Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Теоретическое и методическое обоснование системы самостоятельной работы студентов I-II курсов ХГФ по живописи Савкина Наталья Сергеевна

Теоретическое и методическое обоснование системы самостоятельной работы студентов I-II курсов ХГФ по живописи
<
Теоретическое и методическое обоснование системы самостоятельной работы студентов I-II курсов ХГФ по живописи Теоретическое и методическое обоснование системы самостоятельной работы студентов I-II курсов ХГФ по живописи Теоретическое и методическое обоснование системы самостоятельной работы студентов I-II курсов ХГФ по живописи Теоретическое и методическое обоснование системы самостоятельной работы студентов I-II курсов ХГФ по живописи Теоретическое и методическое обоснование системы самостоятельной работы студентов I-II курсов ХГФ по живописи Теоретическое и методическое обоснование системы самостоятельной работы студентов I-II курсов ХГФ по живописи Теоретическое и методическое обоснование системы самостоятельной работы студентов I-II курсов ХГФ по живописи Теоретическое и методическое обоснование системы самостоятельной работы студентов I-II курсов ХГФ по живописи Теоретическое и методическое обоснование системы самостоятельной работы студентов I-II курсов ХГФ по живописи
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Савкина Наталья Сергеевна. Теоретическое и методическое обоснование системы самостоятельной работы студентов I-II курсов ХГФ по живописи : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Краснодар, 2004 190 c. РГБ ОД, 61:04-13/2017

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты самостоятельной работы студентов 13

1.1 Постановка проблемы и её развитие в образовательно-воспитательной системе 13

1.2 Характеристика содержания основных понятий 18

1.3 Самостоятельная (внеаудиторная) работа студентов в процессе освоения навыков живописи 37

Глава 2. Модель методической системы самостоятельной работы студентов I - II курсов ХГФ по живописи 54

2.1. Основные элементы процесса самостоятельной работы студентов на ХГФ 54

2.2 Педагогическое руководство самостоятельной работой студентов по живописи 72

2.3. Пути активизации самостоятельности студентов в обучении живописи 87

Глава 3. Экспериментальная проверка эффективности модели методической системы самостоятельной работы студентов I - II курсов ХГФ по живописи 101

3.1 Состояние организации самостоятельной работы студентов I - II курсов при обучении живописи на ХГФ 101

3.2 Ход и результаты экспериментальной проверки модели методической системы самостоятельной работы студентов по живописи (обучающий, формирующий и контрольный эксперименты 118

Заключение 138

Литература 141

Приложения 154

Введение к работе

Проблема исследования и её актуальность.

Специфика работы художественно-графического факультета (ХГФ) заключается в подготовке специалистов, способных к самостоятельной художественной и педагогической деятельности. Этот образовательно-воспитательный процесс требует развития творческой активности студентов, чему в наибольшей мере способствует их самостоятельная работа (СР). В формировании практических навыков, умений и закреплении полученных теоретических положений, превращении их в прочные знания самостоятельная работа студентов (СРС) - определяющий фактор. Её эффективность влияет на качество всего учебного процесса, поэтому совершенствование такой работы студентов - одна из самых актуальных задач в целостном процессе обучения и воспитания.

Особое значение в профессиональном становлении будущего живописца имеет начальный этап его художественной подготовки в вузе, характеризующийся профессионализацией интересов, развитием комплекса качеств, способностей, умений и навыков, необходимых для успешной работы по избранной специальности. В это время наиболее интенсивны процессы накопления, сохранения, логической обработки приобретаемых знаний, их проецирования на изобразительную деятельность. Изменяются смыслы, ценностные установки, мотивация, связанная с творческой деятельностью, углубляется и обогащается мировоззрение, возрастает самостоятельность и активность.

На I — II курсе происходит переход от управления к самоуправлению, который осуществляется при дозированной дифференцированной помощи со стороны преподавателя. Творческая самостоятельность формируется как в результате саморазвития студентов (через понимание и оценку себя как субъекта созидательного процесса, как уникальной и неповторимой личности), так и через оптимальное сочетание методической, психологической и практической помощи со стороны преподавателя, направленной на индивидуальное развитие учащихся. Для её организации и управления необходимо хорошо знать теорию

4 и структурные элементы СРС, закономерности их функционирования в процессе обучения и иметь соответствующую чёткую систему специальных заданий.

Дать студенту не только хорошие профессиональные навыки и прочные знания, но и воспитать у него желание и умение работать творчески после окончания университета, пополнять и совершенствовать свои знания - одна из главных задач высшей школы. Соответствующие качества личности формируются у студентов только при условии систематического включения их в СР. Совершенствование СРС в системе художественно-педагогического образования - инновационный процесс, в ходе которого происходят не отдельные, локальные, а сущностные изменения, поворот всех его компонентов - цели, содержания, методов и форм организации, критериев оценки результатов - к личности студента. Следовательно, необходим активный поиск новых резервов в повышении эффективности внеаудиторной работы студентов.

«Увеличение доли самостоятельной работы студентов требует соответствующей реорганизации учебного процесса, модернизации учебно-методической документации, разработки новых дидактических подходов для глубокого самостоятельного освоения учебного материала», - это положение, изложенное в Инструктивном письме №14-55-996 ин/15 от 27.11.2002 «Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений» Министерства образования РФ, также подтверждает актуальность темы настоящего исследования.

Актуальность проблемы СРС в обучении изобразительному искусству в вузах поднимают в своих работах А.Т.Антонов, Н.М. и А.Н. Бородины, Т.В. Глевицкая, В.И. Денисенко, Е.И. Корзинова, О.Ф. Лейманис, СП. Ломов, В.В. Пикалова, Е.В. Шорохов, А.П. Яшухин [4; 14; 29; 35; 36; 156]. Важные для СРС аспекты индивидуального подхода рассмотрены в диссертациях Н.С. Боголюбова, Б.Н. Тамбиева [141].

Вопросы СРС художественных заведений рассмотрели в своих диссертациях О.П. Соанс [135] в 1975 г. и В.В. Боос [13] в 1991 г. Однако оба этих исследования касаются обучения рисунку.

Анализ научно-методической литературы показал, что в отношении изучения основ живописи на ХГФ СРС до сих пор не была предметом специального исследования. В настоящее время отсутствует теоретически обоснованная система СРС I—II курсов ХГФ по живописи, сопровождаемая специальными программами, учебной и справочной литературой, наглядными пособиями и т.п.

Возникает противоречие между объективной необходимостью обеспечения эффективной СРС для повышения качества живописной подготовки и развития творческой самостоятельности студентов, и недостаточной разработанностью решения данной проблемы в теории и практике обучения живописи - с другой.

Актуальность проблемы исследования связана со следующими моментами. В связи с появлением ГОС ВПО в два раза сократилось количество учебных часов по ведущим дисциплинам специальности 130800 «Изобразительное искусство» рисунку и живописи. Сокращённые часы по этим предметам перешли в часы СРС. С появлением госстандартов на большинстве художественно-графических факультетов СРС реализуется внеаудиторно, без руководства преподавателей. Как показал анализ, качество такой работы низкое. На ряде художественно-графических факультетов эта работа проводится с консультациями преподавателя, и это даёт более положительные результаты. Однако большая часть СРС осуществляется студентами в домашних условиях, которые зачастую являются неудовлетворительными для качественной подготовки по предмету.

В целом время для СРС используется неэффективно, отсюда общее качество подготовки студентов ХГФов по живописи является значительно ослабленным со времени появления госстандартов. Слабое владение выпускниками ХГФов живописью, в т.ч. акварельной, указывает на то, что подготовка специалистов на ХГФ неполноценна. Отсюда мы можем сделать вывод, что данную проблему необходимо решать для восполнения указанного пробела в подготовке специалистов. В этом состоит актуальность проблемы исследования. Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования - самостоятельная (внеаудиторная) работа студентов I - II курсов ХГФ по живописи.

Предмет исследования - модель методической системы СРС I—II курсов ХГФ по живописи, включая программы, методику, учебную и справочную литературу, наглядные пособия, ТСО, определяющие цели, задачи, содержание, формы, методы и приёмы обучения.

Гипотеза исследования: качество живописной подготовки студентов будет выше, а формирование творческой самостоятельности интенсивнее, если в процессе обучения использовать научно обоснованную методическую систему СРС I - II курсов ХГФ, включающую в себя специальные программы, учебную и справочную литературу, наглядные пособия, ТСО, интегрированные с программой аудиторной работы по живописи и курсом «Основы изобразительной грамоты».

В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:

  1. изучить труды философов, психологов и педагогов по различным аспектам СРС в системе образования, проанализировать теоретические и методические работы художников-педагогов, касающиеся вопросов формирования профессиональных знаний, умений и навыков (ЗУН) на начальном этапе обучения студентов живописи;

  2. проанализировать и упорядочить содержание, определить компоненты, критерии эффективности СРС в системе начального обучения живописи;

  3. разработать программы СР по живописи для студентов I и II курсов ХГФ, интегрированные с курсом теоретических знаний теории изобразительной грамоты и практическими занятиями по живописи;

  4. создать методические таблицы, представляющие содержание основных заданий по разработанным программам;

  1. разработать методические рекомендации по организации и управлению СРС I - II курсов ХГФ по живописи;

6. экспериментально проверить эффективность предлагаемой модели методической системы СРС I - II курсов ХГФ по живописи, включая специаль-ные программы, методику, учебную и справочную литературу, наглядные пособия, определяющие цели, задачи, содержание, формы, методы и приёмы обучения.

Для решения поставленных задач использовался следующий комплекс взаимодополняющих методов исследования: теоретический и сравнительный анализ философской, психолого-педагогической литературы, теоретико-методических трудов художников-педагогов, а также диссертационных работ близких исследуемой проблеме; изучение и обобщение существующего педагогического опыта и рабочих программ по живописи; социолого-педагогические измерения: наблюдение, беседы, анкетирование, интервьюирование, изучение педагогической документации, анализ учебных и творческих работ студентов, психолого-педагогический (констатирующий, формирующий и контрольный) эксперимент; методы экспертной оценки и самооценки; обработка полученных результатов.

Этапы исследования

Исследование проводилось с 1999 по 2004 гг. в три этапа.

На первом этапе (1999 - 2001 гг.) выявлялась и обосновывалась проблема, изучался уровень её разработанности в психологической и педагогической литературе. Анализировалась СРС I - II и старших курсов ХГФ. На этой основе формулировались цели, задачи, рабочая гипотеза, основные направления и методы исследования. Для выявления состояния проблемы на практике, фиксирования исходного уровня ЗУНов студентов по живописи, определения оптимального количества заданий для СР, а также наиболее частых ошибок и затруднений учащихся проводился констатирующий эксперимент. В процессе работы со студентами I - II курсов ХГФ КубГУ накапливался и анализировался экспериментальный материал.

На втором этапе (2001 - 2003 гг.) были уточнены гипотеза, цели, задачи исследования, продолжен анализ достижений современной зарубежной и отечественной педагогики и методики преподавания живописи. На этой теорети-

8 ческой основе была разработана модель методической системы СРС I - II курсов ХГФ по живописи, включая программы, методику, учебную и справочную литературу, наглядные пособия.

С целью выявления педагогической эффективности разработанной нами методической системы СРС и проверки гипотезы исследования осуществлялся формирующий эксперимент. Оптимизировались организационные, методические и психологические условия СРС. Выполнялась корректировка содержания системы заданий. Были получены и обработаны промежуточные результаты экспериментального обучения. Выявлялись закономерности, динамика и тенденции профессионального развития начинающих живописцев.

На третьем этапе (2003 - 2004 гг.) осуществлялся контрольный эксперимент; проводились систематизация, анализ и обобщение результатов исследования, формулирование выводов, литературное оформление диссертации.

Информационную базу исследования составили научные источники в виде данных и сведений из книг, журнальных статей, научных докладов, материалов научных конференций; методические разработки художников-педагогов; официальные документы в виде законов, информационных писем Министерства образования РФ; аттестационные ведомости, программы и учебные планы по специальности 030800 «Изобразительное искусство и черчение».

Теоретико-методологическую базу исследования составили основные положения гуманистической философии о человеке как субъекте отношений, способном к саморазвитию и самоорганизации (Э.В. Ильенков, А. Маслоу, А.Я. Розин, В.Д. Шадриков, Я.А. Пономарёв и др.); идеи о становлении профессионального саморазвития (А.А. Вербицкий, И.А. Шаршов) [153], концепции системно-целостного подхода к проектированию образовательного процесса (И.Я. Лернер, Г.Б. Скок) [76, 134], концепция личностно ориентированного образования (Н.А. Алексеев, Н.А. Косенко, В.В. Сериков, Б.Н. Тамбиев, И.С. Якиманская и др.) [2, 65, 131, 141, 154], принципы деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.К. Леонтьев, Л.С. Рубинштейн, X. Хекхаузен и др.) [23, 73, 152], теории психологии творчества (О.И. Никифорова, Я.А.Пономарев, Л.М. Попов) [89, 102, 103], дидактические основы организации самостоятель-

9 ной работы учащихся (Н.Ю. Ермилова, Б.Г. Иоганзен, О.Б. Капичникова, В.А. Козаков, А.С. Лында, И.Л. Наумченко, П.И. Пидкасистый и др. [42, 52, 54, 59, 80, 86, 99, 116, 137], общая теория управления и основы теории педагогического менеджмента (О.Е. Лебедев, А.П. Огаркова, А.Н. Рыблова, Н.Ф. Талызина и др.) [71, 92, 116, 140], научные исследования общих закономерностей учебно-воспитательного процесса в системе художественного образования [56,57, 65].

Большую пользу для нашего исследования оказали труды учёных, педагогов, художников, внесших значительный вклад в развитие методики обучения изобразительному искусству: Г.В. Беды, Н.Н. Волкова, B.C. Кузина, Н.Н. Ростовцева, А.А. Унковского, Е.В. Шорохова и др [8,9,21, 22, 67,114, 146].

База исследования: ХГФ КубГУ. Исследованием было охвачено 365 студентов (96 первокурсников 1999 - 2000 гг. и 269 студентов I и II курсов 2001 - 2004 гг.). Из них экспериментальную группу составили 47 человек. Анкетирование также проводилось со студентами филиала ХГФ КубГУ в Новороссийске. Организация СРС на основе разработанной системы и с использованием разработанных программ СРС и учебных пособий проводилась на ХГФ КЧГПУ и ХГФ АГПУ.

Достоверность результатов исследования обеспечивается целостным подходом к решению проблемы; методологической обоснованностью исходных позиций, теоретических положений, использованием комплекса взаимодополняющих методов, адекватных предмету и задачам исследования; согласованностью теоретических положений и выводов с экспериментальными данными; многоаспектным теоретическим анализом психолого-педагогической литературы, корректной организацией экспериментальной работы; органичным соединением исследовательского поиска и практической деятельности по организации СР в экспериментальных группах, позволившей проверить истинность и точность теоретических посылок на основе движения от теоретического моделирования к конкретному педагогическому явлению.

10 Научная новизна результатов исследования заключается в том, что:

1. разработана, научно обоснована и экспериментально проверена эф
фективная методическая система СРС I—II курсов ХГФ по живописи, которая
включает в себя:

цели, задачи, содержание (сформулированы принципы разработки программы СРС по живописи, разработаны программы внеаудиторной учебно-творческой работы по живописи для студентов I и II курсов ХГФ);

формы и методы обучения, методические приёмы (сформулированы рекомендации по организации и управлению СРС по живописи, представлены критерии оценки СРС);

средства обеспечения СРС (разработаны методические таблицы, иллюстрирующие содержание разработанных программ внеаудиторной учебно-творческой работы по живописи для студентов I - II курсов ХГФ);

  1. уточнён понятийно-терминологический аппарат поставленной проблемы;

  2. разработан практикум «Живопись», позволяющий целенаправленно осуществлять обучение живописи в условиях внеаудиторной работы;

  3. составлен словарь-справочник «Изобразительное искусство и художественное творчество», повышающий уровень теоретической подготовки и коммуникабельности студентов ХГФ.

Теоретическая значимость результатов исследования определяется целостным рассмотрением круга теоретически важных вопросов, касающихся СРС на начальном этапе обучения живописи: уточнён понятийно-терминологический аппарат поставленной проблемы; определены сущность, компоненты, критерии эффективности, дидактические условия результативности системы СРС и принципы её реализации.

Предложенная модель методической системы СРС по живописи, учитывающая специфику ХГФ, особенности интеллектуального взаимодействия педагога и обучающихся, а также состояние информационно-образовательной среды, повышает качество обучения живописи на ХГФ.

Разработанные методические материалы способствуют развитию специальных умений и навыков по живописи, повышают уровень познавательной самостоятельности и творческой активности студентов: программы внеаудиторной учебно-творческой работы по живописи для студентов I—II курсов ХГФ организуют и направляют эту деятельность; словарь-справочник по изобразительному искусству и художественному творчеству поднимает уровень теоретической подготовки и коммуникабельности студентов; практикум «Живопись» служит руководством к практической СР по основам живописи.

Практическая значимость результатов исследования определяется возможностью их использования для совершенствования профессионально-педагогической подготовки студентов по живописи на начальном этапе обучения в педвузе. Разработанные методические материалы: программы внеаудиторной учебно-творческой работы по живописи на каждый семестр для студентов I - II курсов ХГФ; иллюстрирующие их методические таблицы; практикум «Живопись»; словарь-справочник «Изобразительное искусство и художественное творчество» и рекомендации по организации и выполнению СР по живописи могут применяться преподавателями вузов, учителями и студентами в практической работе с учащимися ХГФ и ДХШ для повышения эффективности педагогического процесса.

Апробация результатов исследования

Основные положения докладывались на Всероссийских научно-практических конференциях:

«Художественно-педагогическое образование на современном этапе» (КубГУ, сентябрь 1999 г.);

«Художественно-педагогическое образование: содержание, проблемы перспективы» (РГПУ, 27 - 29 сентября 2001 г.);

«Художественно-педагогическое образование: история, современное состояние, перспективы развития» (МПГУ, 4-6 февраля 2002 г.);

«Перспектива - 2004» (КБГУ, апрель 2004 г.)

и на региональной межвузовской научной конференции «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство народов Северного Кавказа: история, теория, педагогическая практика» (КЧГПУ, октябрь 2000 г.).

Внедрение результатов исследования Промежуточные и конечные результаты исследования прошли апробацию и внедрены в практику работы ХГФ КубГУ, а также ХГФ Новороссийского и Ставропольского филиалов КубГУ. Практикум оказался востребованным и при обучении студентов живописи на факультете архитектуры и дизайна КубГУ. Он использовался в СР по живописи студентов Армянского и Карачаево-Черкесского государственных педагогических университетов. Во всех перечисленных вузах применение разработанных методических материалов оказало положительное влияние на результативность СРС. Практикум «Живопись» получил одобрение ведущих преподавателей кафедр живописи КубГУ, КЧГПУ, АГПУ, а также ДХШ Краснодарского края.

Материалы исследования отражены в 9 научных публикациях.

На защиту выносится:

научно обоснованная и экспериментально проверенная методическая система СРС I—II курсов ХГФ по живописи, которая включает в себя:

программы СРС по живописи на каждый семестр I - II курсов ХГФ, где обоснованы цели, задачи, содержание и представлен комплекс заданий для СРС;

рекомендации по организации и управлению СРС по живописи, раскрывающие формы, методы и методические приёмы обучения;

средства обеспечения СРС: методические таблицы, иллюстрирующие содержание разработанных программ СРС; практикум «Живопись», словарь-справочник «Изобразительное искусство и художественное творчество», повышающие уровень обучения живописи в условиях внеаудиторной работы.

Структура и объём диссертации

Диссертация (190 с.) состоит из введения (10 с), трёх глав (41 с, 47 с, 37 с), заключения (3 с), списка использованной литературы (165 наименований; из них на английском языке - 9) и 12 приложений. Диссертация содержит в тексте 14 таблиц и 4 схемы, 1 диаграмму, 1 график.

Постановка проблемы и её развитие в образовательно-воспитательной системе

Совершенствование учебного процесса на современном этапе выдвигает проблему организации и управления СРС на одно из первых мест. Для её эффективного решения важно проследить развитие учения о самостоятельной деятельности и преемственность в реализации его основных положений. Если рассматривать данную проблему несколько шире - в отношении не только студентов, но учащихся вообще - то можно с уверенностью сказать, что она имеет богатую историю.

Развитие идей о самостоятельной деятельности началось в глубокой древности. В трудах Сократа, Платона, Аристотеля обосновывается значимость активной самостоятельной деятельности человека для успешного развития его мышления и совершенствования его способностей. В период схоластики и догматизма Средневековья учёные-философы Ф. Рабле, М. Монтень, Т. Кампа-нелла призывают учителей воспитывать самостоятельность в своих учениках, чтобы они могли сами выбрать путь познания. Более подробно теоретические вопросы самостоятельной деятельности учащихся были рассмотрены в трудах А. Дистервега, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци [37; 115].

Начало дидактико-методологического направления в изучении указанной проблемы положили работы чешского педагога Я.А. Коменского [60]

До середины XIX века самостоятельная деятельность учащихся рассматривалась в структуре педагогических средств и методов преподавания. Впервые она избирается непосредственным предметом изучения в трудах основоположника отечественной педагогики - К.Д. Ушинского [150], который проанализировал самостоятельную деятельность учащихся с философских и психологических позиций и попытался последовательно описать приёмы формирования самостоятельности. Оригинальная концепция обучения была развита Л.Н. Толстым. Он считал основой обучения максимальную свободу учащихся, а самостоятельную работу рассматривал как главное средство развития их творческих сил и способностей.

Дальнейшее развитие проблема самостоятельной деятельности получает в 20-е гг. XX века в работах П.П. Блонского, Н.К. Крупской, СТ. Шацкого [12; 66]. В 30-40-е гг. Е.Я.Голант [30], а в 50-60-е гг. - И.Т. Огородников, М.Н. Скаткин, Б.П. Есипов, А.А. Горцевский и М.И. Любицына изучают психические процессы, связанные с самостоятельной деятельностью и методические приёмы её организации [133; 43; 32].

Основные исследования отечественных учёных в области проблемы СР учащихся в 60-90-е гг. XX века ведутся по следующим направлениям:

- сущность, процесс и структура, классификация видов и форм СР (В.Н. Бессонова, Б.П. Есипов, И.Я. Лернер, М.А. и Р.А. Лозовские, И.Л. Наум-ченко, О.А. Нильсон, П.И. Пидкасистый и др.) [11; 43; 76; 78; 79; 86; 90; 99];

- преемственность в обучении и подготовленность к СР (Ю.К. Бабан-ский, Е.Я. Голант, И.Т. Огородников, Ю.С. Савченко и др.) [6; 30; 121];

- классификация умений, необходимых для СР (Е.Н. Кабанова-Меллер, И.Я. Лернер, Н.А. Менчинская, Н.Б. Промоторова, И.Э. Унт, А.В. Усова и др.) [75; 105; 147; 149];

- условия организации и способы повышения эффективности СР (СИ. Архангельский, М.Г. Гарунов, П.И. Пидкасистый, О.И Яхно, Н.И. Ге-лашвили, Л.П. Давыдова, Л.В. Жарова, Н.В. Кузьмина, А.С. Лында, Н.А. Менчинская, Т.А. Нечаева, И.Т. Огородников, М.Н. Скаткин, СЛ. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина, А.В. Усова, В.Х. Халмухамедова и др.) [5; 26; 27; 28; 44; 81; 68; 88; 133; 140; 149; 151].

Более подробно история развития исследований самостоятельной деятельности учащихся изложена в работах Е.И. Ерёминой, Б.П. Есипова [40; 43].

После 1990 г. вопросами организации и управления СРС занимаются В.В. Брылева, И.В. Галковская, Э.В. Гапон, Е.В. Заика, О.Б. Капичникова, В.А. Козаков, И.Г. Копотюк, А. Курбанов, М.Г. Кучеряну, В.Г. Орловский и др. [17; 24; 25; 48; 54; 59; 61; 69; 70; 77; 97; 101; 155].

Необходимо отметить, что долгое время проблема СР решалась только в отношении к процессу обучения в школе. Применительно к учебному процессу вуза она начала решаться гораздо позже.

Начиная с 1970-х годов, различные аспекты организации и проведения СРС активно обсуждаются на конференциях разных факультетах вузов страны и излагаются в сборниках научных трудов [87; 94; 95; 96; 104; 106; 107; 122; 126; 125; 127; 128; 137].

Длительное время изучение СРС ведётся в Саратовском государственном университете [81; НО; 111; 124].

Во многих исследованиях СРС рассматривается в плане её интенсификации, которая предполагает не только усиление деятельности преподавателя по повышению активности студентов, но и решение всего круга вопросов, касающихся повышения качества и эффективности внеаудиторной работы.

Проблемы организации и интенсификации СРС в течение ряда лет обсуждаются разными кафедрами Кубанского государственного университета [31; 82; 108].

Расширение управляемой учебной самостоятельности студентов, основанной на СР в свободное от официальных занятий время, - главная тенденция в развитии дидактического процесса в высшей школе крупнейших зарубежных стран [20].

Основные элементы процесса самостоятельной работы студентов на ХГФ

На базе анализа теоретико-методической литературы и практики организации СРС на ХГФ мы разработали модель методической системы СРС.

Исходя из системного подхода к СРС, обозначим её основные элементы: цели, задачи, содержание, формы, методы и методические приёмы и средства обеспечения СРС.

Модель методической системы СРС (см. Схема 2) является динамичной. Между её элементами осуществляется постоянное взаимодействие. Подробное изучение одного из них приводит к выявлению факторов, которые прямо или опосредованно влияют на оптимизацию всего процесса СРС.

В единстве с занятиями в мастерских под руководством преподавателя СР входит в процесс обучения живописи. Самостоятельную работу мы рассматриваем как управляемый процесс, который служит главным образом целям обучения. Их определение - основная предпосылка эффективности СР.

«...Важно чётко определить цели, задачи, содержание для каждого этапа обучения на факультете, соотнесённого с этапами практической работы студентов, составляющими целостную учебно-воспитательную систему с учётом специфики подготовки многопрофильного специалиста на художественно-графическом факультете педвуза» [98, с. 8]. При разработке модели методической системы внеаудиторной работы студентов ХГФ по живописи мы чётко придерживались принципа целеполагания.

Цели, задачи и содержание СРС по живописи на I - II курсе ХГФ вытекают из общих целей обучения живописи по специальности 030800 «Изобразительное искусство».

Кроме соответствия целей СРС главным целям обучения на ХГФ, при их отборе мы руководствовались следующими критериями: достижимость, реальность и непротиворечивость цели. Особенностью планируемой СРС является приоритет главной цели, ориентированность на конечный результат.

Как часть общего процесса обучения живописи СРС должна содействовать формированию у них умений и навыков, овладение которыми является целью их профессиональной подготовки, и ускорять этот процесс. Опираясь на требования программ и учебных планов кафедры живописи, можно вывести следующий перечень основных умений, которыми следует овладеть будущим художникам-педагогам на начальном этапе обучения живописи:

- видеть цельно при одновременном сравнении всех частей натуры;

- методически грамотно вести работу;

- правильно компоновать изображение на изобразительной плоскости;

- передавать цвето-тоновые отношения в этюде пропорционально натурным;

- передавать состояние натуры в зависимости от условий освещения и среды;

- передавать объёмность, пространственное расположение, материальность предметов средствами живописи;

- приводить изображение к единству;

- выделять композиционный центр и др.

Определяя задания для СР, необходимо уяснить, каким целям данная работа должна служить, какого рода умения развивать. Основным содержанием СРС по живописи является не только деятельность по усвоению приёмов работы, но главным образом, формирование умения творчески применять усвоенные знания, умения и навыки; раскрытие индивидуальных творческих возможностей каждого начинающего художника-педагога.

На основании анализа программ обучения живописи, требований к специалисту по специальности 130800 (изобразительное искусство), изложенных в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования в области культуры и искусства, мы выделили и упорядочили цели обучения живописи на каждый семестр I - II курсов начальном этапе подготовки студентов ХГФ (схема 3).

В ходе СР осуществляются главные функции обучения: усвоение, закрепление знаний и переработка их в устойчивые умения и навыки; выработка рациональных методов работы, развитие творческого мышления на основе расширения композиционных упражнений в живописи, приобретение навыков самостоятельного поиска знаний; приобщение к творческой деятельности.

СРС, управляемая и организуемая, тесно смыкается с их самообразованием, как составной и закономерной частью целостной системы учебно-воспитательной работы в учебном заведении. Важным условием и средством формирования опыта самообразовательной деятельности человека служит специальным образом организованный педагогический процесс.

Состояние организации самостоятельной работы студентов I - II курсов при обучении живописи на ХГФ

С целью подтверждения исходной гипотезы исследования, отбора и корректировки средств организации внеаудиторной работы студентов по живописи нами был проведен эксперимент.

Предмет экспериментального исследования - изучение эффективности учебных и творческих СР, различных видов их сочетания и последовательности в обучении живописи, выявление оптимальных условий формирования у студентов в ходе выполнения ими СР умений целенаправленно пользоваться и практически применять обязательный минимум знаний по основам живописи в качестве инструмента самостоятельной учебно-творческой деятельности. Осознанное усвоение студентами содержания деятельности происходит тогда, когда предмет включён в контекст цели (задачи): в этом случае интеллектуальная активность направляется, прежде всего, на овладение способом действия.

В соответствии с предметом экспериментального исследования и его гипотезой мы ставили перед собой следующие задачи, которые поэтапно решались в ходе обучения студентов I - II курсов в экспериментальных и контрольных группах:

1) выявить необходимые условия организации СР, соблюдение которых позволит студенту овладевать в органическом единстве теоретической и практической сторонами деятельности;

2) определить условия эффективности сочетаний различных видов учебных и творческих СР;

3) обосновать научно-методические положения системы СР, применение которой в конечном счёте способствовало бы целенаправленному формированию у студентов умения и потребности систематически пользоваться в своем учебном познании обязательным минимумом знаний по основам живописи как инструментом получения новых знаний.

Характерным признаком экспериментального обучения являлся переход к планированию и применению разработанной нами системы СРС.

Исследование проводилось в три этапа: констатирующий (1999 -2001 гг.), формирующий (2001 - 2003 гг.) и контрольный (2003 - 2004 гг.)

Экспериментальная работа осуществлялась в соответствии с разработанной методикой, предусматривающей следующие этапы:

1. Проведение констатирующего эксперимента.

1.1 Выделение критериев оценки результатов.

1.2 Определение исходного уровня испытуемых.

1.3 Выявление возможностей планирования СРС.

2. Проведение формирующего эксперимента.

3. Сравнение исходных данных и полученных результатов, изучение изменений.

4. Проверка и разработка рекомендаций по организации и управлению СРС по живописи на ХГФ.

5. Проведение контрольного эксперимента.

6. Анализ результатов экспериментальной работы и выводы.

В эксперименте приняли участие 96 первокурсников 1999 - 2000 гг. И 263 студента I и II курсов 2001 - 2004 гг. Из них экспериментальную группу составили 47 человек.

Подготовительная работа началась со знакомства с опытом преподавания живописи натюрморта на ХГФ КубГУ, МГПУ, РГПУ, с изучения и анализа домашних работ студентов, бесед со студентами и преподавателями по теме исследования, а так же специальных наблюдений за работой студентов во время учебных занятий. Систематизация и обобщение полученных данных позволили определить:

1. эффективность СРС до начала эксперимента;

2. принципы составления программы СРС;

3. условия проведения экспериментальных занятий;

4. виды заданий и методику работы с ними.

В задачи констатирующего эксперимента входило:

1. определить состояние организации СРС I - II курса по живописи (количество работ, учебная нагрузка, форма контроля, отношение студентов и преподавателей к СР и т.д.);

2. выявить характерные ошибки в домашних этюдах студентов и основные затруднения при выполнении этюда без руководства преподавателя;

3. отобрать показатели, на основе которых будет проводиться мониторинг качества специальной подготовки студентов, характеризующий особенности прохождения эксперимента;

4. установить (зафиксировать) исходный уровень развития специальных способностей, знаний, умений и навыков студентов до проведения эксперимента (в экспериментальных и контрольных группах I и II курса);

5. выявить уровень сформированности у студентов умений самостоятельной учебной работы.

С целью изучения мотивации к занятиям изобразительной деятельностью, определения общей направленности интересов учащихся, уровня их заинтересованности в достижении высоких результатов, выяснения отношения к СРС I курса ХГФ КубГУ было проведено анкетирование.

Похожие диссертации на Теоретическое и методическое обоснование системы самостоятельной работы студентов I-II курсов ХГФ по живописи