Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Теория и практика музыкального краеведения в системе современного музыкального образования Тарасова Людмила Анатольевна

Теория и практика музыкального краеведения в системе современного музыкального образования
<
Теория и практика музыкального краеведения в системе современного музыкального образования Теория и практика музыкального краеведения в системе современного музыкального образования Теория и практика музыкального краеведения в системе современного музыкального образования Теория и практика музыкального краеведения в системе современного музыкального образования Теория и практика музыкального краеведения в системе современного музыкального образования Теория и практика музыкального краеведения в системе современного музыкального образования Теория и практика музыкального краеведения в системе современного музыкального образования Теория и практика музыкального краеведения в системе современного музыкального образования Теория и практика музыкального краеведения в системе современного музыкального образования Теория и практика музыкального краеведения в системе современного музыкального образования Теория и практика музыкального краеведения в системе современного музыкального образования Теория и практика музыкального краеведения в системе современного музыкального образования
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Тарасова Людмила Анатольевна. Теория и практика музыкального краеведения в системе современного музыкального образования : Дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.02 : Москва, 1997 464 c. РГБ ОД, 71:98-13/27-2

Содержание к диссертации

Введение

ЧАСТЬ 1. МУЗЫКАЛЬНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА 20

ГЛАВА 1. Методологические и теоретические основы музыкального краеведения 20

1.1. Местоположении музыкального краеведения в системе культуры, музыкознания и краеведения, а также других научных дисциплин и направлений 20

1.2. Содержание понятия, предмет и структура музыкального краеведения 37|

1.3. Основоположения теории и методологии музыкального краеведения 64

1.4. Взаимосвязи музыкального краеведения с другими научными дисциплинами и направлениями (классификация по принципам субординации и координации) 89

ГЛАВА 2. Историография и источниковедение музыкального краеведения 105

2.1. Историография музыкального краеведения XVIII-XX вв 105

2.2. Источниковедение музыкального краеведения 138

ЧАСТЬ 2. РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК АКТУАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 159

ГЛАВА 3. Социально-экономические, культурно-исторические и теоретико-методологические основы регионализации музыкального образования.... 159

3.1. Современная государственная национально-региональная политика РФ в области музыкального образования 159

3.2. Категориально-понятийный аппарат музыкального краеведения 170

ГЛАВА 4. Современная музыкальная образовательная система субъектов РФ 187

4.1. Обоснование важности введения новых принципов-краеведческого и учета национально-региональных особенностей в музыкальном образовании 187

4.2. Формирование музыкально-образовательного пространства и музыкально-образовательной системы региона 208

ЧАСТЬ 3. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПРЕПОДАВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО КРАЕВЕДЕНИЯ В ВУЗЕ И ШКОЛЕ 228

ГЛАВА 5. Музыкальное краеведение в системе высшего профессионального музыкально-педагогического образования 228

5.1. Место и значение музыкального краеведения в профессионально-педагоги-ческой подготовке учителя музыки 228

5.2. Содержание и структура музыкально-краеведческого вида музыкально-педагогической деятельности учителя 235

5.3. Содержание, организация, структура, формы и методы музьпсально-краеведческой подготовки студентов 256

ГЛАВА 6. Музыкальное краеведение в школе ...292

6.1. Теоретические и педагогические основы использования музьшально-краеведческого материала в работе с учащимися 292

6.2. Содержание и методика применения музыкально-краеведческого материала во внеклассной работе с учащимися 310

6.3. Методы проведения музыкально-краеведческой работы 339

ЧАСТЬ 4. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ МУЗЫКАЛЬНОГО КРАЕВЕДЕНИЯ В ВУЗЕ И ШКОЛЕ 350

ГЛАВА 7. Экспериментальное исследование по проведению музыкально-краеведческой работы в школе 351

7.1. Задачи и содержание опытно-педагогического и констатирующего исследования 351

7.2. Методика проведения формирующего эксперимента по развитию музыкально-эстетической культуры учащихся школы средствами музыкально-краеведческого материала 365

7.3. Результаты формирующего эксперимента 373

ГЛАВА 8. Экспериментальное исследование процесса подготовки учителя к музыкально-краеведческой работе в школе 387

8.1. Изучение состояния профессиональной подготовки студентов на музыкальном материале края в вузах, училищах и колледжах России и государств СНГ (констатирующий эксперимент) 387

8.2. Поисковое теоретико-экспериментальное исследование процесса музыкально-краеведческой подготовки учителя 403

8.3. Экспериментальная работа по организации музыкально-краеведческой подготовки учителя 412

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 423

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 428

ПРИЛОЖЕНИЕ (второй том)

Введение к работе

В последние годы наблюдается значительное повышение интереса к музыкальному краеведению. Актуализация его проблем объясняется необходимостью проведения конкретных, локальных исследований музыкальной культуры различных краев и областей государства, а также использование полученного материала в учебном процессе ВУЗов, школ, училищ, колледжей, и др. Отметим, что о важности проблемы музыкального краеведения Б.В. Асафьев писал еще в 30-е годы. Он сетовал, что вследствие неразвитости музыкального краеведения, вся история русской музыки написана на примере Москвы и Петербурга. Необходимость воссоздания целостной панорамы музыкальной культуры страны, которая немыслима без проведения музыкально-краеведческих исследований, изучения местных музыкально-исторических материалов, отмечали известные ученые Б.С. Штейнпресс, М.П. Алексеев и др. М.А. Этингер писал, что "теперь уже настало время для того, чтобы от общей истории музыкальной культуры отпочковалась сравнительно самостоятельная ветвь музыкального краеведения, подобно таким молодым научным дисцигошнам, как историческое или литературное краеведение". Д.С. Лихачев считает краеведение действенным средством сохранения и возрождения культуры страны. Э.В. Денисов придавал большое значение музьпсально-краеведческим методам исследования при изучении жизни и творчества композиторов, "плохо известных, давно забытых, вычеркнутых из официальной истории музыки". Таким образом, значение музыкального краеведения для развития музыкальной культуры и образования в стране трудно переоценить.

Как известно, музыкальное краеведения является частью музыкознания и разделом краеведения (Н.А. Мещерякова, Б.С. Штейнпресс, М.А. Этингер). Сущность музыкального краеведения состоит в изучении совокупности всех явлений музыкальной культуры края, а также в использовании материала, полученного в результате этих исследований, в учебном

6 процессе. Термин "музьпсальное краеведение" достаточно специфичный и

непривычный. Впервые он был употреблен еще в 30-е годы Б.В. Асафьевым в работе "Русская музыка"; позднее этот термин встречается в музыкальных словарях и энциклопедиях. В данной работе термин "музыкальное краеведение" используется как вполне адекватный содержанию рассматриваемых проблем. В период формирования Российской государственности, ориентация в масштабе страны на субъекты Федерации, их политической и экономической самостоятельности возрастает значение краеведения, происходит его дальнейшее развитие.

"Регионализация образования- это стратегическое направление реформирования высшей школы, поэтому необходимо организовать научное сопровождение данного процесса" (425, с.46) (В.Д.Шадриков). Не вызывает сомнения, что в современных условиях, при сохранении фундаментальных основ педагогической науки и централизованного управления педагогическим процессом в масштабах России, целесообразна адаптация художественного образования к конкретным условиям того или иного региона.

Тенденции регионализации общества обусловливают необходимость учета региональных и национальных особенностей при подготовке специалистов, которые хорошо должны знать музыкальную культуру, фольклор родного края, этнопедагогику и этнопсихологию народов, живущих в нем; а также введение регионального компонента учебного плана в школах. О важности учета региональных особенностей при подготовке специалистов говорится и в Законе Российской Федерации "Об образовании" (статья 29), "Типовом положении о высшей школе". Действующее в настоящее время "Положение о государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования" от 12.08.1994 № 940 устанавливает наряду с федеральным компонентом введение регионального компонента.

7 Согласно п.4 этого документа, федеральный компонент государственного образовательного стандарта высшего профессионального образо-

I вания устанавливает обязательный минимум содержания каждой основ-

J^ ной профессиональной образовательной программы (он выражает госу-

дарственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по конкретным направ-лениям (специальностям). Региональный компонент этого стандарта определяет содержание основных профессиональных образовательных программ, отражающее региональные особенности подготовки специалистов.

По музыкальным специальностям региональный компонент государ-

) ственного образовательного стандарта строится на основе музьпсального

краеведения, так как формируется на музыкальном материале края (региона, национально-государственного объединения).

Значимость использования музыкально-краеведческого материала очевидна и в свете необходимости развития у учителя методологической культуры. (Б.В. Краевский, В.А. Сластенин, ВЭ.Тамарин и др.). Приме-f* нять в своей работе музыкальное краеведение учителю позволяет предложенная ему сегодня возможность творчески личностного подхода к школьным программам и методическому обеспечению. Так, Э.Б. Абдул-лин писал: "Сегодня музыканту-педагогу предоставляется право вносить необходимые изменения не только в содержание отдельного урока, но и учебной программы в целом, широко использовать как традиционные, так и новые формы и методы работы, разрабатывать и внедрять на альтернативной основе собственные подходы к организации музыкально-педагогического процесса в школе"1.

Ф Создавая профессиограмму учителя музыки, Л.Г. Арчажникова отме-

чала ее зависимость от потребностей общества, гипотетичность, в силу

Р чего она может расширяться и видоизменяться. В настоящее время, в

соответствии с новым социальным заказом целесообразно включение в

1 Абдуллин Э.Б. методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования: Учебное пособие /Научный редактор ВЛ. Сластенин. -.,1990. - с.5.

8 модель учителя музыки музыкально-краеведческой деятельности. В наши

дни проводить музыкальное воспитание унифицировано, без учета национальных и региональных особенностей невозможно. Например, учитель музыки, работающий в Ивановской области, наряду с необходимой для педагога-музыканта комплексной подготовкой, должен обладать знаниями по музыкальной культуре родного края. Это тем более актуально для краев и национально-государственных объединений (Бурятия, Мордовия, Алтайский край и т.д.). Проводимые автором диссертации и другими исследователями опросы выявляют парадоксальную ситуацию, сложившуюся в музыкальном образовании-большая часть учителей музыки не знают истории музыки родного края, праздников, обрядов, традиций данной местности. Естественно, такие учителя не могут ознакомить своих воспитанников с музыкально-краеведческим материалом.

Использование материала музыкального краеведения в школе и в ВУЗе несет в себе большую педагогическую значимость. Этот материал является средством формирования музыкально-эстетической культуры школьников и студентов, подлинного нравственно-патриотического воспитания, развития музыкальных способностей, навыков поисково- исследовательской работы, повышения качества знаний и др. Использование музыкально-краеведческого материала соответствует принципам наглядности, доступности в обучении, связи с жизнью. Музыкальное краеведение устанавливает и поддерживает связь времен, поколений, преемственность в развитии музыкальной культуры региона. Оно способствует сохранению памяти о музыкантах края, воспитанию, по меткому выражению Д.С. Лихачева, "духовной оседлости". В этом особая, непреходящая сила и ценность музыкального краеведения.

В свете вышеизложенного, актуальность разработки проблем музыкального краеведения, которая позволяет учитывать краеведческий принцип в музыкальном воспитании, вносить в обучение комплекс национально-региональных особенностей, является очевидной. Однако, несмот-

ря на важное значение краеведения, оно не заняло того места, которое могло и должно было занять в школе и системе подготовки учителя в ВУЗе. Главной причиной сложившегося положения является отсутствие разработанных научно-методических основ музыкально-краеведческой работы в ВУЗе, что отрицательно сказывается на подготовке высококвалифицированных, творчески работающих учителей музыки. Данное обстоятельство является одной из причин недостаточно высокого уровня музыкально-краеведческой работы в школе.

Таким образом, актуальность проведенного исследования определяется важностью разработки проблемы музыкального краеведения как составной части подготовки учителя-музыканта широкого профиля, раскрытия содержания и методики музыкально-краеведческой работы в школе и ВУЗе.

Проблема исследования заключается в том, чтобы использовать материалы музыкального краеведения, понимаемого как совокупность явлений, фактов, произведений музыкальной культуры края (как народной, так и профессиональной) в целях музыкального воспитания и образования. Известно, что во многих регионах России имеются своеобразные и глубокие пласты национальной музыкальной культуры, включающие в себя оригинальные сочинения местных авторов, фольклор, историко-архивные данные, связанные с жизнью и творчеством выдающихся музыкантов-уроженцев края. Однако они почти не применяются в практике работы школ, средних и высших музыкальных учебных заведений, учреждений, специализирующихся на повышении квалификации педагогов. Использовать эти материалы в педагогическом ракурсе и представляется насущно необходимым. Таким образом, проблема исследования состоит в устранении противоречий между социальной, профессиональной, общекультурной значимостью музыкального краеведения в системе современного музыкального образования и отсутствием научно-педагогических, теоретико-методологических и методических путей ее осуществления.

Целью исследования является разработка теории и практики музыкального краеведения в школе, педагогическом вузе, учреждениях, специализирующихся на повышение квалификации педагогов; обоснование педагогических основ применения материалов музыкального краеведения в системе сов-ременного музыкального образования.

Объект исследования- музыкальное краеведение как особая специфическая область знания; как система методологических и теоретических постулатов, связанных с проведением музыкально-краеведческой работы в вышеобозначенных учебных заведениях.

Предмет исследования- содержание, организация, структура, формы и методы музыкального краеведения в системе современного музыкального образования.

Концепция исследования. При обосновании современных требований к системе музыкально-педагогического образования в России, должны учитываться изменившийся социальный заказ, тенденции регионализации общества, новая социо-культурная и экономическая ситуация в стране. Не могут игнорироваться также появившиеся в музьпсознании и музьпсальнои педагогике теоретические положения и методические новации, накопленный опыт преподавания и конечно же, потребности практики. Появление нового материала по музьпсальнои культуре края в школах (в связи с введением национально-регионального компонента в их учебный план) обуславливает расширение содержания и структуры музыкально-педагогической деятельности учителя (включение в нее наряду с хормейстерским, концертмейстерским, музыковедческим и другими видами профессиональной деятельности музыкально-краеведческого вида). Это влечет за собой необходимость организации музыкально-краеведческой подготовки учителя музыки.

Согласно "Концепции государственной региональной политики Российской Федерации в области высшего и среднего профессионального

образования" и другим нормативным документам по высшей школе, важными аспектами регионализации образования являются "развитие региональных систем высшего профессионального образования" (386, с Л 29), "разработка новых учебных специальностей и специализаций высшего профессионального образования, отвечающих потребностям общества"(208, с.78), "введение регионального компонента государственного образовательного стандарта" (117, с.73).

В связи с нормативными документами возникает необходимость разработки музыкального краеведения как нового вида музыкально-педагогической деятельности учителя музыки, нового направления в его профессиональной подготовке, основы для создания национально-регионального компонента музыкально-педагогического образования.

Учитывая потребности общества, не менее важна и подготовка музыкантов-краеведов, занимающихся изучением и сохранением музыкальной культуры края и адаптацией полученного музыкально-исторического материала, а также произведений композиторов и фольклора края к использованию в практике учебных заведений. Автор предлагает решить эту проблему посредством введения в специальность 030700-"музыкальное образование" новой квалификации- "учитель музыки и музыкант-краевед".

На современном этапе, при организации подготовки кадров в ВУЗах и проведении музыкального воспитания в школах, сохраняя ведущую роль централизованного управления образованием в России и единые основы музыкально-педагогической науки, необходим учет национально-региональных особенностей, которые в своей основе опираются на музыкальное краеведение. Такая концепция музыкально-педагогического образования предусматривает обогащение содержания, форм и методов учебной работы, введение новых принципов- краеведческого и учета национально-региональных особенностей в музыкальном образовании.

Выдвигаемая автором концепция предполагает рассмотрение проблемы музыкального краеведения на методологическом, теоретическом,

12 методическом и практическом уровнях, которые легли в основу

настоящего исследования.

Гипотеза исследования. Без овладения основами музыкального краеведения во взаимосвязи с другими компонентами музыкально-педагогической деятельности невозможна всесторонняя подготовка учителя-музыканта широкого профиля, а также его успешная деятельность в школе. Высокая эффективность музыкально-краеведческой работы в ВУЗе и школе может быть достигнута при условиях :

1) преемственности музыкально-краеведческой подготовки учителя в
ВУЗе; учреждениях, специализирующихся на повышении квалификации
педагогов; школе (в плане самообразования);

  1. разработки и внедрения музьпсально-краеведческой подготовки студентов в систему высшего профессионального музыкально-педагогического образования на основе комплексного, сквозного применения музыкального краеведения в ряде дисциплин общей и специальной подготовки путем использования методов: всестороннего раскрытия особенностей края, в условиях которого происходит обучение; введение элементов музыкального краеведения в уже имеющиеся учебные курсы; обогащение репертуара исполнительских классов музыкой композиторов, фольклором края; введение курсов музьпсально-краеведческой направленности;

  2. разработки и внедрения в школе: содержания и методики музыкально-краеведческой работы (особенно активно во внеклассной работе); национально-регионального компонента учебного плана;

  3. разработки и внедрения в учреждениях, специализирующихся на повышении квалификации системы поствузовской музьпсально-краеведческой подготовки учителя.

Задачи исследования: 1. Разработать научную дисциплину-музыкальное краеведение.

  1. Проанализировать и обосновать социально-экономические, культурно-исторические, теоретико-методологические и педагогические основы регионализации музыкального образования на современном этапе.

  2. Раскрыть сущность и содержание понятий- "музыкально-образовательное пространство региона" и "музыкально-образовательная система региона".

  3. Обосновать необходимость введения и сущность новых принципов-краеведческого и учета национально-региональных особенностей в музыкальном образовании.

  4. Раскрыть содержание и структуру музыкально-краеведческого вида музыкально-педагогической деятельности учителя (наряду с хормейстерским, вокальным, музыковедческим, концертмейстерским и другими видами профессиональной деятельности учителя музыки диссертант выделяет музыкально-краеведческий вид).

  5. Определить место и значение музыкального краеведения в профессионально-педагогической подготовке учителя музыки.

  6. Разработать научно-методическую систему музьпсально-краеведческой подготовки учителя в педагогическом ВУЗе, учреждениях повышения квалификации, в плане самообразования в школе.

  7. Разработать теорию и практику преподавания музыкального краеведения в школе и педагогическом ВУЗе и экспериментально ее проверить.

  8. Провести констатирующее обследование состояния музыкально-краеведческой работы в школе, а также подготовки к ней в ВУЗах, училищах и колледжах ряда регионов России и государств СНГ (Белоруссия, Казахстан и др.)

10. Разработать и экспериментально проверить методику формирования
музьтально-эстетической культуры учащихся школ средствами
музыкально-краеведческого материала.

11. Провести экспериментальную работу по организации музыкально-краеведческой подготовки учителя в педагогических ВУЗах и учреждениях повышения квалификации в ряде регионов России и государств СНГ.

Методологической основой исследования явились принципы историзма, локальности, комплексности, субъективного и объективного. В соответствии с идеей и направленностью работы были использованы многоуровневый (философский, общенаучный, частнонаучный) подход при разработке методологии музыкального краеведения; а также диалектический, системно-целостный и деятельностный подходы как принципы исследования музыкально-краеведческой подготовки учителя. Исследование опирается на учение об этносе, важнейшие философские категории ("место", "единичное", "особенное", "общее", "отдельное", "целое", "часть").

Методологической базой диссертации послужили достижения краеведения, педагогики, этнографии, психологии, искусствознания, музыкознания, музыкальной фольклористики, музыкальной педагогики и психологии.

Принципиально важное значение имели труды по общей педагогике (Ю.К. Бабанский, В.В. Краевский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, В.А. Сластенин и др.), психологии (П.Я. Гальперин, В.Д. Давыдов, Г.С. Тарасов, Б.М. Теплов и др.), теории краеведения ( П.В. Иванов, Д.В. Кацюба, Д.С. Лихачев), эстетике (М.С. Каган, И.В. Квятковский, Н.И. Киященко, Л.П. Печко, М.Г. Плохова и др.), музыкознанию (Б.В. Асафьев, Л.З. Корабельникова, Б.С. Штейнпресс, М.А. Этингер и др.), теории и методике музыкального образования (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, Л.Г. Аржачникова, О.А. Апраксина, Т.И. Бакланова, В.И. Муцмахер, В.И. Петрушин, Г.С. Ригина, Г.П. Стулова, П.А. Черватюк, Г.М. Цыпин и др.), этнографии (Б.Н. Волков, Л.Н. Гумилев, Н.Ф. Финдейзен и др.). исследовании применялись следующие методы: изучение необходимых научно-теоретических источников; анализ и систематизация

15 педагогического опыта музыкально-краеведческой работы в школах,

ВУЗах, училищах России и государств СНГ; обобщение личного опыта автора, накопленного в течение более 20-летней преподавательской и исследовательской деятельности; теоретическое обобщение; моделирование музыкально-краеведческой деятельности и подготовки учителя музыки; анкетирование; рейтинг; целенаправленное педагогическое наблюдение; беседы, интервью; эксперимент (констатирующий, поисковый и формирующий); статистический анализ результатов исследования.

Исследование проводилось с 1979-1996гг. на обширной экспериментальной базе: научно-исследовательской лаборатории музыкального краеведения Тверского университета (ТГУ) и учебно-исследовательской лаборатории "Методологии и методики музыкального и художественного воспитания" Тверского областного института усовершенствования учителей (ТОИУУ), руководимых диссертантом; школ Тверской и Санкт-Петербургской областей России, а также Белоруссии; ВУЗов, колледжей, училищ и учреждений повышения квалификации РФ (Москва, Тверь, Таганрог, Саратов, Адыгея, Волгоград) и государств СНГ (Казахстан). В экспериментальной работе участвовала группа исследователей-преподавателей музьпсально-педагогических факультетов выше обозначенных ВУЗов (которые далее именуются "опорными ВУЗами"). Возглавляемая автором исследовательская группа работала по единому замыслу и общим методологическим установкам, в специально организуемых и учитываемых условиях.

Экспериментальная работа также осуществлялась в ходе выполнения хоздоговорных заказов Администрации и Комитета по делам культуры Тверской области по проблемам разработки регионального компонента образования, сохранения и возрождения музыкальной культуры края.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования: 1. Разработана научная дисциплина-музыкальное краеведение.

  1. Обоснованы новые принципы-краеведческий и учета национально-региональных особенностей в музыкальном образовании.

  2. Определен категориально-понятийный аппарат музыкального краеведения.

  1. Раскрыты социально-экономические, культурно-исторические, теоретико-методологические и педагогические основы регионализации музыкального образования.

  2. Определены понятия- "музыкально-образовательное пространство региона" и "музыкально-образовательная система региона"; и проанализирован процесс их формирования.

  3. Подготовлена теория и практика музыкального краеведения в школе и педагогическом ВУЗе.

  4. Разработана научно-методическая система музыкально-краеведческой подготовки учителя в педагогическом ВУЗе, учреждениях, специализирующихся на повышении квалификации педагогов, в плане самообразования в школе.

  5. Раскрыта музыкально-краеведческая деятельность как новый вид музыкально-педагогической деятельности учителя.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты позволяют осуществлять применение музыкального краеведения в школах и ВУЗах разных регионов страны.

1. В соответствии с потребностями общества предложены учебный план и
программа курсов по новой дополнительной квалификации-"учитель
музыки и музыкант-краевед" к специальности 0300700- "музыкальное
образование".

2. Разработаны содержание, структура, формы и методы музыкально-
краеведческой подготовки студентов в качестве регионального компо
нента государственного образовательного стандарта высшего профессио
нального образования по специальности 030700- "музыкальное
образование".

3. Подготовлены и внедрены в практику ВУЗов новые лекционно-

практические курсы и факультативы в школах.

  1. Опубликовано около 40 работ (учебные пособия, программы курсов, методические материалы, хрестоматии по музыкальному краеведению и др.) использующиеся ВУЗами, училищами и школами России и государств СНГ.

  2. Разработаны комплексная методика формирования музыкально-эстетической культуры школьников, построенная на использовании известных в педагогике и предложенных диссертантом форм и методов работы с музыкально-краеведческим материалом.

  3. Собран, методически обработан и внедряется в практику работы школ, училищ, ВУЗов, колледжей Тверской области новый учебный материал по музыкальной культуре региона, включающий в себя произведения композиторов, музыкального фольклора края, наглядно-дидактические пособия, лекционный материал о жизни и творчестве выдающихся музыкантов-земляков и др. Этот музыкально-краеведческий материал составляет региональный компонент учебного плана школ , училищ, колледжей, ВУЗов Тверской области.

  4. Обоснована и используется в разных регионах методика сбора музьпсально-краеведческого материала, что вносит практический вклад в проблему изучения и сохранения музыкальной культуры страны.

  5. Впервые в практике работы ВУЗов создана и успешно функционирует научно-исследовательская лаборатория музыкального краеведения Тверского университета как новая форма изучения культуры родного края и подготовки студентов и учителей музыкально-краеведческой работы в школе.

  6. Собран, хранится и экспонируется в лаборатории ценный музыкально-исторический фонд 19-20 вв. (более 950 наименований). Он включает фотографии XIX-XX веков, письма, воспоминания (рукописи-автографы и магнитофонные записи); книги, ноты, афиши, программы концертов с

18 дарственными надписями известных музыкантов, связанных своей жизнью

и творчеством с Тверским краем, а также их родственников (Б.А.

Александрова, С.Я. Лемешова, М.Г. Климова, Н.Н. Сидельникова и др.).

Продолжается поиск материалов для создания Музея музыкальной

культуры Тверского края.

  1. По материалам диссертации в 1991-96 гг. осуществлялась музыкально-краеведческая подготовка учителей через курсы повышения квалификации ТОУИИ и руководимую автором лаборатории при кабинете музыки.

  2. Идеи диссертации использованы в "Региональной культурой программе по сохранению, возрождению и стимулированию культуры Тверского края", разрабатываемой по инициативе Администрации области и Комитета по делам культуры.

Положения вносимые на защиту:

  1. Необходимой частью всесторонней подготовке учителя-музыканта широкого профиля должно стать овладение основами музыкального краеведения, которое автор рассматривает как новое направление в профессиональной подготовке учителя данной квалификации.

  2. Успешность проведения музыкально-краеведческой работы в школе предопределяется включением в содержание учебного материала музыкального фольклора, произведения композиторов, связанных с краем, широкого спектра данных об их жизни и творчестве; а также использованием в структуре учебного процесса таких форм внеклассных занятий как кружок, фольклорные коллективы, лекции-концерты, вечера, утренники, игры, праздники, викторины, конкурсы (построенные на музыкально-краеведческом материале), создание школьных музыкальных музеев, экскурсии, фольклорные экспедиции по родному краю.

  3. Музыкально-краеведческий материал, ярко реализующий принципы связи музыки с жизнью, наглядности, доступности, позволяющий наблюдать своеобразие локально-закрепленных музыкальных традиций,

19 является важным средством формирования музыкально-эстетической

культуры, а также нравственно-патриотических качеств личности

школьников.

  1. Для эффективности формирования музыкально-эстетической культуры школьников необходимо применять в условиях внеклассной работы комплексную методику, построенную на применении известных в педагогике, а также предложенных диссертантом методов (локализации событий, реконструкции музыкально-исторических событий и объектов края, вариантов исследовательского метода ("открытие" и "переоткрытие")).

  2. Ориентация на применение музыкального краеведения в школе и ВУЗе предполагает создание новых учебных пособий, методических материалов, хрестоматий и др., в которых приобщение к ценностям мировой и отечественной культуры органично сочетается с материалами по музыкальной культуре края.

Апробация исследования осуществлялась: в процессе многолетней школьной и вузовской работы автора; в ходе собственной экспериментальной работы и коллег из опорных ВУЗов.

Материалы исследования и его результаты нашли отражение в более чем 30-ти выступлениях на международных , всероссийских, межвузовских, областных и др. конференциях и семинарах по проблемам музыкального воспитания, педагогики, фольклора, краеведения и музееведения (Москва, Тверь, Санкт-Петербург, Сыктывкар, Тамбов, Херсон и др.); в выступлении на Президиуме, посвященном открытию 1-го международного конкурса оперных певцов имени С.Я. Лемешева (Тверь, 1992 год); в докладах на коллегиях народного образования Тверской области.

Апробация исследования также проводилась в следующих формах: в ходе обсуждения диссертации на методологических семинарах и заседаниях кафедр музыкальных дисциплин Московского, Тверского

20 университетов; в выступлениях перед учителями музыки в ТОИУУ; в

процессе обсуждения деятельности лаборатории музыкального краеведения ТГУ на заседании УМО ВУЗов РФ по педобразованию Госкомвуза России (1993); посредством сбора ценных музыкально-исторических материалов по культуре Твери; путем внедрения результатов исследования в школах, ВУЗах, училищах и колледжах Твери, Москвы, Саратова, Майкопа, Волгограда, Сургута, Казахстана и др.

Подготовленные автором программы, учебные пособия, хрестоматии, методические рекомендации и др. прошли апробацию в массовой школьной и ВУЗовской практике.

ЧАСТЬ I. МУЗЫКАЛЬНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ КАК НАУЧНАЯ

ДИСЦИПЛИНА

Местоположении музыкального краеведения в системе культуры, музыкознания и краеведения, а также других научных дисциплин и направлений

Процесс развития науки находит свое выражение не только в возрастании суммы накапливаемых положительных знаний. Он затрагивает также всю структуру науки. На каждом историческом этапе научное познание использует определенную совокупность познавательных форм-фундаментальных категорий и понятий, методов, принципов и схем объяснения, то есть всего того, что объединяют понятием стиля мышления. Современную науку характеризует стремление к целостному и многосто-роннему охвату изучаемых объектов. Накопление нового

материала, неподдающегося объяснению на основе существующих схем, заставляет искать новые интенсивные пути развития науки, что приводит время от времени к радикальной смене основных компонентов содержательной структуры науки, к выдвижению новых принципов познания, категорий и методов науки. Чередование экстенсивных и революционных периодов развития, характерное как для науки в целом, так и для ее отдельных отраслей, рано или поздно находит свое выражение также и в соответ-ствующих изменениях форм организации науки.

Всю историю науки пронизывает сложное диалектическое сочетание процессов дифференциации и интеграции: освоения все новых областей реальности и углубления познания приводят к дифференциации науки, к дроблению ее на все более специализированные области знания; вместе с тем потребность в синтезе знания постоянно находит выражение в тенденции к интеграции науки.

Первоначально новые отрасли науки формировались по предметному признаку- сообразно с вовлечением в процесс познания новых областей и сторон действительности. Для современной науки становится все более характерным переход от предметной к проблемной ориентации, когда новые области знания возникают в связи с выдвижением определенной крупной теоретический или практической проблемой. Так возникло и продолжает появляться значительное количество стыковых (пограничных) наук, типа биофизики, психофизиологии, литературного краеведения, музыкального краеведения и др. Их появление продолжает в новых формах процесс дифференциации науки, но вместе с тем дает и новую основу для интеграции прежде разобщенных научных дисциплин.

Видный отечественный науковед Г.Н. Волков еще в 70 годы нашего столетия характеризуя ближайшие перспективы развития науки писал о том, что "снимается противоположность между наукой и искусством, так как научная деятельность все более пронизывается работой воображения, фантазии, интуиции; снимается противоположность между сферой образования и научно-исследовательской деятельности, так как обучение со временем будет вестись в процессе исследований, методом " самостоятельных открытий ":

- Внутри самой науки исчезают резкие грани между его различными областями, имеет место процесс интеграции отдельных наук, начинает ликвидироваться разрыв между философией и естествознанием, между общественными и естественными науками .

- Профессиональное распределение труда в науке, требовавшее узких специалистов, "частичных людей", сменяется таким разделением труда, которое может быть выполнено людьми способными производить новое знание " (97, с.321).

Настоящая работа представляет собой едва ли не первое всестороннее обоснование музыкального краеведения, как формирующейся научной дисциплины. Проводя логико-методологическое изучение музыкального краеведения как научной дисциплины, мы ставили перед собой задачи исследовать:

- методы и общие принципы сбора фактического музыкально-краеведческого материала;

- основные принципы систематизации и классификации собранного материала;

- внутренние связи между различными областями научной дисциплины;

- интертеоретическое окружение музьпсального краеведения;

- предмет, задачи, структуру, методологию, категории, принципы формирующейся научной дисциплины;

- абстракции, основные теоретические положения, закономерности музыкального краеведения;

- историографию и источниковедение музьпсального краеведения; язык, терминологию, понятийный аппарат научной дисциплины и др.

Для выяснения местоположения музыкального краеведения в системе общественных отношений, материальной и духовной культуры, других наук рассмотрим в каком соотношении находятся основополагающие для музыкального краеведения понятия- "культура", "наука", "краеведение", "педагогика", "этнография", "психология", "искуствознание", "музыкознание", "музыкальная этнография", "музыкальная педагогика", "музыкальная психология", "история музыки", "всеобщая история" и др. (см. схему I, приложение Т.2). Самое всеобъемлющее из них (куда входят все остальные), это понятие "к у л ь т у р а". В настоящее время сущест-вует несколько сот определений категорий "культура" , как довольно сложных, рассеянных по многим трудам и претендующих отразить всю широту и многозначность этого поистине гигантского по масштабам понятия, так и довольно простых, которые можно найти в любом словаре. Чтобы получить самое общее представление о том, что такое культура, полезно прежде всего обратиться к этимологии, то есть происхождению слова, обозначающего это сложнейшее понятие. В древнем мире латинское слово "cultura" первоначально означало "возделывание земли". Позднее в трудах Цицерона (45 год до нашей эры), уже встречается его расширительное и переносное использование "cultura animi", что можно перевести как "обработка, совершенствование души". Со временем, в романских и других языках слово "культура" начинает употребляться и в многочисленных и близких значениях: "воспитание", "образование", "умение", "почитание", "развитие" и т.п.

Историография музыкального краеведения XVIII-XX вв

Важную характеристику, новые стороны в представление о науке вносит исследование ее историографии. Как известно, историография науки- это история истории науки. Так, науковед Г.Н. Волков писал: "Одним из эффективных приемов, помогающих выявить тенденции развития исследуемого явления, служит генетический подход, суть которого состоит в изучении возникновения и становления объекта" (98, с.58). Именно такие задачи мы перед собой и ставили:

1) проследить историю истории музыкального краеведения, т.е. проанализировать историю ее становления, начиная с первых истоков, "затерявшихся в глубине веков" до современного состояния, позволившего оформиться в самостоятельную научную дисциплину;

2) выявить социально-экономические, политические и исторические и др. условия, повлиявшие на ее развитие, а также крупные вехи в ее формировании;

3) определить историческую последовательность оформления ее структурных компонентов - музыкально-исторического краеведения (в свою очередь состоящего из краеведческой музыкальной этнографии и краеведческой истории музыки) и музыкально-педагогического краеведения, находящихся во взаимосвязи и др.

В разных государствах музыкальное краеведение имеет свою историю становления. Например, в Германии, Италии музыкально-историческое краеведение было хорошо развито уже в средние века (создана история музыкальной культуры крупных городов-Гамбурга, Веймара и др.). Условия России определили становление структурных компонентов музыкального краеведения в следующем порядке-музыкально-историческое краеведение (сначала краеведческая музыкальная этнография, потом краеведческая история музыки) в последнюю очередь - музыкально-педагогическое краеведение. Итак, рассмотрим более подробно историографию музыкального краеведения в России (период развития советской России рассматривается нами более широко-в масштабе СССР, т.к. она в тот период была неотделима от Советского Союза).

Историография музыкальн о-и сторического краеведения.

I. Значение реформ XVIII в. в зарождении истоков краеведческой музыкальной этнографии (а следовательно и музыкального краеведения в целом). Музыкальное краеведение в нашей стране только с шестидесятых годов XX столетия, как пишет Т.Ю. Куперт (223, с.2), стало оформляться в самостоятельную научную дисциплину. До тех пор мы можем проследить только ее зародыши, истоки, которые сохранили в ряде случаев и доныне ценность научного материала, имеют несомненный исторический интерес, подготовили возможность создания точной, правильно поставленной науки, и должны составить необходимое начало историографии рассматриваемого нами научного направления.

Краеведение как особая познавательная деятельность и как общественное движение связано с историей страны. Стремление прогрессивных деятелей русского общества к всестороннему познанию своей Родины - ее истории, географии, природных богатств и материальных ресурсов, жизни населения - материальных, культурных и духовных ценностей, созданных людьми многих поколений, предопределило использование средств и методов исследовательской деятельности в краеведении. Движущей с и л о й познания родного края явились исторически сладываю-щиеся потребности изучения окружающей действительности, реального мира во всем многообразии. Дифференциация краеведческой деятельности по отраслям знаний осуществлялась постепенно, в тесной связи с закономерностями и потребностями изучения тех или иных явлений общественной жизни, истории и культуры, способов производства материальных ценностей, природных богатств, условий жизни населения, видов его трудовой деятельности и т.д.

Специальное систематическое изучение определенной местности в историческом, географическом, культурном и этнографическом аспектах в России восходит к XVIII в., хотя интересные музыкально-краеведческие описания встречаются в древнерусских летописях и других источниках.

Современная государственная национально-региональная политика РФ в области музыкального образования

Принцип регионализации образования, науки и культуры является на современном этапе одним из основных принципов всей государственной политики. Его значимость во многом обусловлена современной социо -культурной и экономической ситуацией развития страны, интенсивными поисками взаимодействия различных регионов в общем пространстве России, сложностью процессов интеграции и дифференциации в различных сферах российского государства.

Заместитель председателя Государственного комитета РФ по высшему образованию В.Д. Шадриков подчеркивал: "Необходим подход к регионализации, как важной, но составной части общей политики реформирования образования в целом, и высшей школы, в частности. Важно сочетать общие принципы регионализации с многообразием форм ее реализации, учитывать разнообразие регионов, их право включать в государственный образовательный стандарт национально-региональный компонент" (425, с.46).

В период формирования Российской государственности, стремления отдельных субъектов Федерации к выходу из-под контроля центра, политической и экономической самостоятельности, значение краеведения,которое напрямую направлено на решение проблемы создания национальн о-р е г и о -нальных систем подготовки специалистов в высшей школе, значительно возрастает и музыкальное краеведение, в данном случае, не является исключением.

Каковы же новые политико-экономические и исторические условия развития России, социальный заказ, которые привели к необходимости регионализации образования, науки и культуры?

Во-первых, развернулся процесс реформирования федеративного устройства России. Фундаментально значение для развития этого процесса имеет федеративный договор, подписанный в Москве 31 марта 1992 г. и Постановлением Съезда народных депутатов от 10 апреля 1992 г., включенный как составная часть в Конституцию Российской Федерации.

Во-вторых, радикальное реформирование российского общества, начатое "сверху", из сфер идеологии и общей политики, включая законотворчество, активно переводится в сферу практического воплощения.

В-третьих, перефразируя известное выражение М.В. Ломоносова, можно сказать: могущество России прирастать может только регионами, ростом могущества и единства субъектов федерации с центром и между собой.

Таким образом, оптимальное развитие регионов, цивилизованная региональная политика становятся важнейшими факторами укрепления целостности России, ее единой государственности.

Принципы и главные направления становления и развития цивилизованного федерализма являются фундаментальной основой государственной региональной политики для всех органов власти, регулирования их взаимоотношений во всех сферах социальной жизни. Однако это не исключает своеобразия федеративных отношений и региональной государственной политики по конкретным предметам ведения, что предполагает формирование различных механизмов (при соблюдении общих принципов) разграничения полномочий и предметов ведения между федеральным уровнем и субъектами Федерации.

Обоснованность вышеприведенного подхода в полной мере подтверждается в сфере высшего и среднего профессионального образования. Политико-правовой основой государственной региональной политики в этой сфере являются Конституция Российской Федерации, закон Российской Федерации "Об образовании".

Согласно статьи 72 (часть 1, пункт "е") Конституции, "общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта" относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Основные "демаркационные линии" разграничения компетенций Федеральных (центральных), региональных, муниципальных органов управления образованием, самих образовательных учреждений определены в "Разделе 3 - Управление системой образования" закона Российской Федерации "Об образовании".

Похожие диссертации на Теория и практика музыкального краеведения в системе современного музыкального образования