Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Информационные процессы в современной музыкальной культуре Казахстана Тампаева Гульнара Яновна

Информационные процессы в современной музыкальной культуре Казахстана
<
Информационные процессы в современной музыкальной культуре Казахстана Информационные процессы в современной музыкальной культуре Казахстана Информационные процессы в современной музыкальной культуре Казахстана Информационные процессы в современной музыкальной культуре Казахстана Информационные процессы в современной музыкальной культуре Казахстана Информационные процессы в современной музыкальной культуре Казахстана Информационные процессы в современной музыкальной культуре Казахстана Информационные процессы в современной музыкальной культуре Казахстана Информационные процессы в современной музыкальной культуре Казахстана Информационные процессы в современной музыкальной культуре Казахстана Информационные процессы в современной музыкальной культуре Казахстана Информационные процессы в современной музыкальной культуре Казахстана
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Тампаева Гульнара Яновна. Информационные процессы в современной музыкальной культуре Казахстана : диссертация ... кандидата культурол. наук : 24.00.01.- Москва, 2000.- 132 с.: ил. РГБ ОД, 61 02-24/9-0

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теория информации и музыкальная культура 10

1.1. Опыт соотнесения некоторых терминологических понятий 10

1.1.1. Информация 10

1.1.2. Информационные потребности 15

1.1.3. Информационный тезаурус 18

1.1.4. Информация в коммуникативном процессе 20

1.1.5. Музыкальный язык и другие типы языка. Информационные потери 23

1.1.6. Информационная новизна и возвратная информативность в музыке 28

1.2. Музыкальная культура как информационное образование 29

1.2.1. Сфера производства информационно-художественного продукта 33

1.2.2. Сфера распространения информационно-художественного продукта 35

1.2.3. Сфера потребления информационно-художественного продукта 36

Глава 2. Современная музыкальная культура Казахстана 38

2.1. Общая характеристика современной музыкально- информационной среды 38

2.2. Каналы музыкальной информации 44

2.2.1. Музыкальное образование. Музыкальная наука 44

2.2.2. Концертная жизнь 52

2.2.3. Музыкальная периодика 56

2.2.4. Музыкальное телевидение и радио 62

2.2.5. Электронные виды средств массовой информации 70

2.2.6. Музыкальная критика и музыкальная журналистика 72

2.3. Социомузыкальный сектор 77

Глава 3. Информатизация в музыкальной культуре современного общества 84

3.1. Роль информатизации в музыкально-культурном развитии 84

3.1.1. К понятию информатизации 84

3.1.2. Информатизация в управлении музыкальными процессами 87

3.1.3. Информационная экология и музыкальная культура 93

3.2. Информатизация и социомузыкалъная деятельность 97

3.2.1. Информатизация и музыковедение 97

3.2.2. Роль паблик рилейшнз в музыкальной культуре 101

3.2.3. Менеджмент в музыкальной культуре 104

Заключение. Возможные пути информатизации музыкальной культуры Казахстана в современных условиях 113

Библиография 117

Приложение 1. Журналистские публикации Г.Я.Тампаевой 125

Приложение 2. Справка о гастрольной деятельности республиканских театрально-

концертных организаций за 1999 год 127

Приложение 3.Основные показатели хозяйственно-финансовой деятельности областных

филармоний за 1999 год 128

Приложение 4 .Анализ расходов по областным организациям культуры Республики Казахстан 129

Приложение 5 .Доступность культурной продукции и услуг 130

Приложение 6.Ранжирование по регионам 131

Приложение 7.Система культурных организаций в Великобритании 132

Введение к работе

Обращение к теме "Информационные процессы в музыкальной культуре Казахстана" обусловлено реалиями сегодняшней культурной жизни, отражающими кардинальные трансформации в обществе в течение последнего десятилетия. С приходом рыночных отношений, с изменением политической ситуации на постсоветском пространстве произошли изменения и в социокультурной жизни стран бывшего Союза, в частности, в жизни современного Казахстана.

Информация играет важную роль в культурном развитии современного общества. Место и значение информации в жизнедеятельности человека академик В.Афанасьев определил следующим образом: "Между клетками, тканями, органами растений и животных имеют место морфологическое, функциональное, генетическое и информационное взаимодействие... Люди в обществе связаны в те или иные системы... Взаимодействие компонентов целостной системы носит по своей природе характер обмена между ними веществом, энергией и информацией" [14,62]1.

Настоящая работа является попыткой рассмотрения в теоретическом плане наиболее существенных проблем современной музыкальной культуры в Казахстане с позиций информационного подхода. Рассматривая современную музыкальную культуру с этих позиций, мы опирались на два общепризнанных постулата.

Первый. Правомерность информационного взгляда на современную культуру допустима, так как культура по своей природе информативна. Культура - есть производство информации: любое материальное, духовное творение человека является носителем заложенной в него информации как сообщения о чем-либо [147,7]. Любой культурный продукт также реализует собой принцип культурной преемственности: он создается под впечатлением полученной информации, трансформируется в новый культурно-информационный продукт и, наконец, потребляется в качестве информационного продукта. Поэтому в нашем понимании понятия "художественная культура" и "художественная информация", в контексте современного культурного процесса, выступают как неразрывные и взаимосвязанные.

Второй. Информация выступает как всеохватывающая (всеобъемлющая) категория. Ей в культурном развитии общества отводится особая роль, так как современная цивилизация может развиваться, в первую очередь, за счет производства, потребления и распространения потоков новой информации [28; 124]. Примем это в качестве объективной предпосылки для дальнейших рассуждений.

Отметим, что актуальные процессы современной музыкальной культуры Казахстана прежде никогда не являлись предметом специального изучения казахстанских музыковедов и культурологов. Представленную диссертацию можно считать первой такого рода. Совокупность обозначенных выше положений определила актуальность появления данной работы.

Несмотря на имеющиеся теоретические предпосылки информационного изучения некоторых явлений культуры, наше исследование заключает в себе определенную степень новизны, а именно: впервые в казахстанском музыкознании применен информационный подход в изучении музыкальной культуры; впервые объектом исследования становится современная музыкальная культура Казахстана; впервые освещены вопросы актуальной музыкально-художественной жизни, средств массовой информации, музыкальной науки и музыкального образования современного Казахстана; привлечена комплексная методология для изучения музыкальной культуры Казахстана; впервые в музыковедческой диссертации использованы новейшие информационные источники, в частности, электронные средства массовой информации; предложены возможные пути решения некоторых проблем музыкальной культуры республики через методы информатизации.

Данная работа представляет собой комплексное исследование. Специфика темы исследования потребовала привлечения разных методологий: теории информации, искусствознания и культурологии.

Для изучения более частных вопросов потребовалось обращение, кроме музыковедческих источников, к музыкальной социологии, музыкальной психологии, теории журналистики, теории музыкального менеджмента. Названные методологии, на наш взгляд, адекватно отвечают основным задачам и цели, которые поставлены в представляемой работе. 1 Цифры в прямом наборе указывают на номер источника, помещенного в библиографии; курсивом - на страницу источника.

Главную теоретическую базу для исследования музыкальной культуры как информационного образования составили труды французского ученого А.Моля "Теория информации и эстетическое восприятие" [91] и "Социодинамика культуры" [90].

Несмотря на имеющиеся в работах А.Моля спорные моменты, до сегодняшнего дня они остаются определяющими в изучении информационных процессов в культуре. В середине 60-х годов, когда Моль ставил своей целью изучение современной ему культуры Запада, вероятно, он и не мог предположить, что основные принципы его теории социодинамики культуры, приобретут новую актуальность в контексте изменившихся политико-экономических и социокультурных условий в странах, которые он в своем исследовании называет "демократическими" (имелись в виду страны социализма- Г.Т.). [90,26].

Известно, что базисом для теории эстетической информации Моля послужило учение К.Шеннона, обосновавшего математическую теорию информации в коммуникационных технологиях и связи. Шенноновская теория, однако, была применима только к техническим каналам информации, она не учитывала роль человеческого фактора в информационных процессах и характер его воздействия на названные процессы. Опираясь на теорию своего предшественника, Моль развил ее в соответствии с той направленностью социальной жизни, которая стала объектом его исследования - художественным восприятием и динамикой культурной жизни.

Потенциальная универсальность теории Шеннона позже была доказана применением ее в других сферах деятельности социальной жизни, где человеческий фактор также играл определяющую роль. Теория Шеннона стала благодатной почвой для появления других информационных теорий, в частности, теории социальной информации академика В.Афанасьева, в основе которой - информационные взаимодействия человека с социумом и социальное общение людей [14].

Возникновение других научных исследований в 70-е годы и позже убедительно доказывало возможность теоретического взаимодействия таких взаимоисключающих, на первый взгляд, явлений как информатика и искусство, информационная теория и искусствоведение. Работы, посвященные изучению проблем слушательского восприятия, музыкального мышления, компьютерного моделирования в композиции и т.п., преимущественно принадлежат физикам и информатикам. Это "Кибернетика и музыка" Р.Зарипова [57], "Вероятность и информация" А. и И.Яглом [150], статья "О возможности теоретико-информационного подхода к некоторым проблемам музыкального мышления и восприятия" И.Рудь и И.Цукерман [120]. Среди других назовем труды информатиков В.Петрова [105;106], А.Суханова [130], В.Ващекина [29], Г.Воробьева[32].

Из работ последнего времени показательна монография Г.Голицына "Информация и творчество: на пути к интегральной культуре" [35], где информационный подход применен для объяснения творческой деятельности человека и информационной сущности приемов, применяемых в различных видах искусства. Посредством показа всеобщего действия "принципа максимума информации", ученый доказывает, что явления природы и все факты человеческой деятельности образуют единую логически-связанную систему. Так, автор преодолевает одно из основных противоречий современной культуры как расщепленной системы на естественно-научную и гуманитарную сферу.

Иной аспект культурно-информационных процессов, а именно, взаимодействия культуры и СМК рассматривается в трудах по теории коммуникации В.Борева и А.Коваленко [24], Б.Фирсова [136], Л.Петрова [107], А.Якупова [151] и других.

Из казахстанских источников, посвященных культурно-информационному взаимодействию в современном обществе, выделяется работа Н.Бегалиева "Информация в диалоге культур" [20]. Анализу различных аспектов культурно-информационных процессов и средств массовой коммуникации в современном обществе посвящены исследования других казахстанских ученых - Г.Ибраевой, М.Барманкулова, С.Казыбаева, Г.Малинина, А.Сарсенбаева.

Взгляд на музыкальную культуру как на информационное образование представляется одним из потенциально перспективных научно-теоретических направлений. Понимание культуры как информационного организма помогает выработать необходимые практические действия информационного характера, в совокупности называемых информатизацией. Таким образом, главная цель нашего исследования заключена в определении реальных механизмов решения проблем музыкальной культуры Казахстана через её информатизацию.

Достижение поставленной цели обусловлено решением следующих задач: показать реальную возможность рассмотрения музыкальной культуры как информационного образования; выявить актуальную картину современной музыкально-информационной среды в Казахстане путем проележения основных информационных тенденций; предложить решение некоторых проблем, сложившихся в музыкальной среде, через информатизацию в культуре.

Объектом исследования выступает актуальная музыкальная культура Казахстана в период с начала 90-х годов, т.е. начала кардинальных изменений в обществе.

Предметом изучения являются информационные процессы в музыкальной культуре республики.

Практическая значимость работы заключена в возможности использовать предложенный в ней информационный подход для дальнейшего изучения явлений музыкальной культуры, а также в возможности применять рекомендации по информатизации в современной культурной практике.

Выбор темы диссертации был обусловлен имеющимся у соискателя опытом практической работы, предопределившем научно-теоретическую направленность исследования. В диссертации обобщены результаты музыкально-информационной деятельности автора в качестве: главного редактора и журналиста "Новой музыкальной газеты"; руководителя пресс-центра Алматинской консерватории; директора творческого коллектива Государственного ансамбля классической музыки "Камерата Казахстана"; стажера программы Visiting Arts в Великобритании; стажера кафедры междисциплинарных специализаций музыковедов Московской консерватории.

Решение поставленных выше задач отразилось на структуре работы, состоящей из Введения, трех глав, Заключения, Библиографии и семи Приложений.

Первая глава данного исследования посвящена изучению музыкальной культуры с позиций информационного подхода путем соотнесения основных терминологических понятий музыкальной культуры и теории информации.

Во второй главе предпринята попытка проанализировать современную музыкально-информационную среду в Казахстане. Здесь проводится исследование основных информационных каналов музыкальной культуры, подразделяемых на каналы специализированные и массовые. К специализированным, в таком случае, отнесены концертная жизнь, музыкальное образование и музыкальная наука. Массовые музыкальные каналы представлены прессой, телевидением, радио и электронными средствами массовой информации.

Важно подчеркнуть, что в данной главе диссертации рассматриваются те элементы музыкальной культуры, совокупность и повторяемость которых образует некую систему, поддающуюся возможности анализа. "Единичные" же факты культуры, особенно часто возникающие при "мозаичном" типе развития, сюда не вошли. (Представленная во второй главе картина музыкальной жизни Казахстана зафиксирована на середине 2000 года. Это следует подчеркнуть, поскольку музыкальная жизнь - это живой, непрерывно меняющийся информационный процесс. В связи с чем, вполне обоснованно ожидать рост культурной активности в обществе на протяжении всего 2000 года, официально объявленного Годом поддержки культуры).

В третьей главе рассмотрены необходимость и перспективы культурной информатизации, управления и информационной экологии в культуре. Далее показаны возможности информатизации в отдельных сферах музыкально-информационной деятельности человека, в том числе, в музыковедении и музыковедческом образовании, музыкальном менеджменте и паблик рилейшнз.

В Заключении подведены итоги исследования и определены конкретные меры по информатизации музыкальной культуры.

В Приложении представлены материалы семинара по арт-менеджменту, список авторских журналистских публикаций, а также некоторые официальные данные по социомузыкальному развитию республики.

Информационные потребности

С позиций теории информационных потребностей музыкальные потребности, несмотря на их специфичность, рассматриваются как естественные для любого человека. Изучение потребностей относится к сфере психосоциологии, где ученые отмечают, что потребности индивида в информации, в конечном счете, обусловлены общественными условиями бытия [134]. Под общественными условиями бытия в данном случае необходимо понимать объективную информационную среду, формирующуюся в ноосфере.

Психологи объясняют наличие у человека информационных потребностей тем, что в основе любого результата мыслительной, материальной, культурной деятельности лежит потребность в чем-либо. Наличие в мире любой информации - ее создание, распространение и потребление - предопределено существованием именно информационной потребности: "...индивиду (социальной группе) присуща постоянно ощущаемая информационная потребность, выступающая в роли метапотребности в ряду социальных потребностей" [72,15]. Поэтому, потребность в духовной информации является такой же необходимостью для человека и общества, как и естественные утилитарные потребности, например, в еде, одежде и т.д.

Существование любого из произведений художественной культуры всегда было детерминировано как минимум двумя причинами: потребностью его создания и потребностью его получения. О многомерном влиянии, которое искусство и культура оказывают на внутренний мир человека и общества, написано много. И если верно, что искусство способно оказывать благотворное влияние на духовный мир человека, значит верно и то, что потребляемая художественная информация должна нести в себе содержательное зерно, способное пробудить в человеке нечто "разумное, доброе, вечное". Иначе ее способность воздействовать положительно оказывается сведенной к нулю. Вероятно это имел в виду Ф.Достоевский, отмечая, что в процессе общения с искусством, художественные впечатления "мало-помалу накопляются, проникают в самое сердце, в самую суть и формируют человека" [43,727].

Любое из искусств по своей природе - социально, т.е. творится и функционирует в условиях социума. Интересным, в этой связи, представляется определение искусства информатиками: "искусство - социальная деятельность по созданию и использованию источников информации, влияющих в первую очередь на чувства, во вторую - на сознание" [32,287]. Понимание этого в свое время (80-е годы) побудило культурологов к дискуссиям о социальной эффективности искусства и художественной культуры в обществе. Так, было предложено, с одной стороны, различать эффект воздействия искусства на личность, т.е. воздействие на ее сознание и поведение, а, с другой стороны, влияние художественой культуры в целом на иные стороны жизни общества [127,5].

Как утверждают исследователи, информация "обладает свойством активизации мышления" [88,245]. Художественная информация, как и все искусство в целом, свое воздействие направляет на формирование духовного, нравственного мира человека, изменяя его представления об объективном мире. Она влияет на мыслительную деятельность человека, воздействуя на него, прежде всего, духовно и эмоционально: "Мышление в понятиях" стимулируется "мышлением в образах". Правда, нет такого "счетчика", который бы указал точные цифры где, когда и кто вывел новую формулу или придумал новую деталь механизма благодаря искусству, однако, взаимодействие этих ипостасей неоспоримо" [56].

Художественная информация выступает как объект удовлетворения человеческой потребности в интеллектуальном, эстетическом, эмоциональном, духовном познании окружающего мира. "Потребность аудитории в информации, - пишет Е.Прохоров - это такая совокупность сведений о явлениях действительности, закономерностях социальной жизни, природы и мышления, идей, взглядов, ценностей, норм, мотивов, стремлений и т.д., которые необходимы для полного и истинного осознания людьми своего места и роли в социальной жизни, выработки соответствующего отношения к окружающему, к людям и к себе, определения действий, соответствующих тенденциям прогрессивного развития общества, целей и путей их достижения" [114,35].

Но если потребность осознается личностью как стремление получить необходимую информацию, чтобы лучше выполнять свои социальные функции, безотносительно к конкретному источнику информации и его содержанию, то интерес выступает как активное осуществление этой потребности и предполагает весьма широкий диапазон избирательности как по отношению к отдельным источникам информации, так и к содержанию и диапазону самой информации. Интерес становится реализующим аспектом информационной потребности человека [22]. И интересы к информации определенного рода, соответственно, способны формироваться только в случае, если для этого существуют объективные предпосылки.

Теоретики информации утверждают, что нет информации, которая была бы никому не нужна, ведь она производится и потребляется человеком с определенной целью. Но здесь, на наш взгляд, важно обратить внимание на существенные отличия при возникновении информационных потребностей человека, общества в материально-технических благах и потребностей в образцах художественного творчества и искусства.

Все развитие цивилизации (понимаемой здесь как материальная жизнь общества), как известно, подчинено удовлетворению информационных потребностей человека. Производство (например, тех или иных новых технологий) всегда находилось в прямой зависимости от общественных потребностей в этих новациях, или связано, например, с необходимостью оперативно обрабатывать возросшие объемы социальной информации и поиском новых форм ее распространения. Развитие материального производства в обществе происходит по принципу: спрос определяет предложение.

Специфика потребности в художественной информации заключается в том, что ее появление обусловлено, как минимум, двумя причинами: потребностью создавать и потребностью потреблять, причем первое зачастую предвосхищает второе. И, как нередко происходило в истории мирового искусства, выдающиеся произведения культуры, литературы и другие образцы великого творчества зачастую опережали свое время, не были востребованы современниками. Информационная потребность творца "создавать" опережала потребность людей, общества - "воспринимать" (или "получать").

Общая характеристика современной музыкально- информационной среды

Процесс развития культурно-информационной среды в Казахстане носит стихийный характер. Казахстанские ученые видят опасность современной культурной ситуации в присущей ей "мозаичности как социокультурного пространства, так и индивидуального сознания граждан" [62,15-16-17; 124,211].

Впервые проблема о мозаичном типе современной культуры была поставлена А.Молем в работе "Социодинамика культуры". Ученый называет современную культуру "мозаичной", потому что она сложена из множества фрагментов, ее содержание определяется потоками непрерывных и беспорядочных случайных сведений. В такой культуре "знания формируются в основном не системой образования, а средствами массовой коммуникации" [90,45].

По мнению ученого, мозаичную культуру создал именно Запад, где в условиях частной собственности на средства массовой информации поставляются только те факты культуры, которые отвечают коммерческим интересам частных владельцев СМИ, "монополизировавших поставку элементов культуры" [90,26]. При этом для массового потребителя не существует какого-либо критерия, "чтобы выделить ту или иную идею как "важную", он находится в окружении случайных процессов, без разбору поглощая множество различных, не связанных друг с другом отрывочных сведений. Такое социальное окружение Моль называет спонтанно-случайностным [90,292-293].

Эти черты как нельзя более точно подходят для описания современной культурной ситуации в Казахстане. При этом, мозаичность в культуре обусловлена не только средствами массовой информации, но и самим характером развития ситуации, стихийностью и случайностью как происхождения, так и трансляции культурных фактов в обществе. В частности, в мозаичную картину культурной жизни может быть включено появление новых культурных изданий, теле- и радиопрограмм, стихийное проведение различных культурных кампаний и т.п. Совокупность таких случайных явлений создает в сознании простого потребителя, погруженного в поток массовых сообщений, представление о культурной действительности без ориентации на ценности, на достоинства и недостатки происходящего. С точки зрения содержания в культурно-информационном пространстве республики явственно проявляет себя поликультура, что во многом объясняется геополитическим положением страны. Казахстан представляет собой полиэтническое государство, в котором находят сочетание и взаимопроникновение различные субкультуры.

Поликультура (термин Е.Дукова), несомненно, нашла отражение и в современной музыкальной культуре казахстанского общества. В ней органично сосуществуют различные типы музыкального творчества. Каждый из них - традиционно-этнический и академический (европейского образца) - заключает в себе качество субкультур, вплетенных в общее музыкально-информационное пространство республики.

Художники, как наиболее сознательная часть общества, часто в своем творчестве стремились включить этническую уникальность в современный контекст, что представляется закономерным вследствие общих тенденций. Однако, удачные попытки сочетания того и другого в музыкальных сочинениях, к сожалению, встречаются не так часто, поскольку появление ярких работ обусловлено также наличием у художника оригинального таланта и мышления. Примером гармоничного сплава субкультур (Востока и Запада), образующего новую форму культуры - бикулътуру, представляется творчество композитора, мастера Газизы Жубановой. Одна из исследователей отмечает, что в творческом процессе композитора Г.Жубановой система обучения была предопределена "осознанностью установки на европейские жанры... Эпическая же культура, определяемая традицией, выступает в творчестве композитора в форме неосознаваемой психологической установки" [16,188-189].

Поликультура в Казахстане определена не только сосуществованием различных культур, но и культурных форм на основе взаимоотношений национального и вненационального, прошлого и современного, уникального и банального, массового и элитарного. Именно в этом следует искать специфические черты, характеризующие социокультуру республики.

Динамика культурной ситуации в республике регулируется теми изменениями, которые вносит урбанизация и новейшие технологии в жизнь современного общества. Это кардинальным образом воздействует на изменение ранее привычных форм создания, распространения, популяризации и восприятия художественных ценностей. Влияние это неоднозначно: оно, с одной стороны, позволяет передавать и распространять огромные объемы музыкальной информации, но, с другой - сказывается на разрушении культурных традиций и унифицирует культурное своеобразие государства.

К понятию информатизации

С самого начала приняв за основу, что культурная среда - это информационное образование, мы не можем отрицать и то, что информатизация является естественным средством развития культуры.

Современная музыкальная культура обладает огромными возможностями развития и совершенствования путем ее информатизации. "Информатизация - это всеобщий и неизбежный период развития человеческой цивилизации, период освоения информационной картины мира, осознание законов функционирования информации в природе и обществе, практического их применения, создания индустрии производства и обработки информации. Современные системы обработки и передачи информации формируют своего рода нервную систему живого организма человеческого общества, придавая этому организму небывалую пластичность и способность к развитию" [54,52]. Соответственно, культурная информатизация является неизбежным средством культурного прогресса общества.

Сегодня на человека обрушиваются потоки музыкальной информации, необъятной как по содержанию, так и по количеству. Весь объем ее либо производится в обществе, либо импортируется в него, вместе с тем, создавая огромные трудности для ориентации человека в "море" музыкальной информации. Одновременно, совершенствуются прежние и появляются новые, более эффективные средства сбора, распространения и передачи музыкальной информации (лазерные диски, спутниковое телевидение, электронные средства массовой информации, Интернет). Именно поэтому информатизация как комплекс методов, направленных на обработку и распространение существующих музыкально-информационных массивов, является не самоцелью, а необходимостью как для развития современного "открытого" общества в целом, так и для культурной его жизни, в частности. Такое понимание культурной информатизации позволяет воспринимать ее и как совокупность методов, осуществляющих управление и регуляцию процессами, происходящими в культурной жизни общества. Эти -важнейшие функции, осуществляемые информатизацией в музыкальной культуре. Под информатизацией в музыкальной культуре, в контексте данной работы, следует понимать совокупность информационных действий, осуществляемых человеком в различных видах музыкальной деятельности, в том числе, с применением технических средств, направленных на оптимизацию актуальной музыкальной культуры, интенсификацию информационного взаимодействия между сферами музыкальной культуры (сферами производства - распространения -потребления музыкальной информации), и, в конечном итоге, служащих для многоплановой интеграции музыкальной культуры в жизнь.

Строго говоря, почти любой вид музыкальной деятельности человека есть выражение информационного действия - будь это сочинение музыки, выступление в концерте, слушание музыкальной передачи, восприятие музыки на концерте, написание рецензии на музыкальное событие, чтение музыкальных новостей в прессе и другие. Каждое из названных действий включает в себя алгоритм информационных действий -создание, распространение, переработку, получение информации. Здесь важно обратить внимание на следующее: культурная информатизация представляет собой методы, направленные, скорее, на развитие форм существования музыкальной культуры, чем на ее содержание.

Существование и развитие информатизации в музыкальной культуре обуславливается:

наличием музыкальной информации (шире - музыкально-информационных массивов) в обществе;

социомузыкальной деятельностью человека;

социомузыкальными институтами, структурами, организациями;

техническими средствами.

Следствием информатизации является включение в поле музыкального действия все новых потребителей, производство новой музыкальной информации, создание рынка разнообразных информационных услуг. Информатизацию музыкальной культуры, искусства, образования нужно рассматривать как одно из ведущих средств на пути преодоления замкнутости общества, духовной деградации и единообразия культурной среды.

Возможности информатизации в музыкальной культуре общества возрастают при соблюдении двух условий:

наличии достаточной технической обеспеченности для работы с информацией; наличии информационного мировоззрения членов общества. Кстати, именно информационное мировоззрение сегодня становится одним из самых важных в глобальной проблеме культурной информатизации: "Информационность мировоззрения проявляется в том, что оно "выводит" духовно богатую личность на иной аспект осмысления связей людей - на аспект многообразия как важного и необходимого качества позиции личности" [7,29].

Понятие "информационного мировоззрения", сегодня, в период информационного общества, значительно отличается от принятого ранее - в период индустриального общества. И существенная разница между ними образуется за счет качественных изменений, произошедших в информационном обществе, а именно, в способах получения, распространения и обработки информации, прежде всего, через каналы массовой коммуникации.

Похожие диссертации на Информационные процессы в современной музыкальной культуре Казахстана