Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Культурное своеобразие Петербурга XVIII - XIX веков в отечественном кинематографе Джавадова, Виктория Чингизовна

Культурное своеобразие Петербурга XVIII - XIX веков в отечественном кинематографе
<
Культурное своеобразие Петербурга XVIII - XIX веков в отечественном кинематографе Культурное своеобразие Петербурга XVIII - XIX веков в отечественном кинематографе Культурное своеобразие Петербурга XVIII - XIX веков в отечественном кинематографе Культурное своеобразие Петербурга XVIII - XIX веков в отечественном кинематографе Культурное своеобразие Петербурга XVIII - XIX веков в отечественном кинематографе
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Джавадова, Виктория Чингизовна. Культурное своеобразие Петербурга XVIII - XIX веков в отечественном кинематографе : диссертация ... кандидата культурологии : 24.00.01 / Джавадова Виктория Чингизовна; [Место защиты: С.-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств].- Санкт-Петербург, 2011.- 149 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-24/99

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Особенности интерпретации культурного своеобразия Петербурга XVIII столетия отечественными кинематографистами 12

1.1 Образ Петербурга как предмет научного, художественного и кинематографического познания 12

1.2 Специфика экранизации образа молодой столицы России 26

1.3 Культура Петербурга второй половины XVIII века в киноискусстве как предмет исследования культуры России 47

Глава 2. Своеобразие отражения культуры Петербурга XIX века в отечественном кинематографе 66

2.1 Пушкинский Петербург в образной «ткани» кино 66

2.2 Своеобразие Петербурга Достоевского и его изображение в советском и современном кинематографе 101

2.3 Музыкальная культура Петербурга XIX века в историко-биографических фильмах 116

Заключение 130

Фильмография 134

Библиографический список 138

Введение к работе

Актуальность диссертационного исследования. В последние десятилетия изучением города как социокультурного явления занимаются представители самых разных наук. Он стал объектом междисциплинарных, комплексных исследований, однако работы, где культура Петербурга рассматривалась бы в контексте кинематографа, в отечественной культурологии пока отсутствуют. При изучении культурных особенностей Петербурга рассмотрению подлежали мемуары, художественная литература и произведения искусств, но не осуществлялся культурологический анализ исторических фильмов и экранизаций. Поэтому актуальной представляется возможность исследовать Петербург, меняющийся во времени, раскрыть его своеобразие, проявляющееся в интерпретации отечественного кинематографа, в котором город представлен в разных исторических эпохах (пушкинский Петербург, гоголевский Петербург, Петербург Достоевского и т.п.); такой анализ фильмов позволяет дополнить традиционные исследования историков, культурологов, искусствоведов и философов.

Актуальность культурологического исследования образа Петербурга в кинематографе обусловлена и тем, что кино является формирующим мировоззрение элементом общей культуры и массовой культуры в особенности. Культурологический характер данной работы определяется тем, что в ней, в процессе изучения фильмов отечественного кинематографа, рассматривается культурная уникальность Петербурга, его важнейшая роль в формировании культурной традиции страны.

Особую актуальность при рассмотрении данной проблематики приобретает возможность изучить влияние образов кино, его своеобразных художественных и технических средств на восприятие истории и культуры Петербурга того или иного периода, на формирование общественного сознания, на его целевое культурно-нравственное программирование. Кроме того, актуально изучение воздействия субъективных особенностей интерпретации исторических событий создателями кинофильмов на формирование существующей системы морально-этических ценностей. Также специфика изображения культурного своеобразия Петербурга в отечественном кинематографе позволяет учесть не только изобразительное решение быта и культуры Петербурга конкретных периодов, но и его экзистенцию, «дух» города, атмосферу.

Степень разработанности проблемы. Город на Неве стал объектом исследования многих поколений русских историков, первые труды которых о нем появились в середине XVTII века. Это были работы А.И.Богданова «Описание Санкт-Петербурга» (СПб., 1997) и И.Г. Георги «Описание российско-императорского столичного города Санкт-Петербурга и достопамятностей оного, с планом» (СПб., 1996), призванные удовлетворить

интерес современников к северному «чуду света». Настоящий взлет историография города пережила в связи с его 200-летним юбилеем в начале XX века. В это время увидели свет исследования Н.И. Божерянова «Невский проспект. 1703-1903: Культурно-исторический очерк жизни Санкт-Петербурга за два века XVIII-XIX (СПб., 1910), С.А. Князькова «Санкт-Петербург и петербургское общество при Петре Великом» (СПб.,1914), П.Н. Столпянского «Петербург: Как возник, основался и рос Санкт-Питербурх» (СПб., 1995) и других авторов. В начале XX века художники, критики и искусствоведы, объединившиеся вокруг журнала «Мир искусства», заговорили об истории и феномене Петербурга, изучая его, показали ценность петербургского культурного наследия в целом. На качественно новый уровень науку о городе вывел Н.П. Анциферов в работах конца 1910-х - начала 1920-х годов «Душа Петербурга. Петербург Достоевского. Быль и миф Петербурга» (М., 1991) и «Пути изучения города как социального организма: Опыт комплексного подхода» (Л., 1926), рассматривая город как цельный культурно-исторический организм, он выделял «анатомию, физиологию и психологию (душу) городского организма». Воспринимаемый как особое явление в истории отечественных городов, Петербург получил в русском обществе устойчивые оценки: восторженную - как одного из красивейших городов мира, нейтральную - с определением «нового», «нерусского» города (города новой культуры), и негативную - как «могилы национальной России». Однако при любом подходе и любой характеристике невская столица являлась символом имперской России XVIII - XIX веков.

За последнее десятилетие в культурологической науке сформировались новые методологические подходы, которые вновь ставят изучение Петербурга в центр внимания, но уже с точки зрения истории мировосприятия и самосознания русского общества, истории его менталитета и повседневной жизни горожан.

Существенный вклад в изучение культуры города внесли Д.А.Аль, Е.В. Анисимов, СМ. Волков, Д.А. Гранин, Е.А. Игнатова, СН. Иконникова, К.Г. Исупов, М.С Каган, Г.З. Каганов, Е.А. Кайсаров, Е.Э. Келлер, Д.С. Лихачев, Ю.М. Лотман, СТ. Махлина, Д.Л. Спивак, Ю.М. Шор. Также следует отметить сборники статей о Петербурге: «Метафизика Петербурга» (СПб., 1993), «Феномен Петербурга» (СПб., 1999, 2001), «Петербургские чтения» (СПб., 1997), «Петербург в русской культуре» (СПб., 1997), «Город и культура» (СПб., 1992). Особый интерес представляют книга Е.А. Игнатовой «Записки о Петербурге» (СПб., 2005), в которой автор воссоздает картины обыденной жизни горожан с его основания и до 20-х годов XX века, монография Д.Л. Спивака «Метафизика Петербурга» (СПб, 2003), где отражена философия жизни города, и книга Ю.М. Шора «По следам творящего духа» (СПб., 2005), в ней затрагивается специфика Петербурга, его экзистенция.

Проблему отражения Петербурга в изобразительном искусстве и его художественных образов в литературе рассматривали в своих работах

М.М. Бахтин «Проблемы поэтики Достоевского» (М., 1972), B.C. Бирон «Петербург Достоевского» (Л., 1991), Г.З Каганов «Санкт-Петербург: Образы пространства» (М, 1995), М.Г. Качурин «Санкт-Петербург в русской литературе» (СПб., 1996).

Вопросы теории и истории кино рассматривались в статьях и монографиях М.Ю. Блеймана, СМ. Гуревича, Д.Г. Иванеева, В.А. Кузнецовой, Ю.М. Лотмана, В.В. Недоброво и др. Архивные материалы и отечественная мемуаристика представлена воспоминаниями Г.М. Козинцева, Л.З. Трауберга, А.В. Ивановского, В.В. Горданова, В.В. Мельникова, А.Н. Сокурова и других мастеров отечественного кинематографа. Внимание заслуживают работы Л.Г. Муратова «Петербург-Петроград-Ленинград в историко-революционном фильме» (Л., 1977) и «Образ блокадного Ленинграда в советском кинематографе» (Л., 1986), где впервые были затронуты проблемы воспроизведения образа города в киноискусстве.

Своеобразие и художественная природа пластического образа кино, проблемы эстетики фильма отражены в теоретических работах В.М. Муриана «Художественный мир фильма» (М., 1984), Э.М. Ефимова «Искусство экрана: истоки и перспективы» (М., 1983), О.Ф. Нечай «Основы киноискусства» (М., 1987), Г.И. Маневич «Цвет прошедшего времени» (М., 2010). Специфике изобразительных средств кино по созданию живого образа города и реконструкции исторических событий посвящены монографии Г.П. Чахирьян «Изобразительный мир экрана» (М., 1977), М.Е. Зак «Фильм в исторической проекции» (М., 2008). За последнее десятилетие значительно усовершенствовались технические средства кинематографа, активно вводились медиатехнологии, и это требует отдельного научного исследования в контексте современной культуры.

Объект исследования — культура Петербурга ХУШ-ХІХ веков. Предмет исследования — культурное своеобразие Петербурга XVIII-XIX веков в отечественном кинематографе.

Цель исследования: выявление специфики кино-интерпретаций культурного своеобразия Петербурга ХУШ-ХІХ веков.

Диссертационная работа предполагает решение следующих задач:

1) определить степень изученности Петербурга в историко-
культурологическом аспекте;

2) выявить киноматериалы, раскрывающие культурное своеобразие
города;

  1. рассмотреть особенности отражения культуры Петербурга в образной «ткани» кино;

  2. показать, что фильм представляет собой диалог культур в пространстве и времени;

5) проанализировать специфику кинематографического изображения
образа Петербурга;

6) показать, как в киноэкранизациях произведений русской классической литературы кинематограф интерпретирует образ города во всей совокупности его проявлений: художественной, повседневной, праздничной культуры.

Методологическая база и методы исследования. Работа написана на основе системно-структурного, структурно-функционального, историко-культурного и семиотического подходов, также применен анализ изобразительной стилистики фильмов, посвященных Петербургу XVIII-XIX веков и культурологическому осмыслению «образа города» на экране. В ходе научного исследования был применен системный метод, который предполагал рассмотрение объекта исследования как сложной, меняющейся во времени и пространстве системы; сравнительный метод, позволяющий проанализировать и сопоставить различные интерпретации культурного своеобразия города в научных исследованиях и кинематографе, выявить их сходство и различие.

Источниковая база исследования. Основными письменными киноисточниками послужили монтажные листы: «Бедный, бедный Павел» (СПб.: Ленфильм, 2003), «Звезда пленительного счастья» (Л.: Ленфильм, 1974), «Зеленая карета» (Л.: Ленфильм, 1966), «Кроткая» (Л.: Ленфильм, 1960), «Мусоргский» (Л.: Ленфильм, 1950), «Последняя дорога» (Л.: Ленфильм, 1985), «Прощание с Петербургом» (Л.: Ленфильм, 1971), «Царевич Алексей» (СПб.: Ленфильм, 1997), «Царская охота» (Л.: Ленфильм, 1988); сценарии «Гардемарины, вперед!» и «Виват, гардемарины!» (М.: Искусство, 1992), «Римский Корсаков» (Искусство кино. - 1952. - № 4. -С. 15-91); визуальными - фильмы российских киностудий («Ленфильм» и «Мосфильм»), в которых воссоздается образ Петербурга, его культурное своеобразие. Также в диссертации были использованы материалы бесед автора с режиссерами В.В. Мельниковым, П.С. Лунгиным, Джулиано Монтальдо, оператором Г.М. Мараджяном, художником В.И. Светозаровым, историком киностудии «Ленфильм» Д.Г. Иванесвым. Непосредственное участие автора в съемках таких фильмов как «Ветка сирени» (2007, П.С. Лунгин), «Война и мир» (2007, Р. Дорнхельм), «Демоны Санкт-Петербурга» (2008, Дж. Монтальдо).

Эмпирическая база исследования это фильмы, представленные в диссертации по тематике параграфов: 1.2 «Специфика изображения образа молодой столицы России» анализируется на основе таких фильмов как «Петр I» (1938, В.М.Петров), «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» (1976, А.Н. Митта), «Царевич Алексей» (1997, В.В. Мельников); параграф 1.3 «Культура Петербурга второй половины XVIII века в киноискусстве как предмет исследования культуры России» отразился в фильмах «Молодая Екатерина» (1991, М. Андерсон), «Гардемарины, вперед!» (1987, С.С. Дружинина), «Виват, гардемарины!» (1989, С.С. Дружинина), «Поручик Киже» (1934, A.M. Файнциммер), «Михайло Ломоносов» (1986, А. Прошкин), «Царская охота» (1990, В.В. Мельников), «Бедный, бедный

Павел» (2003, В.В. Мельников); в параграфе 2.1 «Пушкинский Петербург в образной ткани кино» проанализированы фильмы «Поэт и царь» (1927, В.Р. Гардин), «Евгений Онегин» (1958, Р.И. Тихомиров), «Последняя дорога» (1986, Л.И. Менакер), «Декабристы» (1926, А.В. Ивановский), «Звезда пленительного счастья» (1975, В.Я. Мотыль), «Маскарад» (1941, С.А. Герасимов), «Шинель» (1926, Г.М Козинцев и Л.З. Трауберг), «Шинель» (1959, А.В. Баталов), «Пиковая дама» (1960, Р.И. Тихомиров), «Пиковая дама», (1982, И.Масленников), «Война и мир» (1965, С.Ф.Бондарчук), «Война и мир» (2007, Р. Дорнхельм); параграф 2.2 «Своеобразие Петербурга Достоевского и его изображение в советском и современном кинематографе» - «Дворец и крепость» (1923, А.В. Ивановский), «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского» (1980, А.Г.Зархи), «Идиот» (1958, И.А. Пырьев), «Кроткая» (1960, А. Борисов), «Тихие страницы» (1993, А.Н. Сокуров), «Идиот» (2003, В.В. Бортко), «Господа присяжные» (2005, Е. Иванов), «Преступление и наказание» (2007, Д.И. Светозаров), «Демоны Санкт-Петербурга» (2008, Дж. Монтальдо); параграф 2.3 «Музыкальная культура XIX века в іісторико-біюграфических фильмах» «Петербургская ночь» (1934, Г.Л. Рошаль), «Мусоргский» (1950, Г.Л.Рошаль), «Римский-Корсаков» (1952, Г.Л.Рошаль), «Прощание с Петербургом» (1971, Я.Б. Фрид), «Зеленая карета» (1967, Я.Б. Фрид), «Ветка сирени» (2007, П.С. Лунгин). Всего было отобрано и изучено 52 фильма. Научная новизна исследования:

предпринято культурологическое исследование проблемы интерпретации культурного своеобразия Петербурга в кинематографе. В результате анализа отечественных фильмов, обоснована целесообразность исследования исторических фильмов не только в искусствоведческом, но и в культурологическом и философском аспектах;

показано, что исторические фильмы можно рассматривать в качестве материала для изучения таких культурных особенностей Петербурга как его архитектурный облик, изобразительное искусство, литература, музыка, образование и наука, быт и нравы разных слоев городского населения;

установлено, что именно эпоха и ее культура диктуют кинематографу исторические образы, а отход от исторической достоверности и идейная направленность художественного замысла авторов кинофильмов в основном зависят от социального «заказа» эпохи;

анализ фильмов позволил выявить историческую типологию образов города;

- на конкретном материале подтверждено, что специфика и
многообразие изобразительных средств позволяет кинематографу не только
реконструировать культуру XVIII-XIX веков в художественном образе, но, и
способствует диалогу культур в пространстве и времени; так в кинофильмах
создается возможность диалога современного человека с другой эпохой;

- в результате исследования экранизаций отечественной литературы
выявлено, что кинематограф, интерпретируя художественные образы

Петербурга, запечатленные в произведениях А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, создает совокупный портрет города. Положения, выносимые на защиту

1. Способность художественного образа на экране развиваться в
движении, во времени и в пространстве оживляет историческую
действительность и делает зрителя соучастником экранизированных
событий. Эта способность кинообраза развиваться в изменяемых
художником формах движения, времени и пространства вооружает его
богатой палитрой изобразительных средств, в значительной своей части
доступных только для экрана и это резко усиливает его влияние на
формирование общественного сознания, его ценностей, идеалов и
стереотипов поведения в обществе.

  1. Обращение кинематографа к историческому фильму определялось, прежде всего, стремлением глубже осмысливать предпосылки и истоки современных проблем социального развития. Основное требование для такого фильма - приблизить интерпретацию автора к исторической действительности. Уже в первые годы кинематографа обнаружилась присущая ему способность зримо, с убеждающей наглядностью фиксировать воссозданные образы минувших времен, что и явилось необходимой эстетической предпосылкой развития исторического фильма. Появление кинематографа позволило заглянуть не только в интерьер городских домов, но и в «душу» города, запечатленную в нравах и обычаях людей. Следует отметить, что язык киноискусства способствует мистике коммуникативного общения людей из разных исторических эпох.

  2. В исторических фильмах («Петр I», «Царевич Алексей», «Царская охота», «Гардемарины вперед!», «Виват, гардемарины!», «Молодая Екатерина», «Бедный, бедный Павел!») особое внимание уделялось образу персонифицированной власти и роли личности в судьбе России и ее столицы. Обращаясь к культуре XVIII века, реформам, европеизировавшим русское общество, кинематографисты показывали Петербург в качестве символа нового, созидания и преобразования (особенно в фильме «Петр І»). В попытке выявить взаимодействующие в культуре Петербурга эпохи Просвещения русский национальный характер и западноевропейский рационализм, отечественный кинематограф раскрывал психологическую и социальную основу происходивших в ней преобразований. Эта веха в истории модернизации страны нашла отражение в исторических фильмах, где с помощью киноязыка происходит диалог современной культуры с эпохой XVni столетия.

Во всех рассмотренных исторических фильмах основным фактором превращения Петербурга в столицу обширной империи становится политический, оказавший самое существенное влияние на полнконфессиональную и многонациональную структуру его населения.

4. Анализ отечественных фильмов («Поэт и царь», «Шинель»,
«Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Война и мир», «Господа присяжные»,

«Преступление и наказание», «Демоны Санкт-Петербурга», «Мусоргский», «Римский Корсаков», «Ветка сирени» и др.) показывает и дает возможность исследовать, как кинематограф воспроизводит культурные особенности Петербурга: его архитектурный облик, специфику литературной и музыкальной атмосферы Петербурга, быт и нравы разных слоев городского населения, светскую жизнь. В экранизациях творчества А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского интерес представляют киноинтерпретации культуры Петербурга и восприятие города как живого организма. Особое внимание уделяется диалогу культур в пространстве и времени, этому способствует возможность кинематографа воссоздавать образ города, его материальную и духовную культуру разных столетий.

5. Исследование особенностей Петербурга XVIII-XIX веков позволило выявить определенную историческую типологию образов города разных эпох. Она включает образ героического, противоречивого Петербурга времен Петра I; Петербург Елизаветы - парадный, с роскошными дворцами, новыми архитектурными стилями, садами, с балами, фейерверками и маскарадами; эпоха Екатерины II в культуре Петербурга ознаменована развитием образования и науки, усилением роли России на политической арене; Петербург Павла I отличается активными поисками идеального государственного порядка - будучи поклонником прусской дисциплины и повседневной культуры Павел I стремился укоренить их уклад в русской культуре; образ Пушкинского Петербурга охарактеризован формированием в художественной культуре новых жанровых структур; гоголевский Петербург представлен как конфликт «маленького человека» с реальным и фантасмогоричным образом города; Петербург Достоевского - развитием капитализма, научно-техническим прогрессом, революционными движениями.

Теоретическая и практическая значимость диссертации заключается в обобщении, систематизации и осмыслении материала, относящегося к интерпретации культурной жизни Петербурга XVIII-XIX веков отечественным кинематографом. Теоретические выводы исследования важны для более детального изучения культуры Петербурга и могут найти применение в работах культурологической и эстетической направленности. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в учебном процессе при чтении лекций и проведении практических занятий по истории культуры Петербурга, при разработке новых учебных программ и пособий по культурологии.

Апробация исследования. Основные положения диссертации были изложены на конференциях: «Ежегодная аспирантская конференция» (СПбГУКИ, Санкт-Петербург, 20 апреля 2009 г.). Конференция «Восток-Запад. Межкультурные коммуникации» (СПбГУКИ, Санкт-Петербург, 29 апреля 2009 г.). II Межрегиональная научно-практическая конференция «Языки культуры: историко-культурный, философско-антропологический и лингвистический аспекты» (Омск, 9 февраля 2010 г.). Всероссийская научно-

практическая конференция с международным участием, посвященная тысячелетней Казани: «Казань на перекрестке эпох и культур» (Казанский государственный университет культуры и искусств, Казань, 18 марта 2011). Выступление на радио Петербурга в программе «Литературный полдень» с темой «Проблема экранизации произведений русской литературы в современном кинематографе» (16 марта 2010).

Диссертация обсуждалась на аспирантских семинарах, на заседании кафедры теории и истории культуры Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств и рекомендована к защите.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из двух глав, введения, заключения, фильмографии и библиографического списка, включающего 215 наименований. В каждом параграфе рассматривается культурное своеобразие Петербурга определенной эпохи, отраженное в отечественных фильмах.

Образ Петербурга как предмет научного, художественного и кинематографического познания

Создание Петербурга как носителя идей Просвещения в противостоянии средневековой культуре стало переломным в культуре и истории Российского государства. Известный исследователь русской культуры М.С. Каган1 отмечал ч несколько факторов, определяющих своеобразие города. Первый - это географический, природный. Он включает в себя климатические условия, характер ландшафта, в который вписан город. На облике Петербурга и психологии горожан весьма существенно сказались: расположение Петербурга на равнинном берегу Финского залива, холодный, сырой климат, завораживающие белые ночи. Второй фактор, определяющий своеобразие города, - его социальный статус и характер основной деятельности его обитателей, повседневная жизнь северной столицы. В истории культуры Петербурга этот фактор обозначил разносторонность его бытия: функцию главного российского морского порта, высокий промышленный потенциал, активную научную и художественную деятельность. Третий фактор, не менее важный в культуре города, — его архитектурный облик, пространственно-пластическая структура. Также особую роль в общей культурной атмосфере жизни города и в формировании психологии горожан играет его художественная жизнь — интенсивность и направленность творчества живущих в городе писателей, живописцев, музыкантов, режиссеров, актеров, кинематографистов. От этого фактора зависит не только уровень вкуса горожан, характер их эстетических потребностей, но и их нравственный облик, критерии их бытового поведения.

С момента своего основания Петербург, как никакой другой город, беспокоил сознание людей, порождал споры, столкновение мнений. Уже в первые годы существования он стал одной из тем проправительственной публицистики, официальных исторических сочинений и сообщений в газете «Ведомости». Одновременно в народе и высших кругах общества вырабатывалось свое, неофициальное отношение к новой столице. Итак, предназначение Петербурга — распространение православия, укрепление обороны страны, создание одного из самых значительных городов мира, налаживание благополучной жизни. В восприятии нового жителя Петербурга, переселившегося на берега Невы в середине 1710-х годов, на первый план вышли история основания города с описанием его дикой местности и архитектурное на западный манер решение внешнего облика. Итак, в течение первой четверти XVIII века концепция города не была неподвижной: жизнь менялась стремительно, менялись взгляды и приоритеты в деятельности людей, а, следовательно, претерпевала изменения и «программа» града Петрова.

В первое десятилетие, строительство Петербурга связывалось исключительно с насущными международными торгово-экономическими и военными задачами страны. Город должен был стать западными «воротами» русской посреднической торговли Восток-Запад, а также военным оборонительным пунктом и ставкой Балтийского флота. Затем, в 1720-х — начале 1720-х годов, по мере налаживания контактов с европейским миром резко возросла репрезентативная функция Петербурга перед Западом, появилась необходимость создания идеального в градостроительном отношении и благоустройстве города западной культуры. Град Петров должен был превратиться в символ новой, просвещенной в ходе реформ России, создать славу стране в Европе. В начале 1710-х годов Петербург стал второй столицей русского общества. Наконец, уже в 1720-е годы появляется нацеленная в будущее идея Петербурга как одного из мировых центров русского мира, выраженная в концепции Четвертой Северной российской монархии. Эпоха петровских преобразований стала временем, когда в русском обществе сложился новый образ мира, и в сознании возникла новая сетка мировоззренческих координат для его видения. Создание Петербурга по канонам западной архитектуры наглядно показало, что усвоение этого нового взгляда на мир было непосредственно связано с практической деятельностью русских людей, решением ими конкретных проблем политики и экономики, построением жизни на европейских началах. Строя «новоманерные» крепости, дома, корабли, обустраивая городскую среду, современники и подданные Петра Великого непроизвольно перенимали элементы европейской картины мира XVII века, и создавали в своем сознании сложный симбиоз европейского и традиционно русского видения природы и общества.

Пространственную модель града Петрова можно рассмотреть: во-первых, как осознание, освоение в ментальном плане реального, «естественного пространства» Петербурга или Петербурга и его округи, то есть природного пространства, географической территории, политико-географического положения - связей города; и, во-вторых, с точки зрения создания в Петербурге и петербургском регионе абстрактных пространств (культурных, административно-территориальных и др.). В настоящее время в науке утвердилась точка зрения, что обращение с пространством представляет собой «определенным образом нормированный аспект человеческого поведения» и что в разных национальных культурах люди «обращаются, по существу, с ним по-разному, в соответствии с принятыми в их стране "моделям"» . История и характер смешения традиционной русской и новоевропейской пространственных моделей в архитектуре невской столицы позволяют выявить саму логику ценностных изменений, показать, как шаг за шагом шло приобщение к европейским вкусам и как неосознанно в новом петровском зодчестве следовали русские заказчики-западники некоторым национальным традициям. При всей важности того фактора в характере города, который Ф. Бродель назвал «материальной цивилизацией»1, системно-синергетический подход открывает более широкую познавательную перспективу, требуя выявления не только материальных, но и духовных и художественных факторов, система которых определяет многогранную целостность культурной жизни города. Именно выявление этих факторов в изобразительном решении фильмов, в передачи атмосферы какой-либо эпохи на экране и будет основной проблемой данной диссертационной работы.

Развитие города на основе строгой, почти геометрической планировки символически выражало общий строй нового типа русской культуры и создавало психологические предпосылки для формирования духовного склада жителей этого города, той своеобразной социально-психологической структуры, которую соотечественники уже в начале XIX века начнут опознавать как особый тип россиянина - петербуржца. Петербургское Просвещение явилось своеобразным вариантом европейского Просвещения. И здесь следует заметить, что какими бы способами не внедрялась культура Запада в русскую жизнь, ее европеизация не приводила к подавлению русской самоидентичности, а видоизменяла и обогащала ее, приспосабливая общеевропейские ценности к своим духовным константам.

Каждый город, занимая определенное место в жизни общества, является специфической формой бытия национальной культуры, такой ее формой, в которой культура становится цивилизацией. Изучение истории Петербурга как уникального российского города, «лицо» которого проявляется в своеобразии его культуры, не может ограничиваться описанием его предметного бытия: архитектурного облика; ни характеристикой его ментальности — особенностей психологии и мировоззрения его жителей, проявляющихся в политической, религиозной, нравственной, эстетической его формах; ни анализом форм их поведения и деятельности, но должно выявить взаимосвязь этих аспектов его целостно понимаемой культурной жизни, и рассматривать этот процесс в его исторической изменчивости, .обусловленной и внешними для города факторами — природными и социальными условиями его бытия, и внутренними — логикой саморазвития его культуры. «Каждая эпоха, - писал Н.П. Анциферов, порождает свое особое восприятие; смена эпох создает постоянно меняющийся - текучий образ города и вместе единый в чем-то основном, составляющем его сущность как органического целого»1.

Особый культурный климат возник с самого начала, причем сугубо светский, без примеси русской традиционной церковной культуры. «Статус административной, военной и военно-морской столицы делал неизбежным сосредоточение на ограниченном пространстве самых разных, в том числе весьма образованных специалистов, с широким кругом духовных потребностей, со связями по всему миру. К этому следует добавить, что город почти сразу же стал крупнейшим центром образования»2.

Культура Петербурга второй половины XVIII века в киноискусстве как предмет исследования культуры России

Со времен правления Петра I Россия, приобщившаяся к европейским достижениям, уже не могла развиваться изолировано; дух просвещения вынуждал монархов с одной стороны, предоставлять поданным определенные права и свободы, а с другой — удерживать власть. Екатерина II вышла на сцену российской истории в елизаветинскую эпоху, когда Россия оказалась между двух миров, разделенных царствованием Петра Великого: позади — древняя русская старина, впереди — новое время с развитием техники и капиталистических отношений. Этот исторический период охарактеризовался развитием светской культуры и преобразованиями в сфере науки. Роскошь балов, грохот фейерверков и пестрота маскарадов — все это стало символом елизаветинской, а затем и екатерининской эпохи. Общественная атмосфера в царствование Елизаветы, при отсутствии всеобщего страха и принуждения, смягчении нравов, в значительной степени подготовила правление Екатерины II, наступление «золотого века дворянства».

Сопоставляя культурологические источники и отечественные исторические фильмы, видно, что духовная жизнь российского общества в XVIII столетии во многом определялась знакомством с достижениями европейской науки и культуры, а также обмирщением, отдалением от церкви в повседневных делах. Под влиянием нововведений Екатерины II, для которой идеалом государственной власти был просвещенный абсолютизм, особое развитие получила светская культура. Отличия духовной культуры от культуры материальной становились все более глубокими по мере развития в феодальном обществе новых способов промышленного производства, однако между ними не могла не сохраняться внутренняя связь, которая и обуславливала единство культуры города при всей разнородности ее компонентов. Ко времени восшествия на престол Екатерины II город расцвел, активно развиваясь во всех направлениях своего бытия. По мнению современников того времени, Петербург был самым новейшим и самым прекраснейшим городом в Российской империи. Прибывший в Петербург в 1785 году французский посол граф Л.-Ф. Сегюр писал, что новая российская столица стала «одним из богатейших, замечательнейших городов в Европе». Вместе с тем он отметил глубинное противоречие в жизни города, которое заключается в его двойственности: «здесь в одно время встречаешь просвещение и варварство, Азию и Европу, скифов и европейцев, блестящее, гордое дворянство и невежественную толпу»1.

Культурное своеобразие Петербурга екатерининской эпохи нашло отражение в фильме «Царская охота» (1988, В.В. Мельников) и в совместном проекте «Молодая Екатерина» (1991, М. Андерсон) киностудии «Ленфильм» и Великобритании. Проблемы отношений власти и человека, государства и человека, ответственности человека перед обществом стали острейшими в фильме В.В. Мельникова «Царская охота». В 1988 году режиссер задумал трилогию («Царевич Алексей», «Царская охота», «Бедный, бедный Павел»), в основе которой — становление российской государственности, XVIII век. Многие сцены фильма «Царская охота» были сняты в подлинных интерьерах, во многом благодаря этим интерьерам актерам легче было вжиться в эпоху. Заснеженная дорога в Петербург, петербургские улицы, шпили и дворцовые строения Петербурга, Петропавловская крепость (Алексеевский равелин), горбатый мостик с золочеными орлами, молчаливо спящие дворцы Царского села - все это в фильме передает атмосферу, дух екатерининской эпохи. Пустые анфилады дворцовых комнат, отблески топящихся печей, позолота, шелк обоев, - интерьер дворца второй половины XVIII века. Создавая исторический фильм, режиссер в обобщенных формах художественных образов воплотил не только внешнюю историческую оболочку времени, но и дух самого бытия. Характерные детали и подробности эпохи режиссер искал не только в сохранившихся документах, но главным образом в живых остатках старины, в подлинных исторических памятниках.

Обращаясь ко второй половине XVIII века, следует вспомнить такие исторические фильмы как «Гардемарины вперед!» (1987) С.С. Дружининой, «Адмирал Ушаков» (1953) М. Ромма. В первом фильме режиссер С.С. Дружинина обращается к внешней политике русского дипломатического корпуса, стремившегося укрепить значение России путем расширения союзных связей с государствами, находившимися во враждебных отношениях с Пруссией. В историко-биографическом фильме «Адмирал Ушаков» режиссер показал продвижение России к Черному морю, которое с новой силой порождало русско-турецкий конфликт.

В фильме «Молодая Екатерина» (1991), режиссеров Майкла Андерсона и С. Арановича все было нацелено на то, чтобы показать помпезность Петербурга, его окрестностей, зачастую пренебрегая историей и достоверностью. Фильм снимали в Пушкине в Екатерининском дворце, в то время как в начале царствования императрицы этого дворца еще не было. Действие картины «Молодая Екатерина» начинается в 1744 году в маленьком германском княжестве, где мы знакомимся с будущей царицей Российской империи. Роскошь и величие северной столицы, интриги, любовь и унижение — всё это ещё впереди у юной прусской принцессы Софии. Со всей помпезностью показана в фильме свадьба Петра III и Екатерины II, состоявшаяся в Петербурге в августе 1745 года, по церемониалу, выработанному по версальскому образцу. Здесь следует напомнить эпизод из фильма: на утренней заре Петербург был пробужден пятью ударами пушек, в 11 часов в Казанский собор двинулась торжественная процессия. Для народа было выставлено угощение — жареные быки, бочки с вином, хлеб. Вечером на Неве был зажжен великолепный фейерверк. Сопряженные со свадьбой празднества, приемы, ужины, оперные спектакли, комедийные представления, иллюминации и фейерверки отражают светскую культуру Петербурга XVIII в. Далее следует не менее красочный эпизод празднования мира между Пруссией и Россией. Оператор фильма Эрнест Дэнт, чтобы подчеркнуть значимость события останавливает внимание в этом фрагменте на параде войск на Марсовом поле, грохоте пушки с верхов Петропавловской крепости, на зеркально-синей Невы, где виднеются корабли, галеры, яхты, разноцветные флаги. Крестьяне в армяках, в валяных шляпах, горожане в немецком платье смотрели в цельные стекла нового Зимнего дворца, где на раскрытых балконах мелькали цветные кафтаны, платья, доносилась музыка. А когда с крыши дворца на ту сторону Невы и Петропавловскую крепость сигналили флагом, крепость отвечала дымным салютом на каждый тост за царским столом. Своеобразие вечернего Петербурга в фильме показано через следующие кадры: в окна дворца с Невы лился закатный свет, мешался со светом свеч в бесчисленных хрустальных люстрах и бра, на судах сияла иллюминация, играла на лодках роговая музыка, пели песни, на площади продолжала стоять толпа, в ожидании фейерверка над Невой. Мы видим крутящиеся на плотах золотые колеса, пылающие разными цветами фонтаны огня, ракеты, римские свечи, летящие в вечернее небо. Придворные праздники Петра III во многом напоминали ассамблеи Петра I: главенствовал на них император, окруженный голштинцами.

Красочно и до мелочей точно показан в фильме период свержения Петра III его женой Екатериной П. Его арест происходит по дороге в Петергоф, когда он в сопровождении веселой, нарядной свитой (прусский посланник Гольц, фаворитка царя Елизавета Воронцова, два фельдмаршала Трубецкой и Миних и много придворных дам) подъезжает к павильону «Монплезир» в Нижнем саду. И вот .уже мы видим торжественный въезд Екатерины в Петербург. Весь город готовился к ее приему, все были наряжены по-праздничному и держали в руках дубовые ветки, все полки маршировали по улицам, со всех церквей несся торжественный колокольный звон.

Россия в эпоху Екатерины II занимала одно из центральных мест среди других государств Европы и имела очень высокий авторитет. Двор ее был местом встреч всех государей и всех знаменитых лиц века. До нее Петербург, построенный в пределах стужи и льдов, оставался почти незамеченным, и, казалось, находился в Азии. В ее царствование Россия стала европейской державой. Петербург занял видное место между столицами образованного мира и царский престол возвысился на чреду престолов самых могущественных и значительных. Во время царствования Екатерины II двор ее превратился в один из самых блестящих в Европе. Следы древнего азиатского великолепия смешивались с европейской утонченностью, роскошь и блеск придворных нарядов и обилие драгоценных камней далеко оставляли за собой великолепие других европейских дворов.

Ко второй половине XVIII столетия Петербург уже считался одним из красивейших городов мира. Прекрасное расположение на берегах полноводной Невы, широкие площади и проспекты, строгие гранитные набережные, величественные здания, парки, сады, бульвары, многочисленные каналы, живописные острова придавали ему неповторимое очарование и своеобразие. Архитектуру Петербурга в первые десятилетия его существования отличала строгость, ясность и простота планов, относительная сдержанность декорировки. Однако уже к середине XVIII века, времени правления императрицы Елизаветы Петровны, дочери Петра I, отмеченному быстрым развитием и укреплением русского государства, облик Петербурга резко меняется.

Пушкинский Петербург в образной «ткани» кино

Рубеж веков, ознаменованный сменой императоров, оказался вехой и в развитии русской культуры. Новый этап охарактеризовался расширением культурного взаимодействия с другими странами и народами, общей демократизацией творческого процесса и более четкой дифференциацией различных его сфер. Отчетливо меняется колорит эпохи: ушли в прошлое пудреные парики с буклями и косицами, камзолы и т. д. Наиболее яркой, интересной, передовой областью культуры России в XIX веке становится литература, а писатель, поэт - значительными фигурами в обществе. Культура Петербурга, сохраняя некоторые принципы Просвещения, приобретала существенно иной облик, столь значительной оказалась роль художественного творчества в этом типе культуры, что имя поэта могло стать в первой половине XIX века определением исторических особенностей жизни города -пушкинский Петербург. Именно в первые годы XIX в. Петербург стал приобретать тот вид, который потом так восхищал Пушкина.

При всем разнообразии проявлений столичной культуры первой половины XIX века ее суть точнее всего обозначается одним понятием -«Пушкинская эпоха», «Пушкинский Петербург». Именем Пушкина определяется глубинная суть русской культуры первой половины XIX столетия. «Пушкинский Петербург» имеет не узко биографический, не специфически литературоведческий и не историко-архитектурный, а культурологический смысл; оно обозначает исторический тип русской культуры в его движении — зарождении, расцвете и постепенном вытеснении шедшим ему на смену новым состояниям культуры — Петербургом Достоевского. Пушкинский Петербург — это воплощение мечты Петра Великого, которая проявилась это многосторонне: в технически-производственной сфере, в политической, в духовной жизни города, который именно в пушкинское время поднялся на уровень жизни главных европейских столиц. Гораздо шире по своему содержанию проблема «декабристы и Пушкин», она охватывает их личностно-свободолюбивое и гражданско-ответственное миросозерцание, нравственное благородство и эстетическую форму его проявления, сложившиеся в Петербурге под влиянием пушкинской поэзии.

Историческая тематика в киноискусстве тесно связана с экранизацией литературных произведений. Произведения великой русской литературы всеми своими художественными особенностями, всем своим строем, духом, существом помогали создателям фильма войти в атмосферу ушедшей эпохи. Актер и режиссер В.Р. Гардин одним из первых ставит картину «Поэт и царь» (1927), обращаясь к пушкинской эпохе. Из воспоминаний В.Р. Гардина известно, что «стоивший немало денег, снабженный пышным историческим антуражем и большой рекламой, фильм вызвал у зрителей несомненный интерес»1. Вот мы видим Пушкина в кабинете, склонившегося к столу, из-под его пера появляется готовый текст «Памятника», а в следующем кадре Поэт читает свободолюбивые стихи на фоне петергофских фонтанов и утопающего в блеске и пышности царского двора. Режиссер В.Р. Гардин и оператор С. Беляев применяют в фильме киноаллегорию — вокруг А.С.Пушкина плетутся нити заговора и сплетаются блестящие нити фонтанов. «"Фонтаны, фонтаны! Давайте фонтаны!" - как уверяли, этот крик невольно вырвался из груди одного из кинематографического деятеля, ошеломленного коммерческим успехом "Поэта и царя"»1. Анализируя этот фильм, следует отметить, режиссер стремился показать, что именно историческое мышление, глубина постижения отечественной истории, проблем и противоречий русской жизни позволили А.С. Пушкину «дать грандиозную панораму явления, которое впоследствии будет обозначено как «петербургский период» русской культуры» . Исследуя кино-интерпретации жизни и творчества великого поэта, необходимо назвать фильмы «Юность поэта» (1937, А. Народницкий) и «Последняя дорога» (1986, Л. Менакер). Первый фильм, приуроченный к 100-летию со дня смерти поэта, обращен к молодым годам А.С. Пушкина, особенной атмосфере Царскосельского Лицея. Фильм «Последняя дорога» посвящен дуэли, последним дням жизни и трагической гибели поэта.

Поэзия Пушкина, питавшая декабризм духовно, была по происхождению и по сути петербургской. Образ Петербурга возникает как описание среды, в которой протекает жизнь героя романа и которая формирует его сознание и поведение: вначале это Летний сад и Невский проспект, затем фрагменты Петербургского пейзажа, контрастирующие друг с другом и дополняющие друг друга, создавая в воображении читателя зримый образ города как смыслонесущий фон всего, что происходит с его героями. По мнению Б.В. Асафьева: «... Томление петербургских белых ночей отражено, как нигде, в лирике Чайковского, а фантастический колорит и юмор, столь своеобразные в его музыке, родственны построениям петербургских повестей Пушкина, Гоголя, Достоевского... В опере «Пиковая дама» сцена в спальне графини, сцена в казарме, сцена у Зимней канавки - все это Петербург с его гипнозом иррационального... Стихия здесь мстит человеческой воле и созданию и никогда не простит она властному Петру, воздвигнувшему наперекор и назло ей столицу России - этот мыс, вдающийся в Европу... Петербургской культуры теперь не вычеркнуть из истории России и человечества»1.

Перед нами «два Петербурга», различающиеся социально: обитель русской аристократии, высшего света и город купцов, разносчиков, извозчиков, булочников. Следует отметить, что ни сюжетно, ни психологически образ этого второго - трудового, разночинного, демократического Петербурга в романе не нужен, на жизнь, поведение, мышление Онегина он никак не влияет (в отличие от Летнего сада, Невского проспекта, улицы с барскими хоромами, где происходит бал, театра), и все же поэт уделяет ему внимание, вероятно, двойственность, двусторонность города казалась ему важной. Эта двойственность еще не имела драматического смысла, а лишь выявляла реальную двуликость столицы. Текст «Евгения Онегина» изобилует, как известно, беглыми, но на удивление верными набросками петербургской жизни от набережной Фонтанки - до набережной Невы, где поселилась Татьяна, выйдя замуж за князя N и войдя в число «светских львиц» северной столицы. Французский император Наполеон стал на довольно продолжительное время предметом подлинного культа в среде молодых, романтически настроенных дворян, не исключая и русских. К примеру, в седьмой главе «Евгения Онегина», при описании кабинета героя своего романа, А.С. Пушкин указал на приметы байронизма, сочетавшегося с культом Наполеона.

Первая серьезная попытка создания фильма по пушкинской прозе относится к 1916 году, когда режиссер Я. Протазанов экранизировал «Пиковую даму». Начиная с этого времени, появляются и первые попытки обоснования связи литературы и кино, претворения образа литературного в кинематографический. К одной из наиболее удачных попыток воссоздать Пушкинский Петербург следует отнести фильмы-оперы «Евгений Онегин» (1959) и «Пиковая дама» (1960) режиссера Р.И. Тихомирова.

Фильм—опера «Евгений Онегин» раскрывает культуру Пушкинского Петербурга через изображение архитектуры, интерьеров, костюмов и характеров героев романа. Пейзажи окрестностей Петербурга, снятые оператором Е. Шапиро, органически сливаются с музыкой Чайковского, они именно пушкинские, насыщенные большой любовью к русской природе. Мы узнаем город Пушкина: державный, великолепный, с простором капризной Невы, ограниченной гранитом набережных, загадочно смотрят львы и сфинксы у пристаней и подъездов, кружевной узор чугунных оград, сияние Адмиралтейской иглы. Финал сцены письма перенесен из особняка на набережную Невы.

В еще одной экранизации классической оперы «Пиковая дама» П.И. Чайковского режиссер Р.И. Тихомиров придерживался тех же принципов, что и в своей предшествующей работе — фильме «Евгений Онегин». Поставив своей целью сочетать возможности оперы и кино и тем самым обогатить оба жанра, раскрыв новые, неизведанные пути их синтеза, Р.И. Тихомиров стремился к созданию лирико-психологической музыкальной кинодрамы.

Уже само начало фильма - увертюра, звучащая на фоне сменяющих друг друга рисованных видов Петербурга, - свидетельствовали о принципиально иной позиции постановщика. Вместо натурных съемок на экране чередуются городские пейзажи, воспроизведенные в графической манере начала минувшего столетия.

Музыкальная культура Петербурга XIX века в историко-биографических фильмах

В конце 40-х начале 50-х годов XX века интерес кинематографистов к производству исторических фильмов пропал, ведущее положение в отечественном кинематографе заняли биографические фильмы. В первой половине 30-х годов XX века при сравнительно небольшом количестве экранизаций большинство из них определяли основную тематику отечественного киноискусства, вошли в его золотой фонд. В 30-х годах режиссеры творчески подходили к литературным источникам, по своему интерпретировали, изменяя их композицию в интересах кинематографической выразительности, к 40-м годам возобладала теория «адекватности первоисточнику», аргументированная уважением к классике и приводившая, как правило, к расплывчатости кинематографической формы.

В это время режиссером Г.Л. Рошалем были поставлены три музыкально-биографические картины: «Петербургская ночь» (1934, совместно с режиссером В. П. Строевой), «Мусоргский» (1950), «Римский-Корсаков» (1952, совместно с Г.С. Казанским). «Петербургская ночь» - это биография никогда не жившего человека, центральным образом этой картины стал герой произведения Ф.М. Достоевского «Неточка Незванова» скрипач Ефимов. Также режиссер включил в фильм другое произведение писателя - «Белые ночи». Над картиной «Петербургская ночь» работал художник И.А. Шпинель. В своих эскизах он сумел передать холодную пышность быта меценатствующих помещиков, торжественный ансамбль петербургского ампира, трудную жизнь мансард. Эти декорации соответствовали интонации Достоевского. В них ощущалась и романтика белых ночей, и неукротимость мчащегося в беспредельные просторы Медного всадника, и сила государственной машины с которой вступал в борьбу не Евгений из пушкинской поэмы, а представители молодого поколения революционеров.

В период 30-40-х годов XVIII столетия музыка постепенно выходит из сферы прикладного искусства на самостоятельный путь развития. Осваиваются сложные музыкальные жанры: опера, кантата, соната, сюита. Музыкальные инструменты, в том числе клавикорды, скрипка и арфа, получают все более широкое распространение в дворянском быту. При дворе и в домах знатных вельмож устраиваются камерные концерты. Формируются хоровые капеллы, оркестры и оперные труппы, русские музыканты овладевают исполнительским мастерством. Тем самым развивающиеся традиции бытового и концертного музицирования готовили почву для последующего возникновения русской композиторской школы. Основным жанром, характеризующим развитие музыкального искусства XVIII века в России, была опера и именно в оперном жанре ярче всего проявились впоследствии творческие возможности русских композиторов.

Необходимо отметить, что петербургская музыка XIX века, вслед за литературой, оказала также сильное влияние на европейскую и мировую культуру. Насыщенная и вовлекавшая все большее число, как участников, так и слушателей, музыкальная жизнь Петербурга 60-70-х годов все более определялась конфликтом двух неравных сил. Лагерь Императорского музыкального общества и Петербургской консерватории возглавлялся А.Г. Рубинштейном. Другой диктатор, М.А. Балакирев, в противовес этому ориентированному на Запад и, по мнению молодых националистов «Кучки», антирусскому направлению, основал свою собственную просветительскую организацию под названием «Бесплатная музыкальная школа». Этот конфликт отразился в историко-биографических музыкальных фильмах «Мусоргский» и «Римский-Корсаков» режиссера Г.Л. Рошаля. Замысел фильма «Мусоргский» возник еще в 1937 году, тогда же был написан и первый вариант сценария. Этот первый вариант показал, что без всестороннего глубокого изучения и творческого осмысления эпохи, в которой творил М.П. Мусоргский, культурной жизни Петербурга, без полного проникновения и осмысления его творений создание фильма немыслимо. Авторы вновь занялись исследованием архивных материалов, книг о жизни и творчестве М.П. Мусоргского и его эпохе. В 1954 году Г.Л. Рошаль написал статью «Слово о Мусоргском», в которой рассказал о том, как трансформировался замысел его фильма. Оказывается, идея картины, посвященной одному из гениев русской музыки, появилась у режиссера еще до войны - в 1939 году. В первых вариантах сценария «основной конфликт был обозначен главным образом как конфликт с окружающей средой». «Могучая кучка», - пишет Г.Л. Рошаль, - была в основном показана нами в ее противоречиях, в столкновениях: Мусоргский — Римский-Корсаков, Мусоргский - Балакирев, Мусоргский — Кюи, Стасов - Балакирев. В этот сложный рисунок конфликтов включались и неудачи личной жизни Мусоргского»1. Однако с каждым новым вариантом сценария режиссер и сценарист удалялись от подобного решения, т.к. оно не оставляло места большой творческой теме, мало раскрывало историю создания произведений композитора.

В последнем варианте реальные взаимоотношения членов «Могучей кучки» фактически исчезли с экрана. Вместо столкновения характеров, по словам самого автора, появились дружба и общение гениев. В личной судьбе М.П. Мусоргского осталась лишь его жизнь в искусстве, а «бедность, мимо прошедшее счастье, - по словам Г.Л. Рошаля, - только дополняли и оттеняли путь художника к его высокой творческой цели»2. Жизнь и творчество; Мусоргского сплетены из парадоксов; композитор напоминал персонажа из какого-нибудь произведения Ф.М. Достоевского. Многие из его воззрений и вкусов сформировались под воздействием популярных и влиятельных в Петербурге идей идеалистической радикальной молодежи 60-х годов XIX века. Сценарий фильма историчен, документально точен и подчинен единой цели, он рассказывает об источниках подлинного искусства и глубочайшей связи искусства с народом. В фильме со всей силой раскрывается сущность искусства как отражения жизни в художественных образах. Довольно органично в сюжет фильма вошли вставки из опер; музыкальному сопровождению было найдено адекватное изобразительное решение.

Вся история русской культуры неразрывно связана с Петербургом. Среди выдающихся деятелей искусства, творчество которых развивалось в Петербурге, видное место занимает имя великого композитора М.П. Мусоргского. Вся его недолгая и трудная жизнь прошла в городе на Неве. Композитор жил и работал в городе разительных социальных контрастов. И это нашло отражение в творчестве композитора. Дух и характер социального облика столицы, несомненно, сказались на музыке композитора. Так, например, «цикл романсов «Без солнца» мог появиться только в Петербурге, а музыка петровцев в «Хованщине» возникла, несомненно, под непосредственным впечатлением военного быта города, «разводов и парадов», участником которых в юные год был и сам композитор»1. С детских лет М.П. Мусоргский наблюдал жизнь Невского проспекта, утром слышал громкие выкрики разносчиков, голоса молочниц, грохот водовозов во дворе. В зимние дни, когда на город рано опускались сумерки, Невский ярче всех улиц освещался газовыми фонарями, на улицах появлялись итальянцы-шарманщики, бродячие певцы.

В 1850-е годы в Петербурге в моду вошли музыкальные салоны. Самыми популярными были симфонические концерты в прославленном Павловском вокзале под управлением «короля вальсов» Иоганна Штрауса.

Широкой известностью пользовался гостеприимный салон А.С. Даргомыжского, его музыкальные вечера играли значительную роль в культурной жизни Петербурга, особенно со второй половины 1840-х годов. Именно здесь чаще всего можно было услышать новые сочинения русских композиторов. На императорской сцене безраздельно царила итальянская опера, в концертных залах - виртуозы-иностранцы, и русским музыкантам негде было показывать свои произведения. Дом А.С. Даргомыжского стал единственным местом в Петербурге, где звучали сочинения отечественных композиторов. Успехи музыкального образования и театрально-концертной жизни создали прочную основу для дальнейшего роста музыкальной культуры Петербурга. Если в XVIII веке домашнее музицирование процветало лишь в узком кругу русской аристократии, и было в значительной степени данью «иноземному вкусу», то в XIX веке оно стало потребностью. Среди различных жанров профессиональной музыки первое место занимает опера, становится наиболее развитым, наиболее профессиональным и вместе с тем наиболее массовым видом музыкального творчества. Опера привлекает к себе и широкую аудиторию и лучшие творческие силы, вызывает живые отклики в общественном мнении, в поэзии, литературе и критике, отображает передовые, демократические тенденции русского искусства.

Похожие диссертации на Культурное своеобразие Петербурга XVIII - XIX веков в отечественном кинематографе