Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Рисоaвание с натуры в основной школе как способ познания реального мира (на примере обучения российских школьников национальной китайской живописи «гохуа») Се Юнхуэй

Рисоaвание с натуры в основной школе как способ познания реального мира (на примере обучения российских школьников национальной китайской живописи «гохуа»)
<
Рисоaвание с натуры в основной школе как способ познания реального мира (на примере обучения российских школьников национальной китайской живописи «гохуа») Рисоaвание с натуры в основной школе как способ познания реального мира (на примере обучения российских школьников национальной китайской живописи «гохуа») Рисоaвание с натуры в основной школе как способ познания реального мира (на примере обучения российских школьников национальной китайской живописи «гохуа») Рисоaвание с натуры в основной школе как способ познания реального мира (на примере обучения российских школьников национальной китайской живописи «гохуа») Рисоaвание с натуры в основной школе как способ познания реального мира (на примере обучения российских школьников национальной китайской живописи «гохуа») Рисоaвание с натуры в основной школе как способ познания реального мира (на примере обучения российских школьников национальной китайской живописи «гохуа») Рисоaвание с натуры в основной школе как способ познания реального мира (на примере обучения российских школьников национальной китайской живописи «гохуа») Рисоaвание с натуры в основной школе как способ познания реального мира (на примере обучения российских школьников национальной китайской живописи «гохуа») Рисоaвание с натуры в основной школе как способ познания реального мира (на примере обучения российских школьников национальной китайской живописи «гохуа») Рисоaвание с натуры в основной школе как способ познания реального мира (на примере обучения российских школьников национальной китайской живописи «гохуа») Рисоaвание с натуры в основной школе как способ познания реального мира (на примере обучения российских школьников национальной китайской живописи «гохуа») Рисоaвание с натуры в основной школе как способ познания реального мира (на примере обучения российских школьников национальной китайской живописи «гохуа»)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Се Юнхуэй . Рисоaвание с натуры в основной школе как способ познания реального мира (на примере обучения российских школьников национальной китайской живописи «гохуа»): диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Се Юнхуэй ;[Место защиты: Московский педагогический государственный университет. Официальный сайт www.mpgu.edu].- Москва, 2015.- 237 с.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Обучение изобразительному искусству в общеобразовательных школах россии и китая. история и теория обучения

1.1. Общекультурные и эстетические условия становления современной системы обучения изобразительному искусству в школах России и Китая .34

1.2. Методические основы обучения изобразительному искусству в российских и китайских школах 79

1.3. Рисование с натуры как основной вид изобразительной деятельности в процессе обучения основам изобразительной грамоте 92

ГЛАВА 2. Экспериментальная апробация методики обучения российских школьников национальной китайской живописи «гохуа»

2.1.Апробация методической системы обучения российских школьников китайской живописи «гохуа» 113

2.2. Ход экспериментального исследования (констатирующий, поисковый и формирующие этапы ) 126

2.3. Методика эффективности процесса обучения изобразительности искусству российских и китайских школьников традиционной китайской живописи «гохуа» 141

Заключение 150

Список литературы 162

Приложения

Методические основы обучения изобразительному искусству в российских и китайских школах

Прежде чем рассматривать особенности методики обучения изобразительному искусству в таких странах как Россия и Китай, следует особое внимание уделить общекультурным и историческим факторам, оказавшим влияние на становление образования, так же специальным условиям, в которых проходил данный процесс. Россия и Китай являются крупнейшими странами мире и обладают уникальным историческим и культурным наследием. Одним из важнейших достояний в этой сфере является своеобразная эстетика данных культур, которая с одной стороны берет свои истоки в жизни народа, с другой стороны в переосмыслении опыта соседних культур.

Любой опыт народа - духовный, культурный, опыт практических умений, навыков или теоретических знаний, накапливается из поколения в поколение, и независимо, идет ли речь о существовании института образования в данном обществе, или нет, все равно существует опыт оптимальной - в условиях данной культуры - передачи знаний.

Именно в условиях данного опыта происходит развитие системы образования. Поэтому для того, чтобы точнее разобраться в ценностных ориентирах и методах образования в тои или иной сфере – необходимо учитывать подобный опыт и его культурны условия.

Также данный опыт позволяет интегрировать знания разных областей и обеспечить их максимально эффективное использование на практике. Тем более это актуально в современных условиях, когда происходит активное соприкосновение и взаимодействие не только культур, но и систем образования.

Итак, рассмотрим более подробно условия становления российской системы образования, для того, чтобы определить ее основные особенности, которые позволят активно интегрировать авторскую методику обучения китайской национальной живописи «гохуа» в общеобразовательной российской школе. Также необходимо выявить те ее фундаментальные принципы, на которых должна базироваться подобная авторская методика, а также выявить те позиции, по которым она может расширить и разнообразить возможности учебного процесса в сфере обучения изобразительному искусству.

Таким примером являются организация многих ученых заведений, в том числе вузы.

Опыт академий изобразительных искусств был заимствован из Европы, где подобные учебные заведения появились значительно раньше. Основой для их появления стали частные школы Просперо Фонтаны, Кальварта. Так появляются старейшие учебные заведения подобного профиля, а именно в Академии рисунка во Флоренции, которая был открыта в 1563 году, Академия св. Луки в Риме (1577 г.) и «Академия, вступившая на верный путь» братьев Карраччи основанная между 1585 и 1588 годами.

До этого, в эпоху Возрождения, существовали мастерские, так называемые боттеги, но они, в отличие от академий, существовали за счет средств одного или нескольких частных лиц, тогда как академии финансировались за счет государства или общин, что обеспечивало им общественную поддержку и государственное значение как основных поставщиков с высокой квалифицированной подготовкой, способных выполнять работу в соответствии с государственными требованиями.

Одной из самых значительных и известных академий становится Болонская академия. Она была основана Людовиком Карраччи и его двоюродными братьями — Агостино и Аннибале. Их заслуга заключалась прежде всего в том, что они поставили обучение изобразительному искусству на научный уровень. По их мнению, достижение высот в искусстве живописи прежде всего зависит от правильного научного обоснования отдельных положений рисунка и живописи. В этом они ссылались на мнение выдающихся художников Возрождения.

Однако стоит отметить, что связь науки и искусства в европейской культуре прослеживается еще задолго до возникновения первых академий. Так, например, уже в древней Греции представителями Сикионской школы, а именно Панфилом, рисование было введено как общеобразовательный предмет в систему обучения знатных детей, а так же и детей свободных граждан. Так, Плиний писал, что «благодаря ему сперва в Сикионе, а потом во всей Греции было установлено так, что свободные дети прежде всего учились рисованию, то есть живописи на буковом дереве, причем это искусство было включено в число предметов первоначального образования» (Варнеке Б. Плиний об искусстве. Одесса, 1918, с. 50 цитата приводится по Рост.) Так же этот автор указывает, что на дверях той школы была высечена надпись: «Сюда не допускаются люди, не знающие геометрии». (Варнеке Б. Плиний об искусстве. Одесса, 1918, с. 50 цитата приводится по Рост.)

Также известно, что представители таких школ древней Греции как Сикионская школа, Фиванская и Эфесская призывали своих учеников старательно изучать законы природы и науку. Так в школах изучалась перспектива и некоторые аспекты визуального восприятия, анатомия, математика, теория пропорций и т.д.. Об этом говорят не только сохранившиеся документальные свидетельства, но и сами произведения искусства, такие например, как работы Фидия, который мастерски использовал условия зрительного изменения формы в пространстве, для того что бы большие статуи смотрелись пропорционально с учетом того, что люди смотрят на них снизу вверх.

Рисование с натуры как основной вид изобразительной деятельности в процессе обучения основам изобразительной грамоте

Последняя, пятая рабочая тетрадь, посвященная изучению изобразительного искусства в шестом классе в общеобразовательной школе Китая, полностью посвящена архитектуре и ландшафтному дизайну. Здесь в разных заданиях представлены образцы архитектурных сооружений как европейских зодчих разных эпох, стилей и направлений, так и китайских. Достаточно много внимания уделено знаменитым китайским садам и принципам их устройства, а также проектированию из глины жилых комплексов. Это позволяет развивать навыки пространственного мышления учащихся и приучает любить собственную культуру, к которой в полной мере относится и национальная архитектура.

Единственным разделом в данной тетради не посвященным архитектуре являются раздел посвященный художественной фотографии, где изучаются некоторые приемы и в основном техническое оборудование фотографа, а также раздел посвященный роли окраски живых и неживых форм в природе и использование ее мотивов в одежде. Ни одного практического задания по изобразительному искусству в данной тетраде не представлено.

Итак, подводя итоги подробнейшего рассмотрения программы обучения изобразительному искусству в общеобразовательных школах Китая в 6 классе можно сделать слуюущие выводы:

Во - первых, важнейшим дидактическим принципом, на котором построена вся система обучения, является принцип связи изучаемого материала с повседневной жизнью, поэтому обучение строиться на примерах, с которыми учащиеся сталкиваются каждый день (мультипликации, фотография, архитектура и .д.);

Во-вторых, учебный материал построен не на принципах изучения какого либо вида художественного творчества на каком-либо этапе обучения, а скорее на ознакомлении учащихся разными направлениями изобразительной деятельности.

В-третьих, в программе только одна седьмая учебного материала – посвящена традиционным видам изобразительной деятельности; В-четвертых, лишь половина занятий имеет практическую основу или заданий, которые практически исполняют учащиеся; В-пятых, ни в одном разделе не представлен такой вид работы как рисование с натуры, что дает возможность сделать вывод о том, то в задачи данной программы не входит приобретение учениками опыта выполнения подобной работы, а также приобретение опыта работы в традиционных для изобразительного искусства техниках.

Рассмотрим теперь аналогичные программы в российских школах.

Программа «Изобразительное искусство» составлена целым коллективом авторов – ведущих специалистов в этой области: докторами и кандидатами педагогических наук. Овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;

Развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству. Также во вступительной статье к программе даются точные пояснения для педагогов, касательно основных принципов, применяемых разработчиками данной программы.

Во –первых, это в первую очередь точная систематизация учебного материала в форме тематического планирования. Такой подход позволяет разработать систему заданий, которые постепенно и максимально эффективно позволяют комбинировать методы, формы и средства обучения для того, чтобы последовательно и методически обоснованно выстраивать образовательную стратегию.

Во – вторых, система обучения изобразительнмоу искусству неразрывно связана с воспитанием, так как обучение творческой деятельности позволяет вырабатывать такие личностные качества, как способность к самореализации, умению сочетать теоретические знания и практическую деятельность, обращает внимание учащихся на основополагающие нравственнее человечные ценности, такие как любовь к природе, понимание разных культур, сопричастность и соучастие к людям, а также развитию эстетического вкуса и умение понимать язык искусства.

В – третьих, данная программа позволяет организовать ряд межпредметных связей, что крайне важно в процессе всего школьного обучении и позволяет активизировать процесс обучения разным дисциплинам. Так, например известна тесная связь между такими дисциплинами как изобразительное искусства и геометрия, черчение, математика, физика (оптика), история, литература, естествознание и т.д.. Это позволяет почувствовать учащимся практическую направленность уроков изобразительного искусства и актуальность получаемых ими знаний для повседневной жизни.

Также в данной программе четко указаны основные виды работы с учащимися, а также подробно рассматриваются те дидактические возможности, которые открывает пред преподавателями тот или иной вид деятельности. Так можно обозначить следующие виды занятий по программе «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе: рисование с натуры, рисование на темы, обучение декоративной работе (в том числе декоративное рисование), беседы об изобразительном искусстве, а так же выполнение различного рода изделий декоративно-прикладного характера – народная игрушка, коллажи, аппликация и т.д.

Для нас особое значение имеет возрастная группа 5-6 класса. Особую роль на данном этапе обучения играет рисование с натуры. Как указано в рассматриваемой программе – «Рисование с натуры (рисунок, живопись) включает в себя также рисование по памяти и по представлению объектов действительности карандашом, а также акварельными красками, пером и кистью».

Конечно, мы склонны отнести это к еще одной классификации форм проведения занятий в рамках цикла «Изобразительное искусство» в школе, тем не менее, несомненно, что связь между данными видами изобразительной деятельности довольно очевидна.

Ход экспериментального исследования (констатирующий, поисковый и формирующие этапы )

При обучении «гохуа», данный критерий имеет особое значение. Это связано с самим пониманием изобразительной плоскости и пространства в европейской и китайской художественной культуре.

Так, в европейской традиции для передачи пространства и глубины на протяжении пятисот лет используется так называемая итальянская линейная перспектива.

Так же в передаче пространства в европейском искусстве большую роль играет цвет, средствами которого получается не только создать иллюзию пространства, но даже предать конкретное освещение или состояние природы.

В китайском искусстве данные задачи решаются иначе. Отчасти, причиной этому является само понимание сходства и его роли в изображении. Так для китайского искусства, в отличие от еврпейсого точным считается передача характера самого предмета, тех его индивидуальных визуальных характеристик, которые, в первую очередь, отвечают за «идентификацию» данного объекта в созднании зрителя. Поиск и изящное воплощение этих черт языком изобразительных средств и составляет эстетическую основу «гохуа», а также является проявлением стремления к сходству с предметом.

В основе такого похода лежит эстетика даосизма, согласно которой у каждого предмета есть душа, которая находит свое воплощение в форме. Познание этой души изобразительными средствами и является основной задачей мастера.

Поэтому создание иллюзии пространства и сходства предметов в «гохуа» решается иначе нежели в европейском искусстве. Это влияет на понимание композиции станковых форм изобразительного искусства.

Так для «гохуа», так же как для европейской живописи, характерно уменьшение предметов, которые находятся дальше от зрителя, тем не менее, практически отсутствующий фон, придает данным предметам значение самостоятельного пятна, играющего значительную роль для всей композиционной организации.

Поэтому можно говорить, что пространство в «гохуа» трактуется не в глубину, как в европейском искусстве, а фронтально. Поэтому и взаимоотношение предмета (условно пятна) и фона строится иначе. В «гохуа» фон играет роль того пространства, которое разворачивается в глубину в традиционных формах европейского изобразительного искусства (здесь, конечно мы имеем ввиду изобразительное искусство после Возрождения, в основе которого лежит система академического обучения).

Однако такое отношение к изобразительной плоскости также встречается в европейском искусстве, но связано оно уже с появлением беспредметного искусства и в целом с тенденциями постмодернизма.

Интересным фактом при этом является то обстоятельство, что уже в творчестве импрессионистов, а затем и в искусстве модерна, и частности арт-нуво, часто встречаются приемы, заимствованные из традиционного китайского и японского искусства.

При таком подходе к трактовке композиционного строя работы относящейся к «гохуа», по нашему мнению, получится сформировать то понимание искусства в целом, которое соответствует общему уровню образования члена современного, стремительно развивающегося информационного общества.

Это стало причиной, по которой мы решили целесообразным включение такого критерия как умение компоновать, в систему оценки эффективности процесса обучения изобразительному искусству.

Следующий критерий, по которому можно судить об эффективности процесса обучения изобразительному искусству, на примере «гохуа» в том числе, мы считаем умение учащимися самостоятельно ставить и решать творческие задачи.

Китайская национальная живопись традиционно считается консервативным видом художественного творчества, в котором основу составляет высокий уровень практического мастерства и соблюдение канонов изображения.

Конечно, для «гохуа» важна традиция, тем не менее, она лишь позволяет создать тот язык, благодаря которому художник доносит до зрителя идеи и эмоции. В принципе, такой подход во многом характерен и для европейского искусства, и не менее важнее для него.

Так, например, академическая традиция обучения изобразительному искусству, оказала и продолжает оказывать большое влияние на современное искусство. Возникнув, как проявление эстетических идеалов эпохи, она скоро стала самостоятельным источником вдохновения и новых тенденций в искусстве.

То же самое во многом относится к «гохуа», которая так же развивалось на протяжении столетий и обогащалось новыми приемами, средствами выразительности и трактовкой выразительных особенностей формы. Понимание этого аспекта очень важно для подрастающего поколения, так как не только позволяет лучше понимать художественную культуру других народов, но и служит крепким фундаментом для самостоятельного творческого самовыражения.

Примером этому служит творчество известного китайского художника Сюйбэйхуна, который, получив качественное профессиональное образование в Европе, сумел в своем творчестве деликатно сочетать богатство различных художественных культур, придав традиционным формам «гохуа» новое звучание. Выше мы уже приводили в тексте пример описания его работ, таких как «Галопирующий конь».

Умение использовать выразительный язык изобразительного искусства в собственном творчестве является одной из основных задач обучения изобразительному искусству, и «гохуа», предоставляет значительные возможности в данном направлении, так как: -имеет стройную, веками отработанную систему обучения; - эстетически соотносима с ценностями русской академической школы; - способствует приобретению таких значимых для русской системы обучения изобразительному искусству практических навыков и умений, а так же качеств мышления как развитая моторика, реакция, наблюдательность и терпение.

Методика эффективности процесса обучения изобразительности искусству российских и китайских школьников традиционной китайской живописи «гохуа»

Цели задания: - развитие самостоятельности и индивидуальной творческой активности; - выявление промежуточных результатов обучения «гохуа» на процесс обучения изобразительному искусству в ц елом; -приобретение опыта совмещения техник и различных это подходов к ведению изобразительной деятельности при ведении практической работы; Задачи: - формирование умения самостоятельного отбора средств изобразительной выразительности не зависимо от характера изображения для реализации художественного образа. - формирование навыков художественной трактовки формы -закрепление навыков работы с материалами «гохуа». Оборудование. Учебная натурная постановка из группы домашних цветов, гуашь, кисти, палитра, емкость для воды, бумага. Ход занятия.

В начале данного занятия преподаватель делает акцент на том, что эта работа является итоговой для целого цикла занятий, и объясняет, что бучение «гохуа» идет неразрывно от тех основ изобразительной грамоты, которые получали учащиеся на занятиях изобразительным искусством.

Задача данного задания выявить то, что нового почерпнули учащиеся для себя в «гохуа», и что из этого они могут применить при выполнении работы с натуры.

Учебная натурная постановка представлена группой цветов в горшках (это могут быть фиалки, орхидеи, герань и т.д.), при этом преподаватель говорит о том, что данное изображение должно быть выполнено объемно, согласно тем правилам передачи свето-тени которые дети изучали до начала занятиями «гохуа».

Т.е работа в итоге должна получиться написанной в реалистичной манере. После этого преподаватель наблюдает за работой учащихся, но не 203 вмешивается в процесс, так как данное задание позволит подвести промежуточные итоги обучения. После проведения данного задания учащиеся выставляют свои работы на просмотр, где уже совместно с преподавателем ведется коллективное обсуждение результатов.

Самостоятельная работа. По учебнику «Изобразительное искусство», используя указанные там электронные ресурсы, найти основные средства живописи и графики, и провести анализ двух любимых работ учащегося. При этом, одна из работ должна быть выполнена русским художником в академической манере, а вторая в технике «гохуа».

Работа учащегося контрольной группы Работа учащегося экспериментальной группы Блок 3 Урок 13. Изучение средств выразительности «гохуа». Цвет. Глициния. Цели задания: - развитие художественно-образного мышления;; - развитие художественного вкуса; - формирование способности к анализу произведения изобразительного искусства; Задачи: - формирование умения использования цветового контраста как средства выразительности изображения; - сообщение начальных знаний по цветоведению; - знакомство учащихся символическим и психологическим значением цвета; - изучение примеров применения цветового контраста в изобразительном искусстве на примере «гохуа».

Оборудование. Проектор, наглядные пособия, как электронные так и выполненные в ручную, специальные кисти, тушь, акварель, гуашь, бумага для «гохуа», ткань, палитры, различные цветы. Ход занятия.

В начале занятия преподаватель кратко знакомит учащихся с символическим значение цвета в китайском искусстве. Далее преподаватель разъяснеет, что значение цвета в китайском искусстве отличается от европейского подхода. Эта разница заключается прежде всего в том, что большая часть европейского искусства создана в рамках реалистичного предметного изображения, где все средства живописи направлены на то, что бы создать максимально убедительную иллюзию материальности предметов или пространства.

В китайской живописи, которая тесно связана с каллиграфией, изобразительное значение цвета более декоративно и условно и не имеет таких задач, как европейском искусстве. Так, например, традиционными цветами для изображения бамбука в «гохуа» являются черный или фиолетовый, что никак не связано с цветом данного растения в природе.

Тем не менее цвет в китайской живописи играет большое значение и не только символическое. Так как ученые давно доказали то, что существуют определенные закономерности восприятия цвета, связанные с физиологическими и психологическими особенностями человеческого мозга и зрительных анализаторов, можно сделать вывод, что существуют независимые от культуры особенности восприятия цвета.

Так, например, на изображении выполненном монохромной краской, конечно, будет выделяться тот элемент, который написан другим цветом. Более того, существуют определенные цветовые комбинации, позволяющие достичь наиболее выразительного результата.

Например, наиболее часто используемый цветовой контраст – контраст хроматических и ахроматических цветов. Так, например, большая часть изображения выполнена черной тушью, и лишь некоторые элементы красной или оранжевой. Данные цвета имеют разную насыщенности и яркость, поэтому данный контраст цвета позволяет добавить большей выразительности в произведение. Далее преподаватель демонстрирует подобные изображения и знакомит детей с другими видами цветовых контрастов, так же встречающихся в изобразительному искусстве.

Далее учащиеся приступают к самостоятельной разработке композиции, для которой очень важно не только использование разных красок, но и количественное соотношение контрастных пятен ко всему изображению. Так, например если красного цвета будет одинаково много на всех частях работы, то возможности данного средства выразительности не будут полностью раскрыты.

Для выполнения композиции, учащиеся используют наглядный материал представленный преподавателем. Это фотографии растений, животных, а также репродукции картин известных китайских художников.

В процессе выполнения данной работы преподаватель дает индивидуальные рекомендации по технике исполнения и композиционному строю изображения.

После этого проходит просмотр работ, в процессе которого учащиеся делятся своими впечатлениями от работы.

Самостоятельная работа учащихся на данном этапе заключается в том, чтобы выполнить аналогичные этюды на базе натурного материала. Это могут быть несложные предметы быта, фрукты или цветы. При этом специально надо приглушить те цвета, которые не являются главными, для того чтобы усилить контрастные оттенки там, где это необходимо. Материал – гуашь.

Похожие диссертации на Рисоaвание с натуры в основной школе как способ познания реального мира (на примере обучения российских школьников национальной китайской живописи «гохуа»)