результатов; внедрялись результаты исследования в практику работы детской музыкальной школы; оформлялось диссертационное исследование.

База исследования. Опытно-поисковая работа проводилась в период с 2002 по 2006 гг. в средней специализированной музыкальной школе (г. Кос-танай, Республика Казахстан). Базовыми явились группы учащихся первых классов средней специальной музыкальной школы. В исследовании приняли участие 4 группы по 10 человек.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

выявлены возможности цветомузыкальной синестезии для развития полимодального восприятия, творческого мышления, воображения и мотивации творчества младших школьников на уроках слушания музыки;

разработана педагогическая модель развития творческих способностей младших школьников средствами цветомузыкальной синестезии, которая представляет собой целостное воспроизведение педагогического процесса, включающее взаимосвязанные блоки: целевой, содержательный, организационный, результативный;

определены, теоретически обоснованы и опытно-поисковым путем проверены педагогические условия эффективной реализации модели развития творческих способностей младших школьников средствами цветомузыкальной синестезии: диалогическое взаимодействие учителя и ученика в

процессе творческой деятельности; эмоционально-творческая среда, стимулирующая творческую активность младших школьников; индивидуальная дифференциация с учетом зоны ближайшего развития учащихся.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

определено понятие «цветомузыкальная синестезия» как синергия цветовых и слуховых ощущений, обусловливающая способность полимодального восприятия мира, благодаря которой усиливается креативность личности, ее творческие способности;

уточнено понятие «творческие способности младших школьников», под которыми понимается интегративное качество личности, возникающее на основе развития ее творческого потенциала и способствующее ее творческой самореализации;

обоснован и представлен в виде педагогической модели процесс реализации цветомузыкальнои синестезии как средства развития творческих способностей младших школьников в эмоционально-звуковой и изобразительно-художественной форме;

разработана концепция полимодального развития творческих способностей младших школьников средствами цветомузыкальнои синестезии, которая обосновывает новые возможности для развития творческих способностей как интегративного качества личности, включающего мотивацию творчества, восприятие, творческое мышление и воображение;

Практическая значимость исследования заключается в том, что:

предложены уровни и критерии развития творческих способностей младших школьников, которые составляют диагностическую основу процесса развития творческих способностей младших школьников средствами цветомузыкальнои синестезии в условиях музыкального образования в ЛМШ;

содержащиеся в диссертации теоретические, методические и практические материалы могут быть использованы в образовательном про-

цессе детских музыкальных школ и школ искусств.

Обоснованность и достоверность исследования обеспечивается анализом современных достижений психолого-педагогической науки, музыкальной педагогики; методологическими основаниями исходных теоретических положений, базирующихся на принципах научности, систематичности, последовательности, проблемности; применением комплекса методов исследования, адекватных его цели и задачам; воспроизводимостью и репрезентативностью полученных опытно-поисковым путем данных; проверкой результатов исследования на различных этапах опытно-поисковой работы; подтверждением выдвинутой гипотезы исследования его результатами.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. В отличие от традиционного понимания творческих способностей как индивидуальных особенностей, являющихся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности, мы рассматриваем творческие способности младших школьников как интегративное качество личности, возникающее на основе развития ее творческого потенциала и способствующее ее творческой самореализации. Оно представляет собой единство четырех компонентов: мотивационного, перцептивного, когнитивного, имажинитивного.

  2. В дополнение к имеющимся методикам формирования творческих способностей детей на уроках слушания музыки мы предлагаем их развитие осуществлять средствами цветомузыкальной синестезии в процессе реализации педагогической модели, которая представляет собой целостное образование, включающее в себя взаимосвязанные блоки: целеполагания, содержательный, организационный, результативный.

  3. Эффективность функционирования модели развития творческих способностей учащихся начальных классов ДМШ средствами цветомузыкальной синестезии зависит от соблюдения педагогических условий, включающих: создание эмоционально-творческой среды, стимулирующей творческую активность младших школьников; диалогическое взаимодействие учи-

теля и ученика в процессе творческой деятельности; индивидуальную дифференциацию с учетом зоны ближайшего развития учащихся.

Апробация и практическое внедрение результатов исследования

осуществлялись: в процессе опытно-поисковой работы по проблеме исследования на базе ССМШ г. Костаная в течение четырех лет в условиях естественного учебно-воспитательного процесса; в процессе обсуждения материалов исследования на педагогических советах ССМШ г. Костаная; чтения лекций на курсах повышения квалификации учителей, на областных педагогических чтениях, посвященных актуальным проблемам музыкально-психологического образования; в ходе проведения открытых уроков в ССМШ для учителей музыки г. Костаная; выступления с докладами: на областной научно-практической конференции, на заседаниях кафедр философии и пения и методики музыкального воспитания УрГПУ; посредством участия в V региональной научно-практической конференции «Философия и наука», Екатеринбург, 2006 г.; VI международной научно-практической конференции «Педагогические системы развития творчества: творческий потенциал дополнительного образования», Екатеринбург, 2006 г.; через опубликование научно-исследовательских материалов.

Структура диссертации соответствует логике исследования и включает введение, две главы, заключение, библиографический список, приложения.

Современное состояние проблемы развития творческих способностей младших школьников

Изменения, происходящие в современных условиях в нашей стране во всех сферах общественной жизни, выдвигают новые требования к образованию подрастающего поколения, учащейся молодежи. Творческие способности и талант становятся залогом экономического процветания и средством роста национального богатства страны. Совершенствование системы образования с учетом потребностей общества требует создания условий для развития творческих способностей новых поколений.

Вместе с тем проблема творчества и творческих способностей имеет непреходящий характер и привлекает внимание специалистов самых различных областей научного знания - философии, педагогики, психологии и других. Достаточно широкий контекст рассмотрения проблемы творчества и многообразие близких понятий таких, как творчество, творческий потенциал, творческие способности, усложняют решение задачи нашего исследования - уточнить сущность и структуру творческих способностей младшего школьника.

В силу полидисциплинарного подхода отсутствует единая точка зрения на объем и содержание понятия "творчество". Авторы "Философского словаря" пишут: "Творчество представляет собой, возникшую в труде способность человека из доставляемого действительностью материала созидать (на основе познания закономерностей объективного мира) новую реальность, удовлетворяющую многообразным общественным потребностям" (216, 352). Психолого-педагогический словарь под редакцией П.И. Пидкасистого определяет творчество, как «мышление в его высшей форме, выходящее за пределы требуемого для решения возникшей задачи уже известными способами» (182,430).

Следует отметить, что представление о человеке как о существе творческом (homo ludens) лежит в основе современных исследований в области психологии и педагогики (Л.С.Выготский, Я.А.Пономарёв, В.В.Давыдов, И.Я.Лернер, Д.Б.Лихачёв и др.).

Сущность творчества исследователи рассматривают в разных аспеках:

- через личность, её характеристики, такие как творческая одаренность, творческие способности (В.С.Библер, Д.Б.Богоявленская, Я.А.Пономарёв и др). Так, например, С.С.Гольдентрихт, А.М.Коршунов, Т.В.Кудрявцев и др. считают творчество особым видом одарённости и утверждают, что оно в большей степени определяется природными особенностями, чем воспитанием;

- через процессы, имеющие место в творческой деятельности (В.И.Андреев, А.В.Брушлинский Л.С.Выготский, В.В.Давыдов Ю.Н.Кулюткин, А.Н.Леонтьев, Н.Н.Поддьяков, С.Л.Рубинштейн, А.Г.Спиркин и др.);

- через факторы внешней среды, оказывающих влияние на творчество (И.П. Волков, В.Н. Зарецкий и др.).

Однако общим для всех исследователей является представление о том, что характерными чертами творчества являются новизна и социальная значимость результата деятельности.

Не менее важным для определения творческих способностей детей и путей их развития является направление, которое связывает творчество с развитием творческого потенциала человека. Творческий потенциал (от лат.

Potentia - сила) - источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы для решения какой-либо задачи, достижения определенной цели; возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области.

Содержание понятия «творческий потенциал» психологи и педагоги характеризуют как:

- совокупность реальных возможностей, умений и навыков, определяющих уровень их развития (Г.Л.Пихтовников, Л.Н.Москвичева). Данное определение опирается, прежде всего, на семантическую сущность понятия «потенциал»;

- синтетическое (интегрирующее) качество, характеризующее меру возможностей личности, осуществляющей деятельность творческого характера (И.О. Мартынюк, В. Ф. Овчинников);

- социально-психологическую установку на нетрадиционное разрешение противоречий объективной реальности (Е. В. Овчинников);

- специальное качество, характеризующее меру соответствия деятельных качеств индивида социальной норме (определенной социальной роли), требуемой для самоопределения и качестве субъекта творчества (С. Р. Евин-зон);

-характерное свойство индивида, определяющее меру его возможностей в творческом самоосуществлении и самореализации (М. В. Колосова);

Педагогическая модель развития творческих способностей учащихся младших классов детской музыкальной школы средствами цветомузыкальной синестезии

В первом параграфе нашего исследования, анализируя многообразные концепции творчества, мы пришли к пониманию творческих способностей

как интегративного качества личности, возникающего на основе развития ее творческого потенциала и способствующего творческой самореализации в разнообразных видах деятельности.

В данном определении акцент делается на творческой самореализации, именно потому, что потребность в самореализации является вершиной в развитии личности (А.Маслоу) и необходимой характеристикой творческой индивидуальности.

Научное рассмотрение феномена творческих способностей обусловили задачу данного раздела исследования, которая заключается в поиске и выборе эффективных путей развития творческих способностей младших школьников средствами цветомузыкальной синестезии на уроках слушания музыки в детской музыкальной школе. В связи с этим представляется необходимым определиться с теоретико-методологическими основаниями разработки данной проблемы. Методологическое обеспечение исследуемого процесса развития творческих способностей выстраивается нами, исходя из философских, психологических, педагогических и общенаучных теоретико-методологических подходов, которое разворачивается нами в логике дедуктивного обоснования.

В первую очередь мы обратились к философскому представлению о сущности и содержании творчества, поскольку оно имеет универсальный, объективно-диалектический характер. Творчество рассматривается как высшая форма активной мыслительной и практической деятельности, позволяющая преобразовывать окружающий мир в соответствие с потребностями и интересами людей (Н.А. Бердяев, Э.В. Ильенков, А.Г. Спиркин и др.).

Во-вторых, мы опирались на совокупность взглядов и представлений о человеке как о существе творческом (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, И.Я. Лернер, Д.Б. Лихачев и др.). Сущность творчества исследователи рассматривают как через личность, её характеристики (B.C. Библер, Д.Б. Богоявленская, ЯЛ. Пономарёв и др.), так и через процессы, имеющие место в творческой деятельности (Н.Н. Поддьяков, С.Л. Рубинштейн и др.); через включение определенных элементов, указывающих на роль факторов окружающей среды (И.П. Волков, В.Н. Зарецкий и др.).

В-третьих, мы использовали характеристики сущности, содержания и структуры творческих способностей как свойств личности (Г.Г. Голубев, А.Г. Ковалёв, Н.С. Лейтес, В.Н. Мясищев, К.К. Платонов, В.Д. Шадриков), в которых даны определения понятия «творческие способности» через призму ее индивидуальных особенностей (А.В. Барташев, Л.С. Выготский, В.А. Кру-тецкий, В.Г. Крысько, С.Л. Рубинштейн, Т.А. Стефановская, В.М.Теплов).

В-четвертых, мы исходили из основных положений концепции развития творческих способностей личности посредством обучения и воспитания. Обучение признается ведущей силой творческого развития личности, становления у нее всей совокупности качеств личности: знаний, умений, навыков; способов умственных действий; самоуправляющих механизмов личности; эмоционально-нравственной сферы; деятельностно-практической сферы (Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, Н.А. Менчинская, В.А. Сластенин, Г.К. Селев-ко, И.С. Якиманская и др.).

Научное рассмотрение феномена творческих способностей обусловили проблему настоящего исследования, которая заключается в поиске и выборе эффективных путей развития творческих способностей учащихся младших классов детской музыкальной школы на уроках слушания музыки. Применительно к нашему исследованию «развитие творческих способностей младших школьников на уроках слушания музыки» мы рассматриваем как процесс закономерного изменения творческого потенциала личности школьника путем вовлечения его в процесс продуктивной творческой деятельности средствами цветомузыкальной синестезии. При этом творческая деятельность понимается как всякая практическая и теоретическая деятельность человека, в которой возникают новые результаты.

Цели, задачи и организация опытно-поисковой работы по реализации педагогической модели развития творческих способностей учащихся младших классов детской музыкальной школы средствами цветомузыкальной синестезии

В первой главе нашего диссертационного исследования мы рассмотрели теоретические аспекты проблемы развития творческих способностей учащихся начальных классов ДМШ средствами цветомузыкальной синестезии, разработали и описали педагогическую модель, воспроизводящей процесс развития творческих способностей.

Опытно-поисковая работа является методом научного исследования, который позволяет нам проверить теоретические результаты исследования и определить, как организовать образовательный процесс в целях более эффективного развития творческих способностей младших школьников на уроках слушания музыки в ДМШ.

Рассмотрим основные положения, на которые мы опирались при подготовке и проведении опытно-поисковой работы. Проанализировав работы ряда исследователей, при проведении опытно-поисковой работы, мы опирались на следующие особенности:

а) организация педагогического процесса, позволяющая видеть связи между изучаемыми явлениями без нарушения его целостного характера;

б) преднамеренное внесение в педагогический процесс принципиально важных изменений согласно цели, задачам и гипотезе исследования;

в) отсутствие контрольной группы и наличие нескольких опытных групп, по которым происходит сравнение результатов;

г) глубокий качественный анализ введенных в педагогический процесс новых или видоизмененных компонентов и, возможно, более точное количественное измерение результатов процесса, хотя в силу специфики исследования приоритет отдан качественному анализу.

В процессе подготовки к опытно-поисковой работе мы столкнулись с необходимостью определения и обоснования педагогических условий, необходимых для эффективной реализации разработанной нами модели развития творческих способностей младших школьников на основе цветомузыкальной синестезии.

В современных педагогических исследованиях понятие «условие» используется достаточно широко при характеристике целостного педагогического процесса и отдельных его сторон и составных частей (Ю.К. Бабанский);

Проблема выявления условий развития творческих способностей личности подробно рассмотрена исследователями Л.А. Анциферовой и И.И. Чесноковой, которые отмечают, что в творческом развитии личности выделяют три основные группы условий, определяющих это развитие: «социальные (к ним относятся совокупность мер педагогического воздействия, структура семьи и условия ее жизни, взаимоотношения, складывающиеся с окружающими людьми, и т.д.), естественные, включающие в себя природные данные, особенности структуры и способа функционирования организма в целом и центральной нервной системы в частности. В качестве третьего условия творческого развития выступает сам развивающийся субъект деятельности, ибо развитие личности - саморазвитие, осуществляющееся преимущественно в форме самовоспитания» (17, 7)

Исходя из этого, применительно к нашим исследовательским задачам можно сделать вывод, что творческое развитие младшего школьника зависит от его творческого потенциала, собственной активности и тех условий социальной, прежде всего педагогической среды, в которых он находится.

Рассмотрев структуру творческого потенциала и его конкретизацию в понятии «творческие способности», а также, разработав педагогическую модель их развития у младших школьников на уроках слушания музыки, в данном параграфе мы обоснуем совокупность педагогических условий необходимых для ее эффективного осуществления.

В педагогической энциклопедии отмечается, что эффективность педагогической деятельность и ее результатов зависит от необходимых и достаточных условий ее реализации (172).

Необходимые условия рассматриваются как условия, без которых система не может работать в полной мере.

Анализ исследований, посвященных разработке педагогических условий в различных направлениях, позволяет сделать заключение, что основная цель создания педагогических условий с позиций гуманизации педагогического процесса состоит в признании приоритетности интересов личностного развития и проявления индивидуальных способностей, наивысшей формой проявления которых является творчество.

В рамках задач нашего исследования необходимые условия развития творческих способностей школьников начальных классов на основе цветому-зыкальной синестезии были определены на основе:

результатов анализа состояния проблемы развития творческих способностей младших школьников в целом, и в музыкальном образовании, в частности;

результатов анализа выявленных особенностей цветомузыки и цвето-музыкальной синестезии как средства развития творческих способностей учащихся начальных классов детской музыкальной школы средствами цве-томузыкальной синестезии;

особенностей разработанной нами педагогической модели развития творческих способностей младших школьников средствами цветомузыкаль-ной синестезии;

Похожие диссертации на Развитие творческих способностей учащихся младших классов детской музыкальной школы средствами цветомузыкальной синестезии