Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Культурно-антропологические основания философии языка В. фон Гумбольдта Панченко, Варвара Антоновна

Культурно-антропологические основания философии языка В. фон Гумбольдта
<
Культурно-антропологические основания философии языка В. фон Гумбольдта Культурно-антропологические основания философии языка В. фон Гумбольдта Культурно-антропологические основания философии языка В. фон Гумбольдта Культурно-антропологические основания философии языка В. фон Гумбольдта Культурно-антропологические основания философии языка В. фон Гумбольдта Культурно-антропологические основания философии языка В. фон Гумбольдта Культурно-антропологические основания философии языка В. фон Гумбольдта Культурно-антропологические основания философии языка В. фон Гумбольдта Культурно-антропологические основания философии языка В. фон Гумбольдта Культурно-антропологические основания философии языка В. фон Гумбольдта Культурно-антропологические основания философии языка В. фон Гумбольдта Культурно-антропологические основания философии языка В. фон Гумбольдта
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Панченко, Варвара Антоновна. Культурно-антропологические основания философии языка В. фон Гумбольдта : диссертация ... кандидата философских наук : 24.00.01 / Панченко Варвара Антоновна; [Место защиты: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена].- Санкт-Петербург, 2010.- 200 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-9/211

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Специфика культурфилософской концепции, В. фон Гумбольдта

1.1. Генезис культурантропологических и лингвофилософских идей Гумбольдта 13

1.2.Организмическая парадигма в культурфилософской концепции 27

1.3 .Понятие 40

1.4.Культурно-этническая проблематика в контексте сравнительной антропологии 55

Глава 2. Языковая картина мира как моделирующая система индивидуального и универсального в культуре

2.1. «Характер языка» и «характер народа» 68

2.2.Язык как инструмент интерпретативного познания национально- культурных картин мира 81

2.3 .Внутренняя форма языка и этнокультурная самобытность 89

2.4. Идеи Гумбольдта о соотношении идиоэтничности и универсализма в свете развития философии языка 98

Глава 3. Генетико-энергийная обусловленность языка как феномена культуры

3.1. Языковая способность в контексте филогенеза и онтогенеза 122

3.2. Язык как проявление деятельности «Национального Духа» 143

3.3. Языкотворческие процессы в контексте генетики культуры 159

3.4. Деятельностно-речевой динамизм в системе языковой коммуникации 170

Заключение 184

Список источников и литературы 187

Введение к работе

Актуальность исследования обусловлена тем, что современный этап интеграционных процессов в гуманитарном знании характеризуется настоятельной необходимостью генерализации накопленного опыта культурантропологических исследований языка. Ситуация развития языкознания начала-середины XX в. поставила на повестку дня вопрос о взаимосвязи языка и культуры. На рубеже тысячелетий стало окончательно ясно, что исследование языка не должно преследовать лишь внутриязыковые частные вопросы; на первый план выходит проблема человека и кулътуротворчества, и соответственно цели такого исследования становятся более широкими, обретая культурфилософскую перспективу. Такой подход является логическим продолжением всей предшествующей эволюции взглядов по данной проблематике, в том числе связанными с воззрениями выдающегося немецкого мыслителя В. фон Гумбольдта.

Научная актуальность работы определяется значением культурфилософской концепции языка Гумбольдта в истории культурологической мысли. В трудах Гумбольдта заложен большой фактологический материал, представляющий историко-философский и культурантропологический интерес в контексте исследований о соотношении языка и мышления, о культуре как родовой сущности человека, а также о характере взаимосвязи факторов языка в системе культуры. Постановка вопроса о способе связи между словом и понятием составляет одну из главных заслуг Гумбольдта перед мировым языкознанием. И в наши дни эта проблема находится в центре внимания как лингвистов, так и философов.

В этой связи возникает потребность обобщить обширное научно-
теоретическое наследие Гумбольдта, раскрывающее понимание языка как
одной из первооснов человеческой культуры. Значимость и приоритетность
культурно-антропологического подхода к лингвофилософским

исследованиям Гумбольдта не вызывает сомнений: она обусловлена определением самой природы языка с точки зрения его изначальных и фундаментальных связей с человеком, его особого места в культуротворчестве и способах познания мира.

Востребованность и актуальность идей Гумбольдта мотивируется также возросшим в последнее время всеобщим вниманием к вопросам межкультурной коммуникации1. Актуальные проблемы восприятия различных культур через языки, равно как отношения между социумами, культурами в континууме языка, непосредственно связаны с идеями,

1 См.:. Цивилизация: вызовы современности / под ред. М. С. Уварова. Спб., 2009; Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. М.: Слово, 2000; Тарасов Е. Ф. Межкультурное общение - новая онтология анализа языкового сознания. М.: ИЯ РАН, 1996; Трушина Л. Б. Диалог культур при профессиональном общении бизнесменов // Русский язык за рубежом, 1997. № 1-2; Дешериева Ю. Ю. Научно- художественная концепция диалога культур // Язык и культура: Материалы первой междунар. конф. Киев: Изд-во ун-та им. Т. Шевченко, 1992; Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М.: Рус. словари, 1992.

положениями, предвидениями Гумбольдта, обоснованными более ста пятидесяти лет назад. Благодаря своему эволюционистскому мировоззрению, Гумбольдт первым указал на истинное место языкознания среди наук о культуре, что вполне созвучно современным культурологическим представлениям.

Между тем, направление в исследовании языка, открытое Гумбольдтом и предусматривающее взаимосвязь менталитета человека с культурой, явно недооценивается. В этой связи представляется своевременным изучение концепции философии языка1 Гумбольдта, в рамках которой выявляется определяющая роль языка в этнической культуре и межкультурном диалоге. Творчество немецкого философа и лингвиста, взгляды которого не всегда интерпретировались как целостная культурфилософская концепция2, является актуальным предметом самостоятельного аналитического исследования.

Объект исследования - научное наследие В. фон Гумбольдта.

Предмет исследования - культурфилософская концепция языка В. фон Гумбольдта.

Цель исследования - анализ культурно-антропологических оснований философии языка В. фон Гумбольдта как системы взглядов и представлений и их культурно-историческое осмысление.

Задачи исследования:

> изучение всего комплекса опубликованных на немецком и русском языках работ Гумбольдта, а также наиболее значимых аналитических исследований его культурфилософской концепции, призванное рассмотреть формирование различных подходов к интерпретации его интеллектуального наследия; выявление источников и реконструкция развития культурфилософских и культурантропологических взглядов Гумбольдта;

^ установление роли организмической парадигмы в культурфилософском подходе Гумбольдта к проблеме развития языка как единого целостного организма;

^ рассмотрение теоретико-методологических и историко-лингвистических исследований Гумбольдта о роли и месте языка в системе межэтнических и межкультурных взаимодействий; рассмотрение его идей о соотношении идиоэтничности и универсализма в свете развития философии языка;

^ исследование эвристического потенциала теоретико-методологических подходов Гумбольдта к изучению роли языка в онтогенезе

Примечание: термины «философия языка» и «лингвофилософская концепция » являются синонимами. 2 См.: Гулыга А. В. Философская антропология Вильгельма фон Гумбольдта // Вопросы философии, 1985. № 4; Круглова Л. К. Гумбольдт и антропологический принцип в культурологии; Солонин Ю.Н., Забулионите А.-К. И. Наследие Гумбольдта и современная культурологическая мысль // Культурологические чтения. Научно-теоретический альманах. Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2005.

и филогенезе;

> осмысление взглядов Гумбольдта на социально-историческую и культурогенетическую обусловленность языкотворческих процессов.

Степень разработанности проблемы. Попытки осмыслить и реализовать в описании языков философские и антропологические идеи Гумбольдта имели место как в отечественной, так и мировой науке. В языкознании и философии возникли направления гумбольдтианства и неогумбольдтианства, сформировавшиеся в русле культурантропологической концепции языка Гумбольдта. В работах Х.Штайнталя, В. Вундта, Э.Гуссерля, Й. Л. Вайсгербера, А. А. Потебни, Г.Г.Шпета, П.А.Флоренского, А.Ф.Лосева, М.Хайдеггера, Э.Кассирера и др. отражается антропологический подход к языку, язык изучается в тесной связи с сознанием и мышлением человека, его культурной жизнью.

Антропоцентрический принцип языка, трактуемый Гумбольдтом глубоко и содержательно, рассматривается в современной философии и культурологии такими авторами, как Г. В. Рамишвили, А.В. Гулыга, Ю.Н. Солонин, А.-К. И. Забулионите, Н. В. Голик, Л. К. Круглова, Б.В. Марков и др. Антропоцентризм языка, как указывал в середине 70-х гг. Ю.С. Степанов, находит в современной лингвистике различные индивидуальные формулировки и оказывается связанным с исследованием широкого круга языковых явлений, отраженных в языковом сознании говорящих или же отражающих присутствие говорящего в акте речи и установлении системы его координат.

Исследования языково-культурологического плана, осуществляемые сегодня как в отечественном языкознании, так и за его пределами (например, работы В.Н. Телия, А. Вежбицкой), укладываются и в более широкое исследовательское пространство. В многотомном издании Лаборатории теоретического языкознания РАН были выдвинуты две глобальные проблемы такого исследования. Одна из них сформировалась как круг вопросов о том, какое воздействие оказывает сложившийся естественный язык на поведение и мышление человека и что дает в этом отношении существование у человека определенной картины мира. Другая - как человек воздействует на используемый им язык, какова мера его возможного влияния на него, какие участки языковых систем открыты для его лингво-креативной деятельности и вообще зависят от человеческого фактора (деиксис, модальность, экспрессивные аспекты языка, словообразование и т. д.). Заслуживает также внимания и постановка вопроса о сути языковой личности и природе ее творческой деятельности в языке в известных работах Б.А. Серебрянникова, Ю.Н. Караулова. Признание антропологического принципа в языкознании заслуживает внимания в связи с тем фактом, что многие ученые призывают превратить лингвистику и смежные науки в «когнитивно-прагматическую» науку (Ян Ньютс).

Следует также отметить, что в широком спектре научных работ, посвященных творчеству Гумбольдта, большое внимание по-прежнему уделяется его языкознанию. Об этом свидетельствуют труды Г.В.Рамишвили,

В. И. Постоваловой, В. А Звегинцева об энергетической деятельности языка, Н. Д. Арутюновой, Е.С. Кубряковой, В. А Масловой др. в свете когнитивной лингвистики и лингвокультурологии. Наиболее близко подошли к исследованной Гумбольдтом проблеме о смысле значения слова Э.Бенвенист, Г. Гийом, И. А. Бодуэн де Куртене, Н. Хомский, К.П.Зеленецкий, А,А.Потебня, В. В. Виноградов, Ж. Марузо, П. Риккер, П.Флоренский, Г.Шпет, М. М. Бахтин, А. Ф. Лосев, Л. Витгенштейн, Л.С.Выготский и др., разработавшие основополагающие положения философии языка, к которым могут быть соотнесены следующие: мышление и язык, мысль и слово нераздельны, значение слова не тождественно наименованию, оно устанавливается феноменологически и должно иметь свое феноменологическое объяснение.

Следует обратить внимание, что во всех этих публикациях в той или иной степени затрагивается состояние изученности обозначенной проблематики лишь в пределах языкознания. Вместе с тем понимание социального характера языка, ставшее главным теоретическим ориентиром нашей лингвистики, почему-то не отразилось на исследованиях, относящихся к гумбольдтовской проблематике. Обращавшиеся к гумбольдтианскому наследию авторы усматривали в его взглядах на язык логицизм, психологизм или упрощенную схему «дух народа - язык». Таким образом, культурному параметру языка по-прежнему уделяется мало внимания, если не считать незначительного количества на общем фоне работ Н. Д. Арутюновой, Е.С.Кубряковой, А.Д.Шмелева, Т.В.Булыгиной, В.Н. Телия, Ю.С.Степанова и др.

Следовательно, культурантропологическое направление изучения философии языка Гумбольдта, представляющее интерес для осмысления истории формирования и содержания культурологической проблематики, до сих пор в полной мере не разработано.

Положения, выносимые на защиту

1. Культурфилософская концепция языка Гумбольдта является глубоко
антропоцентричной. Личность выступает как продукт культурного процесса
и, вместе с тем, как личность творческая, созидающая культурную среду.
Культура (Bildung) как духовное развитие личности - высшая цель
человеческой жизни. Bildung - процесс самосовершенствования
индивидуума возможен лишь в языковом сообществе, в контексте
социальных отношений, являющихся необходимым условием культуры в
целом.

  1. Организмическая парадигма является основой философии языка Гумбольдта, применившего типологический метод на основании учения об организме как олицетворении идеи целостности. Данная парадигма способствует развитию целостного взгляда на культуру, органической взаимообусловленности всех ее подсистем и компонентов.

  2. Своеобразие Гумбольдта следует усматривать в философском осмыслении им факта многообразия языков. Трактовка Гумбольдтом разнообразия языков привела его к выводу о том, что в каждом языке

существуют определенные универсалии, способствующие сближению культур. Многообразие языков является незаменимым средством формирования представлений о мире человеческой культуры.

4. Основная идея Гумбольдта состояла в том, что за различными
языковыми формами ученый видел различия в способах мышления и
восприятия действительности и сделал вывод о том, что в языке воплощается
своеобразие культуры. Это научное открытие образует основу для
понимания категории внутренней формы языка, в основе которой лежит
тезис о творческой деятельности человеческого мышления. В определении
внутренней формы языка видно стремление Гумбольдта представить
специфический для данного языка способ объединения звукового материала
и психического содержания «духа народа».

5. Эволюционистский подход Гумбольдта к изучению языка может
быть определен не только как генетический, но и культурный. Благодаря
созидательному фактору языка в каждой сфере культуры происходит
очеловечение индивида. В этой связи анализируются эволюционистские
идеи Гумбольдта о динамике и стадиальности языкотворческих процессов.

Научная новизна исследования 1. Диссертация является научно-квалификационной работой, непосредственно сконцентрированной на осмыслении основных направлений философии языка Гумбольдта. Введены в научный оборот не исследовавшиеся прежде материалы по культурантропологической проблематике, связанные с философией языка.

  1. В процессе исследования проанализирован основной комплекс отечественной и зарубежной литературы, затрагивающей вопросы антропоцентрической природы языка. В результате выявлен концептуальный и конкретно-исторический потенциал дальнейших теоретических изысканий в области культурно-антропоцентрической тематики изучения языка.

  2. Систематизированы идеи, касающиеся учения Гумбольдта об отражении в языке глубинных и устойчивых черт национальной культуры, детерминирующих специфику всех других форм общественного бытия и обеспечивающих принадлежность человека к определенной социально-культурной и этнокультурной группе.

  3. Показано значение генетико-энергийного подхода Гумбольдта к изучению языка и культуры. В свете новых позиций были выявлены и проанализированы взгляды Гумбольдта на социально-историческую и культурогенетическую обусловленность языкотворческих процессов.

5. Впервые выявлены истоки культурогенетических идей в концепции
Гумбольдта как основы типологической классификации языков, оказавшие
влияние на институциональное зарождение отечественной культурогенетики.

Теоретическая и методологическая основа исследования

В контексте предпринятого исследования особенное внимание было

уделено концептуальным науковедческим подходам в области истории языка

И.Канта, И. Фихте, Г. В. Ф. Гегеля, Ф. В. Шеллинга, Г.Э.Лессинга,

И.Г.Гердера, И.В. Гёте, Ф. Шиллера, Ф. Г. Якоби, Ф. и А.Шлегелей,

Я.Гримма, Н. Я. Марра, И. И. Мещанинова и др. (анализ концептуального содержания лингвофилософских и культурологических теорий, типологической классификации языков, развитие языка как основной составляющей генетики культуры). Методологическая и теоретическая основа диссертации связана с концептуальными установками философского анализа и определяется применением общенаучного системного подхода (исследуется системно-целостный взгляд на язык: онтологически объект рассматривается как определенная целостность, доказывается приоритет динамического, процессуального подхода к языку над структурно-статистическим). Использованы логико-диалектический анализ предмета исследования, герменевтико-феноменологическая процедура выявления смысла. В основе исследования лежат принцип историзма и принцип системности в изучении феноменов языка и этнической культуры. В соответствии с избранными методологическими основаниями, на которые опирается настоящая работа, были определены методы исследования. Наибольшую эффективность показал широко использованный в ходе исследования генетический метод (анализ идей Гумбольдта о происхождении языка, этапы развития языка, вопрос порождения языка и его генетико-энергетическая деятельность). В качестве инструмента исследования применен комплексный этнолингвистический и исторический метод с использованием элементов компаративного и диахронического анализа, а также с учетом факторов экстралингвистического контекста.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что полученные автором выводы могут послужить теоретико-методологическими ориентирами в дальнейшей разработке философии языка как одного из важнейших направлений отечественной философии, лингвистики и культурологии. Проведённый культурантропологический анализ научного наследия Гумбольдта способствует углублению представлений о характере этносоциальной детерминации языка, тенденциях его развития и о роли языкового фактора в жизни индивида, этнического общества и поликультурного мира.

Практическая значимость исследования определяется самим фактом применения историко-культурного подхода к изучению наследия Гумбольдта. Исследование культурантропологических процессов развития языка представляют значимость в процессе обучения иностранному языку, ориентированному на межкультурную коммуникацию; при изучении философии культуры и философии языка, общего и сравнительного языкознания. Материалы исследования философской и сравнительной антропологии в научном наследии Гумбольдта могут быть использованы в осмыслении практики духовно-нравственного воспитания, осуществляемого в педагогических учреждениях и в семье.

Апробация диссертации. Основные положения и выводы диссертации апробированы в научных публикациях автора, а также изложены в сообщениях и докладах на международных и межвузовских научных конференциях:

выступление на Международном семинаре повышения квалификации преподавателей (Германия, г. Кассель, 10-22.09 2000г.);

доклад на Международной научно-практической конференции 30.01 -1.02 2008 г. «Культура и образование в XXI веке» (Санкт-Петербургский государственный аграрный университет (январь-февраль 2008 г.);

сообщение на ежегодных «Царскосельских чтениях» (Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина, апрель 2009);

сообщение на секции гуманитарных наук научно-практической конференции преподавателей и сотрудников Санкт-Петербургского государственного аграрного университета «Духовный опыт и его освоение» (29-30 января 2010 г.).

Структура и объем диссертации. Структура диссертационной работы определяется поставленными целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав (12 параграфов), заключения и списка использованных источников на русском и немецком языках. Общий объем исследования составляет 201с.

Генезис культурантропологических и лингвофилософских идей Гумбольдта

Культурная антропология ориентирована на изучение культур отдельных народов и человечества в целом. Однако постижение этнокультурных особенностей невозможно без предметного анализа конкретного человека, индивида как носителя этих особенностей. Поэтому культурная антропология включает в свой предмет исследование духовного развития личности и анализ представлений об институтах культуры этноса, в том числе и языке, которые представлены в универсальной интерэтнической форме. В структуре антропологических дисциплин культурная антропология занимает центральное место, поскольку в её рамках и её представителями были выработаны теоретические представления, характерные для антропологии в целом. В первую очередь это касается исследования человека как творца и творения культуры. По этому поводу В.Н. Скворцов пишет, что «в самом общем плане предметом культурной антропологии является Человек Творящий»4. Культурантропологический подход обстоятельно разработан в трудах Б. Малиновского5, К. Леви-Стросса6, Э. Фромма , А. Кребера , К. Клакхона и др.

В этом контексте представляют интерес культурно-антропологические идеи Гумбольдта, не потерявшие своей актуальности и сегодня. Характерной особенностью культурфилософской концепции Гумбольдта является антропологический принцип. Учение Гумбольдта посвящено человеку, взаимоотношению его телесных и духовных функций, цели существования. Антропологизм как неотъемлемая составляющая философской антропологии Гумбольдта сливается с органической теорией, которая в новоевропейской культуре становится ведущей парадигмой научного исследования как в области естествознания, так и в гуманитарных науках.

Антропология Гумбольдта — это «антропология цельности», где человек соответственно рассматривается как «первичная и неразложимая онтологическая величина в единстве всех своих сторон»10, трактуется как активное, деятельное, общественное существо, наделенное сознанием и свободой. Он противостоит миру как целостное единство, будучи погружен всем своим существованием в историю. Человек является творцом цивилизации и культуры, формирующей способность очеловечивать и облагораживать народы. В контексте философской и сравнительной антропологии Гумбольдтом рассматривается не только характеристика народа в целом, но и включаются также рассуждения о природе человека и его внутренней силе, миросозерцании, глубинах индивидуальности, мышлении и представлении, деятельности ума и деятельности чувств, об условиях, окружающих человека и оказывающих влияние на его свободу, о бытии и деятельности отдельных индивидуумов и зависимости их деятельности от силы духа народа, а также о роли языка в человеческой деятельности.

Специфика антропологии Гумбольдта определяет последовательное проведение холистического (целостного) взгляда на природу человека как существа не только духовного и разумного, но и «природного» (физического). В отличие от религиозно-богословских учений о человеке, опирающихся на категорию духа как религиозное понятие, Гумбольдт развивает «имманентный» вариант философской антропологии, где сущность человека понимается из самого человека и его духовного мира, при этом языку в определении сущности человека он придает ведущую роль. Как пишет В. И. Постовалова, «миропостижение человека, по Гумбольдту, 1) лингвоцентрично, то есть опирается на язык, 2) интерпретативно (и в этом смысле лингвоцентричное миропостижение есть вместе с тем и миросозидание), 3) энергийно (оно — живая деятельность духа), или, на языке современной интерпретации энергийной парадигмы Гумбольдта, — синергийно»11.

«Характер языка» и «характер народа»

Осознание теории «Bildung» привело Гумбольдта к повороту к языку и к языкам, к открытию того, что человек, которого он сначала определил как существо действующее, является также существом говорящим. Гумбольдт в этой связи размышлял, что всякое исследование смысла человеческой судьбы проходит через предварительное изучение языка, понятого им как место, в котором первоначально конструируется смысл. Великий немецкий ученый построил такую классификацию языков, которая не утратила своего значения по настоящее время. В добавление к трем типам языков — изолирующему, агглютинативному, флективному — он открыл также языки инкорпорирующие. Свой новый подход к факту различия языков Гумбольдт сформулировал следующим образом: различие языков есть явление интеллектуально-телеологическое, как средство формирования наций, как орудие создания многообразной и индивидуально-своеобразной интеллектуальной продукции, как творец такой общности народов, которая основывается на чувстве общности культуры и связывает духовными узами наиболее образованную часть человечества.

Изоляция, флексия, агглютинация и инкорпоривание относятся к числу фундаментальных свойств языкового механизма. Гумбольдт считал их осью, вокруг которого вращается этот механизм. Соотношение этих свойств в том или ином языке существенным образом определяет строевые особенности этого языка. Более того, они направляют развитие языка по определенному руслу, обусловленному господством в нем той или иной тенденции, которая в конечном счете и позволяет относить язык к тому или иному типу. Определение типового статуса языка не было для Гумбольдта самоцелью. Оно расценивалось им лишь в качестве отправного пункта для дальнейшей характеристики этого языка. Таким образом его общая типология языков переходит в учение о характере отдельного языка. Основная задача этого учения заключалась в определении наиболее характерных черт того или иного языка.

Всякий конкретный язык представляет собой, по мысли Гумбольдта, известную односторонность, которая, однако, дополняется другими, подходящими к ней, односторонностями, так что «несколько точно изученных языков дополняют друг друга своими преимуществами и недостатками». Тем самым Гумбольдт приходит к важной гипотезе, при помощи которой он пытается объяснить феномен многоязычия в мире как гносеологического явления: «Предположительно то же самое происходит со всеми языками, хотя многие из них гибнут, не достигнув полного расцвета; и предположительно собственно причина многообразия языков состоит во внутренней потребности человеческого духа производить многообразие интеллектуальных форм, которое обнаруживает свои границы неизвестным нам образом как многообразие живых природных образований».84 Он утверждает, что «всякий язык устанавливает духу тех, кто говорит на нем, известные границы, исключают прочих, задавая известное направление», поэтому основой для исследования языков является задача измерить языковую способность рода человеческого.

Сравнительное языковедение именно в гумбольдтовском понимании раскрывает суть культурантропологического обоснования сравнения языков. Рассматривать язык не как средство общения, а как цель в самой себе, как орудие мыслей и чувств народа и отдельного человека есть, с точки зрения Гумбольдта, основа подлинного языкового исследования, а такое исследование языка самого по себе тождественно изучению любого другого природного объекта.

Языковая способность в контексте филогенеза и онтогенеза

Гумбольдт понимает языковую способность не только как уникальный дар человека, но и как его сущностную характеристику. Он утверждает изначальное единство языка и мышления, языка и культуры. Он убежден, что язык не развивается по пути усложнения и совершенствования, а появляется сразу как сложная система, заложенная в человеке. Им высказывается идея существования языка как неосознаваемой формы и как интеллектуальной активности, проявляющихся в актах «превращения мира в мысли». Чтобы проникнуть в общую природу языка и иметь возможность трактовать его также и исторически, Гумбольдт разрабатывает диалектический метод исследования языка: всеохватывающее рассмотрение языков во всех их взаимосвязях и противоречиях с опорой на весь имеющийся материал, совмещение индуктивного анализа с дедукцией, совместное применение чистого мышления (логического анализа) и строго исторического исследования в соединении с философским рассмотрением общей человеческой природы и с историческим рассмотрением судеб различных народов. В акцентуации на историческом пути, так и равно философском, по Гумбольдту, лежит для сравнительной антропологии, опасность, которая кроется в односторонности. Соблюдение условия целостного рассмотрения языка требует выработки такого навыка исследования элементов и форм всех языков, который позволил бы видеть в них истечения общей, всеохватывающей «языковой способности человечества». Само понятие «языковое богатство» мира и стало основным при создании проекта Гумбольдта «систематической энциклопедии языков». Для него, как для философа и языковеда, безусловно, важнее всего показать, что язык сам по себе и для себя является наиважнейшим и общеполезнейшим предметом исследования, он составляет одну из общечеловеческих ценностей. Гумбольдт требует рассматривать язык с точки зрения его изначальных и фундаментальных связей с человеком. Необходимость этого вытекает, прежде всего, из философского анализа языковой способности (metaphysische Analyse des Sprachmoges), раскрывающего форму человеческого бытия, обусловленного языком. Свойство языковой способности охватывает всё человечество и является внутренним объединяющим началом человеческого рода. Однако оно не реализовано в одном (едином) человеческом языке, а осуществляется в многоликом воплощении многообразия языков, этом «богатстве мира». Без этого основного положения сравнение языков будет лишено общего исходного принципа, тем самым и смысла, так как будет утеряна нить, связывающая общее с частным, единство с многообразием.

Понятие «всеохватывающая языковая способность» позволяет Гумбольдту продемонстрировать, с одной стороны, изначальное единство всех языков, а с другой стороны, он предлагает использовать это понятие для выяснения того, как соотносится единая языковая способность человечества с разными культурами и как она проявляется в ходе исторического развития в разное время. Исходя из человеческой природы, языкознание должно разрешить и вопрос о том, — пишет Гумбольдт, - как всеобщий человеческий язык проявляется в отдельных языках различных наций. Другими словами, речь идет о том, как реально осуществляется языковая способность человека в разные эпохи и в разных концах земли. Поскольку врожденная способность к языку является общей для всех, то отсюда следует, что форма всех языков в своих существенных чертах должна быть одинаковой и всегда направленной к достижению общей цели. Различия могут проявляться только в средствах и только в границах, совместных в достижении цели, и каждый язык всегда остается отображением первоначальной языковой способности человека.

Похожие диссертации на Культурно-антропологические основания философии языка В. фон Гумбольдта