Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Система обучению менеджменту музыкального шоу-бизнеса студентов вузов культуры Иванов Сергей Васильевич

Система обучению менеджменту музыкального шоу-бизнеса студентов вузов культуры
<
Система обучению менеджменту музыкального шоу-бизнеса студентов вузов культуры Система обучению менеджменту музыкального шоу-бизнеса студентов вузов культуры Система обучению менеджменту музыкального шоу-бизнеса студентов вузов культуры Система обучению менеджменту музыкального шоу-бизнеса студентов вузов культуры Система обучению менеджменту музыкального шоу-бизнеса студентов вузов культуры Система обучению менеджменту музыкального шоу-бизнеса студентов вузов культуры Система обучению менеджменту музыкального шоу-бизнеса студентов вузов культуры Система обучению менеджменту музыкального шоу-бизнеса студентов вузов культуры Система обучению менеджменту музыкального шоу-бизнеса студентов вузов культуры
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Иванов Сергей Васильевич. Система обучению менеджменту музыкального шоу-бизнеса студентов вузов культуры : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Москва, 1997 172 c. РГБ ОД, 61:98-13/689-1

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ МЕНЕДЖМЕНТА НА МУЗЫКАЛЬНЫХ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯХ

. 1. Сущность понятия "музыкального шоу-бизнеса" стр. 19

.2. Содержание профессиональной подготовки студентов вузов культуры по менеджменту музыкального шоу-бизнеса стр.47

Глава II. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЕНЕДЖМЕНТУ МУЗЫКАЛЬНОГО ШОУ-БИЗНЕСА В ВУЗАХ

.1. Система методических заданий по профессиональной подготовке менеджменту музыкального шоу-бизнеса стр.92

.2. Оптимизация профессиональной подготовки студентов менеджменту музыкального шоу-бизнеса стр. 121

ЗАКЛЮЧЕНИЕ стр.140

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ стр. 147

ПРИЛОЖЕНИЯ стр.

Введение к работе

Актуальность исследования определяется необходимостью совершенствования практической подготовки специалиста-руководителя, директора, менеджера музыкального коллектива, исполнителя в сфере шоу-бизнеса. Переход к рыночным отношениям не только в экономике, но и в культуре потребовал нового подхода к управлению данным видом деятельности. Шоу-бизнес как особое направление коммерческой деятельности охватывает разнообразные виды и жанры искусства. Наиболее приоритетное направление в шоу-бизнесе получила музыкальная индустрия, основной проблемой в организации которой является не только низкий уровень исполнительского мастерства, но и уровень менеджмента. Являясь организатором и руководителем создания коллектива, исполнителя, а в дальнейшем музыкального продукта (компакт-диска, компакт-кассеты, видео и т.д.), специалист сталкивается с необходимостью продвигать на рынок музыкальную продукцию. Несоответствие между нормативными требованиями к специалисту и реальным состоянием дел в сфере музыкальной индустрии, неразработанность концепции его подготовки, отсутствие специальной учебной и методической литературы привели к тому, что перед системой подготовки музыкальных руководителей встал ряд проблем, связанных с новым подходом формирования специалиста, способного применить профессиональные знания и умения в системе рыночных отношений.

Анализ практики показал наличие противоречий между характером учебной подготовки и реальной профессиональной деятельностью специалиста в сфере музыкального бизнеса, а также теоретической подготовкой, недостаточно ориентированной на реальные задачи; между системным использованием знаний и разобщенностью их усвоения по разным учебным дисциплинам. Указанные недостатки относятся к

менеджерской подготовке студентов музыкальных специализаций вузов культуры.

Вопросам организации учебно-воспитательного процесса в высшей школе уделено большое внимание ученых. З.А.Решетова, В.П. Демин рассматривают проблему формирования специалиста в условиях, близких к профессиональной деятельности. А.АВербицкий, В.И.Черниченко - активные формы обучения, М.И. Дьяченко, Л.А.Кандыбович - роль профессиональных мотивов в обучении. Субъективно-объективные отношения между студентами и преподавателями заменяются субъективно-субъективными (В.А.Кан-Калик, В.Ч.Ратников,

В.Л.Дранков).

Концепция целостности (Ю.П.Азаров) предусматривает единство общей и профессиональной подготовки: это материально-техническое и правовое обеспечение учебно-воспитательного процесса, система отношений личности к миру, к себе, людям, умения и навыки общения, индивидуально-психологические и профессиональные качества.

Для формирования необходимых знаний, умений, навыков и качеств личности необходимы условия обучения, приближенные к практике (Н.Ф.Талызина, Н.В.Кузьмина). Вопросы профессиональной подготовки музыкантов нашли отражение в исследованиях ряда авторов. Отдельные аспекты совершенствования подготовки специалистов музыкального коллектива рассматривались В.И. Закутским, П.А.Черватюком, В.Г. Кузнецовым, Л.С. Зориловой. Музыкально-теоретическая подготовка студентов детально разработана Н.А.Дощечко, М.Т.Картавцевой.

Анализ профессиональной деятельности дирижера эстрадного оркестра позволил выявить такие виды его деятельности, как музыкально-исполнительскую, музыкально-продюсерскую и музыкально-менеджерскую. Такому руководителю важно не только создать коллектив, объединить музыкантов, сформировать репертуарную политику (продукты музыкальной деятельности), но и продвинуть его на

рынок культурных услуг, т.е. получить прибыль, за счет которой мог бы существовать и развиваться коллектив. Поэтому продюсерская и менеджерская деятельность наряду с исполнительской должна стать важным компонентом профессии "дирижера эстрадного оркестра".

Анализ учебных планов специальности "Искусство эстрады" показал многообразие специальных предметов (оркестровые классы и класс ансамбля, дирижирование и дирижерско-оркестровая практика, импровизация, постановка голоса, гармония, полифония, сольфеджио и др). Так, обучение специальным дисциплинам на заочном отделении рассчитано более чем на 750 часов.

Новые реалии потребовали включение в учебный план предмета "Менеджмент". На заочном отделении менеджерская подготовка музыкальных специальностей рассчитана на 34 часа, из них лекционных 20, семинарских-6, полугрупповых-4, мелкогрупповых-2 и 2 часа индивидуальных занятий. Программа курса "Менеджмент художественной культуры" предусматривает общие основы менеджмента (понятие и сущность менеджмента, отечественные и зарубежные теории менеджмента, правовое регулирование предпринимательской деятельности). Раздел "Специфика предпринимательской деятельности в сфере художественной культуры" включает вопросы: "Художественная культура как объект менеджмента", "Личность и деятельность менеджера художественной культуры", "Уровни менеджмента в художественной культуре", "Организация коммерческо-творческой структуры".

В учебно-методической литературе по "Менеджменту художественной культуры" в основном освещены теоретические вопросы менеджмента. Практические вопросы организации коммерческих структур в сфере художественной культуры сводятся к искусству ведения деловых переговоров и заключения контрактов, оформления

юридических документов и их регистрации. Уделено внимание маркетинговой деятельности и налогообложению.

Преподавание курса "Менеджмент" предусмотрено на 5-9 семестрах, заканчивается экзаменом и написанием курсовой работы. Студентам рекомендуются темы курсовых работ, предусматривающие проектирование организации колледжа, лицея, гимназии, прогимназии, центра художественного творчества детей-сирот, домов престарелых и инвалидов, музея народного творчества: проект возрождения конкретного вида (жанра) искусства, проект детской хоровой (или театральной и т.п.) студии.

Анализ контингента студентов-заочников специальности "Искусство эстрады" свидетельствует, что более 45% из них работают в шоу-бизнесе. Перед ними стоит задача не только создания определенного продукта в этой области, но и реализации его на создавшемся рынке. Таким образом, успешное функционирование в этой сфере диктует необходимость более тщательного изучения и осмысления деятельности как музыкальной индустрии, так и шоу-бизнеса в целом.

В формировании основ американской индустрии развлечений лежит искусство народных развлечений - бурлеск как народная форма эстрады, в чем-то близкая мюзик-холлу, но менее масштабная по части внешней формы и широко использовавшая народный юмор, буффонаду, гротеск. Стремление к масштабности, помпезности, декоративности зрелища способствовало появлению понятия "шоу", означающее пышное и яркое представление. Разновидности и формы эстрады стали приспосабливаться к обстановке бизнеса, вырабатывались фундаментальные и конъюнктурные позиции. С эпохой научно-технической революции, предоставившей возможность насытить зрелище световыми, звуковыми и другими эффектами, появляется понятие "шоу-бизнес", обозначающее сферу деятельности в области кино, эстрады, музыкальной индустрии и др. В эстраде, кино, театре, цирке, музыке, при показе мод необходимо

присутствие звезд, т.к. они являются основой для создания последующего продукта, а именно: фильма, спектакля, шоу и т.д. Процесс создания таких продуктов также сходен и имеет общую систему организации. С развитием и внедрением в шоу-бизнес новых световых, звуковых технологий, компьютеризации понятие "шоу-бизнес" распространилось на создание светового, звукового, сценического оборудования, компьютерных программ. Понятие "шоу-бизнес" подразумевает создание определенного продукта в индустрии развлечений: это развлекательные и игровые программы, теле- и радиопрограммы, концерты, шоу, клубные вечеринки, фестивали, конкурсы, показ мод и овеществленные результаты: компакт-диски, компакт-касеты, видеокассеты, специализированные газеты, журналы, книги и т.д., реализация которых должна быть прибыльной для производителя этой продукции.

Шоу-бизнес как сфера, имеющая самого массового потребителя, включает в себя такие области, как кино, ТВ, радио, производство технических средств (свет, звук, сценическое оборудование), производство музыкальных инструментов, постановочную (организацию и постановку зрелищных программ), издательскую деятельность, артистический менеджмент. В целом структуру основных направлений в шоу-бизнесе можно представить следующим образом (табл. 1).

Для достижения необходимых результатов в шоу-бизнесе необходимо наличие ресурсного обеспечения, которое позволит грамотно и четко его обеспечить. К данным ресурсам можно отнести наличие капитала, материалов, технологий, информации, людей (человеческие ресурсы). Деятельность любой организации возможна лишь при наличии какого-либо капитала, впоследствии запускаемого в оборот. Так, организация, начинающая деятельность по воплощению какого-либо замысла, невозможна без денежных средств, которые необходимо вложить в оргтехнику, заработную плату, аренду помещения, рекламу, в разработку проекта, т.е. во все то, что способствует успешной

деятельности. В настоящее время, когда множество фирм, занятых в данной сфере и имеющих большие обороты, добились хороших результатов, требуется не только наличие большого капитала, но и времени, чтобы выйти на рынок с определенным видом продукции. Это время, которое затрачивается на маркетинг, рекламу, поиск капитала.

Основная проблема - поиск финансирования, стартового капитала. Наиболее распространенные инвесторы - банки, акционеры, частные лица, желающие приумножить свой капитал. По достигнутому соглашению между будущей организацией и инвестором заключается договор, где зафиксированы сроки инвестирования и реальная отдача, выраженная в процентах. Письмо к инвестору включает технико-экономическое обоснование с указанием будущих затрат (вложений) и

прибыли после реализации проекта. Итогом данного вложения капитала будет возвращение инвестиций и полученная прибыль после реализации проекта, которая может быть также в процентном соотношении поделена между инвестором и стороной исполнителя. Такие инвестиции (производство альбома) могут носить как разовый характер, так и постоянный, если между инвестором и организацией (частным лицом) налажен контакт, что подразумевает точное выполнение обязательств, личные взаимоотношения и т.д. Инвестиции могут быть как разовые, так и постоянные, поддерживающие деятельность той или иной организации. По сравнению с разовыми проектами долгосрочные требуют постоянного денежного вливания, увеличения денежных оборотов.

Насыщение рынка оборудованием (звуковым, световым, студийным) приводит к конкуренции. Оборудование совершенствуется с каждым днем, и для того, чтобы фирма, специализирующаяся в данной области, могла быть лидером, необходимо его постоянно обновлять. Для привлечения большего капитала фирма может выпустить также акции своего предприятия, векселя, облигации, увеличив количество акционеров. К необходимым материалам в деятельности любой организации, работающей в сфере шоу-бизнеса, можно отнести оргтехнику, световое, звуковое, студийное, теле- и видеооборудование, звуко- и видеопленку, микрофоны. Такие атрибуты, как оргтехника, факсы, телефоны, машины, радиотелефоны, пейджеры, просто необходимы для решения многих вопросов.

С увеличением количества оборотов капитала уже невозможно осуществлять многие процессы не имея специальных компьютерных программ, как бухгалтерских, так и юридических. В последнее время на рынке компьютерных услуг существует немало бухгалтерских программ, способствующих нормальной жизнедеятельности организации. Многие фирмы привлекают к работе программистов, которые разрабатывают специальные программы, связанные с ее спецификой. Комьгаотерные

программы разработаны и для студийной записи фонограмм. Наличие факсимильной связи способствует экономии времени в обмене информацией. Подключение фирмы к компьтерным сетям (Internet), электронной почте позволяет ежедневно получать свежую информацию, более того, подписавшись на определенные группы новостей, можно принимать участие в International Relay Chats, т.е. общении с собеседником через компьютер.

Такие средства связи, как радиотелефоны, позволяют осуществлять процесс управления практически из любой точки земного шара. Средства передвижения (машины) становятся уже не столько предметом роскоши, сколько предметом необходимости.

Наличие необходимого оборудования для производства продукта -радио- телепрограммы, звуконосителя и т.д. - невозможно без специальной техники. Техника, используемая в сфере шоу-бизнеса, совершенствуется с каждым днем и позволяет перспективно работать, улучшая качество продукта: надо отметить, что себестоимость от этого растет. Растут запросы потребителя, который при таком насыщенном рынке выбирает продукцию лучшего качества.

Определенный процесс, решаемый посредством каких-либо методов использования оборудования для достижения какой-то поставленной цели, называется технологией. Технология влияет на эффективность производства продукта, на информацию, которую можно хранить, распределять, на услуги организации и введение продукта на рынок. В связи с вхождением на наш рынок экспортного оборудования и внедрением его в деятельность организаций такие технологические нововведения, как компьютерная технология, робототехника, спутниковая связь и т.д., решили многие проблемы. Так например, компьютеризация позволила сэкономить в работе не только время, но и использование площадей для хранения многочисленных картотек, фонотек, отчетности. Это материальная технология. Существует и

нематериальная технология, т.е. налаженный процесс, схема, постановки "шоу", когда распределены все этапы деятельности, т.е. определенный конвейер в производстве теле-радиопрограмм. Такие процессы могут быть многовариантными. Наиболее удобная технология действия вырабатывается на основе предыдущего опыта и анализа ситуации.

Большую роль в деятельности всех организаций играет информация. Информация предоставляет наиболее полную картину о происходящих на рынке процессах. Она отображает в виде отчетов, учетов, аналитических материалов уровень и состояние организации, результаты ее деятельности и определяет наиболее слабые и уязвимые места , позволяет определить направление, в котором необходимо сделать доработки. Выход на рынок и контакт с внешней средой посредством каких-либо информационных источников позволяет четко ориентироваться и выстроить взаимоотношения. Начав деятельность по организации концерта, шоу, турне, и не зная цен, которые сопровождают этот процесс на рынке, можно легко потерпеть крах. Именно процесс поиска необходимой информации путем факсимильных сообщений, личных контактов, юридических, налоговых документов позволит грамотно и объективно составить смету предстоящих затрат. Постоянная потребность в информации стимулирует внедрение на рынок таких видов услуг, как программа для владельцев компьютеров "Консультант", которая содержит весь перечень нововведений в области юридических, налоговых, бухгалтерских законов и положений.

Наличие капитала, материалов, технологии, информации в шоу-бизнесе не может функционировать без человеческих ресурсов -специалистов, которые способствуют развитию деятельности и совершенствуют ее. Специалисты самого широкого профиля в области шоу-бизнеса необходимы для жизнедеятельности любой организации; это не только программисты, инженеры, водители, работники технических служб, но и те, кто работает в рекламе, маркетинге, разбирается в

вопросах менеджмента, продюсерстве, режиссуре. Такими специалистами могут быть и модельеры, стилисты и т.д.

Конечный результат деятельности любой организации зависит от наличия ресурсов, играющих первостепенную роль в успехе организации. Именно наличие ресурсов помогает учитывать потребности, знать конъюнктуру рынка и собственно тех, кто является потенциальным потребителем его продукции. В отличие от других сфер потребителем продукции шоу-бизнеса может стать практически каждый. Именно эта сфера связана с массовой культурой, продукты которой предназначены для массового потребителя. Такие вопросы: "зачем обычному человеку рок, поп и т.д. музыка", "как воздействует тот или иной исполнитель и почему он становится популярным в нашей стране", еще не исследованы; они остаются прерогативой наиболее удачливых менеджеров, свидетельствуя об их интуиции. Знание приемов эмоционального воздействия на человека способствует продвижению исполнителя, музыкального коллектива. Это, в первую очередь, зависит от таланта и возможностей менеджера, продюсера и т.д. Систематическое изучение этих приемов приводит к достаточно традиционному в мировой практике изучению так называемых жизненных стилей (life styles), т.е. отношения к внешнему миру, особенностей восприятия других людей, основной системы ценностей.

Проблема управления в сфере культуры и бизнеса разрабатывается представителями различных наук.

В литературе особое внимание уделено истории, методике, организации эстрадных и массовых театрализованных акций такими авторами, как И.Г.Шароев, Д.М.Генкин, А.И.Чечетин, В.А.Триадский, С.С.Клитин, Е.Уварова, Е.Гершуни,Ю.Дмитриев, В.Ардов.

Теоретические и практические проблемы менеджемнта освещены в трудах зарубежных авторов - Ф.Котлера, М.Вудкока, Д.Френсиса,

М.Альберта, М.Мескона, Ф.Хедоури, Ли.Якокки, Д.Пилдича, Дж.Эванса, Б.Бермана.

Проблемам подготовки менеджеров посвящены работы В.С.Кабанова, М.М.Лебедевой, В.Р. Веснина, С.Ф. Макарова, СП. Петрикиной, Е.В. Клеппер, Т.И. Баклановой.

В последние годы выполнен ряд диссертационных исследований, рассматривающих вопросы формирования качеств менеджера. Т.В.Христидис исследует процесс формирования коммуникативных способностей у менеджеров социально-культурной сферы в процессе обучения в вузах культуры. Музыкальную подготовку режиссеров театрализованных представлений рассматривают Л.В.Зотова, Л.М.Марголин, В.М.Лензон, М.В.Смоленникова.

Отсутствие трудов по обучению менеджменту в музыкальной индустрии шоу-бизнеса обусловило выбор данной темы. Объект исследования: профессиональная подготовка студентов музыкальных специализаций в вузах культуры.

Предмет исследования: организация процесса обучения менеджерской подготовки студентов музыкальных специализаций. Цель исследования состояла в определении и обосновании педагогических основ, способствующих повышению эффективности обучения студентов вузов культуры менеджменту в сфере шоу-бизнеса.

В процессе исследования необходимо было решить следующие задачи: j

-выявить сущность музыкального шоу-бизнеса;

-проанализировать деятельность менеджеров отечественного и зарубежного шоу-бизнеса;

-выявить педагогические основы преподавания менеджмента в вузах культуры;

-конкретизировать содержание подготовки студентов музыкальных специализаций и определить наиболее эффективные формы и методы обучения менеджменту;

-создать обоснованную систему музыкально-практических заданий, способствующих развитию менеджерских умений студентов в соответствии с профессионально-деятельным подходом в подготовке руководителей музыкальных коллективов;

-исследовать эффективность предложенной методики опытной работы и разработать рекомендации по ее применению. Гипотеза исследования заключалась в том, что предлагаемая нами система подготовки по менеджменту, синтезирующая взаимосвязанные виды деятельности музыкального руководителя, способствуют повышению профессиональной направленности обучения при условии:

-соответствия специальной музыкальной подготовки практической деятельности специалиста, что обуславливает необходимость организации музыкально-исполнительской, музыкально-продюсерскои и музыкально-менеджерской деятельности студентов;

-организации менеджерской подготовки, обеспечивающей при взаимодействии освоение предметов специального цикла (дирижирование, чтение партитур, аранжировка, гармония и т.д.) с продюсерством, средствами художественной выразительности (свет, антарекс, студийное оборудование, лазерная графика и др.);

-использование специальной методики, основанной на синтезе предметов музыкально-профессионального цикла, общенаучных и управленческих дисциплин.

Методологической базой данной работы послужили труды русских философов о единстве сознания и деятельности, духовном развитии индивида В.С.Соловьева, В.В. Розанова, П.А. Флоренского, НА. Бердяева, И.А. Ильина., а также работы современных русских философов - А.Ф.Лосева, Н.Л. Лейзерова.

Теоретической основой исследования являются:

а) деятельностный подход к обучению, предполагающий формирование знаний, умений, навыков и качеств личности специалиста в процессе учебы (Н.Ф.Талызина);

б)целостный подход, обеспечивающий единство общей и профессиональной подготовки личности специалиста (Ю.ПАзаров).

В процессе проведения исследования использовались следующие методы:

1. изучение и анализ научной литературы по педагогике (общей и музыкальной), психологии, музыковедению, менеджменту;

2. изучение и анализ учебно-методической документации: учебных планов, программ и учебно-методических пособий по менеджменту;

3. определение современного состояния подготовки и проблем профессиональной деятельности руководителей музыкальных коллективов в сфере шоу-бизнеса;

4. письменные и устные опросы, интервью, наблюдения;

5. опытно-педагогическая работа, включающая наблюдения, беседы, моделирование конкретных профессиональных ситуаций.

Исследование проводилось на базе Московского государственного университета культуры и включало несколько этапов.

На первом этапе определялось состояние подготовки по менеджменту. Изучалась учебно-методическая документация, осуществлялось наблюдение за процессом обучения менеджменту студентов музыкальных специализаций. Была проанализирована работа менеджеров шоу-бизнеса фирмы "Рок стэйдж", в проектах которой автор принимал участие. Изучалась практика проведения массовых акций на площадках г.Москвы (Московский дворец молодежи, стадион Лужники, ГПКиО "Таганский", спорткомплекс "Олимпийский", Колонный зал Дома Союзов, Кремлевский дворец съездов, Красная площадь и др.). Особое внимание уделялось содержанию программ, профессиональному

уровню исполнения и состоянию технического и светового оформления программ.

Особенностью опытной работы является применение социологических методов в единстве с практической деятельностью соискателя.

Опытно-методическая работа включала анализ опросов, интервью, тестирование, наблюдение с целью выявления потребностей и противоречий между ожиданием потребителей и уровнем шоу-продукции, что обусловлено отсутствием профессионального менеджмента. Было опрошено 737 посетителей массовых музыкальных программ, концертов и 27 профессиональных менеджеров. Все менеджеры пришли в сферу шоу-бизнеса из различных отраслей хозяйственной, педагогической и исполнительской деятельности. Разрешение противоречий на теоретическом и практическом уровне позволило выстроить технологию менеджмента в создании музыкального продукта: концепции, поиск финансирования, организация и производство продукта, продвижение его на рынок. Все это осуществляется под руководством профессионального менеджера.

Следующий этап исследования состоял из разработки программы спецкурса "Менеджмент музыкального шоу-бизнеса", которая была осуществлена на III-V курсах заочного отделения специальности "Искусство эстрады" МГУК, студенты которого в большинстве своем работают в сфере шоу-бизнеса. Программа включала технологию менеджмента начиная с определения цели, концепции и организации, взаимодействие с государственными и общественными организациями, коммерческими структурами.

Методический опыт включал три взаимосвязанных этапа:

1. Изучение отечественного и зарубежного опыта менеджмента коммерческой деятельности в сфере эстрады, кино, ТВ, издательства.

2. Определение факторов совершенствования подготовки по менеджменту.

3. Разработка и обосновывание программ профессиональной подготовки менеджера музыкального шоу-бизнеса.

4. Исследование эффективности предложенной системы обучения осуществлялось в группах III-V курсов специализации "Искусство эстрады" МГУК.

Научная новизна и теоретическая значимость состоит в следующем:

-в определении понятия "музыкальный шоу-бизнес";

-в разработке педагогических основ профессиональной подготовки студентов по менеджменту шоу-бизнеса;

-в выведении структуры профессиональной деятельности менеджеров музыкального шоу-бизнеса, включающей музыкально-исполнительскую, музыкально-продюсерскую и музыкально-менеджерскую деятельность и составляющие их компоненты;

-определении структуры, содержания и методики подготовки студентов музыкальных специализаций по менеджменту. Практическая значимость исследования состоит в том, что разработаны и апробированы педагогические основы подготовки по менеджменту руководителей музыкальных коллективов, внедрены в практику обучения студентов специальности "Искусство эстрады";

подготовлено учебное пособие "Менеджмент шоу-бизнеса", разработана программа "Менеджмент шоу-бизнеса".

Апробация результатов исследования проводилась через публикации научно-методических материалов. Основные положения диссертации были изложены на международных научно-практических конференциях: "Культура России на рубеже столетий" (1996 г.), "Проблемы отечественной культуры и судьбы молодого поколения" (1997г.).

Опытная методика апробировалась на занятиях со студентами Московского государственного университета культуры (1994/95, 1995/96, 1996/97 уч.г.г.)

На защиту выносятся следующие положения:

1. Профессиональная подготовка руководителей музыкальных коллективов предполагает тесную взаимосвязь всех музыкальных дисциплин с предметами управленческого цикла.

2. Усовершенствованная методика обучения менеджменту отражает современные технологии организации и управления предстоящей профессиональной деятельности руководителей музыкальных коллективов.

3. Подготовка специалиста в области руководства музыкальным коллективом должна включать систему специальных творческих заданий, направленных на освоение организационно-управленческой, менеджерской деятельности.

Структура диссертации обусловлена задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключение, списка литературы и приложений.

Сущность понятия "музыкального шоу-бизнеса"

Для более глубокого понимания сущности менеджмента музыкального шоу-бизнеса необходимо проследить историю возникновения зрелищных и эстрадных форм, уходящих в далекое прошлое; ее элементы присутствуют в представлениях странствующих комедиантов-скоморохов (Россия), шпильманов (Германия), жонглеров (Франция), франтов (Польша), маскарабозов (Средняя Азия) и т.д. Сатира на городской быт и нравы, острые шутки на политические темы, критическое отношение к власти, куплеты, комические сценки, прибаутки, игры, клоунская пантомима, жонглирование, музыкальная эксцентрика явились зачатками будущих эстрадных жанров, родившихся в шуме карнавальных и площадных увеселений. Зазывалы, которые при помощи прибауток, острот, веселых куплетов сбывали любой товар покупателям на площадях, рынках, впоследствии явились предшественниками конферанса. Все это носило массовый и доходчивый характер, что и явилось непременным условием существования всех эстрадных жанров. Все средневековые карнавальные артисты не играли спектаклей. Основой представлений была миниатюра, что отличало их от театра, главной особенностью которого являются элементы, связывающие действие воедино. Эти артисты не изображали персонажей, а всегда выступали от собственного имени, напрямую общаясь со зрителем.

В России эстрадные жанры проявились в скоморошьих забавах, потехах и в массовом творчестве народных гуляниях. Их представителями являются раусные деды-балагуры с непременной бородой, веселившие и зазывавшие публику с верхней площадки балагана-рауса, петрушечники, раешники, вожаки "ученых" медведей, актеры-скоморохи, разыгрывающие "скетчи" и "репризы" среди толпы, играя на дудках, гуслях, сопелях и потешая народ.

С переходом многих уличных жанров в закрытые помещения стал формироваться особый уровень исполнительского искусства, т.к. новые условия выступления требовали более сосредоточенного восприятия со стороны зрителя. Так, например, во Франции, ставшей родиной почти всех начинаний в области эстрады, а именно в ней расцвело искусство шансона (баллады) и дизез - камерного легкого напевания, успешно культивировались концертные кафе, где легко достигалась атмосфера непринужденности и доверительности. Сформировавшаяся во второй половине XIX века деятельность кафешантанов, кафе-концертов, рассчитанных на небольшое количество посетителей, позволила развиться таким камерным жанрам, как лирическое пение, конферанс, сольный танец, эксцентрика. Успех таких кафе вызвал появление более крупных зрелищных предприятий - кафе-концертов, таких, как "Амбассадор", "Эльдорадо" и др. В Англии при постоялых дворах (гостиницах) возникают музыкальные залы - мюзик-холлы, где исполняются танцы, комические песни, цирковые номера. Владельцы трактиров, ресторанов, отелей привлекали дополнительное количество посетителей и постояльцев, вводя различные формы развлекательных программ-мюзик-холлы, салон-театр, паб-театров (пивные залы с концертированием).

По типу лондонского мюзик-холла "Альгамбра" в 1869 г. в Париже открывается "Фоли Бержер", а через два десятилетия-"Мулен Руж", получивший название "варьете-зал" (от французкого variete -разнообразие). Постепенно слово "варьете" стали применять не только к конкретным театрам, но и к целому направлению в искусстве, состоящему из различных жанров, на основе которых и создается целостное представление. 1881 г. знаменуется открытием в Париже артистического кабаре (от фр. cabaret- кабачок) "Ша нуар"; впоследствии само понятие "кабаре" уже приобретает значение эстрадного театра малых форм.

Пришедшие в Россию на рубеже XIX-XX вв. варьете и кабаре уже имели своих предшественников, во многом определивших своеобразие русской эстрады. Это были балаганы, увеселявшие по праздникам толпу, и дивертисменты - небольшие концертные программы, которые давались в театрах перед началом и после окончания основной пьесы. Программы таких дивертисментов включали русские песни, танцы, арии из опер, куплеты из водевилей, рассказы. Первые русские кабаре "Летучая мышь" Никиты Балиева в Москве, "Кривое зеркало" Александра Кугеля в Санкт-Петербург и др. в своем развитии претерпевали взлеты и падения. Причина здесь не только в социальной и политической сферах.. Кабаре, возникшее в небольших кабачках, где постоянно бывала поэтическая и артистическая богема, любившая остроумные шутки, не смогло существовать в условиях трапезы, т.к. терялся интеллектуальный акцент репертуара. Это привело впоследствии с появлением общепита к исчезновению кабаре как формы увеселений, но как эстрадная сценическая форма оно продолжало существовать.

После Октябрьской революции многие артисты, покинув залы кабаре, варьете, театров миниатюр, приняли участие в создании нового направления театрального искусства. Они выступали на многочисленных митингах-концертах, выезжали на фронты гражданской войны, выступая в казармах, рабочих клубах. Тогда-то и сформировалось понятие "эстрада" (от латинского "strata" - подмостки) как направление в искусстве. Характерной чертой того времени явились массовые театрализованные празднества, т. к. "революция потребовала от искусства иной, чем раньше, меры общения, иного, более богатого языка, способного передавать грандиозность свершающихся преобразований",-писал А.Юфит .

Содержание профессиональной подготовки студентов вузов культуры по менеджменту музыкального шоу-бизнеса

Одним из ключевых вопросов менеджмента музыкального шоу-бизнеса является определение направления деятельности, создание продукции и вхождение в рынок, которые должны стать предметом изучения в процессе профессиональной подготовки в вузе.

Наиболее приоритетным направлением в шоу-бизнесе является музыкальная индустрия, которая включает производство альбома, организацию гастрольного тура, съемку клипа и т.д.

Одной из главных задач менеджмента является поиск и раскрытие талантливых исполнителей, музыкальных коллективов, организация их творческой деятельности: от подбора репертуара, поиска инвестора до создания сценического имиджа, планирования карьеры.

Одним из ключевых вопросов менеджмента музыкального шоу-бизнеса является определение направления деятельности, создание продукции и вхождение в рынок, которые должны стать предметом изучения в процессе профессиональной подготовки в вузе.

Проведенный нами опрос (Приложение № 1) посетителей массовых праздников и шоу-программ на различных площадках г.Москвы в 1995-96 гг показал, что люди различного возраста, социального положения в той или иной степени пользуются услугами сферы шоу-бизнеса. Нами опрошено 737 человек, из них 70 % мужского пола и 30 % женского в возрасте:

- от 12 до 16 лет -15%; -от 17 до 25 лет-70%;

- от 25 до 30 лет -10%;

- старше 30 лет - 5%.

На наш вопрос: "Чему Вы отдаете предпочтение в свободное время" ответили:

- 62% -смотреть телепрограммы;

-12% - слушать музыку.

На вопрос: "Что еще?": -17 % - увлекается видеоиграми; -15% молодых людей - посещать ночные клубы. Из всех музыкально-развлекательных программ наибольший интерес вызывают такие, как:

-"Угадай мелодию" (17%); -"Раз в неделю" (13%);

- КВН-25%;

-"МузОБОЗ" (12%);

-"Акулы пера" (14%).

Менее 38% опрошенных отметили предпочитаемые ими радиостанции:

- "Европа плюс"- 20%;

-"Радио Максимум"-16%;

-"Радио Станция"- 8%.

На вопрос: "Какие направления в музыке Вы предпочитаете?" ответили:

- молодые люди до 30 лет: поп, рок, техно, хаус;

- люди среднего возраста - поп;

- старшего - песни советского периода и русские народные. Полной неожиданностью для нас явилось то обстоятельство, что все

без исключения отметили, что слушают как отечественную, так и зарубежную музыку, современную и классическую. Из зарубежных исполнителей и групп:

- 42%о - Майкла Джексона, Элтона Джона, Мадонну, "Битлз", "Пинк Флойд", "Скорпионе";

- 39%) - группы "Лед Зеппелин", "Квин","Металлика",Бон Джови, Дэвид Боуи, Стинга.

Система методических заданий по профессиональной подготовке менеджменту музыкального шоу-бизнеса

Деятельность руководителя музыкального коллектива многоплановая: это и музыкально-исполнительская и музыкально -продюсерская, и музыкально-менеджерская. Поэтому обучение музыкального руководителя включает изучение целого ряда теоретических и практических дисциплин. Теоретические дисциплины включают теорию музыки, сольфеджио, гармонию, полифонию, анализ музыкальных произведений, инструментоведение и композицию. Практическая деятельность - занятия по специальности, т.е. изучение инструментов, постановка голоса, дирижирование, целью которых является формирование умений исполнительского искусства.

Исполнительское искусство музыканта в сфере шоу-бизнеса, наряду с сольными концертами, записями в студии и выступлениями на эстраде, включает в себя поиск оригинальных музыкальных форм, стилей, индивидуального имиджа. Поэтому профессиональная подготовка музыканта должна быть направлена на приобретение навыков и умений в работе с музыкальным материалом.

Учитывая потребность практики в специалистах новой формации, умеющих работать в шоу-бизнесе, нами была разработана программа по менеджменту музыкального шоу-бизнеса (Приложение №3) для студентов - заочников специальности "Искусство эстрады", занятия с которыми проводились в Московском государственном университете культуры и на базе компании "Рок стэйдж".

Особенностью данной программы является то, что она включает широкий набор тем как теоретического, так и практического характера. На первом этапе проводились наблюдения за ходом менеджерской подготовки студентов музыкальных специализаций, формировалась рабочая гипотеза и задачи исследования.

На втором этапе проводилась опытно-методическая работа, которая включала практическую подготовку ди-джеев, продюсеров, менеджеров.

Апробировались формы и методы профилированного преподавания менеджмента при взаимодействии предметов специализации.

В опытной работе принял участие 31 студент заочного отделения: все имели довузовскую музыкальную подготовку и пожелали получить углубленные теоретические знания и приобрести практические навыки по менеджменту, не предусмотренные учебной программой. Традиционными формами и методами преподавания менеджмента являлись лекции и семинарские занятия. Учитывая потребность практики и некоторое отставание подготовки музыкантов по менеджменту, нами были определены формы и методы менеджерской подготовки: исполнительской, продюсерской, менеджерской. При таком подходе менеджерская подготовка музыкантов становится профессионально направленной. Мы предполагали, что наиболее эффективными формами менеджерской подготовки музыкантов будут те, которые осуществляются в условиях, максимально приближенных к практике. Поэтому отдавалось предпочтение комплексной учебно-музыкальной деятельности в виде индивидуальных и мелкогрупповых занятий. Поскольку подготовка ди-джеев, продюсеров требует высококачественной аппаратуры, занятия проводились на базе учебного комплекса радиостанции "Станция 106,8" и на студии компании "Рок стэйдж", которые оснащены самым современным оборудованием. Так в процессе обучения использовались основные инструменты ди-джея: вертушки (Technics SL-1200 МК2 и Technics SL-1210 MK2), микшерский пульт (Numark, DON-2, Vestax), наушники, мониторы.

В качестве ознакомления студентам был предложен теоретический аспект деятельности ди-джея и краткая историческая справка о зарождении ди-джейской профессии.

Понятие ди-джей сформировалось в то время, когда появились FM-радиостанции. Ди-джеи, или диск-жокеи, вели музыкальные программы, сопровождая композиции своеобразным конферансом. В 70-х годах, когда появились дискотеки и танцевальный стиль "диско", ди-джеи переместились в ночные дансинги и стали основой танцевальной вечеринки. Со временем ди-джеи стали не только использовать чужую музыку, формируя репертуар дискотеки, но и играть свою, т.е. создавать собственные миксы на основе нескольких композиций. Студентами были прослушаны миксы Роберта Майлса, DJ Дадо и др., после чего ими были сделаны следующие выводы, что микс-это смешивание композиций. Это не только сведение двух трэков по ритму, это произведение, которому свойственно настроение, темы, перетекающие одна в другую, динамическое развитие. Чтобы сделать микс, необходимо хорошо знать материал, с которым работаешь, т.е. детально представлять строение композиции, через сколько тактов после начала вступает бочка или заканчивается тот или иной мелодический рисунок. Естественно, что многие из впоследствии играемых миксов необходимо заранее подготовить в домашних условиях. Помимо чисто исполнительской функции т.е. создания миксов непосредственно во время вечеринки, ди-джеи создают собственные миксы и ремиксы, которые сохраняют на определенных носителях- датах, мини-дисках, CD и т.д. Для создания подобных версий необходима MIDI - технология, компьютеры, сэмплеры, которые позволяют сохранить в памяти записанный звук, голос и преобразовать его, а также создать новые звуки, что является характерной особенностью компьютерной музыки.

Похожие диссертации на Система обучению менеджменту музыкального шоу-бизнеса студентов вузов культуры