Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Факторы формирования гендерных образов в культуре Японии Румак, Юлия Сергеевна

Факторы формирования гендерных образов в культуре Японии
<
Факторы формирования гендерных образов в культуре Японии Факторы формирования гендерных образов в культуре Японии Факторы формирования гендерных образов в культуре Японии Факторы формирования гендерных образов в культуре Японии Факторы формирования гендерных образов в культуре Японии
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Румак, Юлия Сергеевна. Факторы формирования гендерных образов в культуре Японии : диссертация ... кандидата культурологии : 24.00.01 / Румак Юлия Сергеевна; [Место защиты: Сарат. гос. техн. ун-т].- Саратов, 2010.- 208 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-24/7

Введение к работе

Актуальность темы исследования.

Фундаментальная проблема взаимодействия традиционных и модернизированных смысловых концептов культуры является одной из наиболее актуальных для современного японского общества. Гендерная политика государства, национальный характер и менталитет, ценностно-нормативные установки – основополагающие компоненты японского социума, предполагающие дифференциацию гендерных образов и ролей. Данная проблема обостряется в условиях динамики социально-экономического и политического развития японского общества в XXI веке. Традиционализм в культуре и патриархатные тенденции формирования асимметричной гендерной системы в Японии сочетаются с пересмотром иерархии ценностей, этическим и эстетическим релятивизмом. Наиболее ярко данная социокультурная бинарность отражена в интерпретации женских ролей и образов в литературе.

Актуальность анализа социокультурных факторов формирования гендерных образов в художественном творчестве заключается в том, что в нем в рефлексивной форме представлены общественные нравственные ценности в динамике развития и отображены культурные факты. Литературное творчество и другие социокультурные феномены следует рассматривать как важные шаги на пути становления современной культуры, отражающие всю многогранность и сложность процесса социокультурной динамики любого общества, поэтому необходимо привлекать художественный текст в сферу культурологического исследования. В художественной литературе Японии отражается весь спектр проблем и культурных изменений, происходящих в обществе с течением веков, следовательно, тематический анализ литературного творчества в рамках культурологии позволяет еще глубже изучить многообразие культуры. Литература как проекция культуры вмещает в себя всю совокупность ролей и образов, поведенческих моделей, присущих носителям культурных ценностей и моральных норм, и формируется под воздействием социокультурных факторов развития общества в целом и института семьи в частности. Таким образом, художественное творчество – это квинтэссенция уникальности японской истории, психологии и культуры.

Кроме того, японская культура представляет особый интерес для исследования в силу уникальности этнонациональной и религиозной культурной идентичности. Япония являет собой образец восточной страны, подвергнувшейся усиленному идеологическому и культурному воздействию западных стран и сохранившей традиционную культуру и ценности, творчески преобразовав культурные институты, образцы и традиции, заимствованные в процессе аккультурации и селективного отбора.

Степень разработанности темы.

В зарубежной научной литературе исследованию проблем гендерной истории с середины XX в. уделяется особое внимание. Данные проблемы рассматриваются с различных точек зрения: физиологической, философской, экономической, политической, социальной, культурной, психологической. Круг зарубежных авторов включает в себя Рендала Коллинза, Нэнси Чодороу, Джудит Батлер, Гейл Рубин, Андреа Дворкин. К российским исследователям данных вопросов можно отнести Е. Здравомыслову, А. Темкину, И. Жеребкину и др. Большой интерес в современных российских исследованиях вызывает история взаимоотношений полов как история формирования семьи в условиях гендерной асимметрии.

В отечественной и зарубежной литературе имеется значительное число публикаций по проблемам межкультурного взаимодействия, а также взаимодействия цивилизаций в сфере художественной культуры. Эти вопросы рассматриваются в самых разных предметно-дисциплинарных ракурсах: в философских, политологических, исторических, социологических, а также в искусствоведческих, филологических, религиоведческих и культурологических. В исследовании важное место отводится классическим схемам и методикам анализа процессов межкультурного взаимодействия, разработанным в рамках культурной и социальной антропологии (Р. Билз, Ф. Боас, П. Сорокин и др.). В частности в исследовании Р. Билза представлен общий обзор теорий межкультурного контакта.

Вопросы дискриминации по гендерному признаку отражены в работах Дж. Батлер, Т. де Лауретис, Р. Брайдотти, Л. Иригарей, И. Жеребкиной, Е. Гаповой, Е. Ярской-Смирновой.

Большое значение для исследования социокультурных факторов развития института семьи имеют методологические принципы теории социальной и половой стратификации Р. Коллинза, выделившего постулат о взаимозависимости отношений в семье и отношений собственности. Р. Коллинз исследует три вида отношений собственности: сексуальная собственность, поколенческая собственность и хозяйственная собственность.

Первым в России диссертационным исследованием по женской прозе, выполненным в гендерном аспекте под руководством профессора М.В. Михайловой, стала кандидатская диссертация Т.А. Ровенской «Женская проза конца 1980-х-начала 1990-х годов (проблематика, ментальность, идентификация)». Т. Ровенская подняла в своем исследовании такие вопросы, как развитие гендерных исследований в российском литературоведении; эволюция феминистской теории к гендерным исследованиям; анализ социального и культурного конструирования пола как предмет гендерных исследований; концепция языка, власти и телесности в постмодернистской философии и феминистской критике.

Правомерно обращение Т. Ровенской к социальной проблематике женской прозы, к гендерной самоидентификации героини и художественному отражению кризиса маскулинности в образе героя, к рассмотрению концептов телесности и сексуальности в поэтике и т.д.

Диссертант Е.А. Николаева признает необходимость закрепления в науке термина «женское литературное творчество», подразумевая под ним результат творческой реализации женской ментальности. Фактически под гендерными литературоведческими исследованиями понимается изучение женского творчества, произведений женщин-писательниц, особенно, литературоведами-женщинами, а также изучение женских образов в женской литературе. К «женскому литературному творчеству» можно отнести и те произведения, в которых рассматривается так называемая «мужская» проблематика. Отличия между мужским, женским и гендерно-нейтральным дискурсами состоят в тех культурных факторах, посредством которых писатель формируется в дискурсе и которые определяют его отношение к семье и распределению гендерных ролей.

Однако исследователей волновал преимущественно вопрос равенства полов, которого можно было отчасти добиться, признав за женщиной такие же права и возможности в искусстве и творчестве, как и за мужчиной. Диссертант делает акцент на отражении культурных фактов в литературном творчестве и возможности их интерпретации в рамках вопроса о факторах формирования гендерных образов в культуре Японии.

Крупным исследователем культуры и быта японцев 1950-1980-х гг. является И.А. Латышев. В своей монографии «Семейная жизнь японцев», опубликованной в 1985 г., он делает вывод, что послевоенные реформы, проведенные под давлением прогрессивных сил в условиях подъема в стране демократического движения, внесли существенные коррективы в законы, регулирующие взаимоотношения супругов. Существенное место в работе занимают проблемы воспитания и образования детей, духовной отчужденности между членами семьи. Латышев является одним из первых отечественных исследователей, который высказал мнение, что семейная жизнь японцев претерпевает существенные изменения, рушатся основы прежней семейной структуры, и образуется новая структура, отличная от традиционных представлений о семье и браке. Он отмечает, что в Японии активно идет процесс втягивания замужних женщин в работу по найму, что объективно ведет к ослаблению их материальной зависимости от мужей, а, следовательно, и к выравниванию их правового положения в семье. Но коренных сдвигов в психологии большинства супружеских пар в стране Латышев не находит, объясняя это тем, что закрепленные законом юридические нормы плохо увязываются или вообще не согласуются с давними национальными обычаями и традициями, утверждающими главенство мужчины.

В работах таких авторов, как И.С. Тихоцкая, Т.А. Рассошенко, нашли отражение такие сюжеты, как роль традиций в современной японской семье, основные тенденции развития послевоенной семьи, проблемы японской молодежи, различные аспекты развития образовательной системы в послевоенной Японии.

Среди зарубежной историографии необходимо выделить японских авторов. Особое место занимает Сумико Ивао, профессор Технического Университета Мукаси, профессор Университета Кейо, начальник отдела по основным вопросам Комитета гендерных проблем при администрации премьер-министра Японии. Она делает глубокий анализ изменений, произошедших в положении японских женщин в послевоенный период, и подчеркивает, что в последнее время в японском обществе происходят серьезные изменения, вызванные активизацией социальной роли женщин. Существуют типично «японские проблемы» в этом вопросе: нехватка рабочей силы вследствие снижения рождаемости, проблемы в сфере социального страхования, экономический спад и др. Кроме того, радикально изменился взгляд самой японки на свою роль в обществе. Особая значимость работ Сумико Ивао состоит в том, что они отражают взгляды японских женщин, которые выступают за равноправие в обществе, т.к. Сумико Ивао является активной участницей женского движения в Японии.

Отличаются фундаментальностью труды американского социолога японского происхождения Энн Имамура. Освещая семейную сферу с гендерных позиций, автор отмечает, что японка полностью ответственна за дом и семью, независимо от того, выполняет ли она домашние обязанности самостоятельно или прибегает к чьей-либо помощи. Более того, Имамура представила в своей монографии работы таких авторов, как Барбара Мори (работа о традиционных занятиях японки), Э. Эллисон (исследование национальных воспитательных практик), Н. Розенбергер (работа о женщинах, которые пытаются совместить домашние обязанности с построением карьеры). Разграничению мужских и женских обязанностей посвящена одна из статей книги «The Japanese Today».

Роджер Дж. Дэвис и Осаму Икено в своем труде «The Japanese Mind» также обратили внимание на гендерные отношения в Японии с точки зрения мужских/женских ролей, раскрыли особенности таких феноменов японской культуры, как брак по договору и воспитание детей, и отразили аспекты семейных отношений с точки зрения словосочетаний современного японского языка.

Проблема статуса женщины в японском обществе в отечественной и зарубежной историографии, к сожалению, пока не получила комплексной разработки в монографических исследованиях. В основном исследователей интересовали отдельные аспекты данной проблемы, частная (семейная) жизнь или трудовая сфера либо образование. Это обусловлено тем, что для того, чтобы осветить эту проблему в целом, требуется хорошее знание психологии, ментальности японской нации. Таким образом, несмотря на очевидную актуальность проблемы гендерных отношений в современной Японии, данная тематика комплексно не рассматривалась.

Цель и задачи исследования.

Целью диссертационной работы является концептуализация социокультурных детерминант развития японского общества, повлиявших на формирование гендерных образов в культуре Японии.

Обозначенной цели подчинены следующие задачи исследования:

проанализировать взаимосвязь религиозно-философских доминант развития японского социума и формирования модели японской семьи;

определить роль культурной политики японского правительства и средств массовой информации в стандартизации параметров развития японского института семьи;

проанализировать логические основания женской субъективации в контексте экономической системы современной Японии;

рассмотреть японскую модель образования и воспитания, раскрывающую интегративные принципы социализации и инкультурации традиционных ценностей;

разработать авторскую методику проведения контент-анализа литературных произведений;

провести практическое исследование в рамках контент-анализа художественной литературы Японии.

Объект исследования. В качестве объекта исследования выступает японская проза VII-XXI вв.

Предметом исследования являются репрезентации религиозных, экономических, политических аспектов семейных традиций Японии в литературном творчестве.

Теоретико-методологическая основа исследования.

Методологической базой исследования выступают идеи теории культуры и цивилизации, относящиеся к разделам «системный подход», «динамика культуры», «художественная культура», «традиция и модернизация». В рамках методологии, использованной в данном исследовании, особую важность приобретает системный подход.

Применение системного подхода обусловлено тем фактом, что в культурологическом исследовании при обращении к феноменам художественной литературы культурология отнюдь не подменяет филологического знания – она лишь с иных позиций рассматривает эти объекты и реалии.

В разработке программы диссертационного исследования автор опирался на работы классиков гуманитарных наук, труды современных зарубежных и отечественных авторов в областях историко-культурологического и социологического анализа структуры механизма культуры, функций культурного освоения действительности, гендерного неравенства.

Автор обращается к следующим концепциям и теориям, позволяющим провести полноценный анализ гендерных отношений современной Японии:

к теориям социального конструирования гендера, гендерной стратификации и воспроизводства гендерного неравенства (Дж. Батлер, С. Бовуар, А. Темкина, Е. Здравомыслова, Н. Чодороу, Дж. Хубер, Р. Коллинз);

к теориям по методологии социологического исследования (Е. Ярская-Смирнова, И. Жеребкина);

к теориям по межкультурному взаимодействию (Р. Билз, Ф. Боас);

к парадигме религиозно-мотивированного социального изменения М. Вебера, согласно которой прослеживается четкая взаимосвязь между религией и социальными изменениями в государстве;

к литературоведческой концепции М.М. Бахтина, согласно которой необходимо усматривать в факте литературы факт культуры;

к методике контент-анализа культурных, социальных и психологических особенностей развития общества, содержащихся в текстовых материалах (В. Ядов).

При анализе и обобщении используемого в исследовании материала были применены различные научные методы. Гендерный подход к анализу общества предполагает обращение к таким методам, как:

системно-структурный метод, основанный на обеспечении комплексности и широты охвата предмета исследования;

историко-генетический, позволяющий последовательно раскрыть свойства, функции и изменения изучаемой реальности в процессе ее исторического движения;

историко-сравнительный, позволяющий рассмотреть эволюцию определенных явлений и событий с целью раскрытия их сущности;

семиотический метод, основанный на учении о знаках, позволяющий изучить знаковую структуру текста или любого другого культурного объекта;

психологический метод, ориентирующий исследователя на изучение субъективных механизмов деятельности культуры, индивидуальных качеств, этот метод очень важен при исследованиях особенностей национальных культур;

агриативный метод, при помощи которого произведен сбор разрозненных фактов из разных источников.

Источниковую базу работы составили разнообразные по видам и степени информативности источники. Можно выделить несколько групп источников, взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга.

    1. Религиозные тексты, представленные в данной работе выдержками из теории буддизма (Лотосовая сутра, Дхаммапада и др.).

    2. Периодическая печать. Для лучшего понимания поставленных в работе задач использовалась также периодика Японии. Положительным моментом этих источников является использование не опубликованных ранее сведений, которые дают возможность показать реакцию общественного мнения на те или иные стороны гендерных отношений в японском обществе. Значительной ценностью обладает информация, публикующаяся в японском ежеквартальном журнале «Ниппония. Открытие Японии», в работе использовано значительное количество репортажей из этого журнала, в частности статьи Токунага Кёко, Таканиси Хидэминэ и Фукумицу Мэгуми о состоянии брака в современной Японии и свадебных традициях.

    3. Произведения художественной литературы. Особое место в источниковой базе работы занимают художественные произведения японских писателей. Их работы помогают во многом ощутить атмосферу в семейных отношениях, понять особенности повседневного быта, нравов и культурных традиций.

    4. Особое место в источниковой базе занимают мифологические и фольклорные источники Японии. Исследование подобной литературы позволило диссертанту вывести сравнительную составляющую контент-анализа.

    Результаты исследования позволяют сделать ряд выводов, которые сформулированы в основных положениях, выносимых на защиту:

    1. Социокультурные детерминанты развития японского общества предопределяют корреляционную взаимосвязь между формой родового строя и религиозными доминантами социума. Матриархатное основание раннего японского общества базируется на ценностных конструктах синтоистских религиозных практик. Трансформация идеологических концептов культуры дзёмон в культуру яёй имела следствием подавление синтоизма буддизмом. Однако буддизм Махаяны лишь незначительно ограничил права японок, предопределив для них идеологическую возможность достижения статуса Будды. Усиление позиций дзэн-буддизма в XII в. ознаменовало становление самурайской идеологической системы, и, как следствие, ужесточение отношения к женщинам и укрепление системы патриархальной семьи. Патриархальная парадигма распределения социального пространства между полами впоследствии поддерживалась в Японии социокультурными установками конфуцианской идеологии, оказывающей превалирующее воздействие на духовное самосознание японской нации в XVII-XIX вв. Реконструкция значения синтоизма после политических реформаций японского общества второй половины XIX в. сыграла важную роль в гуманизации представлений о гендерных ролях и иерархическом взаимодействии полов в Японии.

    2. Модернизация института семьи современной Японии осуществляется посредством культурной политики японского правительства, отмеченной поляризацией гендерных установок на формирование патриархатной иерархии власти и в то же время на постепенную ликвидацию феномена гендерной асимметрии, а также усилиями японских средств массовой информации, специфика развития которых обусловлена пропагандой идей личностного индивидуализма и женского досуга. Выявленная бинарность источников модернизации института семьи предопределяет вариативность социальных ролей и досуговых возможностей для женщин в японском обществе.

    3. Дифференциация сфер социальной деятельности в Японии и ранжирование профессий по гендерному признаку предопределяют дискриминирующее положение женщин в контексте экономики, несмотря на позитивные результаты культурной политики японского правительства. Совмещение ролей матери и работника является немаловажным условием становления женщины как субъекта экономики, существенным препятствием для которого выступает система менеджмента в Японии, базирующаяся на корпоративных ценностях максимальной самоотдачи и преданности служащих. Данный факт значительно ограничивает японок в возможности консолидации сфер деятельности.

    4. Существенным фактором формирования гендерных образов в японской культуре является образовательная система, базирующаяся на феномене гендерного разделения воспитательных практик, постулате о равенстве полов в получении образования и доминировании матери в процессе воспитания, обусловленном нуклеаризацией современной японской семьи с признаками нарушения целостности трансмиссионных каналов транслирования культурных ценностей.

    5. Социокультурные факторы развития института семьи в Японии предопределили актуализацию определенных для каждой исторической эпохи доминант формирования гендерных образов, отраженных в художественных произведениях. Взаимозависимость смысловых единиц матриархата, брака по любви, поколенческой собственности и отдельных случаев доминирования женщин в литературе ранней Японии соотносится с актуальностью тем, касающихся многообразия форм женского досуга, женских ролей и профессий. Изменение формы родового строя японского социума привнесло в средневековое литературное творчество дихотомически противоположные патриархальные ценности, выраженные в асимметричном формировании гендерной системы с атрибутами доминирования по маскулинному признаку и дифференциации сфер социальной деятельности, а также в двойном стандарте интимных отношений и базисных особенностях семейно-родовой системы Ie.

    6. Художественная литература современной Японии инкорпорирует в себе основные результаты воздействия информационного фактора формирования «женского литературного творчества», которые редуцируются к смысловым единицам текста, отражающим влияние западных ценностей, гендерной политики правительства и СМИ на культурные традиции Японии, а также признаки ресоциализации и нивелирования традиционных японских ценностей. Наличие в современной прозе смысловых единиц матриархата, брака по любви и женского досуга обусловливает циклические признаки развития японского общества. Несмотря на прогрессирующие процессы ресоциализации японской модели семьи, выраженные в росте числа разводов, абортов, в обесценивании института брака в представлениях молодежи и др., культура Японии ориентирована на консервацию традиционных ценностей, осуществляя селективный отбор заимствованных в процессе аккультурации западных ценностей и норм общественного развития.

    Основные результаты исследования, полученные лично автором, и их научная новизна:

    1. Установлено, что развитие института японской семьи базируется на координации доминирующей в конкретную историческую эпоху формы родового строя и религиозных детерминант развития японского общества.

    2. Обосновано разработанное автором методологически значимое положение о двойственности культурной политики японского правительства и СМИ как основополагающих источников модернизации института семьи в Японии, предопределяющей возможность следовать противоположным ценностным ориентирам.

    3. Установлено, что основополагающей причиной низкого уровня рождаемости и старения населения Японии является уникальность японской системы управления, фундаментальные установки которой нивелируют для японок возможность полноценно совмещать семью и работу. Уровень развития экономической системы Японии предполагает поглощение как мужских, так и женских человеческих ресурсов.

    4. Представлено авторское видение модели нуклеарной семьи в современной Японии, в которой ограничено общение между поколениями, то есть нарушается целостность трансмиссионных каналов передачи культурных норм и образцов из поколения в поколение.

    5. Доказано, что современная японская культура развивается в рамках теорий циклической динамики, отмеченной возвращением к фундаментальным культурным и этическим ценностям, заложенным в японском обществе в качестве «культурного ядра».

    6. В соответствии с базисными концептами разработанной авторской методики исследования литературных произведений был осуществлен контент-анализ художественных текстов японской прозы, представляющий практическую значимость для культурологического исследования и отразивший тесную взаимосвязь востоковедения и культурологии.

    Теоретическая и практическая значимость работы.

    Исследование художественной литературы Японии сквозь призму культурологических теорий представляет особую актуальность для научной работы, поскольку позволяет совместить литературоведческий и лингвистический принципы синхронного источниковедения с диахронным принципом исторической культурологии.

    Практическая значимость работы заключается в эмпирической конкретизации основных положений теории, трактующей роль традиции в процессе взаимодействия культур. Кроме того, в условиях современной ситуации, в которой, с одной стороны, происходит усиление политического и культурного давления Запада, а с другой, фундаменталистских течений, материалы данной диссертации способны помочь выработке разумного баланса между привнесенными западными новациями и собственной культурной традицией.

    Апробация работы. Основные положения и выводы, изложенные в диссертационном исследовании, докладывались на двух ежегодных Международных конференциях «История и культура Японии» (РГГУ, Москва, 2008-2009), Всероссийской научной конференции «Стратегии и идеалы современного общественного развития» (СГТУ, декабрь 2007), конференции «Молодые ученые – науке и производству» (СГТУ, июнь 2007), Всероссийской научной конференции «Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук» (СГТУ, март 2007), Всероссийской научной конференции «Стратегии современного развития и управления общественными процессами» (СГТУ, декабрь 2006), «Человек в научном и религиозном мире: проблема внутреннего диалога» (СГУ, 2005).

    Основные положения диссертационного исследования также были изложены в работе «Гендерные отношения в России и Японии: культурологический анализ», получившей грант за лучшую аспирантскую работу на Всероссийском конкурсе молодых японоведов, проводимом Российской ассоциацией японоведов в 2008-2009 гг. (Россия, г. Москва).

    По материалам диссертации опубликовано 16 статей общим объемом 6,1 п.л.

    Структура работы обусловлена задачами диссертационного исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Главы работы разделены на семь параграфов. Список использованной литературы содержит 143 работы отечественных и 27 работ зарубежных авторов.

    Похожие диссертации на Факторы формирования гендерных образов в культуре Японии