Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Стилизация как средство создания художественного образа в процессе натурного и декоративного рисования Соколова Елена Олеговна

Стилизация как средство создания художественного образа в процессе натурного и декоративного рисования
<
Стилизация как средство создания художественного образа в процессе натурного и декоративного рисования Стилизация как средство создания художественного образа в процессе натурного и декоративного рисования Стилизация как средство создания художественного образа в процессе натурного и декоративного рисования Стилизация как средство создания художественного образа в процессе натурного и декоративного рисования Стилизация как средство создания художественного образа в процессе натурного и декоративного рисования Стилизация как средство создания художественного образа в процессе натурного и декоративного рисования Стилизация как средство создания художественного образа в процессе натурного и декоративного рисования Стилизация как средство создания художественного образа в процессе натурного и декоративного рисования Стилизация как средство создания художественного образа в процессе натурного и декоративного рисования Стилизация как средство создания художественного образа в процессе натурного и декоративного рисования Стилизация как средство создания художественного образа в процессе натурного и декоративного рисования Стилизация как средство создания художественного образа в процессе натурного и декоративного рисования
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Соколова Елена Олеговна. Стилизация как средство создания художественного образа в процессе натурного и декоративного рисования: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Соколова Елена Олеговна;[Место защиты: Московский педагогический государственный университет].- Москва, 2014.- 326 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретическое обоснование использования приемов стилизации для создания художественного образа при взаимосвязи натурного и декоративного рисования 16

1.1. Сущность стилизации и ее значение для создания художественного образа в процессе изобразительной деятельности 16

1.2. Способы и приемы выполнения стилизации при создании декоративного образа 33

1.3. Особенности стилизации при создании художественных изделий из различных материалов 43

Выводы по 1 главе 98

Глава 2. Экспериментальное исследование эффективности методов обучения при овладении приемами стилизации 100

2.1. Проверка уровня сформированности навыков владения приемами стилизации в процессе натурного и декоративного рисования при традиционных методах обучения (констатирующий эксперимент) 123

2.2 . Поиск, разработка и апробация основных методов обучения, направленных на эффективное овладение приемами стилизации при взаимосвязи натурного и декоративного рисования (поисковый эксперимент) 154

2.3. Разработка и апробация экспериментальной программы, направленной на эффективное овладение приемами стилизации при взаимосвязи натурного и декоративного рисования (формирующий эксперимент) 202

Заключение 297

Библиография

Способы и приемы выполнения стилизации при создании декоративного образа

В толковом словаре С.И. Ожегова стилизация в изобразительном искусстве трактуется как «представление предметов, фигур в условно упрощенной форме»7. Предельная обобщенность, даже схематичность формы и подчеркнутость основных деталей характерны для рисунка, выполненного методом стилизации.

Стилизация как один из художественных методов является способом отражения объектов действительности в процессе их творческой переработки и видоизменения при максимально или минимально возможном или необходимом художественном обобщении. «Обобщение» является определяющим фактором в ходе выполнения стилизации. Под «обобщением» в философской литературе подразумевается «логический процесс перехода от единичного к общему, от менее общего к более общему»8. Обобщение представляет собой мысленное объединение сходных по каким-либо признакам, качествам объектов и явлений действительности. За основу любого обобщения могут браться различные признаки сходных предметов.

Обобщение имеет важное значение в жизни каждого человека, так как познание окружающего мира, благодаря обобщению, составляет необходимую основу наших представлений и понятий об объективной действительности. Ориентация человека в окружающем мире происходит в системе предельно обобщенных представлений и знаний о мире. «Обобщение – одно из важнейших средств познания, позволяющее извлекать общие принципы (законы) из хаоса объектов и явлений, унифицировать их в «единой формуле» и отождествлять их с множеством различных вещей и событий»9.

Обобщение, являясь формой отражения общих и основных признаков и качеств объектов и явлений действительности, «руководит» всеми нашими действиями, от которых зависит качество нашей жизни. Мы используем принцип обобщения в нашей жизни почти всегда: обобщаем информацию, полученную от восприятия окружающих нас предметов (мебели, жилья, одежды); различных действий (работы, отдыха, учебы); событий (будней, выходных, праздников); людей (родных, близких, знакомых, чужих); многообразных явлений, методов, способов, правил и закономерностей. Влияние «обобщений» на качество жизни человека трудно переоценить. Они помогают ориентироваться в мире людей и вещей, искать сходства в самых разных материальных объектах, позволяют точнее и глубже понимать себя и других людей, освобождают от необходимости снова изучать одни и те же объекты и явления.

Обобщенность и упорядоченность познания человеком окружающей действительности заложена уже на уровне восприятия: «В любой беспорядочной мозаике пятен помимо нашей воли восприятие всегда находит некоторую упорядоченность. Мы непроизвольно группируем пятна, и границы этих пятен чаще всего образуют простые геометрические формы, или простые плоские фигуры, напоминающие природные формы. В этом сказывается первоначальная обобщенность зрительного опыта, своеобразная геометризация его»10.

Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно при помощи ощущений и восприятий (цвета, звуки, формы, размещение и перемещение тел в видимом пространстве), и такими свойствами и отношениями, которые можно познать лишь опосредованно и благодаря обобщению, то есть посредством мышления. Именно мышление, являясь высшим уровнем

Вудвордс Р. Экспериментальная психология. – М.: Оникс, 2012. – С. 45. познавательных процессов, направлено на раскрытие существенных сторон, свойств, признаков и их закономерных связей. «Основными отличительными особенностями мышления являются обобщенность и опосредствованность отражения в коре головного мозга предметов, явлений окружающего мира, а также разнообразных связей, существующих между ними»11. Наиболее сложной (логической) формой переработки информации об окружающей действительности является деятельность мышления. Решая мыслительные задачи, которые ставит жизнь, человек размышляет, делает выводы и тем самым познаёт сущность вещей и явлений, открывает законы их связи, а затем на этой основе преобразует мир. Мышление не только теснейшим образом связано с ощущением и восприятием, но оно формируется на основе их. Переход от ощущения к мысли – сложный процесс, который состоит, прежде всего, в выделении и обособлении предмета или признака его, в отвлечении от конкретного, единичного и установлении существенного, общего для многих предметов.

Результаты современных научных исследований в области познавательных процессов (Р. Вудвордс, Р. Арнхейм, П. Линдсей, Д. Норман, С.Л. Рубинштейн, Е.И. Игнатьев, О.И. Никифорова и другие) «говорят» о том, что обобщение ведет к упорядочиванию понятий и приведению их к простой, упрощенной структуре, так как излишнее количество деталей усложняет процесс восприятия объектов действительности. Известный психолог Р. Арнхейм отмечал, что «подразделение зрительно воспринимаемой модели на более простые составляющие – это огромнейшая биологическая ценность, так как от него зависит способность видеть предметы»12. Это утверждение лишний раз доказывает, что весь материальный мир следует закону простоты, который означает, что в природе внешний вид предметов является самым простым. Простая же форма усиливает выделение предмета из окружающей среды, способствует привнесению в предмет физического равновесия.

Обобщение в изобразительном искусстве – основа мыслительной деятельности в художественном творчестве, состоящая в отборе, выделении, фиксации такого материала, который, по мнению художника, лучше всего выражает его художественную идею. Художественное обобщение подобно операции абстрагирования в науке, но в искусстве оно осуществляется без потери индивидуализации и чувственной конкретности. В процессе изобразительной деятельности на основе тщательного отбора и изучения отдельных фактов обобщенный образ предстает как суммарный, непосредственно выведенный из наблюдений, зарисовок и эскизов. Художественное обобщение – это всегда способ необходимого образного преобразования отражаемой художником действительности, исходящий из принципа – от простого к сложному.

«С психологической точки зрения вполне вероятно, что в любой культуре искусство развивается от самых простых форм к более сложным»13. И поэтому уже на ранних стадиях развития искусства появляется устремленность к изображению простой обобщенной формы.

Особенности стилизации при создании художественных изделий из различных материалов

Обобщенное видение натуры широко используется в декоративном рисовании, когда при создании художественного образа мы оперируем образами памяти. Поэтому для лучшего понимания значения «обобщенного видения» в процессе стилизации, которая является фундаментальным явлением для декоративного искусства, мы кратко остановимся на некоторых особенностях переработки информации человеком.

Доказательным можно считать, что прочнее запоминаются в каждом предмете постоянные, яркие и характерные его признаки. Вот почему для лучшего сохранения предмета в памяти не обязательно воспринимать все его части, а достаточно его обобщенной характеристики. Обобщенные характеристики объекта легче и прочнее «записываются» в память и легче всего при каждой новой встрече с этим объектом воспроизводятся в сознании. Это происходит потому, что информация, хранящаяся в памяти, имеет определенную структуру. Наша память сохраняет наиболее значимые объекты и явления, которые имеют обобщенные, упрощенные знания о конкретных объектах. Вот как систему упрощения и сохранения информации рассматривают П. Линдсей и Д. Норман: «Система обобщения довольна проста. Все примеры данного понятия рассматриваются один за другим с целью обнаружения общих признаков. Коль скоро при каждом из понятий хранится одна и та же информация, знание об этих понятиях обобщается. Общие понятия образуются на основе анализа информации, полученной в нашем прошлом опыте»18.

В результате обобщение приобретает неоценимое значение для более экономного выражения знаний об изучаемом объекте или явлении, равно как и для более быстрого усвоения и компактного хранения этих знаний, а также для передачи и дальнейшего практического использования их в рисовании.

Если память воскрешает некогда воспринятые нами образы действительности почти без изменений, то воображение создает из

Воображение выполняет одну из важных функций в рисовании, так как любой объект окружающей действительности может быть переработан при наличии фантазии, воображения и способности подметить существенное и характерное для данного объекта. Внимательное изучение натуры, постоянный анализ и синтез свойств и особенностей изображаемых объектов служат той необходимой базой, на основе которой развивается воображение человека.

Формирование образа воображения всегда происходит с опорой на образы памяти, полученные в процессе изучения натуры, и составляет основу прежнего опыта человека. По мнению Л.С. Выготского, «деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение»19.

Воображение и творчество теснейшим образом связаны между собой. «Все виды воображения, формирующиеся и проявляющиеся в различных видах творческой деятельности, составляют разновидность высшего уровня – творческого воображения»20, – писал известный психолог С.Л. Рубинштейн. Творческое воображение – это умение человека преобразовать действительность повседневного восприятия, обремененную случайными, лишенными выразительности штрихами, в соответствии с требованиями действительности и художественного замысла.

Все основные формы творческого преобразования действительности в процессе изобразительной деятельности находятся в прямой зависимости от умения человека оперировать образами восприятия. В зависимости от характера образов, которыми оперирует воображение, С.Л. Рубинштейн выделял конкретное и абстрактное воображение. Конкретное воображение оперирует образами «единичными, вещными, обремененными множеством

Комбинирующая деятельность воображения основывается на «сохранении в мозгу следов от прежних возбуждений, и вся новизна этой функции сводится только к тому, что, располагая следами этих возбуждений, мозг комбинирует их в такие сочетания, которые не встречались в его действительном опыте. Эти продукты воображения состоят из видоизмененных и переработанных элементов действительности, и нужен большой запас прежнего опыта для того, чтобы из его элементов можно было построить новые образы»23. В результате комбинирующей деятельности творческого воображения получается не просто новое сочетание или комбинация неизменно данных элементов или черт, а единственный новый образ, в котором отдельные черты не просто суммированы, а преобразованы и обобщенны.

. Поиск, разработка и апробация основных методов обучения, направленных на эффективное овладение приемами стилизации при взаимосвязи натурного и декоративного рисования (поисковый эксперимент)

Современные узоры «вытинанок» подразделяются на геометрические, растительные, зооморфные, антропоморфные и представляют собой синтез символов и образов далекого прошлого, выраженных в условных и обобщенных формах.

Геометрические узоры связаны с традиционными геометрическими мотивами ткачества, вышивки, резьбы по дереву; растительные перекликаются с расписными сундуками и коврами, прорезной резьбой, орнаментальными узорами вышивки и ткачества; зооморфные связаны с языческой мифологией древних народов, в большинстве это птицы.

Характерным для белорусских вырезок из бумаги является ритмическое повторение элементов орнамента, их равномерное симметричное расположение на плоскости круга, квадрата и прямоугольника. В основу процесса формообразования положен один из методов стилизации – метод «совершенных форм», или «симметрия».

Симметричное силуэтное изображение, на котором построена стилизация объектов действительности в данном виде искусства, используется белорусскими народными мастерами различным образом: это может быть силуэт с предельной условностью формы изображаемого объекта (рис. 119), а также силуэтное решение образа с проработкой мелких деталей наиболее

Силуэтное решение с проработкой деталей Важную роль в создании общего характера силуэта орнаментального мотива «вытинанки» играет обобщение и упрощение формы объекта изображения. Ведь для того, чтобы силуэт легко воспринимался глазом, он должен иметь форму простых, лаконичных геометрических фигур (например, круга, овала, квадрата, треугольника, прямоугольника) или форму, близкую к ним. Поэтому совокупность выразительных средств, используемых в силуэте, подталкивает мастера к особой избирательности – одному из наиболее важных условий – осознанной, целенаправленной работе над стилизацией.

Стилизация различных объектов действительности для ажурной «вытинанки» выполняется различными способами: первый – это геометрический способ формообразования (рис. 121), второй – пластический, то есть использование пластики форм, плавных переходов одной формы в другую (рис. 122).

Стилизация как многогранный процесс формообразования своеобразно используется белорусскими народными мастерами «вытинанки» при декоративном обобщении фигуры человека. При анализе натурного изображения выявляется обобщенный образ, без подробностей и второстепенных черт. Но при полной условности образа очень часто просматривается детальная проработка элементов национальной одежды (рис. 123). Такие особенности наблюдаются как при геометрическом способе формообразования (рис. 123-а), так и при пластическом (рис. 123-б).

Стилизация фигуры женщины и разработка декора национального костюма Симметричность композиции, применение различных способов формообразования при выполнении стилизации прослеживается в тематических композициях, которым в последнее время мастера «вытинанки» уделяют большое внимание. Декоративные панно посвящаются народным и религиозным праздникам, художественным ремеслам, архитектурным памятникам Беларуси и др. Прекрасные по композиции и орнаментальному решению работы современных мастеров передают красоту и поэтичность старинных белорусских обрядов, праздников, исторических образов. Среди многообразия сюжетов современных «вытинанок» присутствуют композиции, посвященные таким народным праздникам и обрядам, как «Багач», «Купалье», «Масленица», «Каляды», «Гуканне вясны» («Встреча весны») и другие (рис. 124).

Работам современных мастеров «вытинанки» характерны декоративность, лаконизм, неординарность стилизации художественного образа. Каждый из мастеров отличается собственным почерком, любимой тематикой, характерной манерой выполнения декоративных композиций. И в то же время в каждой работе просматривается использование разнообразных приемов стилизации, композиционных принципов построения, традиционных мотивов и узоров.

Из вышесказанного необходимо отметить, что произведения белорусских народных мастеров представляют собой образцы подлинного искусства, в которых форма, декор и содержание находятся в нерасторжимом единстве. Народ веками отбирал в природе совершенные формы, стилизовал их и создавал новые, закрепляя и передавая при этом элементы народного творчества (особенности стилизации, традиционные мотивы, композиционные принципы построения) в тех или иных видах художественного творчества в масштабах большего или меньшего территориального региона.

1. Стилизация как один из художественных методов является способом отражения объектов действительности в процессе творческой переработки, видоизменении данных объектов при максимально или минимально возможном или необходимом художественном обобщении. Определяющим фактором в ходе выполнения стилизации является обобщение, которое, являясь формой отражения общих и основных признаков и качеств объектов и явлений действительности, использовалось и используется на протяжении всего развития изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

2. Обобщенное видение натуры широко используется в декоративном рисовании. Принцип обобщения, упрощения формы объектов окружающей действительности и разложение их на простые составляющие является основополагающим фактором при выполнении декоративного изображения.

3. Проблема обобщенного видения натуры является актуальной не только для декоративного рисования, но и играет немаловажную роль в рисовании с натуры. Большинство замечательных художников-педагогов (А. Дюрер, И.Д. Прейслер, А. П. Лосенко, В.С. Шебуев, А.П. Сапожников, братья Дюпюи, П.П. Чистяков, А. Ашбе, Д.Н. Кардовский и другие) в процессе обучения академическому рисунку использовали метод обобщения и упрощения формы изображаемого объекта действительности, который важен и на современном этапе обучения изобразительному искусству.

Разработка и апробация экспериментальной программы, направленной на эффективное овладение приемами стилизации при взаимосвязи натурного и декоративного рисования (формирующий эксперимент)

Художественное обобщение зависит от многих обстоятельств. Главное из них – принятый творческий метод, который, в свою очередь, складывается под влиянием различных факторов. Среди таких факторов большое влияние оказывают национальные традиции и материал, из которого изготавливаются изделия народного и декоративно-прикладного искусства. Поэтому следующий блок заданий был направлен на повышение уровня сформированности знаний и навыков учащимися ЭГ в овладении приемами стилизации при взаимосвязи натурного и декоративного рисовании в процессе создания изделий декоративно-прикладного характера из различных материалов, характерных белорусскому народному искусству.

При разработке декоративного рисунка будущего изделия обобщение и упрощение осуществляется с учетом эстетических требований в духе сложившихся художественных традиций и особенностей материала, из которого будет изготавливаться изделие. Поэтому отделить обобщение, упрощение формы от материала невозможно, так как в процессе формообразования именно материал «подсказывает» и «определяет» ту или иную степень обобщения формы в процессе создания декоративного образа. Подсказывая и определяя степень обобщения формы, материал как бы «закладывает» основные принципы стилизации.

В зависимости от используемого материала стилизация может быть направлена как на плоскостное решение декоративного образа, так и на объемное. Основную массу традиционных изделий белорусского народного искусства составляют работы плоскостного характера. Однако при работе с такими природными материалами, как глина, дерево, соломка, кроме плоскостного, используется и объемное решение декоративного образа, которое подразумевает иные способы формообразования при выполнении стилизации. Поэтому наша задача состояла в том, чтобы познакомить учащихся ЭГ с различными способами формообразования в процессе создания эскиза для изделия декоративно-прикладного характера с учетом используемого материала.

При выполнении заданий и упражнений данного блока нами использовались метод последовательного перехода от натурного к декоративному изображению и метод параллельного (синхронного) ведения натурного и декоративного рисунка.

Процесс изготовления изделия декоративно-прикладного характера начинался с натурной зарисовки выбранного объекта действительности с целью его изучения. При выполнении натурного изображения учащиеся ЭГ решали следующие задачи: анализ формы, передача пропорциональных и конструктивных особенностей объекта изображения, пространственное положение и моделировка формы тоном или цветом. Важное значение при изучении натуры имела установка на дальнейшее выполнение стилизованного изображения заданного объекта. Чем внимательнее школьник относился к натуре, чем выше его умение анализировать форму, тем богаче и глубже формируется в его сознании декоративный образ.

При выполнении стилизованного изображения объекта действительности учащиеся ЭГ решали следующие задачи: - обобщение формы изображаемого объекта на основе отбора основного и характерного в заданном объекте; - определение способов и приемов стилизации с учетом особенностей обработки материала и национальных традиций формообразования для создания выразительного декоративного образа.

Исходя из того, что каждый материал имеет свои особые природные качества, которые используются при его обработке и в известной мере определяют особенности и принципы формообразования при выполнении стилизации, задания этого блока мы разделили по разделам, связанным с использованием различных материалов (глина, дерево, соломка) и техник изготовления («маляванка», «вытинанка», «вышивка»), наиболее характерных для белорусского народного искусства.

Задание 1. Принципы стилизации при работе с глиной Перед началом выполнения данного задания с учащимися ЭГ была проведена беседа, в процессе которой рассматривались следующие темы: «Стилизация как способ формообразования в декоративно-прикладном искусстве», «Принципы формообразования и особенности стилизации, заложенные в традициях белорусской народной керамики при изготовлении изделий объемного и плоскостного характера».

В ходе проведения поискового эксперимента данное задание выполняли все учащиеся ЭГ 5-9-х классов. Учитывая возрастные особенности учащихся, задания были разделены следующим образом: 5-6-й класс – изготовление глиняной игрушки; 7-9-й класс – изготовление керамического панно. При выполнении данных заданий учитывались индивидуальные интересы учащихся в выборе объекта изображения.

Наблюдение за процессом работы в экспериментальных группах 5-6-х классах показало, что большинство испытуемых успешно справились с данным заданием и сумели выполнить традиционные и простые по форме, без лишних деталей, но в то же время передающие самое существенное, характерное и типичное в изображаемом образе. Их работам характерна правильная передача формы изображаемого объекта действительности с натуры, грамотная трансформация формы и создание выразительного декоративного образа при выполнении стилизации с учетом национальных традиций и материала изготовления. Работам испытуемых ЭГ характерен принцип максимальной простоты и обобщенности формы, который лежит в основе стилизации объектов действительности белорусской глиняной игрушки (рис. 154).

При изготовлении керамических панно учащимися экспериментальных групп учитывались особенности плоскостного решения композиции, единство свойств материала и замысла, соответствие формы и содержания (рис. 156). Многим работам учащихся ЭГ характерно привнесение новизны и оригинальности при выполнении декорирования изделия.

В большинстве натурных рисунков испытуемых КГ слабо выражены характер форм, пропорциональные и конструктивные особенности изображаемого объекта. Работам испытуемых КГ характерно неумение передавать выразительные особенности формы при переходе от натурного изображения к выполнению стилизации конкретного дерева. При создании эскиза для изделия декоративно-прикладного характера учащиеся КГ продемонстрировали низкое умение использовать особенности обработки материала при выполнении стилизации (рис. 157).

Учащиеся ЭГ при создании изделий малой скульптурной формы из дерева придерживались национальных традиций формообразования (простота образа и обобщенность формы), а при выполнении стилизации создавали выразительные декоративные образы на основе отбора наиболее характерного и типичного в форме изображаемого объекта (рис. 158).

Похожие диссертации на Стилизация как средство создания художественного образа в процессе натурного и декоративного рисования