Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Восприятие музыкальной культуры региона как педагогическая проблема : в условиях внеклассной работы в общеобразовательной школе Дубынина Юлия Владимировна

Восприятие музыкальной культуры региона как педагогическая проблема : в условиях внеклассной работы в общеобразовательной школе
<
Восприятие музыкальной культуры региона как педагогическая проблема : в условиях внеклассной работы в общеобразовательной школе Восприятие музыкальной культуры региона как педагогическая проблема : в условиях внеклассной работы в общеобразовательной школе Восприятие музыкальной культуры региона как педагогическая проблема : в условиях внеклассной работы в общеобразовательной школе Восприятие музыкальной культуры региона как педагогическая проблема : в условиях внеклассной работы в общеобразовательной школе Восприятие музыкальной культуры региона как педагогическая проблема : в условиях внеклассной работы в общеобразовательной школе Восприятие музыкальной культуры региона как педагогическая проблема : в условиях внеклассной работы в общеобразовательной школе Восприятие музыкальной культуры региона как педагогическая проблема : в условиях внеклассной работы в общеобразовательной школе Восприятие музыкальной культуры региона как педагогическая проблема : в условиях внеклассной работы в общеобразовательной школе Восприятие музыкальной культуры региона как педагогическая проблема : в условиях внеклассной работы в общеобразовательной школе Восприятие музыкальной культуры региона как педагогическая проблема : в условиях внеклассной работы в общеобразовательной школе Восприятие музыкальной культуры региона как педагогическая проблема : в условиях внеклассной работы в общеобразовательной школе Восприятие музыкальной культуры региона как педагогическая проблема : в условиях внеклассной работы в общеобразовательной школе
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Дубынина Юлия Владимировна. Восприятие музыкальной культуры региона как педагогическая проблема : в условиях внеклассной работы в общеобразовательной школе : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Дубынина Юлия Владимировна; [Место защиты: Моск. гос. гуманитар. ун-т им. М.А. Шолохова].- Москва, 2008.- 312 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-13/505

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Психолого-педагогические и музыковедческие аспекты категории «музыкальное восприятие» 17

1.1 Содержание и сущность понятия «музыкальное восприятие» в различные исторические эпохи 17

1.2 Научно-теоретические основы и особенности развития музыкального восприятия у подростков 40

Глава 2. Теория и практика применения музыкального материала региона в работе с подростками (на внеклассных занятиях в общеобразовательной школе .) 64

2.1 Анализ сущности и содержания понятия «музыкальная культура региона» 64

2.2 Основы применения музыкально-краеведческого материала во внеклассной работе с подростками (с целью развития восприятия музыкальной культуры региона) 86

Глава 3. Экспериментальное исследование развития восприятия музыкальной культуры региона у подростков на внеклассных занятиях в образовательной школе (на примере Тверской области) 114

3.1 Экспериментальное изучение исходного уровня развития восприятия музыкального материала региона у подростков (констатирующий этап) 116

3.2 Содержание формирующего этапа эксперимента 128

3.3 Результаты проведения экспериментальной работы по развитию восприятия у подростков музыкальной культуры региона (контрольный этап) 137

Заключение 143

Библиография 146

Приложения 166

Введение к работе

Актуальность исследования. Радикальные экономические и социальные преобразования последних десятилетий XX- начала XXI века в России, повлекшие серьезные изменения в структуре и содержательном наполнении ее культурно-образовательного пространства, не могли не отразиться на отечественной педагогике, ее теории и практике. Современный этап духовного развития нашего общества характеризуется повышенным интересом к истории страны, ее, культуре, традициям, фольклору, имеющим неповторимое своеобразие в разных местностях. Поэтому, развитие восприятия музыкальной культуры региона у подрастающего поколения является важнейшей педагогической проблемой.

В этих условиях развития отечественного музыкального образования необходима адаптация образования к условиям конкретного региона. Так, наряду с достижениями мировой и отечественной музыкальной культуры целесообразно более активно вводить в практику учебных заведений музыкальный материал региона (фольклор, произведения композиторов).

К сожалению, несмотря на ценность этого высокохудожественного материала, он недостаточно используется в учебном процессе. Это является следствием того, что во многих регионах отсутствуют программы, учебные пособия, сборники, содержащие музыкальный материал родного края. А создавать эти пособия очень важно, хотя бы потому, что краевой музыкальный материал в силу своей доступности, наглядности, локальной закрепленности

является действенным средством развития восприятия у учащихся, в частности, у подростков. Как известно, восприятие является важным условием формирования музыкальной культуры человека в целом.

В отечественном музыкознании и педагогике все более возрастает интерес к теме «Музыкальная культура регионов». Ее краеведческий аспект неизменно актуален. Сегодня вектор научной мысли направлен на расширение географии ее объектов, углубление проблематики, выявление типологических и специфических параметров бытования музыки в провинции для воссоздания более полной и объективно обоснованной картины общероссийского музыкально-исторического процесса, где регионам отводится роль хранительницы коренных вековых традиций.

Изучению музыкальной культуры родного края придавали важное значение Б.В.Асафьев, Л.З.Корабельникова, Д.СЛихачев, Б.С.Штейнпресс, М.А.Этингер и другие ученые. В.А.Салеев в своих исследованиях выделяет национальное (этническое) самосознание как один из основных признаков жизнедеятельности этноса, обуславливающий развитие его духовной культуры. А.Н.Малюков подчеркивает необходимость ощущать себя нацией (для появления самосознания), поскольку для нации характерно: общая территория, условия жизни, язык, психический склад, традиции и культура.

Д.К.Кирнарская выделяет следующие условия восприятия музыкальной культуры: особенности самой музыки, психо-социальные характеристики слушателей, что также свидетельствует о значении регионального фактора

в музыкальном образовании.

Проблеме музыкального восприятия посвящены исследования Э.Б.Абдуллина, В. И. Петрушина, Г.М.Цыпина и др. Однако, процесс развития восприятия музыки региона у подростков изучен недостаточно.

В современной социокультурной образовательной ситуации в России, когда в государственных образовательных стандартах школ, колледжей, вузов наряду с федеральным появился национально-региональный компонент, очень важным средством развития музыкального восприятия является новый учебный материал - музыкальная культура региона. Для полноценного развития восприятия этой культуры необходимо воспитывать интерес к музыке края (народной и профессиональной), традициям и т.д. Поэтому, интерес к местной музыкальной культуре мы выделяем отдельным компонентом в структуре музыкального восприятия.

Особенность восприятия музыкальной культуры региона проявляется, прежде всего, в специфике самой музыки данного края, а также в этническом своеобразии и личностных качествах композиторов, исполнителей, слушателей, в особенностях образовательной и просветительской жизни . Использование материалов музыкальной культуры региона соответствует принципам наглядности, доступности в обучении, связи с жизнью. Для изучения и использования музыкальной культуры региона необходимо объединение усилий ученых, преподавателей вузов и школ, сотрудников музеев и архивов, различных общественных и

образовательных организаций.

Таким образом, обнаружились противоречия между: необходимостью использования материалов по музыкальной культуре региона для развития музыкального восприятия подростков и отсутствием методик, учебных пособий, сборников, базирующихся на материале краевой культуры; недостаточной изученностью музыкального материала родного края.

Теоретическое изучение и анализ ситуации в музыкальной педагогике, выявленные противоречия, а также собственный практический опыт педагогической деятельности позволили сформулировать цель исследования: изучение в педагогическом ракурсе теории и практики проблемы восприятия музыкальной культуры региона подростками.

Объект исследования - внеклассная музыкально-эстетическая деятельность подростков в процессе восприятия материалов музыкальной культуры региона.

Предмет исследования — педагогические аспекты процесса восприятия музыкальной культуры региона у подростков (на внеклассных занятиях в общеобразовательной школе).

Гипотеза исследования. Музыкальная культура региона является важным средством развития восприятия подростков. Процесс восприятия музыкальной культуры региона подростками будет протекать более эффективно при следующих педагогических условиях:

- понимания учителем теоретических основ развития восприятия

музыкальной культуры региона как основы для дальнейшего музыкального развития подростков, осознания им данного процесса в триединстве его компонентов: эмоциональность, осознанность, интерес;

- включения во внеклассную работу музыкального

материала региона( в силу его наглядности, доступности, близости к музыкальным интересам подростков, локальной закрепленности);

организации педагогом встреч с музыкантами региона и их родственниками, посильного для подростков изучения фондов архивов и библиотек;

применения комплексной методики развития восприятия музыкальной культуры региона у подростков;

использования различных форм знакомства с материалом, применения высокохудожественного краевого материала во всех основных видах музыкальной деятельности.

- разработанности учебно-методического обеспечения на материале
краевой музыкальной культуры.

Задачи исследования:

1. Очертить сущностные взаимосвязи между понятиями
"музыкальное восприятие", "музыкальная культура региона", "восприятие
музыкальной культуры региона подростками".

2. Охарактеризовать психофизиологические особенности
подросткового возраста, которые лежат в основе музыкального восприятия.

3. Определить педагогические условия, способствующие адекватному
восприятию музыкальной культуры региона подростками.

4. Разработать модель восприятия музыкальной
культуры региона у подростков.

5. Проверить экспериментальным путем целесообразность и
обоснованность содержащихся в диссертации теоретико-методических по
ложений.

Методологическая основа исследования: основные положения педа
гогики высшей школы (Ю.К.Бабанский, И.Н. Басамыгина, Е.Г. Вакуленко,
В.В.Давьщов, Г.М.Коджаспирова, В.В.Краевский, И.Я.Лернер,Е.А. Леванова,
М.Н.Скаткин, В.А.Сластенин и др.); передовые педагогические концепции
преподавания искусства в школе (Д.Б.Кабалевский, Б.М.Неменский, Т.С.
Комарова и др.); труды по теории и методике музыкального воспитания и
обучения (Э.Б.Абдуллин, О.А.Апраксина, Л.Г.Арчажникова,
А.Н.Малюков, Т.Г. Мариупольская, Л.А.Рапацкая, Г.М.Цыпин,

Л.В.Школяр др.); положения общей психологии и психологии искусства по
вопросам восприятия (Л.С.Выготский, Д.К.Кирнарская, Р.С.Немов,
В.И.Петрушин, Г.С.Тарасов, Б.М.Теплов, П.М.Якобсон и др.);
культурологические аспекты музыкального образования

(В.В.Медушевский, Е.В.Назайкинский и др.); идеи музыкознания (Б.ВАсафьев, Р.И.Грубер, Л.З.Корабельникова, А.Н.Сохор, В.Д. Иванов,

Н.Ф.Финдейзен и др.); труды по теории краеведения (ПД.Иванов, Д.С.Лихачев и др.) и по музыкальному краеведению (Е.К.Карпова, Т.Ю.Куперт, Л.А.Тарасова, Б.СШтейнпресс, МА.Этингер).

Источники исследования. В диссертации были использованы материалы фондов архивов Тверской области, лаборатории музыкального краеведения Тверского госуниверситета и музея при ней. Ценными источниками исследования послужили: центральная и местная печать, встречи с музыкантами Твери и их родственниками.

Методы исследования: В процессе исследовательской работы применялись следующие методы: беседа, педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование, изучение теоретической литературы по проблеме исследовании, изучение архивных и музейных материалов, педагогический эксперимент с последующей обработкой данных.

Исследование осуществлялось на базе средних общеобразовательных школ г. Твери и области.

Этапы исследования. На первом этапе (2003-2005 гг.) проводилась предварительная внеклассная музыкально-краеведческая опытно-педагогическая работа в общеобразовательных школах г. Твери, разработка материала для проведения эксперимента, констатирующее обследование состояния применения музыкального материала региона в Твери и области (проведенное с учителями музыки, проходящими курсы повышения квалификации при кабинете музыки Тверского областного института

усовершенствования учителей (ТОИУУ)).

На втором этапе (2005-2006 уч. год) - констатирующее обследование уровня развития восприятия музыкальной культуры региона у учащихся-подростков общеобразовательной школы №48 г. Твери (контрольная и экспериментальная группы).

На третьем этапе (2005-2007 гг.) - формирующий эксперимент в Тверской общеобразовательной школе №48 с учащимися 5-х - 6-х классов.

На четвертом этапе (конец 2006-2007 уч. года) контрольный этап педагогического эксперимента.

Научная новизна исследования.

- Очерчены взаимосвязи между понятиями : "музыкальное
восприятие", « музыкальная культура региона», "восприятие музьжальнои
культуры региона подростками".

-В процессе встреч с известными музыкантами Твери и их родственниками, изучения фондов архивов и библиотек внесен вклад в исследование музыкальной культуры края.

- Предложен круг музыкальных произведений Тверского региона для
процесса развития восприятия подростков.

-Разработана модель восприятия музыкальной культуры региона , представляющая собой взаимодействие компонентов: « музыкальная культура региона», « характерные особенности подростков- жителей

усовершенствования учителей (ТОИУУ)). -- - -

На втором этапе (2005-2006 уч. год) - констатирующее обследование

уровня развития восприятия музыкальной культуры региона у учащихся-подростков общеобразовательной школы №48 г. Твери (контрольная и экспериментальная группы).

На третьем этапе (2005-2007 гг.) - формирующий эксперимент в Тверской общеобразовательной школе №48 с учащимися 5-х - 6-х классов.

На четвертом этапе (конец 2006-2007 уч. года) контрольный этап педагогического эксперимента.

Научная новизна исследования.

- Очерчены взаимосвязи между понятиями : "музыкальное
восприятие", « музыкальная культура региона», "восприятие музыкальной
культуры региона подростками".

-В процессе встреч с известными музыкантами Твери и их родственниками, изучения фондов архивов и библиотек внесен вклад в исследование музыкальной культуры края.

Предложен круг музыкальных произведений Тверского региона для процесса развития восприятия подростков.

Разработана модель восприятия музыкальной культуры региона , представляющая собой взаимодействие компонентов: « музыкальная культура региона», « характерные особенности подростков- жителей

региона», « собственно восприятие музьжальной культуры региона подростками».

- Определены условия развития восприятия музыкальной культуры
региона у подростков: опора на синтез компонентов процесса восприятия
(("эмоциональность", "осознанность", "интерес"); использование
музыкального материала региона во внеклассной работе с учащимися;
применение комплексной методики развития восприятия и модели
восприятия музыкальной культуры региона.

Теоретическая значимость исследования.

Проанализированы концепции музыкального восприятия в различные исторические эпохи.

Теоретически обоснована необходимость применения музыкального материала региона в процессе развития восприятия музыки у подростков общеобразовательной школы.

Охарактеризованы психолого-педагогические особенности подросткового возраста, которые могут служить основанием для решения проблемы применения музыкального материала региона в школе.

-Разработана теория развития восприятия музыкальной культуры региона у подростков.

- Раскрыт педагогический потенциал музыкальной культуры региона
в его эмоционально-развивающей направленности на ребенка.

- Обоснована важность развития восприятия музыкальной культуры

региона для дальнейшего овладения музыкальным искусством, а также формирования духовной культуры подростков в целом . Практическая значимость исследования.

Разработан учебный материал по музыкальной культуре Тверского региона для подростков. Использование его в обучении и воспитании способствует не только развитию восприятия подростков, но и повышает качество их образования в целом.

Обоснована и практически апробирована комплексная методика развития восприятия музыкальной культуры родного края у подростков на: общепедагогических и специальных музыкально-краеведческих методах и формах работы, освоении высокохудожественного учебного материала в различных видах музыкальной деятельности.

Материалы исследования используются в общеобразовательных школах г. Твери и области, в подготовке учителя музыки в ТвГУ и ТОИУУ. Результаты исследования позволяют осуществлять подготовку новых учебных пособий, хрестоматий педагогического репертуара и др. на музыкальном материале родного края для школ Тверского региона. Разработаны планы внеклассных занятий на музыкальном материале края для средней школы.

Полученный в результате исследования краевой материал может с успехом применяться не только в школах, лицеях, гимназиях, но и в колледжах и вузах, а также на факультетах переподготовки и повышения квалификации преподавателей.

Достоверность результатов исследования обеспечена:

методологической обоснованностью исходных теоретических положений; применением комплекса методов научного познания и практической деятельности, адекватных объекту, предмету, целям и задачам исследования; качественным анализом данных, полученных в ходе экспериментальной работы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Музыкальная культура региона является частью музыкальной культуры общества и музыкального краеведения. Ее сущность состоит в совокупности музыкальных ценностей, деятельности людей по созданию, сохранению, воспроизведению, распространению, использованию этих ценностей, в том числе, в учреждениях культуры и образования края.

2 В контексте формирования восприятия подростков средствами музыкальной культуры региона одновременно развиваются художественно-образное мышление, музыкально-эстетический кругозор и вкус, музыкальные способности учащихся.

  1. Восприятие музыкальной культуры региона подростками понимается как психический процесс отражения в их сознании явлений краевой музыкальной культуры (профессиональной и народной) на основе эмоционально-чувственного переживания, осознанной мыслительной деятельности и активизации интереса.

  2. Развитию восприятия музыкальной культуры региона у подростков

в значительной степени способствуют следующие условия:

Использование модели восприятия музыкальной культуры региона, представляющей собой взаимодействие компонентов ("музыкальная культура региона", "характерные особенности подростков - жителей области", "собственно восприятие музыкальной культуры региона подростками");

применение комплексной методики развития восприятия музыкальной культуры региона, основанной на: общепедагогических и специальных музыкально-краеведческих методах и^ формах работы, освоении высоко художественного учебного материала в различных видах музыкальной деятельности;

- использование следующих видов школьного музыкального материала
края (музыка самодеятельных композиторов Твери и области: уроженцев

края и неуроженцев, но связанных с ним своей жизнью и творчеством; кгузыкальный фольклор Твери и области; материалы об истории музыкальных заведений и учреждений культуры края; сведения о видных музыкантах-исполнителях, творческих коллективах края и др.)

5. Применение музыкального материала региона, ярко реализующего принципы связи музыки с жизнью, наглядности, доступности, локальной закрепленности , создает благоприятные условия для развития музыкального восприятия подростков и освоения ими ценностей отечественной и мировой музыкальной культуры в целом.

Апробация и внедрение результатов исследования

осуществлялось в процессе педагогической деятельности автора в средних общеобразовательных школах №48, 55 г. Твери, работы в УНИЛ музыкального краеведения ТвГУ; в ходе обсуждения работы на кафедре музыкального образования ТвГУ; через выступления автора на межвузовских и международных научно-практических конференциях, в том числе, съездах; во время чтения лекций на курсах повышения квалификации ТвГУ для учителей школ и колледжей г. Твери и области; а также через публикации материалов по теме исследования.

Структура работы: диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений.

Содержание и сущность понятия «музыкальное восприятие» в различные исторические эпохи

В процессе освоения произведений музыкальной культуры региона ведущим видом деятельности человека является восприятие. Именно успешность восприятия создает благоприятные условия для таких основньж видов музыкальной деятельности, как исполнение и творчество. Поэтому, проблема восприятия принадлежит к одной из важнейших в музыкознании, музыкальной психологии, педагогике музыкального образования.

Вопросы восприятия музыкального материала учащимися разного возраста, психологических особенностей работы над текстом и интерпретацией изучаемого произведения, активизацией восприятия при анализе музыкального текста, развитие сопереживания и сотворчества на уроках музыки изучали такие психологи, музыковеды и педагоги, как: Э.Б.Абдуллин, Л.С.Выготский, Л.Л.Бочкарев, Г.М.Готсдинер, Л.А.Ежова, А.Н.Леонтьев, Ф.В.Малухова, В.В.Медушевский, М.П.Миронова, Н.К.Миронова, И.Е.Молостова, Е.Г.Назайкинский, Г.И.Панкевич, В.И.Петрушин, Т.М.Рабина, Я.А.Поддяков, Л.С.Самсонидзе, М.А.Смирнов, Н.Н.Суворов, К.В.Тарасова, Л.А.Тарасова, Б.М.Теплов, В.С.Цуккерман, Г.МЛДыпин, Д.Б.Эльконин и др.

Кратко проанализируем категорию "Восприятие".

Восприятие - это способность воспринимать явления окружающего мира. Философская и психологическая категории - это форма чувственного отражения действительности в сознании, включающая в себя понимание и осмысление ее на основе предшествующего опыта.

Восприятие в философии — процесс отражения действительности в форме чувственного образа объекта. В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства вещей, восприятие дает информацию об объекте в его целостности при непосредственном воздействии объекта на органы чувств. Объективной основой восприятия как целостного образа является единство различных сторон и свойств объекта, существующего независимо от сознания человека.

Как показал проведенный нами анализ, это слово (perceptio, Wahmehmund) употреблялось различными философами в разном смысле. Дэввд Юм употребляет слово восприятие (perception) как равнозначащее со словом ощущение (sensation); по Канту восприятие предметов обусловлено действием рассудка, связывающего определенным способом разнообразный извне данный материал ощущений. Этот последний взгляд в тех или других видоизменениях сделался господствующим в новейшей психологии и гносеологии, которая под восприятием подразумевает собственно узнавание того, что дано в ощущении. В этом узнавании следует различать три степени. Во-первых, при всяком данном ощущении вспоминаются прежние такие же ощущения, и через это настоящее ощущение узнается или различается в своем определенном чувственном качестве, так, например, в данном зрительном ощущении я узнаю или различаю оранжевый цвет. Это есть акт (сравнительного) простого восприятия. Во-вторых, ощущая и узнавая при этом кроме оранжевого цвета еще PI другие чувственные качества, например, особый запах и круглую фигуру и, вспоминая прежние случаи такой же связи и дополняя ее представлением о других чувственных качествах, не воспринимаемых действительно в данном случае, но воспринимавшихся прежде в постоянной связи с данными, как-то: шероховатость, известная структура, особый вкус, - мы узнаем определенный предмет, именно апельсин. Но чтобы этому акту сложного восприятия сообщить полноту объективной действительности, необходимо ввести его в общий состав нашего опыта, что и делается. В-третьих, когда мы вспоминаем в данном случае, что апельсин был положен нами на стол вчера вечером при таких=то и таких-то обстоятельствах. Только через этот акт заключительного восприятия данное чувственное явление принимается нами как истинное (wird wahrnehmund т.е. als warh genjmmen, откуда Wahrnehmund), а без него не только отдельное впечатление, например, цвет, но и целый образ отдельного предмета может оказаться лишь субъективною иллюзией или галлюцинациею. Из сказанного ясно, что восприятие на всех трех степенях своих основано главным образом на деятельности воспоминания. Те случаи, когда (как, например, при внезапном пробуждении или при возвращении зрения у слепого) субъект не может сразу узнать окружающей его действительности, наглядно показывают, что восприятие есть сложный и постепенный процесс, хотя обыкновенно мы не сознаем раздельно его моментов.

Психология определяет категорию восприятия «как целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств», как отмечают А.Г. Анисимов, А. Петровский и др.

Вместе с процессами ощущения, восприятие обеспечивает непосредственно-чувственную ориентировку в окружающем мире. Будучи необходимым этапом познания, оно всегда имеет определенную аффективно-эмоциональную окраску. Решающим значением для проверки и коррекции перцептивного образа (от лат. perceptio — восприятие) является включенность восприятия в процессе практической деятельности, общения и научного исследования.

Анализ сущности и содержания понятия «музыкальная культура региона»

В контексте нашего исследования понятие «музыкальная культура регтона» требует уточнения в соответствие с понятиями - «культура», «край», «регион», «музыкальная культура общества», «музыкально-краеведческий материал».

По мнению В.В. Медушевского, "адекватное восприятие — это прочтение текста в свете музыкально-языковых, жанровых, стилистических и духовно-ценностных принципов культуры. Адекватное восприятие - это идеал, эталон совершенного восприятия данного произведения, основывающийся на опыте всей художественной культуры"1.

Это высказывание еще раз убеждает нас в важности (для рассмотрения проблемы развития восприятия подростков) обратиться к анализу понятия «музыкальная культура региона», т.к. в нашем исследовании это понятие — и средство и одновременно условия, в которых формируется восприятие подрастающего поколения конкретной местности.

Основные аспекты сложного взаимодействия формирующейся личности с обществом происходят в пространстве культуры, человек развивается на основе общения с культурой и вносит в нее свое, новое. (Б.В.Асафьев, А.Н.Сохор, Д.СЛихачев, Л.Н.Гумилев, Л.А.Тарасова и др.)

В настоящее время существует несколько сот определений категории "культура", как довольно сложных, рассеянных по многим трудам и претендующих отразить всю широту и многозначность этого поистине гигантского по масштабам понятия, так и довольно простых, которые можно найти в любом словаре. Чтобы получить самое общее представление о том, что такое культура, полезно, прежде всего, обратиться к этимологии, то есть происхождению слова, обозначающего это сложнейшее понятие. В древнем мире латинское слово "cultura" первоначально означало "возделывание земли". Позднее в трудах Цицерона (45 год до нашей эры), уже встречается его расширительное и переносное использование "cultura animi", что можно перевести как "обработка, совершенствование души". Со временем, в романских и других языках слово "культура" начинает употребляться и в многочисленных и близких значениях: "воспитание", "образование", "умение", "почитание", "развитие" и т.п.

Постепенно в XVIII в. понятие культура начинает входить в научный обиход. Так, Ф.Бэкон говорил о "культуре умов", о "людях рождения и воспитания". Метафора становилась привычной, пока не стала восприниматься прямо и непосредственно. Затем, слово культура все чаще использовалось при характеристике общих процессов развития. Таким образом, данное понятие имеет свою многообразную и запутанную историю. В России слово культура начинает упоминаться в первой половине XIX века, не имея особого распространения, но уже позже, в 80-е годы получает достаточно широкое распространение. В.Даль определяет культуру в своем "Толковом словаре" как "...обработка и уход, возделывание, возделка; образование, умственное и нравственное; говорят даже культивировать вместо обрабатывать, возделывать, образовать".1 Как видно, значение то же, что и в западноевропейских языках. Наряду с культурой в этот же период формируется и приобретает самостоятельное значение термин цивилизация, означающий общее состояние общества, уровень воспитания, в противовес дикости и варварству и в данном случае он совпадает со значением слова культура.

В XX в. появляется ряд дисциплин и наук, рассматривающих и изучающих культуры и культуру: это - этнология, этнография, культурная и социологическая антропология, культурология, социология культуры и философия культуры. Существуют различные концепции в понимании, и, следовательно, определении культуры. К ним относятся следующие высказывания западных ученых: "...культура, или цивилизация, в широком этнографическом смысле слагается в своем целом из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества".1 "Культура - это социально унаследованный комплекс способов деятельности и убеждений, составляющих ткань нашей жизни". "Культура ... это материальные и социальные ценности любой группы людей (институты, обычаи, установки, поведенческие реакции), независимо от того, идет ли речь о дикарях или цивилизованных людях".3 "Культура - это социологическое обозначение для научного поведения, то есть поведения, которое не дано человеку от рождения, не предопределено в его зародышевых клетках как у ос или социальных муравьев, а должно усваиваться каждым новым поколением заново путем обучения у взрослых людей".4 "В самом широком смысле слова культура обозначает совокупность всего, что создано или модифицировано сознательной или бессознательной деятельностью двух или более индивидов, взаимодействующих друг с другом или воздействующих на поведение друг друга".5

Также многообразны трактовки в определении культуры в отечественной литературе. Так, Г.А.Францев, Н.З.Чавчавадзе (цит. по

Р.А.Тельчаровой) рассматривают культуру в контексте целостности и человеческой значимости. Э.С.Маркарьян, отталкивается от деятельностной сущности человеческой природы, где культура рассматривается как способ деятельности: "культура ... не что иное, как специфически характерный для новых людей способ деятельности и объективированный в различных продуктах результат этой деятельности"2, Л.Н.Коган выступает с позицией культуры как творческой деятельности, Ю.М.Лотман рассматривает культуру как совокупность знаковых систем, передающих из поколения в поколение социальную информацию. В определении культуры К.З.Акопяна мы находим

Экспериментальное изучение исходного уровня развития восприятия музыкального материала региона у подростков (констатирующий этап)

В процессе предварительной внеклассной музыкально-краеведческой опытно-педагогической работы также ставились следующие задачи:

- проанализировать материал по музыкальной культуре Тверского края и на его основе выработать учебный музыкальный материал родного края;

- определить теоретические и методические основы применения музыкального материала родного края в школе;

- найти формы и методы применения музыкального материала родного края в школе во внеклассной работе (с целью развития восприятия подростков).

В процессе этого этапа экспериментального исследования были использованы такие методы, как: интервьюирование; анкетирование; педагогическое наблюдение за учащимися; ведение педагогического дневника; тестирование; контрольные задания; сравнительный анализ; беседы с музыкантами (композиторами исполнителями) и сотрудниками музеев, Тверской областной и научной библиотеки ТвГУ, учителями, учащимися; изучение материалов фондов библиотек и музеев, а также личных архивов музыкантов; опытно-педагогическая работа.

Для определения наиболее эффективных путей применения музыкального материала родного края во внеклассной работе со школьниками необходимо выявить показатели существующей учебно-воспитательной работы, направленной на развитие музыкального восприятия на местном материале в Тверских школах (т.е. провести констатирующее обследование состояния применения .музыкально-краеведческого материала в школах Твери и области). Для этого был проведен опрос учителей музыки общеобразовательных школ, а также был обобщен опыт внеклассной музыкально-краеведческой работы диссертанта. Мы ставили перед собой следующие задачи:

- определить, знакомы ли учителя Твери с музыкальной культурой родного края;

- определить, насколько необходим и интересен музыкальный материал родного края для учителей музыки общеобразовательных школ;

- определить наличие репертуарных сборников по материалу родного края, а также методических пособий по его применению.

На основе этих задач была составлена анкета 1, предназначенная для учителей Тверского региона (см. приложение 1).

Анкетированием было охвачено 29 учителей музыки общеобразовательных школ г.Твери (№№ 9, 10, 11, 16, 18, 20, 26, 27, 36, 39, 41, 48, 55), и области (Бежецкий, Весьгонский, Кашинский, Торжокский районы), которые занимались на курсах ПК в ТОИУУ в ноябре 2004 г. Результаты анкетирования (см. таблицу 1, приложение 2) выявили: с одной стороны, недостаточное разнообразие репертуара детской музыки в целом, музыкального материала родного края в частности. Большинство учителей проявляют интерес к музыкальной культуре родного края (89,6%), хотят использовать этот материал в своей работе, однако он им мало известен. Практически все учителя высказались за необходимость создания новых сборников, содержащих музыкальный материал родного края, методических рекомендаций для его применения, программ ознакомления учащихся с музыкальной культурой родного края.

Наряду с опросом учителей музыки, нами было предпринято обследование состояния применения музыкального материала родного края с учащимися-подростками Твери и области.

Мы ставили перед собой следующие задачи:

- определить, имеют ли представление учащиеся о музыкальной культуре своего края.

- определить в каких формах музыкально-краеведческой работы, направленной на ознакомление с музыкальной культурой края, учащиеся хотели бы принимать участие (т.е., какие формы и методы внеклассной музыкально-краеведческой работы наиболее близки и доступны учащимся).

- определить источники информации учащихся о музыкальной культуре края (родители, школа, средства массовой информации).

На основе этих задач была составлена анкета 2 (см. приложение 3) для учащихся-подростков Тверского региона. Анкетированием было охвачено 300 учащихся пятых-седьмых классов вышеобозначенных школ. Анкетирование проводилось под нашим руководством учителями музыки, которые проходили ПК в ТОИУУ.

Анкетирование и беседы выявили, что наибольший интерес к музыкальной жизни родного края проявляют школьники, которые обучаются или обучались музыке дополнительно - в музыкальной школе, кружке, студии и т.д. (см. результаты в таблице 2, приложение 4)

Похожие диссертации на Восприятие музыкальной культуры региона как педагогическая проблема : в условиях внеклассной работы в общеобразовательной школе