Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Христоцентричная модель творческого развития личности Мостицкая Наталья Дмитриевна

Христоцентричная модель творческого развития личности
<
Христоцентричная модель творческого развития личности Христоцентричная модель творческого развития личности Христоцентричная модель творческого развития личности Христоцентричная модель творческого развития личности Христоцентричная модель творческого развития личности Христоцентричная модель творческого развития личности Христоцентричная модель творческого развития личности Христоцентричная модель творческого развития личности Христоцентричная модель творческого развития личности Христоцентричная модель творческого развития личности Христоцентричная модель творческого развития личности Христоцентричная модель творческого развития личности
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мостицкая Наталья Дмитриевна. Христоцентричная модель творческого развития личности : На примере творчества В.Ф. Войно-Ясенецкого : диссертация ... кандидата культурологии : 24.00.01. - Красноярск, 2006. - 167 с. РГБ ОД,

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения и анализа культурного ренессанса 13

1.1. Культурный ренессанс в России: многообразие интерпретаций 13

1.2. Модели развития русской интеллигенции 40

Глава 2. Христоцентричная модель и ее реализация в творческой деятельности В.Ф. Войно-Ясенецкого 67

2.1. Характеристики христоцентричной модели (в трудах В. Ф. Войно-Ясенецкого) 68

2.2. Христоцентричная модель как основа синтеза религиозной и научной деятельности В.Ф. Войно-Ясенецкого 99

Заключение 146

Библиографический список 155

Введение к работе

Актуальность исследования заявленной темы обусловлена спецификой культурной жизни, которая сложилась в нашей стране на протяжении последних десятилетий. Исторический опыт формирования ценностных ориентиров, значимый сам по себе, оказывается особенно востребованным в настоящее время: бережная и осмысленная реставрация отечественной духовной традиции является необходимым условием для национальной самоидентификации России в европейском культурном пространстве.

Проблема формирования культурных идеалов, способствующих сохранению целостности личности и общества, получила один из возможных способов решения на рубеже ХІХ-ХХ веков в виде так называемой хри-стоцентричной модели. Не потеряла она своей жизненной остроты и в настоящее время, настоятельно требующее формирования нового эталонного образа личности. Сложность внедрения христоцентричной модели заключается в том, что она представляет собой (и не только на данный момент) образец элитарной культуры, являясь результатом осознанного выбора системы духовных ценностей. Тем не менее, именно эта модель относится к числу немногих, действительно обеспечивающих необходимую целостность личности, реализующей себя в процессе культуротворчества.

Утверждению ценностей христоцентричной модели развития личности в новых исторических условиях может способствовать обращение к аналогичному опыту России рубежа ХІХ-ХХ веков, получившему название культурного ренессанса. Автор термина «культурный ренессанс» Н.А. Бердяев относил к существенным характеристикам последнего религиозную направленность поиска духовных основ, осуществляемого русской интеллигенцией того времени преимущественно в сфере Восточного христианства. Значимость последнего определяется его ведущей ролью в формировании таких основополагающих для русской культуры духовных

идеалов как милосердие, любовь к ближнему, соборность, добротолюбие, аскетизм, подвижничество. Соответствием этим ключевым ценностям культуры, с древнейших времен образующим духовную основу формирования человеческой личности в русском социуме, определяются границы духовной компетенции и ответственности интеллигенции как «нравственного барометра общества», как носительницы определенной культуро-творческой миссии.

Таким образом, представляется целесообразным анализ духовных истоков «культурного ренессанса» и адекватных способов воплощения идеалов в жизнь через призму творческой деятельности выдающихся представителей русской интеллигенции «серебряного века».

В этом контексте особый интерес для исследования представляет личность Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого (1877-1961) - русского интеллигента, духовное становление которого происходило на рубеже XIX-XX веков. Жизненный путь Войно-Ясенецкого как священника, ученого и хирурга является образцом уникального синтеза религиозного и научно-практического опыта, в котором нашли воплощение ценности русского культурного ренессанса рубежного времени. Анализ смысловых структур, ставших базисом жизненной позиции В.Ф. Войно-Ясенецкого дает возможность предметно говорить о способах и методах объективации духовных ценностей культурного ренессанса, сконцентрированных в хри-стоцентричной модели развития личности. Творческое наследие Войно-Ясенецкого обладает несомненной культурологической значимостью, особенно в процессе социализации и инкультурации современной молодежи, так как представляет собой зримый пример нравственного подвига, манифестирующий искомые способы воплощения в жизнь духовных идеалов русского народа, актуальные и на современном этапе развития отечественной культуры.

Исследование ориентированного на христоцентричную модель процесса культуротворчества как одного из возможных путей развития конструктивного потенциала интеллигенции в сложных исторических условиях представляется перспективным и значимым в контексте проблемного поля современной культурологии.

Степень изученности проблемы

Острота дискуссии о нравственных исканиях русской интеллигенции рубежа XIX-XX веков и, в частности, о христоцентричном пути развития культуры нашла отражение в работах философов Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, В.В. Зеньковского, И.А. Ильина, Л.П. Карсавина, Н.О. Лосского, В.И. Несмелова, B.C. Соловьева, П.А. Флоренского, Г.П. Флоровского, С.Л. Франка, писателей Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, И.С. Шмелева и др. На современном этапе эта проблема была затронута в исследованиях С.С. Хоружего, охарактеризовавшего древнюю восточно-христианскую традицию как основу «христоцентричнои модели», крайне актуальной в контексте культурологической парадигматики «серебряного века».

Тема культурфилософских и религиозно-нравственных исканий русской интеллигенции XIX-XX веков, превалирует в работах современных философов и культурологов Д.М. Буланина, И.В. Евланниковой, М.А. Меня, С.А. Нижникова, Е.Ю. Положенковой, А.В. Посадского, историков О.А. Платонова, СВ. Перевезенцева и многих других.

Культуре рубежа XIX-XX веков уделено огромное внимание во множестве специальных отраслевых исследований. Большой спектр проблем рассмотрен в трудах М.В. Алпатова, А.А. Аронова, М.М. Бахтина, А.Н. Бенуа, Н.А. Бердяева, Б.Р. Виппера, И.Э. Грабаря, С.С. Дмитриева, Л.Н. Евменовой, И.В. Кондакова, Д.С. Лихачева, Г.Г. Поспелова, Л.А. Ра-пацкой, Д.В. Сарабьянова. Все эти исследования посвящены различным историко-культурным проблемам рубежа XIX-XX веков. В частности, А.А. Аронов, И.В. Кондаков, Л.А. Рапацкая, С.С. Хоружий раскрывают ха-

рактерные особенности культурного ренессанса в его феноменологическом аспекте. В аксиологическом аспекте русский ренессанс предстает в теоретических исследованиях культурологической направленности, принадлежащих таким отечественным ученым, как П.С. Гуревич, Н.Я. Данилевский, Б.С. Ерасов, Л.С. Зорилова, Л.Г. Ионин, Л.П. Каган, М.С. Каган, Л.П. Карсавин, В.М. Кларин, В.О Ключевский, В.А. Ковригина, Э.С. Маркарян, В.М. Межуев, Д.В. Пивоваров, В.А. Ремизов, В.М. Розин, А.Я. Флиер. В работах этих ученых подробно рассматриваются проблемы формирования традиций, ценностей, идеалов и их носителей. В русле аксиологической проблематики раскрывают проблему духовных ориентиров русской интеллигенции социологи О.Г. Дробницкий, А.Г. Здравомыслов, В.А. Ядов.

Однако следует отметить, что непосредственно исследований хри-стоцентричной модели жизни интеллигенции, основанных на единстве методологического подхода к изучению творческого наследия деятелей культуры «серебряного века», в научной литературе практически не существует.

При изучении особенностей христоцентрично ориентированного индивидуального культуротворчества (на примере жизни и творчества В.Ф. Войно-Ясенецкого, не получивших до настоящего времени должного освещения в философской и культурологической литературе), автором данной диссертации была взята за основу разработка проблематики, связанной с культурой личности и духовными идеалами, представленная в работах И.В. Безгиновой, Л.С. Зориловой, В.А. Ремизова. К сожалению, целостные исследования литературно-философского наследия этого выдающегося представителя российской интеллигенции отсутствуют. В большинстве научных работ, как правило, раскрывается какая-либо одна из сторон деятельности священника-хирурга, при этом религиозная и светская ее компоненты оказываются изолированными друг от друга. Так, в

«Большой медицинской энциклопедии» (1958 г.), В.Ф. Войно-Ясенецкий представлен только как профессор хирург. Только медицинский аспект его деятельности освещен в статьях СТ. Варшавского и И.Д. Змойро, В.Л. Околова, B.C. Полякова, опубликованных в специализированных журналах.

Религиозной стороне деятельности посвящены работы протодиакона Василия Марущака, протоиерея Геннадия Фаста. Авторы других публикаций - И. Винокурова (1995), Т. Грекова (1986), Л. Евменова (2003), А. Каган (1988), П. Кассирский (1989) - концентрируют свое внимание лишь на уникальных биографических данных.

Важным документом для исследования является автобиография Войно-Ясенецкого, записанная с его слов секретарем Е.П. Лейкфельд, а также документальные свидетельства современников, собранные и литературно обработанные журналистом М.А. Поповским. Хотя на наш взгляд, художественная обработка биографических фактов и комментарии М.А. Поповского создают субъективный образ Войно-Ясенецкого, который не всегда согласуется с фактами. Наиболее полное исследование биографии Войно-Ясенецкого принадлежит В.А. Лисичкину, опубликовавшему архивные документы о репрессиях против архиепископа, а также фило-софско-богословские труды, проповеди, переписку Войно-Ясенецкого. В.А. Лисичкину принадлежит заслуга в установлении и публикации многих неизвестных фактов биографии Войно-Ясенецкого.

Многие исследователи отмечают уникальность синтеза научно-практической и религиозной деятельности В.Ф. Войно-Ясенецкого. Тем не менее, среди перечисленных нами источников не обнаружено таких, которые были бы специально посвящены анализу богословских (проповеднических) и философских работ В.Ф. Войно-Ясенецкого в контексте христо-центричной модели развития творческой личности культурного ренессанса рубежа XIX-XX вв.

Объект исследованияхристоцентричная модель развития творческой личности в контексте культурного ренессанса рубежа XIX-XX веков.

Предмет исследования - реализация христоцентричнои модели развития творческой личности на примере жизненного пути В.Ф. Войно-Ясенецкого.

Цель данного диссертационного исследования - обоснование особой действенной роли христоцентричного развития творческой личности, а, следовательно, выявление и уточнение характеристик христоцентричнои модели развития. Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

Рассмотреть теоретико-методологический фундамент моделей развития отечественной интеллигенции, сложившихся на рубеже XIX-XX веков.

Уточнить мотивацию обостренного интереса к христоцентричнои модели развития в период культурного ренессанса рубежа XIX-XX веков.

Систематизировать и проанализировать основные характеристики христоцентричнои модели развития творческой личности.

Выделить характерные черты христоцентричнои модели в творчестве В.Ф. Войно-Ясенецкого.

Исследовать жизненный путь В.Ф. Войно-Ясенецкого в единстве его духовной, научной и практической составляющих как попытку непосредственной реализации христоцентричнои модели.

Теоретико-методологические основы исследования Фундаментальной дефиницией, определившей методологические основы исследования, стало определение культуры как «идеалообразующей

стороны жизни людей», принадлежащее Д.В. Пивоварову , согласно философской концепции которого «идеал концентрирует в себе сущность единородных ему рядовых предметов». В соответствии с данной дефиницией в диссертации выстраивается методологическая база анализа христоцен-тричной модели культуротворческого процесса. Сам процесс творческого становления личности рассматривается в аспекте культурных идеалов, указывающих пути и средства осуществления духовных ценностей. Для определения субъектов идеалообразования привлечена теория А.Я. Флиера о культурогенезе.

Методологически определяющим для данной диссертации послужил системный подход, опирающийся на теоретико-культурологические исследования А.А. Аронова, П.С. Гуревича, И.В. Кондакова, Д.В. Пивоварова, В.А. Ремизова, В.М. Розина, А.Я. Флиера, В.И. Холодного, С.С. Хоружего, а также философские концепции русских мыслителей рубежа XIX-XX веков Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, В.В. Зеньковского, И.А. Ильина, Н.О. Лосского, B.C. Соловьева, П.А. Флоренского.

Методы исследования

В исследовании применен метод конкретно-исторического анализа рассматриваемых явлений, предполагающий не просто описание конкретных фактов в их специфике, но и их теоретическое обобщение. Кроме того, были использованы системно-структурный, сравнительно-исторический, историко-генетический методы, метод анализа социокультурных процессов. Автор обращается к компаративистскому подходу и культурологическому анализу, контент-анализу научной литературы и социально-философской традиции.

1 Пивоваров Д.В., Медведев А.В. История и философия религии. Екатеринбург: Полиграфист, 2000. С. 15.

Научная новизна исследования состоит в том, что

христоцентричная модель развития творческой личности постулируется как оптимальная модель процесса духовного формирования представителей культурной элиты;

проанализирован теоретико-методологический фундамент христоцентричной модели, доминантой которого выступает антропологическое учение восточной Церкви, актуализируемое в принципиально новых социально-экономических условиях;

исследованы мировоззренческие основания творчества В.Ф. Войно-Ясенецкого как основа реализации христоцентричной модели, позволившей синтезировать научную и религиозную практику;

выделены способы объективации христоцентричной модели на основе анализа деятельности Войно-Ясенецкого;

введено новое понятие «сердечная хирургия» как обозначение сущности творческой деятельности Войно-Ясенецкого, определяемой его христоцентричной мировоззренческой позицией.

Положения, выносимые на защиту:

1. Феномен культурного ренессанса «серебряного века» во многом

характеризуется ярко выраженной религиозной доминантой духовных исканий, выражением которой явилось переосмысление древней восточно-христианской духовной традиции, и особенно - ее антропологической концепции.

2. Одним из итогов духовных исканий русской интеллигенции стала
христоцентричная модель творческого развития личности, базирую
щаяся на этических принципах христианской культуры. Эта модель
позволяет обосновать и сформировать условия, необходимые для со
единения научной и религиозной деятельности в структуру «цельно
го знания» (B.C. Соловьев).

  1. Примером успешной реализации христоцентричнои модели развития может служить жизненный путь Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого, в творчестве которого отразились «механизмы» этой реализации, обеспечивающие разрешение противоречий между религиозной и научной формами познания в форме «цельного знания», идея которого восходит к исихастской концепции «сердца» как органа высшего познания.

  2. Антропологическая концепция Войно-Ясенецкого, положенная в основу христоцентричнои модели творческого развития личности, носит ярко выраженный культурологический характер, так как зиждется на идее трихотомической целостности человеческой личности, отличительная особенность которой заключается в идее бессмертия духа, в то время как традиционная дихотомическая концепция ограничивается бессмертием души.

  3. Христоцентричная модель творческого развития личности, согласно которой инструментом высшего познания и центром духовной жизни является «сердце» может иметь большое значение в современной культурной ситуации кризиса духовно-нравственных ценностей. Теоретическая значимость полученных результатов Материалы диссертации, положения и выводы, сформулированные в

ней, дополняют научную картину культурной жизни российского общества в России конца XIX - начала XX веков. В исследовании заложена основа для дальнейшей культурологической концепции христоцентричнои культуры в ее актуально-историческом аспекте, а также для последующего, углубленного изучения творческого наследия В.Ф. Войно-Ясенецкого. Практическая значимость полученных результатов Материалы диссертации могут быть использованы в педагогической практике при подготовке и чтении курсов лекций и спецкурсов по культурологии, истории отечественной философии, философии русской культуры

ХІХ-ХХ веков, истории отечественной культуры в образовательных учреждениях, а также по основам православной культуры и основам профессиональной этики. Научные результаты могут быть привлечены в качестве базиса при разработке программ по воспитанию молодежи, ориентированных на духовно-нравственные идеалы.

Апробация исследования

Основные положения работы раскрыты в научных публикациях автора. Отдельные положения и результаты исследования обсуждались на научно-практических конференциях «Культурология и художественная культура» (Красноярск, 2000); «Проблемы экономики и менеджмента» (Красноярск, 2004); «Духовно-исторические чтения» (Красноярск, 2004); «Стратегия социально-экономического развития города Красноярска до 2010 г.» (Красноярск, 2004); «Духовно-исторические чтения» (Красноярск, 2005); а также на «Шестых Рождественских образовательных чтениях в Красноярске» (Красноярск, 2005). Выводы и результаты работы нашли отражение в лекционных курсах автора «Культурология», «История отечественной культуры», читаемых в Красноярском государственном университете, Восточно-Сибирском институте туризма, Красноярской архитектурно-строительной академии.

Структура и объем диссертации определяются целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав (в каждой главе два параграфа), заключения и списка использованной литературы.

Культурный ренессанс в России: многообразие интерпретаций

Исследование интерпретаций понятия «культурный ренессанс» позволительно начать с дефиниции культуры. В ряду многообразных трактовок которой, на наш взгляд, наиболее функциональными для решения проблемы представляются определения, предложенные отечественными философами Н.А. Бердяевым - «культура как объективация человеческого творчества» и Д.В. Пивоваровым - «культура как идеалообразующая сторона жизни людей». Идеалообразование рассматривается нами как культуро-творческий процесс, результатом которого выступают сформированные идеалы, признаваемые личностью, определенной социальной группой, обществом за ориентиры развития культуры. В качестве идеалов здесь высту пают идея, личность, вещь, т.е. «идеал - это итог процесса признания какого-либо предмета (вещи, идеи, личности и т.д.) совершенным и концентрирующим в себе сущность единородных ему рядовых предметов» [151. С. 65]. Культуротворческий процесс рассматривается нами с точки зрения проблемы «героя и толпы», раскрываемой посредством трех моделей формирования базовых идеалов. Можно согласиться с Д.В. Пивоваровым, который, описывая эти модели, предлагает синтетический вариант, где в качестве субъектов культуротворчества попеременно выступают: подлинный герой (пророк или гений, открывающий или изобретающий сакральные идеалы, лежащие в основе культуры); собор, где «социально и профессионально разделенные люди стремятся преодолеть свою обезличенность путем совместного дополнения своих сущностных сил поиском универсального посредника - всеобщего идеала», именно этот посредник принимается культурным сообществом в виде устойчивых традиций [151. С. 61]; и индивидуальный путь формирования идеалов, где «каждый индивид способен путем постепенной эволюции стать разносторонне развитой личностью и быть независимым от всех в вопросе производства и выбора идеалов», т.е. он может предлагать свои идеалы, имеющие более прозаический характер [151. С. 62]. Выделение субъектов идеалообразования позволяет рассмотреть эпоху рубежа XIX-XX веков как благодатное поле для культуротвор-чества, с точки зрения выявления разных субъектов этого процесса, влияющих на дальнейшее развитие культуры путем творческого представления, обсуждения и внедрения новых моделей развития. С точки зрения теории культурогенеза, разработанной А.Я. Флиером, процесс идеалообразования в некоторой степени может быть представлен как генезис культурных норм, формирование новых культурных систем человеческих сообществ. В этом случае в контексте культурогенеза акцентом нашего исследования является этап «конкурсного отбора» форм и норм, «реактуализи-руемых» из культуры прошлого, а также исследование частного случая «внедрения» этих норм.

Модели развития русской интеллигенции

На рубеже XIX-XX веков в России формируются диаметрально противоположные системы ценностей. С одной стороны, как церковью, так и государством официально поддерживалась исконная для отечественной культуры православная традиция, усматривающая в образе Христа идеал для совершенствования личности. С другой стороны, социал демократическое движение интеллигенции рассматривало в качестве базовой культурообразующей идеи теорию К. Маркса. Рассогласование ценностных ориентации в широких кругах интеллигенции привело к формированию «ощущения безысходности», «потере норм, ранее казавшихся незыблемыми», соответственно, в обществе, на наш взгляд, возникла потребность формирования моделей аксиологических систем, способных обеспечить потребную целостность личности относительно вектора духовного развития.

Понятие «модель» раскрывается как «образец, служащий эталоном»1; «абстрактное понятие эталона или образца какой либо системы...» . В нашем исследовании рассматриваются образцы ценностных систем. Метод моделирования - один из основных общенаучных методов исследования, однако обычно речь идет о моделях научных объектов и моделях научных теорий, а не о ценностной модели развития человека в его целостности. Перечислим сущностные признаки, которые включает в себя та или иная модель:

1) быть прообразом, архетипом развития личности в ее целостности;

2) быть схемой духовного становления, т.е. воспроизводить его внутренние характеристики, связи и отношения. В этом случае этапы развития личности предстают в качестве многоуровневой системы, состоящей из взаимосвязанных элементов;

3) транслировать, т.е. переносить информацию, получаемую в процессе исследования модели развития интеллигенции, на сам реальный мир, реальную культуру.

Характеристики христоцентричной модели (в трудах В. Ф. Войно-Ясенецкого)

В.Ф. Войно-Ясенецкий реализовался во многих сферах культуротворчества, он соединил в своем опыте научную, религиозную и художественную деятельность, демонстрируя универсализм, свойственный интеллигентам ренессансного периода рубежа XIX-XX веков. Анализ мировоззрения Войно-Ясенецкого позволяет раскрыть аспекты христоцентричного культуротворчества, получившего философское обоснование в трудах «Дух, душа и тело», «Наука и религия».

Замыслы о написании первого философско-богословского труда «Дух, душа и тело» появились после принятия священства, об этом сообщается в биографическом исследовании, проведенном М.А. Поповским. В феврале 1945 года Войно-Ясенецкий сообщил сыну Михаилу: «Непременно хочу написать книгу о духе и теле. А это очень большая задача, и я очень занят ею. Очень важные мысли, почти целая система философии» [157. С. 106]. Для создания своего философского учения Войно-Ясенецкий, будучи и теоретиком, и практиком, исследовал богословские и философские труды, а также привлек огромный спектр научных работ из области физики, химии, биологии, медицины, психологии, метапсихологии. Закономерно, что главной книгой для него было Священное Писание, раскрывающее путь духовного совершенствования в познании Бога. Так, Войно-Ясенецкий особо акцентировал внимание на законе «бесконечного совершенствования духа в приближении к совершенству Бога» [185. С. 279].

Анализ литературного наследия Войно-Ясенецкого позволяет выделить основные философские проблемы, раскрывающие модель христоцен-тричного пути развития личности, волновавшие его как ученого и богослова, а также раскрыть способы их решения:

- антропологическая концепция;

- взаимодействие науки и религии;

- идея целостного рационально-интуитивное познания, представленного как «сердечное познание».

Антропологическая концепции Войно-Ясенецкого зиждется на идее трихотомической целостности человеческой личности, причем категория целостности исследуется мыслителем в парадигме «цельного знания». Отличительная особенность трихотомической антропологической концепции Войно-Ясенецкого заключается в идее бессмертия духа, по сравнению с традиционной дихотомической концепцией бессмертия души. В построении этой концепции Войно-Ясенецкий опирается на апостольскую традицию, в частности послания апостола Павла. Отличительной особенностью богословских воззрений Войно-Ясенецкого, рассматриваемых как индивидуальный подход философа, является утверждение о бессмертии только духа, а не души, что опровергается представителями традиционной церкви, признающими бессмертие души. Это разногласие, на наш взгляд, было вызвано ренессансным способом творческого переосмысления восточно-христианской традиции, специфика которого заключается в использовании научного опыта и знаний для решения богословских вопросов.

Похожие диссертации на Христоцентричная модель творческого развития личности