Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Теоретические и методические основы музыкально-исторической подготовки студентов вузов культуры Балаганская Елена Викторовна

Теоретические и методические основы музыкально-исторической подготовки студентов вузов культуры
<
Теоретические и методические основы музыкально-исторической подготовки студентов вузов культуры Теоретические и методические основы музыкально-исторической подготовки студентов вузов культуры Теоретические и методические основы музыкально-исторической подготовки студентов вузов культуры Теоретические и методические основы музыкально-исторической подготовки студентов вузов культуры Теоретические и методические основы музыкально-исторической подготовки студентов вузов культуры Теоретические и методические основы музыкально-исторической подготовки студентов вузов культуры Теоретические и методические основы музыкально-исторической подготовки студентов вузов культуры Теоретические и методические основы музыкально-исторической подготовки студентов вузов культуры Теоретические и методические основы музыкально-исторической подготовки студентов вузов культуры Теоретические и методические основы музыкально-исторической подготовки студентов вузов культуры Теоретические и методические основы музыкально-исторической подготовки студентов вузов культуры Теоретические и методические основы музыкально-исторической подготовки студентов вузов культуры
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Балаганская Елена Викторовна. Теоретические и методические основы музыкально-исторической подготовки студентов вузов культуры : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Москва, 2000 168 c. РГБ ОД, 61:00-13/1261-3

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ МУЗЫКИ В ВУЗАХ КУЛЬТУРЫ РОССИИ 15

1. Становление учебного предмета «История музыки» в высших учебных заведениях 15

2. Сущность и содержание обучения студентов вуза культуры музыкально-историческим дисциплинам 40

ГЛАВА II. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ МУЗЫКАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА-МУЗЫКАНТА В ВУЗЕ КУЛЬТУРЫ 64

1. Содержание экспериментальной работы со студентами 64

2. Динамика развития профессиональных качеств специалиста-музыканта на базе синтеза музыкально-исторического и культурологического подходов 100

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 121

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 126

ПРИЛОЖЕНИЕ 149

Введение к работе

Современный этап развития музыкального образования отмечен значительным интересом к общекультурной проблематике и ее влиянию на все отрасли музыкально-педагогической науки. Это связано не только с реформой высшей школы, но и с изменениями во всех сферах жизни общества, поэтому в последние годы в музыкальном образовании усилились тенденции, связанные с изменением его содержания и пересмотром привычных парадигм.

Проблема совершенствования вузовской подготовки в современных социально-культурных условиях приобрела в последнее время особую значимость.

Вуз культуры готовит специалистов, задача которых - приобщить широкие слои населения к ценностям мировой художественной культуры, сформировать кругозор и эстетический вкус у подрастающего поколения, поэтому у каждого выпускника вуза должно быть сформировано общее представление об искусстве и определенное художественное мышление.

На музыкальных факультетах российских вузов культуры существует разделение на ряд специализаций: хоровых, оркестровых и т.п. Процесс подготовки специалистов на каждой из них имеет свои особенности. Студенты хоровых специализаций должны получить знания о развитии русской и зарубежной хоровой культуры в России и Западной Европе, а также владеть определенными навыками работы с хором. Студенты оркестровых специализаций должны хорошо знать историю музыкальной культуры оркестрового исполнительства и получить навыки работы с оркестром. Общим же

для обеих специализаций является то, что в основе формирования профессионального мастерства будущего специалиста лежит фундаментальная музыкально-теоретическая и музыкально-историческая подготовка, основанная на традициях российского просветительства и музицирования.

Сложившаяся в нашей стране система подготовки музыкантов на протяжении ряда лет ставила акцент на исполнительское мастерство и воспитывала музыкантов, кругозор которых был ограничен только музыкой. В настоящее время возникла необходимость перенести акцент с формирования навыков на эстетическое сознание.

Профессия музыканта как руководителя хорового, оркестрового коллектива ставит перед будущим специалистом большие задачи. У него должно быть хорошо развито творческое воображение, художественный вкус, поэтому изучение стилевых особенностей музыки должно занимать в системе его подготовки одно из центральных мест.

Одной из наиболее важных дисциплин, необходимых музыканту любой специализации, является история музыки. Оказывая непосредственное влияние на образование и воспитание музыканта, история музыки способствует формированию у студентов общих и музыкально-воспитательных наклонностей, а также целостного представления о путях исторического развития мировой музыкальной культуры.

В основе формирования профессионального мастерства музыканта лежит музыкально-теоретическая и музыкально-историческая подготовка. Наряду с исполнительскими навыками и музыковедческими знаниями будущий специалист должен обладать аналитическими способностями, развитым творческим мышлением,

потребностью к поиску оригинального решения практических
проблем. Этой задаче должно соответствовать содержание
получаемого им музыкального образования. Следовательно,
изучаемые им дисциплины должны характеризоваться конкретно-
фактологической и методологической направленностью. Одной из
конкретно-фактологических наук в системе профессиональной
подготовки специалиста-музыканта в вузе культуры является курс
истории музыки. Это область музыкознания, изучающая
закономерности развития мировой музыкальной культуры,
обусловленность появления и исчезновения различных музыкальных
стилей и направлений. Гуманитарные науки в течение долгого
времени стремились изучить феномен музыки, понять причины ее
воздействия на общество, следствием чего стало появление ряда
искусствоведческих, культурологических, социологических, наконец,
собственно музыковедческих исследований, посвященных

музыкальной культуре и процессу ее исторического развития. В последние годы в отечественном музыкознании усилились тенденции, связанные с рассмотрением и изучением музыки в ряду других искусств, не нашедшие достаточно полного отражения в педагогической и учебно-методической литературе последних лет, а также в непосредственной учебно-практической деятельности, связанной с преподаванием истории музыки в вузе культуры. «Музыка в ряду искусств», «Музыка в истории культуры» -рассмотрение музыки именно в таких аспектах повлекло за собой изменение традиционных музыковедческих установок, в том числе и в учебно-педагогической практике.

Как показывают данные наблюдений, студенты не всегда используют в полной мере возможности применения в музыкальной

практике своих представлений и знаний из области музыкально-
исторических дисциплин, поскольку система их развития в курсе
музыкально-исторических дисциплин недостаточно эффективна.
Данное противоречие обусловило актуальность настоящей работы,
направленной на повышение эффективности музыкально-

исторической подготовки специалистов в вузе культуры и искусств.

Современный музыкант - это квалифицированный исполнитель и просветитель, в котором остро нуждается социально-педагогическая практика. Им может являться только специалист с высшим образованием, в содержании которого равное внимание уделено фундаментальным знаниям и прикладной профессиональной подготовке.

Современная отечественная концепция музыкального образования основана на стремлении к изучению музыки и музыкального образования как феноменов культуры. Она характеризуется гуманистической ориентацией, наполненностью высокохудожественным содержанием, вниманием к духовному росту, к развитию личностного фактора. Но особое значение в ней имеет аксиологический компонент - ценностные основания и ориентации.

В системе профессиональной подготовки будущего специалиста-музыканта ценностные ориентации играют большую роль. Они представляют собой избирательное отношение личности к искусству, основанное на системе ее убеждений и предпочтений. Воспитание как приобщение к совокупности ценностей, как привитие душевных качеств - это традиция отечественной национальной художественной школы, которая обеспечивала не только техническое совершенство музыканта, но и приобщала к духовным ценностям.

Достижение культурного совершенства личности - главный вектор движения отечественной педагогики. Но в процессе развития значительное влияние на нее оказали закономерности культурных процессов, памятники, явления и события материальной и духовной жизни общества, поэтому представляется важным изучение в вузе всех специальных дисциплин, в том числе и музыкально-исторических, в сочетании с системным изучением искусства.

Совершенствование профессиональной подготовки музыканта-специалиста являет собой процесс синтезирования музыковедческих и культурологических представлений на основе полученных в средней ступени музыкально-педагогического образования базовых знаний по музыкальной литературе, мировой художественной культуре (МХК) и философским дисциплинам. Этот процесс актуализирует научный анализ проблем следующего содержания:

  1. Изучение системы профессиональной подготовки специалистов-музыкантов с точки зрения пересмотра учебного плана и координация в нем дисциплин музыкально-исторической, философской и культурологической направленности.

  2. Процесс практической подготовки специалистов-музыкантов должен концентрироваться на своей главной цели: формировании духовной культуры подрастающего поколения на основе художественных и этических ценностей, заключенных в музыкальной культуре.

У истоков преподавания музыкально-исторических дисциплин в России стояли известные русские музыковеды А.Н. Серов, Г.А. Ларош, Н.А. Римский-Корсаков, Н.Д. Кашкин, а после 1917 г. проблемы музыкально-исторических наук, возникающие в процессе подготовки музыкальных просветителей, пропагандистов музыкаль-

ного искусства, получили широкое освещение в трудах Б. Л. Яворского, М.В. Иванова-Борецкого и, особенно, Б.В. Асафьева.

Круг научной литературы, затрагивающей проблемы подготовки специалистов-музыкантов, весьма широк и разнообразен. Общим вопросам музыкальной подготовки студентов в вузе посвящены работы Б.В. Асафьева, С.Л. Гинзбурга, Д.Б. Кабалевского, Л.Г. Арчажниковой, О.А. Абдуллиной и др.

Анализу практической музыкальной подготовки студентов в вузе культуры посвящены работы В.И. Закутского, Л.С. Зориловой, Л.В. Матвеевой, П.А. Черватюка, а также диссертационные исследования О.М. Мятиевой, О.С. Жарковой, Л.А. Соловьевой.

Вопросы активизации учебного процесса в вузовской педагогике нашли отражение в трудах современных ученых Ю.П.Азарова, Ю.К.Бабанского, А.Я.Наина, В.А.Сластенина, В.И.Петрушина, Г.М.Цыпина.

Несмотря на то, что проблемы преподавания музыкально-исторических дисциплин в консерваториях неоднократно рассматривались в научно-педагогической литературе, в частности в трудах Е.М. Орловой, Г.В. Крауклиса, В.Д. Конен, Т.В. Чередниченко, вопросы методики преподавания истории музыки в вузе культуры еще мало исследованы. В настоящее время имеется ряд отдельных статей и исследований, посвященных музыкально-исторической подготовке будущего специалиста-музыканта, рассматривающие, в основном, выявление межпредметных связей дисциплин музыкально-исторического и музыкально-теоретического направлений. Отметим работы Р.Г. Шитиковой, Г.В. Халиковой, Г.А. Садыховой, О.С. Ивановской и др. Практически не исследована область межпредметных связей между музыкально-историческими и

культурологическими дисциплинами, отметим недостаточность материала по данной тематике.

История музыки - это область музыкознания, изучающая закономерности развития мировой музыкальной культуры и смену музыкально-культурных процессов. Одним из важных принципов ее рассмотрения является системное изучение культуры и искусства.

Проблема изучения синтеза искусств не нова и неоднократно рассматривалась как в общей педагогической, так и в музыкально-педагогической литературе. Ей посвящены работы Л.М. Предтеченской, И.А. Химик, М.Ю. Новицкой. Однако они затрагивают проблему системного изучения искусства в средних и средних специальных учебных заведениях. В вузовской педагогике эта проблема пока мало исследована. Между тем, именно в вузовской педагогике за последние годы усилились тенденции, связанные с гуманизацией и аксиологизацией высшего музыкального образования.

Таким образом, проблема совершенствования профессиональной
подготовки специалиста-музыканта в курсе истории музыки
приобрела в последние годы особенно острый характер, но условия
совершенствования этого процесса на занятиях по музыкально-
историческим дисциплинам еще недостаточно исследованы. На наш
взгляд, нужны новые эффективные условия для осуществления
профессиональной подготовки студентов, ориентирующие

специалистов на высокий уровень их социокультурной деятельности в будущем.

Объектом исследования является профессиональное

становление специалиста-музыканта в вузе культуры.

Предмет исследования - процесс музыкально-исторической подготовки студентов вуза культуры.

Цель исследования состоит в создании модели музыкально-исторической подготовки студентов и экспериментальной методики их обучения в вузе культуры.

В нашем исследовании мы попытались решить следующие задачи:

выявить современное состояние теоретической разработанности проблемы и практической подготовки студентов вуза культуры по предмету «История музыки»;

исследовать уровни музыковедческой и общекультурной компетентности студентов, изучающих историю музыки по базовым программам;

определить механизм интеграции, способствующий изучению и освоению студентами художественного наследия прошлого;

разработать модель функционирования музыкально-исторических дисциплин в вузе культуры, чтобы содержание курсов являлось частью общей системы гуманитарного образования;

проверить на практике эффективность разработанной системы методов и приемов, основанных на взаимосвязи музыкально-исторических и культурологических дисциплин.

Гипотеза исследования: одним из факторов повышения эффективности музыкально-исторической подготовки специалистов в вузах культуры явится применение культурологического подхода в преподавании истории музыки.

Методологической основой данного исследования являются положения философии о системном подходе в познании явлений, о

социальной сущности личности (В.Г.Афанасьев, И.В.Блауберг, Э.Г.Юдин). В диссертации использовались некоторые аспекты учений М. Вебера, X. Ортеги-и-Гассета, А.Ф. Лосева, рассматривались отдельные положения исследований отечественных философов и культурологов А.И.Арнольдова, М.С. Кагана, Ю.М. Лотмана.

Теоретическую основу исследования составили положения
общей и музыкальной педагогики и психологии: Л.С.Выготского,
Б.В. Асафьева, С.Л. Гинзбурга, М.В. Иванова-Борецкого, А.Н.
Сохора, Е.М. Орловой, В.Д. Конен, Т.В. Чередниченко,
В.И.Петрушина, работы отечественных культурологов

А.И.Арнольдова, А.А.Аронова, Т.И.Баклановой, А.Д.Жаркова, Л.С.Зориловой, В.М.Чижикова, а также исследования по профессиональному образованию Н.К.Баклановой, А.С.Каргина, Ю.Д.Красильникова, Н. В. Кротовой, В.Г.Кузнецова, Л.А.Рапацкой, В.С.Садовской, Ю.А.Стрельцова.

Наша работа имеет методологическую направленность. Главный акцент в ней делается на формирование новых представлений об истории музыки как учебном предмете в вузах культуры, на поиск новых педагогических подходов к преподаванию курсов музыкально-исторических дисциплин.

При исследовании проблем организации преподавания
музыкально-исторических дисциплин в вузах культуры мы опирались
на обоснование Б.В.Асафьевым принципов системного изучения
музыкальной культуры, а также на социологические аспекты
рассмотрения музыкального искусства, предложенные Т. Адорно и
А.Н. Сохором. Были изучены труды отечественных музыковедов Е.В.
Назайкинского, Т.В. Чередниченко, С. А. Фролова, в которых
анализируются социально-педагогические условия для

осуществления реформы музыковедческого образования. Кроме того, были изучены работы отечественных ученых по профессиональной подготовке педагогических кадров в системе музыкального образования Л.Г.Арчажниковой, Л.В.Шаминой, П.А. Черватюка, рассмотрены труды П.С. Гуревича, Г.Д. Гачева, анализирующие проблему взаимодействия молодежи и массовой культуры.

Методика исследования носила комплексный характер и соединила в себе изучение теории и истории вопроса, все этапы экспериментальной работы, а также обобщение опыта работы музыкальных вузов различного профиля по осуществлению музыкально-исторической подготовки будущих специалистов, с внедрением позитивного опыта практики различных отечественных педагогических школ.

В работе над диссертацией были использованы следующие методы исследования:

изучение и анализ философской, культурологической, педагогической, искусствоведческой и методической литературы;

наблюдение за процессом профессиональной подготовки студентов в ходе изучения ими курса истории музыки;

структурно-содержательный анализ документов (учебных планов, базовых, авторских и др. программ по истории музыки, музыкальной литературе, истории искусств, педагогике, профессиональной подготовке, культурологии);

анкетирование;

анализ результатов деятельности студентов в процессе усвоения предмета истории музыки - рефератов, сочинений,

срезовых работ, карт программированного обучения и контроля и т.п.;

педагогический эксперимент, основанный на синтезе знаний
по истории музыки и мировой художественной культуры.
Научная новизна данного исследования состоит в следующем:

разработана и теоретически обоснована модель интеграции
музыкально-исторических дисциплин с предметами

культурологического цикла;

определены критерии музыковедческой и общекультурологической компетентности студентов (отношение к проблемам культурной жизни общества, знания в этих областях, художественные интересы и творческая деятельность, уровень активности личности);

выявлена специфика преподавания курса история музыки в вузах культуры, на основе которой предложен новый, культурологический подход, обеспечивающий эффективность музыкально-исторической подготовки специалиста-музыканта;

осуществлена активизация деятельности студентов в процессе экспериментальной работы.

Практическая значимость исследования заключается в разработке эффективных методов и приемов по совершенствованию подготовки студентов, их использовании в педагогической практике вузов культуры.

Разработанные в диссертации положения могут быть использованы в организации практических занятий по музыкально-историческим дисциплинам в вузе культуры. В диссертации разработаны методические рекомендации и материалы для внедрения

их в учебную практику преподавания музыкально-исторических дисциплин в вузах культуры.

Предложенная технология совершенствования музыкально-исторической подготовки специалиста-музыканта может быть использована в образовательных учреждениях музыкально-педагогического профиля различного уровня.

Апробация результатов исследования проводилась в процессе
экспериментального обучения истории музыки в Хабаровском

государственном институте искусств и культуры. Эксперимент длился
четыре года. Основные положения и результаты исследования

проверялись в практической деятельности и нашли отражение в научных публикациях и выступлениях на международной и межрегиональных научно-практических конференциях.

На защиту выносится;

1. Модель подготовки студентов вуза культуры и искусств по
музыкально-историческим дисциплинам.

  1. Положение о том, что культурологический подход к преподаванию курса истории музыки в вузе культуры и искусств является условием совершенствования профессиональной подготовки специалиста-музыканта.

  2. Синтез музыкально-исторических и культурологических знаний активизирует деятельность студентов -будущих специалистов-музыкантов.

Становление учебного предмета «История музыки» в высших учебных заведениях

Преподавание истории музыки началось в России с момента создания первых русских консерваторий в Санкт-Петербурге (1862 г.) и в Москве (1866 г.). Уже на этом, самом раннем этапе музыкально-профессионального образования сложился ряд ценных суждений о значении истории музыки как учебной дисциплины, были разработаны первые программы курса, установлена некоторая координация музыкально-исторических дисциплин с другими областями знаний, получаемых студентами в консерваториях.

У истоков преподавания музыкально-исторических дисциплин стояли А.Н. Серов и Г.А. Ларош. Их труды явились первыми попытками определить учебный предмет «история музыки» и его задачи, и вместе с этим первыми научными обобщениям, раскрывающими само понимание сущности истории музыкального искусства и его широкого общественного значения.

Важность изучения и преподавания музыкального искусства доказывал А. Н. Серов в своей статье «Об истории музыки как учебном предмете», где поднимается широкий круг вопросов: о происхождении музыкального искусства, о его соотношении с развитием русской литературы, о качестве учебных пособий, усилении внимания к русской музыке, а также подчеркивается необходимость знания истории музыки для исполнителей(183,с.177).

А.Н. Серов не вел курса истории музыки в консерватории, но именно он одним из первых поставил теоретически глубоко и широко проблему изучения истории развития музыкального искусства.

Г.А. Ларош так же, как и А.Н.Серов, подходил к истории музыкального искусства как к органической части общего развития культуры. В своей лекции «Об историческом изучении музыки» он делает попытку установить периодизацию музыкального искусства, беря за основу анализа не столько факты развития самого музыкального творчества, сколько отражение этого процесса в музыкально-теоретических системах. Исторический подход Г.А.Ларош считал необходимым и при изучении теоретических дисциплин, изложив свою точку зрения в статье «Исторический метод преподавания теории музыки»(106, с.З).

Сохранился интересный документ, анализирующий опыт преподавания истории музыки в консерватории: «Заметки о методе преподавания истории музыки, составленные библиотекарем консерватории О. К. Гунке 27 июля 1878 г.» В них автор критикует формальный подход к преподаванию: «Все преподавание сводится почти исключительно к изучению внешней стороны музыки, то есть к заучиванию имен знаменитейших композиторов, названий их сочинений, годов их появления, рождения и смерти авторов, словом, все сводится к номенклатуре»(74,с.274). Далее О. К. Гунке утверждает, что необходимо, чтобы ученик увидел и услышал все то, что составляет ступени развития музыкального искусства. Заметки Гунке были обсуждены Советом консерватории 30 сентября 1878 года, результатом чего стало ведение двухгодичного курса истории музыки в более широком объеме и обязательное посещение такового для студентов, изучающих специально теорию музыки.

Первыми официальными документами, связанными с историей музыки как с учебным предметом, являются две программы профессора Петербургской консерватории Л. А. Саккетти(74, с. 111). Одна из них, очень краткая, предназначалась для четвертого года обучения на исполнительских факультетах и для третьего года обучения на отделе специальной теории. Она представляла собой, в основном, беглый обзор зарубежной музыки.

Для нас безусловный интерес представляет вторая программа, она более содержательна. Уже в начальном разделе курса внимание обращалось на ряд общих эстетических, научно-теоретических и социологических вопросов: Введение.

Сущность и содержание обучения студентов вуза культуры музыкально-историческим дисциплинам

Для работы вузов культуры, начиная с момента их появления, была характерна установка не столько на подготовку исполнителей определенной квалификации, сколько на деятелей музыкального просвещения: педагогов, руководителей хоровых коллективов, самодеятельных оркестров, инструкторов массовой музыкальной работы в клубах и т.д. Появление вузов культуры было обусловлено широким распространением музыкально-просветительской и музыкально-образовательной деятельности, когда по инициативе Б.В. Асафьева, Б.Л. Яворского, Н.Я.Брюсовой, Р.И. Грубера при различных музыкальных учебных заведениях организовывались кружки и даже курсы «слушания музыки» для массовых непрофессиональных слушателей, а также осуществлялись систематические социологические исследования музыкальных интересов и вкусов среди населения. Таким образом, массовость музыкального просвещения и образования сочеталась с его высоким профессиональным уровнем.

Позже эту функцию полностью взяли на себя вузы культуры (названные вначале библиотечными институтами), появившиеся в нашей стране в 50-60-е гг. Своей целью они поставили связать музыкально-просветительскую и музыкально-образовательную деятельность, наметив перед собой следующие задачи:

1. Необходимость обучать музыке всех желающих. В этом проявился определенный демократизм постановки вопросов.

2. Объединение школьного и внешкольного дела как единого процесса обучения.

3. Внимание к личности педагога, требование к нему оыть хорошим музыкантом, исполнителем, педагогом-просветителем, пропагандистом музыкального искусства.

4. Определение содержания музыкального просвещения и образования (слушание музыки, пение, самодеятельное и профессиональное исполнительство, теория музыки, история музыки).

В дальнейшем эти задачи послужили основой для развития всех форм музыкального массового просвещения, а также для развития всей российской музыкальной педагогики в целом.

Вуз культуры сегодня - это такое учебное заведение, в котором обязательно должно происходить сближение образования, искусства и культуры. Осуществление этого станет возможным через создание интегративных программ, нацеленных на культурологическую ориентацию всех предметов музыковедческого и гуманитарного циклов.

В настоящее время предмет истории музыки занимает важное место в учебных планах вузов культуры. История музыки изучается в течение 6 семестров:

1. История зарубежной музыки (I, II, III семестры) 106 часов.

2. История русской музыки (IV, V семестры) 70 часов.

3. История современной отечественной музыки (VI семестр) 34 часа. Всего 210 часов.

Отметим, что другие частные разделы истории культуры (частью которой является история музыки), представленные образовательными курсами (как, например, история изобразительного искусства, история театра, история кино и др.).

Содержание экспериментальной работы со студентами

Одна из ведущих тенденций современной музыкальной педагогики выражается в стремлении ликвидировать отставание от творческой практики, учить молодое поколение музыкантов на прочной, устоявшейся академической базе и лучших образцах отечественной и зарубежной музыки. Необходимость глубокого изучения музыкального искусства в его тесной взаимосвязи с другими видами искусств все более осознается в качестве одной из важнейших задач высшего музыкального образования, неизбежным и необходимым шагом на пути к дальнейшей музыкальной профессионализации. Проблема системного освоения и восприятия искусства, развитие интереса к нему и эмоционального отклика на него заслуживает особого внимания в процессе профессионального образования педагога-музыканта в вузе. Процесс восприятия искусства должен стать педагогически управляемым. В многоуровневой системе музыкального образования «школа-училище-вуз» должны обеспечиваться преемственность и постепенность развития профессиональных качеств. Тем очевиднее будет выявлена специфика каждой музыкально-теоретической и музыкально-исторической дисциплины. Изучаемый студентами в колледже курс музыкальной литературы к моменту поступления студента в вуз должен сформировать у него основные аналитические навыки, поскольку его предметом является изучение музыкального произведения (а именно его текста). Вузовский же курс истории музыки позволяет реконструировать и актуализировать более общие проблемы музыкального творчества и музыкального сознания в связи с глобальными тенденциями развития духовной культуры. Обучающий эксперимент на базе Хабаровского государственного института искусств и культуры длился 3 года. Все замеры уровня знаний студентов по предмету «История музыки» проводились нами следующим образом: нулевой замер - 1 семестр; первый текущий замер - конец 2 семестра; второй текущий замер - 5 семестр; итоговый замер - конец 6 семестра. Для формирования методических основ эффективной музыкально-исторической подготовки специалиста-музыканта в вузе культуры большую роль играет довузовская подготовка по музыкально-теоретическим и историческим дисциплинам, уровень которой был выявлен нами уже на самом начальном этапе. С целью определения реальной картины на базе Хабаровского государственного института искусств и культуры нами был проведен нулевой замер, отражающий уровень и характер музыкально- исторической подготовки студентов. Замер проводился среди студентов I курса музыкально-педагогического факультета. Необходимо было выявить и объективно оценить качество музыкально-исторической и общекультурологической подготовки первокурсников, а также классифицировать ее. Нами были выбраны две группы студентов из 18 человек, каждая с одинаковой степенью довузовской подготовки в объеме музыкально-педагогического колледжа: А - экспериментальная, В - контрольная. Применялся опрос 36 испытуемых по специально разработанной системе заданий, позволяющей выявить уровень довузовской музыкально-исторической и культурологической подготовки. Задание для нулевого замера (см. в Приложении) представляло собой большую последовательность слов: терминов, имен и фамилий, названий и дат, т.е. сведений фактологического характера из области мировой художественной культуры в объеме школьного курса МХК и курса «Музыкальная литература» для музыкально-педагогического колледжа. Анкетирование проводилось в начале учебного года, без предварительной подготовки к нему, на одном из первых занятий. Необходимо было выяснить: что знает первокурсник, пришедший учиться в институт, насколько хорошо представляет он себе взаимосвязь искусств, в какой степени знаком с культурологической терминологией. Первый раздел задания представлял собой словарик. Студент должен был кратко пояснить значение каждого слова. Задание было составлено с целью выявления общеэстетической эрудиции и умения адекватно пользоваться искусствоведческой терминологией.

Похожие диссертации на Теоретические и методические основы музыкально-исторической подготовки студентов вузов культуры