Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Содержание, формы и методы музыкального воспитания младших школьников с задержкой психического развития Тишина Екатерина Юрьевна

Содержание, формы и методы музыкального воспитания младших школьников с задержкой психического развития
<
Содержание, формы и методы музыкального воспитания младших школьников с задержкой психического развития Содержание, формы и методы музыкального воспитания младших школьников с задержкой психического развития Содержание, формы и методы музыкального воспитания младших школьников с задержкой психического развития Содержание, формы и методы музыкального воспитания младших школьников с задержкой психического развития Содержание, формы и методы музыкального воспитания младших школьников с задержкой психического развития
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Тишина Екатерина Юрьевна. Содержание, формы и методы музыкального воспитания младших школьников с задержкой психического развития : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Тишина Екатерина Юрьевна; [Место защиты: Моск. гос. гуманитар. ун-т им. М.А. Шолохова].- Москва, 2008.- 255 с.: ил. РГБ ОД, 61 08-13/957

Введение к работе

Актуальность исследования. Социально-экономические проблемы жизни обще-іва, оказывающие негативное влияние на большинство людей, ухудшение экологиче-ой ситуации в России, порождают условия, при которых значительно снижается уро-нь физического и нервно-психического здоровья подрастающего поколения. Это 'иводит, в частности, к тому, что при поступлении в школу и в процессе школьного 'учения все большее количество детей страдает ослабленным здоровьем и наличием онических заболеваний. Неблагоприятные микросоциальные условия, психотравми-ющие ситуации усугубляют признаки социально-педагогической запущенности, по-аничных нарушений в развитии значимых для обучения психофизиологических и юших психических функций младших школьников. Являясь умственно сохранными, е имея классических форм аномалий развития, такие учащиеся вместе с тем испытают трудности в учении и освоении социальной роли ученика, теряют веру в себя и адежду на достойное место в жизни общества.

В настоящее время в России, по данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей подростков, Научного центра здоровья детей РАМН, число здоровых дошкольни-ов уменьшилось в 5 раз и составляег около 10% среди контингента детей, посту-ающих в школу; распространенность функциональных отклонений достигает более 0%, хронических заболеваний - 50%, физиологической незрелости - 60%; более 0% детей имеют дефицит массы тела. Возрастание количества детей с задержкой сихического развития отмечено и в других странах мира. Поэтому за последние де-тилетия изучение проблемы задержки психического развития (ЗПР) приобретает се более широкие масштабы и в нашей стране, и за рубежом (Н.В.Бабкина, .Б.Баряева, НЛ.Белопольская, Н.Ю.Борякова, Т.А.Власова, Е.А.Екжанова, .И.Жаренкова, О.В.Защиринская, Т.Н.Князева, С.М.Коваленко, Ю.А.Костенкова, .Ю.Кулагина, Р.ИЛалаева, К.СЛебединская, В.ИЛубовский, Н.Н.Малофеев, .Ф.Марковская, Н.А.Никашина, В.Б.Никишина, Е.С.Слепович, Р.Д.Тригер, .В.Ульенкова, Н.А.Цыпина, Е.Е.Чернухина, Е.В.Шамарина, С.Г.Шевченко, .М.Шипицына, L.Bender, R.J.Corboz, C.A.Miller, P.H.Wender и др.).

Одним из наиболее ярких видов искусства, эмоционально воздействующих на астроение и душевное состояние человека, по праву считается музыка. Являющая-я неиссякаемым источником, способным разбудить у ребенка чувства, воображе-ие, фантазию, а также повлиять на его физиологию, психику, мировоззрение.

Поэтому музыка достаточно широко используется в учебно-воспитательном
роцессе, в том числе в целях коррекционной педагогики. В числе исследований
ледует отметить труды В.М.Бехтерева, Л.С.Брусиловского, В.А.Гиляровского,
.П.Лисицына, В.И.Петрушина, И.В.Темкина, Г.П.Шипулина, В.С.Шушарджан и
р. Важные аспекты положительного влияния музыки на детей, имеющих разные
арушения, отклонения в развитии, освещены в работах Н.Г.Александровой,
.А.Волковой, О.П.Гаврилушкиной, И.В.Евтушенко, Е.А.Медведевой,
.С.Кагарлицкой, И.Ю.Левченко, С.М.Миловской, Е.В.Оганесяна,

.И.Шелгуновой, Е.З.Яхниной, Г.И.Яшунской и др.

Психологами Л.С.Выготским, В.В.Давыдовым, Л.В.Занковым,

.НЛеонтьевым, В.Н.Мясищевым, Б.М.Тепловым установлено, что самым благо-риятным периодом для эстетического воспитания является младший школьный

возраст. Исходя из этого положения, мы в своей работе анализировали формиров ние духовного мира учащегося с задержкой психического развития средствами му зыкального искусства именно в данном возрастном периоде (начальные классы кор рекционно-развивающего обучения общеобразовательной школы).

Следует отметить, что отечественным музыкознанием и музыкальной педаго гикой XX - начала XXI в. накоплен серьезный научно-теоретический опыт осозна ния музыки через педагогическую организацию процессов музыкальной деятельно ста на основе развития музыкального восприятия, музыкальных способностей, му зыкального мышления, памяти, воображения, координации в движениях и др., чт способствует развитию ребенка. Значительный вклад в теорию и методику музы кального обучения и воспитания внесли такие исследователи, как Э.Б.Абдуллин Ю.Б.Алиев, О.А.Апраксина, Л.Г.Арчажникова, Б.В.Асафьев, Л.А.Баренбойм Н.Я.Брюсова, Н.А.Ветлугина, Л.В.Горюнова, Н.Л.Гроздненская, Д.Б.Кабалевский М.СКаган, В.В.Медушевский, Е.В.Назайкинский, Г.Г.Нейгауз, Е.В.Николаева О.П.Радынова, Л.А.Рапацкая, В.Г.Ражников, А.С.Соколов, К.В.Тарасова Н.А.Терентьева, Л.В.Школяр, Б.Л.Яворский и многие другие.

Анализируя достижения теории и практики в области музыкальной педагогики мы пришли к выводу, что, несмотря на достаточно большое количество исследова ний, посвященных вопросам музыкального воспитания младших школьников, суще ствует определенная недооценка специфики взаимодействия музыки и ребенка с за держкой психического развития. Так, в частности, требует своего решения проблем содержания, форм и методов музыкального воспитания младших школьников в ус ловиях коррекционно-развивающего обучения на уроках музыки.

Изучение научных трудов, а также анализ опыта практической работы учителе музыки начальных классов общеобразовательных школ убедили нас в том, что д настоящего времени не конкретизированы оптимальные психолого-педагогически условия, обеспечивающие эффективность обучения младших школьников с задерж кой психического развития средствами музыкального искусства. Анализ школьны программ показал, что в процессе музыкального воспитания недостаточно учиты ваются эмоционально-волевое состояние, специфика познавательной деятельности особенности музыкального восприятия младших школьников с задержкой психиче ского развития.

Социальная значимость проблемы, ее недостаточная разработанность в сочета нии с необходимостью выработки новых подходов и методов к осуществлению про цесса музыкального воспитания детей с задержкой психического развития обусло вили выбор проблемы исследования.

Цель исследования: состояла в обосновании и разработке теоретико методических основ музыкального воспитания младших школьников с задержко психического развития.

Объект исследования — процесс музыкального воспитания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

Предмет исследования: содержание, формы и методы музыкального воспитания младших школьников с задержкой психического развития.

В основу нашего исследования была положена гипотеза, согласно которой музыкальное воспитание младших школьников с задержкой психического развития будет более эффективным, если:

учитывать специфику музыкальной деятельности младших школьников с задержкой психического развития, характеризующуюся качественным своеобразием: неустойчивостью внимания, повышенной отвлекаемостью; замедленным приемом и переработкой информации; низким уровнем познавательной мотивации; недостатками развития моторики, малым объемом певческого диапазона, что обусловлено нарушением диафрагмального дыхания, дикции, звукопроизношения; задержкой в развитии мелодического, гармонического, тембрового слуха;

рассматривать процесс музыкального воспитания как часть коррекционной работы, направленной не только на развитие собственно-музыкальных способностей ребенка (слух, ритм, музыкальная память и др.), но и как фактор социальной адаптации и оздоровления школьников;

включать в содержании уроков специально отобранные произведения разных жанров вокальной и инструментальной музыки, отвечающие внутренней эмоциональной потребности ребенка в духовном обогащении;

применять активные виды музыкальной деятельности ребенка в их взаимосочетании, а именно: слушание музыки, пение, логоритмика, музыкально-ритмические движения и упражнения, игра на детских музыкальных инструментах, использование других видов искусства при восприятии музыки и др.;

создать дополнительную к основной программу уроков музыки для школьников с задержкой психического развития, основанную на индивидуальном подходе к каждому ребенку и учитывающую особенности его характера, эмоционального склада, музыкальных потребностей и интересов;

использовать разнообразные формы музыкального воспитания в сочетании уроков музыки с внеурочными видами работы (музыкальные игры, экскурсии, групповые, массовые формы) и внешкольные (музыкальные занятия младших школьников с задержкой психического развития в семье: посещение музыкальных концертов и спектаклей, слушание музыкальных передач и др.).

Исходя из указанной цели исследования и выдвинутой гипотезы были определены следующие задачи:

  1. Исследовать основные положения теории и практики музыкального воспитания младших школьников с целью их применения при создании методики работы с детьми с задержкой психического развития.

  2. Изучить психолого-педагогические особенности детей с задержкой психического развития в контексте задач музыкального воспитания.

  3. Определить педагогические условия освоения младшими школьниками с задержкой психического развития музыкального искусства в их взаимодействии.

  1. Проверить в опытно-экспериментальной работе результативность форм, методов музыкального воспитания детей с задержкой психического развития на уроках музыки посредством специально разработанной учебной программы.

Теоретико-методологической основой исследования являются труды в области философии, коррекционной педагогики и специальной психологии, физиологии, музыковедения, музыкальной педагогики и психологии, в частности:

- важнейшие положения о роли музыкального искусства в формировании личности (Сократ, Платон, Пифагор, Я.А.Коменский, К.Д.Ушинский, АЛ.Готсдинер, В.В.Медушевский, Е.В.Назайкинский, Г.С.Тарасов и др.);

- теоретические положения психолого-педагогической науки, изложенные
Ю.К.Бабанским, И.Я.Лернером, М.Н.Скаткиным, В.А.Сластениным и др.; учение о
роли искусства в духовном развитии личности (Ю.В.Борев, М.С.Каган); концепту
альные положения о единстве закономерностей психического развития нормальных
детей и детей, имеющих отклонения в развитии (Г.Я.Трошин, Л.С.Выготский,
В.И.Лубовский, Ж.И.Шиф и др.); исследования, раскрывающие клинико-
физиологические и психолого-педагогические особенности детей с задержкой пси
хического развития (Л.Б.Баряева, НЛ.Белопольская, Н.Ю.Борякова, Т.А.Власова,
Т.В.Егорова, Е.А.Екжанова, Т.Н.Князева, И.Ю.Кулагина, Р.ИЛалаева,
К.СЛебединская, И.Ф.Марковская, Н.А.Никашина, В.Б.Никишина, М.С.Певзнер,
Е.С.Слепович, У.В.Ульенкова, Н.А.Цыпина, Е.В.Шамарина, С.Г.Шевченко и др.);
положения о закономерностях и особенностях детей в коррекционно-развивающем
обучении, направленные на индивидуальный и дифференцированный подход в про
цессе воспитания (В.В.Воронкова, И.Г.Еременко и др.); теоретические выводы о ро
ли музыки в коррекционно-развивающем обучении (Г.А.Волкова, И.В.Евтушенко,
Е.А.Медведева, Е.В.Оганесян, Е.З.Яхнина и др.);

- научные концепции в области музыкальной педагогики и музыкальной пси
хологии (Э.Б.Абдуллин, Б.В.Асафьев, О.А.Апраксина, Л.Г.Арчажникова,
Ю.Б.Алиев, Л.А.Баренбойм, Н.А.Ветлугина, Д.Б.Кабалевский, Т.А.Колышева,
Е.Д.Критская, А.И.Николаева, О.П.Радынова, Л.А.Рапацкая, Б.М.Теплов,
Г.М.Цыпин, Л.В.Школяр и др.);

- концепция о социальных функциях музыкального искусства (А.Н.Сохор и др.).
Для достижения поставленной цели, решения задач и проверки выдвинутой ги
потезы использовались комплекс взаимосвязанных методов исследования:

- изучение философской, музыковедческой, психолого-педагогической литера
туры по проблеме исследования, материалов международных, всероссийских и на
учно-практических конференций, семинаров-совещаний, связанных с проблемами
образования и воспитания;

теоретический анализ и синтез; изучение и обобщение педагогического опыта;

анализ современного состояния работы по исследуемой проблеме;

методы педагогического наблюдения и беседы с ученическим и педагогическим коллективом, опрос младших школьников с задержкой психического развития, интервьюирование, диагностирующая контрольная работа;

метод творческих заданий;

проведение педагогического эксперимента в единстве его констатирующего, формирующего и контрольного этапов; анализ результатов музыкальной деятельности учащихся с задержкой психического развития;

метод математической статистики и графической обработки результатов эксперимента.

Организация исследования. Исследование проводилось поэтапно с 2002 по 2008 гг.:

Первый этап (2002 - 2003 гг.) - поисково-теоретический. Данный этап предусматривал изучение и оценка современного состояния музыкального воспитания школьников с задержкой психического развития в педагогической теории и практике. Анализ психолого-педагогической, философской и музыковедческой литературы, изучение и обобщение педагогического опыта по проблеме исследования; разработка понятийного аппарата (определение предмета исследования, его гипотезы и задач).

Второй этап (2003 - 2006 гг.) - опытно-экспериментальный. На данном этапе продолжилось теоретическое изучение, осмысление и обобщение проблемы. Был проведен формирующий эксперимент, цель которого заключалась в проверке на практике разработанной системы методов, форм обучения; разработаны рабочая программа и научно-методические рекомендации для учителей музыки по музыкальному воспитанию младших школьников с задержкой психического развития, предложен школьно-песенный репертуар для учащихся начальных классов коррек-ционно-развивающего обучения.

Третий этап (2006 - 2008 гг.) - заключительно-обобщающий. Систематизация, анализ и обработка результатов опытно-экспериментальной работы, оформление теоретических положений, выводов исследования и завершение диссертации.

Экспериментальной базой явились школы Республики Башкортостан г.Уфы: начальная школа детский сад №9, общеобразовательные школы коррекционно-развивающего обучения №27, №31 и гимназия №40, Московский государственный гуманитарный университет имени М.А.Шолохова в филиале г.Уфы. Всего исследованием охвачено 127 учащихся младших классов, 63 учащихся с задержкой психического развития, 64 учащихся с нормальным интеллектуальным уровнем развития и родителей учащихся, 8 учителей музыки.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

теоретически обобщен и систематизирован педагогический опыт использования музыкального искусства в процессе воспитания детей с задержкой психического развития;

разработана учебная программа уроков музыки в начальных классах, учитывающая возрастные психолого-педагогические особенности детей с задержкой психического развития и определены критерии, показатели, уровни развития музыкальных способностей учащихся младшего школьного возраста;

определено содержание уроков музыки (репертуар, формы музыкальной деятельности), в целях интенсификации процесса музыкального воспитания младших школьников с задержкой психического развития;

разработаны и экспериментально проверены педагогические условия (целенаправленное педагогическое руководство, стимулирующее творческие проявления учащихся и предполагающее сотворчество учителя и воспитуемых на уроке музыки; гибкое регулирование хода учебного процесса музыкального воспитания, изменение содержания урока в зависимости от наличия признаков утомления ребенка, уровня умственной работоспособности младших школьников; создание положительного эмоционального фона на уроке музыки; увеличение роли игровой деятельности разных видов и форм: музыкальные разминки, сюжетно-ролевые игры и др.) и методы использования музыкального искусства в процессе воспитания младших школьников с задержкой психического развития (методы систематического и целенаправленного развития вокально-хоровых, слушательских, певческих, двигательных навыков, влияющих на музыкальное развитие учащихся; метод контрастных сопоставлений музыкальных произведений; метод музыкальной терапии, метод исполнительского интонирования (самовыражения), метод визуализации, метод сказкотерапии и др.).

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты вносят новые элементы в теорию и методику музыкального воспитания младших школьников с задержкой психического развития. Обоснована необходимость

специальной коррекционной работы по развитию музыкальных способностей младших школьников с задержкой психического развития. Определены типичные трудности учителей музыки в использовании музыкального материала в работе с учащимися с задержкой психического развития и указаны пути их преодоления. Результаты исследования расширяют научные представления о возможностях использования музыкального искусства как эффективного средства корреционно-развивающего обучения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

Практическая значимость исследования обусловлена тем, что предложенные в работе содержание, виды, формы и методы музыкального воспитания младших школьников с задержкой психического развития могут быть использованы учителями музыки общеобразовательных школ в своей профессиональной деятельности.

На примере процесса музыкального воспитания в классах коррекционно-развивающего обучения разработаны научно-методические материалы и рекомендации, которые находят применение в практической деятельности учителей музыки общеобразовательных школ, а также преподавателей средних и высших специальных педагогических учебных заведений и в системе повышения квалификации педагогических кадров.

Достоверность и обоснованность результатов исследования достигалась за счет методологического, общенаучного и методического обеспечения исследовательского процесса, обеспечивалась анализом теоретических положений философских, искусствоведческих, психолого-педагогических наук, специальной психологией и коррекционной педагогикой, реализацией комплекса научных методов, адекватных предмету, целям и задачам исследования; обобщением передового педагогического опыта и данных экспериментальной работы, прошедших апробацию; анализом опыта работы диссертанта в образовательных учреждениях различного уровня.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения, результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры музыкальных инструментов МГГУ им. М.А.Шолохова и были отражены в выступлениях, тезисах докладов и публикациях на всероссийских, международных научно-практических конференциях: Уфа (2000, 2003, 2004, 2007); Сочи (2003, 2005); Санкт-Петербург (2004); Оренбург (2004, 2007); Москва (2005, 2007). Также они были обсуждены на педагогических советах и методических объединениях учителей дефектологов, логопедов и учителей музыки общеобразовательных учреждений г.Уфы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Музыкальное искусство, обладающее неисчерпаемым социально-
педагогическим потенциалом, открывает широкие возможности для воспитания де
тей с задержкой психического развития. Это предопределяет использование на уро
ках музыки разнообразных видов музыкальной деятельности, способствующих по
ложительному психоэмоциональному состоянию младших школьников, позволяю
щих каждому естественно и свободно выражать свои эмоции и чувства, формирую
щих готовность к общению, уверенность в деятельности, коллективизм.

2. Необходимыми педагогическими условиями музыкального воспитания
младших школьников с задержкой психического развития являются: единство со
держания, целей и задач обучения, целенаправленное педагогическое руководство,
стимулирующее творческие проявления учащихся и предполагающее сотворчество

учителя и воспитуемых на уроке музыки; изменение хода урока в зависимости от наличия признаков утомления, уровня умственной работоспособности учащихся, создание положительного эмоционального фона на уроке музыки; а также сочетание урочной и внеурочной музыкальной деятельности младших школьников и внешкольные формы общения с музыкой.

3. Активизации процесса музыкального воспитания и обучения детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста способствуют:

а) система методов и приемов, включающая методы развивающего, проблемно
го, игрового обучения, импровизацию, метод "музыкального рассказа", метод кон
трастных сопоставлений музыкальных произведений, методы систематического и
целенаправленного развития вокально-хоровых, слушательских, певческих, двига
тельных навыков, выработка правильного дыхания, активной артикуляции, ритми
ческого слуха и др.

б) интенсивное использование форм, обуславливающих успешное формирова
ние знаний и музыкально-творческих способностей (урок-путешествие, урок-
концерт, урок-встреча, урок-викторина, урок-сказка, инсценировка, импровизация).

в) целенаправленное педагогическое руководство, стимулирующее творческие
проявления учащихся и предполагающее сотворчество учителя и учащихся на уроке
музыки.

4. Музыкальное воспитание учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития предполагает дифференцированный подход в обучении, результатом которого является формирование в различной степени осознанного ценностного отношения к музыке, проявляющееся в признании ее красоты, потребности слушать, чувствовать, понимать музыкальные произведения, что является важной предпосылкой формирования духовной культуры ребенка. Включение коррекционно-педагогической работы по музыкальному воспитанию в систему коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательные спецшколы для детей с задержкой психического развития, реализующейся с учетом общих и специфических проявлений нарушений развития, музыкальных способностей, позволяет активизировать познавательную, эмоционально-оценочную и творческую деятельность учащихся начальных классов.

Структура диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

Похожие диссертации на Содержание, формы и методы музыкального воспитания младших школьников с задержкой психического развития