Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Совершенствование содержания и методики обучения изобразительному искусству в начальной национальной школе обско-угорских народов Березуцкая Любовь Васильевна

Совершенствование содержания и методики обучения изобразительному искусству в начальной национальной школе обско-угорских народов
<
Совершенствование содержания и методики обучения изобразительному искусству в начальной национальной школе обско-угорских народов Совершенствование содержания и методики обучения изобразительному искусству в начальной национальной школе обско-угорских народов Совершенствование содержания и методики обучения изобразительному искусству в начальной национальной школе обско-угорских народов Совершенствование содержания и методики обучения изобразительному искусству в начальной национальной школе обско-угорских народов Совершенствование содержания и методики обучения изобразительному искусству в начальной национальной школе обско-угорских народов Совершенствование содержания и методики обучения изобразительному искусству в начальной национальной школе обско-угорских народов Совершенствование содержания и методики обучения изобразительному искусству в начальной национальной школе обско-угорских народов Совершенствование содержания и методики обучения изобразительному искусству в начальной национальной школе обско-угорских народов Совершенствование содержания и методики обучения изобразительному искусству в начальной национальной школе обско-угорских народов Совершенствование содержания и методики обучения изобразительному искусству в начальной национальной школе обско-угорских народов Совершенствование содержания и методики обучения изобразительному искусству в начальной национальной школе обско-угорских народов Совершенствование содержания и методики обучения изобразительному искусству в начальной национальной школе обско-угорских народов
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Березуцкая Любовь Васильевна. Совершенствование содержания и методики обучения изобразительному искусству в начальной национальной школе обско-угорских народов : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Березуцкая Любовь Васильевна; [Место защиты: Ом. гос. пед. ун-т].- Омск, 2007.- 153 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-13/2957

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Научно-теоретические основы совершенствования содержания и методики обучения изобразительному искусству в начальной национальной школе обско-угорских народов 14

1.1. Психолого-педагогические аспекты проблемы совершенствования содержания и методики обучения изобразительному искусству в национальной школе 14

1.2. Условия совершенствования содержания и методики обучения изобразительному искусству в начальной национальной школе обско-угорских народов 34

1.3. Система этнохудожественного образования учащихся начальной национальной школы обско-угорских народов 45

Глава 2. Реализация системы этнохудожественного образования учащихся начальной национальной школы обско-угорских народов в условиях опытно- экспериментального обучения изобразительному искусству 61

2.1. Исследование состояния этнохудожественного образования учащихся начальной национальной школы обско-угорских народов 61

2.2. Совершенствование содержания и методики обучения изобразительному искусству в начальной национальной школе обско-угорских народов 70

2.3. Содержание интегративных курсов подготовки учителей изобразительного искусства к формированию этнохудожественных знаний и умений учащихся 86

2.4. Проверка эффективности экспериментальной системы этнохудожественного образования учащихся начальной национальной школы обско-угорских народов 93

Заключение 109

Список литературы 113

Приложения 128

Введение к работе

Актуальность исследования. Понимание самобытности и уникальности каждой национальной культуры, создание общего культурного пространства, в котором могли бы развиваться разные народы, является сегодня одной из приоритетных задач общества и образовательной политики Российской Федерации. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» говорится о необходимости совершенствования школьного образования. Государство и общество связывают решение основных проблем сохранения и развития национальной культуры с региональным школьным образованием, которое является ресурсом развития любого этноса. В «Законе об образовании Российской Федерации» установлены общие требования к содержанию образования, которые должны обеспечивать интеграцию личности в национальную и мировую культуру. Ребенок должен знать, что этнокультура его народа является частью российской и мировой культуры, обогащает их и является такой же уникальной, как и культуры других народов. В педагогической науке прослеживается тенденция введения в содержание образования основ национальной культуры (К.Ж. Амиргазин, Л.Х. Балагова, 3.0. Кекеева, B.C. Кузин, СП. Ломов, П.В. Макаров, О.В. Морева, И.Н. Полынская, В.И. Прокопенко, Н.Н. Ростовцев, Н.Д. Слесарева, В. К. Шаповалова, Е.В. Шорохов, Т. Я. Шпикалова и др.).

Для современной российской образовательной системы характерно усиление этнизации содержания образования в национальной школе. Эту проблему, в той или иной мере, разрабатывали ученые: А.Е. Афанасьев, Л.Х. Балагова, Г.Н. Волков, Л.А. Ибрагимова, Н.Д. Неустроев и др. По вопросу этнизации образования в национальной школе ученые единогласны в том, что национальная школа должна развиваться с учетом традиций этноса в обучении и воспитании детей.

Большую роль в решении задач сохранения и развития этнокультуры может сыграть художественное образование в национальной школе. «Задача искусства состоит в том, чтобы показать суть, своеобразие одной культуры в от-

личие от других культур, в ее целостности. Искусство выступает как «код» культуры, который делает приобщение человека к своей и иной культуре более легким и интересным» (Л.А. Ивахнова).

Проблемам этнохудожественного образования учащихся национальной школы посвящены исследования многих ученых (О.М. Батчаев, Е.Л. Егорова, И.В. Земцова, В.Ф. Канев, А.В. Молчева, Е.М. Новиков, И.М. Раджабов, И.М. Федорова и др.). Однако недостаточно исследованы проблемы этнохудожественного образования учащихся коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, в частности учащихся национальной школы обско-угорских народов: ханты и манси. Этнокультура обско-угорских народов Ханты-Мансийского автономного округа (ХМАО) занимает достойное место среди других культур российского народа. В 1990-е гг. правительством ХМАО, национальной общественностью был принят ряд важнейших мер, направленных на возрождение, сохранение и развитие традиционных культур. Видные представители коренных малочисленных народов Севера, осознавая ценность для человечества этнокультуры - наследия своих предков, направили свои усилия на сохранение и развитие родных языков и художественной культуры: (К.В. Афанасьева, А.Л. Бугаева, Т.В. Волдина, М.А. Лапина, Т.А. Молданова, Е.А. Немысова, Е.И. Ромбандеева, А.И. Сайнахова, В.Н. Соловар, Т.Г. Харам-зин и др.). Однако на современном этапе модернизации образования в национальной школе обско-угорских народов не уделяется достаточного внимания решению проблемы этнохудожественного образования учащихся на занятиях по изобразительному искусству. В традиционно сложившейся системе художественного образования учащихся национальной школы игнорируется потребность общества в сохранении этнокультуры народа, не ставится целью формирование национального самосознания и этнохудожественных знаний и умений у учащихся национальной школы. Отсутствуют учебные программы и наглядно-методические материалы по изобразительному искусству для национальных школ обско-угорских народов с этнокультурным содержанием, а также официальные документы и методические рекомендации, помо-

гающие учителю разрабатывать содержание этнохудожественого образования учащихся самостоятельно. Кроме того, учитель недостаточно подготовлен к формированию этнохудожественных знаний и умений средствами современных педагогических технологий обучения изобразительному искусству. Сегодня национальная школа не в полной мере использует в обучении детей современные педагогические технологии, «активные» методы и разнообразные формы обучения. Вместе с тем в материалах по модернизации российского образования указано на необходимость использования современных педагогических технологий обучения и воспитания школьников, основными характеристиками которых является организация педагогического процесса, в котором во главу угла ставится уникальная личность каждого ребенка. В этой связи в процессе обучения учащихся начальной национальной школы обско-угорских народов изобразительному искусству необходимо ориентироваться на гуманистические идеи образования, обеспечивающие высокие результаты.

Следовательно, современная национальная школа обско-угорских народов нуждается в совершенствовании содержания и методики обучения изобразительному искусству и на этой основе - в решении проблемы этнохудо-жественного образования учащихся.

Современные документы Министерства образования РФ дают возможность любой национальной школе совершенствовать учебно-воспитательный процесс по изобразительному искусству, учитывая национально-региональные особенности края. Однако учителя национальной школы обско-угорских народов не могут самостоятельно решать обозначенные проблемы в силу того, что школа в обучении изобразительному искусству опирается на программы, которые являются типовыми для всех учащихся России. Для определенной национальной школы учителю необходимо дополнять и отбирать содержание учебной программы самостоятельно, не имея ориентира для решения данной задачи; учитель начальной национальной школы недостаточно компетентен в вопросах применения при обучении изобразительному искусству наиболее эффективных педагогических технологий, форм и

6 методов обучения; учителя нуждаются в совершенствовании профессиональных знаний и умений по методике обучения изобразительному искусству, эт-нокультуре обско-угорских народов; учителю необходимы учебно-методические материалы по изобразительному искусству, включающие этно-художественный компонент, которые должны быть разработаны на основе научных исследований, апробированы, доказаны практикой и успешными результатами.

Анализ научных подходов к данной проблеме и существующей практики позволил выявить противоречия: между необходимостью в совершенствовании содержания и методики обучения изобразительному искусству учащихся начальной национальной школы обско-угорских народов и сложившейся системой обучения школьников изобразительному искусству; между этнокультурными потребностями общества в области художественного образования и недостаточной разработанностью содержания и методики обучения изобразительному искусству в начальной национальной школе обско-угорских народов. Данные противоречия вызвали необходимость исследования проблемы разработки содержания и методики обучения изобразительному искусству, способствующих формированию этнохудожественных знаний и умений учащихся начальной национальной школы. Сказанное обусловливает актуальность темы данного исследования.

Цель исследования - теоретическое обоснование и экспериментальная проверка условий совершенствования содержания и методики обучения изобразительному искусству учащихся начальной национальной школы обско-угорских народов, способствующих формированию этнохудожественных знаний и умений.

Объект исследования - учебно-воспитательный процесс по изобразительному искусству учащихся начальной национальной школы обско-угорских народов.

Предмет исследования - совершенствование содержания и методики обучения изобразительному искусству, реализация которых способствует формированию этнохудожествснных знаний и умений учащихся.

Гипотеза исследования состоит в том, что совершенствование содержания и методики обучения изобразительному искусству будет успешным, если:

в содержание учебной программы по изобразительному искусству внедрен и реализуется в процессе обучения национально-региональный (этнокультурный) компонент образования, соответствующий национальным интересам и потребностям ученика;

учебно-воспитательный процесс по изобразительному искусству в начальной национальной школе будет организован как специальная художественно-творческая деятельность, направленная на формирование у учащихся этнохудожественных знаний и умений;

учебно-воспитательный процесс по изобразительному искусству ориентирован на современные педагогические технологии;

учитель художественно-технологически и методически подготовлен к этнохудожественному образованию учащихся начальной национальной школы обско-угорских народов.

Задачи исследования:

1. Раскрыть психолого-педагогические аспекты проблемы совер
шенствования содержания и методики обучения изобразительному искусству
в национальной школе.

  1. Определить условия совершенствования содержания и методики обучения изобразительному искусству в начальной национальной школе обско-угорских народов.

  2. Обосновать систему этнохудожественного образования учащихся начальной национальной школы обско-угорских народов, ориентированную на национальную культуру и современные образовательные технологии; разработать критерии и показатели системы, определить уровни сформированно-

сти у учащихся этнохудожественных знаний и умений, определить уровни подготовки учителя к реализации системы.

  1. Разработать программу обучения учащихся изобразительному искусству для начальной национальной школы, включающую этнохудожественный компонент.

  2. Разработать интегративные курсы для подготовки учителей национальной начальной школы к реализации системы этнохудожественного образования учащихся.

  3. Экспериментально проверить эффективность разработанного содержания и методики этнохудожественного образования учащихся начальной национальной школы обско-угорских народов в процессе обучения изобразительному искусству.

Методологическую основу исследования составляют: теория культуры (B.C. Библер, М.С. Каган, М.К. Петров и др.); психологические теории учения (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов и др.); теория оптимизации учебно-воспитательного процесса (Ю.К. Бабанский); гуманистические и этнокультурные идеи образования (К.Д. Ушинский, А.В. Бакушинский, Г.Н. Волков и др.); концепция конструирования содержания учебных предметов (Л.А. Ивахнова); концепции художественного образования школьников (B.C. Кузин, СП. Ломов, Н.Н. Ростовцев, Н.М. Сокольникова, Е.В. Шорохов, Т.Я. Шпикалова и др.).

Источники исследования: труды философов, педагогов, психологов, этнологов, культурологов, методистов по проблемам содержания образования, дидактов художественной педагогики, «Закон об образовании РФ», «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», учебные планы и учебные программы по изобразительному искусству для общеобразовательных школ РФ.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы, анализ программ, учебных пла-

нов, стандартов начального образования, педагогическое наблюдение, беседа, опрос, анкетирование; констатирующий и формирующий эксперименты; обобщение и статистическая обработка данных, количественный анализ и качественная интерпретация полученных результатов экспериментальной работы с учащимися и учителями.

Достоверность и обоснованность основных научных результатов, полученных в исследовании, обеспечивается совокупностью методов, адекватных целям и задачам исследования; качественным и количественным анализом результатов исследования; системой апробации и внедрения основных положений исследования в педагогическую практику школы, вуза и института повышения квалификации работников образования.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования обсуждались на научно-практических конференциях:

международных (Санкт-Петербург - 1996, 1998; Нижневартовск -2005; Ханты-Мансийск - 2006);

всероссийских, межвузовских (Магнитогорск - 1996; Екатеринбург -1997; Курск - 1998; Белгород - 1998; Нижневартовск - 1998, 2005, 2007; Тюмень - 2005; Махачкала - 2006; Шадринск - 2006; Красноярск - 2007; Тобольск - 2007; Омск - 2007);

ежегодно сообщались на кафедрах изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства, педагогики и методики начального обучения Нижневартовского государственного гуманитарного университета, на кафедре изобразительного искусства и методики его преподавания Омского государственного педагогического университета.

Основные положения отражены в статьях и тезисах, опубликованных в международных и межвузовских сборниках научных трудов.

Проблемы подготовки и переподготовки учительских кадров по изобразительному искусству для национальных школ обско-угорских народов обсуждались на кафедре менеджмента образования Нижневартовского филиала окружного ИПК РО (1996-2006).

Результаты исследования внедрены в школьную образовательно-воспитательную практику Нижневартовского района ХМАО Тюменской области: в Варьеганскую национальную общеобразовательную школу, в Ларь-якскую национальную общеобразовательную школу, в Корликовскую национальную общеобразовательную школу, в вузовскую образовательно-воспитательную практику на заочном отделении Нижневартовского государственного гуманитарного университета, в систему подготовки и переподготовки учителей национальной школы на базе Нижневартовского филиала окружного ИПК РО ХМАО.

Базой исследования явились: национальные школы обско-угорских народов Нижневартовского района ХМАО Тюменской области (Варьеганская национальная общеобразовательная школа, Ларьякская национальная общеобразовательная школа, Корликовская национальная общеобразовательная школа); в исследовании были задействованы студенты заочного отделения ХГФ и ПИМНО Нижневартовского государственного гуманитарного университета, слушатели Нижневартовского окружного филиала ИПК РО ХМАО (учителя национальных школ обско-угорских народов Нижневартовского района ХМАО).

Этапы и процедура исследования.

На первом этапе (1996-1999) проведен анализ состояния проблемы, изучены теоретические источники, определены цель и задачи исследования, разработан научный аппарат, проведен констатирующий эксперимент.

На втором этапе (2000-2001) были выявлены источники, условия и средства формирования этнохудожественных знаний и умений у учащихся начальной национальной школы обско-угорских народов в процессе обучения изобразительному искусству. Разработана программа этнохудожествен-ного образования для учащихся начальной национальной школы обско-угорских народов, ориентированная на национальную культуру и современные педагогические технологии. На этом этапе уточнены теоретические положения

11 исследуемой проблемы и скорректированы учебно-методические материалы для учащихся и учителей.

На третьем этапе (2002-2006) проведен формирующий эксперимент, направленный на реализацию системы этнохудожественного образования учащихся начальной национальной школы обско-угорских народов, осуществлена подготовка учителей на специальных курсах повышения квалификации.

На четвертом этапе (2005-2007) систематизирован теоретический и экспериментальный материал исследования. Осуществлено оформление результатов исследования в виде учебно-методических рекомендаций и диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость заключаются в том, что:

определены методологические основы совершенствования содержания и методики обучения изобразительному искусству в начальной национальной школе обско-угорских народов;

научно обоснована необходимость формирования этнохудожественных знаний у учащихся начальной национальной школы обско-угорских народов;

определена система этнохудожественного образования учащихся начальной национальной школы обско-угорских народов, ориентированная на национальную культуру и современные педагогические технологии;

разработаны учебно-методические материалы для начальной национальной школы обско-угорских народов: экспериментальная учебная программа по изобразительному искусству и поурочно-тематический план занятий (для 1-4 классов);

обоснована необходимость подготовки учителей к формированию этнохудожественных знаний и умений и разработаны учебно-методические материалы для учителей национальной школы в условиях специальных курсов.

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

разработаны и внедрены экспериментальная учебная программа по изобразительному искусству и поурочно-тематический план занятий для начальной национальной школы обско-угорских народов; экспериментальный учебно-методический материал для подготовки учителя к реализации задач этнохудожественного образования учащихся начальной национальной школы: курс «Психология, педагогика, методика обучения изобразительному искусству в начальной национальной школе обско-угорских народов», курс «Духовная и материальная культура обско-угорских народов Ханты-Мансийского автономного округа: ханты и манси»;

полученные результаты исследования могут в дальнейшем применяться учителями национальной школы на занятиях технологии, художественного труда, в проведении интегрированных занятий и т. д.;

разработанная нами методика и материалы могут быть использованы в вузе при подготовке студентов к работе в национальной школе, при подготовке и переподготовке учителей национальных школ в институте повышения квалификации работников образования ХМАО;

основные положения обучения учащихся обско-угорских народов изобразительному искусству с учетом этнокультуры можно использовать в любой национальной школе России.

Положения, выносимые на защиту:

обоснование необходимости совершенствования содержания и методики обучения изобразительному искусству в начальной национальной школе обско-угорских народов;

условия, необходимые для совершенствования содержания и методики обучения изобразительному искусству в начальной национальной школе обско-угорских народов;

система этнохудожественного образования учащихся начальной национальной школы обско-угорских народов, ориентированная на национальную культуру и современные образовательные технологии;

характеристика уровней сформированное этнохудожественных знаний и умений учащихся;

учебно-методические материалы для начальной национальной школы обско-угорских народов: экспериментальная учебная программа по изобразительному искусству и поурочно-тематический план занятий для 1-4 классов;

содержание интегративных курсов для подготовки учителей начальных классов национальной школы.

Структура диссертации. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения. Диссертация проиллюстрирована фотографиями с работ учащихся и учителей.

Психолого-педагогические аспекты проблемы совершенствования содержания и методики обучения изобразительному искусству в национальной школе

На современном этапе развития человечества наблюдается повышенный интерес мировой общественности к этническим проблемам. Изучением этих проблем занимаются представители разных наук. Проблемы этнического возрождения не обошли стороной и российскую систему образования, в ней происходят глобальные изменения. Смена парадигмы российского образования осуществляется в соответствии с запросами страны и современной жизнью общества. Сегодня каждый этнос стремится сохранить свою национальную культуру, необходимую для преемственности поколений. Образовательная система в России, в том числе и в регионах, является основным ресурсом развития любого этноса, возрождения и сохранения самобытной культуры.

Сегодня считается приоритетным использование в современной образовательной системе «этнокультурного компонента» содержания образования, благодаря которому предполагается решить многие актуальные проблемы современности: сохранение национального самосознания, духовного наследия этноса, трансляцию национальной культуры, в том числе и художественной, введение личности в систему мировой и национальной культуры. Отдельные теоретические и методические рекомендации по проблемам этнокультурного компонента содержания образования представлены в работах следующих исследователей: Афанасьева В.Ф., Балаговой Л.Х., Бекетовой Н.Е., Болотиной Г.К., Буториной Т.С., Ибрагимовой Л.А., Канева В.Ф., Ке-кеевой З.О., Лебедевой О.В., Макарова П.В., Моревой О.Л., Мукаевой Л.Н., Перминовой Л.М., Полынской И.Н., Прокопенко В.И., Рулиной В.Д., Слесарева Н.Д., Тюменцевой З.П., Жупанина СИ., Федоровой Л.И., Шаповаловой В.К. и др. Все эти исследователи считают, что решение проблем этнокультурного образования российских школьников является сегодня приоритетной задачей.

В последние десятилетия в российской педагогической науке активизировались поиски по различным аспектам этнохудожественного образования. Ученые и педагоги исследуют и решают проблемы совершенствования содержания и методики обучения изобразительного искусства в школе. Введение в содержание учебных предметов различных аспектов национальной, народной культуры по художественным специальностям - дело для педагогов не новое. Достаточное количество современных исследователей рассматривали эти проблемы, среди них: Батчаев О.М. (использование национальных традиций в подготовке учителя изобразительного искусства); Егорова Е.Л. (формирование основ этнокультуры у школьников на занятиях по иллюстрированию народных сказок Коми); Земцова И.М. (теория и методика обучения детей народным росписям Коми); Кекеева 3.0. (ориентация студентов педагогического колледжа на национальную культуру калмыков); Молчева А.В. (развитие декоративного творчества детей на материале народного искусства республики Башкортостан); Новиков Е.М. (изучение национально-регионального компонента образования в школах Русского Севера); Раджа-бов И.М. (национально-художественные традиции Дагестана в обучении изобразительному искусству в школе); Шпикалова Т.Я. (народное декоративно-прикладное искусство в системе профессиональной подготовке учителя) и многие другие. В своих исследованиях они указывают на необходимость изучения на уроках изобразительного искусства этнокультурного компонента, способствующего совершенствованию художественного образования школьников и развитию их творческих способностей, а также сохранению и развитию национальной культуры этноса.

Авторы различных концепций художественного образования в той или иной мере затрагивают вопросы изучения на уроках изобразительного искусства национальной художественной культуры и искусства.

В этом аспекте выделяются труды крупного ученого в области художественного образования B.C. Кузина. В своих трудах B.C. Кузин указывает на необходимость знаний исторического развития и теоретических основ искусства рисунка, живописи, архитектуры в контексте мировой, отечественной и региональной культуры будущими учителями изобразительного искусства. Его научные исследования и опыт педагогической деятельности нашли свое отражение в концепции, заложенной в основу учебных программ по изобразительному искусству для общеобразовательной школы (1970-2005 гг.), в работах по методике преподавания изобразительного искусства. Данная концепция художественного образования школьников основана на реалистической школе рисунка. Основной целью обучения становится освоение учащимися основ изобразительной грамоты и на этой основе развитие творческих способностей. В. С. Кузин указывает на возможности учебного предмета «Изобразительное искусство» в формировании элементов национальной художественной культуры и искусства (119).

Для нашего исследования представляют интерес труды Т.Я. Шпикало-вой. Основным тезисом концепции Т.Я. Шпикаловой является: - «Народное искусство должно стать частью школьного образования» (116). Главным в обучении учащихся становится процесс формирования самосознания у школьников посредством изучения культуры своего народа, его истории. Автор данной концепции считает, что это усвоение возможно при условии развития эмоционально-чувственной сферы учащихся, их воображения, проникновения в слои своей национальной культуры. Освоение знаний и умений в области народного искусства позволяют ребенку видеть, понять материальные ценности и духовную культуру своего народа. Только уважая память своих предков, человек будет уважать память и других народов. Изучение детьми народного искусства своего народа не приведет к разобщению, поскольку, обогащаясь художественными знаниями о родном искусстве, они способны понять и культуры других народов. В данной концепции предлагается изучать различные типы творчества: профессиональное, академическое и народное. Т.Я. Шпикаловой разработаны теоретические и научно-методические основы повышения роли русского народного декоративно-прикладного и изобразительного искусства для формирования у детей национального самосознания и творческих способностей (171).

Система этнохудожественного образования учащихся начальной национальной школы обско-угорских народов

Как мы выяснили в предыдущих параграфах, совершенствование содержания и методики обучения изобразительного искусства в национальной школе ученые и педагоги видят через этнизацию учебно-воспитательного процесса. Притом, что каждая национальная школа должна иметь возможность на уроках изобразительного искусства изучать свою национальную культуру.

В данном параграфе нашего исследования сделана попытка представить систему этнохудожественного образования учащихся начальной национальной школы обско-угорских народов; определить критерии и показатели этой системы.

Этнокультура является частью культуры и как часть целого имеет все характеристики целого. В трудах ученых представлены различные точки зрения на природу культуры (B.C. Библер, Э.С. Маркарян, М.С. Каган, В.М. Межуев, М.К. Петров и др.). Понятие «культура» трактуется учеными по-разному. Мы придерживаемся определения, данного в «Философском энциклопедическом словаре», что культура - это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе (155).

Интересной для нашего исследования является концепция культуры, автором которой является М.К. Петров (111). Его концепция включает идею образования и связана с разработкой механизма передачи (трансляции) знаний от поколения к поколению. Основой типологии культуры служит «социальная наследственность», под которой ученый понимает «преемственное воспроизведение людьми характеристик, навыков, умений, ориентиров, социально значимых для данного общества» (111, с.29). Критерием построения содержания является фрагментация и интеграция частей знаний в целое в соответствии с психофизиологическими возможностями человека. Ученый понимает термин «деятельность» как два вида человеческой активности и разделяет в этой связи на «деятельность» и «общение». Для обозначения фраг-ментированных знаний, т. е. сокращенной общественно значимой информацией, подготовленной для передачи в определенных видах деятельности средствами общения, М.К. Петров вводит термин «социокод». Являясь частью мировой культуры, национальная культура всегда принадлежит конкретному народу, этносу. В этой связи, определим значение слов «этническая культура» и «этнос».

Ю.М. Бромлей определяет этнос как социокультурное явление. Этнической общностью, которую ученый называл «этникосм», является исторически сложившаяся на территории устойчивая совокупность людей, обладающих не только общими чертами, но и относительно стабильными особенностями культуры, включая язык и психику, а также сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований (самосознанием), фиксированным в самоназвании (этнониме) (109).

СВ. Лурье дает такое определение слову этнос: «Этнос - это социальная общность, которой присущи специфические культурные модели, обусловливающие характер активности человека в мире, и которая функционирует в соответствии с особыми закономерностями, направленными на поддержание уникального для каждого общества соотношения культурных моделей внутри общества в течение длительного времени, включая периоды крупных социокультурных изменений. Этнологическая культура собственно и подразумевает собой структуру, скрепляющую данное общество и предохраняющую его от распада (80, с.42). Этнос можно понимать как общество, являющееся носителем определенной культуры.

Одной гранью культуры является искусство. Среди сфер культуры наиболее значимой для нашего исследования представляется когнитивная сфера культуры, в которую входит не только наука. Одним из каналов на различных этапах развития общества всегда выступало искусство, выполняющее познавательную функцию в опосредованной форме (Л.А. Ивахнова).

М.С. Каган в своих трудах высказывает мнение, что искусство является самым эффективным посредником: оно делает более легким «вхождение» в чужую культуру, приобщение к ней (48). Вот почему так важно строить сегодняшнее художественное образования учащихся таким образом, чтобы «диалог культур» способствовал духовному обогащению ребенка, его всестороннему и этнокультурному развитию. Национальная художественная культура, народное искусство является носителем этнической специфики. Об этом же говорит Ю.В. Бромлей: «этническая специфика наиболее наглядно проявляется в традиционной материальной культуре, в обычаях и обрядах, в народном творчестве. Современные изделия народных художественных промыслов сохраняют этническую специфику, связанную с передачей традиций художественного мастерства, сложившегося в рамках этноса» (18, с.З). Следовательно, знакомство с народным творчеством и современными народными художественными промыслами делает процесс приобщения к этнокультуре результативным.

Исследование состояния этнохудожественного образования учащихся начальной национальной школы обско-угорских народов

В данном параграфе представлен материал проведенного нами констатирующего эксперимента, который осуществлялся в начальной национальной школе обско-угорских народов. Цель эксперимента: определить исходный уровень этнохудожественного образования школьников, а также выявить типичные трудности, которые испытывают учителя в процессе изучения национально-региональных (этнокультурных) тем уроков при формировании этнохудожественных знаний и умений у учащихся в процессе обучения изобразительному искусству. В констатирующем эксперименте принимали участие 18 учителей, 308 учащихся начальных классов. Национальные школы находятся в Нижневартовском районе ХМАО: Ларьякская национальная общеобразовательная школа, Варьеганская национальная общеобразовательная средняя школа, Корликовская национальная общеобразовательная школа. Выполнение учащимися заданий по изобразительному искусству с этнокультурным содержанием, определение уровня сформированности этнохудожественных знаний и умений у учащихся 1,2,3,4 классов осуществлялось по показателям, разработанным в данном исследовании.

Уровень сформированности этнохудожественных знаний и умений у учащихся начальной национальной школы обско-угорских народов изучался нами и рассматривался через следующие виды изобразительной деятельности с учетом этнокультурной тематики уроков. Это рисование с натуры, по памяти и представлению образов природы и образов культуры обско-угорских народов; рисование на темы природы и культуры обско-угорских народов; декоративное искусство обско-угорских народов; беседы о природе и культуре обско-угорских народов. Для определения уровня сформированное у учащихся этнохудожественных знаний и умений проводился: анализ рисунков, поделок; наблюдение за творческим процессом, беседы о природе и культуре обско-угорских народов, анкетирование. В результате исследования учащиеся показали следующие знания и умения.

Обработка данных методом математической статистики показала, что на этапе констатирующего эксперимента, средний показатель высокого уровня сформированности этнохудожественных знаний и умений у учащихся 1 класса составляет 8%, а низкого - 61,6%; у учащихся 2 класса высокий составляет 19,5%, низкий - 42,6%; учащиеся 3 класса на высоком уровне - 18%, на низком - 42,5%; учащиеся 4 класса на высоком уровне -19,5%), на низком -44%. Эти общие данные представлены ниже.

Также нами было проведено исследование деятельности учителя по решению проблемы формирования этнохудожественных знаний и умений у учащихся начальной национальной школы обско-угорских народов в процессе обучения изобразительному искусству. Полученные данные были занесены в таблицу 2.

Анализ полученных данных показал, что ни в одной из исследуемых школ не ставятся конкретные задачи формирования у учащихся этнохудоже-ственных знаний и умений в процессе обучения изобразительному искусству. В поурочно-тематическом плане занятий только некоторые учителя включили темы этнокультурного содержания, притом задания, которые предлагаются учителями, достаточно скучны и неинтересны для учащихся (на занятиях отсутствуют дидактические игры и упражнения по изобразительному искусству, не предлагается использование различных материалов и техник исполнения и т.д.).

Лепка, конструирование, декоративная работа и другие виды художественной деятельности на уроках изобразительного искусства почти не используются. Основная масса учителей начальной национальной школы предварительно не готовятся к урокам изобразительного искусства, поэтому на уроках отсутствуют интересные и полезные учебно-дидактические материалы: по этнокультуре обско-угорских народов, по освоению основ изобразительной грамоты и др.

Из проанализированных программ учителей начальных классов, осуществляющих обучение изобразительному искусству, нами зафиксировано лишь выполнение задач базовых российских программ (Госстандарта образования), хотя эти задачи и отражают в некоторой степени задачи этнокультурной тематики, тем не менее их недостаточно, и они носят слишком общий характер.

Нами замечено, что учителя испытывают трудности в составлении годового поурочно-тематического плана занятий, в который необходимо ввести этнокультурный компонент образования. Это связано с тем, что учителя не подготовлены к реализации вышеобозначенного компонента (из-за отсутствия специальных знаний и умений в области материальной и духовной культуры обско-угорских народов).

Похожие диссертации на Совершенствование содержания и методики обучения изобразительному искусству в начальной национальной школе обско-угорских народов