Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль



расширенный поиск

Развитие творческой индивидуальности младших школьников искусством клоунады Семенова Елена Александровна

Развитие творческой индивидуальности младших школьников искусством клоунады

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 192 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Семенова Елена Александровна. Развитие творческой индивидуальности младших школьников искусством клоунады : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 Москва, 2007 140 с. РГБ ОД, 61:07-13/1113

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИСКУССТВОМ КЛОУНАДЫ СТР.14

1.1. Развитие творческой индивидуальности младших школьников как педагогическая проблема стр. 14

1.2. Взаимосвязь компонентов искусства поэтико-романтической клоунады и компонентов развития творческой индивидуальности младших школьников стр.35

1.3. Педагогические принципы теоретической модели развития творческой индивидуальности младшего школьника стр.56

Выводы по главе I стр.71

ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО АПРОБАЦИИ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИСКУССТВОМ КЛОУНАДЫ СТР.73

II. 1. Направления опытно-экспериментальной работы по развитию творческой индивидуальности младших школьников искусством клоунады стр.73

II.2. Педагогическая проверка формирования и развития творческой индивидуальности младших школьников искусством клоунады стр.95

II.3. Возможности художественных образов искусства поэтико-романтической клоунады в модели развития творческой индивидуальности младших школьников стр. 107

Выводы по главе II стр.115

Заключение стр.117

Литература стр.120

Приложение стр. 131

Введение к работе

Творческая индивидуальность - это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал. Важной для педагогики задачей представляется развитие в ребенке умения жить в постоянно развивающемся мире, предполагающем умение постоянно творчески изменять себя и воспринимать взрослый и детский мир, как диалектическую систему.

Развитие творческих сил детей, актуализация в школьный период заложенных в них природой способностей и задатков позволяет личности реализоваться, развиваться творческой индивидуальности. Однако в традиционной системе школьного обучения существуют условия, приводящие к угасанию некоторых существенно-важных для творчества художественных задатков детей на протяжении младшего и среднего школьного возраста. В то же время использование экспериментальных программ и методик по развитию компонентов творческой индивидуальности существует возможность сохранить и развить богатые предпосылки детского возраста.

В трудах отечественных авторов была доказана особая роль искусства в развитии творческой индивидуальности человека (Ю.Г. Аксенов, М.М. Бахтин, Д.Б. Богоявленская, СТ. Газарян, и др.).

Как отмечал Л.С. Выготский, природа творчества едина, а потому творческие способности, будучи сформированы с помощью художественной деятельности, универсальны, так как относительно легко трансформируются в другие виды и сферы деятельности.

Возможности искусства клоунады в открытии и развитии творческой индивидуальности в разное время отмечаются различными деятелями науки и искусства. Парадоксальную, диалектическую природу клоунады как пример высшей ступени креативности отмечали Ю.М. Лотман, СЮ. Макаров, В.И. Полунин, Д. Родари, Д. Эдварде.

СЮ. Макаров писал, что эстетической сердцевиной клоунады является алогичное мышление, способное представить вещи с неожиданной точки / зрения. На иррациональную природу клоунады, на познание ею действительности путем художественного парадокса, обращал внимание французский искусствовед Жак Фабри, заостряя внимание на «культуре парадокса», называя ее «врожденным рефлексом клоуна». В преодолении «парадоксов жизни» «парадоксом клоунады» ученый видел основу природы искусства, творческих открытий, процесса познания.

Филологи Н.В. Гладких, ЕЛО. Рог, Б.Ф. Шифрин отмечают на примере творчества Д. Хармса, что «парадокс клоунады» как прием осмысления, путь познания действительности связан с целым комплексом сохраненных и преобразованных взрослой личностью компонентов детской возрастной одаренности: игрой, нонсенсом, наивным, комическим, инфантильным, художественным образом.

Природа искусства клоунады связана с природой такого вида смеха, который «возник в ситуации необходимости реагирования на парадоксальные «двусмысленные послания» (социума) «и оказался единственным на тот момент действенным средством их решения в силу своей изначальной когнитивно-аффективной двойственности» (С.З. Агранович, СВ. Березин). М.В. Бороденко в работе «Два лица Януса-смеха» пишет о том, что через «контр-знаки» ребенок выявляет себя как индивидуальность. «Когда ребенок прибегает к контр-знакам, «переворачивает» слова, творя мир «наоборот», он рушит устойчивое и обязательное. Тем самым, выявляет для себя свою самость, нередуцируемость «я» ко всему внешнему и привходящему». Чаше всего развитие индивидуальности через «контр-знаки» осуществляется в смеховом мире и в искусстве клоунады.

Искусство клоунады как диалектический «тип восприятия и переживания мира, как способ его осмысления и как реакция на него» рассматривается в современной культурологии, искусствоведении, эстетике,

5 художественной литературе. Философ Леонид Песок в своей книге «Бумажный клоун» размышляет о том, что «настоящая клоунада - это метод познания мира, такой же правомочный, как физика. Только эксперименты поставлены публично, а не лабораторно. В головах зрителей рождается новое знание, которого другим способом не получить». Искусство клоунады, по мнению философа, это инструмент познания, позволяющий исследовать и создавать такие комические несоответствия окружающего мира, которые являются проявлением и воплощением творческого развития. «Самая тонкая клоунада происходит внутри, безо всяких внешних проявлений. Каждый из нас валяет дурака, не показывая вида. В каждом из нас за семью замками условностей изнывает от скуки клоун».

Б. Рассел считал природу клоунского «контр-знака» - алогизма интуитивным приемом вхождения в творческое состояние, которое клоун сохраняет с детства на протяжении всей жизни, что создает условия для его нестандартной выдумки, дара предвидения, продуцирования новых идей, нахождения новых смыслов бытия.

В работах отечественных культурологов и искусствоведов М.М. Бахтина, Д.С. Лихачева, A.M. Панченко, Н.В. Понырко народный карнавальный смех рассматривается как мировоззрение, как творческий процесс. Ученые рассматривали принцип раздвоения в смеховом мире, который через комическую образность и смеховую, карнавальную игру с действительностью, создает благоприятные условия для нелинейного, творческого отношения человека к миру. Смех расширяет творческие возможности через образование и поиск новых личностно важных смыслов, а также снимает стресс перед нормами социума и культуры.

Исследователь народной смеховой культуры А. Зверев отмечает, что
качество смеха, которое наблюдается во время очень сильного душевного
напряжения, отраженное посредством гротескных образов и

художественных мотивов связано с концепцией «амбивалентности» всех главенствующих категорий и понятий, которыми определяется

существование человека в истории. А. Зверев считает, что, например, у Федерико Феллини эта амбивалентность скрыта за масками умопомрачительных, смешных клоунов в огромных башмаках и отрепьях, с их полнейшей иррациональностью, неистовством и чудовищными выходками.

В 90-х годах XX века в трудах Н.Е. Вераксы и О.М. Дьяченко была подробно рассмотрена роль карнавала как формы культуры в творческом развитии дошкольников и особенности карнавальных элементов, которые полноценно функционируют только в карнавальном пространстве. Ученые анализировали наличие карнавальной структуры сознания у дошкольников как диалектической, творческой.

Автору исследования представляются актуальными взгляды на искусство клоунады тех ученых, которые считают, что образ клоуна является носителем индивидуального карнавального сознания, который осуществляет такой специфический синтез комического, прекрасного, возвышенного, трагического в поиске Образа мечты.

Представляется ценным философия комического и смешного Федерико Феллини, считавшего, что комическое происходит не от недостатков в человеке, а от того, что «человечность избыточна, смешна и просто не может не волновать». Ф. Феллини считал, что все люди - клоуны. Феллини не раз говорил, что «весь мир населён клоунами /.../ клоун воплощает в себе черты некоего фантастического существа, приоткрывающего иррациональную сторону человеческой личности, её инстинктивное начало, импульсы бунтарства и протеста против установленного порядка. Клоун - это воплощённая карикатура, выпячивающая черточки, которые роднят его с ребёнком и животным, с тем, кто смеётся, и с тем, над кем смеются».

В искусстве поэтико-романтического направления клоунады, которое мы рассматриваем в своем исследовании, комическое как синтез эстетических категорий, является сигналом творческого развития клоуна. В

7
таком качестве клоунады творческая индивидуальность клоуна

диалектически формируется из взаимовлияния детской мечты и развития творческого потенциала.

Изучая исследования по детскому комическому творчеству, автор пришел к выводу, что искусству клоунады и ее педагогическим возможностям в области развития творческой индивидуальности младших школьников не уделяется достаточного внимания. Это обусловлено, по мнению автора, влиянием на российскую педагогику многочисленных зарубежных и отечественных теорий смеха, комического, карнавала, в которых данные понятия рассматриваются как недостаток в явлениях и как оценочное чувство юмора (Аристотель, А. Бергсон, Н. Гартман, К. Гроос, Л.В. Карасев, Т. Липпс, А. Шопенгауэр, Н.Г. Чернышевский и др.).

В отечественной и зарубежной эстетике, философии, психологии и педагогике долгое время существовало мнение о том, что комическое -вторичное чувство, которое формируется после того, как ребенок начинает чувствовать прекрасное. В детской психологии распространено представление, что, если эстетическое чувство предполагает понимание совершенства определенного объекта, его соответствие некоему идеальному образцу, то чувство комического требует осмысления известного недостатка в явлениях, осознания несовершенства воспринимаемого предмета. В психологических исследованиях Р.Н. Жуковской, М. Шустерман чувство комического у детей дошкольного и младшего школьного возраста рассматривается в связи с категорией прекрасного.

Ученые Д. Родари, Е.Е. Сапогова, О.М. Дьяченко, Н.Е. Веракса рассматривают категорию детского чувства «комического» по карнавальным законам.

При изучении исследований в области детского комического творчества отмечен ряд противоречий:

- между признанием учеными искусства клоунады важнейшим компонентом формирования и развития творческого потенциала личности и

8 бытующим в педагогике представлением об искусстве клоунады только как о комическом творчестве;

-между вниманием со стороны исследователей искусства клоунады к взаимосвязи искусства клоунады и формирования индивидуальной мечты у младших школьников, которая зарождается в творческом воображении и развивается по карнавальным законам и недостаточным пониманием этой взаимосвязи в педагогике;

- между возможностью использования принципов искусства клоунады в становлении творческой индивидуальности младших школьников и недостаточной разработанностью данного вопроса в области исследований детского комического творчества.

На этом основании в диссертационном исследовании выделены следующие позиции.

Объект исследования: творческое развитие младших школьников.

Предмет исследования: процесс развития творческой индивидуальности младших школьников искусством клоунады.

Цель исследования. Теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия процесса развития творческой индивидуальности младших школьников искусством клоунады.

Задачи исследования:

  1. Изучить и систематизировать научно-теоретические исследования в области изучаемой проблемы.

  2. Выявить педагогические возможности искусства клоунады в развитии творческой индивидуальности младших школьников.

3. Разработать принципы искусства клоунады в развитии творческой
индивидуальности младших школьников.

4. Апробировать модель развития творческой индивидуальности
младших школьников искусством клоунады.

Гипотеза исследования: Процесс развития творческой индивидуальности младших школьников искусством поэтико-романтической клоунады будет эффективным, если:

искусство поэтико-романтической клоунады станет компонентом развития творческой индивидуальности младших школьников;

принципы искусства клоунады, применяемые в развитии творческой индивидуальности младших школьников, будут способствовать созданию у детей представлений о высшем комическом, в котором синтезированы категории прекрасного, трагического, возвышенного, комического и который направлен на достижение Образа мечты;

в школьной образовательно-воспитательной практике внедряемые программы по комическому творчеству будут ориентированы на сохранение и развитие творческой индивидуальности ребенка через комическое, специфическое для искусства поэтико-романтической клоунады;

- педагогическая среда, основанная на принципах искусства клоунады и музыкальной эксцентрики, будет способствовать развитию в ребенке компонентов творческой индивидуальности.

Методологической основой исследования являются: эстетические теории Г.В.Ф. Гегеля, Жан-Поля, Ф. Шлегеля; философско-эстетическая концепция личности М.М. Бахтина; культурологическая концепция карнавальной смеховой культуры М.М. Бахтина; исследования по искусствоведению и цирковедению, в которых рассмотрен вопрос особенностей художественного образа в искусстве клоунады Ю.М. Лотмана, СЮ. Макарова, В.Э. Мейерхольда, В.И. Полунина, Ф. Феллини, Ч. Чаплина, М.А. Чехова; теории развития творческой личности Д.Б. Богоявленской, Д. Гилфорда, A.M. Матюшкина, А.А. Мелик-Пашаева, В.Т. Кудрявцева; труды исследователей детского комического творчества Д. Родари, К.И. Чуковского.

В ходе исследования использовались следующие методы:

10 - теоретические - изучение и анализ философской, психолого-педагогической, искусствоведческой литературы по исследуемой проблеме; анализ передового театрально-педагогического опыта, обобщение опыта занятий с детьми в детской студии эксцентрики, анализ программ и методик работы детских театров; эмпирическое -педагогическое наблюдение, беседа, педагогический эксперимент, констатирующий, формирующий и контрольный этапы.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Впервые искусство клоунады рассматривается как компонент
развития творческой индивидуальности младших школьников.

2. Теоретически обоснована и экспериментально доказана
целесообразность и важность развития творческой индивидуальности
младших школьников искусством клоунады как наиболее органичного для
ребенка в этот возрастной период вида искусства.

3. Выявлены следующие принципы развития творческой
индивидуальности младших школьников искусством клоунады: создание
педагогической среды как аналога среды клоунады; создание карнавальной
проблемной деятельности; формирование Образа мечты у младших
школьников через алогизмы, парадоксы, абсурд искусства поэтико-
романтической клоунады; создание карнавальной среды как условие
формирования Образа мечты у младших школьников. Использование
данных принципов развивает компонент творческой одаренности -
парадоксальное чувство комического, являющееся предпосылкой развития
творческой индивидуальности.

4. Разработана модель развития творческой индивидуальности
младших школьников, включающая организацию педагогической среды,
построенной на принципах искусства клоунады на занятиях музыкальной
эксцентрикой.

Теоретическая значимость исследования заключается:

в научном обосновании педагогических возможностей развития творческой индивидуальности младших школьников искусством клоунады;

в разработке принципов искусства клоунады, применимых к детям младшего школьного возраста, с учетом возрастных и психологических особенностей;

в теоретической разработке модели развития творческой индивидуальности младших школьников искусством клоунады, которая состоит из трех компонентов: «Накопления карнавального опыта», «Поиска клоунской маски», «Работы с художественным языком искусства поэтико-романтической клоунады».

Практическая значимость исследования связана с созданием модели развития творческой индивидуальности младших школьников искусством клоунады и с разработкой элективного курса «Музыкальная эксцентрика», основанного на принципах искусства поэтико-романтического направления клоунады, впервые введенного автором исследования в программу школьного предмета «Музыка». Представленный материал может быть использован на курсах повышения квалификации учителей в системе общего и дополнительного художественного образования.

Достоверность результатов и обоснованность выводов обеспечены научным, методологически обоснованным подходом к решению данной проблемы, положительными результатами экспериментальной работы.

Этапы исследования:

Исследование проводилось в течение 8 лет.

Содержанием первого этапа (1998-2000) этапа стало изучение литературы и передового педагогического опыта, положений искусствоведения по вопросам теории и практики клоунады и комического; обобщение и систематизация полученного материала, применение теоретических выводов в собственной практической деятельности. Осуществлен анализ театральных систем, в которых разрабатывались

12 принципы клоунской маски, клоунского существования, отдельные приемы комического.

На втором этапе (2000-2004) осуществлялась практическая деятельность по созданию модели занятий с детьми по курсу «Музыкальная эксцентрика» на базе музыкально-хореографической школы-студии «Антрэ» г. Омск (2000-2002).

В 2004 году автором исследования проводился эксперимент по введению элективного курса «Музыкальная эксцентрика» в программу предмета «Музыка» в школе №159 г. Москвы.

На третьем этапе (2005-2006) проверялись результаты исследования, формулировались его выводы, оформлялся текст кандидатской диссертации.

Опытно-экспериментальная база исследования и апробация. Основная работа по апробации исследовательских результатов и практических принципов проходила на занятиях по музыкальной эксцентрике в условиях дополнительного образования в джазовой студии «Антрэ» г. Омска;

на занятиях по музыкальной эксцентрике в школе №159 г. Москвы; в центре «Мир детства»; в спектакле В.И. Полунина «Snow Show»;

на проекте В.И. Полунина «Корабль дураков»; в карнавальном пространстве уличных спектаклей «Погорелый театр», «Огонь Откутюр», «Алебастровый балет» Театра - Экс.

Основные положения исследования отражены на 1-ой сибирской региональной научно-практической конференции (3-7 декабря 2001 г.);

на 3 Всероссийском научно-практическом семинаре по исследовательской деятельности в области аспектов досуга (2000 г); отражены в различных публикациях автора.

»

13 Положения, выносимые на защиту:

- понятие «творческая индивидуальность» включает в себя компоненты, присущие детской творческой одаренности - художественный парадокс, амбивалентность, аконстантность художественного восприятия.

одним из признаков проявления творческой индивидуальности в младшем школьном возрасте является процесс формирования Образа мечты, который в свою очередь связан с развитием карнавального чувства комического, формирующего индивидуальное отношение к действительности. Индивидуальный поиск и достижение Образа мечты осуществляется в комическом процессе искусства поэтико-романтического направления клоунады.

искусство поэтико-романтической клоунады формирует у детей представления о высшем проявлении комического как о синтезе возвышенного, трагического и прекрасного;

искусство поэтико-романтической клоунады обладает преимуществом перед другими видами клоунады в развитии творческой индивидуальности младших школьников, поскольку комическое в данном виде клоунады содержит качества присущие детской творческой одаренности - художественный парадокс, амбивалентность, аконстантность художественного восприятия.

Развитие творческой индивидуальности младших школьников как педагогическая проблема

Понимание автором исследования природы ребенка перекликается с пониманием писателя Д. Родари, философом Ф.И. Гиренком, эстетиком М.Т. Рюминой.

Ф.И. Гиренок выделял среди важнейших качеств детства наивность и парадоксальность мышления (35). Д. Родари восхищался комическим парадоксальным игровым мышлением ребенка (128). Д. Родари писал о парадоксе как движущей силе творческого мышления человека вообще и о власти диалектики, которая распространяется на область воображения. Писатель рассматривал парадокс в связи с детским словотворчеством и нонсенсом, который, по его мнению, является игрой словесной и игрой со смыслами.

М.Т. Рюмина считала, что детство, особенно раннее, является самым активным периодом в овладении миром в жизни человека. «Активность и свобода или, точнее, иллюзия последней (сон, безумие, ребячество и т.д. -все это тоже определенная степень свободы от мира) - основополагающие свойства игры, которые также воздействуют на характер радости и удовольствия при игре. Самоутвердиться, овладеть миром пусть в воображении, в дальнейшем это пригодится в реальности (на это направлена игра в целом), диктовать миру свои законы (перенос значений с предмета на предмет) - все это приятно и вызывает легкое «головокружение» от игры, знакомое каждому человеку с детства, когда он в упоении творит свой игровой мир и с трудом выходит из него» (131, с. 108).

В сборнике «Философия наивности» авторами отмечается, что дети проявляют безграничное любопытство, умение ставить «нелогичные», парадоксальные вопросы, очень сходные с вопросами философов/.../Дети создают неповторимую мифологическую картину мира, характеризующуюся особым типом отношений между объектами» (153, с. 81-82).

В энциклопедическом словаре понятие «парадокс» толкуется как «удивительный», «предположение противоположного». Автор исследования рассматривает детское парадоксальное мышление как понятие, которое связано с целым комплексом явлений: игрой, смехом, нонсенсом, наивным, комическим, инфантильным, художественным образом, клоунадой. Понятие парадокса органично входит внутрь понятия детское парадоксальное мышление.

Жиль Делез в труде «Логика смысла» писал о подобном виде парадокса: «Игра смысла и нонсенса. Хаос-космос. Суть парадокса в утверждении двух смыслов одновременно, /.../ Парадоксальный элемент, как вечный двигатель, /.../ Парадокс - это пересмотр одновременно и здравого смысла и общезначимого смысла. С одной стороны, парадокс выступает в облике сразу 2-х смыслов - умопомешательства и непредсказуемого; с другой стороны, он проявляется как нонсенс утраченного тождества и неузнаваемого»(44). «Нонсенс есть некая логическая структура, организованная по принципу игры» (44, с. 163).

В «игре в нонсенс», - по мысли английского филолога А.Сыоэл, -человеческий разум осуществляет две одинаково присущие ему тенденции -тенденцию к разупорядочению и тенденцию к упорядоченности действительности. В смехе, которым смеется нонсенс, элемент «бессмыслицы» очень силен, однако не настолько, чтобы через него не просвечивал смысл» (43, с. 165). Такой парадокс, по мнению литераторов, художественен и обладает огромным суггестивным воздействием, надолго оставаясь в памяти.

Б. Дземидок в книге «О комическом» пишет о детском парадоксальном чувстве комического: «известно, что ребенок ощущает тягу к «миру наизнанку», ко всему необыкновенному, тогда когда он уже хорошо освоил «обыкновенное». Проявляется эта тенденция и в творчестве детей, которые в игре нарушают порядок вещей, говорят о «горящем море», «лающих коровах», нарушают координацию, пропорции и свойства: «тяжелый комар», «горячий лед», «ползущая бабочка», «летающий паук». Все эти стишки и игры неизменно ощущаются детьми как нечто комическое. Но не комический эффект, по мнению Чуковского, является их целью, комическое служит в этом случае средством к познанию мира и усвоений о нем» (46, с. 151). К формам сложного, насыщенного рефлексией комизма, по мнению Б. Дземидока, относятся, «острота, афоризм, парадокс. Эффективность познавательных функций остроты и парадокса исключительны. Они могут пролить новый свет на явления, которые нам кажутся, хорошо знакомыми, и указать на не обнаруженные еще до сих пор их свойства» (46, с. 153-154).

Педагогические принципы теоретической модели развития творческой индивидуальности младшего школьника

Теоретическая модель развития творческой индивидуальности младших школьников искусством клоунады, разработанная автором в процессе исследования искусства поэтико-романтической клоунады, строится на педагогических принципах развития творческой индивидуальности младших школьников:

1. Создание педагогической среды как аналога среды клоунады, которая строится с учетом развития трех элементов одаренности: парадоксальный рефлекс, чувство комического, смеховая природа, существующих в триединстве.

2. Создание карнавальной проблемной деятельности, которая активизирует интуицию ребенка, нарушая «готовые логические схемы».

3. Формирование Образа мечты у младших школьников и у Клоуна через алогизмы, парадоксы, абсурд искусства поэтико-романтической клоунады.

4. Создание карнавальной среды как условие формирования Образа мечты у младших школьников.

На перечисленных принципах разработаны этапы реализации педагогической модели развития творческой индивидуальности младшего школьника искусством клоунады.

Педагогически-организованная среда, в которой развивается ребенок, выстраивается по аналогии со средой, в которой существует клоун.

Компонентами клоунской среды являются парадоксальный рефлекс, комическая, смеховая, карнавальная природа.

В разработке первого принципа модели автор опирался на компоненты детской творческой одаренности (парадоксальное чувство комического, смеховая карнавальная природа художественного мышления). Творческое мышление (дивергентное) у клоуна и у младших школьников на основе этих компонентов осуществляет создание высших типов образности -художественных парадоксов.

Согласно концепции творческой одаренности A.M. Матюшкина, одаренность - творческий потенциал, раскрывающийся в любой из областей человеческой деятельности в процессе постановки и нахождения оригинальных решений разного рода проблем: научных, технических, духовных. A.M. Матюшкин рассматривает одаренность как развивающееся творчество, общую предпосылку творческого развития личности. Комические проявления, чувство юмора, как отмечает A.M. Матюшкин, неотъемлемый компонент творческого развития ребенка и взрослого. Точка зрения A.M. Матюшкина позволила нам рассматривать комическое - как «компонент детской творческой одаренности».

Изучение работ А.А. Адаскиной по вопросам детского художественного восприятия позволило выделить важный для автора исследования компонент детской одаренности, который характеризуется осознанным переживанием единства с миром, неутилитарностью, аконстантностью художественного восприятия, специфической восприимчивостью человека к чувственному облику предметов и явлений, к форме как выражению внутреннего состояния, созвучного человеческому бытию (2). Такой компонент детского художественного сознания выражается у ребенка в создании парадоксальных образов. Опыт подобного восприятия, по мнению А.А. Мелик-Пашаева, является общечеловеческой творческой одаренностью. Именно аконстантность - термин, применимый к качеству художественного восприятия, обозначающий ощущение постоянной изменчивости, диалектичности мира, по мнению ученых, является толчком для работы творческого воображения, когда ускользающее явление в жизни можно отразить лишь в образе, метафоре, художественном парадоксе. Эта точка зрения обратила внимание автора диссертационного исследования на «метафорические стратегии сознания», которые по природе своей диалектичны, и способствуют тому, что человек может создавать «парадоксальный художественный образ».

На парадоксальный рефлекс как основу и двигатель фантазии ребенка указывал Д. Родари, А. Валлон. Д. Родари считал, что воображение - это отнюдь не некая обособленная часть ума, оно сам ум, одно с ним целое и реализуется путем одних и тех же приемов в самых различных областях. А. Валлон считал, что основа мысли - это ее двойственная структура, а не составляющие ее отдельные элементы.

Согласно исследованиям Д. Родари, В.Б. Школовского, К.И. Чуковского, Е.Е. Сапоговой ребенку для развития творческого воображения требуется ситуация и среда, которая несет в себе диалектичность, перевернутость, раскрепощающая чувство комического. Эти ученые подчеркивали, что для того, чтобы у ребенка развивалось творческое воображение, необходимо развивать чувство комического, в котором формируется неожиданный взгляд на вещи, и в котором, как в этой диалектической, парадоксальной среде и развивается воображение. Согласно исследованиям О.М. Дьяченко и Н.Е. Вераксы диалектические способности требуют и диалектических видов и способов деятельности.

Направления опытно-экспериментальной работы по развитию творческой индивидуальности младших школьников искусством клоунады

Опытно-экспериментальная работа выстраивалась автором диссертационного исследования с учетом принципов развития творческой индивидуальности младших школьников искусством клоунады:

- создание педагогической среды как аналога среды клоунады;

- создание карнавальной проблемной деятельности;

- формирование Образа мечты у младших школьников и у Клоуна через алогизмы, парадоксы, абсурд искусства поэтико-романтической клоунады;

- создание карнавальной среды как условия формирования Образа мечты у младших школьников.

На основе этих принципов были разработаны три направления опытно-экспериментальной работы: «Карнавальное наблюдение», «Поиск клоунской маски», «Работа с художественным языком искусства поэтико-романтической клоунады», отвечающие основным теоретическим положениям развития творческой индивидуальности младших школьников искусством клоунады. Направления опытно-экспериментальной работы осуществлялись в три этапа:

Первый этап представлял общее развитие карнавального мировосприятия у ребенка в среде клоунады.

Второй этап включал в себя процесс поиска клоунской маски ребенком, которая активно изменяет и преобразует карнавальную среду в индивидуальную клоунскую.

Третий этап заключался в развитии у детей способности преобразовывать парадокс реальности в художественный парадокс искусства клоунады.

Работа по первому направлению «Карнавальное наблюдение» развивала диалектическое мировосприятие ребенка и восприятие предметов окружающей действительности в их диалектической взаимосвязи, движении, противоречиях.

«Карнавальное наблюдение» включало в себя шесть видов творческой деятельности: «Музыкальную эксцентрику», «Наблюдение визуальных парадоксов», «Эксцентрическую пантомиму», «Эксцентрическую комедию», «Актерские наблюдения», «Фантазирование парадоксальных историй». Эта деятельность способствовала накоплению у детей карнавального опыта, багажа карнавальных наблюдений. Выбор перечисленных видов творческой деятельности в данном направлении работы опирался на два принципа развития творческой индивидуальности младших школьников: создание карнавальной проблемной деятельности и создание карнавальной среды. В связи с этим «карнавальные объекты наблюдений» имели различные средства выразительности. Для того, чтобы наблюдать карнавальный объект дети должны научиться пользоваться различными средствами «запоминания данного карнавального объекта».

Для опытно-экспериментальной работы были выбраны такие виды деятельности, которые полноценно отвечали клоунской творческой деятельности в карнавальном пространстве школы. Первый вид творческой деятельности в направлении «Карнавальное наблюдение» - «Музыкальная эксцентрика» включал в себя упражнения на нарушение логики, последовательности и взаимной связи между изображаемыми событиями в алогичном, с точки зрения общепринятых норм, поведении персонажей. В результате осмысления ребенком явлений действительности средствами «музыкальной эксцентрики» эти явления предстают как бы смещенными с привычных позиций и получают неожиданное переосмысление. Данный вид деятельности являлся базовым в направлении работы по приобретению карнавального опыта детьми, так как он включал в себя целый спектр карнавальных наблюдений: слуховых, визуальных, пластических, ритмических, которые парадоксально связаны между собой.

Упражнения на развитие эксцентрического мышления строились по аналогии с упражнениями клоуна-эксцентрика, который своими поступками нарочито представляет явления в неожиданном свете, обнаруживая скрываемую истину. Упражнения на музыкальную эксцентрику включали в себя упражнения на развитие навыков использования предметов (как музыкальных инструментов, так и других предметов) в несвойственных им функциях (исполнялись мелодии на бутылках, на камнях).

Для разработки упражнений по музыкальной эксцентрике автором было привлечено описание творческой деятельности клоуна - музыкального эксцентрика Карла Грока.