Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Культурно-исторический анализ феномена маргинальности в западноевропейском Средневековье Истилеева, Альфия Бисенгалиевна

Культурно-исторический анализ феномена маргинальности в западноевропейском Средневековье
<
Культурно-исторический анализ феномена маргинальности в западноевропейском Средневековье Культурно-исторический анализ феномена маргинальности в западноевропейском Средневековье Культурно-исторический анализ феномена маргинальности в западноевропейском Средневековье Культурно-исторический анализ феномена маргинальности в западноевропейском Средневековье Культурно-исторический анализ феномена маргинальности в западноевропейском Средневековье
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Истилеева, Альфия Бисенгалиевна. Культурно-исторический анализ феномена маргинальности в западноевропейском Средневековье : диссертация ... кандидата исторических наук : 24.00.01 / Истилеева Альфия Бисенгалиевна; [Место защиты: Астрахан. гос. ун-т].- Астрахань, 2011.- 169 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-7/460

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Маргршальность как феномен культуры 14

1. Проблема маргинальное в истории европейской культуры: от Античности до Просвещения 14

2. Трактовка маргинальной культуры в научной мысли XIX-XX вв 43

3 Формирование маргинальной культуры в западноевропейском средневековом пространстве: социокультурный аспект 59

Глава 2. Феномен маргинальной культуры западноевропейского средневековья 78

1. Характеристика маргинальности в контексте формирования целостного образа средневековой европейской культуры 78

2. Выявление маргинальных групп и определение их статуса в средневековой европейской культуре 98

3. Маргинальные субкультуры европейского Средневековья 115

Заключение 152

Библиография 156

Введение к работе

Актуальность Культурная ситуация начала XXI в. характеризуется весьма сложными, многомерными процессами, происходящими в условиях глобализации. Глубокие технологические, социальные, экономические, политические и другие перемены, происходившие на протяжении предыдущего столетия обусловили большую «открытость» культур, высокую коммуникативность. Процессы интернационализации привели к размыванию социальных политических и культурных границ. Все это стало следствием массового появления новой маргинальной личности, находящейся между двух культур и не принадлежащей полностью ни одной из них. В современной постмодернистской культуре каждый человек близок к состоянию маргинальности и пограничности. Разрушение традиционных форм, цитатность, интертекстуальность, ирония, отказ от канонов, размытость (неопределенность), понимание мира как постоянно меняющейся, аморфной, многовариантной в своем развитии, реальности – все это привело к переосмыслению понятия маргинальности. Она изменила свой пограничный статус. В современной культуре невозможно дать четкое определение маргинальности. В условиях методологического плюрализма, постмодернисткого симбиоза крайне необходимо найти каркас, базис, некую основу, где можно выявить дефиниции и особенности социальных групп и отдельных личностей. За эталон можно взять культуру западноевропейского Средневековья. Ее цеховая регламентированность, иерархичность, ортодоксальность, унифицированность позволяет наиболее ярко дифференцировать феномен маргинальности.

Действительно, человек Средневековья не мыслил себя вне рамок социальных требований и стандартов, его статус задавался только причастностью к тому или иному объединению, к той или иной общественной позиции в иерархическом миропорядке. Если индивид выпадал из соответствующей его роду и профессиональной деятельности структуры, то он автоматически становился «изгоем». Именно поэтому, так опасно было потерять свое лицо, утратить имидж в глазах своих сородичей и коллег, представляющих единую социальную страту, но еще более страшным было изгнание, то есть лишение возможности общения с людьми своего круга, которое рассматривалось в качестве утраты собственной идентификации, то есть, по сути, было тождественно смерти. Именно синтез теорий маргиналистики и конкретного материала истории культуры западноевропейского Средневековья позволяет наиболее полно охарактеризовать и выявить феномен маргинальности.

Степень изученности проблемы. Феномен маргинальности в средневековой европейской культуре изучен достаточно обширно. Исследование проблемы маргинальности в теории и истории культуры имеет давнюю традицию и характеризуется многообразием научных исследований, как специальных, так и касающихся различных «пограничных» тем и проблем в исторических, философских, социологических, культурологических концепциях и теориях.

Важная роль в исследовании маргинальной культуры западноевропейского Средневековья принадлежит медиевистам, основателям «Новой исторической науки». Иной взгляд на средневековую культуру появился в XX в. у представителей Школы Анналов (Ф. Бродель, М. Блок, Ж. Ле Гофф, Н. Элиас, Ж. Дюби, К. Гинзбург). Они определили Средневековье как новый тип культуры, как фундамент и основу всей европейской цивилизации. «Эпоха Средневековья — это наши корни, наше рождение, наше детство, наша мечта о простой счастливой жизни, мечта, с которой так трудно расставаться». Также большой вклад в изучение данного феномена в культуре западноевропейского Средневековья внес немецкий исследователь Б.-У. Хергемеллер. Он выявил и проанализировал феномен маргинальности, определил ее границы и виды.

Данные историки-медиевисты по-новому взглянули на культуру западноевропейского Средневековья в целом, и опосредованно выявили и исследовали пласт маргинальной культуры в частности.

В отечественной историографии собственно анализ маргинальной культуры западноевропейского Средневековья связан с трудами философа и культуролога М. М. Бахтина. В своих работах он выделил смеховое начало культуры, показав миросозерцательную принципиальную важность народно-смеховой культуры. В свою очередь, историк и культуролог А. Я. Гуревич в средневековой культуре выделил «господствующее меньшинство» и «культуру безмолвствующего большинства». Он выявил антиномичность средневековой культуры через такие философские категории как время, богатство и труд.

В рамках философского дискурса можно выделить два основных подхода к пониманию маргинальности. В первом случае к маргиналам относят самих философов, их образ жизни и манеру философствования, которые подразумевали отказ от классических систем. Яркими примерами подобного подхода стали работы представителей школы кинизма и Ф. Ницше. Во втором случае анализируются философские работы, в которых был заложен к пониманию маргинальности и определению дефиниций. Эта традиция восходит к Платону, который размышляя об идеальном государстве, говорил о необходимости оградить общество от людей, быстро меняющих идентификацию. В XIX в. феномен маргинальности рассматривался в русле социальной философии в трудах Г. Зиммеля и К. Маркса. Основное внимание авторов акцентировалось на структурной маргинальности, которую они относили к части населения, лишенной гражданских прав, и чье отсутствие доступа к средствам производства и основной системе распределения приводило к бедности.

Особо можно выделить работу Р. Э. Парка, который ввел в научный оборот термин «маргинальность». Он определил природу маргинальной личности через конфликт, раздвоенность и социальную дихотомию.

В рамках междисциплинарного подхода при изучении феномена маргинальности в культуре западноевропейского Средневековья, необходимо выделить работы таких социологов как И. Гофмана, Ч. Кули, Т. Парсонса, Г. Беккера, которые, исследуя различные аспекты маргинальности, впервые применили здесь «символический интеракционизм», «теорию этикетирования» и этнометодологический подход.

Современные отечественные исследования в области маргинальности в большей степени относятся к социологии, культурологии, социальной философии и философской антропологии. Здесь можно отметить работы С. Л. Скорынина, А.Н. Гусева, Н. Е. Мельниковой, С. М. Логачевой, С. П. Гурина и др. Они специально не рассматривают маргинальность в культуре западноевропейского Средневековья, однако всесторонне исследуют проблему маргинальности с позиции социогуманитаристики, что позволяет глубже понять содержание, типологию, динамику данного явления, в том числе применительно и к эпохе Средневековья.

Целью исследования является определение статуса маргинальности в культурном наследии западноевропейского Средневековья.

Для достижения данной цели автором были поставлены следующие задачи:

- выявить теоретические предпосылки для начала специального изучения феномена маргинальности в рамках философской науки;

- обобщить социокультурные тенденции в историографии маргинальности XIX-XX в.в.;

-определить основные характеристики маргинальности для периода западноевропейского Средневековья;

-определить статус и границы маргинальности в западноевропейском средневековом пространстве через выявление антиномий официальной и народной культуры;

-определить различия между маргинальными группами и меньшинствами;

- выявить механизмы маргинализации в западноевропейской средневековой культуре;

-определить и охарактеризовать маргинальные субкультуры западноевропейского Средневековья.

Территориальные рамки исследования охватывают территорию Западной Европы.

Хронологические рамки исследования включают в себя период Средневековья.от его истоков V в. вплоть до XV в. В основе периодизации средневековой культуры - этапы развития ее социально-экономического фундамента – феодализма(генезиса, развития и начала кризиса феодализма).

Методологическая основа исследования. Основу теоретико-методологической базы данного исследования составляют основные принципы истории, социальной культурологии и философии. Важную методологическую роль имеет общенаучный системный подход, междисциплинарный (интегральный) анализ, а также синхронный и диахронный подходы в изучении маргинальной культуры западноевропейского Средневековья.

Источниковой базой исследования являются различные источники по изучению культуры западноевропейского Средневековья. В связи с междисциплинарным анализом проблемы феномена маргинальной культуры автор выделяет четыре группы источников, которые наиболее полно отражают феномен данного явления в истории средних веков:

Первую группу источников составляют философские труды и трактаты, в которых прослеживается генезис формирования понятия маргинальности. Это работы Диогена Лаэртского «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов», Платона, Аристотеля, Т Кампанеллы «Город Солнца», Т. Мора «Утопия», Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ф. Вольтера «Кандид, или оптимизм», Д. Дидро «Племянник Рамо», Ж.-Ж. Руссо;

Вторую группу составляют нарративные и философские источники: Августин Блаженный «Исповедь», «О Граде божьем», Фома Аквинский «Сумма против язычников», Пьер Абеляр «История моих бедствий», «Теологические трактаты», Я. Шпренгер и Г. Инститорис «Молот ведьм», Бернар Клервоский «О благодати и свободе воли», проповеди Б. Регенсбургского;

Третью группу составляют источники, в которых отражаются не только нормы существующей правовой практики, но и преобразующая воля законодателя, желающего эту практику изменить, а главное — попытка упорядочить общественные отношения, систематизировать социальные градации и ситуации. Наиболее полные своды законов, представленных в раннее средневековье - это Дигесты Юстиниана, в котором впервые юридически были заложены принципы брака. В эту же группу источников входят Саксонское зерцало, где дается классификация презренных профессий, Салическая правда. Различные уставы городов также характеризуют социально-сословное разделение. Это - Нюрнбергский устав о нищих 1478 г., Устав о нищих, Древнейшее городское право, Книги ремесел Парижа и др.

В четвертый блок источников входит средневековая литературная поэзия. Это поэзия вагантов, литература трубадуров и миннезингеров. Поэзию этих авторов причислили к маргинальной.

Отдельно выделяется каноническая Библия, как религиозный источник.

Научная новизна исследования. Общетеоретический и конкретно-исторический уровни изучения феномена маргинальности в работе объединены. Междисциплинарный гуманитарный подход позволил выделить различные формы маргинальности в культуре западноевропейского Средневековья.

- осуществлен комплексный междисциплинарный анализ маргинальности в истории средневековой культуры как самостоятельного культурного феномена. Философский, социокультурный и исторический анализ данного явления позволили выработать системный подход при изучении западноевропейской средневековой культуры;

- исследовано пространство маргинальной культуры, появляющейся на границе старой системы и сливающейся с новой. В связи с этим выводится относительная невозможность выявления позитивного, смыслообразующего начала маргинальной культуры. До XIX в. маргинальность воспринималась через отказ от культурной системы. Важным фактором в понимании маргинальности была ее синонимичность с понятием преступление.

- осуществлен культурно-исторический анализ феномена маргинальной культуры в средневековой западноевропейской культуре;

- маргинальная культура определена как культуроформирующее смысловое поле для средневековой культуры в целом. Маргинальность Средневековья это продукт девиации и стигматизации (наклеивание ярлыков), соответствующий конкретной исторической социальной реальности. Она занимает серединное положение между официальной и народной, так как расположена на окраинах этих культур и является показателем сложного функционирования и образования новой культурной системы. Неприятие средневековым обществом отдельных маргинальных субкультур повлекло за собой подчас переоценку всей системы ценностей и изменение культурной доминанты (переход от Средневековья к Новому времени). При этом маргинальность – одна из составляющих средневековой европейской культуры. Маргинальная культура выявляется в качестве связующего элемента дихотомической системы «элитарная - массовая; культура большинства - культура меньшинства». Элитарная и массовая культуры внутри себя распадаются еще на две подсистемы. Между ними и возникает маргинальная культура. Этот тип культуры указывает на открытость и незавершенность средневековой системы, и в то же время определяет ее способность к изменениям, к новации;

- выявлены и охарактеризованы маргинальные субкультуры западноевропейского Средневековья, ставшие основанием для формирования маргинальной культуры, ее дифференциации и характеристики.

Научная и практическая значимость работы. Основные выводы диссертационного исследования представляют практическую значимость при изучении маргинальной культуры западноевропейского Средневековья. Культурно-исторический анализ маргинальности позволил предпринять попытку комплексного изучения маргинальной культуры в западноевропейском Средневековье. Материалы исследования могут быть использованы при разработке и чтении курсов по истории и теории культуры, философии культуры, а также при разработке спецкурса по истории средневековой европейской культуры.

Апробация работы. Ряд основных положений работы прошли апробацию на ежегодных научных конференциях Астраханского государственного университета, а также в пяти статьях, опубликованных в региональной и всероссийской печати.

Структура диссертации и объем работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы.

Трактовка маргинальной культуры в научной мысли XIX-XX вв

В рамках настоящего исследования нам представляется важным проанализировать концепцию К. Маркса по вопросам изучения культуры как целого и маргинальной культуры как части этого целого. Уже в середине ХІХ в. произошла смена ведущих ориентации философского и научного познания. В XIV-XVIII вв. задача подняться с низкого уровня средневековой экономики на уровень индустриальной цивилизации обусловливала, прежде всего, потребность в познании законов природы, при этом человек рассматривался в системе природы лишь как один из ее элементов. В середине ХЕК в. центр тяжести познавательных интересов стал смещаться на само общество и человека, который рассматривался как составная часть различных общественных образований и носитель социальных отношений. Новая познавательная ориентация отражала объективную потребность в реорганизации социальной жизни людей. Особую актуальность этой проблематике придавало растущее рабочее движение, неоднократно приводившее к революционным потрясениям во многих странах. В эпоху индустриализма масса стала вторгаться в политическую и культурную жизнь. Этот феномен явился предметом философского осмысления теоретиками культуры. Широкую известность получили идеи «массового общества», элитарная критика «омассовления», деспотизма масс (Ф. Ницше, О. Шпенглер, X. Ортега-и-Гассет)105.

Сам К. Маркс в своих произведениях понятие маргинальное не использовал. Однако его изучение люмпен-пролетариата созвучно исследованиям в области маргинальной культуры. Описывая культуру в работе «Экономиче-ско-философские рукописи», немецкий философ пришел к выводу об определяющей роли материального производства в жизни общества, в работе «Критика политической экономии» в общих чертах разработал теорию прибавочной стоимости. Все существенные следствия прибавочной стоимости были описаны им в фундаментальном труде «Капитал»106. Здесь же он раскрыл механизм функционирования капиталистического способа производства, источник и сущность эксплуатации пролетариата буржуазией, нарастание основного классового антагонизма капиталистического общества.

Согласно К. Марксу, «...процесс, создающий капиталистическое отношение, не может быть ничем иным, как процессом отделения рабочего от соб ственности на условия его труда, - процессом, который превращает, с одной стороны, общественные средства производства и жизненные средства в капитал, с другой стороны, - непосредственных производителей в наемных рабо-чих» . Этот процесс привел к созданию не только армии наемных рабочих, но и огромной промышленной резервной армии, которая, с одной стороны, служила источником пополнения рабочего класса, а с другой — постоянно умножала ряды той части населения, которую процесс перераспределения собственности вытолкнул из общественных структур. По существу ученый исследовал экономический механизм постоянного воспроизводства «излишней» или «добавочной» части рабочего населения в процессе развития капиталистических производственных отношений, рассматривая ее как следствие свойственного капиталистическому способу производства закона народонаселения. Термин «маргинальность» в то время еще не употреблялся, однако описание К.Марксом той части населения, которая образуется вследствие действия свойственного капиталистическому способу производства закона народонаселения, созвучно концепции маргинальности, сложившейся в европейской истории. «Значительные массы людей, внезапно и насильственно отрываются от средств существования и выталкиваются на рынок труда в виде поставленных вне закона пролетариев»108. Относительно избыточное население, которое появляется в результате выражения основных противоречий капиталистического способа производства, К. Маркс обозначал как проблемное и разделял его на «социальный мусор» и «социальный динамит». «Социальный мусор» он характеризовал как достаточно дорогую, но безвредную ношу для общества109. Примером его в современных обществах служат пожилые люди, инвалиды, душевнобольные и умственно отсталые. «Социальный динамит», по его мнению, — это молодые, отчужденные и непостоянные в сво их политических взглядах индивиды и группы, которые представляют потенциальную базу социальных потрясений в обществе110. Кроме того, немецкий философ отдельно также выделял «низший осадою) избыточного населения, обитающий «в сфере пауперизма». Так, анализируя противоречия, присущие капиталистическому способу производства, он описывает механизм образования периферийных маргинальных слоев. «Поставленный вне закона пролетариат поглощался нарождающейся мануфактурой далеко не с той быстротой, с какой он появляется на свет. С другой стороны, люди, внезапно вырванные из обычной жизненной колеи, не могли столь же внезапно освоиться с дисциплиной своей новой обстановки. Они массами превращались в нищих, разбойников, бродяг — частью из склонности, в большинстве случаев под давлением обстоятельств»111. Исследователь указывает, что на основе относительного перенаселения складывается низший слой общества. К нему он причисляет бродяг, преступников, проституток, пауперов и их детей, опустившихся босяков, неработоспособных. Таким образом, в своих трудах К. Маркс показал, что абсолютный, всеобщий закон капиталистического накопления приводит к маргинализации. Он описал социально-экономические процессы, следствием которых является образование периферийных социальных слоев, теряющих возможности участвовать в жизни общества.

Формирование маргинальной культуры в западноевропейском средневековом пространстве: социокультурный аспект

Чикагской школы в социологии и деятельностью одного из ее основателей Роберта Эрза Парка. Исследуя деятельность иммигрантов, он увидел формирование личности нового типа. Рождается, новое понятие - «маргинальная личность». Согласно Р. Парку, «маргинальный человек» - «это человек, которого судьба обрекла жить в двух обществах и двух не просто разных, а антагонистических культурах. Например, индивид, у которого мать еврейка, а отец цыган, фатально обречен, расти под влиянием двух традиций. В данном случае можно говорить, что его разум - это плавильный1 тигель, в котором расплавляются и целиком или частично сплав ляются воедино две разные и невосприимчивые друг к другу культуры» . Ученый определяет природу маргинального человека через чувство социальной дихотомии, раздвоенности и конфликта, когда старые привычки отброшены, а новые еще не сформированы. Он отмечал, что появляется новый тип личности - маргинальный человек, как следствие длящегося, адаптационного периода, т.е. периода кризиса идентичности. Новый тип личности появился в результате социокультурного1 кризиса, связанного с деформацией мира ценностных установок; Стоунквист развил и переработал идею Р. Парка. Его теория закрепила . концепцию маргинальности, показав, что маргинальный человек - это ключевая фигура в кросскультурном взаимодействии. Социальным субъектом, участником культурного конфликта, становится индивид, находящийся :на краю каждой из культур, но не принадлежащий ни к одной из них.

Э. Стоунквист, описав расовые гибриды (англо-индийцев, мулатов в США, цветных Ямайки, метисов Бразилии) и культурные гибриды (европеизированных африканцев, денационализированных европейцев), использовал такие понятия как «маргинальная среда», «маргинальная ситуация» (на краю доминирующей; группы, никогда полностью не принимающей т.н. «культурные \ гибриды», так и группы происхождения, отторгающей их как отступников)1,40 для характеристики областей, где две культуры переплетаются, где осваиваю щая пространство культура комбинирует, объединяет особенности обеих культур. А в центре этого переплетения находится маргинальный человек.

Таким образом, теории маргинального человека Р. Парка и Э. Стоункви-ста свойственны социуму, который находится на этапе трансформации от традиционного к индустриальному. Маргиналом, по-определению, становится не только «этнический гибрид», но и иммигрант, испытывающий сложности при адаптации в меняющихся условиях урбанизации. Концепция маргинальности первоначально предстает как концепция маргинального человека. Р. Парк и Э. Стоунквист, описав внутренний мир маргинала, стали основоположниками теории психологического номинализма в интерпретации маргинальности. Они акцентировали внимание на маргинальности как следствии культурного конфликта. В дальнейших исследованиях она получила классификацию как культурная маргинальность, называемая еще референтной. Последующее теоретическое развитие концепции маргинальности сопровождалось все большей эластичностью восприятия и интерпретации данного феномена. В связи с тем, что предметом диссертационного исследования является маргинальная культура западноевропейского средневековья, мы считаем важным проанализировать европейскую школу маргиналистики. В русле европейской социологии формируется несколько направлений, изучающих маргинальность. Одно из них составляют исследования низшей ступени социальной иерархии. Категория людей, которая находится в маргинальном положении, обозначается как окраинная группа, «маргинальная группа», «проблемная группа», «социально презираемые слои». Исследователь М. Васкович причисляет к социальным маргинальным группам различные гетерогенные группы: цыгане, иностранные рабочие, гомосексуалисты, проститутки, алкоголики, наркоманы, бродяги, молодежные субкультуры, нищие, преступники и освобожденные уголовники141. Второе направление выделяет маргиналов, которые возникли на рынке труда. Им свойственен ряд отличительных черт поведения и установок, таких как бедность контактов, разочарованность, пессимизм, апатия, агрессия, девиантное поведение . Указанные группы рассматриваются как объект социального контроля определенных институтов. ЕГ европейской научной мысли также присутствует интерес к условиям, стимулирующим возникновение маргинальности и к индикаторам маргинального состояния. В качестве измерений маргинальности рассматриваются низкий уровень признания общеобязательных ценностей и норм, относительная депривация, социальная5 и пространственная дистанция, недостаточная организационная способность. По мнению М. Васкович, основная масса видов маргинальности образуется из структурных взаимосвязей и условий, связанных с производственным процессом, распределением доходов, пространственным размещением (образование гетто) . Фактор индивидуальности при таком подходе минимизирован. Таким образом, европейские исследователи представляют маргиналь-ность как результат процесса, в котором отдельные личности или группы отстраняются от участия в различных институтах, вытесняются на край основного течения жизни общества и теряют возможность участвовать в ней. Понятие маргинальности отождествляется с понятием «окраинная среда», «чужак», «аутсайдер». К ним относятся безработные, иностранные рабочие, этнические меньшинства144.

Впервые на этот факт обратили внимание представители американской школы символического интеракционизма (Дж. Г. Мид, Ч . Кули). Они предложили- теорию-символических форм, через которые человеческое сознание поддерживает постоянную связь с окружающим миром. Отдельный индивид строит свое- поведение при взаимодействии с другими людьми. Отношение к человеку детерминируется представлением других людей. Здесь решающим значением самости как феномена является рефлексия. «Социальная жизнь, такимоб-разом, зависит от способности индивидов воображать себя в других социальных ролях, а это принятие роли других зависит, всвою очередь, от способности индивида к внутреннему разговору с собой»145. Один из основателей символического - интеракционизма Джордж Герберт Мидфассматривал реальность как совокупность ситуаций, в которых действует субъект. Общество и социальный индивид при этом конституируются в совокупности процессов межиндивидуальных взаимодействий. «Стадии принятия роли другого, других, «обобщенного другого» - это этапы превращения организма в рефлективное социальное Я, состоящее из двух структурных составляющих — «I» и «те». «I» - это элемент спонтанного и бессознательного в индивиде, а «те» - совокупная точка зрения общества»146. Таким образом, Я» целиком социально и опосредуется языком и символами. Это распространяется на отдельного индивида.

Выявление маргинальных групп и определение их статуса в средневековой европейской культуре

Исследование маргинальной культуры невозможно без ее анализа в конкретно-историческую эпоху. До сих пор в определении содержания понятия маргинальности имеется немало трудностей. Во-первых, в практике использования самого термина сложилось несколько дисциплинарных подходов (в социологии, социальной психологии, культурологии, политологии и экономике), что придает самому понятию достаточно общий, междисциплинарный характер. Во-вторых, в процессе уточнения, развития понятия утвердилось несколько значений, относящихся к различным типам маргинальности. В-третьих, нечеткость понятия делает сложным измерение самого явления, его анализ в социальных процессах. В то же время достаточно распространенное и подчас произвольное употребление термина приводит к необходимости уточнения его содержания, систематизации различных подходов и аспектов его использования.

В связи с тем, что в отечественной науке феномен маргинальности в средневековье малоизучен, мы посчитали принципиально важным провести анализ данной культуры. Современное видение культуры изменяется в сторону множественности, темпоральности, сложности. Культура находится в постоянном развитии. Меняясь, она влечет за собой ее понимание как маргинальной. Реалии современности (кризис культуры, глобализация и интеграция мира, омас-совление культуры) делают необходимым обращение к проблеме маргинальности в свете изучения ментальных постановок.

Исследования в области истории маргинальной культуры предполагают использование междисциплинарного подхода, позволяющего провести анализ ментальных установок изучаемого общества. Культура - исторична. Преемственность и наследие — важнейшая предпосылка самого исторического существования культуры. Маргинальная культура не может существовать без ис тории. Для определения ее границ, рамок, ее сущностных характеристик, необходим ее анализ в конкретно-исторический период. Средневековая культура представляет собой уникальный культурно-исторический тип, который задал свои параметры при анализе маргинальности. Для этой эпохи была характерна жесткая регламентация и иерархизация. Все те, кто выпадал и социальной структуры, тотчас становился чужим. Во многих средневековых источниках, встречается понятие «чужой». Так, в книге ремесел Парижа, можно обнаружить следующее высказывание: «Если какой-нибудь чужак, знающий упомянутое ремесло, приходит в Париж и хочет работать в цехе, то, прежде чем, он начнет заниматься ремеслом в городе Париже, ему следует доказать мастерам цеха, что он знает ремесло и что он работал семь лет или больше. Всякий, кто допустит его заниматься ремеслом, прежде чем будет получено разрешение, уплатит 5 пар. су штрафа всякий раз, как будет уличен»200. В связи с этим, мы опираемся на взгляды немецких исследователей, для которых характерен подход к маргинальности в области социальной структуры как к общественной позиции, характеризуемой высокой социальной дистанцией по отношению к доминантной культуре «основного общества». Эта позиция находится обычно на низшей ступеньке иерархической структуры (в этом смысле «на краю») общества, а социальная категория людей, которые пребывают в маргинальном положении, здесь обозначается как окраинная группа (а также «маргинальная», «проблемная гругша», «социально презираемые слои»201, деклассированные). К ним относят также различные гетерогенные группы, такие как: цыгане, иностранные рабочие, гомосексуалисты, проститутки, алкоголики, наркоманы, бродяги, молодежные субкультуры, нищие, преступники и освобожденные уголовники . Особенно подчеркивается тот факт, что окраинные группы легитимируются как объекты официального контроля и определенных институтов; Большинство, видов маргинальное образуются из структурных условий, связанных с участием в производственном процессе, распределении до хода,; пространственном размещении (например, образование гетто). Маргинальный человек— «чужак» или «аутсайдер» в своем обществе. I

Исследуя культуру западноевропейского Средневековья можно; столкнуться с тем, что, например, хитрый обманщик, не имеет ничего общего с ограниченным от рождения, то есть умственно отсталым. И совсем неуместно ставить на одну доску объявленного еретиком и гробокопателя. Еврей же принадлежит к другой социальной категории, чем цыгане.

Прежде всего, необходимо обозначить различие между нижними слоями (бедными людьми) и маргиналами, то есть аутсайдерами. Обе эти категории не имеют ничего общего между собой, так как принадлежавшие к низшим слоям и группам не были бесправными и бесчестными. А, например, принадлежавшие к зажиточным и так называемым «ведущим» слоям могли считаться маргина лами и бесчестными в силу социокультурных изменений. Таким образом, мож но констатировать родственность проблематики бедности и низших слоев, ос нованную, в первую очередь, на том, что налицо определенная, связанная со специфическими слоями, близость экономически бедных и маргинализирован ных. А также и на том, что стигматизация должна была вести к лишению средств, то есть к бедности, что отчетливо прослеживается в культуре Средне вековья. Если в широком смысле под понятием «бедный» понимать всех, кто находится постоянно или временно в ситуации общественной слабости, зависимости или унижения, тогда понятие бедности и маргинальное полностью теряет очертание и охватывает аморфную, в любом случае, большую часть всего общества. И хотя ничто не говорит против того, чтобы в широком смысле экономически слабых подчинить маргинальным группам или «поселить» их на обочине общества, следует обратить внимание, что при таком широком восприятии понятия, достаточно проблематично обозначить группы «большинст ва» (то есть группы, составляющие большинство населения) в качестве маргинальных групп.

С помощью понятия «слой» в исследовании была сделана попытка пере-вести диффузное понятие «бедности» или низших социальных групп в аналитические и количественные категории в Западноевропейском средневековом обществе. Понятие «нижнего слоя» обозначает, таким образом, группу низших плательщиков налогов и не платящих налоги, то есть в целом всех подмастерь-ев и учеников, поденщиков и наемных работников в гавани, солеварне, стройке, в винных и горных работах.

Нивелирование понятия маргинальных групп и нижних слоев опирается, предположительно, на Западноевропейские традиции XIX в. В этот период широко и не дифференцировано говорилось о «черни», «сброде», о народных массах, о бедных или пролетариате. К. Маркс, например, использовал понятие «люмпен пролетариат», в целом обозначавшее те круги лиц, которые в неорганизованной форме существуют внутри оплачиваемого рабочего класса. Карл Маркс в «Капитале» причисляет к «собственно люмпен-пролетариату» «бродяг, преступников и проституток»202. К. Маркс, таким образом, не выделяет отдельно маргинальную группу, а располагает ее на границе. Первоначально нищие и нищенки в раннее средневековье все же подлежали не специфическому табуизированию, а подозрению в нечестности и уголовщине. Низшие не имели устоявшегося места в рамках общества, и рассматривались в качестве бесполезных для человеческого сообщества. Не только в имперских областях, но и в Италии Франции, Англии в позднее средневековье можно наблюдать усиливавшееся неприятие относительно нищенского образа жизни. Сатиры, проповеди, шванки, городские предписания и угрозы наказаниями главным образом направлены на ту же цель, а именно, на уменьшение числа нищих. Они содержатся также в жалобах о лже нищих, «faux mendiants r , которые зачастую включаются в длинные списки. К вреду настоящих бедных и калек в эти списки нередко включались шарлатаны, мнимые калеки, псевдо-пилигримы и мошенники, знахари и шулеры, подделы ватели реликвий и лже-святые. Они и составляли пестрое и смешанное воинст-; во странствующих в культуре западноевропейского Средневековья.

Маргинальные субкультуры европейского Средневековья

В связи с тем, что маргинальная культура в западноевропейском Средневековье воспринималась как контркультура по отношению и к официальной, и к народной, перед нами возникает задача определить статус маргинальной культуры через характеристику ее субкультур. В современных исследованиях по данному периоду времени практически отсутствует анализ субкультур и их дифференциация.

К маргиналам в средние века относили тех людей, которых презирали, считали «отбросами общества». Включив в себя некоторые категории париев, общество одновременно держало на подозрении ряд ремесел. «Варваризация оживила многие атавистические табу. Табу на кровь против мясников, палачей, хирургов и даже солдат. Табу на нечистоты затрагивало сукновалов, красильщиков, поваров, прачек. Маргиналами считали повитух, цирюльников, живодеров. Палачей всегда старались обойти стороной, поскольку их «облик» приводил «честных» людей в ужас, а прикосновение к одежде палача вело, как считалось, к ужасным последствиям»215. Однако под напором экономического и социального развития шло разделение труда, возвышение ремесел. Все это привело к резкому сокращению числа незаконных презренных ремесел. Так, францисканский проповедник Бертольд Регенсбургский уже в XIII в. разделил «все со-стояние мира» на единую семью Христову, за исключением евреев, жонглеров и бродяг, составивших семью дьявола» . Он впервые вывел отдельные про фессии из социокультурного ядра официальной культуры. При этом в разряд бесчестных были включены другие категории париев, которые и составили феномен маргинальности в средневековой культуре. «Новые границы презрения разделяют новые сословия, и даже профессии. Чрезмерное дробление профессий приводит к тому, что в 1292 г. в Париже, согласно регламенту их было 130: 18 связанных с продовольствием, 22 в работе с металлами, 22 ткаческие и коже-венные, 36 в изготовлении одежды и так далее. Это горизонтальное дробление. Но существовало и вертикальное деление: дискриминация отбросила к низу социальной лестницы ткачей и в еще большей степени сукновалов и красильщиков; холодных сапожников; хирургов и цирюльников — аптекарей ниже вра-чей» . Общество, таким образом, пыталось маргинализировать отдельные профессии. В известном памятнике средневекового права «Саксонском зерцале» говорится «наемные бойцы (в судебном поединке) и их дети, актеры и все, незаконно рожденные и осужденные за кражу и грабеж — все они лишаются прав» . Это достаточно раннее по времени свидетельство примечательно провозглашением бесправных, с точки зрения современности, двух профессиональных групп - наемных бойцов и артистов. «Бесчестные профессии», уголовники, так называемые «иные», отличавшиеся в религиозном и этническом отношении, и многие другие в Средние века могли подчиняться вердикту о лишении прав, а заодно и чести.

В связи с многообразием маргинальных групп в рамках диссертационного исследования мы применяем четырехчастную модель членения немецкого исследователя Б.-У. Хергемеллера. Конечно, любая дефиниция ограничена и, поэтому подвергается критике. Понятие "Randgruppen"" , характеризующееся категориальной неопределенностью нуждается в подробном анализе. Перед нами стоит задача доказать тот факт, что именно четырехчастное членение наглядно доказывает то обстоятельство, что многие Randgruppen принципиально отличаются друг от друга. Особенностью является то, что само население и коммунальные власти в своем сознании уже дискриминировали потенциальных маргиналов на ряд групп: "бесчестные профессии", "физически иные", "этноре-лигиозные", и "демонизированные".

В маргинальной культуре средневекового общества выделяются некоторые ремесла, которые, хотя и считались «не престижными», однако в социаль ной жизни города играли незаменимую роль. Условно эти профессии мы обо значили как «бесчестные». К ним относятся живодеры, палачи, цирюльники, проститутки и ростовщики. J Причина отнесения этих профессий к «бесчестным» была заложена в понимании того, что эти виды услуг «грязные и отталкивающие». В «честных» цехах не терпели ни одного сапожника, который содрал или дубил шкуру жи вотного, дабы сшить из нее обувь. К этим лицам принадлежали награжденные насмешливыми или эвфемическими прозвищами чистильщики клоак, подме тальщики улиц, чистильщики каминов и трубочисты. На практике это означало дополнительный позор, когда другие группы, очень часто палачи, иногда евреи или проститутки, принуждались к соответствующей деятельности.

Похожие диссертации на Культурно-исторический анализ феномена маргинальности в западноевропейском Средневековье