Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Масонская символика в русской культуре XVIII - начала XIX вв. Карвелис, Марк Антонович

Масонская символика в русской культуре XVIII - начала XIX вв.
<
Масонская символика в русской культуре XVIII - начала XIX вв. Масонская символика в русской культуре XVIII - начала XIX вв. Масонская символика в русской культуре XVIII - начала XIX вв. Масонская символика в русской культуре XVIII - начала XIX вв. Масонская символика в русской культуре XVIII - начала XIX вв.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Карвелис, Марк Антонович. Масонская символика в русской культуре XVIII - начала XIX вв. : диссертация ... кандидата культурологии : 24.00.01 / Карвелис Марк Антонович; [Место защиты: С.-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств].- Санкт-Петербург, 2010.- 267 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-24/10

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Динамика масонства в России XVIII - начале XIX века 33

1.1. Новоевропейская культура и возникновение масонства 133

1.2. Масонство как феномен в российском обществе XVIII — начала XIX века 3

1.3. Философско-эстетические взгляды масонов 533

Глава II. Символика масонства 711

2.1. Масонское пространство: обряды, ритуалы и символы 711

2.2. Систематизация масонских символов 1144

2.3. Семантика символов русского масонства 135

Глава III. Символика масонства в художественной культуре России России XVIII - начала XIX века 14949

3.1. Масонская символика в литературе 14949

3.2. Масонская символика в архитектуре России 16666

3.3. Масонская символика в изобразительном и декоративно-прикладном искусствах 18787

Заключение 197

Библиография

Введение к работе

В работе исследуется влияние деятельности русских масонов и масонской символики на развитие художественной культуры в России XVIII

- начала XIX веков.

Актуальность проблемы. Масонство в силу своего широчайшего распространения и транснационапьного характера вот уже несколько веков оказывает серьезное влияние на культуру человечества. Для полного и всестороннего воссоздания картины развития мировой культуры, начиная с эпохи Просвещения и кончая нашим временем, необходимо разноплановое и глубокое изучение феномена масонства.

Свои цели и идеи вольные каменщики выразили в виде системы символов. Следовательно, для наиболее полного и глубокого понимания феномена масопства в первую очередь необходимо изучить именно семантику их символов. Трудами многих исследователей (историков, философов, филологов, культурологов) история масонства воссоздана достаточно полно. И все же до сих пор остается множество неисследованных в полной мере аспектов, к числу которых и относится семантика масонской символики.

Актуальность изучения русского масонства обусловлена тем, что именно в России различные разрозненные масонские течения слились воедино наиболее полно и гармонично. Именно в России как нигде в Европе масонство сыграло большую роль в развитии культурной жизни XVIII начала

- XIX веков.

Характерной чертой переходных эпох является изменение аксиологической ситуации. Наиболее показателен в этом отношении XVIII век, т.к. это время ценностно-смыслового переворота, который происходил при интенсивном проникновевіии европейской культурной традиции в структуру русского общества под влиянием секуляризации общественных идеалов. Масонский орден, в свою очередь, был одним из основных каналов трансляции европейской культуры. XVIII век также является веком, когда деятельность масонского ордена была наиболее активна.

Актуальность работы также обусловлена необходимостью преодоления укрепившегося в настоящее время в науке и культуре стереотипного негативного понимания масонства. В наше время, когда общественная жизнь носит переходный характер, увлечение мистикой принимает массовый характер. Общество пытается найти хоть какую-нибудь уверенность в будущем, обретая ее в оккультных знаниях и течениях. Изучение эзотерических явлений в жизни общества - важный и необходимый элемент современного научного знания.

Степень разработанности темы. Научную литературу и статьи о масонстве в России можно разделить на две большие группы. Первую группу составляют публикации об истории' масонского движения и деятельности масонов. Вторую группу представляют исследования о масонах и их влиянии на русскую культуру.

В России тексты, посвященные масонству, впервые начинают публиковаться уже во второй половине XVIII века. Началом этому послужила издательская деятельность великого русского просветителя Н.И.Новикова (1744-1818). Новиков публикует множество книг масонской тематики как иностранных, так и отечественных авторов, посвященных истории и культуре вольных каменщиков.

Научный интерес к изучению масонства возникает в середине XIX века. В это время проблема масонства рассматривалась исследователями как илліос рация к изучению других интересующих их вопросов. Например, лигатурная деятельность Екатерины II и ее полемика с Н.И.Новиковым, журналистская и издательская деятельность Н.И.Новикова, история цензуры и отдельных исторических деятелей. Одним из первых таких исследователей является историк М.Н.Лонгинов, который, изучая издательскую деятельность, обращает внимание на журналы Н.И.Новикова и его единомышленников. Кроме того, труды М.Н.Лонгинова посвящены развитию и становлению русского розенкрейцерства. Продолжением исследований влияния масонов на русскую литературу являются работы С.В.Ешевского и А.Н.Пыпшга.

Очень активно велось исследование масонского вопроса в начале XX века. В это время изучением ордена занимались такие исследователи, как П.А.Бурышкин, Г.В.Вернадский, Н.П.Киселев, Т.О.Соколовская. Исследователи в основном занимались скрупулезным изучением структуры ордена, сбором информации о количестве лож, их местоположении, периоде существования и составлением поименного списка вольных каменщиков.

В советское время вопроса об ордене вольных каменщиков в основном не касались. Однако некоторые ученые обращались к феномену масонства в различных контекстах. Они сформировали два оппозиционных лагеря. Одни из них придерживались мнения, что масонство - прогрессивное явление русской культуры и истории, сыгравшее крайне важную роль. К этим ученым относились: А.И.Болдырев, Н.М.Дружинин, Б.М.Краснобаев, Ю.М.Лотман, В.Г.Семенников. Противоположный лагерь составили такие ученые, как В.Е.Курдюков, С.М.Некрасов, ИЛ.Щипанов - эти исследователи рассматривали русское масонство как реакционное явление в культуре России.

В советское время издавалось множество книг, посвященных истории Просвещения, восстанию декабристов и биографии отдельных личностей XVIII - XIX вв. В этих трудах освещалась так или иначе, тема масонства. Самый яркий пример - книги, посвященные деятельности Николая Ивановича Новикова. А.В.Западов в своей книге «Новиков» (Москва, 1986) и И.Ф.Мартынов в книге «Книгоиздатель Новиков» (Москва, 1981) приводят наиболее полное описание биографии и различных видов деятельности Н.Новикова и московских розенкрейцеров.

С начала 1990-х годов в нашей стране издано очень большое количество книг отечественных и зарубежных авторов, посвященных масонству. Это обусловлено тем, что тема мистических, оккультных течений и тайных

обществ стала чрезвычайно модной. Фундаментальных научных исследований о масонстве как о культурном явлении существует меньше, нежели недостаточно фактологически обоснованных. Так, аитимасонское направление представлено такими авторами как, Б.Башилов, В.Ф.Иванов, О.А.Платонов, АЛ.Тихомиров, С.Д.Толь, и мн. др. Как правило, работы этих авторов ориентированы главным образом на приведение различных доказательств, на их взгляд, разрушительной деятельности ордена.

Среди работ, посвященных масонству, следует учитывать исследования Т.В. Артемьевой - специалиста в области истории русской философии XVIII века. XVIII век в истории отечественной культуры оценивается философом как время формирования рациональной «классического типа» русской философии, в которой, несомненно, нашли отражение и идеи масонства.

Из всей массы работ последних десятилетий о масонах наиболее информативны также труды М.Морамарко, С.Карпычева, О.Платонова и В.Брачева. Уникален по своей научной ценности сборник «Масоны. История, идеология, тайный культ» под редакцией С.П.Мелыуновой и Н.П.Свиридовой. Этот труд выделяется из общего списка публикуемых работ тем, что наиболее полно и глубоко освещает большое количество аспектов феномена масонства.

Особо отметим работу В.И. Сахарова. Исследователь увлекательно рассказывает о русском масонстве XVIII - начала XIX веков как феномене отечественной духовной культуры. Автор показывает русскую масонскую литературу как самобытную и целостную художественную систему, включавшую в себя прозу, поэзию, драматургию и публицистику, создавшую свои образы и символы, собственный стиль и систему жанров, особый литературный язык-код, опиравшийся на сложную символику и эзотерические знания тайного ордена вольных каменщиков. Масонство в работе представлено как один из языков мировой культуры и художественной литературы. Автором рассмотрено творчество писателей-масонов (Н.И.Новиков, В.И.Майтсов, М.М.Херасков и др.). Им выявлена и проанализирована орденская периодика и потаенные орденские рукописи, хранящиеся в архивах Москвы., Санкт-Петербурга, Твери, Ульяновска, а также в зарубежных собраниях.

Из англоязычных источников особенно интересна книга «Working the rough stone: freemasonry and society in eighteenth-centery Russia» Douglas Smith (Northen Illinois, 1999). Это обширный научный труд, посвященной непосредственно истории ордена вольных каменщиков в России XVIF века. Столь же значительна работа Маргарет К. Джейкоб «Масонство» (V осква, 2003).

В 2001 году в Санкт-Петербурге вышла монография Н.А. Хренова, К.Б. Соколова «Художественная жизнь императорской России (субкультуры, картины мира, ментальность)», в которой авторы предложили применить субкультурный принцип к историческому процессу. При этом исследователи предложили культурную дифференциацию по общему вкладу каждой из общностей в культуру императорской России. Исследователи считают, что

каждая из субкультур оказывается в неоднозначных отношениях с культурой в целом, иногда отклоняясь от её ценностных ориентации и входя с ними в конфликт. Это делает возможным рассмотрение развития культуры общества как сосуществование разных субкультур, каждая из которых формирует соответствующие картины мира. Обладающими субкультурой авторы монографии считают следующие общности: дворяне-предприниматели, ремесленники и фабричные, вольтерьянцы, масоны и др.

В 2009 году вышла книга известного ученого - Александра Пятигорского «Кто боится вольных каменщиков? Феномен масонства» (Москва). Эта книга достаточно полно освещает феномен масонства. В центре внимания автора не только разбор собственно феномена масонства, но их ритуалы, знаки, символы, обычаи, язык, речи и история. Важной является идея зависимости подхода к изучению феномена от позиции самого исследователя, поскольку само масонство столь неоднозначно и противоречиво, что определить единственно верную позицию не представляется возможным. Это связано еще и с тем, что масоны, все же, закрытая, тайная организация с одной стороны, и определенный тип самосознания, с другой, - что осложняет изучение масонства.

Привлекает наше внимание еще одна работа - Й.Р. фон Биберштайна «Миф о заговоре: философы, масоны, евреи, либералы в роли заговорщиков» (Москва, 2010) в которой масонство анализируется с точки зрения теории заговора времен от Великой Французской революции до национал-социализма, периодически возникавших в разных европейских странах и в том числе в России.

Отдельно отметим научные статьи о влиянии масонов на развитие художественной культуры и литературы XVIII века - И.А. Черненко «Код масона: ритуалы вольных каменщиков в литературе»(2009), Е.Е. Приказчикова «Культурная мифология масонства в русском сознании второй половины XVIII века: в поисках образа «чужого» (2006), И. Голомшток «Архитектура и масонство»(2007). Эти статьи являются скорее только подступами к интересной теме, и влияние масонских идей на область художественной культуры до сих пор остается малоисследованной проблемой в современной научной литературе.

В современной науке намечается стремление дать объективную оценку роли масонства в истории и культуре России. Это подтверждается, в том числе, диссертационными исследованиями: А.В. Тимофеева «Романы «Мещане» и «Масоны» в творческой эволюции А.Ф. Писемского» (Москва, 1984), Л.М. Пахомовой «Российское масонство XVIII в. как феномен общественно-политической и философской жизни России» (Пермь, 1998), Т.М. Файзиева «Масонство как феномен общественно-политической жизни Англии первой половины XVHI века» (Москва, 2000), А.Н. Лушина «Государственно-правовые воззрения российских масонов на рубеже XVIII -XIX веков» (Н. Новгород , 2004), Ю.С. Крюковой «Общество и масонство в России в 30 - 90-е годы-XVIII века» (Ярославль, 2004), В.Ю. Антышевой «Поэтика описаний в романах А.ФЛисемского 1870-хгодов("В

водовороте","Мещане","Масоны")» (Орел, 2005), Е.В. Луняева «Этические воззрения русских масонов эпохи Просвещения» (Санкт-Петербург, 2006), Ю.С. Лиманской «Произведения М. М. Хераскова "Золотой прут" и "Кадм и Гармония" в контексте масонской прозы последней четверти XVIII века» (Сургут, 2007), СЕ. Киясова Масонство в эпоху Просвещения: (генезис, идеология, эволюция, статус) (Волгоград, 2008).. Заметим, что в этом перечне работ практически нет культурологических исследований. Диссертации посвящены либо общественно-политическим и этическим взглядам, либо литературному творчеству русских масонов. Тем самым обуславливается необходимость культурологического исследования места и роли масонов в культуре России XVIII - начала XIX века.

Хронологические рамки исследования ограничены началом интенсивного развития масонского движения в России (XVIII век), и временем официального запрещения различных политических кружков и тайных обществ России в 1822 году.

Объект исследования: Российское масонство в культуре XVIII - начала ХГХ века.

Предмет исследования: Символика российского масонства в культуре XVIII - начала XIX века.

Цель работы: Исследовать влияние масонства на культуру, а также проанализировать семантику масонской символики в России XVIII - начала ХГХ века.

Задачи: -Выявить истоки и динамику формирования масонства в европейской и отечественной культуре;

-Реконструировать основной комплекс идей, целей и задач российских масонов XVIII в.;

-Проанализировать этапы становления философско-эстетических взглядов масонов;

-Раскрыть обряды и ритуалы русских масонов;

-Проанализировать и систематизировать основные символы масонства; -Показать семантику основных символов масонства;

-Выявить особенности масонской символики в художественной культуре России XVIII - начала XIX века.

Методы исследования. Методология исследования базируется на теоретическом материале современной культурологии, а также других областей гуманитарного знания - философии, искусствознании, филологии, истории.

В основе исследования - системный культурологический подход, использующий принципы междисциплинарного исследования, который получил отражение в работах Т. В. Артемьевой, Г. И. Зверевой, С.Н.Иконниковой, М.С.Кагана, В.Д.Лелеко, СТ. Махлиной, Л.А.Микешігаой, Э.В.Соколова, А.Я. Флиера. Для решения поставленных задач помимо сравнительно-исторического метода были использованы:

системный анализ, позволяющий упорядочить обширный материал и выявить динамику развития феномена масонства.

На формирование концепции исследования оказали влияние работы, связанные с семиотическим осмыслением масонства: Р. Барта, Ж. Бодрийяра, Ж. Делеза, Ж. Деррида, К. Леви-Строса, Ц. Тодорова, М. Фуко, В.В.Иванова, М.Ю.Лотмана, СТ. Махлиной, В.Д.Руднева, Ю.С.Степанова, В.Н.Топорова.

Научная новизна работы состоит в следующем: -в исс хдовании доказывается, что масонство можно рассматривать как одну из первых социокультурных общностей XVIII века в России, которая соединила отдельных индивидов для духовной деятельности (издательской, литературной, художественной, благотворительной и др.); -доказано, что процесс формирования масонства можно рассматривать как результат индивидуализации европейской и русской культуры XVIII века, следствием которого стали художественные и литературные формы творчества членов лож;

-выявлена сложная природа масонства, которая сложилась под влиянием идеологий христианства, пифагореизма, каббалы, алхимии, розенкрейцерства, ордена иллюминантов, мартинизма, ордена тамплиеров и различных течений Просвещения;

-выявлены особенности развития масонства в России XVIII века, проявившиеся в его лиминальном (пороговом) характере, который оформлялся посредством особых ритуалов, обрядов и подкреплялся своеобразной атрибутикой;

-предложена систематизация масонских знаков и символов по принципу их заимствования и реинтерпретации (языческие, христианские, рыцарские, ремесленных союзов), раскрыта их семантго:а;

-выявлены основные сферы влияния символики русских масонов XVIII начала XIX века на художественную культуру.

-введены в научный оборот отдельные данные из рукописных архивов масонов (РНБ ОСРК - общее собрание рукописной книги Ф. 550. F. III. 111. «Масонское сочинение» XVIII в. Л. 1-24.; Ф. 550. F. III. 112. «Масонское сочинение» XVIII в. Л. 1-18.; Ф. 550. F. III. 113. «Масонское сочинение» XVIII в. Л. 1-34.

Теоретическая и практическая значимость исследования: Теоретическая значимость работы состоит в том, что изучение отечественного духовного наследия, важной частью которого является масонство, способствует углублению познания и анализа русской культуры, что является необходимым условием дальнейшего развития научной картины.

Практическая значимость работы состоит в том, что основные положения, выводы и обосновывающие их данные могут быть использованы при составлении обобщающих трудов по истории вольных каменщиков, а также общих и специальных учебных курсов по культуре и истории России и Европы XVIII века. Опыт данной исследовательской работы также может быть применен и для изучения других субкультур российского общества.

Положения, выносимые па защиту:

При неоспоримости утверждения, что масонство берет свое начало в ремесленных братствах XVII-XVTII века, глубинные истоки ордена и импульсы, приведшие к его появлению в России, находятся в общих тенденциях влияния европейской культуры;

Масонство - одна из первых социокультурных общностей XVIII века в России, объединившая отдельных индивидов для духовной деятельности (издательской, литературной, художественной). Движение масонов -результат двух взаимосвязанных социокультурных процессов - борьбы с несовершенством нравственности в российском обществе XVIII века и проявление вольнодумства;

Масонские ложи — первая форма актуализации индивидуального начала, проявляющегося в литературных и художественной формах;

Положение масонов в обществе определяется лиминальностью данной социокультурной общности;

-Символика масонов проявилась непосредственно в искусстве XVTII - начала XIX века - архитектуре, живописи и декоративно-прикладном искусстве. -На основе изучения семантики символов и обрядов вольных каменщиков можно утверждать, что вольные каменщики в своих обрядовых практиках не использовали оригинальные символы и концепции. Масонские знаки и символы заимствовались из христианства, каббалы, рыцарства, ремесленных союзов, язычества и др.

Апробация исследования. Научные идеи диссертационного исследования докладывались на заседаниях кафедры теории и истории культуры Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств (2010), на методологическом семинаре аспирантов кафедры. Результаты исследования отражены в 5 публикациях автора.

Структура работы. Работа состоит из введеній, трех глав, делящихся на параграфы, библиографии и приложения. Общий объем диссертации 243 страницы.

Масонство как феномен в российском обществе XVIII — начала XIX века

Главная цель ордена проста и не нова: объединение всего человечества братскими узами и достижение рая на земле — царства «Астреи». Путь к этой утопии лежит исключительно через нравственное и интеллектуальное совершенствование каждого, индивидуума в отдельности. Человечество при накоплении- критической массы просвещенных должно- прийти к мысли о необходимостиненасильственного, но-коренного изменения мира.

Вольных каменщиков- многие обвиняли и обвиняют в стремлении уничтожить национальные культуры, национальные государства и христианскую религию. Например: «Благонамеренные глупцьь нижних степеней ищут в масонстве демократии, свободы, равенства и братства и тому подобных химер. Но, что бы они ни искали, они бессознательно работают на жидократию и сатану» или - «Конечной целью масонов является разрушение национальных государств и установление власти мирового1 жидомасонского сверхгосударства»3. Прямых доказательств,этому нет. Масоны, безусловно, не захватывают государства, не сжигают церкви и уж, тем более, не уничтожают людей исходя из националистических побуждений.

С другой стороны, масоны считают, что на пути дальнейшей нравственной и интеллектуальной эволюции человечества стоят, такие рудименты, как национальные культуры, каждая из которых в отдельности непригодна для создания фундамента будущего объединенного человечества, национальные государства, замыкающиеся в узких рамках стремления к личной выгоде, и тоталитарные религии, сковывающие ум индивидуума и ослабляющие его мотивации длядальнейшего развития:;

Уместно предположить, что идея об объединении человечества братскими узами и создании идеальных условий для дальнейшего-прогресса должна содержать пункты об упразднении национальных государств, национальных культур и религий как таковых, и о замене их общим братством, общей гуманистической культурой и выдвижении на передний план человеческого. Следует заметить, что в процессе эволюции масонских систем, который, скорее всего; продолжается-и поныне; возможное коренное изменение целей и идей ордена.

Влияние масонов на, европейскую культуру заметно и в художественной, сфере. Известно, что масонами были такие европейские архитекторы как, Кристофер Рен, Джош Соун, Этьен Луиі Булле, Клод-Никола Леду, Уильям Хогарт, писатели: Гете, Джонатан, Свифт, Александр Поп, Конан Дойл, Редьярд Киплинг, великие актеры шекспировского театра Дэвид Гаррик и Генри Ирвинг, композиторы: Вольфганг Амадей Моцарт, Йозеф Гайдн1.

Мы уже указывали выше, что толчком для возникновения гигантского строительства в Лондоне послужил великий пожар 1666- года, который уничтожил четыре пятых деревянного города. Строительство по восстановлению столицы привлекло сюда десятки тысяч каменщиков, объединенных в гильдии и братства и придерживающихся своих обычаев.

Масонам в Англии покровительствовал королевский двор и высшие сановники, поэтому идеи, масонства, прежде всего, проявили себя в архитектуре. Одним из» самых известных архитекторов был Кристофер Рен, построивший собор св. Павла. «Строительство продолжалось почти сорок лет, и 20 октября 1708 года в присутствии, как говорится в семейных бумагах Рена, «посвященных масонов», то есть членов Братства вольных каменщиков, его сын, тоже Кристофер, вложил последний- камень в купол собора св. Павла. Сам престарелый архитектор уже не мог подняться, на такую высоту. ... Известно, что Ренстал членом-одной? из масонских лож, когда ему было уже семьдесят лёт. В 1710 году он занял высокий пост Мастера этой ложи и сохранял его до 1716 года» .

Во время строительства собора и после его завершения Реном был построен в Лондоне целый ряд выдающихся зданий: госпиталь для ветеранов войны в Челси, Королевский приют для престарелых моряков1 в Гринвиче и там же - здание обсерватории, новые интерьеры и постройки в комплексах королевских дворцов,и т.д. Многолет он занимал важный пост королевского генерального- инспектора строительства, и под его надзором." проходила реконструкция, Лондона. Им,и его»учениками была построена большая/часть. церквей на месте, разрушенных пожаром: Он пользовался- славой первого архитектора-АнглииГ.

В следующие- два . столетия масонство в. Англии, из- архитектуры иь строительства, где девять из десяти профессионалов были, масонами, перекочевало в такие профессии, как полиция, юриспруденция, медицина, в которых преобладание масонов было очевидно.

Европейский, классицизм (вернее; неоклассицизм) во многом был ! порожден-бунтарским духом Французскойфеволюции: Его-лидерами былив-живописи Луи Давид, в архитектуре - Клод-Никола Леду и Этьен Луи Булле. И опять: идеи масонства четко прослеживаются- если, не у Давида, то в проектах французских архитекторов: Предреволюционная атмосфера XVIII века в Европе была благоприятной-почвой, для распространения масонских идей, и до сих пор неизвестно, то ли Французская революция позаимствовала у масонства лозунг «Свобода, Равенство и Братство», то ли масонство переняло его у революции3.

В целом в европейской архитектуре над церковным зодчеством стала преобладать гражданская архитектура. Ведущими архитектурными стилями XVIII века в Европе были: позднее барокко, классицизм, в архитектурном-декоре рококо. Новой тенденцией художественной культурыХУПЬвекав Европе была общая линия от архитектуры к живописи, от экстерьера к интерьеру. В архитектуре после средневековых цветных витражей и скульптуры, вынесенных на внешнюю сторону собора, и живописного оформления внутреннего пространства дворцов Возрождения приходит аскетизм, воспроизводящий только символическую схему камер и палат эпохи. Таков масонский храм, в котором используетсж символика Мудрости, Красоты и Силы, подкрепляемой тремя статуями - Афины, Венеры и Геракла.

Интерьеры кабинетов. содержат символы ремесленной, деятельности: Они насыщены различными, инструментами, среди1 которых циркуль, угольник, модель мироздания, глобус Неба и Земли. Все эти элементы в виде символов, деталей масонского храма илиэтапов.обряда посвящения вошли в практику масонских лож.

Другой стороной художественной культуры Европы становится миниатюризация - статуэтки античных богов, кабинетные картины и храмики. Происходит сворачивание пространства мироздания в храм, в котором мозаичный пол - знак Земли, звездный потолок - знак Неба, солнце и Луна - символы первоэлементов и четырех стихий. Наглядное проявление сворачивания знаков и смыслов в эмблему обнаруживается в масонском ковре, в котором выражены все масонские идеи. Масонский ковер - это храм в миниатюре, мысле-карта масонской ложи.

Философско-эстетические взгляды масонов

Изменения в мировоззрении людей - одна из интереснейших, и актуальных проблем современной науки. Ученые пытаются выявить основные механизмы, позволяющие трансформировать образ мысли и повседневный уклад жизни, общества: Особенно; в этой связи интересны трансформации; общественного сознания; в переломные периоды, развития? культуры шобщества; какие; например;, происходили;в;.российском? обществе; в; XVIII; - начале XIX векш под- влиянием: европейского- Просвещения и; развивающейся: идеологии: антропоцентризма:; ВХ России?, в. результате; происходящих перемен,этого?периода; сформировался?; феномен-, масонства,, ставший;,в некотором;смысле; символомщовогогсознанияачастшобщества:.

Научное исследование.смены двухіТиповімировоззренияшРоссйичерез; феномен масонской субкультуры; XVIIP века еще не- проводился; Av ведь, влияние масонов ощутимо практически во всех областях, знания- и видах искусства: Достаточно;, например;, назвать, видных историков- ХУІШ века И Н; Болтин (1735-1792); M.Mi Щербатов, (1733-1790); А.И! Мусин-Иушкин (1744-1817); ИїГТ. Елагин;(1725-1794); Н:М! Карамзин (1746-1826);. писатели, литераторы - А.Єумароков- (1717-1777); МІХерасков (1733-1807), И.Богданович (1743-1803) И-Лопухин (1756-1816) и др: — все они был» членами масонских лож. Рубеж ХУП-ХШІГвеков - это время распада древнерусской «соборной» культуры ипереходак индивидуалистическому началу в сознании верхушки общества. Эпоха «души», по сути, уступает место» эпохе «разума». Начинается? формирование человека нового типа; который становится носителем новой культуры, иной системы ценностей; совершенно других потребностей. Новый человек приобретает такие качества, как: «познающий Разум», открытость всему новому, способность к быстрому движению по социальной лестнице, высокое личностное и авторское самосознание. Изучая русскую культуру этого периода, А.М.Сахаров заметил, что кардинальная смена мировоззрения наметилась ещё в период церковного раскола. Это выразилось в уменьшении влияния церкви: на общественную и духовную жизнь. Исследователь пишет, что «светская струя» в-русской"культуре в этот период была как никогда очень сильна1. Несколько по-другому оценивали события перемен в России конца XVII - XVIII вв. Ю.М. Лотман и Б.А. Успенский, которые писали о тяготении оппозиции «старое/новое» к оппозиции «свое/чужое». Новизна воспринималась как принятие ранее отвергнутого, «поганого», «чужого»".

XVIII, век в- России: - это время формирования российского абсолютизма,, период определенияг нового характера, развития российской государственности и культуры. В это время- были заложены, важнейшие основы российского- менталитета. Феномен русского- масонства этого периодаявляетсящелостнымявлением-русской культуры3.

Bs XVIII веке формируется, и новый тип города,, с: ассамблеями; карнавалами, триумфальными шествиями, фейерверками. Все эти новые формы постепенно проникали в верхние слои русскогообщества. Кроме того новые формы, быта, а, главное, игровой элемент в новом образе жизни все больше способствуют изменениям в мировоззрении .человека. Мировоззрение отдельного человека основывается на определенных категориях, изучение которых может помочь исследователю приблизиться к пониманию еще одного измерения рассматриваемой эпохи. Оно позволяет не столько приблизить историческую дистанцию, сколько- раскрывает своеобразие первоначальных смыслов символов- и моделей поведения формирующегося-нового мировоззрения русского общества XVIII векаі

Итак, Россия- XVIIb века так же; как и Европа:, переживала распространение масонства. Общественно-политические взгляды масонов также отражали общие тенденции формирующегося нового российского общества. Они считали необходимой просветительскую деятельность среди простого народа, деятельность по нравственному исправлению нравов русского дворянства, поддержку преобразовательной деятельности верховной власти, в результате которой только и можно достигнуть благоденствия. Однако, в большей степени масоны оперировали понятиями духовными, эстетическими, философскими, нежели социально-политическими. Условием нового философского осмысления явилось отрешение от прежних стереотипов.

Концепт «красоты» помогает рассмотреть философско-эстетические взгляды масонов. Концепт - это совокупность смыслов о предельном, врожденном феномене, которые нашли свое отражение в философских, богословских, классических литературных и« фольклорных текстах.

Русское понимание концепта «красоты» ярче всего раскрывается через содержание философской, религиозной художественной литературы. Ещё в конце XVII в общественном поведении и художественной практике появился тезис «Красота как деяние». «Литературные герои этого времени, особенно персонажи драматических произведений, отличаются активностью, подвижностью; это относится и к изобразительному искусству»1. Так, в своих проповедях Ф.Прокопович говорил о том, что тот, кто «ограждает, изобретает, украшает, насаждает» действует во благо государству . По-другому говоря, общественную ценность человека предлагалось оценивать по его деяниям.

Систематизация масонских символов

После этого ритор произносил довольно длинную речь на тему добродетели илути к ней. В-конце этой речи-особо подчеркивалась важность для- вольного каменщика серьезного отношения к символической стороне масонского учения. Далее, перед посвящаемым произносится довольно длинная речь, основная, тема которой - смерть. Затем инициируемого-призывают вспомнить все свои дела в-этой жизни-и представить то,» как он будет держать.за них ответ, если умрет, в сей же момент. После этой первой беседы с посвящаемым брат, который ее проводил, возвращается в основное помещение ложи и докладывает о ее результатах.

Затем он возвращается к инициируемому и начинается вторая,,беседа. Тема беседы остается та же, только брат ритор- сильно сгущает краски, описывая в подробностях процесс умирания. Посвящаемому говорилось о том, что он был небесцельно рожден на этом свете, что он должен относиться к каждому своему шагу, каждому поступку, как к подготовке к смерти - «все его дела всей жизни, все его помышления должны иметь отношение к будущему его по смерти состоянию, что они долженствуют быть определителями его участи. Когда же так, то ты должен ежеминутно готовиться к смерти. .. . Приуготовь же себя к принятию сея степени так точно, как бы ты ко гробу уготовился»2.

Далее следует очень странный поворот беседы — посвящаемый обвиняется в убийстве мастера, скорее всего Хирама. После этого посвящаемый вместе с вводителем подходят к двери в основное помещение ложи и стучат. Прежде чем разрешить им войти, между великим Мастером (начальником ложи), и братом, исполняющим роль надзирателя, происходит следующий диалог: «в.м. Брать 1-й надз. Прикажи посмотреть, кто рушит наш покой? Ответ: Почтенный брат вводитель и при нем товарищ, просящий о принятии, его в Мастера, в.м. Выслужил ли он свое время? Мастера довольны ли его. работаю? И кто ручается по нем? Ответ: время свое он выслужил. Мастера работаю его довольны, и брр. N.N. ручается по нем: в. М. Почтенные Братья! Согласны ли вы чтоб сей собрат наш N.N. принят был в свобод. — каменщикиМастера?» .

Братья дают свое согласие на- посвящение товарища в мастерскую степень и великий Мастер приказывает инициируемому совершать символическое путешествие по помещению ложи. Брат, исполняющий роль второго надзирателя, выполняет роль своеобразного проводника, для посвящаемого при совершении этого путешествия. «Во время путешествия брр. стоят окрест и близь, самого гроба, а в» гробе под окровавленною плащаницей лежит единый из1 младших мастеров. 2. ... Повелит приемлемому взять левою-рукою конец его шпаги. А. сам, взяв его за правую, начинает с ним путешествия и когда подведет его к написанной на Юге мертвой главе, то остановит его и просит, чтоб помыслить о смерти; таким же образом останавливается он с ним и в Севере, прося» его, чтоб- он продолжал размышления о Смерти: Таким образом, водит он еще два раза, и великий Мастер каждый»раз, когда мимо его идет, говорит: ... Помни Смерть»2.

Существуют упоминания- о том, что посвящаемый при совершении» этого путешествия иногда передвигался спиною вперед1. Далее посвящаемый-должен подойти к жертвеннику через гроб или, если гроба- по каким-либо причинам внешнего характера нет, то просто через лежащее тело. При этом инициируемый исполняет роль Хирама, получая от братьев, стоящих рядом с гробом (телом) три удара. «По сем подводится он тремя шагами чрез гроб, или тело. При каждом шаге получает он удар от трех братьев, имеющих нарочно для» этого- в трубку свернутую бумагу. Когда подводится он к жертвеннику, то лежавший младший мастер встает тихо,, так, чтоб принимаемый не слыхал; дабы удобнее можно было повергнуть товарища во гроб, который остается открыт» . После следует речь великого Мастера, обращенная к инициируемому.

В своей речи Мастер пытается запугать посвящаемого, туманно описывая- жуткие испытания, через которые инициируемому предстоит пройти. При этом инициируемые должен был пасть на колени «и правую руку положить на Евангелие и меч великого Мастера: «в. М. Дает ему в левую руку циркуль, чтоб приставил он его к груди»3. После этого Мастер произносит довольно длинную речь, спрашивает инициируемого - готов ли он подтвердить все обещания, данные им ранее, касающиеся сохранения орденской тайны? Плюс к этому он спрашивает его: «Обещаешь ли, наконец в сей почтенной Мастерской ложе,, помогать Мастерам против бунтующих товарищей?»4.

Далее следует принципиально важное отличие от обряда принятия - в товарищескую степень, где инициируемый также стоит на коленях перед Мастером и держит левой рукой циркуль, приставленным к левой груди. Посвящение в Мастера также совершается тремя ударами, но не по приставленному циркулю, а по голове. «В.М. Взяв свой молоток, тремя ударами в чело, принимает его в Мастера»1. При первом ударе молотком по голове посвящаемого Мастер говорит: «Силою данныя мне власти и могущества через моих Начальников от владычествующих над жизнью и смертью»2. При втором ударе — «Силою соизволения всех здесь присутствующих Братии Мастеров» . При третьем ударе — «Приемлю тебя в Мастера сего почтенного собрания»4. Сразу после последнего удара инициируемого укладывают в пустой гроб за его спиной. «При сем последнем ударе Надзиратели, повергают приемлемого спиною во гроб, и покрывают окровавленною.плащеницей»5.

Подтверждение этого- мы, находим и в другом источнике; который сообщает нам, некие немаловажные подробности: «Положенного во- гроб покрывают красною, как бы окровавленною тканью; на сердце возлагаются: золотой треугольник с именем «Иегова» и ветвь, акации или терновника, а в головах и ногах гроба помещают циркуль и наугольник»6. Далее на некоторое время воцаряется полнейшая тишина, которая вскоре прерывается Мастером, который стучит по эфесу своей шпаги, а надзиратели ему отвечают. После этого происходит следующее: «брр. Схватываются руками крестообразно. И сказывают друг другу мастерское слово в каждое ухо пополам; в.М. на обе стороны его отпускает, а Надз. в заключении приемлют, и отпускают от себя обратно старое Мастерское слово. По тоМ ... в. М. стучит и все брр. становятся на свои места» .

Масонская символика в архитектуре России

Влияние масонских идей на художественную культуру до сих пор остается одной из малоизученных областей в современной научной литературе. Как известно, среди масонов были архитекторы, литераторы, композиторы и даже политики. Эпоха Просвещения в России была пронизана стремлением подчинить все мировосприятие человека господству разума. Это мощное культурное движение не могло не оказать влияние на эстетику и, на творческие методы деятелей искусства и литературы. Литература в России

XVIII столетия стала рассматриваться как своеобразное средство для популяризации моральных и политических идей. В литературе XVIII - начала XIX вв. господствовали классицизм, реализм, сентиментализм и романтизм. В.И. Сахаров пишет, что «в« масонских философских и литературных сочинениях прозвучала принципиальная, обоснованная критика многих идей и ценностей XVIII века. Есть у русских вольных каменщиков и свое название для эпохи Просвещения, в которую они живут и делают свою тайную «работу» . Масон, переводчик мистических книг и поэт А.Ф. Лабзин пишет: «Ложное Просвещение, пролившееся всюду, есть та река, которая стремится поглотить Истину, хотящую породить нам мужественное чадо и бегущую для того из градов в пустыни и степи»2. Как мы уже отмечали выше, деятельность масонов в России разнообразна - научная и педагогическая деятельность, издание литературы по всем отраслям знания, переводы иностранных сочинений, благотворительность, архивное дело и др. Напомним, что писателями масонами были - А.Сумароков (1717-1777), М.Херасков (1733-1807), И.Богданович (1743-1803), И.Лопухин (1756-1816) и др. В. Острецов в своей работе задает вопрос, который помогает определить место масонов в формировании и развитии русской литературы XVIII-XIX вв: Он пишет: «Мы должны задаться вопросом, почему, чтобы быть-писателем, уже в XIX веке необходимо было состоять в масонской ложе. Мы видим в этих ложах весь цвет русской литературы. Случайное ли это явление или сам жанр художественной литературы отвечает основным принципам масонского «совершенствования» мира на началах «гуманизма»». И отвечая на поставленный вопрос, добавляет: «Логика говорит нам, что имеет место быть последнее1 обстоятельство» -.

А.И. Серков - в- своей. статье, посвященной анализу литературной деятельности масонов выделяет пять типов масонской литературы : 1) «Воспитательная» литература: сочинения, главной.- целью которых было воспитание будущих адептов «королевского искусства» . К этому направлению, в масонской литературе можно отнести- «нравственные» сочинения от морализаторскюс романов до глубоких философских трудов -«диалоги», «беседы»4; 2) Сочинения, для «братьев», предназначенные для прочтения на заседаниях вольных каменщиков; 3) Произведения .«для- публики», для «профанного» мира, в- которых отчетливо просматривается влияние масонских идей; 4) Псевдо-масонские сочинения, «в стиле» сочинений вольных каменщиков; 5) Масонская литературная критика, которая названа последней по счету лишь потому, что является предметом более детального рассмотрения . В середине XVIII века в русской литературе появился талантливый поэт и.теоретик классицизма А.П. Сумароков (1717-1777). Литературоведы считают А.П.Сумарокова наиболее разносторонним писателем и критиком русского классицизма XVIII века. Он смог приспособить свой эстетический кодекс к повседневной литературной жизни эпохи. А созданная им школа развивала жанры сатирической и лирической поэзии. А.П. Сумароков -дворянин, монархист и крепостник, но, будучи идеологом передового просвещенного дворянства, он выступал со страстным обличением «знатной черни»1: Какое барина различье с мужиком? И тот и тот земли одушевленной ком. А если не ясней ум барский мужикова. Так я различия не вижу никакова. А.П. Сумароков - выдающийся драматург, автор первых русских стихотворных трагедий («Хорев», «Синав и Трувор», «Новые лавры»), которым присущи национально-патриотическая тематика, гражданский пафос, элементы реализма и народности. Писатель был наставником молодых, начинающих литераторов, которых он учил сочинять в различных родах и жанрах".

Среди русских писателей-масонов необычайно популярными были мистические произведения Дузетана, Якоба Беме и др. Согласно масонской философии и антропологии добро и зло присутствуют одновременно в каждом явлении, именно это присутствие есть признак жизни, а борьба добра со злом — эволюция мира. Задачей человека в этом контексте становится разделение в человеке добра и зла, «так так эти два качества взаимообратимы, у человека есть выбор, испытывая постоянную «муку», стремиться к свету, а не к гневу»3.

Одним из ярких писателей из масонского круга был поэт М.М. Херасков (1733-1807), который в целом продолжает и воплощает эстетические идеи нравственности и духовного совершенствования человека, гармонии формы и содержания. Своим творчеством он поет гимн внутренней красоте человека. Тему «чужого» в своей поэме «Владимир Возрожденный» поднимает М.Херасков - ученик А.Сумарокова, руководитель журнала «Полезное увеселение», издававшегося в Московском университете с 1760 по 1762 год, поэт, прозаик. «В этом произведении помимо духовного путешествия князя Владимира, приведшего к гибели «ветхого человека» ради торжества Богочеловека, присутствует рассказ о ложном, греховном путешествии в поисках нового «золотого руна». В это путешествие отправляется полководец Владимир Рогдай, мечтающий о -власти, над миром и личной-славе. При этом «Рогдай у Хераскова далеко незаурядный злодей: Он мужественен, горд, по-своему любит Россию и страдает, видя её унижение от греков-византийцев»1. Рогдай, искренне надеется, что в. результате его путешествия «Россия задрожит, но мы её проставим»2.. Интересно, что Владимир изображен мистиком, и? даже почти масоном. Это делало литературное произведение М.Хераскова популярным среди московских масонов. «Греческий мудрец открыл Владимиру Тайное знание и посвятил его в скрытое от непосвященных значение Священного писания»3.

В предисловии к поэтической поэме М.Херасков пишет: «Если кто будет иметь охоту прочесть моего «Владимира», тому советую; наипаче юношеству, читать не как обыкновенное эпическое творение; где по большей части битвы, рыцарские подвиги и чудесно чудесности воспевают, но читать как странствование внимательного человека путем истины, на котором сретается он с мирскими соблазнами, подвергается многим искушениям, впадает во мраки сомнения, борется со врожденными страстями своими;

Похожие диссертации на Масонская символика в русской культуре XVIII - начала XIX вв.