Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Детерминация особенностей русской философии : историко-социокультурный, этнопсихологический и лингвистический аспекты Крыжановская Анна Васильевна

Детерминация особенностей русской философии : историко-социокультурный, этнопсихологический и лингвистический аспекты
<
Детерминация особенностей русской философии : историко-социокультурный, этнопсихологический и лингвистический аспекты Детерминация особенностей русской философии : историко-социокультурный, этнопсихологический и лингвистический аспекты Детерминация особенностей русской философии : историко-социокультурный, этнопсихологический и лингвистический аспекты Детерминация особенностей русской философии : историко-социокультурный, этнопсихологический и лингвистический аспекты Детерминация особенностей русской философии : историко-социокультурный, этнопсихологический и лингвистический аспекты Детерминация особенностей русской философии : историко-социокультурный, этнопсихологический и лингвистический аспекты Детерминация особенностей русской философии : историко-социокультурный, этнопсихологический и лингвистический аспекты Детерминация особенностей русской философии : историко-социокультурный, этнопсихологический и лингвистический аспекты Детерминация особенностей русской философии : историко-социокультурный, этнопсихологический и лингвистический аспекты Детерминация особенностей русской философии : историко-социокультурный, этнопсихологический и лингвистический аспекты Детерминация особенностей русской философии : историко-социокультурный, этнопсихологический и лингвистический аспекты Детерминация особенностей русской философии : историко-социокультурный, этнопсихологический и лингвистический аспекты
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Крыжановская Анна Васильевна. Детерминация особенностей русской философии : историко-социокультурный, этнопсихологический и лингвистический аспекты : диссертация ... кандидата философских наук : 24.00.01 / Крыжановская Анна Васильевна; [Место защиты: Тюмен. гос. ун-т].- Тюмень, 2009.- 149 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-9/353

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. ИСТОРИКО-СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ, ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ОСОБЕННОСТЕЙ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ

1.1. Историко-социокультурная детерминация становления и развития русской философской мысли. 12

1.2. Характерные особенности русского самосознания и менталитета, определяющие уникальность русской культуры и русского философского сознания . 38

1.3. Развитие и национальная специфика русского философского языка как необходимого условия русской философской рефлексии. Становление русской философской терминологии. Художественные и философские ресурсы русского языка. 62

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ КАК ЗАКОНОМЕРНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ И МЕНТАЛИТЕТА

2.1. Важнейшие особенности русской философии, обусловленные своеобразием национального менталитета и самосознания. 82

2.2. Учение о "соборности", "русская идея" и "мессианизм" в детерминирующем русле отечественной духовной традиции. 105

2.3. Антропоцентризм русской философии как отражение , особенностей национального самосознания. 116

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 126

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Введение к работе

Актуальность темы исследования. На рубеже тысячелетий, ставшем для России периодом всестороннего кризиса, прежде всего, в сфере мировоззрения и идеологии, в стране существенно возрос интерес к отечественной истории, культуре и философии. Осмысление и восстановление традиций русского философствования может стать одним из важных факторов благополучного выхода из данного кризиса. Время обезличивания этносов, сокрытия их национального, исторического, культурного своеобразия сменилось временем подъема национального самосознания, что привело к необходимости решать вопросы, связанные с национальной проблематикой, такие как генезис, признаки и особенности развития русской нации, исторический смысл ее бытия и причины жизнестойкости, осмысление великого наследия русской культуры и философии, выявление исторического и культурного потенциала развития русского народа, выработка понимания своей культурно-исторической специфики.

Русская философия', являясь неотъемлемой частью как русской культуры, так и всего общемирового философского процесса, универсальных проблем и законов мировой философии, одновременно представляет собой выражение национального менталитета и самосознания русского народа, его духовных ценностей и стремлений. Отечественная философская мысль, сосредоточенная на истинных целях и ценностях национального духа, выражающая духовный смысл культурного творчества русского народа, раскрывающая* задачи России в мировой истории, может способствовать дальнейшему расцвету русского национального самосознания. Подлинное национальное самосознание современных русских философов невозможно без усвоения наследия всей предшествующей отечественной философии.

В течение достаточно длительного периода отечественной истории официально признавалась только марксистско-ленинская философия, как исключительно правильная, другие направления отечественной философии отвергались и порицались. Советская философия, как правило, не исследовала богатые "плоды" историко-философских изысканий больших периодов в развитии русской философии, утаивались и предавались забвению имена очень многих русских мыслителей далекого и недавнего прошлого. Для дальнейшего развития русской культуры, возрождения преемственности философской традиции требуется глубокое изучение их идей. Снятие запрета с русской философии вызвало необходимость в обобщающих трудах, выявляющих ее достижения и характерные особенности. Исследованные в диссертации работы философов "русского зарубежья", написанные в эмиграции в 20-50-е гг. XX в. и переизданные сегодня в России, позволяют воссоздать образ русской духовности в прошлые периоды ее развития, выделить особенности русского самосознания и философской • мысли, представить направления решения< проблемы культурной сущности русской нации. Можно- сказать, что русские философы-эмигранты создали на основе интеграции и переработки данных по истории, философии, социологии, ' богословию оригинальное культурологическое, философско-историческое, историке- и религиозно-философское россиеведение. Это фундаментальные исследования, философско-исторические статьи, эссе HtA. Бердяева, Б.П. Вышеславцева, В.В. Зеньковского, И;А. Ильина, Л.П. Карсавина', И.А., Сорокина, Л. Шестова, Д.С. Мережковского, Г. Флоровского, Г.П. Федотова, Л. Франка и других, интерес к их идеям обусловлен актуальностью и современностью рассматриваемых в философском наследии проблем.

Современный этап мировой истории характеризуется двумя основными тенденциями - глобализации и национального самоопределения, для преодоления глобальных проблем мировое сообщество нуждается в понимании общей перспективы развития. Философское наследие России, к примеру, идеи всеединства, космической целостности, активной эволюции, ведущей мир по пути разума и нравственного чувства, может послужить основой, разработки универсальной- этики, осознания человечеством своей планетарной общности.

Для отечественной философии, определяющей в настоящее время свои дальнейшие пути, актуальна^ проблема выявления национальной' специфики русской философской мысли, установления и систематизации ее важнейших особенностей, которая на сегодняшний день еще в полной мере не решена.

Таким образом, актуальность настоящего исследования обусловлена широким нравственно-практическим и культурно-историческим контекстом рассмотрения проблемы.

Степень изученности проблемы. Практически все известные русские философы прямо или косвенно обращались к комплексу проблем, связанных с национальным и индивидуальным самосознанием и особенностями русской философской мысли. Идеи К.С. Аксакова, П.Е. Астафьева, А. Аскольдова, П.А. Бакунина, А.С. Хомякова, B.C. Соловьева, Н. Булгакова, И.В. Киреевского, Н.А. Бердяева, Б.П. Вышеславцева, В'.И. Вернадского, Л.Н. Гумилева, Н.Я. Данилевского, В.И. Несмслова, Н.Г. Дебольского, Л.М. Лопатина, А.А. Козлова, В.А. Снегирева, Н.Н. Страхова, К.Н. Леонтьева, Д.С. Мережковского, Ф.М. Достоевского, В.В. Зеньковского, Н.О. Лосского, Л.П. Карсавина, Н. и Е.Н. Трубецких, В.В. Розанова, Ы.Ф. Федорова, Л. Франка, И.А. Ильина, П.А. Сорокина, Г.П. Федотова, Г.Г. Шпета, Л. Шестова, П. Флоренского, Г. Флоровского и других, рассмотренные в диссертационном исследовании, имеют огромное значение как для философии в целом, так и для современной российской действительности. Работы современных исследователей, посвященные анализу указанных проблем, позволяют представить общую картину их изз^ения, доказать единый подход к оценке национальной культуры мыслителями различных поколений. При анализе особенностей русского самосознания и русской философской мысли помимо работ классиков русской философии диссертантом рассматривались работы таких современных авторов как С. Хоружий, Ю.Ю. Булычёв, А.В. Гулыга, В. Аксючиц, А.Ф. Замалеев, И.И. Евлампиев, П.Е. Бойко, В.И. Моисеев, Б. Гройс, Л.А. Коган, Л.В. Карасев, В.В. Колесов, Б.В. Емельянов, М.Н. Громов, Н.П. Ильин (Мальчевский), А.Г. Здравомыслов, Ф.И. Гиренок, Г. Никишов, П.П. Гайденко, К. Касьянова, В. Кожинов, С В . Перевезенцев, A.M. Песков, О.В. Рябов, В.Ш. Сабиров, В.В. Сербиненко, З.В. Сикевич, И.Л. Солоневич и других. Проблеме русского менталитета, особенностям русского самосознания и психологии, определяющим культурное и социальное бытие русской нации, уделяют также пристальное, хотя часто необъективное, внимание и многие зарубежные исследователи. В частности, в диссертационном исследовании рассматриваются характеристики, данные следующими зарубежными авторами: В. Шубарт, Р. Хингли, Дж. Хаббс, А. Инкелес, Т, Масарик, Д. Ранкур-Лаферье, X. Роджер, А. Валицки, В. Звиглянич. В процессе исследования влияния этнолингвистического и этнопсихологического аспектов на формирование философской мысли в целом диссертантом учитывались мнения таких западных философов и языковедов как Ф. Ницше, Г. Гегель, М. Хайдеггер, В. Гумбольдт, Э. Сепир, Б. Уорф, А. Вежбицкая.

В последние годы активно предпринимаются попытки создания единой концепции русского самопознания, которая строилась бы с учетом многоплановой духовной традиции — художественной, научно^философской, религиозной. В работах Д.С. Лихачева, Ю.М. Лотмана, Г.Д. Гачева, И.И. Евлампиева, С. Хоружего, В.И. Моисеева, Н.П. Ильина и многих других современных авторов' философское, социальное,, идейно-эстетическое наследие русской классики^ рассматривается в контексте исследований национального менталитета и неразрывной общности мировых проблем.

Появилось множество литературоведческих работ, касающихся русского самосознания и его^ проявлений в языке и литературе с точки зрения культурологии. Однако потребуется еще много времени и труда для создания новой системы критериев, которая раскроет единство антропологических, социологических, психологических, этнологических, филологических аспектов.

Существующую литературу на тему России отличает многообразие подходов и идей, она имеет огромное методологическое и мировоззренческое значение, однако на современном этапе профессиональная философия признает, что проблема выявления национальной специфики русской философской мысли полностью еще не разрешена. Углубленное исследование историко-социокультурной, этнопсихологической и лингвистической детерминации становления и развития русского философского сознания в еще большей мере позволит раскрыть типологические особенности русской философии, а также специфику, уникальность и мировое значение духовного наследия России. В определенной мере диссертация реализует потребность в анализе влияния историко-социокультурных, , этнопсихологических и лингвистических оснований на формирование русской философии и ее особенностей. Осознавая: сложность и масштабность задачи решения данной проблемы, автор не претендует на ,, окончательный результат исследовательской работы.

Объектом исследования' являются? историко-социокультурные и этнопсихологические; основания становления и развития русской философской мысли, а также специфика языка русской' философии, как суп];ественного и необходимого условия; русской философской рефлексии, определяемая историей его' фррмирования^. основными параметрами русской языковой картины.мираи характером русского философского мышления.

• Предмет изучения - историко-социокультурная, этнопсихологическая, и лингвистическая детерминация; особенностей русской философии за,период с XltnoXXIiBCK, определяющих ее национальную специфику.

Цель^ исследования - выявление специфической* системы, детерминантов особенностей русской философии, сложившейся в условиях евразийской цивилизации; ". '•' :. .['•-. '%••.' ', В соответствии с целью; диссертационной работы были поставлены и решены следующие исследовательские задачи:
• выявление элементов историко-социокультурной детерминации русской^ философской мысли;
• исследование этаповфазвития-русского литературного и философского языка, как одного из аспектов детерминации особенностей русской философии, его функциональных компонентов и специфических особенностей, становления русской философской терминологии;
• поэлементный историко-философский и антропологический анализ системы характерных особенностей русского самосознания и менталитета, определяющих уникальность;;русского; философского сознания, таких как; • соборное начало^ бинарность.сознания,антиномизм, присутствие двзгх начал - восточного и западного^ всечеловечность, мессианское сознание, интуитивное познание религиозного, преобладание образно-понятийного типа познания и многих других;;
• характеристика важнейших особенностей русской философии в контексте их этнопсихологической детерминации.

Положения, выносимые на.защиту:
1. Вследствие со-бытийствования многих факторов, определивших самобытный характер русской философии как значимого социокультурного явления, таких как ее формирование в условиях уже достаточно зрелой философской мысли, уникальная историческая обстановка, евроазиатское положение и, как результат, - со-суш;ествование в русской мысли западного и восточного влияний, присутствие двойной детерминации становления русской философии - как отражение архетипов национального сознания, и влияние извне, и некоторых других факторов, русская философская мысль получила сложное развитие. С одной стороны, имела место открытость интеллектуальным достижениям запада, их усвоение и переработка, с другой - внутреннее сопротивление западному идейному влиянию, борьба с доминированием рационализма, эмпиризма и индивидуализма; отрицание отвлеченности от живых личных и обш;ественных процессов, нежизненности западной философии, и, как реакция на давление западной философской мысли, - излишняя удаленность от гносеологии, увлеченность православием.

В связи с вышесказанным, можно утверждать факт развития русской философии не только благодаря влиянию западной философии, но и вопреки ее давлению, а также наличие подобия и оппозиции, принципа дополнительности и противостояния между русской и западной философиями.

2. Лингвистический и филологический аспекты детерминации особенностей русской философии оказали огромное влияние на развитие русской мысли. Специфика русского языка создает своеобразную языковую картину мира, структуру мышления и форму выражения мысли, в частности, философской, а именно, холистический, эмоционально-образный, метафорический, художественный стиль мышления, философствования и изложения, предпочитаюш;ий интуитивные прозрения, а не строгие логические рассуждения.

3. Важнейшими особенностями и качествами русской философской мысли, которые сформировались в специфических . историкосоциокультурных и географических условиях, опираются на характерные феномены русской культуры и прямо отражают русское самосознание и менталитет, являются- по мнению диссертанта^ следующ^ие: синтетическицелостный подход к познанию реальности, проблема взаимоотношений России и Европы, историософичность, антисхоластичность, живознание, отсутствие утилитаризма, глубокая разработка философского концепта "всеединство", антропоцентризм, антропокосмизм, космософийность, панэтизм, кардиоцентричность, соборность, русская идея, мессианизм, отсутствие строгой системы^ рассредоточение в контексте: культуры,.

литературоцентризм, эстетический: характер, эмоционально-образный, художественно-поэтический, художественно-публицистический: стиль философствования. Необходимо отметить^, что многие элементы русской мысли выступают как; ее особенности не по^ причине их уникальности» для.

философии в: целом, а по степенш их исторической^ совместимости, событийствования?иглубйны;проработкив:русской философии. • Методологическая и теоретическая основа* исследования. Для решения задач диссертационного исследования использовался? метод историко-философской реконструкции, включающий в себя методики первичного' (при изучении источников) и вторичного (при использовании критической литературы) анализа данных. Использовались также дескриптивный метод, методы социокультурного, социальнопсихологического, компаративного анализа, принцип целостного подхода к предмету исследования, элементы лингвистического анализа. В работе представлена экспликация художественных идей русской словесности при анализе национального самосознания и менталитета, полифония взглядов; русских мыслителей, отраженных в оригинальных и критических текстах.

Материалом исследования; послужили. тексты классических произведений русской философской мысли, работы современных философов,, тексты диссертаций по различным философским дисциплинам, литературные и критические труды русских и зарубежных мыслителей прошлого и настоящего, в которых наиболее полно раскрывается проблема становления и развития русской философской мысли в ее связи со спецификой русской истории, культуры, самосознания и менталитета и особенностями русского литературного и философского языка.

Научная новизна исследования заключается в следующем:
• Расширен и уточнен состав детерминантов специфики русской философской мысли с учетом исторической вертикали и социокультурной горизонтали, а также лингвистического и филологического аспектов.
• Отмечено со-бытийствование (интеграция) различных факторов, влияющих на формирование национальных особенностей и характер русской философии.
• Произведен компаративный анализ особенностей западноевропейской и русской философий. Охарактеризована картина несовпадения русского и западного философского момента с целью решения проблемы влияния внутренних и внешних детерминантов на смысл и специфику русской философской мысли.
• Всесторонне рассмотрены развитие русской философской мысли и формирование ее важнейших особенностей за период с XI по XXI век, обусловленные спецификой конкретных историко-социокультурных условий и в контексте становления русского национального самосознания.
• Детально исследованы этапы развития и национальная специфика русского философского языка как необходимого условия русской философской рефлексии, становление русской философской терминологии, неразрывная связь особенностей русского философского языка с концепцией и структурой русского литературного языка и сущностью русской духовности.
• Выполнен поэлементный историко-философский и антропологический анализ характерных особенностей русского самосознания и менталитета, обусловливающих уникальность русского философского сознания, таких как соборное начало, бинарность сознания, антиномизм, присутствие двух начал - восточного и западного, всечеловечность, мессианское сознание, интуитивное познание религиозного, преобладание образно-понятийного типа познания и многих других.
• Максимально полно и многоаспектно отражены особенности и качества русской философской мысли в контексте их этнопсихологической детерминации - влияния конкретных черт национального самосознания, менталитета и духовной культуры, сформировавшихся в специфических историко-социокультурных условиях.

Научная новизна заключается также в осуществленном в работе междисциплинарном анализе . {на стыке философии, лингвистики и
филологии).

Научно-практическое значение исследования. Основные выводы и результаты диссертационного исследования могут быть использованы для расширения и углубления проблематики курсов и спецкурсов по русской философии; кроме того, основные положения диссертации могут быть взяты за • основу или в качестве дополнения для дальнейших исследований, рассматриваюш,их специфику русской философии. ]У[атериал диссертации может быть использован для решения проблемы типологизации русской философской мысли.

Апробация работы. Основные идеи диссертационного исследования изложены в статьях и тезисах, опубликованных в сборниках материалов региональных, всероссийских и международных научно-практических и научно-методических конференций.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 7 научных работ общим объемом 2,4 п. л., включая статью, опубликованную в реферируемом журнале, рекомендованном ВАК Министерства образования и науки РФ для публикации основных результатов кандидатских диссертаций.

Объем и структура исследования. Диссертационная работа состоит из введения, 2-х глав, которые подразделяются на 6 параграфов, заключения, библиографического списка исследованной и использованной при написании работы литературы, включающего 256 наименований. Объем исследования составляет 147 страниц.

Историко-социокультурная детерминация становления и развития русской философской мысли.

Проблема определения периода становления русской философии все еще дискутируется в среде профессиональных русских философов. Ведущие представители петербургской и московской философских школ А.Ф. Замалеев {"Философская мысль в средневековой Руси (XI-XVI вв.)") [93], М.А. Маслин {"История русской философии") [114], В.В. Сербиненко {"История русской философии XI-XIX вв.") [192], М.Н. Громов, Н.С. Козлов {"Русская философская мысль X-XVII вв.") [71], М.Н. Тихомиров ("Философия в Древней Руси // Русская культура X-XVIII вв.") [208], А.А. Галактионов, П.Ф: Никандров ("Русская философия XI-XIX вв.") [59], А.И. Новиков ("История русской философии Х-ХХ вв.") [166] и некоторые другие в своих работах, посвященных исследованию русской философии, относят ее начало приблизительно к XI веку, периоду, когда появляются первые авторитетные подтверждения о зарождении философских понятий на Руси, возникает государство, а культура достигает относительного высокого уровня развития. Многие исследователи русской философии придерживаются иной позиции. К примеру, известный представитель екатеринбургской философской школы Б.В. Емельянов утверждает, в частности, в его "Апологиирусской философии" [85], что по данной проблеме имеются на сегодня, по меньшей мере, три сложившиеся точки зрения - начало русской философии следует отнести: 1). к 1755 г., году рождения профессиональной русской философии (позиция А.И. Введенского); 2). к второй половине XIX века, когда в ней зародилась логико-гносеологическая проблематика (точка зрения Г.Г. Шпета и Б.В. Яковенко); 3). к 20-30 гг. XIX в., "периоду идентификации русской философии с русской историей, мыслью, культурой" (мнение Г.В. Флоровского, Н.О. Лосского, Дм. Чижевского). Сам философ придерживается последней точки зрения. Относясь с глубоким уважением ко всем точкам зрения, диссертант в своей работе будет придерживаться первой из указанных позиций, полагая, что уже первые попытки русского философствования, направленные на осмысление действительности, нравственных законов, поиски смысла бытия и решение многих других значимых вопросов, заслуживают изучения.

В начале рассмотрения специфики историко-социокультурных условий становления и развития русской философской мысли, безусловно, необходимо отметить такой факт, как Крещение Руси в 988 году, имевший огромное значение для развития не только древнерусской культуры, но и всей русской культуры и философии. Особенность христианизация Руси заключалась, в частности, в том, что языческие представления о мире достаточно долго сохранялись и сосуществовали с христианскими канонами. В отличие от западной мысли, развивавшейся в русле аристотелевского рационализма, становление русского философствования происходило в соответствии с традицией христианского платонизма, воспринятой через Византию. Специфика творческого метода Платона заключается в использовании, помимо анализа, художественного образа, а образно-понятийное познание представляет собой холистическое, творческое познание мира. В результате сформировались присущие русской философии в целом выражение идей в большей степени через художественные образы, чем в понятийно-категориальной форме, тесная связь с художественной литературой, особое внимание к нравственно-этической и исторической проблематике, рассредоточенность в контексте культуры, что в какой-то мере тормозило развитие русского философствования. Однако уже на начальном этапе своего становления русская философская мысль пытается дать ответы на самые важные и универсальные вопросы бытия: "что есть мир и человечество?", "в чем смысл существования народов и человека?"

Для русской культуры всегда были характерны не только самобытность, но и открытость - способность постигать и творчески перерабатывать идеи, воспринятые у других народов. Одним из первых опытов по интеграции идей можно назвать процесс синтеза мифологических систем - славянской, тюркской, иранской, угрофинской, балтской, скандинавской, имевший место еще во времена господства языческого мировоззрения.

Создание Кириллом и Мефодием церковнославянского языка позволило русским постигать Священное Писание на родном языке, что имело важные последствия для развития национального самосознания. Однако другим важным следствием этого факта была необходимость перевода философских трудов на кириллицу, что затрудняло процесс освоения западной философской мысли и развития философского мировоззрения на Руси.

С самого начала русские мыслители понимали философию как способ познания бога, устремления к Софии - Премудрости Божьей, что впоследствии привело к глубокой разработке русской софиологии. Духовные ценности выражались в Древней Руси в основном художественных формах и в церковном искусстве - храмостроительстве, иконописи. На XIV-XV вв., время свержения монголо-татарского ига и духовного подъема Руси, приходится расцвет иконописи и строительство большого количества церквей. Русские религиозные мыслители XIX- XX вв. солидарны в оценке мировоззренческого значения русской иконописи - "умозрение в красках" (Е.Н. Трубецкой) [212], "философствование красками" (П.А. Флоренский) [223], "иконографическое богословие" (С.Н. Булгаков), "теология в образах" (Л.В. Успенский). Г.В. Флоровский указывал на то, что русская икона доказывает глубину, сложность и утонченность древнерусского духовного опыта. Применив религиозно - эстетическую методологию к изучению икон, П. Флоренский и Е. Трубецкой расценивали русскую икону как совокупное явление русской культуры, достояние религии и искусства, как вклад в мировую духовную и художественную культуру. Отличие русской иконы от греческой заключается в слиянии в ней аскетизма и радости будущего соборного царства. "Иконопись передает "метафизику бытия", а масляная живопись -"чувственную данность мира" (П. Флоренский) [223, с.268]. В работе "Иконостас" [222] П. Флоренский отмечает, что в греческом языке "лик" означает "идея", слово "образ" также происходит от греческого "эйдос". В этимологическом единстве слов "идея" - "лик" - "образ" видится важнейший смысл иконописи - иконописный лик или образ есть выражение идеи.

Следует указать, что древнерусское мировидение олицетворялось в различных формах - невербальных (иконопись, зодчество), вербальных (сборники, летописи, жития, поучения, послания), смешанных (певческое искусство, художественно оформленные рукописи). Основой философских трудов часто служили идеи из литературы, переведенной с греческого языка: Библии, экзегетических и апокрифических сочинений, исторических хроник, творений патристики, агиографии. Продолжался процесс формирования самобытного типа русской культуры и философской мысли в восточнохристианском варианте. В этот период был заложен фундамент русского философствования, обозначились его типологические особенности -панэтизм, историософичность, антропологизм, антисхоластичность, софийность, рассредоточение в контексте культуры. Основная тематика многочисленных произведений, сохранившихся до наших дней, - осознание своих корней, поиск смысла бытия, представления об окружающем мире.

Характерные особенности русского самосознания и менталитета, определяющие уникальность русской культуры и русского философского сознания

Данный параграф посвящен поэлементному историко-философскому и антропологическому анализу характерных качеств русского caмocoзнaния и менталитета, определяющих уникальность русского философского сознания и обусловливающих формирование важнейших особенностей русской философии, которые будут детально рассмотрены во 2-й главе диссертации преимущественно в контексте их этнопсихологической детерминации.

Сущность русского национального характера, самосознания, менталитета, культуры, национальной самобытности исследуется уже на протяжении веков. В XIX - начале XX веках в трудах И.А. Киреевского, В.Г. Белинского, H.F. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, Д.И. Писарева, М.Е. Салтыкова-Щедрина, В.О. Ключевского, Ф.М. Достоевского, Н.А. Бердяева, Б.П. Вышеславцева, И.И. Ильина, И.О. Лосского, В.В. Розанова, Г.П. Федотова, С.Л. Франка и других русских мыслителей осуществляется достаточно глубокий и многосторонний анализ характерных особенностей русского самосознания, психологических основ, образа духовной жизни русской нации.

Прежде чем приступить к рассмотрению особенностей русского национального самосознания, менталитета и психологии, имеет смысл дать оценку нации, как культурно-исторического единства, консолидирующего людей по наибольшему числу общих признаков - этносу, языку, территории, государству, религии, культуре. Основные отличия этноса и нации базируются на формообразующем признаке: этнос - общность натуралистического, нация - социально-политического порядка. На формирование нации, как культурно-исторического феномена, влияют, по меньшей мере, три стержневых фактора - особенности исторической судьбы, условия социального бытия, тип религиозно-культурной традиции. В соответствии с релятивистской теорией нации, выдвинутой А.Г. Здравомысловым [95], важнейшим элементом национальной связи является национальное самосознание, то есть осознавание народом самого себя как некоторой общности, отличающейся от других. Суть релятивистского подхода к нации состоит в том, что само существование определенной нации, национального самосознания, национальной самоидентификации становится возможным благодаря существованию других наций и постоянному соотношению с ними. Здравомыслов выделяет три уровня проявления национального самосознания: уровень повседневности; уровень исторического бытия и текущей политики; идеологический уровень, сосредоточенный на "национальных интересах" и национальной безопасности. Он утверждает, что конкретные формы национального самосознания, которые вырабатываются в истории культуры данного народа, являются своего рода объективной реальностью.

Национальный дух определяется целями нации, мифами и символами самосознания, идеальными ценностями, образами истины и смыслами жизни. Как пишет З.В. Сикевич, национальное самосознание существует в "объективированных формах общественного сознания: в языке, нормах и ценностях, ритуалах и произведениях народной культуры" [195, с.71].

В этносоциальных представлениях проявляются идеи и верования, которые отражаются в мифах, легендах, исторических повествованиях, а также в формах мышления и поведения представителей народа. К основным составляющим национального самосознания относят единство самопознания, эмоционально-ценностное отношение к себе (этническая самоидентификация), этнические, социокультурные и социальные установки и ценности, обусловленные принадлежностью к этносу, национальный характер и общие черты психики, связанные с культурно-историческим единством этноса, представления и оценочные суждения об элементах традиционной культуры и др. (З.В. Сикевич) [195, с.74-76]. Некоторые исследователи включают в понятие "национальное самосознание" также историческую память, национальный менталитет и другие проявления самосознания: сословные, конфессиональные и т.п.

Национальное самосознание, являясь ключевым фактором бытия нации, необходимым для сохранения устойчивости этноса и противодействующим её ассимиляции другими народами человечества, выражается в культурном, религиозном, хозяйственном, государственном сознании народа.

Национальное самосознание следует понимать не как самосознание нации, представляющей собой "коллективное существо", а как самосознание человека, сознающего свою причастность к определенной нации, то есть, к тем людям, кто имеет, по выражению И. Ильина, "однородное строение духовного акта". По мнению Ильина, национальное самосознание - это "глубокое единение людей, возникающее из... сходного душевно-духовного уклада, сходной любви к единому", "единой судьбы, связующей людей в жизни и смерти", "единого языка, однородной веры" [109].

Многие русские философы полагают, что личное самосознание невозможно отделить от национального, полноценное развитие личного самосознания немыслимо без понимания исторического призвания своего народа, его стремлений, склонностей, дарований и т.п. В то время как другие признаки этноса могут существенно изменяться, этническое самосознание -вечная душа народа, или его национальный дух, - остается устойчивым критерием. Хотя нация объединяет множество людей с противоположными свойствами, национальный характер формируется симфонической волей народа и отражается в событиях исторического масштаба. В своей работе "Русский национальный характер" Б.П. Вышеславцев пишет по этому поводу: "Я убежден, что народный характер необычайно устойчив, быть может, он даже всегда остается тем же, и самые неожиданные и невероятные колебания судьбы вскрывают только его скрытые, но всегда присутствовавшие потенции" [55].

Важнейшие особенности русской философии, обусловленные своеобразием национального менталитета и самосознания

По мнению диссертанта, анализ особенностей национальной философии в контексте их этнопсихологической детерминации - влияния конкретных черт национального самосознания, менталитета и духовной культуры, сформировавшихся в специфических историко-социокультурных условиях, -дает возможность более точно и объективно характеризовать как национальную философию в целом, так и учения ее отдельных мыслителей. Философия есть не только размышления о всеобщем и вечном, о предельных основаниях бытия, но и прямое воплощение общей структуры сознания и самосознания конкретной нации и исторической эпохи. Г. Флоровский в работе "Вселенское Предание и славянская идея" приводит утверждение Гегеля о народном характере философии: "В своих замечательных "Историко-философских чтениях" Гегель с большим подъемом говорил о рождении философии из народного духа. "Философия вообще" есть призрачное ens Imaginationis. ... у определенного народа возникает определенная философия. В ней раскрывается его дух, его жизнь, его идея. В процессе органического роста дозревает народная жизнь до философской рефлексии. ... Так начинается философская жизнь у каждого народа" [225]. Одаренная личность, развившаяся в определенной национальной культурной среде, которой присущи уникальные мировосприятие и система ценностей, обладает талантом особого видения явлений бытия и отображения макрокосма своей культуры, таким образом, оригинальность национальной философии обусловливается отражением специфики национального менталитета. Философские идеи и интенции могут излагаться не только в научно-теоретической форме, в виде систематизированного знания, но и в художественно-поэтическом изложении, афоризмах, что особенно характерно именно для русской философии. Приведем далее несколько цитат, касающихся данной проблемы. "Философия - концентрированное выражение духовного опыта нации, ее неповторимого исторического пути, ее творческого гения и созидательного интеллектуального потенциала, воплотившегося в разнообразии творений культуры", - считает М. Громов [69, с.54]. "Философия становится национальной тогда, когда поднимается до раскрытия и выражения основных исканий национальной души", - полагал В.В.Зеньковский [96, с. 19]. Например, "существует русский подход к мировым философским проблемам, русский способ их переживания и обсуждения, - утверждал Б.П. Вышеславцев. - Разные нации замечают и ценят различные мысли и чувства в том богатстве содержания, которое дается каждым великим философом. В этом смысле есть русский Платон и русский Плотин, русский Декарт, русский Паскаль и, конечно, русский Кант. Национализм в философии невозможен, но возможен преимущественный интерес к различным мировым проблемам" [54, с. 154]. "Национальное своеобразие русской философии определяется рядом причин, как внешних событийных, так и внутренних - сущностных"., - пишет Б.В. Емельянов [86, с.7].

Одной из основных особенностей русской философии является отсутствие стремления к созданию теоретических систем, к разработке строгого категориального аппарата, в ней доминирует интуитивно-образное восприятие мира, принципиально обусловленное присущим русскому сознанию холистическим и метафорическим типом мышления. Касательно отношения русских философов к построению философских систем показательным является высказывание Н. Бердяева: "Цель философии - не создание системы, а творческий познавательный акт в мире... Не должно отождествлять синтез с системой. Философия имеет жизненно-религиозное питание... Но философия не есть религия и не может быть внешне подчинена религии, тем менее теологии. Подчинение философии - теологии создало одну схоластику, подчинение философии - науке создает другую схоластику.

Философия должна быть свободна от всякого вне ее лежащего авторитета и вне ее лежащих способов познания... Но не может быть философия оторвана и отвлечена от глубочайших источников бытия, от жизненно-религиозных соков, которые находит философствующий человек в своем микрокосме" [21]. Проблемы, решаемые русской философией в течение всего периода ее развития, имели как общемировое, глобальное значение - смысл истории, добро и зло как ее движущие силы, сущность человека, всеобщие начала человеческой культуры и др., так и специфически национальное - роль России во всемирной истории, ее историческая миссия, поиск национальной идентичности и т.п. Такая характерная черта русского менталитета, как осознание себя всей Россией, вполне закономерно породила тему метафизического познания России, русской культуры и исторической судьбы. А. Гулыга подчеркивает, что яркая особенность русской философии проявляется в "постижении национальных ценностей, в проникновении в глубины национального характера" [73, с. 114]. Русская философия стремится к осмыслению качеств русской души, в которой, например, для Н.А. Бердяева отражается безграничность и неистощимость российских просторов, для Н.Ф. Фёдорова и К.Э. Циолковского - беспредельность русского философского миропонимания с космизацией и нравственной ориентацией проблем и т.п. Однако и общемировые, и национальные проблемы решаются русской философией особым, присущим только ей образом, - русскую философию часто характеризуют при помощи следующих определений: "философия как исповедь", "философия как страстное письмо", "сверхнаучное интуитивное учение о мировоззрении", "мистический опыт" и т.п. Существенной ее особенностью является тесное слияние на протяжении веков с православным богословием. Мысль в русской философии часто выражается в особой "литературоцентрической", литургически-иконописной, либо отечески-поучительной форме.

Похожие диссертации на Детерминация особенностей русской философии : историко-социокультурный, этнопсихологический и лингвистический аспекты