Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Взаимодействие учителя и ученика в музыкально-педагогическом процессе : в контексте освоения произведений композиторов Китайской Народной Республики Шэнь Фанфан

Взаимодействие учителя и ученика в музыкально-педагогическом процессе : в контексте освоения произведений композиторов Китайской Народной Республики
<
Взаимодействие учителя и ученика в музыкально-педагогическом процессе : в контексте освоения произведений композиторов Китайской Народной Республики Взаимодействие учителя и ученика в музыкально-педагогическом процессе : в контексте освоения произведений композиторов Китайской Народной Республики Взаимодействие учителя и ученика в музыкально-педагогическом процессе : в контексте освоения произведений композиторов Китайской Народной Республики Взаимодействие учителя и ученика в музыкально-педагогическом процессе : в контексте освоения произведений композиторов Китайской Народной Республики Взаимодействие учителя и ученика в музыкально-педагогическом процессе : в контексте освоения произведений композиторов Китайской Народной Республики
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шэнь Фанфан. Взаимодействие учителя и ученика в музыкально-педагогическом процессе : в контексте освоения произведений композиторов Китайской Народной Республики : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Шэнь Фанфан; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т].- Москва, 2011.- 163 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-13/1665

Введение к работе

Актуальность темы исследования.

В сложившейся на протяжении многих десятилетий практике музыкально-исполнительского обучения проблема научно обоснованного применения способов взаимодействия учителя и ученика, т.е. методов обучения, не получила исчерпывающего освещения. Использование того или иного метода преподавания чаще всего обусловлено художественными и техническими задачами, лежащими на пути освоения музыкального произведения, реальными возможностями ученика по воплощению этих задач, интуицией и интеллектом педагога. Ведущим методом в такой работе испокон веков был репродуктивный метод, предусматривающий многократное повторение тех или иных технически сложных эпизодов или всего произведения, в процессе реализации которого постепенно выкристаллизовывался художественный образ. Степень влияния педагога на кристаллизацию этого образа в сознании ученика была различна и во многом зависела от художественно-педагогических установок эпохи, школы, творческого направления, господствовавшей парадигмы музыкального образования.

По мере осознания музыкально-педагогическим сообществом необходимости систематизации методов работы с учениками расширялась их номенклатура и уточнялась классификация. Однако чаще всего эти методы выводились из практики музыкально-исполнительского обучения, т.е. имели чисто эмпирическое обоснование (метод показа на рояле музыкального произведения или его фрагмента, метод художественных аналогий, метод прослушивания грамзаписей и т.д.).

Вместе с тем, не подлежит сомнению, что любая частная методика имеет методологическое обеспечение, базирующееся на наиболее общих закономерностях учебного процесса. Таким методологическим основанием методов обучения музыкальному исполнительству является общедидактическая система способов взаимодействия учителя и ученика.

В общедидактическом ракурсе проблема методов обучения рассматривалась в разные периоды истории такими философами и учеными как Сократ, Платон, Я.А.Коменский, Ж.-Ж.Руссо, Ж.Л.Даламбер, К.А.Гельвеций, П.А Гольбах., Д.Дидро, И.Г.Песталоцци, И.Ф.Гербарт, С. И.Гессен, Дж. Дьюи, И.И.Бецкой, Н.И.Новиков, Н.И.Пирогов, К.Д.Ушинский, П.Ф.Каптерев.

Изучением этой проблемы в XX столетии занимались В.В.Зеньковский, Б.П.Есипов, Н.А.Константинов, Ю.К.Бабанский, М.Н.Скаткин, ИЛ.Лернер, Б.Т.Лихачев, В.В.Давыдов, А.М.Матюшкин, М.И.Махмутов, П.И.Пидкасистый, В.В.Краевский, В.С.Леднев и др.

Методы музыкального воспитания и преподавания музыки рассматривались в работах Э. Б. Абдуллина, Л. Г. Арчажниковой, Б. Д.

Критского, А. В. Малинковской, А. Н. Малюкова, Т. Г. Мариупольской, Е. В. Николаевой, Г. П. Стуловой. В. И. Петрушина, Г. М. Цыпина и др.

В педагогике музыкального исполнительства проблема методов обучения всегда была в центре внимания представителей российской школы пианизма: К.Н. Игумнова, А.Б. Гольденвейзера, Г.Г. Нейгауза, СЕ. Фейнберга, Г.Р. Гинзбурга, Я.И. Мильштейна, Л.Н. Оборина и др.

Вместе с тем, несмотря на высокие достижения в области подготовки исполнителей, массовая музыкально-педагогическая практика не имела до настоящего времени исчерпывающей, научно обоснованной системы методов обучения, опирающейся на общедидактические закономерности. В связи с этим возникает проблема: как, каким образом обеспечить адекватную проекцию общедидактической системы методов на специфику обучения музыкальному исполнительству?

Данная проблема сопряжена в исследовании также с проблемой исполнительского освоения студентами фортепианных произведений современных композиторов Китайской Народной Республики, представленность которых в академическом репертуаре музыкальных учебных заведений России весьма ограничена. Между тем, китайская композиторская школа в лице таких авторов как Ван Цзяньчжун, Хэ Люйдин, Ду Минсин, Чу Ванхуа, Ван Лисань, Чень Пейсюнь, преемственно связана с российской музыкальной культурой при неповторимом своеобразии национального колорита. Бесспорно, что более широкое освоение российскими музыкантами произведений названных композиторов будет способствовать продуктивному взаимодействию двух национальных культур.

Необходимость решения указанных проблем, вытекающих из противоречий между сложившейся практикой преподавания музыкально-исполнительских дисциплин и недостаточным научным обеспечением этого процесса, а также необходимостью расширения рамок академического репертуара путём включения в него музыки новых национальных композиторских школ, свидетельствует об актуальности избранной темы исследования.

Объект исследования - процесс профессиональной подготовки музыканта-исполнителя.

Предмет исследования - способы взаимодействия учителя и ученика в процессе профессиональной подготовки музыканта-исполнителя.

Цель исследования - разработка теоретико-методической модели совершенствования путей и способов взаимодействия учителя и ученика в музыкально-исполнительском обучении.

Задачи исследования:

  1. Провести исторический анализ проблемы методов обучения;

  2. Проанализировать содержание и классификацию методов обучения в современной дидактике;

  1. Выявить особенности взаимодействия учителя и ученика в педагогической практике выдающихся российских пианистов;

  2. Разработать методику применения научно обоснованной системы методов исполнительского обучения студентов в практике учебной работы на музыкальном факультете педвуза;

  3. Провести экспериментальную проверку эффективности разработанной модели исполнительского обучения студентов музыкального факультета педвуза.

Гипотеза исследования.

Качество и эффективность музыкально-исполнительской подготовки студентов музыкального факультета педвуза могут быть существенно повышены за счет использования в процессе обучения личностно-ориентированных системно-инвариантных блоков методов обучения, в основу которых положены:

  1. Системная организация методов музыкально-исполнительского обучения в опоре на общедидактическую номенклатуру и классификацию методов;

  2. Инвариантность (неизменность) структуры при вариативности содержания блоков, подразумевающая обязательное присутствие в каждом блоке методов, релевантных соответствующим группам общедидактических методов;

  3. Личностно-ориентированная, индивидуально-избирательная «комплектация» каждого блока методов в соответствии с названными выше условиями и личностными характеристиками учащихся.

Методологические основы исследования

  1. Философские и педагогические идеи мыслителей и педагогов прошлого (Платон, Сократ, Конфуций, Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, И. Песталоцци и др.) о способах взаимодействия учителя и ученика в процессе воспитания и обучения;

  2. Теоретико-методическое наследие российских ученых, педагогов и общественных деятелей прошлого (М.В. Ломоносов, И.И. Бецкой, Н.И. Новиков, В.Ф.Одоевский, К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, В.В. Зеньковский и др.);

  3. Концептуальные подходы современной педагогики и психологии в трудах российских и зарубежных ученых (В. А. Сластенин, А.Н. Леонтьев, Л.В. Занков, В.В. Краевский, Л.А. Петровская, Б. Саймон, К. Роджерс, Ж. Пиаже, А. Маслоу и др.);

  4. Методологические установки, выработанные в русле российской музыкально-педагогической мысли (Б. В. Асафьев, В. Медушевский, Е. В. Назайкинский, Г. М. Цыпин и др.); музыкально-педагогические исследования Э.Б. Абдуллина, Е.В. Николаевой, Л.А. Арчажниковой, Д.Б. Критского, Т.Г. Мариупольской, А.П. Юдина и др.;

5. Методические принципы корифеев российского фортепианного искусства (А.Г. Рубинштейн, Ф.М. Блуменфельд, К.Н. Игумнов, А.Б. Гольденвейзер, Г.Г. Нейгауз, СЕ. Фейнберг, М.В. Юдина, Г.Р. Гинзбург, Я.И. Мильштейн и др.).

Методы исследования

  1. Изучение специальной литературы (история и философия педагогики, культурология, дидактика, общая и педагогическая психология, музыкознание, методика преподавания музыки);

  2. Обобщение передового педагогического опыта;

  3. Анализ личного педагогического опыта автора диссертации;

  4. Педагогические наблюдения, анкетирование и опрос;

5. Опытно-экспериментальное исследование проблемы.
На защиту выносятся следующие положения:

  1. Педагогический инструментарий преподавателей музыкально-исполнительских классов может быть существенно обогащен за счёт системного введения в музыкально-педагогический обиход методов обучения, производных от общедидактических методов обучения, но специфически трансформированных в соответствии со спецификой музыкального исполнительства;

  2. Гарантией всестороннего развития профессиональных качеств учащихся-инструменталистов является инвариантность (неизменность структуры) блоков используемых в обучении методов. Указанная инвариантность является не стереотипом или штампом, фиксирующим методы внутри того или иного блока, а принципом комплектации каждого блока путем обязательного введения в него методов обучения, в полной мере представляющих всю гамму методов обучения, разработанных современными учеными-дидактами;

  3. Вышеназванные системно-инвариантные блоки методов обучения могут внести реальный позитивный вклад в музыкально-исполнительскую подготовку студентов педвузов при условии их личностной ориентации, учитывающей индивидуальные качества учащегося, уровень его исполнительской подготовки и степень творческого развития.

Новизна исследования

  1. Дано теоретико-методологическое обоснование психолого-педагогической концепции методов музыкально-исполнительского обучения;

  2. Определен комплекс педагогических условий эффективного применения разработанной автором диссертации теоретической модели личностно-ориентированных системно-инвариантных блоков методов обучения;

  3. Разработана и экспериментально проверена методика использования личностно-ориентированных системно-инвариантных

блоков методов обучения в системе музыкально-исполнительской подготовки студентов педвузов.

Теоретическая значимость исследования.

Проведен историко-теоретический анализ генезиса, сущности и функций категории «метод обучения» с позиций философии, психологии, дидактики и музыкальной педагогики;

Разработан и теоретически обоснован научный аппарат, обеспечивающий построение теоретической модели личностно-ориентированных системно-инвариантных блоков методов обучения в системе музыкально-исполнительской подготовки студентов педвузов.

Практическая значимость исследования заключается в том, что организация процесса обучения в музыкально-исполнительских классах в соответствии с предложенными рекомендациями позволит активизировать учащихся и заметно повысить качество их музыкально-исполнительской подготовки. Разработанная в диссертации концепция может быть использована в ходе практических занятий в различных звеньях музыкально-исполнительского обучения. Материалы исследования могут быть внедрены в лекционную систему подготовки специалистов в высшей школе.

Научная достоверность определяется обращением автора к широкому кругу научных источников, принадлежащих различным отраслям знаний (философия, психология, педагогика, музыкознание); адекватностью методов исследования его задачам и особенностям изучаемого процесса, а также, результатами экспериментальной проверки.

Апробация результатов исследования происходила в ходе обсуждения промежуточных и итоговых результатов исследования на кафедре музыкальных инструментов Московского педагогического государственного университета в период с 2009 по 2011 гг.

Похожие диссертации на Взаимодействие учителя и ученика в музыкально-педагогическом процессе : в контексте освоения произведений композиторов Китайской Народной Республики