Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Философско-методологические основы эстетического воспитания : На материалах духовной культуры и образования в 60 - 80 гг. ХХ в. Варламова Татьяна Николаевна

Философско-методологические основы эстетического воспитания : На материалах духовной культуры и образования в 60 - 80 гг. ХХ в.
<
Философско-методологические основы эстетического воспитания : На материалах духовной культуры и образования в 60 - 80 гг. ХХ в. Философско-методологические основы эстетического воспитания : На материалах духовной культуры и образования в 60 - 80 гг. ХХ в. Философско-методологические основы эстетического воспитания : На материалах духовной культуры и образования в 60 - 80 гг. ХХ в. Философско-методологические основы эстетического воспитания : На материалах духовной культуры и образования в 60 - 80 гг. ХХ в. Философско-методологические основы эстетического воспитания : На материалах духовной культуры и образования в 60 - 80 гг. ХХ в. Философско-методологические основы эстетического воспитания : На материалах духовной культуры и образования в 60 - 80 гг. ХХ в. Философско-методологические основы эстетического воспитания : На материалах духовной культуры и образования в 60 - 80 гг. ХХ в. Философско-методологические основы эстетического воспитания : На материалах духовной культуры и образования в 60 - 80 гг. ХХ в. Философско-методологические основы эстетического воспитания : На материалах духовной культуры и образования в 60 - 80 гг. ХХ в. Философско-методологические основы эстетического воспитания : На материалах духовной культуры и образования в 60 - 80 гг. ХХ в. Философско-методологические основы эстетического воспитания : На материалах духовной культуры и образования в 60 - 80 гг. ХХ в. Философско-методологические основы эстетического воспитания : На материалах духовной культуры и образования в 60 - 80 гг. ХХ в.
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Варламова Татьяна Николаевна. Философско-методологические основы эстетического воспитания : На материалах духовной культуры и образования в 60 - 80 гг. ХХ в. : диссертация ... кандидата философских наук : 24.00.01.- Москва, 2003.- 126 с.: ил. РГБ ОД, 61 03-9/420-5

Содержание к диссертации

Введение

Раздел I Теоретико-методологические основы исследования системы эстетического воспитания 10

Раздел II Эстетическое воспитание в советский период развития российской нивилизании: теория и практика 61

Заключение 111

Список литературы

Введение к работе

На рубеже XX и XXI веков Россия встала перед выбором оптимального пути своего развития. Проблема самоидентификации российского общества и государства волнует самые широкие круги политической и научной общественности. В комплексе параметров, определяющих парадигму социального развития, важное место занимают цивилизационные факторы воздействия на сущность и структуру личности, ее поведенческие особенности, подлинное человеческое бытие, которое призвано решать вопросы духовно-практического предназначения человека, поиска смысла жизни, воспроизведения культурного наследия.

Гармоничное развитие личности с позиции универсального гуманизма определяется в значительной степени эстетическим освоением окружающей действительности, системой ценностных установок, возможностью реализации духовных потребностей человека, его творческого потенциала. В этом процессе важная системно-гуманистическая роль отводится институту эстетического воспитания, назначение которого сформировать человеческую личность как целостный, развитый, универсальный продукт общества, поскольку только в высшей степени культурный человек является свободным, проявляет себя как полноценная личность.

Актуальность темы исследования обусловлена:

во-первых, потребностью современного российского общества в определении четких ориентиров своего цивилизационного и культурного развития, задачей познания окружающей действительности, в том числе и в эстетическом плане, совершенствования системы образования и воспитания в стране, интересами самосовершенствования каждого человека в отдельности и общества в целом;

во-вторых, относительно низким уровнем эстетического воспитания и образования в современной России, недостаточным охватом населения (особенно детей и молодежи) культурно-досуговой работой, коммерциализацией подлинной культуры и преобладанием элементов массовой культуры; необходимостью повышения социальной эффективности художественной культуры, ее роли в решении ключевых проблем развития современного общества; изменением состояния кадровой политики, управления в этой сфере, способов финансирования, ценообразования, материальной базы учреждений культуры в различных регионах и населенных пунктах страны;

в-третьих, активизацией культурно-информационного воздействия зарубежных государств на население России, вытеснением из сферы культурного общения российских граждан национальных традиций, подлинно народного искусства, неблагоприятными условиями, сложившимися в стране для творческой интеллигенции, деятелей культуры и искусства;

в-четвертых, необходимостью использования опыта организации эстетического воспитания и образования советского периода развития российской цивилизации, исследования положительных достижений советской системы эстетического образования и воспитания, поиска рациональных подходов к решению проблемы гармонизации личности;

в-пятых, интересами разработки концепции эстетического воспитания в Российской Федерации, совершенствования государственного механизма управления образованием с учетом роста значимости эстетического компонента в жизни общества.

Степень научной разработанности проблемы: напрямую связана с интересом к проблеме эстетического воспитания на современном этапе. Теоретические и практические аспекты эстетического воспитания нашли свое отражение в статьях, учебниках, монографиях и диссертационных

исследованиях. Глубокий след в эстетической науке оставили классики философии, разработавшие проблемы эстетки: А.Баумгартен, И.Кант, Г.В.Ф.Гегель, Ф.Шиллер, А.Ф.Лосев, Д.Лукач.

Существенный вклад в развитие исследуемой темы внесли
отечественные классики теории эстетического воспитания:
А.В.Бакушинский, М.Бахтин, П.П.Блонский, В.Г.Белинский,

Н.К.Крупская, А.В.Луначарский, А.С.Макаренко, В.П.Острогорский, Г.В.Плеханов, В.А.Сухомлинский, Н.Г.Чернышевский, С.Т.Шацкий, В.А.Шацкая.

Их идеи получили дальнейшее осмысление в трудах советских
ученых. Определяющими в теоретической основе диссертации стали
результаты научных исследований в области теории эстетического
образования и воспитания М.Н.Афасижева, Ю.Б.Борева, А.И.Бурова,
Е.В.Волковой, И.А.Джидарьяна, Н.А.Дмитриевой, В.Д.Диденко,
К.М.Долгова, А.Г.Егорова, А.С.Еремеева, Г.Зальмона, Л.А.Зеленова,
А.Я.Зись, М.С.Кагана, И.И.Карпушина, Г.Г.Квасова, Н.И.Киященко,
Н.Крюковского, Т.Ф.Кузнецовой, Н.Л.Лейзерова, Б.Т.Лихачева,

М.М.Лифшица, Ю.А.Лукина, В.М.Межуева, М.Ф.Овсянникова,

А.А.Оганова, В.К.Скатерщикова, Д.Д.Среднего, К.Б.Соколова, Л.Н.Столовича, У.Ф.Суна, М.Федорова, В.П.Шестакова, Е.Г.Яковлева и других.

В советский период российской истории разрабатывались не только
теоретические, но и методологические проблемы, а также отдельные
аспекты соответствующей практики эстетического воспитания.
Осуществлялось его системное внедрение в практику на различных
уровнях. Большое значение имели в этой связи специальные программы и
методики: Ю.М.Александровича, Г.С.Гуна, А.К.Дремова,

Д.Б.Кабалевского, В.В.Колокольникова, А.Л.Ларина, Б.М.Неменского, С.Х.Раппопорта, Э.М.Фаустовой, В.Р.Щербиной.

Вместе с тем большинство из научных исследований по данной проблеме относится к 60-80-м гг. XX века. Современные исследователи обращают внимание на вопросы эстетического образования в зарубежных странах или ограничивают исследования проблематикой религиозного воспитания. В связи с этим ощущается потребность в исследовании системы эстетического воспитания населения в отечественной традиции и частично заполнить имеющуюся в настоящее время свободную нишу в системе эстетических знаний и социально-культурного опыта.

Объектом исследования является конкретно-историческая система эстетического воспитания и образования как социально-культурный феномен. Отметим, что раскрытие позитивных достижений в характеристике данного исторического этапа системных образований эстетического воспитания не исключает выявления негативных феноменов, связанных с нарушениями социалистической законности, принижением общечеловеческих ценностей, порожденных тоталитарным режимом периода первоначального государственного социализма.

Предмет исследования: философско-методологические аспекты становления и функционирования отечественной системы эстетического воспитания в советский период развития Российского общества.

Цель исследования: на основе комплексного анализа эстетического воспитания и образования в России советского и современного периода сформулировать критерии эффективности процесса эстетического образования и воспитания, а также возможности использования этого опыта в современных условиях.

Задачи исследования:

- рассмотреть теоретико-методологические основы исследования процесса эстетического образования и воспитания;

определить важнейшие параметры системы эстетического воспитания, выделить и проанализировать ее основные подсистемы и элементы;

охарактеризовать основные методы исследования проблем эстетики и эстетического воспитания, сформулировать принципы их применения в конкретном философско-культурологическом исследовании;

показать специфику советского периода в истории российской цивилизации, выделить особенности сложившейся в СССР системы эстетического воспитания;

выявить сильные и слабые стороны процесса эстетического образования и воспитания в Советском Союзе, определить возможности использования советского опыта в практике современной российской действительности;

- предложить направления формирования целостной, гармоничной и
свободной личности, наиболее полного раскрытия индивидуальных
особенностей и возможностей человека в современных российских
условиях.

Теоретико-методологической основой диссертационного

исследования являются основные законы и категории философии культуры, социально-философской и собственно эстетической науки, позволяющие раскрывать сущность и основное содержание теории эстетики и ее практики. В основе методологии исследования лежит всеобщий метод - диалектика. В ходе исследования используются методы изучения сложных социально-культурных объектов: системный подход, системный анализ, единство исторического и логического, методы восхождения от абстрактного к конкретному в научно-теоретическом мышлении, формализации и экстраполяции социальных процессов и др.

Научная новизна диссертации заключается:

- в разработке теоретико-методологических основ исследования
системы эстетического воспитания;

- в определении сущности, структуры и особенностей
функционирования системы эстетического воспитания;

- в результатах комплексного анализа системы эстетического
образования и воспитания в Советском Союзе в 60-80 гг. XX в.;

- в формулировании критериев эффективности процесса
эстетического воспитания, направлений формирования целостной,
гармоничной и свободной личности, наиболее полного раскрытия
индивидуальных особенностей человека в современных российских
условиях.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Полученные в ходе исследования результаты анализа
концептуального и понятийно-категориального аппарата теории
эстетического воспитания.

2. Авторский подход к определению сущности, содержания,
структуры системы эстетического воспитания, особенностей ее
функционирования и механизма управления.

3. Философско-культурологическая характеристика отечественной
системы эстетического воспитания в 60 - 80 годы XX столетия.

4. Основные направления использования опыта эстетического
воспитания в СССР в условиях современной российской
действительности.

Практическая значимость диссертации определяется возможностью использования результатов исследования при разработке концепции эстетического воспитания в России, в ходе воспитания детей и молодежи на культурно-эстетических традициях отечественной истории, в учебном процессе в общеобразовательных средних и высших учебных заведениях

страны, в повседневной деятельности государственных и общественных структур по управлению процессом образования и эстетического воспитания.

Теоретико-методологические основы исследования системы эстетического воспитания

Современный этап развития нашего общества характеризуется наличием реформаторских изменений во всех сферах общественной жизни. Это связано с переориентацией на рыночные принципы и механизмы в организации экономического производства, трансформациями в системе политического управления и государственной власти, основанными на принципах социального, светского правового государства, на приоритете демократических прав и свобод, примате общечеловеческих ценностей.

Общенациональный кризис, поразивший Россию в конце XX века, охватил и духовную сферу. В наиболее тяжелом положении оказались наука и культура, лишившиеся значительной части финансовой государственной поддержки. В критической ситуации оказалась система образования, не адекватная резко изменившимся условиям и не имеющая средств для обновления и последовательного, восходящего эффективного развития. Общество лишилось надежных идеалов, что усилило бездуховность, нравственную опустошенность и жестокость значительной части подрастающего поколения. «Эта тончайшая сфера жизнедеятельности народа особенно чутко реагирует на катастрофические явления и несет невосполнимые (либо весьма трудковосполнимые) потери, опасные последствия которых сказываются лишь со временем».1 Российский человек оказался в духовно-нравственном кризисе, в конфликте: произошло столкновение с другими ценностями, влияние на него оказала западная культура сама находящаяся в цивилизационном кризисе. Реализуется тенденция «культурной свалки» - распространение избытка продукции низкого качества на периферийных рынках. Одновременно происходит искажение западного культурно-исторического типа в процессе адаптации к привычному образу жизни россиян.

Н.К.Рерих в предвоенные годы поднимал «знамя мира» для спасения культурных ценностей человечества в преддверии Второй мировой войны; сейчас подобное знамя надо поднимать для спасения культурного наследия в условиях глобального кризиса и локальных войн».

В этих условиях особую значимость приобретает политика в области эстетического и нравственного воспитания, обобщение опыта недавнего прошлого, в основу которого должны быть положены новые концептуальные представления о сущности современного типа личности, об основных формах взаимодействия личности и общества, о путях их формирования, о дальнейшем развитии сокровищ национальной культуры.

«Деперсонализация, пустота, бессмысленность жизни, автоматизированность приводят к росту неудовлетворенности, к потребности новых, более адекватных способов жизни, а также норм, которые вели бы человека к истинно человеческим целям. Продуктивной ориентацией...отмечен тот тип характера, для которого рост и развитие всех потенций человека являются той целью, которой подчинены все его усилия»3.

В основе разрешения назревших проблем формирования целостной, общественно значимой, гармоничной личности важное место занимает теория эстетического воспитания, являющаяся результатом взаимодействия теории эстетики и теории воспитания, которая в настоящее время находится в сложной, многотрудной стадии восстановления и развития. Необходимым условием формирования данной теории является наличие определенной исследовательской парадигмы. Эта парадигма должна включать в себя концептуальный и понятийный категориальный аппарат, закономерности, функции, развитые педагогические технологи, собственные методы исследования. Помимо этого должна быть определена собственная область исследования и место этой теории в системе гуманитарных и социальных наук (социология, педагогика, эстетика, психология).

Формирование научной теории является результатом труда большого круга ученых, поэтому, не претендуя на детальное изложение основ теории эстетического воспитания, автор, тем не менее, считает необходимым рассмотреть отдельные концепции и уточнить некоторые понятия и категории упомянутой теории.

При рассмотрении системы эстетического воспитания в СССР в 60-80 гг. XX столетия, целесообразно уточнить понятие «формирования всесторонне развитой личности», воплощающей в себе ансамбль действительных общественных отношений, и выделить его основные этапы и место в нем эстетического образования и воспитания.

В статье «Воспитание как социокультурный институт» академик Г.Г.Квасов подчеркивает, что воспитание предстает как многогранный сложнейший процесс, обеспечивающий производство и воспроизводство подлинного человеческого бытия. Он выделяет в этом процессе ряд существенных, судьбоносных факторов. «Воспитание как социокультурный институт возникает и утверждается в ходе общеисторического развития, в контексте определенной цивилизации, опираясь на ее системообразующие начала, гуманистические принципы. Оно приобретает специфические черты, порожденные особенностями народного и семейного быта, обычаев, сложившихся норм, общественного мнения, массовых и межличностных коммуникаций, деятельностью соответствующих учреждений образования и просвещения, разнообразных каналов социального и культурного наследования, художественного, научного и иных видов творчества».

Жизнь и деятельность человека обусловлены единством и взаимодействием биологического и социального факторов. Поскольку сознание и речь не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них в процессе жизни, то используется понятие «индивид» - как биологический организм, носитель общих генотипических наследственных свойств биологического вида и понятие «личность» - как социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения общественных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества. Таким образом, человек становится личностью под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия. Общение порождает у человека потребности в познании себя и других, в формировании Я-концепции5, является источником переживаний, а переживания порождают потребность познать их сущность и желание управлять ими.

Опираясь прежде всего на развитые чувственные сферы одухотворенной человеческой психики, общество использует эстетическую культуру как самое тонкое, непринужденное и привлекательное средство социализации индивидуума, как глубинный механизм, воздействующий на общее направление и общий уровень человеческой активности. Именно эстетическая активность развивает у человека «культуру содержательной формы», тем самым побуждая его стремиться к совершенству во всех видах деятельности и личностного бытия.

Эстетическое воспитание в советский период развития российской нивилизании: теория и практика

Достичь высокого уровня в сфере нравственно-эстетического воспитания, духовного развития человека - задача не из легких. Она отличается сложностью, комплексностью и масштабностью. Во все времена эта проблема требовала своего решения.

После Октябрьской революции, в период 1918-1928 гг. сложилась уникальная общенародная система эстетического воспитания, были определены основные принципы, методы и средства этой работы. Советские педагоги, работники науки и культуры, государственные деятели, принимавшие в ней участие, смогли достичь таких успехов за относительно короткое время именно потому, что опирались на огромный исторический опыт эстетического воспитания. В стране развернулось движение за гармоническое развитие творческих способностей человека, за преобразование жизни по законам красоты. Недаром именно эта программа на конкурсе программ эстетического воспитания в Японии завоевала первое место и была признана лучшей программой «всех времен и народов». В настоящий момент российской истории решать эту задачу нужно точно так же, как мы пытаемся решать назревшие проблемы в экономической и политической сфере - самым радикальным образом. «Здесь необходим, по существу, революционный путь, которому чужды всевозможные суррогаты перестройки, любой консерватизм и догматизм, загримированный под обновление».

Проанализируем опыт решений этой задачи на примере нашей недавней истории - 70-80-е годы XX века.

По поручению Совета Министров СССР разрабатывается Общесоюзная комплексная программа эстетического воспитания. В подготовке программы приняли участие десятки различных организаций и ведомств, опытные специалисты - эстетики, искусствоведы, педагоги, психологи, социологи, экономисты, а также деятели культуры и искусства.

Головной научной организацией стал Всесоюзный научно исследовательский институт искусствознания Министерства культуры СССР, где с этой целью был создан специальный Сектор проблем эстетического воспитания. В числе соисполнителей работы было около 60 ведомств, научных и общественных организаций страны, в том числе: АН СССР, АОН при ЦК КПСС, ВАСХНИЛ, ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ, Всесоюзное музыкальное общество, творческие союзы, Академия художеств СССР, Госагропром СССР, Госкомархитектура СССР, Госкомиздат СССР. Госкино СССР, Государственный комитет по науке и технике СССР, Госкомобразование СССР, Гостелерадио СССР, Госкомспорт СССР и др. В редакционную коллегию проекта программы входили: Е.Д.Бляхер, А.Я.Зись, Е.В.Квятковский, Ю.А.Лукин, Г.А.Праздников, А.Н.Семашко, Н.П.Силкова, К.Б.Соколов, Л.Н.Тютиков, Ю.У.Фохт-Бабушкин, В.Б.Чурбанов.

Объединение усилий ученых разных специальностей являлось непременным условием научного обеспечения Общесоюзной программы эстетического воспитания, поскольку изучению подлежали по меньшей мере четыре различных аспекта. Первый, эстетический аспект предусматривал необходимость выработки операциональных понятий, позволяющих хотя бы примерно определить границы эстетических объектов и явлений, эстетического сознания и деятельности, выделить их соответствующий срез в реальной действительности среди других аналогичных объектов и явлений. Другой, социально-психологический аспект предполагал поиск ответов на вопрос: что конкретно представляет собой те эстетические свойства и качества, которые предполагалось воспитывать, имеют ли они специфику в разных социально-демографических группах и социально-психологических типах, как проявляется эта специфика? Третий, педагогический аспект работы должен был прояснить, как воспитывать в человеке указанные эстетические свойства и качества, какими способами это можно делать, какие из них наиболее эффективны? И последний, управленческий аспект программы направлен на выяснение того, как организовать в обществе процессы целенаправленного формирования эстетического сознания и поведения, какие кадры нужно для этого подготовить, какие институты объединить для реализации этих целей, какие ресурсы могут понадобиться для решения данных задач, как их оптимальнее распределить между различными направлениями эстетического воспитания.

Общесоюзная комплексная программа определяла стратегию и тактику эстетического воспитания в нашей стране как на ближайшее будущее, так и с учетом долгосрочных перспектив развития общества. Она указывала лишь общие ориентиры эстетико-воспитательного процесса, оставляя максимальный простор для творчества организаторов этой работы, педагогов, общественности, широких слоев населения страны. Здесь следует тщательно избегать принижения многообразия человеческих индивидуальностей, так как художественные и эстетические потребности ведут к развитию творческого потенциала личности, обеспечивают свободу эстетического выбора.

Было предложено структурировать Программу эстетического воспитания по основным сферам деятельности человека, в которых она осуществляется: семейной, трудовой, бытовой, и учебно-воспитательной, а также в сфере свободного времени. В рамках данного исследования мы подробно рассмотрим учебно-воспитательную сферу.

Закономерно, что культурный уровень общества решительно зависит от эффективности эстетического образования в школе, более того, в перспективе эстетическое образование практически связывается с пополнением рядов творческой интеллигенции. Таким образом, следовало бы говорить о последовательности эстетическо-художественного воспитания, которое, варьируясь по форме и возможностям, практически охватывает весь человеческий век. Определение «эстетическо-художественное воспитание как целенаправленная деятельность (процесс)» указывает, прежде всего, на этап общего образования, где она: а) применяется как определенная система (отношения и взаимосвязи порядка обучения художественным дисциплинам, облигаторный и факультативный уровень обучения и т.д.) и б) где надо последовательно учитывать объект воспитания в его развитии (критерий - психология развития).

Похожие диссертации на Философско-методологические основы эстетического воспитания : На материалах духовной культуры и образования в 60 - 80 гг. ХХ в.