Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Совершенствование начальной подготовки исполнителей на духовых музыкальных инструментах : на примере учебного процесса в классе кларнета Априамов, Владимир Михайлович

Совершенствование начальной подготовки исполнителей на духовых музыкальных инструментах : на примере учебного процесса в классе кларнета
<
Совершенствование начальной подготовки исполнителей на духовых музыкальных инструментах : на примере учебного процесса в классе кларнета Совершенствование начальной подготовки исполнителей на духовых музыкальных инструментах : на примере учебного процесса в классе кларнета Совершенствование начальной подготовки исполнителей на духовых музыкальных инструментах : на примере учебного процесса в классе кларнета Совершенствование начальной подготовки исполнителей на духовых музыкальных инструментах : на примере учебного процесса в классе кларнета Совершенствование начальной подготовки исполнителей на духовых музыкальных инструментах : на примере учебного процесса в классе кларнета Совершенствование начальной подготовки исполнителей на духовых музыкальных инструментах : на примере учебного процесса в классе кларнета Совершенствование начальной подготовки исполнителей на духовых музыкальных инструментах : на примере учебного процесса в классе кларнета Совершенствование начальной подготовки исполнителей на духовых музыкальных инструментах : на примере учебного процесса в классе кларнета Совершенствование начальной подготовки исполнителей на духовых музыкальных инструментах : на примере учебного процесса в классе кларнета Совершенствование начальной подготовки исполнителей на духовых музыкальных инструментах : на примере учебного процесса в классе кларнета Совершенствование начальной подготовки исполнителей на духовых музыкальных инструментах : на примере учебного процесса в классе кларнета Совершенствование начальной подготовки исполнителей на духовых музыкальных инструментах : на примере учебного процесса в классе кларнета Совершенствование начальной подготовки исполнителей на духовых музыкальных инструментах : на примере учебного процесса в классе кларнета Совершенствование начальной подготовки исполнителей на духовых музыкальных инструментах : на примере учебного процесса в классе кларнета Совершенствование начальной подготовки исполнителей на духовых музыкальных инструментах : на примере учебного процесса в классе кларнета
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Априамов, Владимир Михайлович. Совершенствование начальной подготовки исполнителей на духовых музыкальных инструментах : на примере учебного процесса в классе кларнета : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Априамов Владимир Михайлович; [Место защиты: Краснодар. гос. ун-т культуры и искусств].- Москва, 2012.- 235 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-13/849

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы совершенствования начальной подготовки исполнителей на духовых музыкальных инструментах 25

1.1 Исследование проблем и возможностей совершенствования начальной подготовки исполнителей на духовых инструментах 25

1.2 Условия и факторы ранней профессиональной адаптации исполнителей на духовых инструментах в учреждениях дополнительного образования 56

1.3 Теоретическое моделирование образовательного процесса в классе духового музыкального инструмента 77

Выводы по главе 1

Глава 2. Экспериментальная апробация теоретико-методических предложений по совершенствованию начальной подготовки исполнителей на духовых музыкальных инструментах 108

2.1 Эмпирическое исследование проблем и возможностей совершенствования начальной подготовки кларнетистов (констатирующий эксперимент) 108

2.2 Организационные, теоретико-методические и репертуарные аспекты формирующего эксперимента 128

2.3 Содержание формирующего и контрольного экспериментов по организации учебного ансамбля духовых инструментов с участием кларнета

Выводы по главе 2

Заключение

Список использованной литературы 185

Введение к работе

Актуальность исследования обусловлена целями функционирования системы дополнительного образования – значимостью приобщения детей и подростков к миру искусства на профессиональном уровне, ранней профессионализации учащихся. Несмотря на теоретическую фундаментальность учебно-воспитательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей – детских музыкальных школах (далее – ДМШ) и детских школах искусств (далее – ДШИ), многим традиционным видам и формам обучения музыке свойственны организационно-методические проблемы.

Современные требования к выпускникам учреждений дополнительного образования, а также социально-экономические реалии обусловливают необходимость внутрисистемных изменений, разработки и реализации новых подходов к формированию организационно-методического и дидактического содержания начальной профессиональной музыкальной подготовки по некоторым инструментальным специальностям, ориентированным на коллективную исполнительскую деятельность.

Целью нашей научно-исследовательской и экспериментально-педагогической деятельности являлся поиск эффективных путей совершенствования начального профессионального обучения в классе духового ансамблево-оркестрового инструмента, достижения соответствия модели выпускника духового отделения учреждения дополнительного образования современным требованиям средних специальных и высших учебных заведений, социальных институтов и культурно-досуговых организаций, формирующих содержание социокультурной жизни страны на региональном и федеральном уровнях.

По-нашему мнению, на современный учебный процесс в классе духового инструмента учреждений дополнительного образования детей (ДМШ и ДШИ) негативно воздействуют следующие противоречия:

- между требованиями профессиональных музыкальных учреждений среднего и высшего звена, а также потенциальных работодателей к профессиональным возможностям выпускника учреждения дополнительного образования по классу духового инструмента и традиционным набором практических исполнительских компетенций, которые демонстрируют большинство выпускников ДМШ и ДШИ;

- между ответственностью, возлагаемой на учащихся средних классов в виде высокой учебной нагрузки, требования активного участия в широкой концертной деятельности, в оркестрах и ансамблях, и выявленным резким снижением интереса к занятиям у данной категории учащихся, несформированностью профессионально-ориентированного мышления, отсутствием основных личностных мотивов, а также качеств, способностей и практических умений, способствующих продолжению обучения, самосовершенствованию в выбранной области художественной деятельности.

Выявленные противоречия формируют научную проблему исследования – отсутствие теоретико-проектного и организационно-методического инструментария, на основании которого педагогам-практикам можно было бы нейтрализовать вышеуказанные противоречия, с первого класса формировать у учащихся профессионально ориентированное мышление, усовершенствовать процесс и результаты начальной подготовки музыкантов-духовиков, основной профессиональной сферой которых является ансамблево-оркестровое исполнительство.

Степень научной разработанности проблемы

Научно-методическое наследие в области исполнительства и обучения на духовых инструментах охватывает период с XIX в. Европейские музыканты заложили фундамент современной теории, методики и практики исполнительства на духовых музыкальных инструментах (Ж.К. Лефевр, Ф.Т. Блатт, Г.Э. Клозе).

В конце XIX в. на базе Санкт-Петербургской и Московской консерваторий, музыкальных училищ Императорского русского музыкального общества сформировались отечественные исполнительские и научно-педагогические школы. Определяющее влияние на развитие теории, методики и практики игры на духовых инструментах оказали русские композиторы – П.И. Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков. Учебники, пособия, нотные сборники этого периода составляют классический педагогический инструментарий исполнителей-духовиков.

Современные теоретико-методические основы в кларнетовом образовательном процессе формируют труды В.М. Блажевича, В.Я. Гурфинкеля, С.В. Розанова, В.В. Петрова, Б.А. Дикова, И.П. Мозговенко, А.Л. Штарка, Е.Т. Андреева, В.М. Блока, Б.Л. Березовского, В.Д. Иванова. Среди научно-методических исследований по проблеме обучения игре на кларнете следует также назвать труды А.А. Косенко, А.А. Хотенцева, С.О. Суслова. Для создания частных методик обучения можно опираться на классические и немногочисленные современные труды по методике и организации духового коллективного исполнительства (М.И. Чулаки, Э.С. Бразаускаса, М.Д. Готлиба, И.П. Архангельского, Г.И. Ихильчика, Ф. Глейха, Г.П. Дмитриева, Ф.О. Геварта, Н.П. Зряковского).

Проблема организации деятельности ансамблей и оркестров решается в трудах Л.Ф. Коноваловой, С.Л. Афанасьева, А.П. Соколова, В.П. Лапченко, Н.Н. Родионова, В.П. Подкопаева, С.А. Ермоловой, Т.С. Скомороховой, О.А. Блоха, В.Г. Кузнецова, В.М. Коновалова, В.Г. Ивановой, Т.И. Борониной, Л.И. Ошкуковой, А.Е. Лебедева. Возможности оптимизации обучения ансамблевому и оркестровому музицированию исследовали Т.И. Боронина, О.В. Слуева, О.В. Тарасов, В.П. Подкопаев, Э.М. Прейсман.

В то же время вопрос совершенствования учебно-воспитательного процесса в учреждениях дополнительного образования на отделениях духовых инструментов, в частности по «проблемным» специализациям, в научно-методической среде ранее не поднимался и не решался. Целенаправленных исследований, предлагающих решение современных проблем педагогики исполнительства на духовых ансамблево-оркестровых инструментах, обновляющих теорию, методику и практику образовательного процесса в ДМШ и ДШИ, нами обнаружено не было.

Актуальность темы исследования, выявленная проблема и неразработанность эффективных путей её решения позволили сформулировать тему исследования: «Совершенствование начальной подготовки исполнителей на духовых музыкальных инструментах (на примере учебного процесса в классе кларнета)».

Объект исследования – учебный процесс в классе духового музыкального инструмента в учреждениях дополнительного образования.

Предмет исследования – теоретико-методическое содержание и организация начальной подготовки исполнителей на духовых инструментах (на примере кларнета).

Цель исследования – разработать теоретико-проектный и организационно-методический инструментарий для совершенствования начальной подготовки исполнителей на духовых инструментах (в классе кларнета ДМШ и ДШИ).

Гипотеза исследования:

    1. проблемы снижения интереса к инструменту и к учебным занятиям, профессиональной мотивированности исполнителей на духовых инструментах к концу обучения в учреждениях дополнительного образования, несоответствие их музыкально-исполнительской компетентности требованиям профессиональной сферы возникают на начальном этапе обучения в учреждениях дополнительного образования. Появление данных проблем можно будет предотвратить, если разработать и внедрить в образовательный процесс комплекс организационно-педагогических мер, позволяющих обеспечить устойчивую заинтересованность начинающих музыкантов выбранной специальностью, стабильное желание и потребность в инструментальном исполнительстве, повышение учебной и профессионально-исполнительской мотивированности и ответственности;

    2. для учащихся, выбравших духовые музыкальные инструменты ансамблево-оркестрового профиля, наиболее естественными условиями подготовки будут являться коллективные формы обучения, моделирующие естественные, традиционные условия выбранной профессиональной деятельности. Если занятия начинающих исполнителей на духовых инструментах с первого же года обучения будут проводиться преимущественно коллективно, то учащиеся смогут уже на начальном этапе обучения адаптироваться в выбранной сфере музыкального искусства, привыкнуть к основным формам, условиям, требованиям профессиональной исполнительской деятельности, сформировать за время обучения на фундаментальном уровне профессионально значимые компетенции;

    3. для того, чтобы результаты профессиональной подготовки кларнетистов в учреждениях дополнительного образования соответствовали современным образовательным целям, профессионально-исполнительским потребностям, социокультурным требованиям, необходимо дополнить начальный этап традиционного учебного процесса в классе кларнета интерактивными профессионально-моделирующими формами коллективного обучения. Качество начальной профессиональной подготовки кларнетистов можно будет значительно повысить, если доминирующей формой обучения в классе кларнета станет учебный ансамбль, инструментальный состав которого будет соответствовать составам существующих профессиональных ансамблей духовых инструментов.

    В соответствии с выбранным объектом и предметом исследования, а также поставленной целью и сформулированной гипотезой нами были определены основные исследовательские задачи:

          1. проанализировать содержание образовательного процесса на отделениях духовых инструментов в учреждениях дополнительного образования с позиции существующих проблем и возможностей их решения в контексте современных методологических подходов, психолого-педагогических и организационно-управленческих концепций;

          2. осуществить хронологический анализ исторического развития педагогики и исполнительства на духовых инструментах (в частности, на кларнете) для выявления основных теоретико-методических и организационно-практических тенденций в преподавании и профессиональном исполнительстве кларнетистов;

          3. определить формы, методы, средства повышения качества обучения в классе духового музыкального инструмента, создать теоретические модели, формирующие представление об эталонном содержании образовательного процесса и его участниках, разработать методику совершенствования начальной подготовки исполнителей на духовых инструментах;

          4. экспериментально проверить эффективность теоретико-методических и организационно-практических предложений и разработанных моделей, определить степень их результативности.

          Методологическая основа исследования:

          1) школы исполнительства на кларнете основоположников российской кларнетовой педагогики – В.Я. Гурфинкеля, Б.А. Дикова, И.П. Мозговенко, В.В. Петрова, С.В. Розанова;

          2) результаты исследований российских и зарубежных ученых в области теории коллективного творчества, организации целевой мотивированной деятельности, концепции эмоционального интеллекта (К. Альбрехта, Р. Бояциса, Д. Гоулмана, Э. Макки, И.Н. Андреевой, Д.В. Люсина, Е.А. Сергиенко);

          3) основные положения компетентностного подхода, представленного трудами А.А. Вербицкого, И.А. Зимней, О.Е. Лебедева, А.В. Хуторского;

          4) исследования проблемы социализации, адаптации личности в различных социокультурных условиях, профессиональных группах, учебных коллективах (Г.Ю. Айзенка, А.А. Налчаджяна, С.И. Розума);

          5) ключевые теоретические принципы моделирования в образовании, педагогике, психологии, управлении, сформулированные А.Н. Дахиным, В.И. Михеевым, А.М. Новиковым;

          1. исторический подход, выявляющий хронологию становления и развития теоретико-методических и организационно-практических тенденций в педагогике исполнительства на духовых инструментах;

          2. комплексный междисциплинарный подход к формированию организационно-методического, дидактического, психолого-педагогического, жанрово-тематического аспектов организации класса учебного ансамбля.

          Теоретические основы исследования составили:

          труды по истории музыкальной педагогики, музыкознанию, теории музыки (В.И. Адищева, Г.В. Григорьевой, Е.Н. Милосердовой, Е.В. Назайкинского, Ю.Р. Солопановой, А.М. Трудкова, Е.Н. Федорович);

          исследования в области теории, методологии, методики музыкального обучения и воспитания (Э.Б. Абдуллина, Е.В. Зеленковой, И.А. Знаменской, Г.Г. Коломиец, П.А. Попова, И.В. Сахновой, Е.Р. Сизовой, Т.И. Стражниковой, Н.Р. Туравец, Л.И. Уколовой, Б.М. Целковникова);

          методики обучения игре на духовых музыкальных инструментах ансамблево-оркестрового профиля, в частности на кларнете (А.В. Володина, В.Я. Гурфинкеля, М.М. Зейналова, В.В. Иванова, И.П. Мозговенко, Н.И. Платонова, А. Ривчуна, С.В. Розанова, А. Седракяна, Ф. Шоллара и др.);

          специальные исследования в области духовой инструментальной музыки, оркестровки, инструментовки, исполнительского искусства на духовых инструментах (И.П. Архангельского, Г. Берлиоза, М.П. Вихарева, Ф.О. Геварта, Ф. Глейха, М.Д. Готлиба, Г.П. Дмитриева, Н.П. Зряковского, Г.И. Ихильчика, А.П. Котенко, Л.И. Мальтера, В.И. Тутунова, П.А. Черватюка, М.И. Чулаки);

          труды по общей и специальной (музыкальной) психологии, психологии художественного творчества (З.Р. Ажимова, А.В. Вицинского, Д.К. Кирнарской, Т.Э. Мангер, В.Г. Мозгота, А.В. Москвиной, В.И. Петрушина, А.В. Растянникова, С.Л. Рубинштейна, В.Г. Рындак, У.К. Спанова, С.Ю. Степанова, Б.М. Теплова, Д.В. Ушакова, Г.М. Цыпина);

          теоретико-методические труды, раскрывающие сущность теории коллективного творчества, закономерности и функционально-целевые особенности организации коллективной деятельности (А.М. Асабина, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, А.С. Макаренко, Н.С. Лейтеса, Г.Н. Мирошниковой, М.И. Ситниковой, Д.И. Фельдштейна, В.Д. Шадрикова);

          научно-методические исследования по проблеме организации фортепианных дуэтов, ансамблей, имеющие значение при составлении оркестровых эскизов (Л.А. Баренбойма, И.Я. Берковича, В.В. Борисовского, Г.Ф. Конрада, С.В. Розанова, Г.М. Цыпина);

          современные исследования по проблемам совершенствования образовательного процесса в целом, в музыкальных учебных заведениях первой ступени, на отделениях духовых музыкальных инструментов, в оркестровых и ансамблевых коллективах (О.Ф. Антипиной, М.И. Имханицкого, Ю.А. Клейберг, В.Ф. Мартыновой, Г.Н. Мирошниковой, О.М. Нежинского, В.П. Подкопаева).

          Методы исследования:

          сравнительный анализ музыкально-педагогического опыта, аккумулированного в исторической, теоретико-музыковедческой, учебно-методической, психологической и педагогической литературе;

          изучение внутренней отчетной, текущей рабочей, экзаменационной и конкурсной документации, учебно-репертуарных планов, программ в учреждениях дополнительного образования (ДМШ и ДШИ);

          устные опросы, беседы с преподавателями и учащимися учреждений дополнительного образования, средних специальных учреждений, дирижерами инструментальных коллективов, руководителями концертных организаций, социокультурных учреждений;

          многоэтапный констатирующий эксперимент, в рамках которого осуществлялись наблюдение, опросы, беседы;

          - метод констатации (контрольных срезов) для выявления и изучения фактических данных и конечных результатов учебного процесса;

          - метод лонгитюдного включенного и невключенного наблюдения, позволивший зафиксировать и проанализировать содержание традиционного и экспериментального учебных процессов в классе кларнета;

          метод моделирования в сфере образования, создания личностных моделей, на основании которых формируется и совершенствуется педагогический процесс;

          - формирующий и контрольный эксперименты, подтвердившие возможность совершенствования процесса обучения в классе кларнета.

          Опытно-экспериментальная база исследования – ДШИ им. М.А. Балакирева (г. Москва) и Духовая детская музыкальная школа №2 (г. Балашиха), класс кларнета.

          Организация и этапы исследования

          В соответствии с логикой проведения исследования, наша теоретическая и экспериментальная деятельность состояла из трех этапов:

          Первый этап (1998 - 2001 гг.) - анализ музыкально-педагогических и профессионально-исполнительских проблем, истории становления и развития исполнительства и педагогики в соотнесении с современными образовательными и социокультурными требованиями и потребностями, обобщение научно-теоретического, организационно-методического, дидактического, практического исполнительского опыта музыкальной педагогики, организации инструментального ансамблевого музицирования, психологии обучения и музыкального творчества.

          Второй этап (2001 - 2003 гг.) – констатирующий эксперимент: определение степени организационно-методической, общепедагогической и социокультурной эффективности традиционного учебного процесса в классе кларнета в учреждениях дополнительного образования (ДМШ и ДШИ), формулирование гипотетического заключения о возможностях решения выявленной проблемы, разработка плана экспериментальной деятельности, компетентностных моделей, методики совершенствования начальной подготовки исполнителей на духовых инструментах.

          Третий этап исследования (2003 – 2011 гг.) – формирующий и контрольный эксперименты: апробация разработанных компетентностных моделей и методики совершенствования начальной подготовки исполнителей на духовых музыкальных инструментах, организация учебных ансамблей различных инструментальных составов в учреждениях дополнительного образования, определение эффективности экспериментальных нововведений; заключительное оформление текста диссертационного исследования.

          Научная новизна исследования:

          1. анализ структуры и содержания образовательного процесса на отделениях духовых инструментов учреждений дополнительного образования с позиций современных методологических подходов (компетентностного, личностно-ориентированного), концепций социализации и профессиональной адаптации, эмоционально выверенного управления коллективом позволил сформировать новое видение актуальных проблем педагогики духового исполнительства и возможностей их решения, обновить теоретико-методологический фундамент для разработки современных методик обучения игре на духовых инструментах;

          2. на основании теоретико-методического и музыковедческого анализа с позиций исторического и междисциплинарного подходов представлено научно-педагогическое обоснование целесообразности коллективного обучения игре на духовых музыкальных инструментах на начальном этапе в форме ансамбля с различными вариантами инструментального состава, воссоздающими естественные условия профессиональной деятельности исполнителей на духовых инструментах;

          3. сформулировано и предложено для введения в понятийно-терминологический аппарат музыкальной педагогики понятие «ранняя профессиональная адаптация», трактовка которого адаптирована с учетом современных проблем обучения и исполнительства на духовых инструментах и возможностей совершенствования профессиональной подготовки музыкантов; разработаны критерии оценки результативности ранней профессиональной адаптации исполнителей на духовых инструментах;

          4. созданы компетентностные модели учащегося-исполнителя на духовом инструменте ансамблево-оркестрового профиля (кларнетиста) и преподавателя (по классу кларнета) – руководителя ансамбля духовых инструментов; модели согласованы и взаимосвязаны по основным компонентам, определяют вектор, цели, теоретико-методическое и организационно-коммуникативное содержание образовательного процесса, обновляют и расширяют научно-методическое поле педагогики исполнительства на духовых музыкальных инструментах;

          5. разработана методика совершенствования начальной подготовки исполнителей на духовых инструментах, содержащая модельно-проектный, теоретико-методический, организационно-педагогический, психолого-коммуникативный модули, комплексная реализация которых обеспечивает эффективную раннюю профессиональную адаптацию начинающих исполнителей на духовых инструментах, позволяет нейтрализовать современные проблемы традиционного процесса подготовки музыкантов-духовиков в учреждениях дополнительного образования.

          Теоретическая значимость исследования:

          1) выявлена рассогласованность между требованиями профессионального музыкального образования к выпускникам музыкальных учебных заведений первой ступени, современными потребностями профессиональной сферы духового ансамблево-оркестрового исполнительства и результатами традиционной подготовки исполнителей на духовых инструментах в учреждениях дополнительного образования;

          1. раскрыты общие современные тенденции развития педагогики и исполнительства на духовых музыкальных инструментах в теоретико-методическом, организационно-педагогическом, психолого-коммуникативном, профессиональном аспектах, позволяющие осознать и сформулировать проблемы, перспективы, цели и задачи начального обучения игре на духовых инструментах;

          2. определены ключевые организационные условия, а также субъективные факторы успешного осуществления ранней профессиональной адаптации исполнителей на духовых инструментах, учет и использование которых позволяют существенно повысить качество обучения в учреждениях дополнительного образования;

          3. разработаны модельно-проектный, теоретико-методический, репертуарно-практический, психолого-коммуникативный аспекты организации в учреждении дополнительного образования ансамбля духовых инструментов с участием кларнета с первого года обучения на основе алгоритма постепенного усложнения инструментального состава ансамбля;

          4. обоснованы оптимальные модели учебного ансамбля в классе кларнета, инструментальные составы которых соответствуют теоретико-методическим, репертуарным, концертно-исполнительским традициям, сложившимся в сфере исполнительства на духовых музыкальных инструментах ансамблево-оркестрового профиля.

          Практическая значимость исследования:

          1. внедрение в образовательный процесс учреждений дополнительного образования учебного ансамбля как приоритетной формы обучения игре на духовых инструментах ансамблево-оркестрового профиля с первого года обучения позволяет повысить уровень музыкально-исполнительской подготовки, сохранить контингент изначально мотивированных учащихся, существенно расширить перспективы профессиональной самореализации выпускников;

          2. использование в учебном процессе в классе кларнета методики совершенствования начальной подготовки исполнителей на духовых инструментах, организационно-педагогических рекомендаций, компетентностных моделей, жанрово-тематического технического учебного и концертного репертуара, а также системы творческих заданий позволяет обогатить содержание и повысить результаты профессиональной подготовки кларнетистов в учреждениях дополнительного образования, раскрыть и реализовать творческий потенциал музыкантов;

          3. материалы, раскрывающие историко-музыковедческий, организационно-методический, дидактический, психолого-педагогический, жанрово-тематический аспекты организации ансамблевого музицирования исполнителей на духовых инструментах, могут существенно дополнить содержание профильных учебных дисциплин и курсов в средних и высших музыкальных и музыкально-педагогических учебных заведениях, а также в системе повышения квалификации педагогов-музыкантов, руководителей детских духовых коллективов;

          4. результаты проектно-теоретического и экспериментально-практического изучения эффективности коллективной формы совместного обучения исполнителей на различных духовых инструментах, а также на клавишных и струнных инструментах представляют достоверную теоретико-методическую базу для продолжения исследований по проблеме совершенствования профессиональной подготовки музыкантов различных инструментальных специальностей;

          5. синтез теоретико-педагогических знаний и экспериментально-практического опыта, оформленный в виде теоретических моделей, методических обобщений, рекомендаций и практических разработок, может быть использован в учреждениях дополнительного художественного образования детей, центрах досуга, профессиональных учебных заведениях среднего и высшего звена.

          Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены теоретико-методологической фундаментальностью исходных авторских позиций, использованием комплекса актуальных теоретических и практических методов исследования, соответствующих цели, задачам, общей логике исследования, пунктуальностью организации экспериментов, количественными и качественными результатами анализа эмпирической деятельности.

          Основные положения диссертации, выдвигаемые на защиту:

          1. Совершенствование профессиональной подготовки учащихся на духовых музыкальных инструментах должно осуществляться с учетом сущности конкретного музыкального инструмента и особенностей профессиональной исполнительской деятельности. Данное положение тесно связано с понятием «ранняя профессиональная адаптация», которое означает привыкание начинающего исполнителя на духовом инструменте к выбранной сфере музыкального искусства в процессе обучения в форме, воссоздающей естественные условия профессиональной деятельности.

          2. В соответствии с сущностью понятия ранней профессиональной адаптации в учебном процессе должны быть созданы условия, максимально соответствующие условиям профессиональной деятельности. В области исполнительства на духовых музыкальных инструментах ансамблево-оркестрового профиля (например, кларнете) ранняя профессиональная адаптация предполагает приоритет групповой (коллективной) формы обучения – учебного ансамбля. Варианты инструментального состава учебного ансамбля должны соответствовать реально существующим, наиболее распространенным в сфере ансамблевого исполнительства инструментальным составам профессиональных коллективов. Кларнетистам в процессе обучения необходимо приобретать навыки совместного музицирования с исполнителями на деревянных духовых, медных духовых, клавишных, струнных смычковых инструментах, так как данные инструментальные составы широко востребованы в современной музыкально-исполнительской практике.

          3. Игра в ансамбле должна осуществляться с первого года обучения в учреждении дополнительного образования, что обеспечивает исполнителям на духовых инструментах достижение высоких, профессионально и социально значимых результатов – профессионализации сознания, мышления, потребностей; усиления мотивации к продолжению профильного обучения и профессиональной исполнительской деятельности; фундаментализации профессиональной подготовки; развития социально-коммуникативных компетенций. Ключевое организационно-психологическое условие совершенствования подготовки исполнителей на духовых инструментах в учебном ансамбле – положительная эмоциональная атмосфера, которую преподаватель должен создать, применяя технику эмоционально-выверенного управления коллективом.

          4. Методика совершенствования начальной подготовки исполнителей на духовых инструментах включает в себя: комплекс организационных условий и субъективных факторов осуществления ранней профессиональной адаптации исполнителей на духовых инструментах, критерии оценки её результативности; компетентностные модели учащегося-исполнителя на духовом инструменте ансамблево-оркестрового профиля (кларнетиста) и преподавателя (по классу кларнета) – руководителя ансамбля духовых инструментов, теоретико-методологическое обоснование моделей; организационно-методические рекомендации, репертуарно-тренировочные материалы, подробное описание их практической реализации.

          5. Внедрение методики совершенствования начальной подготовки исполнителей на духовых инструментах в учреждениях дополнительного образования позволяет:

          - обеспечить успешное осуществление ранней профессиональной адаптации учащихся, обогатить их музыкально-теоретический и практический исполнительский опыт, выработать навыки работы в ансамблях различных инструментальных составов, раскрыть индивидуальную творческую инициативность учащихся, дисциплинированность, ответственность, другие социально и профессионально значимые личностные качества и способности, расширить профессионально-исполнительские, образовательные и социокультурные перспективы выпускников;

          - нейтрализовать проблемы, традиционные для ансамблево-оркестровых специальностей отделений духовых инструментов, реализовать дидактический принцип развивающего обучения в области кларнетового исполнительского искусства, усовершенствовать образовательный процесс в учреждениях дополнительного образования в соответствии с современными педагогическими, профессиональными исполнительскими и социокультурными требованиями.

          Апробация и внедрение в практику основных идей и результатов исследования проводились:

          - в процессе исполнительской деятельности автора (Ансамбль песни и пляски ПВО, г. Баку; Государственный джаз-оркестр Азербайджана, Радио и телевидения эстрадный оркестр, г. Баку; Ансамбль песни и пляски ПВО, г. Москва; Ансамбль песни и пляски России ВВС);

          - в результате выступлений диссертанта и последующих коллективных профессиональных обсуждений на конференциях, семинарах, заседаниях кафедр (ГБОУ ВПО «Московский государственный областной гуманитарный институт» (г. Орехово-Зуево), ГБОУ ВПО г. Москвы «Московский городской педагогический университет», ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет культуры и искусств», ФГБОУ ВПО «Краснодарский государственный университет культуры и искусств»);

          - в рамках экспериментальной деятельности в учреждениях дополнительного и среднего специального образования (ДШИ им. М.А. Балакирева (г. Москва), ДМШ им. К.Н. Игумнова (г. Москва), Духовая детская музыкальная школа № 2 (г. Балашиха), Московский областной базовый музыкальный колледж им. А.Н. Скрябина (г. Электросталь), ГОУ СПО г. Москвы «Колледж музыкально-театрального искусства» № 61).

          По теме диссертации опубликовано 6 научных и учебно-методических работ общим объемом 16,6 п. л.

          Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов, выводов по каждой главе, заключения, списка использованной литературы и приложения. Список использованной литературы содержит 171 источник по теме исследования, включая публикации автора, а также 8 электронных. Приложение диссертации составляют: 1) результаты контрольных срезов педагогического эксперимента (таблицы); 2) репертуар учебного духового ансамбля с участием кларнета; 3) учебно-методические и нотные материалы для организации учебного процесса в классе кларнета и ансамбле духовых инструментов; 4) рекомендации А.С. Макаренко по организации коллективной художественной деятельности детей (цитатник).

          Условия и факторы ранней профессиональной адаптации исполнителей на духовых инструментах в учреждениях дополнительного образования

          Современные научные взгляды на сферу обучения и воспитания, теорию, методологию, методику и практику образования формируются под воздействием нескольких мощных факторов. С одной стороны, это непрерывные реформы, которые обусловливают появление новых требований к участникам образовательного процесса, в инструктивном порядке изменяют организационные условия деятельности педагогов и учащихся. С другой стороны, это самостоятельный интеллектуально-духовный поиск ученых и практиков в антропологических науках, формирование новых подходов, принципов, форм мышления и действий в отношении личности, развивающейся под воздействием новых знаний в области психологии, физиологии, управления, структурных и функциональных изменений в социокультурной сфере.

          Современная педагогическая парадигма формируется на обновленном теоретико-методологическом фундаменте, представляющем сплав классических и современных философских, гуманитарных и естественнонаучных воззрений на сущность человека, роль личности в изменяющемся социуме, значение профессионального самоопределения, личностного самосовершенствования, социального самоутверждения. Классические гуманистические идеи, лежащие в основе мировых религий и крупных философских концепций, подкрепляются и дополняются новейшими информационно-технологическими достижениями в области психологии, физиологии, управления, других наук и искусств. На подобном синтезе зарождаются, развиваются, оформляются новые педагогические концепции, методические системы, технологии обучения и воспитания. Представленная на страницах данного диссертационного труда система теоретических, методических и организационно-практических предложений по совершенствованию начальной профессиональной подготовки музыкантов-исполнителей на духовых инструментах базируется на подобном синтезе классических и современных концептуальных идей, теоретических положений и эмпирических научно-технологических результатов в различных антропологических областях.

          Объяснение причин выявленных проблем образовательного процесса в сфере исполнительства на духовых инструментах, обоснование идей по их нейтрализации, уточнение ключевых авторских теоретико-методологических и методических позиций осуществляется нами с помощью специально разработанного понятийно-терминологического аппарата.

          В нашей исследовательской деятельности главное внимание уделяется начальному процессу обучения кларнетистов. В течение нескольких лет нами проводились наблюдения за динамикой профессионального становления учащихся учреждений дополнительного образования (ДМШ и ДШИ), формирования у них на различных этапах и сроках обучения основных музыкальных и специальных инструментально-исполнительских компетенций. Нами была выявлена закономерная тенденция профессионального характера: юные исполнители на духовых музыкальных инструментах ансамблево-оркестрового профиля, в частности кларнетисты, в определенный период сталкиваются с целым комплексом проблем профессионального и личностного характера, который они не в состоянии разрешить. Это происходит именно при переходе от индивидуальных занятий к групповым, то есть в тот период обучения, когда учащиеся начинают привлекаться к игре в ансамбле. Им приходится привыкать к новой роли ансамблиста и оркестранта, налаживать новые социальные контакты, появляться на публике в новом качестве.

          Известно, что именно статус ансамблиста является для большинства исполнителей на духовых инструментах основным, но его приобретение становится для многих начинающих музыкантов психологически болезненным. Следует также отметить, что это происходит в сложный период взросления - младший подростковый возраст, когда обостряются все проблемы личности как социального, так и психофизиологического характера.

          В результате долгих размышлений, наблюдений, бесед с учащимися, выпускниками, педагогами, а также в процессе отдельных экспериментально-эмпирических проб мы пришли к выводу о необходимости коренного пересмотра тех методических положений, которые касаются определения основных форм учебной деятельности исполнителей на духовых инструментах ансамблево-оркестрового профиля на первом этапе их профессиональной подготовки.

          Сравнительно-аналитическим путем мы пришли к выводу, что для достижения более успешных образовательных результатов нужно реформировать начальный этап образовательного процесса в классе кларнета. Реформирование, по нашему мнению, должно заключаться в акцентировании внимания на коллективной форме инструментального исполнительства, то есть раннем погружении в специальность. Первым результатом данного реформирования будет являться успешная ранняя адаптация начинающих кларнетистов в той специальности, которая была ими выбрана в качестве основной инструментальной деятельности. Последующими логическими результатами должны стать снижение процента учащихся, бросающих занятия в среднем школьном возрасте, повышение процента выпускников ДМТТТ и ДШИ, поступающих в средние специальные и высшие учебные заведения по выбранной в учреждении дополнительного образования специальности, увеличение числа музыкантов-духовиков, отличающихся успешной профессиональной деятельностью.

          Совершенствование структуры и содержания образовательного процесса всегда сопровождается пересмотром учебно-методических материалов, на основании которых и осуществляется обучение, воспитание. развитие. В практике музыкального образования к учебным материалам относится, в первую очередь, нотный педагогический репертуар.

          Репертуарно-методический аспект имеет большое значение для разработки и становления методик инструментального обучения. Репертуарно-методическая политика преподавателя духового инструмента складывается из различных компонентов. К ним относятся принципы, которыми руководствуются методисты и преподаватели при составлении педагогического репертуара, методы и приемы, с помощью которых осуществляется освоение музыкальных произведений, средства, стимулирующие развитие технических и художественно-исполнительских способностей.

          Репертуарно-методический компонент тесно связан с историческим аспектом исследуемой педагогической области. В процессе популяризации исполнительского искусства на духовых инструментах, становления композиторских и исполнительских школ, развития системы обучения на духовых инструментах, и в частности на кларнете, постепенно формировался концертно-исполнительский и педагогический репертуар.

          В конце XVIII века и на протяжении всего XIX века кларнет как сольный и оркестровый инструмент постоянно расширял ареал своего музыкально-исполнительского, просветительского, культурно-досугового влияния. Возрастание числа желающих обучиться игре на данном музыкальном инструменте, открытие классов кларнета в общих и специальных средних и высших учебных заведениях, расширение концертно-исполнительского репертуара с участием кларнета вызвали, во-первых, интенсивное развитие производства музыкальных инструментов, а во-вторых, организацию выпуска печатных материалов теоретического, методического и дидактического (нотного) содержания по вопросам кларнетового исполнительского искусства. В Европе, а затем и в России начинает формироваться теоретико-методическая база кларнетовой педагогики и исполнительства.

          Теоретическое моделирование образовательного процесса в классе духового музыкального инструмента

          В сфере исполнительства на духовых музыкальных инструментах существует множество вариантов инструментального ансамбля, в состав которого входит кларнет. Педагог класса духового инструмента, решивший создать учебный ансамбль, получает возможность сформировать оптимальный для него инструментальный состав с учетом возможностей учреждения (наличия учебного процесса на выбранных инструментах, учащихся, желающих принять участие в ансамблевой деятельности, и т.д.).

          Как видно из содержания вышеприведенной таблицы, целостное представление об основных компетенциях, которые значимы для музыканта-инструменталиста, окончившего первую ступень профессионального музыкального образования, формируется на основе раскрытия сущности психоэмоциональных состояний, условий, закономерностей и особенностей их реализации (проявления).

          При этом очевидна прямая взаимосвязь между содержанием профессионально значимых компетенций и психоэмоциональным состоянием музыканта, являющемся средой для формирования и развития необходимых качеств, знаний, способностей, умений, навыков. Тем самым мы еще раз подтверждаем, что все профессионально значимые способности, умения, навыки, качества формируются исключительно на крепкой основе стабильно положительных психоэмоциональных состояний: «Средство, которое сплачивает людей в команде и рождает их преданность, - это эмоции, которые они испытывают» (43, с. 36).

          Это, в свою очередь, позволяет сделать следующий вывод. Успешное формирование и реализация практически всех профессионально-значимых компетенций кларнетиста напрямую либо косвенно зависит от педагога, его стиля взаимодействия с детьми, профессионального мастерства, интуиции, желания сделать своих учеников счастливыми, успешными, увлеченными его предметом. Новые требования к модели профессионального музыканта в аспекте компетентностного подхода влекут за собой потребность в пересмотре и совершенствовании традиционных видов, форм, методов, средств обучения и воспитания. Современные педагоги должны отказываться от тех педагогических мер, которые требуют больших временных затрат, не способствуют формированию в музыкантах необходимого потенциала для осуществления разносторонней широкомасштабной интегрированной деятельности, реализации всех социальных требований, личностных планов, профессиональных потребностей, творческой инициативности.

          Должность руководителя коллектива всегда предполагает наличие и широкое использование лидерских качеств. Термином «лидер» в специальной литературе (психологической, педагогической, управленческой) традиционно обозначается личность, обладающая особым комплексом качеств, способностей, навыков, знаний, позволяющих воздействовать на других людей, направлять, убеждать в целесообразности осуществления каких-либо действий, стимулировать достижение целей, важных как для руководителя, так и для всего коллектива. Подобные способности, качества, умения напрямую связаны со степенью владения руководителем-лидером психоэмоциональными рычагами управления коллективом.

          При разработке и обосновании компетентностных моделей учащегося-исполнителя на духовом инструменте ансамблево-оркестрового профиля (кларнетиста), преподавателя (по классу кларнета) - руководителя ансамбля духовых инструментов, методики совершенствования начальной подготовки, стратегии ранней адаптации начинающих исполнителей на духовых инструментах ансамблево-оркестрового профиля к профессиональной деятельности мы опирались на результаты современных исследований в области управления, неврологии, психологии ученых Гарвардского. Пенсильванского и Уэдерхедского университетов - Д. Гоулмана, Э. Макки, Р. Бояциса. Разработанная данными учеными теория управления коллективом на основании эмоционального лидерства широко используется среди руководителей высшего и среднего звеньев по всему миру.

          Авторы говорят о возможности - и даже целесообразности -применения разработанной ими модели управления на основе эмоционального интеллекта в сфере образования: «Какими бы стали наши школы (и дети), если бы в программу образования входило развитие эмоционального интеллекта, способного вызвать в других людях живой отклик? .... Это принесло бы пользу и самим молодым людям, что выразилось бы в частичном избавлении от социальных недугов .... от этого выиграло бы и общество в целом - благом для него стал бы более высокий уровень толерантности, заботы и личной ответственности» (43, с. 11). Таким образом, заявленные конечные результаты реализации модели эмоционально выверенного управления глобальны, гуманны, универсальны.

          Основные положения зарекомендовавшей себя теории эмоционального лидерства созвучны теоретико-методическим идеям и проблемам нашей практической деятельности. Не случайно один и тот же термин -«руководитель» - применяется для идентификации специалиста, организующего деятельность детского инструментального ансамбля, и специалиста, управляющего персоналом крупных компаний и корпораций. Руководитель должен уметь «зажигать» людей - вызывать в них готовность к действию», «вызвать резонанс - пробудить лучшие чувства», «вдохновлять, воодушевлять, пробуждать высокие чувства и поддерживать высокую мотивацию и преданность делу» (43, с. 7).

          Организационные, теоретико-методические и репертуарные аспекты формирующего эксперимента

          В результате проведения констатирующего эксперимента, а также осуществления изложенных выше исследований в области теории, методики и практики исполнительства на духовых музыкальных инструментах, организации коллективной деятельности, руководства ансамблями и оркестрами, были созданы условия для формирующего эксперимента в классе кларнета. В ходе его проведения нам предстояло определить на практике, имеется ли педагогическая и социальная эффективность от предложенной нами методики совершенствования начальной подготовки исполнителей на духовых инструментах, в частности осуществляется ли ранняя профессиональная адаптация кларнетистов, нейтрализуются ли выявленные нами противоречия и проблемы в области обучения игре на духовых музыкальных инструментах ансамблево-оркестрового профиля. Мы поставили перед собой задачу проверить эффективность реализации созданных личностных моделей в нескольких, наиболее традиционных по инструментальному составу, духовых ансамблях.

          Формирующий эксперимент начался в сентябре 2003 года. Экспериментальную группу составили 6 учащихся-кларнетистов первого класса Детской школы искусств им. М.А. Балакирева (г. Москва). Контрольная группа, состоявшая из 6 кларнетистов-первоклассников, была создана в Духовой детской музыкальной школе № 2 (г. Балашиха), где осуществлялся традиционной образовательный процесс.

          При обучении экспериментальной группы все учебное время, отведенное на обучение в классе кларнета, было разделено на две части. Половина учебного времени отводилась для проведения индивидуальных занятий, вторая - для проведения групповых занятий.

          Индивидуальная форма обучения игре на музыкальном инструменте является обязательной. Нельзя полностью отказываться от индивидуальных занятий, если речь не идет об элементарном инструментальном музицировании. В то же время, если групповая форма исполнительства является естественной формой музицирования по отношению к конкретному инструменту, то вполне логично, что групповая форма обучения признается высокоэффективной для конкретного инструмента. В связи с установлением данной взаимосвязи следует произвести пересмотр учебного плана и перераспределить часы, традиционно отведенные для индивидуальных занятий.

          Занятия по кларнету, согласно учебному плану, должны были проводиться два раза в неделю. С учетом вышесказанного, одно занятие в течение недели мы проводили в индивидуальной форме, а второе представляло собой обучение в ансамбле.

          Для составления объективного мнения о результатах обучения кларнетистов с преобладанием коллективной - ансамблевой формы обучения нам необходимо было создать условия для достоверного сопоставления.

          Мы решили проводить систематическое наблюдение за ходом обучения кларнетистов в Духовой детской музыкальной школе №2 (г. Балашиха), где нами проводились ранее наблюдения в рамках констатирующего эксперимента. С первых дней образовательный процесс в классе кларнета, где занималась наша контрольная группа - также 6 кларнетистов, - был построен в соответствии с традиционными педагогическими взглядами. В то же время кларнетисты контрольной группы участвовали во всех контрольных проверках, проводившихся нами в рамках формирующего эксперимента.

          С сентября 2003 г. нам была предоставлена возможность в процессе наблюдения, бесед, тестирования (проведения контрольных срезов) сравнивать динамику профессионального становления и общего личностного развития музыкантов-кларнетистов, обучающихся по традиционной схеме и альтернативной, разработанной нами.

          Для получения достоверных данных на протяжении всего хода эксперимента нам необходимо было выяснить состояние основных умений, способностей, качеств, составляющих профессиональные компетенции кларнетистов в соответствии с предложенной нами моделью. Оперирование подобными данными позволило бы нам установить начальный уровень общего и музыкального развития детей экспериментальной и контрольной групп. С этим начальным уровнем в дальнейшем можно было бы сравнивать новые результаты, получаемые в процессе обучения музыкантов на протяжении нескольких лет.

          В начале сентября 2003 г. мы осуществили первую контрольную проверку детей, включенных в экспериментальную и контрольную группы. Задания, которые получали испытуемые, имели отношение к проблематике нашего исследования. Результаты выполнения заданий предоставляли возможность установить степень сформированности основных профессионально и социально значимых компетенций у кларнетистов. Это означает, что содержательный объем контрольного среза соответствовал содержанию разработанной нами компетентностной модели кларнетиста.

          Таким образом, данная контрольная проверка позволяла дополнительно выяснить (подтвердить либо опровергнуть), отражает ли в ходе практической реализации созданная нами модель все ключевые компоненты, организационные особенности, общепринятые традиционные и новые, диктуемые современными социально-культурными изменениями, требования, предъявляемые к специальности и её исполнителям.

          Содержание формирующего и контрольного экспериментов по организации учебного ансамбля духовых инструментов с участием кларнета

          Анализ теоретического, методологического, организационно-методического, социально-коммуникативного, жанрово-репертуарного аспектов начальной профессиональной подготовки исполнителей на духовых музыкальных инструментах позволил установить причины появления вышеперечисленных проблем и разработать комплекс мер - подходов, принципов, методов, приемов, форм, средств, позволяющих решить выявленные проблемы педагогики исполнительства на духовых инструментах.

          Предложены ко внедрению организационно-методические инновационные решения, обеспечивающие успешную раннюю профессиональную адаптацию начинающих музыкантов в выбранной инструментальной специальности, сохранение заинтересованности в обучении, увлечение инструментальным исполнительством, повышение учебной и профессиональной исполнительской мотивированности.

          Выявлено, что для исполнителей на духовых музыкальных инструментах ансамблево-оркестрового профиля наиболее естественными условиями подготовки будут являться коллективные формы обучения, имитирующие традиционные формы выбранной профессиональной деятельности. Регулярные систематические занятия в ансамбле с первых лет обучения позволят начинающим исполнителям на духовых инструментах на раннем этапе адаптироваться в выбранной сфере музыкального искусства, сформировать за время обучения на фундаментальном уровне профессионально значимые компетенции.

          Совершенствование профессиональной подготовки учащихся на духовых музыкальных инструментах должно осуществляться исходя из сущности конкретного музыкального инструмента и особенностей профессиональной исполнительской деятельности. Кларнетистам в процессе обучения необходимо приобретать навыки совместного исполнительства с исполнителями на клавишных, деревянных духовых, медных духовых, струнных смычковых музыкальных инструментах, так как данные инструментальные составы широко востребованы в современной музыкально-исполнительской практике.

          Инструментальные составы учебного ансамбля должны соответствовать составам существующих профессиональных ансамблей духовых инструментов. Обучение в естественных профессиональных условиях позволяет решать педагогические, психологические и социальные задачи: раннее привыкание учащегося к выбранной сфере музыкального исполнительского искусства, особенностям профессии инструменталиста-ансамблиста, повышение уровня профессионального мастерства; выработка коммуникативно-исполнительских навыков, активизация интеллектуальных способностей, творческой инициативности; обогащение жанрового спектра концертного репертуара; расширение профессиональных исполнительских, педагогических, творческих, социокультурных возможностей, развитие и укрепление мотивации к продолжению профильного обучения и профессиональной исполнительской деятельности.

          Ключевое организационно-психологическое условие совершенствования подготовки исполнителей на духовых инструментах -положительная эмоциональная атмосфера, которую преподаватель должен создавать, применяя технику эмоционально-выверенного управления коллективом. Адаптация научно-теоретического и организационно-практического опыта в области психологии, физиологии, управления в контексте проблемы коллективного обучения детей школьного возраста музыкальному искусству позволила сформировать современный теоретико-методологический фундамент для построения стратегий педагогического воздействия и взаимодействия в инструментально-исполнительском коллективе, разработать модели учащегося-исполнителя на духовом инструменте и преподавателя-руководителя ансамбля.

          Предложенные компетентностные модели учащегося и педагога согласованы и взаимосвязаны между собой в их основном содержании, личностных характеристиках, отражают возможности решения проблем современной педагогики в сфере исполнительства на духовых инструментах, определяют организационное содержание методики совершенствования начальной профессиональной подготовки исполнителей на духовых инструментах, вектор и условия её реализации.

          Результаты шестилетнего формирующего эксперимента и двухлетнего контрольного эксперимента подтвердили состоятельность выдвинутой гипотезы, выявили целесообразность реализации созданных компетентностных моделей учащегося-исполнителя на духовом инструменте ансамблево-оркестрового профиля и педагога-руководителя ансамбля духовых инструментов, эффективность предложенной методики совершенствования начальной подготовки исполнителей на духовых инструментах.

          Разработанная методика совершенствования начальной подготовки исполнителей на духовых инструментах содержит модельно-проектный, теоретико-методический, учебно-репертуарный, психолого коммуникативный модули. Внедрение предложенной методики в учреждениях дополнительного образования позволяет: - обеспечить эффективную раннюю профессиональную адаптацию начинающих исполнителей на духовых инструментах, нейтрализовать проблемы традиционного процесса профессиональной подготовки музыкантов-духовиков в учреждениях дополнительного образования; - реализовать дидактический принцип развивающего обучения в области кларнетового исполнительского искусства, усовершенствовать образовательный процесс в учреждениях дополнительного образования в соответствии с современными педагогическими, профессиональными исполнительскими и социокультурными требованиями; - повысить уровень музыкально-исполнительской подготовки, сохранить контингент изначально мотивированных учащихся, обогатить музыкально-теоретический и практический исполнительский опыт, обеспечить преемственность между начальным, средним и высшим звеньями системы музыкального образования; - выработать коммуникативно-организаторские навыки работы в ансамблях различных инструментальных составов, дисциплинированность, ответственность, раскрыть индивидуальную творческую инициативность музыкантов, личностные качества и способности; - максимально обогатить жанрово-тематический технический учебный и художественный концертный репертуар кларнетистов, расширить профессионально-исполнительские, образовательные и социокультурные перспективы выпускников.

          Материалы диссертационного труда, раскрывающие историко музыковедческий, организационно-методический, дидактический, психолого-педагогический, жанрово-тематический аспекты организации ансамблевого музицирования исполнителей на духовых инструментах, позволяют педагогам духовых инструментальных специальностей системы дополнительного образования совершенствовать качество обучения на духовых музыкальных инструментах, существенно дополнить содержание учебных дисциплин и курсов в средних и высших музыкальных и музыкально-педагогических учебных заведениях.

          Похожие диссертации на Совершенствование начальной подготовки исполнителей на духовых музыкальных инструментах : на примере учебного процесса в классе кларнета