Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Содержание и методика формирования общепедагогической готовности студентов музыкального колледжа к педагогической деятельности Батчаева Наталья Ансаровна

Содержание и методика формирования общепедагогической готовности студентов музыкального колледжа к педагогической деятельности
<
Содержание и методика формирования общепедагогической готовности студентов музыкального колледжа к педагогической деятельности Содержание и методика формирования общепедагогической готовности студентов музыкального колледжа к педагогической деятельности Содержание и методика формирования общепедагогической готовности студентов музыкального колледжа к педагогической деятельности Содержание и методика формирования общепедагогической готовности студентов музыкального колледжа к педагогической деятельности Содержание и методика формирования общепедагогической готовности студентов музыкального колледжа к педагогической деятельности Содержание и методика формирования общепедагогической готовности студентов музыкального колледжа к педагогической деятельности Содержание и методика формирования общепедагогической готовности студентов музыкального колледжа к педагогической деятельности Содержание и методика формирования общепедагогической готовности студентов музыкального колледжа к педагогической деятельности Содержание и методика формирования общепедагогической готовности студентов музыкального колледжа к педагогической деятельности
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Батчаева Наталья Ансаровна. Содержание и методика формирования общепедагогической готовности студентов музыкального колледжа к педагогической деятельности : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 Москва, 2006 245 с. РГБ ОД, 61:07-13/946

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретические основы проблемы общепедагогической готовности студентов профессионального музыкального образования / /

1.1 Понятие общепедагогическая готовность в психолого-педагогической литературе

1.2. Компонентный состав и критерии общепедагогической готовности 3 9

1.3 Педагогические условия формирования готовности студентов к музыкальной профессионально-педагогической деятельности 3

Выводы по первой главе ^

Глава II. Организация опытно-экспериментальной работы по формированию общепедагогической готовности студентов музыкальных колледжей к педагогической деятельности. JO

П.1 Констатирующий этап эксперимента по изучению уровня сформированности общепедагогической готовности студентов 30

II.2. Формирование общепедагогической готовности у студентов в условиях педагогического эксперимента

IL3. Анализ опытно-экспериментальных данных по формированию общепедагогической готовности студентов музыкального колледжа к педагогической деятельности

Выводы по второй главе fcfy.

Заключение

Введение к работе

Актуальность исследования. В условиях инновационных преобразований в России во всех сферах жизни современного человека, меняется и стратегия подготовки специалистов, в том числе и в сфере музыкально-профессионального образования. Внимание современных исследователей обращено на подготовку специалистов, способных творчески реализовывать свои педагогические умения в новых условиях жизни, в ситуациях быстрых перемен. В связи с этим в современной российской педагогике идут противоречивые процессы, связанные с изменением её содержательных характеристик. Одна из отличительных особенностей этих процессов заключается в том, что осуществляется пересмотр и переосмысление содержания профессиональной готовности выпускников вузов и колледжей, в том числе и музыкальной направленности. Повышаются требования к выпускникам не только в качестве музыкальных исполнителей, но и подготовке их как преподавателей, где значительную роль играет общепедагогическая готовность к педагогической деятельности.

По сложившейся традиции долгое время в нашей стране при подготовке специалистов в системе музыкального образования преобладала стратегия обучения в рамках узкой специализации музыканта-исполнителя. К сожалению, такая практика в большинстве случаев остаётся до сих пор. Педагогическая подготовка этих специалистов, в основном, ориентирована на усвоение теоретических знаний педагогики и редко выходит на формирование практических умений, необходимых для компетентной педагогической деятельности.

По данным социологических и психолого-педагогических исследований, потребность в изменении стратегии обучения студентов в системе профессионального музыкального образования возникает при смене типов культур и, в частности, при переходе от индустриального к постиндустриальному обществу, открытому глобальным инновациям.

Сегодняшний выпускник консерватории, музыкальных колледжей и других специальных учебных институтов вынужден чутко реагировать на потребности общества и согласно социальным заказам быть подготовленным к преодолению социально-экономических и профессиональных трудностей. Одной из задач подготовки в этом направлении мы выделяем формирование общепедагогической готовности выпускника к педагогической деятельности, поскольку новые социальные условия требуют и нового качества педагогической готовности студентов в системе профессионального музыкального образования.

Анализ учебных планов показал, что предмету «Основы психологии и педагогики» уделяется 15,6 % от учебных часов гуманитарных дисциплин, что составляет 1,5 % от общего количества часов обучения (72, 73, 74, 75). В тоже время основной состав выпускников высших и средних музыкальных учебных учреждений осуществляет педагогическую деятельность в детских музыкальных, общеобразовательных школах и других учебных заведениях. Расширение сферы дополнительных образовательных услуг также подчёркивает актуальность общепедагогической составляющей в подготовке специалиста. В этой связи можно рассматривать актуальность социального запроса, поскольку в современной системе профессионального музыкального образования имеется потребность в активной и деловой личности, владеющей в совершенстве своей специальностью и умеющей реализовать педагогические навыки для «передачи» знаний последующим поколениям. Актуальность перспективы выражается в том, что в условиях наметившихся изменений в экономической и социальной обстановке в стране возникает потребность в качественной подготовке кадров для осуществления прогнозируемого развития индивидуального стиля исполнительской деятельности, осуществление которой невозможно без компетентной психолого-педагогической деятельности преподавателя музыки.

Вместе с тем в современной системе профессионального музыкального образования можно выделить следующие противоречия в подготовке студентов:

- между низким статусом общей педагогики в профессиональной
подготовке студентов и центральным её положением в системе научного
знания;

между возникшими требованиями инновационной стратегии образования к компетентности преподавателей музыки и реальным уровнем их подготовленности к педагогической деятельности;

между реальным и практически необходимым уровнем общепедагогической готовности студентов;

- между зафиксированными в Государственных образовательных
стандартах целями, задачами педагогической готовности студентов и
отсутствием единого концептуально-методологического подхода, надежного
измерительного инструментария для их изучения.

В этой связи разработка теории и практики формирования общепедагогической готовности специалиста профессионального музыкального образования приобретает в настоящий момент особое значение.

Указанные обстоятельства подчёркивают насущную потребность в
более глубоком исследовании проблемы подготовки специалистов в системе
профессионального музыкального образования с новых теоретико-
методологических позиций, позволяющих комплексно рассматривать
взаимосвязь музыкально-исполнительской и педагогической деятельности.
Формирование общепедагогической готовности студентов

профессионального музыкального образования к педагогической деятельности - это относительно новая и недостаточно изученная, но весьма актуальная проблема педагогики высшей и средней школы, тесно связанная с

вопросами обеспечения и оценки качества подготовки специалистов -будущих музыкантов и педагогов.

На основе обозначенных противоречий, сформулирована проблема исследования: определение общепедагогической подготовки - его содержания, основ методики и технологии преподавания педагогических дисциплин, обеспечивающих необходимые условия формирования готовности студентов музыкальных колледжей к педагогической деятельности. Теоретическая и технологическая неразработанность проблемы конструирования содержания общепедагогической готовности к педагогической деятельности студентов определили выбор темы диссертационного исследования «Содержание и методика формирования общепедагогической готовности студентов музыкального колледжа к педагогической деятельности».

Цель исследования - определить сущность, содержание, критерии и уровни сформированности общепедагогической готовности студентов музыкального колледжа к педагогической деятельности.

Объект исследования - общепедагогическая готовность студентов музыкального колледжа к педагогической деятельности.

Предмет исследования - педагогические условия формирования готовности студентов к педагогической деятельности.

Гипотеза исследования. Формирование общепедагогической готовности к педагогической деятельности студентов, получающих музыкальное образование в колледжах, будет проходить успешно, если в практике обучения будут обеспечены следующие педагогические условия:

- определены основные компоненты готовности и средства их диагностики;

разработаны критерии и уровни сформированности общепедагогической готовности;

- обеспечены условия активизации у студентов потребности в углублении общепедагогической готовности к педагогической деятельности;

использована взаимосвязь музыкально-исполнительской и педагогической деятельности.

Цель, объект, предмет и гипотеза определили основные задачи исследования:

1. На основе анализа теоретической литературы выявить сущность
педагогической готовности студентов музыкально-
профессионального образования, определить её структуру.

  1. Выделить роль мотивации к педагогической деятельности в структуре педагогической готовности студентов музыкально-профессионального образования.

  1. Определить критерии и уровни педагогической готовности студентов и выявить взаимосвязь уровня готовности к педагогической деятельности с компонентами практической музыкально-педагогической деятельности.

  2. Разработать и проверить на практике педагогические условий формирования готовности студентов профессионального музыкального образования к педагогической деятельности.

  3. Разработать и проверить на практике модель организации и управления процессом формирования готовности студентов в области музыкально-профессионального образования.

  4. Обосновать применение педагогических ситуаций обучения и воспитания, в которых отрабатываются умения воздействовать на личность будущего ученика, как средство организации процесса формирования готовности студента к педагогической деятельности.

Теоретико-методологической основой исследования послужило применение многоуровневой методологии, в том числе:

- на фшософском уровне - идеи и принципы, положения гносеологии,

выступающие в качестве логико-методологических основ получения новых научных данных и их интерпретации (В.Г.Афанасьев, Н.А.Бердяев, С.Лангер, П.А.Флоренский и др.);

- на эстетическом уровне - идеи и принципы высокохудожественного

музыкального искусства, эстетического и художественного восприятия музыкальных произведений и воспитательной функции музыки (Д.Б.Кабалевский, В.В.Медушевский, А.Н.Сохор и др.);

- на уровне общенаучных дисциплин использовались принципы,
понятия, идеи и концепции теории систем, теории управления и
других наук, то есть идеи политеории, основанные на
взаимопроникновении многообразных факторов при комплексном
решении поставленных задач (А.П.Беляева, И.В.Блауберг,
М.С.Каган, Э.Г.Юдин и др.); концепция создания национальной
системы оценок и качества образования (Н.А.Селёзнева,
А.И.Субетто, Ю.Г.Татур и др.);

на уровне психолого-педагогических наук использовались
концептуальные идеи личностно-деятельностного подхода, в
частности: единство личности и деятельности, сознания и
деятельности, деятельности и общения (Б.Г.Ананьев, А.А.Бодалев,
Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов,
Д.И.Фельдштейн и др.); понятия о сущности, стратегии и
технологии профессиональной подготовки учителя

(Ю.К.Бабанский, Н.В.Кузьмина, Ю.Н.Кулюткин, А.Б.Орлов,
В.А.Сластёнин, Н.Ф.Талызина и др.); профессиональная готовность
будущего учителя к педагогической деятельности, её* аспекты,
педагогические условия, компоненты готовности, критерии
определения готовности (А.А.Дергач, З.В.Румянцева, и др.);
проблема общепедагогической подготовки учителя

(О.А.Абдуллина, Л.Ф.Спирин и др.); концептуальная схема труда
учителя и роли его авторитета, исследования психологической
структуры педагогической деятельности и моделей личности
учителя (А.К.Маркова, В.Д.Шадриков и др.); идеи о
системообразующей функции мотивов и потребностей в
достижении профессиональной деятельности, обусловленности
развития личности социально-психологическими и

педагогическими факторами (А.Г.Асмолов, А.А.Вербнцкий, И.А.Зимняя, Н.Ф.Талызина и др.); педагогическая психодиагностика личности (А.Анастази, Я.Л.Коломинский, Е.И.Рогов и др.); инновационная стратегия обучения и гуманизация учебного процесса (А.Н.Маслоу, К.Р.Роджерс и др.); моделирование учебного взаимодействия (В.Я.Ляудис, А.У.Хараш); психологические особенности музыкального образования (М.С.Страчеус, Б.М.Теплов и др.); развитие музыкального образования и воспитания (Э.Б.Абдулин, Ю.Б.Алиев, ОААпраксина, Л.Г.Арчажникова, Б.В.Асафьев, Е.А.Бодина, В.И.Горлинский, А.Л.Готсдинер, О.П.Радынова, Л.А.Рапацкая, Г.М.Цыпин и др.). Подчеркнём, что в основу исследования была положена гипотеза: общепедагогическая готовность представляет собой системообразующий блок, включающий ценностно-мотивационный, содержательно-процессуальный и рефлексивно-оценочный компоненты, которые находятся в многочисленных взаимозависимостях между собой. Общепедагогическая готовность есть результат общепедагогической подготовки студентов в процессе обучения. Готовность к педагогической деятельности рассматривается как целостное проявление личности студента и образуется на всех этапах обучения. Общепедагогическая готовность способствует продвижению личности студента - будущего преподавателя, - к овладению

профессиональным мастерством и является важным условием эффективности этого процесса.

Методы исследования: теоретический анализ философской, психологической, педагогической, искусствоведческой, музыкально-методической литературы; систематизация и обобщение музыкально-педагогического опыта; синтез научной теории и музыкальной практики в подготовке будущего исполнителя; метод аналогии, педагогического прогнозирования;

- эмпирические методы (опросный метод; шкалирование; метод
экспертных оценок);

констатирующий и формирующий этапы исследования;

количественный и качественный сравнительный анализ полученных

результатов исследования. В исследовании использовались методики разработанные автором настоящего исследования:

- «Критерии оценки сформированное общепедагогической
готовности студентов к педагогической деятельности в процессе
музыкально-профессионального обучения»,

«Опросник для выявления широты музыкально-педагогической подготовленности студентов»,

«Программа по формированию общепедагогической готовности, включающая коммуникативно-ситуативное моделирование».

Разработанные автором методики позволяют судить о широте музыкальной подготовки.

Организация исследования. Научно-исследовательская работа проходила в период 1998 - 2006 г.г. и включала в себя три этапа

Первый этап (1998-2001) - аналитико-поисковый. Изучение специальной литературы для уяснения состояния обозначенной проблемы,

сопоставительный анализ, синтез и систематизацию материалов по изучаемой проблеме, определение теоретических основ исследования и его методологического аппарата; разработка плана эмпирического исследования и осуществление пилотажного исследования.

Второй этап (2001-2004) - опытно-экспериментальный. Поиск критериев сформированности общепедагогической готовности студентов музыкального колледжа, выявление совокупности педагогических условий по формированию общепедагогической готовности студентов к педагогической деятельности, определение действенности коммуникативных ситуаций учебного общения как стимула активации интереса и мотивации к музыкально-педагогической деятельности; корректировка методик и гипотезы исследования готовности студентов к педагогической деятельности. Проводились опытно-экспериментальные занятия (факультатив) по формированию общепедагогической готовности студентов музыкального колледжа к педагогической деятельности.

Третий этап (2004-2006) - завершающий. Определение уровней общепедагогической готовности студентов и выявление взаимосвязи развития уровня общепедагогической готовности студентов к педагогической деятельности с функциональными компонентами практической музыкально-педагогической деятельности. Анализ полученных результатов, формирование общих выводов и педагогических рекомендаций, целостное оформление работы, внедрение эксперимента.

Научная новизна исследования.

- дополнено содержание понятия общепедагогической готовности
студентов музыкального колледжа к педагогической деятельности как
сложной динамической многокомпонентной структуры;

- выделены основные компоненты (ценностно-мотивационный,
содержательно-процессуальный и рефлексивно-оценочный) и определены

критерии общепедагогической готовности студентов музыкального колледжа;

- обобщены и систематизированы подходы к изучению
общепедагогической готовности студентов - музыкантов (теоретические,
практические и научно-практические);

выявлены педагогические условия, влияющие на психологическую стабильность студентов в развитии навыков музыкально-педагогической деятельности;

- разработана программа специального курса по формированию у
студентов общепедагогической готовности к педагогической
деятельности с применением специальных педагогических ситуаций
обучения и воспитания, в которых отрабатывается одно или несколько
умений воздействовать на личность ученика;

- доказана взаимосвязь развития уровня общепедагогической
готовности к педагогической деятельности студентов с
функциональными компонентами практической музыкально-
педагогической деятельности (коммуникативными, дидактическими,
организаторскими, конструктивными и контрольно-оценочными).

Теоретическая значимость исследования.

Обоснована необходимость формирования общепедагогической готовности студентов музыкального колледжа к педагогической деятельности.

Разработаны концептуальные положения формирования общепедагогической готовности и обоснована важность мотивации к педагогической деятельности студентов музыкального колледжа.

Применение основных положений, представленных в концепции формирования общепедагогической готовности студентов к музыкально-педагогической деятельности, дополняет общую теорию педагогики высшей и профессиональной средней школы. В диссертации доказана эффективность

использования специальной программы «Формирование у студентов общепедагогической готовности», базирующейся на теоретико-практическом курсе с целью достижения уровня сформированности общепедагогической готовности студентов.

Практическая значимость.

Разработан спецкурс по формированию общепедагогической готовности студентов музыкального колледжа, содержание которого связаны с профилем подготовки студентов и включает в себя применение -моделирование педагогических ситуаций обучения и воспитания, ролевые игры как средство формирования общепедагогической готовности будущего преподавателя.

Предложена и апробирована методика оценки общепедагогической готовности к педагогической деятельности студентов музыкального колледжа. Автором представлено: «Критерии оценки сформированности общепедагогической готовности студентов к педагогической деятельности в процессе музыкально-профессионального обучения»; «Опросник для выявления широты музыкально-педагогической подготовленности студентов»; «Программа по формированию общепедагогической готовности, включающая коммуникативно-ситуативное моделирование».

Разработана программа специального курса «Формирование у студентов общепедагогической готовности» с применением педагогических ситуаций обучения и воспитания. Применение педагогических ситуаций обучения и воспитания способствует вырабатыванию одного или нескольких умений у будущего учителя-музыканта воздействия на личность ученика. Применение педагогических ситуаций могут послужить основой для комплексного изучения общепедагогической готовности студентов при организации и проведении педагогической практики в музыкальных школах, а также при проведении мониторинга и отслеживании некоторых аспектов профессионально-личностной подготовки студента в системе

профессионального музыкального образования. Теоретические и практические положения диссертации и материалы апробированного спецкурса могут быть рекомендованы к использованию на лекционных, семинарских и практических занятиях по педагогике, педагогической психологии в колледжах, вузах и для слушателей курсов переподготовки и повышения квалификации.

Разработанные в исследовании измерительные шкалы позволяют более глубоко и дифференцировано оценивать общепедагогическую готовность, мотивацию к педагогической деятельности студента, сопоставлять динамику развития его собственных способностей интерпретировать музыкальные произведения в процессе обучения учащихся музыкальных школ.

В диссертации на основе исследования сформулированы методические рекомендации по формированию индивидуального стиля деятельности студента и педагогического общения с учащимися музыкальных школ. Материалы исследования могут быть использованы в учебных курсах «Педагогика и психология», «Дифференцированная педагогика», «Педагогическое общение», «Психология и педагогика искусства», «Психология творчества», на индивидуальных занятиях по предметам музыкального цикла (дирижерская практика, вокальные ансамбли и др.).

Достоверность полученных выводов и результатов исследования достигнуты благодаря всестороннему изучению состояния проблемы общепедагогической готовности студентов. В работе были использованы современные методы теоретико-эмпирического исследования, соответствующие поставленным задачам, в том числе применены математико-статистические методы при обработке и анализе результатов исследования и практических результатов, проводился количественный и качественный, логический и структурный контент-анализ. В ходе опытно-

экспериментальной работы учитывалась репрезентативность выборки, и оценивались положительные результаты экспериментальной работы при внедрении в практику формирующего эксперимента. Апробация полученных результатов в условиях музыкального колледжа проводилась с учетом обеспечения целостного подхода к изучаемой проблеме и с учётом проверки гипотезы исследования. Методологическое обоснование исходных теоретических положений и применение адекватного комплекса методов исследования, а также внедрение авторских разработок в психолого-педагогическую и музыкально-исполнительскую практику обеспечили достоверность и обоснованность результатов исследования.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Общепедагогическая готовность специалистов системы
профессионального музыкального образования определяется как
индивидуальная музыкально-творческая совокупность
исполнительских приёмов, педагогической грамотности и
компетентности во взаимосвязи с познавательной, эмоционально-
волевой и духовной активностью студента, формирующая качество
«передачи» своих знаний и умений учащимся.

2. Общепедагогическая готовность - личностное образование
студента, формирующееся в процессе обучения, и являющееся
результатом общепедагогической подготовки. Уровень
сформированности общепедагогической готовности напрямую
зависит от заинтересованности студента областью
профессионального музыкального образования, его мотивацией к
педагогической деятельности.

3. Общепедагогическая готовность студентов представляет собой
сложную многокомпонентную структуру, включающую в себя
ценностно-мотивационный, содержательно-процессуальный и
рефлексивно-оценочный блоки.

4. Разработанные автором педагогические условия (формирование у будущего преподавателя ценностно-мотивационного отношения к педагогической деятельности в процессе обучения и др.) формирования у студентов общепедагогической готовности, обеспечивающие осознанное целеполагание и мотивацию к педагогической деятельности способствуют становлению профессионализма студентов. Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и выводы исследования на различных этапах работы обсуждались и апробировались: на заседаниях кафедры педагогики и на педагогических советах Московского государственного института музыки имени А.Шнитке (2001-2005); на VII научно-методической конференции «Качество образования: технологии, экономика, законодательство» в Томском экономико-юридическом институте (2004); на международной научно-практической конференции «Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство» в Тамбовском государственном музыкально-педагогическом институте им. С.В.Рахманинова (2005), Международной научно-практической конференции «Модернизация отечественного педагогического образования: проблемы, подходы, решения» в Таганрогском государственном педагогическом институте (2005), на IV международной научной конференции «Европа и современная Россия, интегративная функция педагогической науки в едином образовательном пространстве» (2006), на кафедре культурологии и методологии музыкального образования им. М.А.Шолохова (2006). Основное содержание диссертации и результаты исследования отражены в 17 публикациях.

Структура и объем диссертации Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 315 наименований и 5 приложений, основной текст изложен на 182 страницах.

Понятие общепедагогическая готовность в психолого-педагогической литературе

Проблема профессиональной готовности к различным видам педагогической деятельности привлекала внимание многих исследователей. Она и сегодня остается актуальной. В данной диссертационной работе особый акцент делается на труды современных ученых с их пониманием проблем музыкально-профессиональной подготовленности студентов к педагогической деятельности.

Теоретические положения по формированию профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности рассматриваются и разрабатываются педагогами, психологами, философами. Формирование готовности студентов к педагогической деятельности не имеет теоретической однозначности. В настоящее время имеет место достаточно разносторонний подход к определению самой сущности этого понятия. Разнообразие определений понятия готовность обусловлена характером деятельности и расхождением направлений, в которых исследуется проблема формирования готовности будущих специалистов к педагогической деятельности. Одни рассматривают её как установку (школа Д.М.Узнадзе), качество личности (К.К.Платонов), психическое состояние (М.И.Дьяченко, Л.А.Кандыбович и др.); другие - как синтез особенностей (В.А.Крутецкий), сложное личностное образование (В.А.Сластёнин).

Значительный интерес для нашего исследования представляют работы о профессиональной деятельности учителя (О.А.Абдуллина, Ш.А.Амонашвили и др.), о показателях подготовленности студентов к педагогической практике (Н.В.Кузьмина, А.И.Суббето и др.), об общепедагогической подготовленности студентов (В.А.Сластёнин и др.), о психологической готовности к профессиональной деятельности учителя (Е.А.Климов, А.И.Щербаков и др.). Привлекают внимание представленные решения проблемы формирования профессиональной готовности (А.А.Дергач и др.); профессионально-этической готовности (М.В.Веселевская, Н.М.Конышева и др.); морально-психологической готовности и готовности к музыкальной педагогической деятельности (Л.Г.Арчажникова, З.В.Румянцева и др.). При этом можно констатировать, что в специальной литературе отсутствует развернутое толкование термина «готовность», несмотря на его частое употребление, поэтому одной из наших задач было уточнение этого понятия. Как выяснилось, в литературе часто используют близкие термины: «подготовленность», «подготовка», «готовность». Остановимся на раскрытии сущности этих понятий.

Начало исследования сущности понятия «готовность» прослеживается в психологии. В психологических исследованиях отмечается, что готовность - фундаментальное условие к выполнению любой деятельности. Однако в определении сущности категории «готовность» в отечественной науке существует несколько подходов. Одни авторы рассматривают готовность к деятельности на личностном уровне, другие - на функциональном, то есть берут за основу состояние психических функций личности. Принимая «готовность» как установку, на которой вырастает деятельность, Д.Н.Узнадзе сделал открытие психологического феномена -установки как готовности воспринимать окружающий мир. [273]. Понятие «установка» широко была принята научным миром. В психологии понятие «установки» - это те ориентиры, которые позволяют нам в любой момент предстать перед тем или иным человеком, событием или сообщением в «полной готовности» [67]. Другие считают, что понятие «готовность» совпадает с социально фиксированной установкой, определяющей поведение личности (Е.Аронсон, Х.Кёлли, Д.Майерс, Н.В.Миллер и другие). В социальной психологии исследователи широко используют понятие «установка» как готовность. Например, в работе Е.Аронсона установка рассматривается как готовность человека осуществлять познание окружающей действительности через три измерения: когнитивное - мнения и убеждения, которых мы придерживаемся относительно тех или иных предметов и людей и которые позволяют нам судить, что, на наш взгляд, является истинным, правдоподобным или возможным; аффективное -состояние, позволяющее измерить проявление положительных или отрицательных эмоций, связанных с убеждениями, они придают установкам эмоциональную окраску и ориентировочные действия, которые мы хотим совершить; поведенческие - реакции и поступки, которые человек предполагает сделать или уже совершает [160]. В исследованиях Н.В.Миллера (1941, 1976, 2003) отмечено, что выработка установок как готовности человека совершить действия, осуществляется в процессе социального проживания человека в виде ценностной ориентации. Он подчёркивает: «... наши установки зависят от многих факторов, связанных с качествами человека, передающего нам информацию (коммуникатора), с особенностями этой информации и, наконец, с типом реципиента (т.е. с нашей собственной личностью)» [176].

Констатирующий этап эксперимента по изучению уровня сформированности общепедагогической готовности студентов

Высокий уровень. В эту группу мы выделили студентов с высоким уровнем мотивированного поведения в усвоении сущности Гуманной Педагогики, закреплении на практике педагогических знаний. Студенты этой группы проявляли моральную ответственность за результативность обучения музыке своих учеников, они позитивно отнеслись к значимости усвоения педагогической техники, развитию умений оценивать ситуации и профессионально в них ориентироваться. Они умело конструировали дидактические приёмы обучения, творчески моделировали ситуации учебного общения с целью провоцирования активности ученика, показывали высокий уровень самооценки своих педагогических умений. В их педагогической деятельности уместно использовались методы вербальной и невербальной регуляции эмоциональной сферы учеников в обучении музыке. Студенты этой группы проявляли сформированный мотив по развитию культуры вербального и невербального поведения, развитию педагогической техники. В их педагогической деятельности уместно использовались приемы эмоциональной регуляции поведения учеников. Студенты этой группы проявляли отдельные показатели гуманистической направленности, что способствовало успеху их в общении с учениками.

Средний уровень. Студенты этой группы позитивно относятся к педагогической деятельности, они проявляют интерес к Гуманистической Педагогике, проявляют интерес к формированию свободной личности «Я» ученика в процессе обучения его музыке. Проявляют активность в усвоении педагогических знаний, стремятся развивать эстетическо-конструктивную, творческо-организаторскую и контрольно-оценочную деятельности в процессе педагогической практики. Приводят положительные примеры педагогической деятельности из жизни выдающихся музыкантов. Активно воспринимают знания из области психологии учения и восприятия, дидактики и воспитания. В этой группе обнаруживаются отдельные показатели сформированности гуманистической направленности в общении с учениками, они расположены к использованию коммуникативного взаимодействия в решении учебной задачи, их поведение отражает педагогическую этику и тактику. Студенты этой группы частично владеют методом вербальной и невербальной регуляции эмоциональной сферы учеников в обучении музыке. Они склонны к самооценке в анализе «Я -реальный учитель музыки», но зачастую не сохраняют объективность к сформированности своих профессиональных педагогических умений. Однако студенты данной группы систематически нуждаются в контроле со стороны в достижении достаточного уровня общепедагогической готовности. Названная группа студентов характеризуется адекватностью самооценки и способностью предвидеть и ориентироваться в сложных педагогических ситуациях, однако, они не достаточно самостоятельны и инициативны в коммуникативной деятельности.

Уровень ниже среднего. Студенты этой группы нейтрально относились к формированию социально-психологических свойств и качеств, которые им необходимы для музыкально-преподавательской деятельности; недооценивали роль коммуникативного взаимодействия в обучении, игнорировали развитие умений по осуществлению эмоциональной регуляции в ситуациях учебного общения; практически не могли реализовать эстетически-конструктивные, гуманистически-коммуникативные и творчески-организаторские умения в развитии музыкальных способностей у учащихся. Однако частично проявляли интерес к отдельным дидактическим приемам и применению их в педагогическом процессе. Их знания не системны и поверхностны. Развитие педагогической техники носило характер в большей степени личностный, нежели профессиональный. Низкий уровень. В эту группу вошли студенты, которые ориентировались в педагогической деятельности личной интуицией и в свази с этим допускали существенные ошибки. Они не придавали существенного значения роли коммуникативного взаимодействия в учебном процессе, не осознавали значимости гуманистической направленности личности педагога в обучении музыке, использовали авторитарный, командно-репрессивный стили общения, не учитывали развёрнутость решения педагогической задачи, в большинстве случаев полагались на «рождение» у учащихся музыкальных умений в результате упорного тренажа техники игры. Студенты этой группы не придавали значения эмоциональной атмосфере в коммуникативном взаимодействии, тем самым не создавали эмоциональный эффект в виде ожидания и перспективы своих успехов. Показатель результативности учебной деятельности учащихся они брали на себя и не использовали знаний из дидактики по организации учебной деятельности учеников. У студентов данной группы отсутствовали показатели мотивированного поведения, устремленного на развитие педагогических знаний и умений, они игнорировали роль эмоционально-волевого управления в конфликтных ситуациях.

Формирование общепедагогической готовности у студентов в условиях педагогического эксперимента

Проблема формирования общепедагогической готовности студентов музыкального колледжа связана с определенными организационными трудностями. Которые обусловлены: во-первых, насыщенностью содержания музыкальных дисциплин специальным учебным материалом; во-вторых, ограниченностью учебных часов для введения специальных дисциплин психолого-педагогического цикла; в-третьих, достаточно твердо устоявшейся установкой в данных учебных учреждениях о второстепенности предметов педагогической направленности. С целью выявления распределения часов по дисциплинам психолого-педагогического цикла нами был проведен анализ Государственных стандартов. В соответствии с Государственным стандартом выпускники среднего профессионального музыкального образования получают квалификацию основных видов деятельности: исполнительскую и педагогическую. Государственные требования Государственного стандарта [72, 73, 74, 75] предусматривают следующую педагогическую деятельность по специальностям: 0503 Хоровое дирижирование - социально-педагогическое и учебно методическое осуществление учебного процесса в учреждениях дополнительного образования; 0501 Инструментальное исполнительство - социально-педагогическое и учебно-методическое осуществление учебного процесса в учреждениях дополнительного профессионального образования; 0504 Теория музыки - социально-педагогическое и учебно методическое осуществление учебного процесса в учреждениях дополнительного образования; 0502 Вокальное искусство - квалификация преподавателя отсутствует.

Подготовка к педагогической деятельности осуществляется в рамках дисциплины «Основы психологии и педагогики». Согласно государственному стандарту требования к минимуму основной профессиональной программы по дисциплине «Основы психологии и педагогики» имеет следующее содержание: предмет психологии; личность и межличностные отношения; познавательные процессы и эмоциональная сфера личности; психология художественного творчества; проблемы восприятия искусства; основы педагогики; педагогическая профессия; требования к личности педагога; основы теории воспитания и образования; искусство педагогического общения; педагогика сотрудничества; индивидуальная художественно-творческая работа с детьми; семейное воспитание и семейная педагогика; всего обязательных учебных занятий 72 часа.

В соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускника по дисциплине «Основы психологии и педагогики» преподаватель разрабатывает и ведёт программный курс. Преподаватель предусматривает количество часов по ведению своей дисциплины в соответствии с разработанной примерной программой учебной дисциплины. Так, например, в Государственном музыкальном училище им. Гнесиных, в Тамбовском государственном музыкально педагогическом училище им. С.В.Рахманинова и в Московском государственном музыкальном колледже им. А.Г.Шнитке курс по дисциплине «Основы психологии и педагогики» преподается в объёме 72 часов.

Чтение курса «Основы психологии и педагогики» рекомендовано учебным планом (Государственный стандарт среднего профессионального образования) на 2-ом курсе. Курс «Основы педагогики и психологии» преподаётся на 2-м курсе, курс «Методика преподавания» музыкальных дисциплин по специальностям - на 3-ем курсе. Курс «Основы психологии и педагогики» в количестве 72 часов читается на 2-ом курсе музыкального колледжа им. А.Г.Шнитке, «Методика преподавания» специальных музыкальных дисциплин - на 3-ем курсе в объеме 72 часов. В период обучения на 3-ем курсе у студентов проводится пассивная, а на 4-ом курсе активная педагогическая практика. Для формирования общепедагогической готовности был разработан авторский спецкурс, который проводился для студентов 3-го курса; на 4-м курсе преподавался курс «Дифференцированная педагогика» (2000-200г.г.).

Похожие диссертации на Содержание и методика формирования общепедагогической готовности студентов музыкального колледжа к педагогической деятельности