Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие визуальной грамотности студентов-дизайнеров на занятиях по фотографике Аверкин Юрий Александрович

Развитие визуальной грамотности студентов-дизайнеров на занятиях по фотографике
<
Развитие визуальной грамотности студентов-дизайнеров на занятиях по фотографике Развитие визуальной грамотности студентов-дизайнеров на занятиях по фотографике Развитие визуальной грамотности студентов-дизайнеров на занятиях по фотографике Развитие визуальной грамотности студентов-дизайнеров на занятиях по фотографике Развитие визуальной грамотности студентов-дизайнеров на занятиях по фотографике
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Аверкин Юрий Александрович. Развитие визуальной грамотности студентов-дизайнеров на занятиях по фотографике : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Аверкин Юрий Александрович; [Место защиты: Моск. гос. гуманитар. ун-т им. М.А. Шолохова].- Москва, 2010.- 220 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-13/1218

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Теоретическое обоснование проблемы развития визуальной грамотности студентов-дизайнеров на занятиях по фотографике

1.1. Визуальная грамотность как психолого-педагогическая проблема 15

1.2. Развитие визуальной грамотности студентов-дизайнеров как части их профессионального образования 41

1.3. Модель компетенций визуальной грамотности студентов-дизайнеров на занятиях по фотографике 59

ГЛАВА 2. Методика развития визуальной грамотности студентов-дизайнеров на занятиях по фотографике

2.1. Системообразующие компетенции методики развития визуальной грамотности студентов-дизайнеров на занятиях по фотографике .76

2.2. Структура методики развития визуальной грамотности студентов-дизайнеров на занятиях по фотографике 109

2.3. Система проверки уровня визуальной грамотности студентов-дизайнеров на занятиях по фотографике .135

Заключение 163

Литература 166

Приложение .183

Введение к работе

Актуальность темы исследования.

В настоящее время происходит быстрое качественное и количественное развитие средств и форм коммуникации. Неслучайно современное общество часто называют «информационным обществом». Взаимодействие человека с этой активной информационной средой в первую очередь осуществляется через зрение.

Умения понимать, перерабатывать и использовать визуальную информацию на сегодняшний день являются не менее важными критериями эффективного функционирования человека в обществе, чем умения читать и писать.

Процесс продуктивного взаимодействия человека со зрительной информацией (получивший название «визуальной грамотности») является одной из важных проблем современной педагогики.

Так как изменяющаяся информационная среда ставит перед обществом и человеком совершенно новые проблемы, учебный процесс должен, адекватно развиваясь, влиять на формирование личности, способной с этими проблемами справляться. Динамика эволюции коммуникативного процесса в обществе столь высока, что педагогическая наука зачастую не успевает должным образом реагировать и бывает не всегда эффективна.

Подобным образом можно охарактеризовать образовательный процесс в высшей школе в целом и на художественных факультетах в частности. Формирование у студентов визуальной грамотности осуществляется посредством ряда дисциплин, решающих частные проблемы создания изображения. Решение же многих важных вопросов формирования визуальной грамотности вообще не предусмотрено учебным планом.

Развитию визуальной грамотности студентов на занятиях по фотографике, направленному на формирование у них «умения видеть» эстетическое и образное содержание снимка, умения решать специальные профессиональные задачи, например, осуществлять репортажную и рекламную съемку, уделялось внимание и ранее. Между тем, комплексное развитие визуальной грамотности студентов на занятиях по фотографике, в контексте их профессиональных дизайнерских задач, с учетом специфики и роли фотографии в современном информационном обществе до настоящего времени не изучалось.

Состояние разработанности проблемы игглеяпвяния.

Проблеме развития визуальной грамотности личности как целостного самостоятельного направления педагогической науки посвящен ряд исследований в нашей стране и за рубежом (Усов Ю.Н., Дондис Д., Молан С, Синатра Р., Дэбс Д., Вайлд Р., Ами Л., Леборг С. и др.). Так же, необходимо выделить единственное, на сегодняшний день, диссертационное исследование Кальницкой Н.И., посвященное развитию визуальной грамотности старших школьников.

Так как в данной области, при формулировке одной, по своей сути, проблемы, существует определенная терминологическая вариативность, следует отметить исследования в области «Развития визуальной культуры» таких авторов как Розин В.М., Зорин С.С., Хоуэллс Р., Диковитская М. и др., а также диссертационные исследования Петровой Е.А., Межерицкой Н.В., Цагарева В.А. др.

Проблемное поле визуальной грамотности тесно связано, а зачастую тождественно понятию «медиаграмотность». По этой причине, важную роль для настоящего исследования сыграли труды таких теоретиков медиа и медиаобразования как М. Маклюэн, В. Флюссер, В. Беньямин, Л. Мастерман, а также таких отечественных ученых как В. Федоров, В. Савчук, Ю.Н. Усов, актуальными исследованиями по данной проблеме являются диссертационные исследования Рыжих Н.П., Столбниковой Е.А., Федорцовой С.С., Кортиевой Д.В. и др.

Используемый в настоящем исследовании компетентностный подход как результативно-целевая основа обучения студентов имеет широкое распространение в контексте образования на факультете дизайна (Сокольникова Н.М., Михайлов СМ., Марченко М.Н.), а также в контекстах визуальной и медиаграмотности (Ю.Н.Усов, Н.И. Кальницкая, В. Федоров, С.Дж.Бэрэн, Н.Ф.Хилько и др.). Вместе с тем, компетентностный подход при обучении студентов дисциплине фотографика на сегодняшний день не отражен в русскоязычной научной литературе и диссертационных исследованиях.

В настоящее время имеет место отсутствие изданных методик по преподаванию дисциплины «фотографика» на факультетах дизайна, включающих в себя весь комплекс технических, методических, философских, культурологических, исторических, коммуникационных и других вопросов. Существующие учебные пособия на русском языке преимущественно касаются общей технической стороны получения фотоизображения (Мусорин М.К., Привалов В.Д., Фрост Л., Микулин В., Митчел Э. Розов Г., и др.) и его обработки средствами графических редакторов (Маргулис Д., Рудаков Д., Айсманн К.) или относятся к описанию истории фотографии (Левашов В., Беньямин В., Жарковски Дж., Бажак К. и др.) и жанров фотографии (Иванов-Аллилуев С.К., Фрост Л.). При этом они не адаптированы под задачи педагогического процесса на факультете дизайна, а носят скорее абстрактно-научный характер (Фельдман Я., Курский Л., Лапин А., Дыко Л., и др.). Те же труды на русском языке, которые касаются вопросов философии фотографии (Флюссер В., Барт Р., Беньямин В., А. Лапин, Л. Дыко, С. Пожарская, В. Савчук, Пондопуло Г.К., Петровская Е., Сосна Н. и др.), с точки зрения развития визуальной грамотности студентов, - узко-направлены и лишены необходимой методической составляющей.

Исследованию частных искусствоведческих и философских вопросов в области фотографии на данный момент посвящены диссертационные исследования Заковыриной Н.С., Снеткова А.А., Сосны Н.Н., Якимович Е.А., Фоменко А.Н., Аверьяновой О.Н., Васильевой Ж.В., Кранк Э.О. Компьютерно-техническому

компоненту использования фотографии в рекламе посвящено исследование В.В. Матусевича. Диссертации Рузаева А.В., Барабані О.Ю. и Белякова 3. С. отражают отдельные методологические подходы к образованию в сфере фотографии, но не имеют прямой связи с задачами образования в сфере дизайна.

Методические аспекты, задачи и структура профессионального образования студентов имеют подробное отражение в научных трудах Назарова Ю.В., Михайлова СМ., В.А. Сластенина, Н.М. Сокольниковой, Э.И. Сокольниковой, Е.А. Левановой, Ефимова А.В., Рунге В.Ф., А.В. Антоновой, Ефремова Н.Ф. и др. А также в диссертационных исследованиях Марченко М.Н., Кошснова К.С., Арефьевой О.В., Телегей В.Г., Огуречниковой И.А. и др. Однако труды перечисленных авторов не включают в себя системную теорию развития визуальной грамотности и не освещают задачи и возможности использования фотографии в дизайне, а также се преподавания в высшей школе.

Приведенный выше анализ показывает актуальность настоящего диссертационного исследования.

Объект исследования: педагогический процесс в высшей школе на художественных факультетах.

Предмет исследовэния: процесс развития визуальной грамотности студентов на занятиях по фотографике.

Цель исследования: определить проблемное поле, а также разработать и апробировать методику развития визуальной грамотности студентов-дизайнеров на занятиях по фотографике.

Гипотезой исследования является предположение, что процесс развития визуальной грамотности студеіггов будет продуктивным, если:

будут определены предметное поле, а также общность и различия проблемы развития визуальной грамотности студентов на занятиях по фотографике с другими родственными направлениями педагогики;

сформулированы суть, задачи, структура, понятийный аппарат визуальной грамотности, а также установлено междисциплшіарное взаимодействие с другими дисциплинами из учебного плана студентов-дизайнеров;

обоснованы и реализованы основные объективные и субъективные психолого-педагогические и технико-методические условия продуктивной реализации изучаемого процесса;

теоретически разработаны и апробированы на практике учебная программа и методика развития визуальной грамотности студентов на занятиях по фотографике;

разработаны критерии и способы проверки уровня визуальной грамотности студентов при изучении дисциплины фотографика.

Исходя из объекта, предмета, цели и гипотезы исследования были определены следующие задачи:

  1. Определить предметное поле проблемы развития визуальной грамотности студентов на занятиях по фотографике, выявить общность и различия с другими родственными направлениями педагогики.

  2. Разработать содержание модели компетенций визуальной грамотности студентов на занятиях по фотографике, включающей в себя общие компетенции визуальной грамотности, критерии и задачи дизайнерского образования и весь комплекс вопросов профессиональной фотографии.

  3. Исследовать системообразующие компетенции визуальной грамотности студентов на занятиях по фотографике и разработать способы их развития в учебном процессе на факультете дизайна.

  4. Выстроить структуру методики развития визуальной грамотности студентов на занятиях по фотографике, дать психолого-педагогическое обоснование необходимости ее развития.

  5. Разработать систему заданий и упражнений по фотографике повышающих визуальную грамотность студентов.

6. Разработать систему проверки уровня визуальной грамотности студентов.
Границы исследования: исходя из поставленных цели и задач, предметно-
целевыми границами настоящего исследования являются:

теория и практика в истории художественной фотографии, теория визуальной грамотности, а также учебный процесс на факультете дизайна с 2006 - 2010 гг. Теоретическо-методологической базой исследования послужили: научные философские и психолого-педагогические работы по проблемам возрастной психологии, психологии общих и специальных способностей таких авторов, как Б.Г. Ананьев, М.В.Буланова-Топоркова, В.А. Якунин, В.А. Сластенин, Е.Ф. Рыбалко, В. Т. Лисовский, И.А. Зимняя, Е.И. Степанов, Н.В. Кузьмин, Э. Эриксон, Э.Фромм, Ж.Пиаже и др.; проблеме воспитания и развития личности: Л. Выготский, Ж. Пиаже, Дж. Брумер, И. Ильин, А. Ухтомский, В. Соловьев, Э. Фромм и др.

В исследовании использованы материалы по вопросам методики, технологии и задачам высшего образования и педагогическим задачам на факультете дизайна: Харламов И.Ф., Фокин Ю.Г., Архангельский СИ., Сокольникова Н.М. и др. Теоретические и практические задачи дизайна в его прикладном, техническом, педагогическом, художественном, а также научном контекстах освещаются в работах В. Рунге, К. Кантора, В. Папанека, И. Розенсона, С. Михайлова, Сокольниковой Н.М., ОТилви и др.

Философскому осмыслению феномена фотографии способствовало ознакомление с работами Р. Барта, А.Базена, В. Беньямина, С. Зонтаг, А. Брессона, Л. Махоли-Надя, А. Лапина, Л. Дыко, В. Савчука, Р. Краусс, В. Флюссера и др.; по истории фотографии: В. Беньямина, Дж. Жарковски, В. Левашова, В. Стегнеева и др. и др. Технические разделы настоящего исследования созданы с учетом трудов А. Лапина, Л. Дыко, Д. Рудакова, Д.Маргулиса и др.

Для раскрытия основ теории медиа, коммуникации и визуальной грамотности использованы работы М. Маклюэна, В. Федорова, А. Новиковой, Р. Арнхейма, В. Беньямина, Д. Дондис, Ф. Де Соссюра, Ч. Пирса, У. Эко, У. Морриса, Г. Почепцова, К. Скрипника, Р. Барта, И. Рока, Р. Грегори, Л. Ярбус, В. Зинченко, Э.Берна, В. Флюссера, В. Савчука и др.

Ответы на вопросы об эстетике, композиции, истории и философии искусства, этике, целях и критериях оценки искусства были получены из трудов А. Бенуа, В. Кандинского, Л. Выготского, А.Ф. Лосева, Дж. Вазари, С. Даниэля, С. Третьякова, II. Флоренского, М.М. Бахтина, X. Ортеги-и-Гассета, Ю. Лотмана, У. Эко, Г. Лессинга, Н. Волкова, А. Свешникова, Е. Андреевой, Е. Деготь, Н. Бердяева, А. Тарковского, В. Беньямина и др.

Для решения поставленных задач и проверки полученных результатов применялся комплекс взаимодополняющих методов исследования - теоретически (изучение и обобщение материалов по теории и практике настоящего исследования); эмпирических (организация и проведение психолого-педагогического эксперимента; анализ и наблюдение за учебным процессом, творческой деятельностью студентов и педагогов); диагностических (изучение результатов учебной деятельности студентов до и после введения экспериментальной программы, статистический анализ полученных результатов).

Надежность и достоверность результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных параметров исследования с учетом современных научных достижений в области педагогики, психологии, искусствознания, теории и практики в области фотографии; комплектностью; адекватностью его логики и методов; системным рассмотрением проблемы исследования; репрезентативностью экспериментальной базы; использованием валидного инструментария и статистической обработкой данных с последующей интерпретацией; корректным использованием методов сбора и проверки эмпирического материала; творческо-педагогической практикой соискателя, участием в опытно-экспериментальной работе, объективньш анализом учебных и творческих заданий, многоаспектностью обработки данных, включающих количественный и качественный анализ и оценки.

Научная новизна исследования.

1. Уточнено и расширено содержание понятия «визуальная грамотность», она понимается как комплекс знаний, система навыков и определенный набор психологических установок, позволяющих человеку эффективно функционировать в современной информационной среде. Помимо трех основных задач визуальной грамотности - умения воспринимать, адекватно интерпретировать и использовать зрительную информацию, визуальная грамотность включает в себя такие компетенции как развитое критическое мышление, развитое эстетическое восприятие мира, наличие

нравственного фильтра к негативному содержанию современной визуальной среды и др.

2. Определено предметное поле проблемы развития визуальной грамотности
студентов на занятиях по фотографике, включающее в себя общую теорию визуальной
грамотности, задачи дизайнерского образования и весь комплекс вопросов
профессиональной фотографии.

Выделены специфические методы развития визуальной грамотности студентов на занятиях по фотографике: системный синтез фотографии с другими средствами визуальной коммуникации; эффективное использование фотографии для решения актуальных потребностей общества; использование проектного метода в процессе обучения фотографике; самостоятельный поиск и практическое использование нестандартных технических средств и материалов в творческом процессе и др.

  1. Разработаны теоретическая модель компетенций визуальной грамотности студентов на занятиях по фотографике, включающая в себя общие компетенции визуальной грамотности, критерии и задачи дизайнерского образования и весь комплекс вопросов профессиональной фотографии, а также системообразующие компетенции визуальной грамотности студентов на занятиях по фотографике (навыки восприятия и адекватной интерпретации, продуцирования, синтеза и трансформации фотографии) и способы их развития в учебном процессе на факультете дизайна. В учебных заданиях основное внимание обращается на решение общехудожественных, практически-функциональных и профильно-дизайнерских задач с учетом принципиальной возможности решения этих задач техническими средствами XIX -XXI вв.

  2. Разработаны критерии и способы проверки уровня визуальной грамотности студентов на занятиях по фотографике, включающие в себя весь комплекс субъект-личностных, деятельностных и субъект-субъектных показателей. Структурно и содержательно разработаны теоретические уровни развития визуальной грамотности студентов на занятиях по фотографике: высокий, средний и низкий (минимально-необходимый). Каждому уровню разработана структура компетенций и математическая система определения степени освоения студентами учебного материала.

5. Создана и апробирована программа развития визуальной грамотности
студентов-дизайнеров на занятиях по фотографике, включающая в себя
межпредметные связи с курсами художественного и общеобразовательного цикла,
основные компетенции визуальной грамотности, функции и задачи дизайнерского
образования, а также все основные положения теории и практики художественной
фотографии.

Теоретическая значимость исследования.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что определены задачи и механизмы, способствующие эффективному развитию студентов-дизайнеров

с личностной и профессиональной точек зрения, средствами дисциплины фотографика; внесен известный вклад в формирование системного научного знания по проблеме визуальной грамотности.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты позволяют создавать новые учебные курсы по дисциплине «фотографика» и служить ценным материалом для разработки смежных учебных курсов по теории и практике дизайна, истории искусства, медиаобразованию и ряду других дисциплин. Разработанные и апробированные материалы настоящего исследования - реальный вклад в совершенствование педагогического процесса на художественных факультетах. Созданная программа спецкурса может быть использована на практике в средних и высших учебных заведениях, в учебном процессе которых визуальная фамотпость имеет большое значение, а также может быть применена на курсах повышения квалификации различных специальностей.

На зашиту выносятся следующие положения:

1. Теоретическое обоснование необходимости развития визуальной грамотности
студентов на занятиях по фотографике, включающее в себя комплекс социальных
вопросов (коммуникация, нормы морали, потребности общества и др.),
художественных категорий (эстетика, образ, средства художественной
выразительности и др.) и личностных качеств (ответственность, нравственность, вкус
и др.), составляющих проблемное поле визуальной фамотности в современном
обществе, а также основные профильные компетенции специальности дизайнер.

2. Содержание модели визуальной грамотности студентов на занятиях по
фотофафике, в рамках которой разработаны и структурно выстроены основные
компетенции по трем основным признакам - «субъектно-личностному»,
«деятельностному» и «субъект-субъектному». При этом с методической точки зрения,
основными компетенциями визуальной фамотности студентов на занятиях по
фотофафике являются:

- умение воспринимать и адекватно интерпретировать информацию,
транслируемую посредством фотофафии или синтеза фотофафии с другими видами
зрительной коммуникации;

- знание специфики фотофафии как средства визуальной коммуникации;

- умение творчески перерабатывать и трансформировать фотофафию и
информацию, содержащуюся в фотофафии;

- умение транслировать определенную информацию посредством фотофафии
или синтеза фотофафии с другими формами зрительной коммуникации;

- знание всех необходимых технологических составляющих процессы
продуцирования, хранения и трансформации фотофафии;

- формирование нравственно-эстетического фильтра к негативному содержанию
современной визуальной среды, а также нравственно-этической ответственности за
результаты своего творчества;

развитое критическое мышление;

развитое эстетическое восприятие мира.

3. Разработанный учебно-методический комплекс включает в себя содержание и задачи по курсу «Фотографика»; учебную программу по данной дисциплине, базирующуюся на основных положениях настоящего исследования, на принципах всестороннего и междисциплинарного использования студентами-дизайнерами материала фотографии; систему тестовых заданий, позволяющих проверить динамику развития визуальной грамотности студентов; методические рекомендации по организации учебного процесса для преподавателей и студентов.

Эмпирическая база исследования.

Диссертационное исследование проводилось в период с 2006 по 2010гг. Основной базой эмпирических исследований и развивающего эксперимента выступил Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова (факультет дизайна). Исследование также проводилось в филиале МГГУ им. М.А. Шолохова в г. Покров 2006 г. Общая выборочная совокупность исследования составила 300 человек.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Результаты исследования докладывались и обсуждались в ходе проведения международных, всероссийских и региональных научно-практических конференций и семинаров: на круглом столе, посвященном проблеме «Молодежных приоритетов в глобализующемся мире» в г. Палермо (Италия) в 2009г.; на научно-практической конференции в г. Сочи, посвященной теме «Память в городе» в 2009г.

На конференциях и научных сессиях МҐГУ им. М.А. Шолохова по итогам научно-исследовательских работ 2006-2010гг.

Основные теоретические и практические положения работы отражены в 13 публикациях автора (все по теме исследования), из них 2 статьи - в рекомендованных изданиях ВАК.

Объем и структура диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Основной текст диссертации сопровождается таблицами.

Развитие визуальной грамотности студентов-дизайнеров как части их профессионального образования

В процессе учебной деятельности студента рефлексивный стиль мышления является свойством и составной частью практически всех ее видов. При этом основополагающими элементами критического мышления студента вуза являются: - способность уверенно ориентироваться в излагаемом материале и оценивать степень достоверности предлагаемой учебной информации, соотнося ее с тем, что известно; - открытость по отношению к нестандартным способам решения как известных, так и новых задач, стремление к познанию нового; - готовность к конструктивному диалогу с преподавателем и партнерами, умение отстаивать собственную точку зрения, а при необходимости реализовывать различные варианты ее пересмотра в случае приведения оппонентом неопровержимых контрдоводов; - нацеленность на самодиагностику уровня сформированности различных умений и качеств на основе сравнения собственных результатов с заданными эталонами; - рефлексия всех пунктов своего учебного маршрута в контексте подготовки к будущей профессиональной деятельности, их конкретного назначения, той или иной последовательности; - артикулированное выражение и отстаивание той или иной философско-мировоззренческой позиции (79/ с.83). Воспитывающая функция визуальной грамотности. Уже не раз говорилось о влиянии окружающей визуальной среды на формирование личности человека, его ориентации в обществе и во всем контексте своей и мировой культуры. В связи с этим, встает вопрос об использовании этой среды в образовательном процессе. Исследую вопрос о сути и задачах воспитания нам важно вспомнить слова Ивана Ильина о том, что «грядущая Россия будет нуждаться в новом, предметном питании русского духовного характера, не просто в "образовании"… ибо образование, само по себе, есть дело памяти, смекалки и практических умений в отрыве от духа, совести, веры и характера. Образование без воспитания не формирует человека, а разнуздывает и портит его, ибо оно дает в его распоряжение жизненно выгодные возможности, технические умения, которыми он,- бездуховный, бессовестный, безверный и бесхарактерный,- и начинает злоупотреблять. Надо раз навсегда установить и признать, что безграмотный, но добросовестный простолюдин есть лучший человек и лучший гражданин, чем бессовестный грамотей; и что формальная "образованность" вне веры, чести и совести создает не национальную культуру, а разврат пошлой цивилизации… России предстоит выработать себе новую систему национального воспитания и от верного разрешения этой задачи будет зависеть ее будущий исторический путь» (63/ с.23).

Ильин разделяет понятия воспитания и образования, при этом воспитание он ставит выше образования. Философ отмечает, что знание без веры, культуры и совести мертво. Корни для воспитания необходимых качеств нужно искать в родной культуре и вере. В этой связи, воспитание через визуальную среду имеет определяющее значение. Человек должен расти и развиваться в среде визуальных образов родной культуры, а также уметь в ней ориентироваться и ее понимать.

Изучение визуальных образов иных культур в большей мере имеет отношение к образованию и в меньшей к воспитанию. «Практическая» функция визуальной грамотности.

Под «практической» функцией визуальной грамотности понимают умение ориентироваться в современных зрительных способах коммуникации – понимать транслируемый через них смысл, творчески трансформировать эти послания и эффективно самостоятельно использовать средства и языки визуальной коммуникации. К таким языкам и средствам можно отнести схемы, знаки, чертежи, графики, художественные образы и т.д.

Навыки практического использования современных технических средств получения, трансформации, тиражирования и просмотра изображений, являются необходимым качествами активного функционирования в условиях социального общества. Важную роль играет и понимание принципов функционирования этих технических средств. Визуальные медиа имеют свои языки выразительности, как например,- монтаж, принципы верстки и т.д. Словами и фразами этих языков можно назвать: кадр, ракурс и пр. Умение эффективно работать с аппаратурой и визуальными текстами ни только ускоряет процесс получения и использования необходимой информации, но и формирует свойство мышления при котором человек лучше воспринимает визуальную информацию транслируемую через технологические средства современных форм зрительной коммуникации. Обязательным условием визуальной грамотности является ни только механическое владение медиа технологиями, но и понимание принципов и механики их функционирования. Эстетическая функция визуальной грамотности.

Умение воспринимать окружающий мир в его эстетическом контексте. Умение видеть и радоваться как красоте явленной нам природой, так и произведениям рук человеческих, - онтологически необходимое свойство любого человека. Получать удовольствие и радоваться от восприятия красоты окружающего мира возможно и без специального образования, однако, накопленный предыдущими поколениями опыт и готовые механизмы такого восприятия, позволяют человеку быстрее и эффективнее развить свое эстетическое отношение к миру. Отдельной проблемой является понимание произведений искусства. Чтобы воспринять эстетические послания, заложенные в них авторами, зрителю необходимо обладать нужным аналитическим инструментарием и багажом знаний. Искусство включает в себя различные визуальные языки передачи информации. Все направления искусства обладают своими собственными способами выразительности и только их понимание дает зрителю возможность в полной мере понять красоту, заложенную в них автором. Понимание специфики, языка и технологии современных средств визуальной коммуникации позволяет человеку считывать эстетическое содержание с одной стороны и эффективно творчески использовать их в своих собственных целях. Медиаграмотность и визуальная грамотность

Исследуемая нами проблема развития визуальной грамотности студентов на занятиях по фотографике имеет общие точки пересечения, а зачастую и является тождественной такому философскому и педагогическому понятию как «медиаграмотность».

Модель компетенций визуальной грамотности студентов-дизайнеров на занятиях по фотографике

Анализ материалов настоящего исследования показывает, что развитие визуальной грамотности студентов на занятиях по фотографике, предполагает прежде всего создание педагогических условий, необходимых для ее проявления, и затем последовательную, от занятия к занятию, перестройку этих условий с целью обеспечения постепенного усложнения заданий и нарастания требований у студентам, к проявляемым ими аспектам визуальной грамотности. Развитие визуальной грамотности студентов на основе последовательного решения этой дидактической задачи предполагает обеспечение в процессе преподавания дисциплины фотографика тех общепедагогических условий, которые необходимы для интенсивного развития исследуемых нами качеств на занятиях по фотографике.

При этом, в научно-педагогической литературе ученые по-разному рассматривают такие факторы и условия. Так, например, В.А. Якунин выделяет 3 группы факторов, которые определяют «учебную успешность студентов (222/ с.277): - социологический: социальные и социально-демографические факторы (социальное положение и происхождение, место жительства, уровень и качество довузовской подготовки, половозрастные различия и т.п.); - психологический (интеллект, профессиональная и учебная мотивация, общие и специальные способности, обучаемость и воспитуемость, индивидуальный стиль деятельности, психологический склад личности в целом); - педагогический (общая организация учебного процесса, его материально-техническая база и наличие ТСО, уровень преподавателей и т.д.)». Л.Мастерман считает, что успешное образование должно быть обусловлено следующими факторами: -ясное понимание педагогом целей обучения: -продуктивное обсуждение этих целей с учащимися, с учетом их собственных комментариев, приоритетов и энтузиазма; -регулярность проверки, анализа, (а если нужно - и пересмотра) целей занятий (253/ с.19).

Существуют также общепринятые принципы общей дидактики. К ним относят: а) воспитание у учащихся веры в свои силы и в свои творческие способности, б) осознание ими необходимости, полезности, важности проявления активности для развития этих творческих сил, в) обеспечение педагогической целесообразной последовательности в развитии визуальной грамотности студентов на занятиях по фотографике, г) систематическое введение творческих и научно-исследовательских задач в педагогический процесс, д) сочетание систематического контроля за творческой деятельностью студентов с оказанием им педагогически целесообразной помощи, е) стимулирование процесса развития визуальной грамотности студентов на занятиях по фотографике путем опоры на их интересы и увлечения, использование элементов состязательности, педагогическойоценки и т.п.

При исследовании педагогических условий изучаемого нами процесса мы исходили из того, что интенсивное развитие визуальной грамотности студентов происходит только тогда, когда в сознании студента возникает объективная необходимость такого развития, а также создаются для этого необходимые условия.

Очевидно, что эффективность развития визуальной грамотности на занятиях по фотографике обуславливается личностной заинтересованностью студентов. По этой причине, для развития такого интереса у студентов, была разработана система педагогических средств, позволяющих обеспечить формирование у студентов необходимых навыков, знаний и психологических установок. При разработке такой системы мы исходили из того, что средства развития визуальной грамотности, используемые на том или ином уроке, только тогда будут выступать как система, дающая необходимый педагогический эффект, когда их отбор и объединение в эту систему будет осуществляться с учетом конкретной задачи каждого этапа учебного процесса и в своем единстве они будут воздействовать на каждый компонент визуальной грамотности в контексте дисциплины фотографика, который также является и компонентом учебного процесса

С точки зрения организации и содержания учебного процесса, не менее важно, как показывает опытная работа, чтобы в процессе развития визуальной грамотности студентов на занятиях по фотографике перед ними возникали трудности, требующие известного напряжения, а их последовательное преодоление вызывало у них чувство успеха и удовлетворенности. При этом, изучаемый студентами-дизайнерами материал должен соответствовать таким критериям как: объективность, единство теории и практики, историзм научного знания, принцип соответствия, единство конкретного и абстрактного, доступность, междисциплинарное взаимодействие, постоянная практическая работа и выход на реальные заказы и проекты, связь с социальными вопросами современности и т.д.

Так как учебный процесс в высшей школе на факультете дизайна – это не только сообщение и усвоение знаний, привития навыков и умений, но еще и сложная система организации, управления и развития познавательной деятельности студентов, это процесс многостороннего формирования специалиста высшей квалификации, можно согласиться с И.Ф Харламовым, что «задача преподавания в высшей школе не натаскивание студентов в области содержания каких-то курсов, а подведение их к глубокому пониманию» (197/ с.353). По этой причине, необходимым условием эффективного развития визуальной грамотности студентов на занятиях по фотографике является формирование у учащихся ясного понимания стоящих перед ними учебных задач.

Ключевое место в педагогическом процессе принадлежит мастерству и личности преподавателя. «Главная задача преподавателя – это умение хорошо, мастерски преподавать свой предмет, доступно, глубоко излагать учебную информацию, увлекать студентов потребностью знаний, возбуждать в них трудолюбие и упорство, стремление самостоятельно находить решения научных задач, развивать широту их взглядов и гибкость мышления» (197/ с.330).

Так как, преподавание в высшей школе ставит целью не просто рассмотреть и изложить содержание данного предмета, но и одновременно обучить мышлению в данной научной области и связанной с ней областями знаний и практических задач, эффективным средством организации педагогического процесса в ВУЗе является «проблемное обучение». Суть такого обучения представляет собой «создание проблемных ситуаций некоторой степени трудности при сочетании известного и неизвестного для студентов материала. Проблемное обучение требует от студентов аналитико-систематической деятельности, то есть самостоятельного научного поиска» (197/ с.348).

Структура методики развития визуальной грамотности студентов-дизайнеров на занятиях по фотографике

Изучение студентами-дизайнерами выразительных и изобразительных границ традиционной художественной фотографии. Исследование практических и философских предпосылок синтеза фотоизображения с другими видами искусства и визуальной коммуникации.

Основной причиной необходимости развития у студентов-дизайнеров навыков синтеза фотографии с другими видами искусства и средствами зрительной коммуникации, а также создания дополнительного информационного контекста, являются несколько причин, ограничивающих изобразительные и выразительные возможности традиционной одиночной фотографии. К таким причинам можно отнести:Невозможность точного восприятие заложенного в фотографию смысла со стороны зрителя.

Уместно привести высказывание З. Кракауэра о том, что «снимок, настолько полностью изолирует какой-то определенный момент… что смысл его… каждый трактует по-своему. Снимки показывают сырой материал, ничего не уточняя. Поэтому смысловая неопределенность и многозначность, окружающая фотографии словно бахрамой, неизбежна» (83/ с.46).

Вторая проблема является следствием первой. Невозможность наполнить точным смыслом и личным отношением одиночную, лишенную дополнительного контекста фотографию, делает ее беспристрастным фактом реальности, что в свою очередь дает зрителю полную свободу интерпретации. Данную мысль подтверждает высказывание Арнхейма о том, что «… фотографии не могут ни объяснить нам того, что на них изображено, ни рассказать как следует оценивать изображение.» (Р. Арнхейм). Что убедительно доказывает приводимый американским психологом пример о восприятии фотографии зрителем - «Какими будут его мысли, когда он взглянет на хороший моментальный снимок политической демонстрации, спортивного события или угольной шахты, зависит от его собственной интеллектуальной ориентации, с которой изображение должно согласовываться. Фотография … может быть душераздирающей, как например, снимок умирающего от голода ребенка, и, тем не менее, быть отвергнута как всего лишь свидетельство неэффективности политического руководства или как заслуженное наказание за отказ следовать правильной религии».

О. Роден писал: «Правду говорит художник, а фотография лжет, ибо в действительности время не останавливается» (107/ с.613). Отличие фотографического изображения от написанного или нарисованного – его одномоментность. Согласимся с А. Лапиным, что «все, что происходит в любой его части, в центре, справа или слева на периферии, происходит обязательно в один и тот же момент времени. Это позволило В. Фаворскому упомянуть в свое время о противоестественности и даже фальши фотографии, которая заставляет взгляд топтаться на месте» (96/ с.149). «Хотя фотографическое изображение одномоментно, восприятие фотографии длительно: глаз по очереди обойдет все узловые точки изображения и проникнет в смысл. Таким образом одномоментность буквально не воспринимается» (96/ с.149). «Последовательность фотографий, расположенных в определенном порядке, - по-сути, тоже монтаж, однако такой ряд лишен самого мощного, наверное, средства воздействия кино – временного ритма. На экране один кадр длится несколько секунд, а другой – всего лишь долю секунды, и этот заданный ритм сильнейшим образом влияет на восприятие зрителя» (96/ с.188). Человек воспринимает окружающую действительность в динамике сменяющих друг друга событий. Смысл происходящего проясняется из контекста цепочки связанных между собой событий, из того, что предшествовало и того, что должно произойти. Очевидно, что из двух родственных видов визуальной коммуникации, кино на много более выразительно, привычно и близко человеческому восприятию, чем фотография. Очевидно, что данные свойства одиночной фотографии являются существенным недостатком в работе дизайнера и не могут в полной мере отвечать его профессиональным задачам. Вслед за З. Кракауэром отмечаем, что «фотоснимки не копируют натуру, а преобразуют ее, перенося трехмерные явления на плоскость, обрубая их связи с окружающим» (83/ с.40). - Ограниченная возможность средствами традиционной художественной фотографии выразить свое отношение к происходящему со стороны фотографа. Компонуя в кадре различные объекты, фотограф может надеяться, что снимок окажет эмоциональное воздействие на зрителя, что ему станет понятно содержание, но рассчитывать на то, что удастся передать личностное авторское отношение сложно. В этом смысле уместно привести слова З.Кракауэра о том, что «фотографу приходится так или иначе копировать находящееся перед объективом, что он лишен творческой свободы, что он не может, пренебрегая реальными формами и пространственными взаимосвязями, показать мир таким, каким он видит его в своем воображении» (83/ с.26). «Искусство, утверждали они, не сводится к живописному или фотографическому повторению действительности, искусство — это нечто большее, оно требует художественной интерпретации данного материала» (83/ с.28). «Искусство, доказывают они, начинается там, где кончается зависимость фотографа от не поддающегося его контролю материала съемки» (83/ с.35). Проблемой фотографии является принципиальная невозможность создать нечто новое. Различные эксперименты с техникой, пленкой, химией, компьютерной обработкой, или сюжетом ничего принципиально не меняют, так как все возможные эффекты всего лишь вуалируют реальность. Вопросы «эффектов» скрывающих истинную выразительность фотографии интересовали многих практиков и теоретиков фотографии. Так, Анри Картье-Брессон отмечал негативное воздействие на изображение широкоугольной оптики, говоря, что она скорее «кричит», чем отображает реальность. Известные попытки теоретически обосновать экспериментальную фотографию как средство выражения внутреннего «я» фотографа, нужно понимать со значительной долей условности и метафоры. Суть данной проблемы наиболее удачно сформулировал Ф.М. Достоевский: «В зеркальном отражении не видно, как зеркало смотрит на предмет, или, лучше сказать, видно, что оно никак не смотрит, а отражает пассивно, механически» (52/ с.132-133).

Система проверки уровня визуальной грамотности студентов-дизайнеров на занятиях по фотографике

Snap-shot – от английского «моментальный снимок». Еще одной попыткой создания объективной картины мира становится snap-shot фотография. Так называемая «псевдо любительская», а зачастую и в полном смысле слова любительская фотография, подразумевает отказ от использования профессиональной камеры, акцентированную непостановочность происходящего и отсутствие построенной композиции.

Минимально возможное вмешательство самого фотографа в процесс съемки создает, по мнению авторов, наибольшую объективность изображаемого. Тематикой таких работ может быть что угодно. Портрет обычного человека, улица, велосипед, пейзаж, дверная ручка, или просто сочетание цветов, все оценивается как художественная форма, как эстетическая ценность. Среди фотографов, работавших в такой технике, наибольше известности достигли Л. Модел, У. Кляйн и Р. Франк (НВ) В 80е года в Америке и Германии возобновляется интерес к изображению объектов реальности в их естественном состоянии. Фотографы старались показать объекты такими, какие они есть на самом деле, акцентировав внимание зрителя на естественной красоте этих объектов. С этой точки зрения мир сам по себе красив и все в нем эстетично, необходимо только уметь и желать это увидеть. Так, в камеру У. Эглстона и С. Шора попадали фрагменты улицы, детские игрушки, мебель, природа, магазины и многое другое. Фотографы, работавшие в этом стиле, заимствовали у snap-shot фотографии эстетику максимального «невмешательства» автора в свое произведение. С этой целью выбирается естественный для человеческого восприятия ракурс съемки, не агрессивное кадрирование и минимальная последующая обработка отснятых материалов. Формирование понимания эстетики, целей и задач данного направления фотографии должно осуществляться параллельно с развитием у студентов-дизайнеров эстетического восприятия жизни во всех ее каждодневных проявлениях. Аналитический процесс должен выявлять механизмы и принципы, благодаря которым, фотографам удалось запечатлеть что-то красивое в реальном мире, с минимальным воздействием на происходящее со своей стороны. Так как ключевой особенностью «snap-shot» фотографии является попытка ухода от «постановочности» и снижение воздействия фотографа на фотографируемую реальность, то перед практической работой студентов должны ставиться схожие задачи. Учебный процесс должен быть направлен на поиск способов «объективного» изображения действительности. Примером могут служить снимки в технике ломо- и цифрографии, съемка случайных эпизодов посредством автоспуска и т.д. Наиболее актуальной задачей современного искусства и пространственного дизайна является организация окружающей человека визуальной среды в единое смысловое и формальное пространство с целью максимального эмоционального воздействия и выражения определенного смыслового и чувственного содержания на различных уровнях человеческого восприятия. По этому, важной задачей развития визуальной грамотности на занятиях по фотографике на факультете дизайна является развитие у студентов навыков выражения определенной социально-значимой информации посредством активного взаимодействия фотоматериала и окружающей среды, в которой этот материал находится. Учебный процесс должен включать в себя: формулировку социального послания; определение пространственной среды и подбор фотоматериала; также выбор средств, обеспечивающих гармоничный синтез фотоматериала с объектами окружающей среды. Практическое выполнение задания должно соответствовать обычным этапам ведения проектной деятельности. - Практические занятия Взаимодействие и синтез фотоматериала с объектами окружающей среды (создание инсталляций): формулировка идеи; выбор выразительных средств, обеспечивающий эффективное выражение замысла и гармоничный синтез фотоматериала с другими формами визуальной коммуникации; монтаж и создание инсталляции. Расцвет и популярность фотографии моды и рекламной фотографии неразрывно связан с деятельностью журналов мод Америки и Европы, среди которых наиболее влиятельными являются Vogue и Harper s Bazar. При этом, наибольший вклад в развитие такой фотографии внесли не столько фотографы, сколько главные редакторы этих журналов с постоянным поиском новых концепций. Фотография моды и рекламная фотография с одной стороны сформировались как самостоятельные направления медиума со своими задачами и критериями красоты и качества, а с другой стороны оказали заметное влияние на понимание и развитие фотографии в целом. Наиболее известными фотографами, определившими образ мировой рекламной фотографии и фотографии моды были Р. Аведон, Ф. Хорват, В. Кляин, И. Пенн и др. Близкой темой для фотографии моды является рекламная фотография в целом. Однако, рекламная фотография имеет большое количество целевых направлений, что показывает широкую вариативность решаемых ею задач.

Изучение студентами-дизайнерами материала рекламной фотографии и фотографии моды, должно быть направлено на изучение культурных условий, определивших развитие этих направлений. Объектом исследования должны стать эволюционные изменения в стилистике и задачах этих направлений от момента возникновения, до настоящего времени. Важную роль играет формирование у студентов понимания задач, критериев красоты и качества по которым можно оценить такие снимки.

Практическая работа должна быть направлена на формирование у студентов-дизайнеров опытно-практической базы позволяющей решать узко-специальные задачи профессиональной рекламной фотографии и фотографии моды. К таким задачам относятся рекламная предметная фотография для каталогов, фотография моды для каталогов, творческая рекламная фотография моды и другое.

Похожие диссертации на Развитие визуальной грамотности студентов-дизайнеров на занятиях по фотографике