Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Неомифологизм в художественной культуре США XX в. : На материале произведений У. Фолкнера и Дж. Апдайка Пудовочкина, Наталья Евгеньевна

Неомифологизм в художественной культуре США XX в. : На материале произведений У. Фолкнера и Дж. Апдайка
<
Неомифологизм в художественной культуре США XX в. : На материале произведений У. Фолкнера и Дж. Апдайка Неомифологизм в художественной культуре США XX в. : На материале произведений У. Фолкнера и Дж. Апдайка Неомифологизм в художественной культуре США XX в. : На материале произведений У. Фолкнера и Дж. Апдайка Неомифологизм в художественной культуре США XX в. : На материале произведений У. Фолкнера и Дж. Апдайка Неомифологизм в художественной культуре США XX в. : На материале произведений У. Фолкнера и Дж. Апдайка Неомифологизм в художественной культуре США XX в. : На материале произведений У. Фолкнера и Дж. Апдайка Неомифологизм в художественной культуре США XX в. : На материале произведений У. Фолкнера и Дж. Апдайка Неомифологизм в художественной культуре США XX в. : На материале произведений У. Фолкнера и Дж. Апдайка Неомифологизм в художественной культуре США XX в. : На материале произведений У. Фолкнера и Дж. Апдайка
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Пудовочкина, Наталья Евгеньевна. Неомифологизм в художественной культуре США XX в. : На материале произведений У. Фолкнера и Дж. Апдайка : диссертация ... кандидата культурологии : 24.00.01. - Саранск, 2005. - 160 с.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. МИФ И НЕОМИФ КАК КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 13

1.1. Интерпретации мифа в западноевропейской и отечественной гуманитарной мысли конца XIX-XX вв. 13

1.2. Неомифологтм в общекультурном и художественном сознании Нового и Новейшего времени 41

ГЛАВА 2. НЕОМИФОЛОГИЗМ У. ФОЛКНЕРА И ДЖ. АПДАИКА 64

2.1. Специфика «мифического царства» У. Фолкнера 64

2.2. Использование мифологических структур в творчестве Дж. Лпдайка 97

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 132

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 136

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Активное обращение искусства и литературы к различным формам мифомышления - одна из важных тенденций их развития в XX веке. Мифологизирование, осуществляющееся в рамках различных творческих методов, направлений и стилевых течений, - это диалог художника с одной или несколькими религиозно-мифологическими системами, в той или иной степени опосредованный традицией «большой культуры». Миф привлекает писателей, композиторов, кинематографистов не просто как исходный сюжетный материал, но прежде всего как специфическая художественная система, имеющая свои законы и логику строения.

Очевидно, что разрушение устойчивых этических ориентиров, смещение нравственных категорий, не могло не привести к перестройке самосознания человека. Миф оказывается воплощением вневременных и внеиндивидуальных ценностей, поэтому именно в нем видится универсальный способ раскрытия основных проблем и противоречий современности. Миф представляет единую точку зрения, внеличностный взгляд на мир, позволяя, таким образом, создать относительно твердую позицию в его художественном осмыслении. Мифологическому тексту присуще особое смешение изобразительно-выразительных средств, их идейные и структурно-композиционные функции весьма разнообразны, приращение смысла за счет использования мифа в художественных тканях произведения огромно и не поддается одностороннему истолкованию.

Столь активный интерес к мифу вызван следующими причинами: актуальность мифа осознается в русле интереса к архаическим традициям, миф рассматривается как материал, позволяющий вскрыть специфику архаического мышления - своего рода «первоосновы» ментальности современного человека; с помощью мифа представляется возможным решение глобальных проблем бытия - внеисторическое прошлое мифа трактуется как символический первообраз тем, значимых во все времена.

Наиболее актуальным является сегодня исследование функционирования мифа в авторских художественных мирах XX в. В контексте нашего исследования Уильям Фолкнер (1897-1962) и Джон Апдайк (р. 1932) являются наиболее репрезентативными писателями США XX в. Миф для этих писателей является важнейшим средством перехода к макроисторическим масштабам, выхода за социально-исторические и пространственно-временные рамки ради выявления вечных моделей личного и общественного поведения. Исследование своеобразия использования мифологических структур в их произведениях способствует углубленному осмыслению и актуализации их творчества для российского читателя. Произведения Фолкнера «Шум и ярость», «Свет в августе», «Авессалом, Авессалом!», «Сойди, Моисей», «Притча» и роман Апдайка «Кентавр» наиболее полно воспроизводят мировоззренческие концепции авторов.

Степень научной разработанности проблемы. Мифы (в особенности греческие, библейские) на протяжении последних двух столетий изучены объемно и глубоко. В обиход науки вовлечен колоссальный фактический материал. Основательно разработан ряд мифологических теорий, серьезно исследована сама история изучения мифов.

Вопросы теории мифа в гуманитарной мысли XIX-XX вв. затрагиваются в исследованиях С.С. Аверинцева, Д.Н. Затонского, СМ. Ивановой, А.С. Кири-люк, Ю.М. Лотмана, Е.М. Мелетинского, И.И. Толстого, А.Л. Топоркова, В.Н. Топорова, И.М. Тройского, Б.А. Успенского, И.Г. Франк-Каменецкого и др. Большой вклад в исследование поэтики мифа внес М.М. Бахтин своим анализом карнавала и народного смехового творчества.

В отечественной науке теории мифа изучались также в области этнографических исследований, в религиоведческом аспекте и в области филологии. Предметом исследования становились соотношение мифологии и религии, религии и философии, отражение в мифах различных обычаев и верований. Эти аспекты изложены в трудах А.Ф. Анисимова, В.Г. Богораза, A.M. Золотарева,

М.Ю. Смирнова, С.А. Токарева, Р.П. Трофимовой, Ю.П. Францева, Л.Я. Штернберга и др.

Сущности первобытной мифологии и тенденциям ее эволюции посвящены работы Ф.Х. Кессиди, М.И. Шахновича; рассмотрение мифа как самого бытия, реальности, а не предшествующей философии формы общественного сознания, принадлежит трудам А.Ф. Лосева; вопросы соотношения древней и современной мифологии поставлены в работах Ю.М. Антонина; проблемы исследования социальной мифологии представлены работами Т.М. Алпеевой, П.С. Гуревича, Е.И. Карева; структура мифологического мировоззрения нашла свое отражение в трудах А.Ф. Кофмана, Д.Н. Низамиддинова, Г.Н. Оботуро-вой, Д.Н. Пашининой, В.Я. Петрухина, Е.Н. Ростошинского, СВ. Саакяна, Е.Б. Сахаровой, А.В. Смирнова, М.Ю. Тимофеева, В.П. Шестакова, Е.Г. Яковлева.

Вместе с тем в научном рассмотрении мифологии налицо некоторая неравномерность, имеют место «белые пятна». В центре внимания гуманитариев - исторически ранняя мифология, мифотворчество же близких нам эпох освоено гораздо менее широко и тщательно.

Феномен неомифологизма исследуют З.Г. Минц, К.Ф. Пчелинцева, В.П. Руднев, СП. Толкачев, СЮ. Толоконникова и др. Взаимосвязь мифа (неомифа) и искусства XX в. рассматривают СП. Батракова, И.В. Клюева, Н.Н. Суворова и др.

Аспекты взаимодействия мифа и художественного творчества оказались в поле зрения А.Д. Арахимии, А.З. Белорусца, И.Ф. Борисовой, И.Л. Бражникова, А.Н. Веселовского, Л.В. Воеводиной, Н.Г. Владимировой, Ю.Ю. Гавриловой, А.Б. Галкина, П.П. Дмитриева, М.И. Кирина, Т.К. Лозович, Е.М. Мелетинского, Н.Э. Михайловой, Д.Н. Низамиддинова, А.Е. Нямцу, СИ. Скоринова, Н.Н. Суворовой, СМ. Телегина, Г.А. Тиме, Е.В. Хализева и др.

В работах последних лет неодЕЮкратно предпринимались попытки классифицировать различные формы использования мифа в литературном произве-

дении. Наиболее авторитетными являются классификации Ю.М. Лотмана, Е.М. Мелетинского, З.Г. Минц, М.И. Стеблин-Каменского, М.Н. Эпштейна. Специфика использования архетипических образов в художественных произведениях прослежена В.А. Марковым, Е.М. Мелетинским, СВ. Ольховиковой, Т.Н. Федоровой.

Сравнительный анализ неомифологического сознания в зарубежной и отечественной литературе приводят Е.Г. Милюгина, М.И. Найдорф, Е.В. Староверова, СП. Толкачев, О.Н. Турышева.

Мифологизму в творчестве зарубежных писателей посвящены исследования И.В. Дубовик, Е.В. Киричук, А.В. Кремневой, А.А. Мухиной, Э.Е. Топу-ридзе, Л.Ф. Хабибуллиной, О.Н. Щалпегина и др., в отечественной литературе -Ю.В. Вельской, Л.В. Воеводиной, Н.П. Крохиной, СА. Ланцовой, В.Ю. Прокофьевой, К.Ф. Пчелинцевой, Т.Н. Федоровой, А.В. Чепкасова, Д.А. Щукиной, П.Л. Якименко, Л.П. Якимовой, В.И. Яценко и др.

Неомифологизм в произведениях зарубежных и отечественных писателей изучают А.Л. Баркова, Н.С Бочкарева, М.С Галина, П.П. Дмитриев, С.С. Козлова, Е.Л. Марсова, А.П. Сарухяна, СЮ. Толоконникова, Н.В. Шалаева и др.

Типологический анализ романов-мифов проводят Н.Г. Медведева, А.В. Подгуренко, Б.Л. Сучков. Поэтика мифологизма в романе XX в. рассматривается в работах Н.С. Бочкаревой, Т.П. Емельяновой, Е.Н. Корниловой, Е.Г. Милюгиной, Е.Н. Михайленко, О.А. Фридлянд, Е.П. Ханжиной, Г.Н. Храповицкой. Системная и весьма продуктивная, на наш взгляд, точка зрения, определяющая роль и статус мифа в романе XX столетия, выражена в работах В.В. Агеносова.

История и теория американской литературы XX - начала XXI вв., представлена трудами Т.Н. Денисовой, A.M. Зверева, O.IO. Лидского, Т.Л. Морозовой, А.С Мулярчика, А.А.Мухиной, Р.Д. Орловой, И.В. Сергеевой и др.

К концу прошлого века в мировой литературоведческой американистике сложилась специальная отрасль, профессионально занимающаяся детальным

исследованием творчества Уильяма Фолкнера, объем современного фолкне-роведения насчитывает сотни томов монографий и сборников, материалов международных конференций, тысячи статей, многочисленные сайты в Интернете, в работе которых принимают участие авторитетные научные центры: Центр по изучению южной культуры в университете Миссисипи (The Center for the Study of Southern Culture, University of Mississippi), Центр фолкнеровских исследований Юго-восточного университета штата Миссури (The Center for Faulkner Studies in Southeast Missouri State University) и др. Жизни и творчеству Фолкнера посвящены работы зарубежных исследователей: Дж. Блотнера, X. Блума, К. Брукса, К. Зендера, М. Каули, Д. Минтера, Н. Полка, М. Уинчелла, Дж. Уиттенберга, Д. Фаулера и др. В последнее десятилетие активно разворачивается изучение архивов писателя. Отдельные стороны проблемы мифоло-гизма У. Фолкнера рассматривают И.С. Болдонова, Г.А. Ветошкина, И.В. Дубовик, Е.В. Киричук, Ю.В. Палиевская, Э.Е. Топуридзе, П.Л. Якименко, В.И. Яценко.

В изучении жизни и творчества Джона Апдайка серьезным достижением стали работы А. Броярда, Р. Веймана, Дж. Дюбуа, Дж. Мичи, Д. Олдриджа, Е. Риделла, С. Робинсона, Д. Рэмптона, У. Тревора, С. Ченли, С. Эмидона, Д. Энрайта и др. В них в полном объеме с учетом последних достижений международного апдайковедения был представлен творческий путь писателя, обозначены его основные достижения, значение его художественных открытий для современной американской литературы. Данные работы можно назвать ключевыми для современного зарубежного апдайковедения, без их учета ни одна последующая работа о писателе не может быть состоятельной.

В связи с выходом романов писателя в немецком, французском переводах появились работы А. Блайкастена, К. Гуйзинга, В. Хэйга. В Интернете существует специальный сайт, где помещены работы Апдайка, статьи исследователей его творчества (). Неоценима возможность интервьюирования Апдайка зарубежными и отечественными исследователями

(С. Пинскер, К. Райли и А. Боровик, Д. Дибров, О. Сулькин). Отдельные аспекты проблемы использования писателем мифологических структур рассматривают Н.С. Бочкарева, М.О. Мендельсон, А.С. Мулярчик, А.А. Мухина, И.В. Сергеева.

Несмотря на столь широкий круг работ, посвященных Фолкнеру и Ап-дайку, не существует исследований, анализирующих их творчество в контексте проблемы неомифологизма XX в.

Целью исследования является комплексный культурологический анализ творчества У. Фолкнера и Дж. Апдайка в контексте проблемы неомифологизма в художественной культуре США XX в. В соответствии с целью исследования в нем ставятся следующие задачи:

проследить историю становления понятия «миф» в зарубежной и отечественной гуманитарной мысли конца XIX - XX вв. и определить основные подходы к его интерпретации; охарактеризовать и разграничить понятия «мифологический образ», «мифологический мотив», «мифологическая структура», «мифологический подтекст», «архетип», «мифологема»;

дать дефинитивную характеристику неомифологизма в культуре XX в.;

определить специфику «мифического царства» У. Фолкнера, вычленив виды используемых им мифологем;

выявить особенности использования мифологических мотивов в романе Дж. Апдайка «Кентавр».

Объект исследования - феномен мифологизма в художественной культуре XIX-XX вв., предмет исследования - неомифологизм американских писателей У. Фолкнера и Дж. Апдайка как специфическая черта их художественного мышления и прием построения произведений.

Методологической основой диссертации послужили результаты научных изысканий в области теории мифа и мифосознания, мифопоэтики, работы западных и отечественных исследователей жизни и творчества У. Фолкнера и Дж. Апдайка.

В ходе диссертационного исследования использовался комплексный культурологический подход и следующие методы исследования:

сравнительно-исторический метод анализа источников, характеризующих степень взаимодействия культуры, литературы и философии, поля их соединений и расхождений;

аналитико-интерпретативный метод анализа существующих трактовок категорий «миф» и «неомиф» в западноевропейском и отечественном гуманитарном знании;

интегративный метод, позволяющий применить знания, полученные различными науками, к решению задач, поставленных в настоящем исследовании;

структурно-семиотический метод, в рамках которого используются: методика мотивпого (при рассмотрении устойчивых архетипических структур, мифологических мотивов) и интертекстуального анализа (при исследовании архетипов в сюжетах художественных произведений).

Автором диссертации учтены теоретические положения, выдвинутые Ю.М. Лотманом, Е.М. Мелетинским, З.Г. Минц, В.Н. Топоровым, Б.А. Успенским.

Научная новизна работы заключается в том, что впервые неомифологизм в художественной культуре США XX в., творчество У. Фолкнера и Дж. Апдайка являются предметом комплексного интегративного культурологического анализа, выявляется специфика произведений этих писателей в контексте общих тенденций художественного неомифологизма прошлого столетия.

Положения, выносимые на защиту:

В результате анализа основных подходов к изучению мифопоэтического
сознания выявлены основные характеристики мифа: миф тесно связан с обря
дами и выполняет нормативную функцию регулирования природного и соци
ального порядка; мифотворчество - древнейший язык символов, посредством

которого осуществляется познание и моделирование мира; миф как способ мышления присущ не только архаическим культурам, но может присутствовать в самых различных культурах. Выведены определения понятий: «мифологический мотив», «мифологический образ», «мифологическая структура», «мифо-поэтический подтекст», «архетип», «мифологема».

Определена природа «неомифологизма» XX в.: видение реальности как сущностно дисгармоничной, безысходно хаотической; расширение круга мифологизируемых предметов и их «приближение» к современности; стимулирование и порождение со стороны социально влиятельных элит; Показано, что «неомифологизм» в искусстве и литературе - построение текста, при котором архаическая, фольклорная и литературно-бытовая мифология служит основой сюжета и управляет динамикой его построения, произведение уподобляется мифу: повествование - нелинейно, время - циклично, стирается грань между личностью и космосом, материей и духом, живым и неживым, текстом и реальностью. Классифицированы типы неомифологизма в художественной культуре.

Доказано, что в творчестве У. Фолкнера неомифологизм выступает как способ мышления и поэтика. Ему присущи интерпретация и трансформация традиционных мифов и создание собственной оригинальной мифологии, обладающей чертами традиционной. «Сага об Иокнапатофе» - эпос Америки, где совмещается проникновение в глубины человеческого «я» с попыткой решения кардинальных проблем человеческого существования в современном мире. Дешифрующим языком произведений являются библейские реминисценции («Медведь», «Сойди, Моисей»), евангельская мифология («Шум и ярость», «Притча»), сочетание христианской мифологической аллюзии и индийского символизма («Свет в августе»), библейских аллюзий и мифов Древней Греции («Авессалом, Авессалом!»), придающие общечеловеческую значимость произведениям. Вычленены основные типы мифологем Фолкнера.

Обосновано, что в романе Дж. Апдайка «Кентавр» двуплановость (сочетание реального и мифологического) подчеркивает неизменность человеческой природы, противоборства в ней разума и чувств, добра и зла. Миф проясняет действительность, но не исчерпывает и не поглощает ее. Апдайку свойственно введение отдельных мифологических мотивов и персонажей в ткань реалистического повествования, обогащение конкретных образов универсальными смыслами и аналогиями. Определена функция неомифологизма, сводимая к префигурации метарассказов, древнегреческих мифологий. Заимствование элементов мифологических структур приобретает характер интертекстуальности как приема, подразумевающего использование этих элементов для структурирования системы образов, характеристики персонажа как создателя определенного мифа и обладателя обусловленного им типа сознания.

Практическая значимость исследования. Материалы диссертации могут быть использованы в теоретических работах по культурологии, философии, эстетике, истории зарубежной литературы, при разработке курсов по прикладной культурологии, а также как вспомогательный материал для практических занятий по лингвострановедению при обучении студентов иностранным языкам.

Апробация работы. Основные теоретические положения и результаты диссертационного исследования излагались автором в выступлениях на Всероссийской научной конференции «Проблемы устойчивого социально-экономического и культурного развития регионов Российской Федерации» (Саранск, 2003), III республиканской научно-практической конференции «Роль науки и инноваций в развитии хозяйственного комплекса региона» (Саранск, 2003), Всероссийской научно-практической конференции «Культурология в контексте гуманитарного мышления» (Саранск, 2004), на Огаревских чтениях (Саранск, 2002 - 2005), на конференциях молодых ученых (Саранск, 2001 -2005).

Работа обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры куль-

турологии ГОУВПО «Мордовский государственный университет имени Н.П.Огарева» 15.12.2005 г.

Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка. Содержание работы изложено на 160 страницах. Библиографический список литературы включает 277 источников, 39 из них на иностранных языках.

Интерпретации мифа в западноевропейской и отечественной гуманитарной мысли конца XIX-XX вв.

Являясь одним из центральных феноменов в истории культуры и древнейшим способом концепирования окружающей действительности и человеческой сущности, а также первичной моделью всякой идеологии и «синкретической колыбелью» различных видов культуры - литературы, искусства, религии и философии, миф в течение многих столетий привлекал к себе внимание ученых и философов различных школ и направлений. Создавая свою концепцию мифомышления, каждый из них с привычных для себя позиций пытался выявить истоки мифологического сознания, определить его неотъемлемые, сущностные черты. В противостоянии и взаимодействии различных исследовательских школ рождалась современная теория мифа, закладывались основы современной методологии. Мы считаем необходимым дать общий обзор различных версий мифа, сконцентрировав внимание на наиболее продуктивных моментах анализа специфики мифологического сознания, что позволит нам выявить различные подходы к изучаемому предмету и прояснить собственную концепцию. Задача данного параграфа - проследить историю становления понятия «миф» в различных направлениях гуманитарной мысли Западной Европы, США и России конца XIX - XX вв., в надежде найти некоторую точку сопонимания этой принципиальной проблемы и выявить ключевые черты мифа; охарактеризовать и разграничить понятия «мифологический образ», «мифологический мотив», «мифологическая структура», «мифологический подтекст», «архетип», «мифологема».

Понятие «мифология» имеет традиционно три значения: 1) совокупность собственно мифов; 2) основанная на мифах система представлений о мире, особый тип миросозерцания, возникший в самый ранний период человече ской истории, безраздельно господствовавший в Древнем мире и продолжающий занимать значительное место в общественном сознании вплоть до настоящего времени; 3) наука (учение), изучающая мифы, их генезис, содержание, распространение, мифологические модели.

В современной науке понятие «миф» многогранно. Симпозиум по проблемам мифа, состоявшийся в США в 1950-е гг., демонстрирует множество разнообразных вариантов использования мифологии в литературе и, соответственно, разноречие в истолковании термина [см.: 263]. Сборник, вышедший там же в 1960-е годы, в свою очередь, подсказывает вывод о многозначности понятия «миф», о полисемантизме почти неуловимом, «протеевском» [см.: 264]. Обзор 1980-х годов также указывает прежде всего на многоплановость мифа [276, с. 67-89].

В традиционном понимании «миф» - это возникающее на ранних этапах повествование, в котором явление природы или культуры предстает в одухотворенной или олицетворенной форме. В более поздней трактовке - это исторически обусловленная разновидность культурного сознания. В новейших воззрениях под мифом подразумевают некритически воспринятое воззрение. Таким образом, это понятие имеет в обыденном и культурном языке три значения: 1) древнее предание, рассказ; 2) мифотворчество, мифологический космогенез; 3) особое состояние сознания, исторически и культурно обусловленное [162, с. 153].

Нас в первую очередь миф интересует потому, что в XX веке он стал одной из важнейших культурных категорий, а стал он таковым благодаря третьему значению — как особому состоянию сознания.

История культуры на всем ее протяжении так или иначе соотносилась с мифологическим наследием первобытности и древности, отношение это сильно колебалось, но в целом эволюция шла в направлении «демифологизации» (ее вершинами можно считать просвещение XVIII в. и позитивизм XIX в.), а в XX в. мы сталкиваемся с «ремифологизацией». Процесс ремифологизации - возрождение общекультурного интереса к мифологическому мировосприятию, к восстановлению цельности субъективного и объективного, попытки по-новому осмыслить и переосмыслить первоэлементы мифологического сознания с целью формирования новой, отвечающей современности, модели мира и представления о нем, - стал заметен на рубеже XIX - XX вв. Интерес к мифу, его спонтанное воспроизведение или сознательное конструирование становятся определяющими факторами культурной динамики. Мифологические компоненты можно обнаружить в любой сфере: в религии, в искусстве, особенно ориентированном на массового потребителя, в политике, даже в науке (паранаучные и квазинаучные формы). Мифологическая «логика» работает и в сфере мышления, и в сфере практического действия, причем независимо от того, осознают это субъекты данных мышления и деятельности или нет.

Специфика «мифического царства» У. Фолкнера

Задача данного параграфа - определить специфику «мифического царства» У. Фолкнера, вычленив виды используемых в романах мифологем, основные мифологические мотивы. Материалом исследования являются следующие произведения писателя: «Шум и ярость», «Свет в августе», «Авессалом, Авессалом!», «Сойди, Моисей», «Притча».

Уильям Фолкнер (William Faulkner, 1897 - 1962) - известный американский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе, обладатель подавляющего большинства американских национальных литературных премий, автор множества романов и сборников рассказов, переведенных практически на все языки мира, по праву считается одним из самых выдающихся представителей литературы США XX столетия. Его творчество оказало заметное воздействие не только на американскую литературу прошлого века, но и определило во многом те пути, по которым идет развитие западной словесности последних десятилетий. Художественные открытия писателя отчетливо определили «полифонический» (М.М. Бахтин) характер современной литературы, и без учета «фолкнеровского фактора» говорить об основных путях развития современной литературы и современного литературного сознания просто невозможно.

Активно участвуя в создании нового литературного канона, в значительной степени формируя литературное сознание США 1940-60-х гг., оказывая влияние на многие поколения писателей, прежде всего на представителей «южной школы» (от Ю. Уэлти до У. Стайрона), писатель своим творчеством создает одну из важнейших страниц истории американской литературы, без детального изучения и правильного понимания которой не может быть построена объективная картина развития литературы и культуры США в XX в.

Фолкнер родился и вырос на американском Юге. Начиная с конца XVIII в. фолкнеровская семейная история как бы символически повторила путь всей американской нации: от восточного побережья на запад, к неосвоенным землям, в глубь страны. Самый знаменитый предок - прадед будущего писателя, в фолкнеровских романах он фигурирует под именем полковника Сартори-са. На примере его судьбы хорошо видно, какого рода человеческий материал суждено было литературно осмыслить Фолкнеру. Подростком его прадед уходит из дома и в четырнадцать лет уже работает в городской тюрьме. Он участвовал в Мексиканской войне, был юристом, плантатором, во время Гражданской войны командовал кавалерийским полком, после войны построил первую в штате железную дорогу. Закончилась бурная жизнь полковника трагически: его убил деловой конкурент.

У. Фолкнер оставался верен своему краю и творчески, и человечески. Недолгая учеба в университете, затем в Летном корпусе в Канаде, литературное паломничество в Европу и короткая литературная жизнь в Новом Орлеане - все это было в молодости. С 1930 г. Фолкнер прочно обосновывается в Оксфорде. Все его образование - в обширном и беспорядочном чтении. Он не окончил средней школы, а поступить в университет штата Миссисипи ему удалось, лишь воспользовавшись привилегиями, которые полагались демобилизованным солдатам.

После смерти У. Фолкнера (он умер от сердечного приступа, последовавшего за падением с лошади) стали выходить книги о нем. Постепенно из воспоминаний и свидетельств родственников, друзей и знакомых сложился облик человека, который всю жизнь чувствовал свое одиночество и всеми силами оберегал его; человека, для которого писать было непреодолимой потребностью. В них, можно сказать, и формула жизни крупнейшего писателя Америки, многие годы не имевшего литературного имени и вынужденного сотрудничать с Голливудом, обремененного долгами, семьей. За время работы в Голливуде Фолкнер написал много диалогов для фильмов, но не создал ничего значительного. «Мое дело писать книги, а не ваши сценарии», - повторял он [202, с. 136]. Признания пришлось ждать очень долго. Его первый рассказ был опубликован в 1919 г., но известность, а вслед за ней и материальное благополучие пришли лишь к концу жизни.

В 1929 г. был создан роман «Шум и ярость», в 1932 г. - «Свет в августе». Это не первые его крупные произведения. До них было написано много стихов, рассказов и два романа. Но «Шум и ярость» - первый «очень фолкне-ровский» роман, принесший ему мировую славу. Фолкнер писал его одновременно с другим романом - «Сарторис». Именно в эти годы состоялось открытие Фолкнером самого себя. После попыток сочинять любовную лирику, романы про вернувшегося с фронта солдата («Солдатская награда», 1926) и праздную интеллигенцию («Москиты», 1927) он понял свое предназначение - писать о родном крае.

Для творчества Фолкнера характерен неомифологизм как способ мышления и как особого рода поэтика, структурно ориентированная на сюжетно-образную систему мифа. Мифологические сюжеты и мотивы активно используются в ткани произведений писателя, однако его высшим достижением является наличие своей собственной оригинальной, авторской мифологии, обладающей некоторыми чертами мифологии традиционной. Отвечая проблемам современности, У. Фолкнер создает неомиф, глубинно связанный с национальным менталитетом.

Использование мифологических структур в творчестве Дж. Лпдайка

Задачей данного параграфа является выявление специфики использования мифологических мотивов в творчестве Джона Апдайка. Материалом исследования служит романное творчество писателя, прежде всего, роман «Кентавр».

Джон Апдайк (John Updike) считается одним из самых выдающихся американских писателей своего поколения, отличающимся от многих его аме 98 риканских собратьев по перу широкой образованностью. Апдайк получил вы . сокие литературные премии: Высшую премию Национального объединения ли Ф тературных критиков, Пулитцеровскую, Американскую книжную премию. В 2004 г. 72-летний писатель, автор более чем пятидесяти книг, в том числе двадцати романов, добавил еще одну регалию к списку своих достижений. Ему была вручена Фолкперовская премия (PEN/Faulkner Award). Джон Апдайк родился 18 марта 1932 г., в городке Шиллингтоне (штат Пенсильвания), в семье школьного учителя. Апдайк окончил Гарвардский уни верситет (1954), после чего занимался живописью в Оксфордской школе изо бразительных искусств. Рисование развило в юноше образное мышление и уме г- ние описывать характер человека через его лицо. Вернувшись в США, Апдайк ф работал штатным обозревателем журнала The New Yorker". Он писал о бейс боле и о политике, о живописи и о литературе, серьезные статьи и шуточные стихи, пародии, эпиграммы, рисовал карикатуры, публиковал фельетоны.

Его ранние рассказы (сборник «Та же дверь» ("The Same Door", 1959), «Голубиные перья» ("Pigeon Feathers", 1962), напоминающие моментальные картинки, миниатюры, объединенные общностью настроения, пронизаны грустью прощания с детством и юностью. Грусть постепенно переходит в тоску, постоянное ощущение неблагополучия. Эти чувства перерастают в трагическое восприятие мира. Сам писатель определял «трагедию будничного существования» рядового американца как ведущую тему своего творчества. Первый роман Апдайка «Ярмарка в богадельне» ("The Poorhouse Fair", 1959), повествующий об обитателях дома для престарелых, критикой был встречен неодобрительно. В романе изображены несчастные люди, хотя они и сыты, одеты, у них есть кров над головой. Они несчастны не только потому, что помещены в богадельню черствыми родственниками, а потому, что таков во обще удел человека в представлении автора. В первый раз автор формирует ф здесь тот главный вопрос, который он потом будет повторять в других книгах: для чего? Для чего прожиты эти жизни? Для чего вообще человек живет на " земле? Широкую известность автору принес второй его роман «Беги, кролик»

("Rabbit, Run", 1960). Тема одиночества, неизбежного, непреодолимого даже в самой маленькой и, казалось бы, наиболее спаянной частичке общества - семье, выражаются здесь весьма отчетливо. С Кроликом Энгстроном в литературу вошел и типичный апдайковский герой: средний американец, инфантильный, неустроенный, запертый в тесном мирке своей семьи, не поглощенный идеалами потребительского общества, но и не обладающий внутренним потенциалом противостоять ему. Он еще несет в себе гуманистический заряд, обладает ис кренностью, однако от всех неприятностей и неразрешимых конфликтов он ф спасается бегством.

Второй роман о Гарри Энгстроме, «Исцелившийся Кролик» ("Rabbit Redux", 1971) насыщен злободневными реалиями 60-х гг.: в нем отражены молодежное движение, борьба негров за гражданские права, вьетнамская война, т.е. все, что помимо воли и желания входит в жизнь среднего американца. Но посолидневший Кролик (действие происходит через 10 лет после событий, описанных в первой книге) - консерватор и конформист, жаждующий стабильно ь, сти и покоя. Он почти достигает желаемого в третьей книге цикла, «Кролик д разбогател» ("Rabbit is Rich", 1981). Гарри Энгстром становится совладельцем маленького дела, пользуется комфортом и благами, доступными обеспеченным людям, избавляется от тревог и иллюзий молодости и бегает уже только для укрепления здоровья.

Похожие диссертации на Неомифологизм в художественной культуре США XX в. : На материале произведений У. Фолкнера и Дж. Апдайка