Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Культурно-исторические корни музыкального наследия тувинцев, его функционирование и модернизация в XX веке Сузукей Валентина Юрьевна

Культурно-исторические корни музыкального наследия тувинцев, его функционирование и модернизация в XX веке
<
Культурно-исторические корни музыкального наследия тувинцев, его функционирование и модернизация в XX веке Культурно-исторические корни музыкального наследия тувинцев, его функционирование и модернизация в XX веке Культурно-исторические корни музыкального наследия тувинцев, его функционирование и модернизация в XX веке Культурно-исторические корни музыкального наследия тувинцев, его функционирование и модернизация в XX веке Культурно-исторические корни музыкального наследия тувинцев, его функционирование и модернизация в XX веке
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сузукей Валентина Юрьевна. Культурно-исторические корни музыкального наследия тувинцев, его функционирование и модернизация в XX веке : дис. ... д-ра культурологических наук : 24.00.01 Кызыл, 2006 331 с. РГБ ОД, 71:07-24/13

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Активизация мирового научного интереса к различным аспектам этнических культур в настоящее время во многом определяется основными перспективами дальнейшего развития всего человечества. Многогранная проблематика взаимообус-. ловленности разнообразных типов и «обликов» этнокультурного опыта и его творцов, носителей и трансляторов норм, ценностей и образцов столь же эвристична, сколь и актуальна в современной ситуации. Именно потому, что культурное много- и разнообразие являет собой подвижную целостность традиционалистского и инновационного начал, оно не может не отражать влияния происходящих в мире изменений.

Рассмотрение аксиологического аспекта культурно-исторических корней традиционной культуры и музыкального наследия Тувы, динамики ее структуры обусловлены назревшей необходимостью научного осмысления ценностных ориентиров в контексте социальных преобразований XX века в условиях ценностных кризисов, ломки сложившейся системы и поиска новых культурных оснований. При этом изучение закономерностей формирования традиционных ценностных ориентиров и вектора их модификаций является наиболее актуальным для культурологического исследования. Предметная область рассмотрения проблем позволяет выйти за рамки специализированного музыковедческого исследования и расширяет возможности толкования структуры, положения и роли традиционной культуры тувинцев в социокультурном пространстве. Изменения в структуре традиционной культуры диктуют также обращение к категории «конфигурация культуры» в качестве аналитического инструмента, представляющего традицию как динамический феномен, сохраняющий большую или меньшую устойчивость в некоторых своих базовых параметрах, но относительно изменчивой в разнообразных частных проявлениях и формах.

В этой связи назрела необходимость многоаспектного изучения вопросов самоценной культуры тувинцев, и в частности традиционной музыкальной культуры, где наиболее ярко отражается вся сумма характерных признаков величайшего фонда материальной и духовной культуры.

Осознание возможных масштабов катастрофы малочисленных народов побудило ООН объявить в 1994 году 10-летие коренных народов мира.

С 1 января 2005 г. Генеральной Ассамблеей ООН провозглашено второе Международное десятилетие коренных народов мира. Председателем Правительства Российской Федерации от 27 мая 2006 г. № 758-р. подписано распоряжение «О подготовке и проведении второго Международного десятилетия коренных народов мира», в котором подчеркиваются приоритетные направления по сохранению культурной самобытности, языков, прав и чаяний коренных народов мира.

В российском обществе также осознана потребность в сохранении и развитии самобытных национально-культурных и культурно-исторических традиций народов Российской Федерации. Об этом свидетельствуют такие государственные документы, как «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (1992), Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» (2002), в котором даны четкие определения различных сторон понятия «наследие», Федеральная программа «Развитие и сохранение культуры и искусств Российской Федерации» (1997-1999), Федеральная программа «Формирование установок толерантности сознания и профилактика экстремизма в Российском обществе» (2001), «Концепция этнокультурного образования в Российской Федерации» (2005), рассматривающая этническую культуру как совокупность духовных и материальных ценностей того или иного народа (этноса). В нее входят не только национальные образы мира, менталитет народа, празднично-обрядовые и семейно-бытовые традиции, а также виды и жанры народного художественного творчества, в том числе и культурно-исторические корни музыкального наследия.

Настоящая работа направлена на изучение базовых параметров тувинской музыкальной культуры, которые, несмотря на социальные, экономические и политические преобразования, сохраняют своеобразную конфигурационную устойчивость, что само по себе является новым и актуальным.

Степень научной разработанности темы. Анализ научной литературы показал, что специального исследования культурно-исторических корней музыкального наследия тувинцев до настоящего времени не было. Однако, частично эта проблема затрагивалась в работах различных авторов.

Общая природа культуры как целостного явления рассматривается такими исследователями, как В. Е. Давидович, Ю. А. Жданов, Э. С. Марка-

рян, М. С. Каган, В. М. Межуев, А. И. Арнольдов, Э. А, Баллер, Н. С. Зло-бин, Ю. В. Бромлей, Л. Н. Коган, А. Я. Гуревич, Н. И. Конрад и др.

Национальная культура в ее диалоге с другими культурами рассмотрена в трудах отечественных исследователей М. Л. Абрамсона, М. М. Бахтина, Л. Н. Гумилева, Г. Г. Гачева, Г. В. Драча, Д. С. Лихачева, Ю. М. Лотмана, Е. М. Мелетинского, С. А. Токарева, А. Я. Флиера, В. А. Тишкова и зарубежных ученых - Л. А. Уайт, Д. П. Мёрдок, Ф. Боас, К. Гирц, Б. Малиновского, А. Л. Крёбера, Д. Фейблмана и др.

Историко-этнографическое направление исследования музыкальной культуры рассматривается современными учеными как целостное явление, которое отражено в трудах В. В. Асафьева, А. А. Банина, И. И. Земцовского, М. И. Имханицкого, К. В. Квитки, М. С. Кагана, В. В. И. В. Мациевского, Медушевского, А. С. Фаминицына и др.

В работах отечественных и зарубежных исследователей с использованием музыкальных инструментов А. Ф. Львова, М. Г. Харлапа, В. Н. Холоповой, Л. А. Мазеля, В. А. Цукермана, Л. Роуэла, Т. Левина, 3. Кодаи, К. Орфа рассматриваются вопросы структуры музыкальной культуры, стилистики, категории времени и пространства в музыке.

Ценнейший вклад в изучение этнической культуры и музыкального фольклора тюркоязычных народов Сибири в XVIH-XIX вв. внесли Д. Г. Мессершмидт, И. Г. Гмелин, Г. Ф. Миллер, П. С. Паллас, И. Г. Георги, В. В. Радлов, Н. Ф. Каганов, А. В. Адрианов, Н. Н. Костров, Н. М. Ядринцев, в работах которых представлены сведения об особенностях исполнительских традиций и музыкального инструментария.

Анализ тувинской традиционной музыкальной культуры в контексте данной темы реализуется с привлечением методов этномузыковедения, нашедших отражение в трудах А. В. Анохина, А. Н. Аксенова, Е. В. Гиппиуса, Ф. Я. Кона, П. К. Козлова, Н. В. Леоновой, Р. Б. Назаренко, Е. К. Карелиной, Л. Н. Арбачаковой, Б. П. Чернова, В. Т. Маслова, М. Г. Рабинович, Г. Б. Сыченко, 3. К. Кыргыс, К. Пэгг, Н. Т. Ултургашевой, М. Тонгерен и др.

Научные исследования шаманизма и шаманской музыки осуществлены в трудах М. Харнера, Ю. Пентикайнена, М. Хоппала, М. Уолкера, М. Элиаде, Ю. Шейкина (совместно с Саатмойнена, Саре Хено), Г. Сыченко, С. Кибировой, С. Тарбанаковой, А. Лукиной, В. Никифоровой, В. Киле, О. Мазур, Г. Солдатовой, О. Добжанской, В. Сузукей, Г. Отаи-ной, Н. Соломоновой, С. Елемановой, Н. Петрова и др.

Степень изученности тувинской культуры определяется многочисленными историческими, археологическими и этнографическими научными работами по истории и культуре Тувы и достаточным количеством монографических исследований, позволяющих выйти на определенный уровень историко-культурологических обобщений.

Своим необычайным разнообразием и широким распространением самобытная традиционная культура тувинцев привлекала внимание этнографов, историков, лингвистов, фольклористов, географов-путешественников, посещавших Туву в конце XIX — нач. XX вв. В своих кратких отчетах о поездке по Туве они дают подробные описания многих народных видов и жанров народного художественного творчества, особенностей обрядового фольклора. Вызывают интерес высказывания этих ученых о народной музыке. В частности, английский путешественник Д. Каррутерс услышав неповторимое своеобразие тувинской музыки, отметил: «Урянхайская (тувинская) музыка представляет собой интерес для исследователя-этнографа, так как является особенностью этого народа. Среди монголов нам никогда не приходилось слышать похожую на эту музыку». Известный сибирский фольклорист А. В. Анохин писал: «Горловое пение тувинцев стоит вне всех устоявшихся теорий и едва ли не составляет единственное явление в области вокального искусства».

Материальная и духовная культура тувинцев, религиозные обряды шаманства, буддизма и атрибуты культа нашли отражение в трудах Л. П. Потапова, С. И. Вайнштейна, В. П. Дьяконовой, Н. А. Алексеева, В. И. Басилова, М. Б. Кении-Лопсана, Д. С. Куулара, Н. Т. Ултургашевой, А. К. Кужугет, Б. И. Татаринцева, Н. Г. Курбатского и др. Значимость работ этих ученых состоит в том, что знание мировоззренческих основ позволяет глубже понять культурный контекст истории бытования традиционного фольклора и фольклорного творчества.

Более полные морфологические описания отдельных тувинских народных музыкальных инструментов приведены в фундаментальном труде А. Н. Аксенова «Тувинская народная музыка».

Монография А. Н. Аксенова о тувинской народной музыке — итог многолетней его работы во всех направлениях собирания и изучения народного музыкального искусства. Основной частью музыкальной публикации А. Н. Аксенова является антология жанров народной песни и инструментальной музыки, распространенных в музыкальном быту тувинцев. Она содержит в начальных двух разделах традиционные и современные песни, разделенные, в соответствии с народной терминологией,

на две жанровые группы: ырлар - в дословном переводе - «песни», в более узком значении - медленные песни лирического характера и кожамык -в дословном переводе — «присоединяемые», в значении жанрового названия - быстрые песни лирического и шуточного характера, исполняемые певцами. В третий раздел антологии входит сказка - сказание («тоол»), в четвертый - образцы сольного двухголосного горлового пения («хоо-мей»), в пятый, последний раздел — образцы народной инструментальной музыки. В нем даются подробные описания морфологии двенадцати музыкальных инструментов и расшифровки песенно-инструмен-тальной музыки. Это был первый опыт публикации мелодий горлового пения — «хоомея», песенной и инструментальной музыки тувинцев.

Многогранность искусства горлового пения «хоомей», образцы традиционных стилей сольного двухголосного горлового пения (стили: «каргыраа», «борбаннадыр», «сыгыт» и «эзенгилээр») позволяет рассматривать его в музыковедческом, культурологическом, историческом, философско-эстетическом, этнологическом, психо-физиологи-ческом, лингвистическом, фольклористическом, медицинском, акустическом аспектах.

Научная проблема настоящего исследования заключается в обострении внимания исследователей к судьбе этнокультурных традиций и к вопросам их сохранения не только в качестве реликтов народной памяти, но и продуктивно функционирующих текстов и артефактов в период интенсификации процессов глобализации, нарастания угрозы экологического кризиса и символико-игровой «калейдоскопичности» культуры постмодерна.

Оптимизация традиционных и инновационных элементов в тувинской национальной культуре является комплексной проблемой. Эта ситуация требует своего осмысления и разрешения адекватного современному состоянию тувинского этноса.

Объектом исследования являются феномены традиционной культуры этноментальной специфики культурного многообразия Тувы.

Предмет исследования - культурно-исторические корни музыкального наследия тувинцев, их функционирование и модернизация в историческом процессе.

Цель исследования заключается в выявлении объективных закономерностей сохранения и развития музыкальной культуры тувинцев, в том числе песенно-инструментального, трудового и обрядового фольклора как феноменов культуры.

Задачи исследования

  1. Выявить особенности процессов функционирования и модернизации традиционной культуры тувинцев.

  2. Эксплицировать категорию «кочевого культурно-хозяйственного типа» общественного устройства как «базисного условия» формирования звуковой культуры.

  3. Проанализировать изменения в функционировании и причины модернизации традиционной культуры тувинцев в период строительства социализма.

  4. Выявить основные направления и тенденции развития традиционной музыкальной культуры Тувы в постсоветский период.

  5. Изучить и обобщить все формы звукового поведения в музыкальной культуре тувинцев, связанные с трудовыми и обрядовыми действами.

  6. Определить структурные особенности бурдонно-обертоно-вой структурной организации звукового материала, главных элементов песенно-инструментальной музыки.

  7. Выявить этнографический ареал искусства «горлового пения», как яркий маркер интонационной культуры тюркоязычных народов Сая но-Алтая, с тяготением именно к Туве, как региональному историко-культурному центру.

Методологическая основа исследования. Музыкальная культура этноса представлена нами как система, которой присущи не только сложная, иерархическая организация, внутреннее и внешнее функционирование, но и саморегуляция, т. е. способность изменять свои состояния, историческая (пространственно-временная) динамика.

Решение исследовательских задач определяется потребностью в осознании особенностей современного состояния культурно-исторических корней музыкального наследия тувинцев, необходимостью ее более четкого функционального самоопределения, неопределенностью точек зрения по вопросу о фольклорном песенно-инструментальном обучении, что потребовало адекватной системы исследования.

Поскольку музыкальное наследие выступает как целостный феномен культуры, на разных стадиях проведения исследования использовались общие принципы системного подхода, сравнительно-типологический анализ, принцип историзма. Данные принципы являются общепризнанными способами познания культуры.

Учитывая специфику развития культурно-исторических корней бесписьменного музыкального наследия тувинцев, в основу работы был положен комплексный подход к изучению этого явления. Использовался синтез общенаучных и специфических для данного исследования методов и приемов анализа.

При рассмотрении проблем творческой самореализации, отправными положениями явились теоретические концепции ведущих представителей отечественной науки, таких как С. Н. Артановский, Е. В. Боголюбов, Е. А. Вавилин, Ю. Р. Вишневский, Н. С. Злобин, Л. Е. Кертман, Л. Н. Коган, В. Ф. Фофанов, П. А. Флоренский, Н. А. Бердяев, В. С. Соловьев, Н. О. Лосский, И. А. Ильин, М. С. Каган, И. С. Кон, А. Н. Леонтьев, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн.

Научная новизна работы заключается в следующем:

  1. Выявлены особенности процессов функционирования и модернизации культурно-исторических корней музыкального наследия тувинцев, необходимых для реальной оценки современного состояния традиционной культуры на основе историко-культурологического подхода.

  2. Эксплицированы мировоззренческие основы традиционных звуковых представлений тувинцев, сформированных на основе фольклорной традиции «кочевого культурно-хозяйственного типа» как основы бесписьменной музыкальной культуры.

  3. Зафиксированы и проанализированы особенности функционирования музыкальной культуры тувинцев в период строительства социализма и понимание музыкального наследия как неотъемлемой части целостной культуры тувинцев - кочевников.

  4. Обоснована методологическая стратегия исследования принципиальных музыкально-теоретических проблем, возникающих в связи с духовным возрождением и национальным самоутверждением в постсоветский период.

  5. Выявлены музыкально-стилистические особенности основных жанров традиционной музыки тувинцев и проблемы звуковой «материи», связанных с трудовым и обрядовым фольклором в условиях кочевого скотоводства.

  6. Определены особенности бурдонно-обертоновой структурной организации звукового материала тувинской инструментальной музыки, имеющей свои ценностные ориентиры в традиционной культуре.

7. Аргументированы положения об этнографическом центре происхождения и формирования искусства «горлового пения» на территории Саяно-Алтайского региона с тяготением именно к Туве, с лучшей сохранностью многообразия стилей, именно тувинского горлового пения. Тот факт, что в музыкальной традиции современных тувинцев, как в количественном, так и в качественном плане в наиболее рафинированном виде сохраняются самые яркие черты архаических пластов, позволяет обнаружить связь музыкальной системы с общекультурной моделью центрально-азиатского типа культуры.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Формирование традиционной музыкальной культуры тувинцев происходило на фоне кочевого образа жизни, в которой заложены как художественно-эстетические, так и хозяйственные, природосберегающие традиции (способы кормления скота, использование музыкально-интонируемых напевов при подзывании домашних животных, правила охоты и использование звукоподражательных эффектов при помощи манков и т. д.).

  2. Новые ценностные ориентации, связанные с идеологическими установками советского периода вызвали изменения в общественном устройстве кочевого культурно-хозяйственного типа как «базисного условия» функционирования традиционной музыкальной культуры и трансформацию ее структурных элементов.

  3. Традиционный образ жизни тувинцев как своеобразная форма сохранения музыкального наследия, мировоззрения, материальной и духовной культуры, истории представляет сложный мир. В период строительства социализма стали рушиться многовековые устои кочевого образа жизни. После распада СССР была обнаружена «эрзац-культура» - упрощенный набор «ценностей». Несмотря на все перипетии XX века, тувинская культура сохранила свою индивидуальность. Влияние классического искусства на дальнейшее развитие музыкальной культуры тувинцев проявилось в том, что получили развитие такие новые жанры искусства, как балет, опера и симфоническая музыка.

  4. На постсоветском пространстве, связанным с духовным возрождением народа, стало проведение различных творческих конкурсов, фестивалей, симпозиумов. Начиная с 1999 года в культурной жизни республики заметным явлением стал музыкальный фестиваль «Устуу-Хурээ»-«Верхний монастырь». Основная идея фестиваля — это идея веры,

взаимопонимания и гуманизма, толерантности и веротерпимости под девизом «От живой музыки - к живой вере». Основной принцип фестиваля — только живая музыка, никаких фонограмм.

  1. Музыкальные традиции тувинцев отличаются включенностью в контекст кочевой цивилизации. Многие формы и жанры архаических пластов трудового и обрядового фольклора, мелодических речитаций объяснимы сквозь призму традиционной хозяйственной деятельности, что позволяет обнаружить связь музыкальной системы с общекультурной моделью центрально-азиатского типа культуры.

  2. Бурдонно-обертоновая организация звукового материала традиционного песенно-инструментального музицирования - как самобытная особенность целостностой системы, репрезентирующая суперэтническую цивилизацию кочевых народов Центральной Азии.

  3. Важная роль искусства «горлового пения»- «хоомей» была обусловлена лучшей сохранностью, более тесной интегрированностью с этноконфессионаональной культурой, а также универсальностью и многообразием его этносоциальных функций - эстетических, медитативных, биоэнергетических, медицинских и акустических.

Теоретическая значимость работы заключается в определении адаптивных возможностей традиционной культуры в современном мире. Использование многообразного эмпирического материала в едином концептуальном подходе к решению поставленной перед данным исследованием проблемы, указывает не только на эффективность используемых подходов, их различие, но и на их некое внутреннее единство, что, естественно, ставит уже иную исследовательскую задачу, чем в данном исследовании, но все же позволяет указать на то, что в самой методологии наблюдаются процессы интеграции философского и гуманитарного знания. Проведенный комплексный анализ музыкального наследия тувинцев расширяет горизонты развития региональных культурологических исследований по национальным музыкальным культурам. В работе показана продуктивность культурно-исторического подхода к анализу музыкального наследия и зафиксировано многообразие теоретико-методологических оснований исследования, что утверждает принцип методологического плюрализма в культурологии. Эксплицируемый в исследовании многообразный эмпирический материал в едином концептуальном подходе к решению поставленных задач расширяет проблемное поле культурологии.

Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы в целях прогнозирования, проектирования и регулирования культурных процессов и также для ретрансляции культурного опыта в современную практику в соответствии с ценностными нормативами традиции.

С учетом неоднократных процессов трансформации аксиологических (ценностных) шкал в истории культуры Тувы в рамках одного столетия, материалы и теоретические выводы исследования могут быть использованы при разработке концепции культурной политики Тувы и других национальных республик Российской Федерации.

По теме исследования автором подготовлены методические пособия и рекомендации для кружков студий в учреждениях дополнительного образования, детских музыкальных школ, школ искусств по методике обучения на тувинских музыкальных инструментах. Выводы, полученные в процессе исследования, могут быть полезными и для развития тувинского, алтайского и хакасского этномузыковедения. Также результаты исследования внедрены в учебный процесс Кызылского училища искусств по специальности 0518 «Социально-культурная деятельность и народное художественное творчество» для специализаций «Народные музыкальные инструменты» и «Народное хоровое пение», Тувинского филиала Восточно-Сибирской академии культуры и искусств, Тувинского государственного университета на филологическом, историческом факультетах в блоках дисциплин национально-регионального компонента Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования.

Апробация работы. Основные положения диссертации были представлены на следующих конгрессах, конференциях, симпозиумах и семинарах: Всесоюзная научно-практическая конференция «Фольклор: проблемы сохранения, изучения и пропаганды» (Москва, 1988); Всесоюзная научно-практическая конференция «Проблемы бытования и изучения музыкальных инструментов народов СССР» (Алма-Ата, 1988); Всесоюзная конференция «Инструментальная музыка народов Поволжья, Урала и Сибири» (Йошкар-Ола, 1989); I Всесоюзная конференция «Варган (хомус) и его музыка» (Якутск, 1990); Международный конгресс «Варган (хомус): традиции и современность» (Якутск, 1991); Международная конференция «Шаманизм: генезис, реконструкция, традиции» (Якутск, 1992); Международный симпозиум «Чатхан - история и современнность» (Абакан, 1996); Международный симпозиум «Хоомей - культурный феномен

народов Центральной Азии» (Кызыл, 1992); Международный симпозиум «Хоомей - культурный феномен народов Центральной Азии» (Кызыл, 1995); Международный симпозиум «Хоомей - культурный феномен народов Центральной Азии» (Кызыл, 1998); Международный симпозиум «Хоомей - культурный феномен народов Центральной Азии» (Кызыл, 2003); Международный инструментоведческий симпозиум, посвященный 100-летию Е. В. Гиппиуса (Санкт-Петербург, 2003); 32nd International Congress of ICTM (Berlin, 1993); XXI European Seminar in Ethnomusi-cology (K6ln, 2005); International academic forum «Geopolitical Relations between Contemporary Mongolia and its Neihboring Asian Countries: Mongolia and Russia» (Taipei, 2005); International Congress «Musical Culture in Turkey Throughout History and the Museum of Music» (Istanbul, 2006).

Диссертация в полном объеме обсуждена на заседании сектора культуры и на заседании Ученого Совета Тувинского института гуманитарных исследований.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, примечаний и списка литературы.

Похожие диссертации на Культурно-исторические корни музыкального наследия тувинцев, его функционирование и модернизация в XX веке