Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Свободная музыкально-исполнительская практика как специфическая форма учебной работы на музыкальных факультетах педагогических вузов Гостева Дина Ростиславовна

Свободная музыкально-исполнительская практика как специфическая форма учебной работы на музыкальных факультетах педагогических вузов
<
Свободная музыкально-исполнительская практика как специфическая форма учебной работы на музыкальных факультетах педагогических вузов Свободная музыкально-исполнительская практика как специфическая форма учебной работы на музыкальных факультетах педагогических вузов Свободная музыкально-исполнительская практика как специфическая форма учебной работы на музыкальных факультетах педагогических вузов Свободная музыкально-исполнительская практика как специфическая форма учебной работы на музыкальных факультетах педагогических вузов Свободная музыкально-исполнительская практика как специфическая форма учебной работы на музыкальных факультетах педагогических вузов Свободная музыкально-исполнительская практика как специфическая форма учебной работы на музыкальных факультетах педагогических вузов Свободная музыкально-исполнительская практика как специфическая форма учебной работы на музыкальных факультетах педагогических вузов Свободная музыкально-исполнительская практика как специфическая форма учебной работы на музыкальных факультетах педагогических вузов Свободная музыкально-исполнительская практика как специфическая форма учебной работы на музыкальных факультетах педагогических вузов
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Гостева Дина Ростиславовна. Свободная музыкально-исполнительская практика как специфическая форма учебной работы на музыкальных факультетах педагогических вузов : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Москва, 2001 180 c. РГБ ОД, 61:02-13/1200-7

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. ПРОБЛЕМА САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ 15

І. Развитие проблемы личности в философии 15

2. Самоактуализация личности в психологии 29

Глава 2. САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ УЧАЩЕГОСЯ-МУЗЫКАНТА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 53

1 . Вопросы самоактуализации (самореализации) учащегося в педагогической теории и практике

2. Пути и способы профессионального развития студента музыкального факультета педагогического вуза 67

3. Проблема оценки профессионально-исполнительского уровня учащихся в процессе "свободной музыкально-исполнительской практики" 85

Глава 3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ (на примере "свободной музыкально- исполнительской практики") 104

1. Свободная музыкально-исполнительская практика как инновационная форма и условие профессионально-личностной самореализации учащегося-музыканта 104

2. Констатирующий этап исследования 121.

3. Формирующий этап исследования 127

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 161

БИБЛИОГРАФИЯ 169

Введение к работе

Актуальность темы. Коренные преобразования в социокультурной сфере, происходящие в нашей стране сегодня, раскрывают многообразие общественной жизни, предоставляют различные свободы и права человеку, дают потенциальную возможность личностного выбора, но в то же время создают высокий уровень конкуренции во всех областях профессиональной деятельности, создают ситуацию, в которой многое зависит от инициативы и уровня профессионализма самой личности. Именно поэтому в сфере образования, наряду с подготовкой высококвалифицированного специалиста, еще более актуальной становится задача воспитания и развития самостоятельной и творчески активной личности.

Обучение в педагогическом вузе сегодня представляет собой хорошо отлаженный, регламентированный процесс, способствующий накоплению студентами большого объема информации и овладению профессиональными умениями и навыками. Однако, реальное положение дел пока еще не позволяет добиться действительно массового профессионально-творческого саморазвития студентов. Находясь в рамках учебных требований, студенты, подчас, не имеют возможности в полной мере выразить свою творческую индивидуальность, проявить когнитивную инициативу. Это происходит потому, что учебная активность стимулируется, как правило, внешним императивом и носит прагматический (утилитарный) характер, являясь необходимой реакцией для выполнения экзаменационных и зачетных требований. Между тем, все контрольные учебные мероприятия - это, по существу,

стрессогенные факторы, сопряженные с потерей психической и физической энергии, стимулы с неоднозначным воздействием, мало способствующие внутренней положительной мотивации обучения и поддержанию интереса к избранной профессии. Недостаточно учитывается и возрастной аспект, то обстоятельство, что студент - это активно развивающаяся личность с определенным жизненным опытом и системой ценностей, стремящаяся к самоутверждению, самовыражению и самостоятельности во всем.

Недооценка этих факторов особенно заметна при обучении творческим специальностям, в частности, профессии учителя музыки. Проявляется это в том, что пока еще не в полной мере удовлетворяется потребность студента-музыканта как артистической натуры в свободном исполнительско-творческом самовыражении. Если для ребенка самовыражение - это возрастная разновидность самостоятельности (по определению А.Ф.Лобовой), то для студента, будущего учителя музыки, это, прежде всего, потребность в профессиональном самовыражении, самоутверждении, возможность проявления своего индивидуально-личностного опыта через имеющиеся профессиональные умения и навыки.

Представляется необходимым отметить, что обучение в вузе должно быть направлено на профессионально-личностнную самоактуализацию, то есть, на реализацию и развитие творческого потенциала каждого студента, способствовать его индивидуальному профессиональному росту, являться важным этапом на пути развития личности учащегося и определения профессиональных перспектив. Как известно, лишь в процессе творчества ускоренными темпами развиваются способности, знания, умения и навыки, повышается эмоцис«ально-интеллектуальная активность, самостоятельность,

происходит процесс самосовершенствования и роста личности. Вуз является для студента, образно говоря, стартовой площадкой перед выходом в самостоятельную профессиональную жизнь. Поэтому большую роль для самоопределения наших выпускников после окончания вуза будет играть наличие или отсутствие у них уверенности в собственном профессионализме, одним из показателей которого являются творческие успехи, способности к самостоятельной деятельности и творческой инициативе.

Есть основание считать, что в учебном процессе все более ощущается потребность самореализации творческого потенциала студента - будущего учителя музыки. В то же время существуют неиспользованные возможности для самоактуализации учащегося (в плане раскрытия и реализации индивидуальных творческих потенций) и для придания учебно-творческой деятельности массового и бесстрессового характера. На музыкально-педагогическом факультете это противоречие возможно успешно разрешить в условиях "свободной музыкально-исполнительской практики", представляющей собой богатый резерв развития профессионально-личностных качеств студента-музыканта.

Понятие "свободная музыкально-исполнительская практика" раскрывается следующим образом: исполнительская учебная деятельность, свободная от отметки, оценочно-экзаменационного стресса и принуждения (педагогического императива); свободная для творческой инициативы, творческого выбора и личностных предпочтений каждого студента (свобода творческой индивидуальности и творческого общения). Следует отметить основополагающую роль профессорско-преподавательского состава в разработке и реализации методических основ "свободной

исполнительской практики".

Основная проблема исследования состоит в выявлении и создании оптимальных психолого-педагогических условий для самоактуализации студента в музыкально-исполнительской сфере, в обосновании путей и средств активизации творческого начала у студентов-музыкантов в целях совершенствования их личностного роста и профессиональной подготовки.

Цель исследования - выявление реальных возможностей самоактуализации студента на музыкально-педагогическом факультете.

Объект исследования - процесс музыкально-исполнительской подготовки студентов педагогического вуза.

Предмет исследования - психолого-педагогические условия выявления и развития творческо-исполнительского потенциала учащегося-музыканта.

Гипотеза исследования: 1. Самоактуализация студента, будущего учителя музыки в исполнительской сфере, как важной составляющей их профессиональной подготовки, будет проходить более успешно в условиях "свободной музыкально-исполнительской практики".

2. "Свободная музыкально-исполнительская практика" создает оптимальные психолого-педагогические условия, отвечающие принципам "ненасильственной", "личностно-ориентированной" педагогики, основанной на презумпции творческой свободы и уважения личности. Свободная исполнительская практика, не предполагая проведение каких-либо обязательных контрольно-оценочных мероприятий в виде экзаменов, зачетов, межсеместровых аттестаций и т.п., исключает из учебной музыкально-творческой

деятельности негативный стрессовый фактор. Включение свободной исполнительской практики в процесс подготовки учителя музыки приводит к: а) актуализации творческого потенциала студентов; б) активизации самостоятельности, повышению самоконтроля, самооценки, самоорганизации в учебно-творческих действиях; в) приобретению эмоционально-психологической свободы и уверенности в творческом самовыражении; г) повышению качества исполнения музыки; д) самосовершенствованию студента в профессионально-личностном плане.

3. Благодаря созданным комфортным условиям "свободной музыкально-исполнительской практики" (которая рассматривается как инновационная модель обучения), самоактуализация студентов в сфере исполнения музыки как стремление к профессиональному самосовершенствованию приобретает широкий (массовый) характер, поскольку отвечает насущным творческим интересам и потребностям, практически, каждого учащегося-музыканта.

Задачи исследования:

1) определить психолого-педагогическое значение, место и роль свободной музыкально-исполнительской практики в учебном процессе;

2) выявить психолого-педагогические условия и методы, активизирующие развитие потенциальных исполнительских возможностей будущего учителя музыки и способствующие его самоактуализации в процессе занятий в вузе;

3) проанализировать и осмыслить детерминанты (движущие силы), активизирующие исполнительско-творческое становление студентов и способствующие процессу самоактуализации;

4) разработать критерии, определяющие эффективность процесса

профессионально-личностной самоактуализации студента в

музыкально-исполнительской сфере; 5) экспериментально проверить и подтвердить результативность

предлагаемой методики "свободной музыкально-исполнительской

практики" и актуальность ее использования на музыкальном

факультете пед.вуза. Методологическая основа исследования.

Решение задач самоактуализации личности будущего педагога-музыканта базируется на гуманистических положениях философии, психологии и педагогики, связанных с проблемой человека и человеческой личности, объективными условиями ее существования, развития и саморазвития.

В философии - это тезис об активности личности как имманентном свойстве и ее природном стремлении к совершенствованию (Аристотель, Августин Блаженный, Ф.Вольтер, И.Кант, А.Н.Радищев и др.); трактовка в русской философии категорий свободы и творчества как гуманистических принципов и сущностных характеристик человека (Н.Бердяев, И.Гессен, Н.Лосский, В.Соловьев и др.);

В психологии - это проблемы развития личности и понятие самоактуализации как самосовершенствования, потребности личности в наиболее полном" раскрытии и развитии своих способностей и возможностей в гуманистических концепциях личности (А.Маслоу, К.Роджерс, Н.Роджерс, Г.Олпорт, В.Франкл, К.Хорни, Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, В.Н.Мясищев, А.В.Петровский, В.А.Петровский, С.Л.Рубинштейн и др. ); представления о структуре личности (В.Н.Колесников, А.Маслоу, К.К.Платонов); положение о потребности как источнике активности и

условии развития личности (А.В.Петровский) и др.

В общей педагогике и педагогической психологии - это принципы "педагогики сотрудничества" (Ш.А.Амонашвили, П.Вайнцвайг, У.Глассер), "ненасильственной педагогики", (Л.П.Лаптева, В.А.Ситаров, В.А.Сластенин), "личностно- ориентированной педагогики" (Д.А.Белухин, И.С.Якиманская и др.); тезисы о решающей роли свободы, самостоятельности и творческой деятельности в развитии личности в процессе обучения - традиции, идущие от русских мыслителей и педагогов - Н.А.Добролюбова, Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского, Н.Г.Чернышевского,

(Ш.А.Амонашвили, А.С.Макаренко, Б.А.Сосновский,

В.А.Сухомлинский, Подвойский В.Г., В.Ф.Шаталов и др.); современные диссертационные исследования об условиях самоактуализации (самореализации) учащихся (Е.Ю.Аронова, А.К.Болотова, В.Г.Горяев, Л.К.Игнатьева, Т.Н.Розова, И.А. Шаршов). В музыкально-педагогической литературе - это разработки проблемы развития творческих и исполнительских способностей педагога-музыканта в контексте развивающего обучения (Э.Б.Абдуллин, Ю.Б.Алиев, Л.Г.Арчажникова,

Л.А.Баренбойм, А.В.Малинковская, А.Н.Малюков, Г.М.Коган, Г.Г.Нейгауз, Г.П.Стулова, Г.М.Цыпин, и др.); принципы "либерально-толерантной" педагогики (А.С.Базиков, В.И.Горлинский); исследование путей развития исполнительской активности будущего учителя-музыканта (С.В.Егорова, А.И. Ковалев ); а также отдельные стороны вопроса самореализации личности учащегося, затронутые в диссертационных исследованиях проблемы подготовки учителя музыки (О.В.Воробьева, Е.Ф.Карпова, Л.А.Маковец, Л.С.Романова, и

др.).

Основные методы исследования.

Теоретические: изучение и анализ специальной литературы по проблеме исследования в области философии, психологии, общей и музыкальной педагогики и методики; обоснование инновационной теоретико-практической модели совершенствования профессиональной подготовки студентов в условиях "свободной музыкально-исполнительской практики".

Эмпирические: лонгитюдное психолого-педагогическое наблюдение и анализ развития профессионально-личностных качеств студентов - участников свободной исполнительской практики; анкетирование; статистический и. сравнительный анализ полученных данных; беседы со студентами и преподавателями с целью выявления значения свободной исполнительской практики для профессионально-личностного развития студентов; психолого-педагогический анализ и обобщение опыта проведения свободной исполнительской практики на музыкальном факультете МПГУ; анализ и обобщение личного педагогического опыта автора исследования; обучающий (формирующий) эксперимент.

База исследования. Опытно-экспериментальное исследование проводилось в период с 1996 по 2001 гг. на базе музыкального факультета Московского педагогического государственного университета.

Научная новизна исследования состоит в том, что в теории и практике обучения будущего учителя музыки появилась возможность реализовать основные положения гуманистической философии, психологии и педагогики, создать и отработать комплекс психолого-педагогических условий, способствующих профессионально-личностной самоактуализации учащегося в музыкально исполнительской сфере.

В исследовании обосновывается инновационный характер модели учебно-воспитательной работы со студентами в форме "свободной музыкально-исполнительской практики"; определяются ее функции, место и роль в педагогическом процессе; анализируется система явлений и отношений неформального характера, сложившаяся внутри студенческо-преподавательского коллектива в процессе свободной (не регламентированной) совместной творческой работы; предлагаются критерии профессионально-личностной самоактуализации студентов в музыкально-исполнительской сфере; выявляется универсальность и перспективность разработанной модели и ее методики для других учебных заведений творческого направления.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

а) разработаны и обоснованы теоретико-методические основы "свободной исполнительской практики" как фактора профессионально-личностной самоактуализации учащегося- музыканта в вузе, базирующиеся на категориях творческой свободы личности, учитывающие ее имманентное стремление к самосовершенствованию и самостоятельности;

б) определена инновационная структура "толерантного" ("мягкого") контроля и многосторонней оценки (включая самооценку) исполнительской учебной деятельности студента- музыканта;

в) выявлено влияние коллективно-творческого фактора на развитие творческой индивидуальности;

г) определены движущие силы и критерии процесса самоактуализации студента в исполнительской сфере.

Достоверность результатов подтверждена многолетними результатами опытно-экспериментальной работы на музыкальном факультете МПГУ.

Практическая значимость исследования определяется тем, что разработанная модель "свободной музыкально-исполнительской практики", благодаря адекватным (комфортным) психолого- педагогическим условиям, работает одновременно в нескольких направлениях: активизирует музыкально-исполнительскую

деятельность студентов; формирует и развивает их профессионально-личностные качества (творческую активность, музыкально-образное мышление, исполнительскую смелость, самостоятельность, самоорганизованность, самоконтроль, самооценку и др); сочетает массовый характер творческой активности студентов в целом с индивидуальным творческим развитием каждого студента в частности; деформализует педагогический контроль за музыкально-исполнительским развитием студентов, придавая ему толерантный, бесстрессовый характер; повышает качество исполнительской подготовки и профессиональную самооценку будущего учителя музыки, способствует его профессиональному росту в целом; оптимизирует взаимоотношения преподавательского и студенческого коллективов.

Инновационная модель свободной музыкально исполнительской практики, реализующая гуманистические принципы обучения и воспитания, может быть использована на разных уровнях в учебных заведениях творческого направления, что придает ей универсальный характер.

На зашиту выносятся следующие положения:

1. Процесс профессионально-личностной самоактуализации

учащегося в вузе будет проходить более активно и успешно при создании комфортной психолого-педагогической ситуации, названной "свободная музыкально-исполнительская практика", ситуации, активизирующей заложенное природой стремление формирующейся личности к саморазвитию и

самосовершенствованию.

2. Важнейшими условиями предлагаемой учебной ситуации являются, прежде всего, ее принципиальная направленность (установка) на творческую свободу личности будущего учителя музыки, что означает обеспечение свободы творческого выбора, доступность музыкально-исполнительской практики и добровольность участия в ней, реальную возможность удовлетворения потребности каждого студента в творческом самовыражении, уважение к индивидуальным способностям и профессионально- личностным интересам и предпочтениям студентов, устранение негативного влияния посторонних для творчества стрессовых факторов, создание эмоционально- психологического комфорта.

3. Движущей силой. мотивационной доминантой профессионально-личностной самореализации студента в музыкально-исполнительской сфере является насущная потребность учащегося-музыканта в творческой свободе, инициативе и творческом самовыражении как непременных условиях роста творческой личности. Специфическими формами учебно-исполнительской деятельности, способствующими развитию творческой активности и самостоятельности учащихся, являются такие необязательные (факультативные) формы музыкально-исполнительской практики как конкурсы, фестивали, классные вечера, шефские концерты, лекции концерты и проч.

4. Развитие индивидуальных музыкально-исполнительских качеств студента будет проходить более активно и успешно на базе сотворчества, объединения обшей творческой задачей. Совпадение творческих интересов всего коллектива и каждой индивидуальности усиливает их взаимовлияние эффектом "творческого резонанса", "творческой аффилнации", придавая творческому направлению более интенсивный и массовый характер.

5. Являясь инновационной и наиболее адекватной формой для решения поставленных учебно-воспитательных задач, "свободная музыкально-исполнительская практика" выполняет, среди прочих, фукцию "толерантного" педагогического контроля и оценки профессионально-личностного развития студента в исполнительской сфере. Зафиксировать уровень его самоактуализации (а также самоконтроля и самооценки) можно лишь условно по разработанным нами критериям, которые включают психолого-педагогические и музыкально-исполнительские параметры, фиксирующие динамику развития профессионально-личностных (музыкально- исполнительских) качеств студента. Таким образом, самоактуализация учащегося-исполнителя носит индивидуально- дифференцированный характер.

Апробация результатов исследования: основные результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры музыкальных инструментов МПГУ (2001), освещались на межрегиональной и международной научно-практических конференциях (Москва, 2000; Екатеринбург, 2001); нашли отражение в 9 публикациях автора.

Развитие проблемы личности в философии

Обращение к философии не случайно. Именно в ней можно найти истоки и проследить эволюцию научно-философских и религиозно- философских взглядов на проблему смысла жизни человека, в частности, его стремления к совершенствованию. Поиски ответа на вопросы о том, что есть человек, каково его место в мироздании, в чем его предназначение и каковы пути и возможности развития человека и человечества в целом, осуществлялись в течение тысячелетий на основе различных подходов к этим проблемам, обусловленными специфическими культурно - историческими реалиями. Многочисленные философские концепции известнейших мыслителей прошлого, несходные между собой, отражают сложность и многосторонность самой проблемы. В нашей работе мы ориентируемся, прежде всего, на исследования авторов, принадлежащих к европейской культуре, как наиболее близкой нам.

Идеальное и материальное, субъективное и объективное - эти два полюса обозначили основной конфликт не только в философии, но и в других науках, религии, искусстве, литературе. Были определены оппозиции, отражающие противоречивость человеческого бытия и самой человеческой сущности: жизнь и смерть, духовное и физическое, чувства и разум, добро и зло, истина и ложь, свобода и необходимость, индивидуальное и общественное (единичное и общее) и т.п.

Философия (наряду с мифологией и религией) взяла на себя задачу осмыслить и объяснить многочисленные жизненные противоречия, примирить человека с краткостью его существования и бесконечностью вечности ("Не говорите мне о вечности, я не могу ее вместить" писал О.Мандельштам"), найти смысл жизни, создавая устойчивые платформы в виде концепций с целью регулировать общественные отношения и отношения человека с миром. Эмоции и разум - два начала, пытающиеся примириться, но вечно противоборствующие друг с другом, создают основную внутреннюю коллизию. Оптимизм и пессимизм являются проявлением как мироощущения, так и философской позиции, отражаясь на характере научной мысли и творческого воображения. Развиваются общество и вместе с ним науки, эволюционирует мышление, возникают новые теории и концепции, но остаются старые, "вечные" вопросы, однозначное решение которых, по-видимому, маловероятно также и в будущем (современная философия признает вероятностный характер любого знания).

Современное представление о личности включает в себя различные стороны человеческой натуры, интегрируя биологические, психические, социально-исторические детерминанты его существования, и должно было пройти не одно тысячелетие, прежде чем, достигнув высокого развития, естественные и гуманитарные науки, объединившись, смогли приподнять завесу тайны, скрывающую ответы на вопрос, что есть человек. Обратимся к истории вопроса.

В античной философии в целом, человек мыслился как частица Космоса, был неразрывно слит с ним и со всей природой. Космос был абсолют. Как писал А.Ф.Лосев, душа и ум человека трактовались не как субъективно-человеческие, а как объективно-космические (с. 21). Хотя термин "личность" в философии утвердился гораздо позже, предпосылки к его появлению были заложены еще в древности.

Древнегреческие мыслители смогли оценить феномен человека, отведя ему особое место в мироздании и таким образом положив начало гуманистическому направлению в философии-антропологизму. Уже в V в. до н.э. два величайших философа сформулировали тезисы, актуально звучащие до сих пор: девизом софистов было изречение Протагора "Человек есть мера всех вещей". Это означало, что "макрокосму" была создана оппозиция "микрокосм" (термины Демокрита). Человек был поставлен в центр всех проблем, получил право на индивидуальное, субъективное толкование, на собственное мнение, а это уже означало относительную свободу личности. Осмыслилось и получило оценку то обстоятельство, что человек, являясь частью окружающего его объективного мира, выделился и как бы обособился от него своей способностью субъективно-активного воздействия, умением создавать искусственные объекты, произвольно регулировать и направлять характер своей деятельности. Другая, ставшая бессмертной, фраза дала человеку установку на самопознание: "Познай самого себя" - надпись на колонне храма Апполона в Дельфах, но связывается она с именем Сократа, который эту мудрость положил в основу своего учения. Познание себя - это рефлексивный путь самосовершенствования. Как мудрый педагог, Сократ не навязывал готового знания, а приучал своих учеников мыслить творчески, самостоятельно искать пути к истине, находя и разрешая скрытые противоречия. Эти положения принципиально важны в сфере педагогики, поскольку постулируют интеллектуальную и духовную свободу личности учащегося.

Вопросы самоактуализации (самореализации) учащегося в педагогической теории и практике

Сформированные в ходе истории человеческим сознанием и опытом, разработанные философией и психологией, категории свободы, ответственности, долга, счастья, справедливости, творчества и т.д. отражают основные этические вопросы, непосредственно касающиеся педагогических проблем воспитания и обучения личности учащегося.

Понятие самоактуализации в педагогике близко к его определению в психологии и означает "процесс воплощения потенциальных возможностей и способностей индивида в конкретных результатах его предметной деятельности" [124, С.385]. Задача состоит в том, чтобы выявить и создать оптимальные условия на каждом возрастном этапе развития индивида (личности), в которых этот процесс мог бы осуществляться, и в первую очередь, в сфере воспитания и образования, являющихся фундаментом формирования личности. Способ самоактуализации личности в подлинном обучении "состоит в передаче путей, посредством которых мы можем помочь человеку стать тем, кем он способен стать." [112, С. 102].

Основной общей категорией для философии, психологии и педагогики гуманистического направления является категория свободы как необходимое внутреннее и внешнее условие для развития, деятельности, роста, прогресса, саморазвития, самосовершенствования и т.п. Свобода человека, как известно, понятие относительное, и в личностном аспекте связана с его ответственностью перед собой, перед коллективом, обществом, что непосредственно связывает ее с проблемой воспитания и обучения, с морально-этической сферой и духовным развитием личности, с такими категориями как достоинство, равенство, справедливость. В свое время Ж.-Ж.Руссо произвел настоящую революцию, провозгласив принцип "свободного" воспитания, так как считал, что равенство и свобода людей - это их "естественное состояние". Отсутствие идеи равенства и свободы он называл безнравственностью. Таких же взглядов в обучении детей придерживался Л.Н.Толстой.

В связи с этим вспоминаются Свободные вальдорфские школы (основатель Р.Штайнер), появившиеся в 1919 году, в основе педагогики которых лежала антропософия (человеческая мудрость), углубленное понимание человека и мира с философско-этических и религиозных позиций, признание единства телесного, душевного и духовного в развитии человека. Идеалом и целью школы являлось воспитание духовно свободной, творческой личности учащегося. Школа следит за тем, "чтобы учебный материал не становился выше человека" [69, С.24] - простая и верная мысль, означающая приоритет развития личности в обучении. Этот же принцип был положен в основу методики Павлышской средней школы В.А.Сухомлинского, сейчас он реализуется, в частности, в гуманитарно-экономической школе Москвы "Самсон".

Свободная музыкально-исполнительская практика как инновационная форма и условие профессионально-личностной самореализации учащегося-музыканта

С 1996 года на музыкальном факультете Mill У преподавателями кафедры музыкальных инструментов проводится эксперимент по массовому вовлечению студентов в процесс музыкального исполнительства. Эксперимент представляет, по существу, неформальную творческую ситуацию, ставшую уже доброй традицией и названную в учебном обиходе "фестивалем".

Слово "фестиваль" является наиболее точным и кратким синонимом "свободной музыкально-исполнительской" практики студентов. Фестиваль (от лат. Festivus) - означает веселый, праздничный. В словарях расшифровывается как общественное празднество, сопровождающееся показом, смотром каких-либо видов искусств. Фестивали изначально возникли именно как музыкальные праздники, и лишь позже появились многочисленные фестивали, посвященные другим видам искусства: театру, кино, телевидению и т.п. В 2009 году исполнится 300 лет первому музыкальному фестивалю, проведенному в Лондоне.

Музыкальный фестиваль как культурно-общественное явление представляет собой некий симбиоз концерта и конкурса, объединяя отдельные черты того и другого, такие как массовость мероприятия, торжественность и праздничность обстановки, наличие жюри и публики, оценка выступлений, выявление лауреатов. Однако фестиваль предполагает более демократичную атмосферу как самой процедуры проведения, так и складывающихся творческих и межличностных отношений музыкантов, в отличие от официальной обстановки конкурса или концерта. Традиционно основными задачами музыкального фестиваля являются пропаганда музыкального искусства, развитие культурных связей, выдвижение молодых талантов в области музыки.

Музыкальные фестивали чрезвычайно разнообразны по тематике и масштабам. Огромное число слушателей и зрителей, которое собирает оперный фестиваль на открытом римском амфитиатре "Арена ди Верона", несопоставимо с камерным характером "Декабрьских музыкальных вечеров", проводимых в Государственном музее изобразительных искусств (организованных в свое время С.Т.Рихтером). С 1960-х годов получили распространение фестивали эстрадной музыки, песни, джаза, рок-музыки, авторской песни и многие многие другие.

Студенческий исполнительский фестиваль на музыкальном факультете педагогического вуза стал принципиально новым явлением, хотя сохранил основные признаки, присущие традиционным фестивалям: массовость, доступность, праздничность, выявление талантов, популяризация музыки, объединение участников общей творческой идеей. Специфика данного фестиваля в том, что с учетом задач, масштаба и места проведения он, прежде всего, является инновационной формой учебно-воспитательной работы со студентами. Фестиваль, проводимый в стенах музыкального факультета, безусловно представляет интерес в музыкально-педагогической практике, в области музыкальной педагогики и психологии с теоретико-методических позиций. Он рассматривается нами как определенная система явлений и взаимоотношений внутри студенческо-преподавательского коллектива, структура которой представляет собой синтез взаимосвязанных и взаимовлияющих сторон (элементов) творческого, учебно-методического, психологического, организационного характера.

Фестивали, проводимые кафедрой музыкальных инструментов, были проанализированы нами с позиции развивающего и, отчасти, проблемного обучения. Фестиваль - это, прежде всего, фактор музыкального развития и профессионально-личностного роста будущего педагога-музыканта, активизирующий творческие возможности студентов и учебный процесс в целом, обогащающий и разнообразящий творческую атмосферу на факультете. Стремление к самовыражению на сцене в музыкальном исполнительстве - это насущная потребность и профессиональная черта артистической натуры любого музыканта. Для нас важно, чтобы выпускники нашего факультета сочетали в себе педагогические и музыкально-теоретические знания с хорошо развитыми исполнительскими умениями и навыками. Не подлежит сомнению, что способность хорошо чувствовать, понимать и исполнять музыкальные произведения разных жанров и стилей - необходимое условие для приобретения практического музыкально-педагогического опыта и успешной работы учителя музыки в дальнейшем.

Похожие диссертации на Свободная музыкально-исполнительская практика как специфическая форма учебной работы на музыкальных факультетах педагогических вузов