Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этноконфессиональные взаимодействия в контексте современной социокультурной ситуации в Крыму Жеребцова Елизавета Вадимовна

Этноконфессиональные взаимодействия в контексте современной социокультурной ситуации в Крыму
<
Этноконфессиональные взаимодействия в контексте современной социокультурной ситуации в Крыму Этноконфессиональные взаимодействия в контексте современной социокультурной ситуации в Крыму Этноконфессиональные взаимодействия в контексте современной социокультурной ситуации в Крыму Этноконфессиональные взаимодействия в контексте современной социокультурной ситуации в Крыму Этноконфессиональные взаимодействия в контексте современной социокультурной ситуации в Крыму Этноконфессиональные взаимодействия в контексте современной социокультурной ситуации в Крыму Этноконфессиональные взаимодействия в контексте современной социокультурной ситуации в Крыму Этноконфессиональные взаимодействия в контексте современной социокультурной ситуации в Крыму Этноконфессиональные взаимодействия в контексте современной социокультурной ситуации в Крыму Этноконфессиональные взаимодействия в контексте современной социокультурной ситуации в Крыму Этноконфессиональные взаимодействия в контексте современной социокультурной ситуации в Крыму Этноконфессиональные взаимодействия в контексте современной социокультурной ситуации в Крыму
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Жеребцова Елизавета Вадимовна. Этноконфессиональные взаимодействия в контексте современной социокультурной ситуации в Крыму : диссертация ... кандидата культурологии : 24.00.01 / Жеребцова Елизавета Вадимовна; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т].- Москва, 2008.- 224 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-24/15

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Межкультурное взаимодействие в полиэтническом и поликонфессональном обществе: теоретические аспекты анализа 15

1. Культурная идентичность как основа межкультурного взаимодействия 15

2. Типы межкультурной коммуникации в мультикультурном обществе 30

Глава 2. Основные этноконфессиональные процессы в Крыму 30

3. Формирование полиэтнического и поликонфессионального общества Крыма: исторические аспекты (до 1783 г. и после) 50

4. Специфика процесса религиозного ренессанса в АРК после 1991 г .69

Глава 3. Структура этноконфессиональных взаимодействий в Крыму на современном этапе 111

5. Проблема политизации межэтнических и межконфессиональных отношений 111

6. Проявления конфликтогенности в сфере этноконфессиональных отношений (1996 - 2006 гг.) 145

7. Перспективы социокультурного развития Крыма на современном этапе 164

Заключение 177

Библиографический список использованной литературы 184

Приложения 202

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Одним из наиболее проблемных регионов постсоветского пространства стал Крымский полуостров, на территории которого за последние двадцать лет произошел целый ряд политических, экономических, межэтнических и межконфессиональных кризисов. Естественно, что перерастание их в конфликты может оказать серьезное влияние на соседние регионы и даже на всю Восточную Европу в целом.

Крым является зоной политических интересов Украины, России, Турции, США и государств Черноморского бассейна. Этим государствам выгодно если и не присоединить Крым к себе, то хотя бы сделать эту территорию зоной своего влияния. Украинское государство, в состав которого входит Крым, является соседом России, их связывают не только близкое географическое положение, но и общая многовековая история. В то же время вся история полуострова, на протяжении веков принадлежавшего России, фактически представляет собой часть российской истории. Судьба Крымского полуострова также волнует Россию ввиду своего стратегического положения и конфликтного потенциала.

Сложный характер территориального формирования современной Украины не мог не отразиться на современной этноконфессиональной ситуации, поскольку отдельные части территории государства долгое время находились под разным этнокультурным влиянием. Многие регионы в различные исторические периоды являлись самостоятельными субъектами исторического процесса. Так, Крым до 1783 г. являлся крымскотатарским ханством, в 1920 г. оказался средоточием антибольшевистских сил. Кроме того, на территории Крымского полуострова в прошлом, как и сейчас, проживало много различных этнических групп, которые находили возможности для мирного сосуществования, но и нередко конфликтовали друг с другом. Также следует подчеркнуть, что в Крыму соседствовали две мировые религии: христианство и

4 ислам. Все это вместе взятое заставляет руководство Автономной Республики Крым искать новые формы для организации совместного проживания представителей разных конфессий и этнических групп.

Первые интенсивные контакты православных и мусульман на территории Крымского полуострова имели место в XIII веке. Таким образом, проблема взаимодействия двух религий имеет многовековую историю. И в итоге, невзирая на многочисленные трудности, определившие взаимоотношения между христианской культурой, представленной в этом регионе преимущественно православием, и мусульманской культурой за это время сложились весьма стабильные отношения.

С момента обретения Украиной независимости, начавшийся в период перестройки в СССР процесс возрождения религий получил новый импульс.

История Крымского региона сложна и противоречива. Депортация крымских татар в 1944 году - лишь один из ее этапов. Массовая репатриация крымских татар на полуостров (с 1989 г.) обусловила возникновение достаточно мощной этнической группы на территории, которая ранее была практически однородна в культурном отношении. На рубеже тысячелетий Крым вновь стал местом встречи двух мировых религий, двух моделей духовности - христианской и исламской. По какому пути пойдет развитие взаимоотношений этих цивилизаций на полуострове в новом столетии: по пути «цивилизационного столкновения» или же диалога, взаимообогащающего сотрудничества?

В конечном итоге Крым вновь оказался в ситуации межконфессиональной напряженности, неопределенности и непредсказуемости. В результате возникла зона сложных взаимодействий культур, конфессий, этнических групп. Этнические и религиозные сообщества активно заявляют о своих правах, при этом часто выходя за пределы существующих законов и оказывая негативное влияние на процесс формирования социально-политического консенсуса в обществе. Очевидно, что для урегулирования возникающих конфликтных ситуаций необходимо ведение диалога между этническими группами, конфессиями, культурами, цивилизациями. Особая роль при этом возлагается

5 на государство, на те механизмы, которыми располагает государственная власть для минимизации конфликтных проявлений в этнической и межконфессиональной сферах. Но проблема заключается также и в том, что государственность на Украине еще только формируется, страна находится на пути становления демократии и гражданского общества. Это усложняет ведение поиска форм сосуществования в Крыму различных культур, конфессий, этнических групп.

Кроме этого, научной общественностью прилагается не достаточно усилий для изучения и анализа процессов в социокультурной сфере в Крыму.

Исходя из сказанного представляется актуальным проведение комплексного исследования причин и условий развития основных этноконфессиональных процессов, характерных для крымского региона за последние 15 лет, поиск путей для урегулирования межконфессиональной и межэтнической конфликтности мирным путем. Иными словами, ощущается потребность в исследовании особенностей процессов возрождения и реконструкции православия и ислама в Автономной Республике Крым (АРК) и их взаимодействия.

Степень разработанности темы исследования. Основное внимание автора данной работы уделено исследованию специфической комплексной проблемы, каковой является проюлема этноконфессиональных взаимодействий в контексте современной социокультурной ситуации в Крыму, которую необходимо рассматривать с разных сторон.

Так, культурологический аспект проблемы культурной идентичности нашел свое отражение в работах западных исследователей: Э.Эриксона, С. Гибсона, Х.Лессара, П.Бурдье, С.Холла, Р.Водак, Р.Редфилда, Р.Линтона1, а также в трудах современных отечественных культурологов, этнологов и политологов: В.А.Тишкова, А.П.Садохина, Т.М.Фадеевой2.

1 См. об этом: Исламская идентичность в Украине / А.В.Богомолов, С. И. Данилов, И.И. Семиволос, Г.М.Иворская / Пер. с укр. - Изд.2-е, доп. - К.: ИД «Стилос», 2006. - 200с.; Аклаев А.Р. Этнополитическая конфликтология: анализ и менеджмент: учебное пособие. - М.: Дело, - 2005. - 472 с.

2Тишков В.А. Политическая антропология. Российские исследования в гуманитарных науках. Russian Studies in the Humanities. T. 14 -New York: The Edwin Mellen Press, 2000. - 338 с; Садохин А.П. Культурология: теория и

В культурологическом отношении важными для данного исследования концепциями являются концепции С.Хантингтона, С.Бенхабиб . Эти исследователи затрагивают проблемы взаимоотношений различных этнических групп, локальных конфликтов, современного состояния протекания межконфессиональных процессов на микро- и макроуровне, которые в последние десятилетия занимают все более важное место в культурологических, политологических и религиоведческих исследованиях.

С.Хантингтон полагает, что «в новом мире самые масштабные, важные и опасные конфликты будут происходить не между социальными классами, богатыми и бедными, или другими экономически обусловленными группами, а между народами, принадлежащими к различным культурным общностям»3. Но культура сама по себе не может являться поводом для конфликта. Конфликтный потенциал могут нести экономические и политические интересы сторон. С.Бенхабиб справедливо отмечает, что политика влияет на культурную сферу жизни общества. Ряд вопросов, связанных с предпосылками этнических и религиозных конфликтов рассматриваются в работах Л.Козера, Р. Дарендорфа, В.А. Тишкова, Л.М. Дробижевой,4 и многих других отечественных и зарубежных авторов.

Этнический аспект интересующей нас проблемы исследуется в работах Л.Н.Гумилева, Ю.В. Бромлея, Д.Ротшильда, Ф.Барта5.

Исторический аспект темы диссертационного исследования раскрывается в контексте исследования распространения православия и ислама на Крымском полуострове, а также первых культурных контактов этих двух религий,

история культуры: Учебное пособие. - М.: Эксмо, 2007. - 624 с ; Фадеева T.M. Европа: Идея и реальность. Концепции культурной идентичности. - М., 1997.

1 Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Полис. - 1994. - № 1. - С 33-48.

2 Бенхабиб С. Притязания культуры. Равенство и разнообразие в глобальную эру. / Пер с англ.; под ред.
В.И.Иноземцева. - М.: Логос, 2003.-350 с.

3 Хантингтон С. Указ. соч. - С. 33-48.

4 Козер Л. Функции социального конфликта - М, 2000. - 205 с; Дарендорф Р. Современный социальный
конфликт. Очерк политической свободы. - М, 2002. - 288 с; Геллнер Э. Нации и национализм // Вопросы
философии, - М., 1989. - № 7. - С. 120-131; Тишков В.А. Очерки теории и политики этннчности в России. М.:
Институт этнологии и антропологии РАН. 1997. - 528 с; Дробижева Л.М., Коротеева В В. Теории
национализма в зарубежных социальных науках. - М.: Российский государственный гуманитарный
университет, 1999. - 140 с.

5 Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. - М.: Наука, 1983. - 370 с; Садохин А.П. Грушевицкая Т.Г. Основы
этнологии: учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 351 с.

7 основных моделей их взаимодействия, наконец, изменений, происшедших в культурной и других сферах жизни крымчан после присоединения полуострова к России в 1783 году. Этим проблемам посвящены работы наиболее крупных исследователей периодов XV-XVII вв., XVIII-XIX вв.: В.Х. Кондараки, Ф. Хартахайя, А.Л. Бертье-Делагарда, Ф.Ф. Дашкова, А.А. Скальковского, А.И. Маркевича, А. Озенбашлы1.

В этих работах содержится богатый статистический материал, описание интересующих нас процессов, а также анализ политической и культурной жизни крымского населения. '

Ряд аспектов процесса реконструкции ислама в Крыму в постсоветский период получил освещение в некоторых работах крымских, украинских, российских исследователей. Значительный вклад в разработку проблематики внес директор Научно-исследовательского центра «Крымоведения» В. Е. Григорьянц. Среди крымских исследователей следует также выделить О. А. Габриеляна, Э. С. Муратову . В российской социологии процесс возрождения ислама исследуется С. М. Червонной3,' однако этот труд далек от объективной оценки, из-за высокой эмоциональности автора. Монография Р.Силантьева4 посвящена систематическому изложению новейшей истории мусульман в России.

' Кондараки В.Х. История Христианства в Тавриде. - Одесса: изд. 1-е, 1871. - 28 с; Маркевич А.И. К вопросу о положении противо-мусульманской миссии в Тавриде. - Симферополь: Тавр. губ. тип., - 1911.-31 с; Хартахай Ф. Христианство в Крыму. Рукопись б.м. б.г. - 1864. - 70 с; Бертье-Делагард А. Л. К истории христианства в Крыму. Мнимое тысячелетие. - Одесса: «Славянская» тип., 1909. - 113 с; Дашков Ф.Ф. Распоряжения (Ордера) светлейшего князя Потемкина Таврического правителю Таврической области В.В.Каховскому за 1784 и 1785 годы. // Одесское общество любителей истории и древностей. 1889. т. 15- С, 594-677.; Скальковский А.А. Опыт статистического описания Новороссийского края. - Одесса. 1853; Озенбашлы А. Роль царского правительства в эмиграции крымских татар. // Крым, № 2, 1926.

2 Григорьянц В. Е. Ислам как фактор интеграции крымских татар в украинский сощгум (1989-2004 гг.) //
Гражданское общество и религия / Под ред. д.ф.н. О.А.Габриэляна. - Симферополь: Энергия Дельта, 2005. -
с. 135-163.; Габриелян, О.А. Крым. Депортированные граждане: Возвращение. Обустройство. Социальная
адаптация. - Симферополь, 1997.; Муратова Э. С. Возрождение ислама в Крыму (политологический анализ
процесса). // Гражданское общество и религия / Под ред. д.ф.н. О.А.Габриэляна. - Симферополь: Энергия
Дельта, 2005. - С. 164-232.

3 Губогло, М.Н., Червонная, СМ. Крымскотатарское национальное движение / РАН. Центр по изучению
межнац. отношений, Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. - М., 1992. т. 1, - 331с. , т.2, -
339 с.

4 Силантьев Р. История исламского сообщества в России. / Союз писателей России. — М.: Инфомационно-
издательская продюссерская компания «ИХТИОС», 2005. - 632с.

Информация в современной научной литературе о процессе реконструкции православия в Крымском регионе предоставляется в основном только об отдельных тенденциях этого процесса. В частности, вопрос о государственно-конфессиональных отношениях на Украине и в Автономной Республике Крым (АРК) исследуют В. Е.Григорьянц, А.В. Ишин, А.Г.Шевчук1. В работе этого коллектива ученых предоставляется общий правовой анализ государственно-конфессиональных отношений на Украине и в АРК, анализ состава религиозного населения этих регионов и некоторых особенностей межконфессиональных противоречий после 1991 г. На основе вышесказанного, очевидно, что назрела необходимость в проведении комплексного исследования процесса реконструкции православия в Крыму.

Психологический аспект адаптации крымских татар к условиям современной социокультурной реальности, анализ этнической ситуации в Крыму дается в работах К.В. Коростелиной .

Особенности проявлений социокультурной конфликтности, имеющие место на полуострове начиная с 2000 г., исследуют А. Швец, И. Беднарский3, А. Мальгин, А. Никифоров, А. Ишин, С.Киселев, А.Дугин. Освещение проблемы конструирования принципиально нового типа региональной идентичности А.Мальгиным, А.Никифоровым4, подвергается критике и ставится под сомнение многими другими крымскими исследователями.

Кроме того, по интересующей нас проблематике существует огромное количество источников: нормативно-правовые акты, крымская пресса, периодические издания, множество положений и документов этнических

1 Григорянц В. К вопросу о государственно-конфессиональных отношениях в Украине и АРК. - Симферополь:
Крымский Архив, 2003. - 44с; Григорьянц В.Е., Ишин А.В., Шевчук А.Г. К вопросу о государственно-
конфессиональных отношениях в Украине и АРК. (издание второе, переработанное и дополненное).
Региональный информационно-аналитический центр - филиал Национального института стратегических
исследований в Автономной Республике Крым. - Симферополь: Крымский Архив, 2004. - 52 с.

2 Коростелина К.В. Система социальных идентичностей: опыт анализа этнической ситуации в Крыму. Вып I., -
Симферополь: Доля, 2002.-255 с.

3 Швец А.Б., Беднарский И.Г., Яковлев А.Н. Проявления социокультурной конфликтности в Крыму. // Культура
народов Причерноморья. - 2006. - № 73 - с. 165-176.

4 Мальгин А.В. Крымское сообщество: между прошлым и будущим. - //http: ;
Мальгин А.В. Новое в самосознании этнических групп Крыма. - // http:/Avww. .;
Никифоров А.Р. Этнические процессы в современном Крыму // Этнография Крыма X1X-XX вв. и современные
этнокультурные процессы: Материалы и исследования. - Симферополь, 2002. - С.94-98.

9 общин, освещающих политические, межконфессиональные, межэтнические проблемы.

Однако следует отметить, что в основном в работах крымских авторов изучаются отдельные аспекты межконфессиональных и межэтнических конфликтных ситуаций, имевших место в Крыму в постсоветский период, а также отдельные тенденции и процессы, происходящие в разных сферах общества.

Все сказанное свидетельствует об очевидной недостаточности тех усилий, которые прилагаются научной общественностью для изучения и осмысления процессов, составивших тему настоящей работы.

Цель исследования - исследовать (дать комплексную оценку) современной этноконфессиональной ситуации в АРК и предложить перспективы ее развития.

Автор исследования ставит следующие задачи:

  1. на основе анализа существующих социологических, культурологических концепций проблемы культурной идентичности и типов межкультурной коммуникации выявить этноконфессиональную составляющую культурной идентичности, рассмотреть возможные типы межкультурной коммуникации в Крымском регионе;

  2. рассмотреть формирование социокультурной идентичности крымских татар и славян в исследуемом регионе: дать характеристику первым формам культурных контактов православия и ислама на полуострове до присоединения его к Российской империи в 1783 г. и в течение следующих 100 лет после этого исторического момента;

  3. исследовать процессы реконструкции православия и ислама в Крыму, рассматривая их как составные части процесса возрождения религий на полуострове в постсоветский период;

  4. установить и проанализировать совокупность социокультурных факторов, определяющих характер и направленность межэтнического взаимодействия в АРК в постсоветский период;

  5. предложить механизм предотвращения конфликтов.

Объект диссертационного исследования - социокультурная ситуация в Автономной Республике Крым, сложившаяся после 1991 г.

Предметом исследования - этноконфессиональные взаимодействия, под которыми понимаются мотивы и сложившиеся стандарты взаимоотношений между основными этническими группами, проживающими на Крымском полуострове, а именно: русскими, украинцами и крымскими татарами.

Методология исследования. Тема предлагаемого исследования обуславливает необходимость применения комплексного междисциплинарного подхода к ее изучению.

Были использованы следующие методы исследования: исторический, историко-генетический и компаративный.

Сложность процесса формирования и функционирования межэтнических и межконфессиональных отношений предполагает использование системного и системно-функционального, структурно-функционального, структуралистского подходов к изучению центральной для настоящей работы проблемы.

Для того чтобы иметь возможность наиболее эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие и консультационно-методические функции в социально-культурной сфере, что крайне важно для культурной региональной политики, в работе был применен метод социокультурного проектирования.

В рамках диссертационного исследования использовались также частнонаучные методы познания, применяемые в социологических, психологических, этнологических исследованиях и опирающиеся на эмпирические данные.

Для научного отображения динамичности процессов социокультурного развития региона использовался картографический и статистический методы.

Эмпирическую базу исследования составили: 1. Нормативные правовые акты1;

Закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях». Принят в 1991 г.; Конституция Автономной Республики Крым. Принята на второй сессии Верховного Совета АРК 21 октября 1998 г. // 1 .htm.; Конституция Украины. Принята на пятой сессии Верховной Рады Украины 28

  1. Экспертные оценки отечественных и зарубежных ученых, опубликованные в периодической печати в 1994-2007 гг.;

  2. Исторические документы Государственного архива в АРК;

  3. Учредительные документы этнических общин Крыма;

  4. Статистические материалы о составе населения Крымского полуострова, количестве религиозных общин и культовых сооружений;

  5. Материалы крымской прессы, посвященные интересующим нас

вопросам;

  1. Материалы периодических научных изданий.

  2. Материалы различных конференций и круглых столов, проведенных в АРК в 2001-2006 гг.

Научная новизна и теоретическая значимость

Новизна данного исследования заключается в том, что автор впервые систематизировал и предпринял попытку дать комплексный культурологический анализ процессов, происходящих в социокультурной сфере в АРК после 1991 г., а также на примере АРК предложил аналитическую модель исследования взаимодействия культур в проблемном регионе, где имеют место сложные межцивилизационные взаимодействия.

На новом научном уровне проанализированы межэтнические, межконфессиональные взаимодействия на современном этапе в АРК. В диссертации впервые поставлен целый ряд проблем практического характера, заключающиеся в комплексном исследовании причин происхождения и условий протекания основных этноконфессиональных процессов в Крымском регионе.

Теоретическая значимость данной работы состоит в том, что автор предпринял попытку реконструировать модель социокультурных контактов в регионе, оценить ее возможные перспективы, а также предложил механизм профилактики конфликтов.

июня 1996 г. - Симферополь: «Таврия», 2007. - 40 с. - (Рус. яз.); Указ Президента Украины № 154/206 «Про рішення Ради національної безпеки і оборони України від 8 лютого 2006 року «Про суспільну ситуацію в Автономній Республіці Крим».

(Также результаты диссертации имеют теоретическое значение для дальнейших исследований в нескольких направлениях: углубление исторических поисков социокультурного развития региона; поиск цивилизационных предпосылок современной природы конфликтогенности. Кроме того, целесообразно соотнести крымскую проблематику с российским и общеевропейским опытом.

Практическое значение исследования. Диссертационное исследование имеет характер прикладного, направленного на трансформацию полученной культурологической модели проблемной ситуации, сложившейся в Крымском регионе, в стратегию и тактику наиболее эффективного ее решения с учетом культурных факторов и оснований. Автор исследования предлагает культурологический прогноз, а также конкретные стратегии для реализации в управленческих практиках.

Данная работа способствует активизации исследований в сфере этноконфессиональных взаимодействий на крымском пространстве.

Результаты этой работы могут быть использованы при исследованиях межкультурных взаимодействий и в других регионах при принятии конкретных управленческих решений, а также при оценке перспектив межрегионального сотрудничества.

Исследование может быть использовано при планировании межкультурных российско-украинских образовательных и бизнес-проектов, а также в учебном процессе при разработке спецкурсов по конфликтологии. В данной работе продемонстрирована возможность разрешения конфликтной ситуации, возникающей в результате стихийного взаимодействия конфессий и этнических групп в конкретной социокультурной ситуации. Отдельные выводы, сделанные автором диссертации, могут представлять интерес при решении практических вопросов предотвращения и урегулирования межэтнических конфликтов.

На защиту выносятся следующие положения:
1. Поликонфессиональность и полиэтничность на протяжении веков

характеризовали социокультурную ситуацию в Крыму. Тем не менее в данном

13
регионе именно геополитический фактор играл важную, если не
определяющую роль как в периодической смене доминирующих этнических
образований, которыми в течение последних семи веков является славянский
суперэтнос (русские, украинцы, белорусы) и тюркский этнос (крымские
татары), так и для той или иной конфессиональной модели. Обусловленные
этими обстоятельствами потенциальная конфликтность и перманентная
неустойчивость социальной ситуации на современном этапе развития АРК
привели к осложнению этноконфессиональных отношений и обострению
порождаемых ими проблем.
2. С конца 80-х — начала 90-х годов в АРК оформляется так называемый
крымский регионализм. В среде русскоязычного большинства в его основе
лежат либо ирредентизм и реюнионизм [от фр. reunion — соединение,
объединение], выражающиеся в требованиях пересмотра Закона СССР «О
передаче Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской ССР»
от 19 февраля 1954 года, либо представления об особости русскоязычного
крымско-славянского сообщества и о наличии у него собственных
интересов, отличных от интересов как Москвы, так и Киева1. Среди
крымских татар господствует стремление к созданию третьей модели
развития Крыма — национального крымско-татарского государства.
3. Существенные различия в оценке современной социополитической

ситуации в Крыму могут быть выражены посредством трех взаимопротиворечивых позиций: 1) украинское правительство, проводя необдуманное форсирование процессов украинизации, утверждает, что происходит трансформация как менталитета крымчан, так и их социокультурной самоидентификации; 2) многие российские политики полагают, что, даже несмотря на отстраненность правительства РФ от проблем соотечественников, проживающих в крымском регионе, полуостров остается и будет оставаться русским анклавом; 3) крымские татары,

Мальгин А.В. Новое в самосознании этнических групп Крыма. - // http// ww.archipelag.ru/authors/malgin/?Iibrary=l 172.

14
распространяя через СМИ информацию о том, что они являются коренным
народом Крыма, пытаются при помощи «идеологических симулякров» (т.е.
копий с копий несуществующих оригиналов)1, оказывать воздействие на
региональное общественное сознание.
4. В настоящее время в ходе политической борьбы в регионе делается

ставка на этноконфессиональные, культурные особенности менталитета
проживающих в Крыму представителей соответствующих социокультурных
общностей православных и мусульман, результатом чего становится
обострение отношений между ними. Вероятность возникновения конфликта
обусловлена подчеркнутой конфронтационностью участвующих в нем сторон,
которая возрастает как на уровне межэтнических отношений, так и в рамках
отношений между этническими элитами, политизацией существующих
межкультурных различий, накоплением неразрешенных проблем.
Недостаточный контроль государства над этими процессами может привести
к увеличению конфликтогенности в регионе.
5. В настоящее время все еще сохраняется возможность разрешения

сложившейся ситуации мирным путем, для чего необходимо осуществление политики, основанной на изучении социокультурных реалий и опирающейся на идею общности людей разных верований и культурных традиций по месту их рождения и/или проживания. Важнейшую роль в ослаблении напряженности в регионе способны сыграть разъяснение через СМИ основополагающих постулатов православия и ислама, беседы об общих корнях этих религий и о возможности достижения согласия между их адептами, призывы к самостоятельному чтению, изучению и толкованию Священного Писания. Инициаторами подобной просветительской и миротворческой деятельности должны выступать не только представители политических элит, но и рядовые члены различных этноконфессиональных групп. Необходимо реформировать законодательство в области свободы совести и религиозных организациях, разрабатывать модели диалога власти и национально-культурных организаций.

1 Бодрийар Ж. Система вещей. М: 1995.

Культурная идентичность как основа межкультурного взаимодействия

Межкультурные взаимодействия в контексте современной социокультурной ситуации в Автономной Республики Крым, как и много веков назад, развиваются в условиях полиэтнического и поликонфессионального общества.

В рамках данного исследования большое значение имеет понятие «идентичность», в частности, ее вид - культурная (этническая) идентичность, поэтому следует остановиться подробнее на понимании природы этого явления и его применения.

Процессы социализации и инкультурации предполагают усвоение индивидом системы культурных ценностей, правил и норм поведения того общества, к которому он принадлежит, определение собственного мнения среди своего близкого окружения с точки зрения экономической, религиозной, этнической и статусной принадлежности. Усваивая различные способы жизнедеятельности, каждый человек стремиться соответствовать господствующей в его обществе системе ценностей. Данное соответствие достигается путем само отождествления индивида с какими-либо ценностями, социальными группами и культурами. Такого рода самоотождествление определяется в науке понятием «идентичность»1.

Каждый индивид является одновременно членом нескольких социальных и культурных общностей, поэтому идентичность, как одна из основных характеристик людей — многообразна. Из всего многообразия чаще всего выделяются следующие виды идентичности: этническая, конфессиональная, политическая и региональная1.

Термин «идентичность» был введен в научный оборот американским психологом Эриком Эриксоном в 1960-х гг. Со второй половины 1970-х гг. это понятие прочно вошло в лексикон большинства социально-гуманитарных наук, привлекло внимание ученых различных направлений и положило начало многочисленным теоретическим и эмпирическим исследованиям проблемы идентичности. Понятие «идентичность» сегодня широко используется прежде всего в этнологии, культурной и социальной антропологии.

А.П. Садохин считает, что «идентичность» в самом общем смысле означает осознание человеком своей принадлежности к какой-либо социокультурной группе, что позволяет ему определить свое место в социокультурном пространстве и свободно ориентироваться в окружающем мире2.

Из всех видов идентичности для нас, прежде всего, интерес представляет культурная идентичность — принадлежность индивида к какой-либо культуре или культурной группе, формирующая ценностное отношение человека к самому себе, другим людям, обществу и миру в целом. Сущность культурной идентичности, по мнению А.ПСадохина, заключается в осознанном принятии индивидом соответствующих культурных норм и образцов поведения, ценностных ориентации и языка, понимании своего Я с позиций тех культурных характеристик, которые приняты в данном обществе, в самоотождествлении себя с культурными образцами именно этого общества3.

Формирование полиэтнического и поликонфессионального общества Крыма: исторические аспекты (до 1783 г. и после)

Крым, по справедливости, называют историческим перекрестком, местом встречи почти всех культур древности (скифской, эллинской, иудейской), культур средневековья (византийской, мусульманской, армянской, генуэзской) и нового времени (русской, украинской, белорусской и др.). В крымском регионе столетиями вырабатывается уникальный сплав - свыше ста этнических общностей со своими культурными традициями.

Исследователи истории Крыма О. И. Домбровский, Э. И. Соломонник, Л. Ф. Фирсов, А.Л. Якобсон и другие достаточно убедительно доказывают, что культура Крыма исторически и этногенетически представляет собой конгломерат культур народов Крыма (конгломерат, (лат.) - «скопившийся», «собранный», - соединение разнородных частей в некое целое, в котором, однако, составляющие его части сохраняют своеобразие). Каждая из культур, субъектом которой был тот или иной этнос, оставивший свой след и истории полуострова, внесла вклад в его культурное наследие, при этом, как правило, не утеряв своих характерных черт и свойств, а передав их иногда при исчезновении самого этноса в «наследованное пользование» пришедшему ему на смену этносу .

Ради политических интересов, чаще всего для обоснования притязаний на национальную принадлежность Крыма различные этнические группы объявляли древних обитателей полуострова своими предками. Один мудрый человек по поводу претензий на право называться «коренной нацией» заметил: коренные народы — это предыдущие завоеватели. Для истории - в особенности крымской - это аксиома .

В Крыму сошлись две мировые религии. Синхронно и диахронически происходило наслоение культур, языков. И многочисленные этнические группы, приходящие и проживающие на полуострове на протяжении многих веков конфликтовали друг с другом, а также умели найти способ мирного сосуществования. Зарождение православия в Крыму имеет огромное значение, как для самого полуострова, так и для всей России.

История христианства2 в Тавриде3 началась с первого века после рождества Христова. Здесь жили и совершали свои подвиги многие святые и мученики, сосланные или бежавшие во время гонений сюда - на окраину Римской, а потом Византийской империи. Благодаря этому Крым время от времени становился такой окраиной, которая в духовном отношении иногда становилась важнее центра. Именно здесь принял крещение святой равноапостольный князь Владимир. Крым стал колыбелью православной веры для всей Руси. С возвращением Крыма в состав империи Российской связано не только возрождение христианства на этой земле, но и множество исторических открытий в области истории Византии и Рима.

Проблема политизации межэтнических и межконфессиональных отношений

Особенность взаимодействия двух культур на полуострове обуславливают не только религиозные и этнические различия, не только такие ключевые факторы, как системы ценностей культур и институциональные аспекты. Также огромную роль играет политический фактор.

После распада СССР в Автономной Республике Крым произошел целый ряд политических, экономических, социокультурных кризисов. Это можно объяснить тем, что Украинское государство, в составе которого оказался полуостров, находилось в переходной стадии развития. И поиск собственного пути экономического, политического, культурного развития Крыма вполне закономерен.

Выбранный в 1994 году президент Крыма Юрий Мешков взял курс на тесное сотрудничество с Россией, был поддержан большинством крымчан, но не сумел грамотно разработать программу развития АРК и оправдать ожидания населения. После этого пост президента в Крыму был упразднен.

Другой аспект развития политических отношений в Крыму — крымскотатарский. До сих пор чрезвычайно болезненной темой для общественного мнения Крыма, особенно в среде крымских татар считается тема коллаборационизма в период оккупации Крыма немецко-румынскими войсками 1941-1944 гг.. Немцы были высланы с территории Крыма в августе 1941 г. Обвинение в массовом сотрудничестве с немецко-фашистскими захватчиками послужило обоснованием для принудительного выселения всех крымских татар с территории полуострова 18 мая 1944 г1. Кроме решения о депортации крымских татар Государственный Комитет Обороны СССР также принял постановление о депортации с полуострова армян, болгар и греков. Затем с крымских татар в 1967 г. это обвинение было снято как «огульное». И только в 1989 г. были сняты ограничения на возвращение в Крым, как крымских татар, так и депортированных граждан других национальностей. В соответствии с Декларацией, принятой Верховным Советом СССР 14 ноября 1989 г., признавались незаконными и преступными репрессивные акты против народов, подвергшихся насильственному переселению2.

Этот период истории оставил глубокий отпечаток в исторической памяти всех этнических групп, депортированных с Крымского полуострова, особенно глубоко и открыто он переживается среди крымских татар.

Результатом депортации четверти населения Крыма стало абсолютное доминирование славянских этносов на территории полуострова и вынужденное формирование рассеянного в основном по территории Средней Азии и Казахстана этнического присутствия крымских татар.

Таким образом, этническое доминирование русского этноса, достигнутое в Крыму еще до начала Великой Отечественной войны, усиленное депортацией основных носителей тюрко-мусульманской идентичности — крымских татар политикой русификации крымских славян в послевоенный период, связанный с особым военно-стратегическим и номенклатурно-рекреационным положением полуострова, в 1990-х гг. дополнилось процессом реконструкции этнического присутствия народов, репатриированных в Крым3.

Похожие диссертации на Этноконфессиональные взаимодействия в контексте современной социокультурной ситуации в Крыму