Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Облик Москвы как отражение культуры сталинской эпохи Зиновьева Ольга Андреевна

Облик Москвы как отражение культуры сталинской эпохи
<
Облик Москвы как отражение культуры сталинской эпохи Облик Москвы как отражение культуры сталинской эпохи Облик Москвы как отражение культуры сталинской эпохи Облик Москвы как отражение культуры сталинской эпохи Облик Москвы как отражение культуры сталинской эпохи Облик Москвы как отражение культуры сталинской эпохи Облик Москвы как отражение культуры сталинской эпохи Облик Москвы как отражение культуры сталинской эпохи Облик Москвы как отражение культуры сталинской эпохи Облик Москвы как отражение культуры сталинской эпохи Облик Москвы как отражение культуры сталинской эпохи Облик Москвы как отражение культуры сталинской эпохи
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Зиновьева Ольга Андреевна. Облик Москвы как отражение культуры сталинской эпохи : Дис. ... канд. культурологических наук : 24.00.01 Москва, 2006 246 с. РГБ ОД, 61:06-24/115

Содержание к диссертации

Введение

1 Личностный фактор в формировании облика столицы 20

2 Конструктивизм как отражение революционной культуры в архитектуре 29

2.1 Причины возникновения конструктивизма 29

2.2 Архитектурный плюрализм и формирование единого стиля . 36

2.3 Основные принципы конструктивизма как отражение ситуации в стране 39

2.4 Рабочие клубы и дома-коммуны как воплощение утопической мечты . 46

2.5 Постепенный переход от революционного пафоса к выражению сильной власти в архитектуре \. 53

3 Московская архитектура в новом социокультурном контексте 30-х годов 63

3.1 Борьба с послереволюционным кризисом 63

3.2 Переход от интернациональной к национальной политике 70

3.3 Формирование единого плана развития Москвы 80

3.4 Единая программа установки памятников — План монументальной пропаганды 85

3.5 Строительство подземных дворцов 92

3.6 Исчезновение старого города 100

4 Зримый образ — скрытый смысл 104

4.1 Строительные и декоративные приемы как воплощение своей эпохи 104

4.2 Возникновение концепций «коммунистического дворца и храма» 111

4.3 ВДНХ - воплощение советского мифа в камне 133

4.4 Создание системы понятных образов и символов 139

5 Победа и культурные ценности в отражении ампира 50-х годов 160

5.1 Война как фактор формирования нового художественного стиля 160

5.2 Гимн победе и победителю 166

5.3 Семь вершин Сталинской эпохи 172

Заключение 192

Приложение 1. Иллюстрации 199

Литература 236

Введение к работе

История переписывалась и переделывалась многократно, порой с какой-то определенной целью, а иногда просто в силу того, что каждый «конкретный исторический момент несет в себе факт многосторонний и многообразный — в конечном итоге неисчерпаемый смысл» lj стр'7. Самое сложное открыть в таком проявлении подлинное историческое и культурное содержание. Архитектура ближе всего стоит к подлинности, материально отражая эпоху с ее политикой, экономикой и культурными ценностями. Именно архитектура позволяет понять причины возникновения тех или иных стилей и оформительских принципов в рамках конкретного исторического контекста.

Урбанистический характер Москвы вызывает самые разные, подчас противоречивые мнения. Огромный город с широкими проспектами и внушительными зданиями представляет собой, с одной стороны, пример колоссального столичного города могучего государства^ с другой, результат культурной деятельности многих поколений. Можно спорить о его планировке и экологии, отношении к памятникам прошлого, необходимых удобствах, но ясно одно — это столица, и огромный вклад в формирование города как столичного внесла советская эпоха 1930-1950 годов, связанная с правлением И.В. Сталина.

1 Кожинов В. Россия: век ХХ-й 1901-1939.— Москва Алгоритм, 2001.— 448 с.

На протяжении всей истории человечества организация пространственной среды для жизни и деятельности человека осуществлялась посредством разных материальных структур, а именно строительных и декоративных конструкций, применение

которых было неразрывно связано с культурным контекстом своей эпохи. Здесь заметно как влияние политики на архитектуру, так и наоборот — архитектура стала серьезным механизмом влияния на представителей своего времени, их мировоззрение, и, что очень важно, отражала удивительно подробно саму эпоху. «Архитектура - общественное явление», — подчеркивалось в 30-е годы 2'стр-3.

В Москве неоднократно воплощались единые градостроительные идеи, разные по своему масштабу и влиянию на городскую среду. Так, например, перестройка Кремля в правление Ивана III в конце XV века, которая и определила современный его облик, грандиозное строительство крепостных сооружений и церквей в царствование Ивана Грозного, которое сейчас уже мало заметно в городской структуре, эксперименты Петра І в Лефортове с регулярной планировкой улиц, впоследствии нашедшие воплощение в Петербурге, образцовые классические планы Екатерины Великой и многое другое.

В течение двух столетий с 1703 по 1918 год Москва уступает первенство Петербургу, оставаясь важным культурным, духовным и экономическим центром, но не столичным городом. Новой столицей Москва становится в XX веке, именно в советский период, и ее облик совершенно меняется в эпоху, совпавшую с правлением И.В. Сталина.

Отношение к Сталинской архитектуре далеко неоднозначно: у многих она вызывает раздражение своей массивностью и засильем в городе, вторжением в усто-

2 Милютин 11. Важнейшие задачи современного этапа советской архитектуры // Советская архитектура. — 1932.-X" 2-3.-С. 3-9.

I 5

явшуюся среду и уничтожением милых московских двориков. Но заметен также и колоссальный интерес к этому периоду во всем мире, если судить по обилию изданий на эту тему, желанию имитировать стиль того времени, включая и архитектурный. Возможно, здесь срабатывает принцип, «что пройдет, то будет мило», но стремление к классицизму в истории культуры, а особенно к ампиру связано или с устойчивостью государства или, что парадоксально, со стремлением к устойчивости через сильную власть. Так, можно вспомнить краткое появление неоклассицизма в Москве после революции 1905 года, который сменил игривые и неустойчивые формы модер-

!

на. Для начала «перестройки» было характерно увлечение модерном, современные московские строители рекламируют и предлагают на рынке здания, связывая их концептуально со сталинской эпохой. Это «Восьмая высотка на Соколе, «Ближняя дача» и многие другие.

Цель данной диссертации заключается в проведении культурологического анализа изменений, происшедших в архитектурном и градостроительном облике Москвы в контексте политических и экономических преобразований 20-50-х годов XX века. Под словом «культурологический» понимаются закономерности развития и функционирования культуры, ее структура и динамика, взаимосвязи и взаимодействия с другими сферами материальной и духовной жизни.

Для достижения основной цели диссертации в данной работе ставится несколько основных задач:

  1. Проведение анализа известных фактов биографии И.В. Сталина для понимания его роли в формировании архитектурного облика столицы первого в мире социалистического государства.

  2. Выявление политических, экономических и социальных причин возникновения конструктивизма как выражения революционной интернациональной идеи.

3. Исследование причин ухода от интернационального конструктивизма к разно
видности эклектического классицизма как фактора выражения национальной

і
идеи. :

  1. Установление связи между проявлением сильной политической власти и формированием помпезного неоклассического архитектурного стиля в СССР на примере Москвы с се единым планом развития города.

  2. Исследование художественных символов, присущих архитектуре и скульптуре Москвы в 40-50-е годы XX века.

  3. Проведение культурологического анализа сталинского ампира, возникшего в результате победы в Великой Отечественной войне

  4. Выявление культурологической связи архитектуры сталинского периода с концепциями древних цивилизаций, а также с русской и европейской культурными традициями. і

Актуальность данной работы связана с растущей потребностью в целостном междисциплинарном осмыслении многообразия процессов, определивших духовный облик прошлого столетия и сформировавших ряд значимых культурных фактов и парадигм в истории российской ментальности, которая весьма полно и наглядно отражается городской средой.

Основным материалом исследования диссертации является Москва как город в целом, с его зданиями, архитектурными украшениями, скульптурой, планировкой улиц и площадей. В связи с этим использован метод наблюдения и культурологического анализа городской среды, что отражено в фотографиях, отснятых автором в

і течение ряда лет.

Теоретическое значение данного исследования состоит в обобщении и комплексной культурологической интерпретации разнообразных объектов городской среды: зданий, декоративных деталей, памятников и планировки города в целом, а также в проведении аналогий с другими историческими эпохами, культурное присутствие которых ощущается в рассматриваемом историческом периоде Москвы. Предпринимается попытка обосновать проявление классический европейской и русской тенденции в 30-50 годы, египетского мотива с точки зрения политического, социального и

экономического контекста 3. I

і Следует отметить отсутствие объективной литературы культурологического характера, которая бы всесторонне проанализировала архитектурные и градостроительные принципы в их связи с политической и экономической обстановкой всего периода в целом на примере Москвы.

Обширная литература, написанная в 30-50-е годы, имеет идеологическую направленность и в этом свете рассматривает творчество отдельных архитекторов и градостроительные вопросы. Так например, большой интерес представляет книга «Градостроительство» 1945 года. 4. В источниках этого периода не хватает анализа политической и экономической ситуации в стране ввиду объективных причин. В большом количестве издавались книги и брошюры, посвященные знаменитым архитекторам таким, как К.С. Мельников 5, И.А. Фомин 6, В.А. Щуко7 и многим другим. Эти издания позволили понять творческие подходы московских авторов, несмотря

  1. Балихин В. С, Будо П. В. Проблема синтеза архитектуры, скульптуры и живописи в классическом искусстве. // Советская архитектура.— 1933.— Л'» 2.— С. 13-24.

  2. Градостроительство / Под ред. Ш. В. — Вздательстве Академии Архитектуры, 1945. — 328 с.

  3. Хан-Магомедов С. Константин Мельников. — М: Стройиздат, 1990.

  4. Ильин И. Фомин. — М, 1946. - 52 с.

  5. Кауфман С. Щуко. — М: Издательство Академии Архитектуры СССР, 1946. — 67 с.

і і

на советскую условность повествования. Значительную помощь в подготовке диссертационного исследования оказали городские карты Москвы, хотя в них присутствует умышленная неточность. Они являются ярким примером сочетания градостроительных принципов и шпиономапшш, которой была подвержена рассматриваемая эпоха.

В 1960 - 1970 годы мало писалось о сталинском периоде в связи с развенчанием «культа личности» и критикой сталинской архитектуры как проявления этого «культа». Интерес представляют воспоминания архитекторов, которые продолжали работать и после смерти Сталина. К таким можно отнести книгу Д.Н.Чечулина «Жизнь и творчество» 8

В конце 80-х годов СО Хан-Магомедов начинает писать о конструктивизме и русском авангарде, выходит его небольшая брошюра, рассказывающая о доме К.С. Мельникова в Кривоарбатском переулке, а затем и книга, посвященная самому К.С. Мельникову 5.

Для 90-х и 2000-х годов характерно переосмысление истории и роли советского искусства в целом, складывается представление о формировании советского мифа и воплощении его в искусстве. Работы С. Кавторадзе 9, А. Иконникова, и Г. Яковлевой 10 обозначают тенденции развития советского искусства, открывают возможности нового его толкования и исследования. В двухтомном труде А. Иконникова впервые в отечественной литературе выстроена общая картина мирового архитектурного процесса XX столетия во взаимодействии с культурой времени, в зависимости от социальных процессов и исторических катаклизмов. Архитектура России в ее изменениях показана как часть системы меняющегося мира. И.Е. Голомшток пишет

  1. Чечулин Д. Жизнь и зодчество. — М: Молодая гвардия, 1979. — 126 с. >

  2. Кавторадзе С. Хронотопы культуры сталинизма. // Архитектура и строительство Москвы.— 1990.— № 11-12.

  3. Яковлева Г. Москва — город-сад // Архитектура и строительство Москвы..— 1989. — № 7.

о том, что «тотальный реализм» в искусстве насаждает определенный миф, вырабатывая необходимую тоталитаризму идеологию п. Его исследование - скрупулезная историко-искусствоведческая проработка близких культур Советского Союза, нацистской Германии, фашистской Италии и Китая представляет несомненную ценность, так же как и систематизация огромного материала, но значению архитектуре

здесь уделяется очень немного внимания. А. Раппопорт отслеживает типологические параллели советского искусства и мифологии в отражении искусства древних цивилизаций 12. Морозов А.И. проводит анализ причин замены революционной утопии 20-х годов утопией 30-х. Именно в его работе осуществляется попытка снять негодование в отношении искусства эпохи Сталина — «ведь не возмущает же нас изображения Наполеона у Давида и Гро, испанских Габсбургов — у Веласкеса и т.п.?» 13, стр-9 Владимир Паперный осуществляет глубокий анализ культуры эпохи Сталина в своей книге «Культура два» 14.

В современной литературе нет целостного культурологического восприятия архитектуры Москвы рассматриваемого периода, хотя Москва в этом плане является ключом к пониманию всей эпохи. Из немногих публикаций на эту тему особое значение имеет работа Алессандры Латур «Рождение метрополии» 15. Книга представляет собой собрание воспоминаний архитекторов, связанных с эпохой 40-50-х годов. Здесь предпринимается попытка осознать основные тенденции в архитектуре, рассматриваемого периода. Но это разрозненные, хотя и очень яркие воспоминания, а

  1. Голомшток И. Тоталитарное искусство. — М., 1994. — 296 с.

  2. Раппопорт А. Мифологический субстрат советского художественного изображения // Искусство кино.— 1990. - № 6.

  3. Морозов А, И. Конец утопии. Из истории искусства в СССР 1930-х годов.— М: Галарт, 1995.— 224 с.

  4. Паперный В. Культура Два. — М, 1996.

  5. Латур А. Рождение метрополии. Москва 1930-1955. Воспоминания и образы. — М: Искусство-XXI век, 2002. — 335 с.

I I

не культурологический анализ эпохи. В 2005 году издается ряд книг, посвященных Московскому метрополитену, где описывается история создания подземных дворцов

и тенденции в архитектуре 30-50-х годов. j

Зарубежные издания, посвященные И.В. Сталину и его эпохе, в целом уделяют внимание отдельным политическим личностям, политическим и экономическим процессам, подчеркивая жестокий характер эпохи 16. Картина жизни середины XX века в Советском Союзе очень четко представлена в исследовании профессора Шей-лы Фитспатрик 17. Автор описывает городскую среду, но больше обращает внимание на трудности и опасности жизни при Сталине.

Новизна работы заключается именно в целостном и всестороннем подходе к ана
лизу эпохи и развития Москвы, который позволил связать изменения архитектурно
го облика столицы СССР с политическими и экономическими переменами. Работа
с источниками, а также наблюдение и выверка непосредственно на улицах города
позволила составить реестр архитекторов и скульпторов Москвы сталинское эпохи.
Эти материалы находятся в приложении к диссертации. !

Практическое значение данной работы заключается в возможности использования ее для проведения лекций и занятий в курсе Москвоведения, истории Москвы, регионоведения России.

Формирование нового стиля, создание грандиозных проектов и воплощение их в жизнь в большой степени стало возможным благодаря личности самого Сталина. Известен интерес Сталина к музыке, театру; бывали случаи, когда он помногу раз смотрел понравившиеся ему постановки и требовал высокого качества исполнения.

  1. Djilas М. Conversations with Stalin. — Harvest Books, 1963. — 211 pp.

  2. Fitzpatrick S. Everyday Stalinism. Ordinary life in extraordinary times: Soviet Russia in 1930-s. — Oxford University Press, 2000. - 288 pp. j

Важно иметь в виду и другое: недоучившийся семинарист в свое время, ушедший с головой в революционную борьбу, он хорошо понимал значение церемоний, объединяющих людей, культовых сооружений для проведения этих церемоний, а также наглядной, настенной, ежедневной пропаганды. Значение архитектуры и городской скульптуры в этом плане трудно переоценить.

В архитектуре Сталин изначально придерживался так называемой дворцовой идеи, которая слабо сочеталась с демократическим взглядом на искусство. Такое пристрастие всегда было характерно для многих сильных лидеров правящей элиты. Им очень хотелось прославить в камне новую эпоху и тем самым себя, 18'стр-196. Увлечение дворцовым ампирным строительством совпадает с расцветом культа личности Сталина.

Конструктивизм 1920-х годов, отразивший революционную культуру в архитектуре, не смог стать выразителем идей сталинского тоталитаризма середины! 30-х — 50- х годов .

История России в XX столетии являет собой прежде всего историю революции и
ее последствий. Как и всякая революция она взорвала общество, сначала преврати
ла его в кипящий котел несовместимых социально-политических сил, преследующих
свои собственные цели. Лозунги «Свобода» и «Освобождение» в большой степени от
носились к ликвидации исторически сложившихся правил и «ограничений» в сфере
экономики, права, политики, культуры и идеологии *'стр- 9. В 20-е годы стихийно
образуются разнообразные общества или группы, такие, как «Оса» или «Аснова»,
анализируется и внедряется опыт зарубежных архитекторов-индустриалистов. На
ходятся средства на то, чтобы пригласить некоторых революционных зодчих из-за
рубежа. і

18 Громов Е. Сталин: Искусство и власть.— Москва Алгоритм, 2003.— 544 с.

+

По своему художественному смыслу здания буквально воспевали производство и производственный процесс: окна, выстроенные в одну ленту, напоминали промышленный конвейер, угловой барабан мог выглядеть, как труба теплостанции, квадратные несущие колонны создавали атмосферу фабричного цеха. Избыточное стремление к утилитарности, использование конструктивных деталей жилых и админи-

* стративных зданий в качестве эстетического воплощения делала произведения кон-

структивизма похожими на заводы и фабрики, которыми начинала гордится страна Советов. Они всем своим видом приветствовали крупномасштабную индустриализа-

ф цию.

С 1925 года в Москве начался период строительства многочисленных общественных зданий совершенно нового назначения. Архитекторы разрабатывали промышленные и административные здания, жилые дома, фабрики-кухни, рабочие клубы, дома-коммуны, жилищные комбинаты, столовые. Главная идея всех построек — максимальное освобождение человека от тягот домашнего быта.

Ярким примером последнего проявления «чистого» конструктивизма является Мавзолей В.И. Ленинца на Красной площади. Это здание несет в себе весь опыт и идеальную чистоту линий конструктивизма, при этом в нем уже прослеживается новая религия с вечным и нетленным вождем, величие властной сталинской архитектуры, глубинный классицизм через обращение к египетским пирамидам.

В 30-е годы с усилением власти и возникновением необходимости заставить лю-
щ дей трудиться на благо общества в трудных условиях в надежде на светлое коммуни-

стическое будущее, начинает работать мощная индустрия пропаганды. Архитектура становится одним из главных ее выразителей через декоративные детали, скульптуру и само построение сооружений.

С середины 30-х годов начинается создание новой невиданной столицы Совет-

ского государства как пример триумфа коммунистической системы, «величайший документ победы социализма над капитализмом еще на одном фронте - на фронте строительства городов» 19>СТР'1, К проектированию и строительству привлекаются только отечественные архитекторы, а все иностранные решения подвергаются резкой критике. 20>стр-10 В соответствии с Генеральным планом 1935 года расширяются

и перестраиваются основные магистрали и площади, готовые принять демонстрации

і і

и шествия граждан счастливой страны. Важной концепцией в решении градостроительных задач становится ансамблевый подход. Очень скоро ансамбли станут называться «дворцами» или даже «храмами» науки, образования, здоровья, профсоюзов, материнства и детства, горняков и метростроевцев, что станет важным идеологическим инструментом в формировании веры граждан в незыблемость своей страны.

Постепенно складывается система понятных символов и знаков, на основе общественного сознания, политической и экономической ситуации в стране, что стало ценнейшим материалом для исследования эпохи 30-50-х годов.

Говоря о символизме городской среды той поры, мы должны видеть всю ее в целом: ансамбли, площади и проспекты, декоративные и скульптурные элементы. Сам город планировался как священное место, где проходят церемонии в честь великих

событий, где находится пирамида-гробница с телом вождя. j

После войны слово «дворец» широко используется, но в особых случаях начинает употребляться понятие «храм» для того, чтобы выразить особенную грандиозность и многозначительность сооружения. Подобно древним храмам, храмы советской поры играли огромную идеологическую, просветительскую, научную и объединяющую роль. Это храмы науки, образования, культуры и здоровья.

  1. Анков К. Два города - два мира // Огонек. — 1935. — № 24. — С. 1-6.

  2. Гольденберг М., Б. Г. Задачи социалистической реконструкции Москвы // Советская архитектура,— 1933.— №1.- С. 6-25.

і і

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, построенный в 1953 году, будут называть храмом науки. Именно здесь наиболее глубоко слились идеология и наука, культура и спорт, общая среда проживания.

Колоссальное значение придавалось убранству зданий. Снопы спелой пшеницы, гроздья винограда и роскошные тыквы как украшения появляются именно в самый тяжелый период коллективизации и голода в российской деревне.

В 30-е годы начинает складываться советская мифологическая иконографии. На фасадах зданий появляются представители почитаемых групп советского населения, на которые следовало равняться: рабочий и колхозница, освобожденная женщина-инженер, спортсмен, пионер-изобретатель и школьница-отличница.

Новая эпоха советской эклектики прямо заявляла о возврате к древней русской традиции, смешивая классику с древнерусским искусством. При этом на практике можно заметить воплощение идей разных эпох и народов, что характерно для эклектики в целом. Величественные статуи, украшающие торжественные дворцы, напоминают античных богов, а порой и их предшественников — египетских исполинов. Монументальность, величавость, а также тема вечности в египетской традиции, как нельзя лучше, соответствовали советскому помпезному ампиру. Глубокое знание египетской культуры работавшими тогда архитекторами и художниками проявилось в оформлении зданий. Особое значение имела интерпретация художественных методов классицизма и ампира в целом, которые на протяжении XVIII-XIX веков обращались к Египту постоянно.

Советский ампир 50-х годов явился носителем культурных ценностей послевоен-

I ного времени. Именно война способствовала формированию нового направления в

музыке, прозе и поэзии, кино, изобразительном искусстве и архитектуре.

Быстрое восстановление разрушенных городов имело большое значение для под-

нятия боевого духа. Уже в 1943 году возобновляется строительство, и Москва подает пример такого быстрого восстановления: открывается путепровод на Ленинградском шоссе по проекту архитектора Д.Н. Чечулина при участии инженера Н.И. Ермолина. Скульптурные фигуры «Триумф победы» Н.В. Томского символизировали историческую победу советского оружия в битве с фашистской Германией. Они стоят, как часовые, вблизи тех мест, где осенью 1941 года был передний край обороны Москвы. Установка этих памятников первой победе имела огромное идеологическое значение, и правительство, не считаясь с затратами, идет на это в военное время.

Каждый великий победитель старался оставить о себе память, возводя дворцы, храмы и памятники. Сталин не стал исключением. Начавшийся культ личности еще больше способствовал формированию помпезности в архитектуре.

Архитекторы, улавливая настроение вождя, наполняют свои величавые сооружения восторгом от успехов, который выражается в чрезмерности форм, силуэтов, арок, балконов, карнизов, скульптурных деталей. Развивающиеся знамена, портреты вождей пролетарской революции, собирательные образы героев-победителей, рабочих и колхозниц, нарядно одетых, имеющих достаток — все это должно было придавать сооружениям той поры вид вечного поступательного развития и движения

I вперед в еще более прекрасное завтра. Но, по сути, этого не получилось. Величественные здания начинают походить на вечные дворцы-храмы, а скульптура застывает в неподвижных позах.

Наивысшим воплощением сталинского ампира можно по праву назвать семь высотных зданий, семь высоток, которые стали не только градообразующими вертикалями, но и памятниками сталинской эпохи, воплощением идеологии, политики, экономики, науки и культуры своего времени. Это гимн сталинской эпохе и одновременно прощание с этой эпохой Эти здания возводятся в очень короткие сроки, при

участии военнопленных и советских политических заключенных, как подлинные египетские пирамиды. Проектирование осуществляется при условиях неограниченной государственной собственности на землю и средства производства, что позволило созидать с особым размахом. Многие советские исследователи отмечали принятие Декрета о земле, который уничтожал частную собственность на землю сразу же после революции 1917 года как снятие «препятствия, затруднявшего работу архитекторов» 21'стр-217

Высотные здания были задуманы как сложнейшие градостроительные элементы, четкие вертикали по периметру, формирующие ландшафт города, и как основа для площадей Москвы, которые, по сути, должны были стать настоящими дворцовыми ансамблями. Именно их появление повлекло создание нового плана развития Москвы, вызванного необходимостью дальнейшей реконструкции центра.

В культурологическом ключе семь московских вертикалей можно рассматривать как идеологическую победу над дореволюционной Россией, и одновременно как перенос и принятие в коммунистическое «пользование» ее лучших культурных традиций. Это семь лестниц, семь башен, семь колоколен новой эпохи с ее новой религией. Они были призваны окончательно утвердить победу в движении к коммунизму, к неведомому раю и благоденствию. Сталину нужны были свои новые вертикали в новой столице.

В этих таких разных и в то же время одинаковых по своей сути зданиях отразилась также и глубинная мысль о храме как о дворце небожителей. В своей композиции и оформлении они буквально пронизаны храмовыми элементами. Высотные здания не только богато украшены обелисками, как это было принято в Вавилоне

21 Бартенев И., Батажкова В. Очерки истории архитектурных стилей. — М: Изобразительное искусство, 1983. — 356 с.

и Египте в качестве символов жизни в честь бога-Солнце. Многие из древних обелисков были вывезены и украшают теперь Лондон, Нью-Йорк, Париж и Рим. Этот изначально культовый символ стал очень популярен в эпоху классицизма и ампира. Он вписался в жизнеутверждающие принципы классиков и реалистов разных эпох.

Больше всего восторженно писалось о Московском государственном университете, о подлинном Дворце науки: «Мечта стала явью! Она сбылась так, как сбиваются все замыслы, планы советских людей. Построен Дворец науки, подобного которому нет в мире. В славную летопись советской науки вписана новая блестящая страница. Сооружение на Ленинских горах которому суждено стоять века, донесет в будущее трудовую героику наших дней, неповторимое величие эпохи строительства коммунизма» 22, стр. 32_

Переломными событиями в развитии советской архитектуры явились Всесоюзное совещание строителей и проектировщиков в конце 1954 года и постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» в ноябре 1955 года.

Для принятия такого решения были объективные причины. Все сооружения сталинской поры были очень дорогостоящими. Но за изменением архитектурногр курса

стоит еще и желание Н.С. Хрущева доказать, что он не принадлежал к когорте Сталина, что он совсем другой и не принимал участия в тех событиях, которые он так успешно критиковал. Это еще одно прямое доказательство того, что архитектура всегда являлась носителем определенной идеологии и политики, отражала экономическое и социальное состояние общества.

На защиту выносятся следующие положения диссертации:

22 Воронков А., Балашов С. Дворец науки.— Московский рабочий, 1954.— 240 с.

*

  1. В 1930 - 1950 годы происходит основное преобразование Москвы в ртолич-ный город крупнейшего и могучего государства, что выразилось в глобальной перепланировке, расширении магистралей и площадей, постройке зданий совершенно нового масштаба и типа.

  2. Архитектурные и градостроительные приемы данного периода отразили наличие сильной власти, государственной собственности на землю, недвижимость и средства производства.

  3. После революции 1917 года в 20-е годы возникает архитектурное течение, получившее название конструктивизма, которое выражало утопические идеи равенства и демократии в таких постройках, как рабочие клубы и дома-коммуны,

і
для которых была характерна скромность убранства. J

!

  1. Эти идеи и лаконичность зданий в стиле конструктивизма перестали соответствовать политической и экономической ситуации середины 30-х годов, когда в стране усилилась власть И.В. Сталина.

  2. Новой сильной власти потребовалась архитектура, которая смогла бы прославлять существующий строй и призывать строителей коммунизма к великим свершениям. Таким новым стилем становиться сталинский классицизм, эклектический по своей сути.

  3. Рассматриваемая эпоха создала свою символику городской среды как единое

целое: ансамбли, площади и проспекты, декоративные и скульптурные эле-

j менты. В этой символике наблюдается глубинная культурная связь с другими

эпохами, которые отличались сходным характером тоталитарной власти и централизованного экономического устройства.

7. Особой пышностью отличается послевоенная эпоха прославления победы в Великой отечественной войне и лично Сталина в 1943-1955 годы. Вершиной эпохи Сталина становятся семь московских высотных зданий, которые воплотили в себе все идеи страны-победителя во главе с идеализируемым лидером.

Ситуация в Москве — это яркое отражение тех архитектурных и градостроительных тенденций, которые сложились в стране в целом. С одной стороны в Москву стекаются лучшие архитекторы из других республик и городов, а с другой — многие московские архитекторы работают в Ленинграде, Крыму, на Кавказе в Сибири, Союзных республиках, создавая промышленные и жилые здания, дома отдыха, дворцы культуры и музеи. Следует отметить участие архитекторов, прошедших московскую школу в восстановлении городов, разрушенных во время Великой отечественной войны. По всей России в странах СНГ можно встретить величественный сталинский ампир прославляющий победу и сильную власть. И хотя, конечно, Москва имела немалые средства и строительство здесь проходило более интенсивно, чем в других городах и республиках, но можно говорить о ее влиянии, а также восприятии тенденций и течений, проявлявшихся у разных народов СССР.

В диссертацию также включен библиографический раздел, содержащий 124 наименований и три приложения: «Иллюстрации», «Перечень архитекторов сталинской эпохи» и «Перечень скульпторов-оформителей сталинской эпохи».

Причины возникновения конструктивизма

Как уже отмечалось,в марте 1918 года Советское правительство принимает решение перебраться в Москву. Важная некогда близость столицы к Западной Европе в условиях военного времени оказывается крайне неподходящей. Существует и другая гипотеза по поводу причины переезда. Дело в том, что после заключения Брестского мира Ленину нужно было еще раз доказать, что никакого сговора с немцами нет, а большевики боятся продолжения их наступления в глубь страны. На самом деле Петроград с царской бюрократией, враждебной интеллигенцией, эсеровскими боевиками решили поменять на сравнительно тихую и патриархальную Москву.

Помимо проблем, уже известных в Петербурге, связанных с нехваткой продовольствия, топлива, медикаментов и в целом жизнеобеспечения страны, переехавшие в Москву члены правительства сталкиваются с новыми, оказавшись в труднейшей ситуации из-за отсутствием инфраструктуры для работы правительства. В течение 200 лет Москва была культурным и промышленным центром, но столицей не являлась. Здесь полностью отсутствовали помещения для размещения советского аппарата как в плане рабочих мест, так и жилья.

Складывается та парадоксальная ситуация, когда утопическая мечта о совместном труде и проживании становиться явью. С самого первого дня правительство живет и работает в коммунальных условиях на всех уровнях, подавая пример новой стране. Занимаются все помещения Кремля, по коридорам центральных, некогда шикарных гостиниц, снуют секретарши, стоит запах жаренной картошки и свежих чернил. По декрету, принятому еще в декабре 1917 года, идет конфискация сдаваемых в наем домов, наступает очередь за конфискацией особняков, безжалостно уплотняются квартиры и формируется понятие «коммуналки». Очень быстро утопическое понимание равенства сменяется необходимостью поддерживать только тех, кто нужен Советскому государству. Элегантная гостиница «Националь» на углу Тверской улицы превращается в Первый дом ВЦИК, гостиница «Метрополь» с капризным силуэтом крыши и томной принцессой Грезой Врубеля на керамических панно становится Вторым домом ВЦИК. Здесь же организуются амбулатории и комбинаты питания для новых правительственных работников.

Политика, проводившаяся в годы гражданской войны (1918-1920), вошла в историю под названием «военный коммунизм» с характерными чертами крайней централизации управления экономикой вместе с национализацией крупной, средней, частично мелкой промышленности; вводятся государственная монополия на хлеб и многие другие продукты сельского хозяйства, продразверстка, распределение материальных благ на основе уравниловки и милитаризации труда, запрещается частная торговля.

Объясняя необходимость «военного коммунизма», Ленин в 1921 году говорил: «У нас тогда был единственный расчет — победить врага». Троцкий в начале 20-х также заявлял, что все составные части «военного коммунизма» определялись необходимостью отстоять советскую власть.

Однако, к концу периода «военного коммунизма» советская Россия оказалась в тяжелейшем экономическом, социальном и политическом кризисе. Экономика была в катастрофическом состоянии: промышленное производство в 1920 году сократилось по сравнению с 1913 в 7 раз, угля было добыто всего 30%, объем железнодорожных перевозок упал до уровня 1890-х, производительные силы страны были подорваны.

«Военный коммунизм» лишил власти и экономической роли буржуазно-помещичьи классы, но и рабочий класс был обескровлен и деклассирован. Значительная его часть, бросив остановившиеся предприятия, ушла в деревни, спасаясь от голода. Недовольство «военным коммунизмом» охватило рабочий класс и крестьянство, которые чувствовали себя обманутыми советской властью. Получив после Октябрьской революции дополнительные наделы земли, крестьяне в годы «военного коммунизма» по продразверстке вынуждены были отдавать государству выращенный ими хлеб почти без вознаграждения. Возмущение крестьян вылилось в массовые восстания в конце 1920 — начале 1921; все требовали отмены «военного коммунизма».

Поиски выхода из тупика, в котором оказалась страна, привели ее к новой экономической политике — НЭПу (1921-1929), которая включала идеи об использовании товарно-денежных отношений, всех форм собственности — государственной, кооперативной, частной, смешанной, хозрасчета. Предлагалось временно отступить от достигнутых «военно-коммунистических» завоеваний, сделать шаг назад с тем, чтобы набраться сил для скачка к социализму. Легализовалась свободная торговля, частные лица получили право заниматься кустарными промыслами и открывать промышленные предприятия с числом рабочих до ста. Переход от «военного коммунизма» к НЭПу был провозглашен X съездом РЛП(б)в марте 1921 года.

НЭП привел к быстрому оживлению экономики. Появившаяся у крестьян экономическая заинтересованность в производстве сельскохозяйственной продукции позволила быстро насытить рынок продовольствием и преодолеть последствия голодных лет «военного коммунизма». Однако, большинство руководителей коммунистической партии отнеслось к НЭПу как к «неизбежному злу», опасаясь, что он приведет к реставрации капитализма. У многих большевиков сохранялись «военно-коммунистические» иллюзии о том, что уничтожение частной собственности, торговли, денег, равенство в распределении материальных благ ведут к коммунизму, а НЭП есть измена коммунизму. По сути своей, НЭП был рассчитан на то, чтобы, продолжая курс на социализм, путем лавирования, социального компромисса с большинством населения двигать страну к цели партии — социализму.

В годы НЭПа партийно-государственные верхи не хотели реформ, а были озабочены тем, что частный сектор получит преимущество перед государственным. Охваченные боязнью НЭПа, они принимали меры по его дискредитации. Официальная пропаганда всячески третировала частника, в общественном сознании формировался образ «нэпмана» как эксплуататора, классового врага. С середины 20-х годов меры по сдерживанию развития НЭПа сменились курсом на его свертывание.

В этом водовороте перемен курсов и реформ оставшаяся в Москве и не эмигрировавшая за границу творческая интеллигенция верит в новые возможности, отрицая все старое, нащупывает новые формы в искусстве и литературе. В холодных поме I щениях идет творческая работа, создаются не только планы отдельных футуристических зданий, но и целых городов будущего.

Всего лишь через месяц после переезда правительства в Москву в апреле 1918 года при Московском Совете была создана специальная архитектурно-художественная мастерская, которая должна была разработать проект дальнейшего развития города. Возглавляли ее И.В. Жолтовский И.В. и А.В. Щусев. Основную концепцию плана развития вплоть до его окончательного утверждения в 1825 году, разрабатывал А.В. Щусев.

Как говорилось в специальном постановлении, руководителю мастерской давалось «широкое инициативное право на проведение в жизнь архитектурно-художественны начинаний в области идеального плана застройки пригородов и самой Москвы зданиями, отвечающими всем требованиям современной техники, гигиены и эстетики», а также «распределение территории города Москвы на фабричные районы, сады-города, на торговые центры и прочее».

Восстановление народного хозяйства и и его дальнейшее развитие требовали немедленного увеличения объема строительства и скорейшего ввода в эксплуатацию сооружений разнообразных назначений, при этом материальные и технический возможности Советской России были очень ограниченными.

Огромное значение имел ленинский план ГОЭЛРО, идеологически положивший основу преклонения перед индустрией и техническим прогрессом.

Архитекторы революционной поры отметают все формы и достижения прошлого — речь идет о создании чего-то совершенного невиданного удобного или утилитарного. Утилитарность присутствовала на всех этапах проектирования, имела огромное значение в плане решения поставленных задач (раздел 2.3). В стране разруха, не хватает элементарных строительных материалов: тут уж не до мраморов с бронзой. Новым стилем, который лучше всего отвечал поставленным задачам стал конструктивизм. Удивительно много было построено в Москве в эти тяжелые годы. Сегодня в городе насчитывается около 200 построек пролетарского конструктивизма, из них каждое четвертое здание — шедевр.

Переход от интернациональной к национальной политике

Экономические и политические преобразования неразрывно связаны между собой. К середине 1930-х годов вся политическая власть концентрируется в руках одного человека — Иосифа Сталина. Заканчивается революционный период, и в стране, по сути, наступает контрреволюция. Изгнанный из Советского Союза, Л.Д. Троцкий, возмущается тем, что в России заканчивается революция, и оказывается прав. Один из ведущих архитектором сталинской эпохи Иофан Б.М. очень четко выразил основную суть новой архитектуры, описывая здание павильона СССР, созданное им для Международной выставки 1937 года в Париже. «Национальное по форме и социалистическое по содержанию искусство народов СССР позволяет ощутить миллионам посетителей павильона творческий подъем, жизнерадостность и целеустремленность нашей сталинской эпохи»

Происходят громадные изменения; по своему характеру они схожи с теми изменениями, которые происходили после английской революции XVII века, а также французской революции XVIII века. После массовых убийств населения, разрухи, бравурных идей о ненужности семьи, гонений против церкви, построения всего нового на руинах старого, подмены национальных, патриотических чувств интернациональными, устанавливается сильная власть и осуществляется возврат к незыблемыми устойчивым ценностям для стабилизации общества и экономики. Прекращаются активные преследования «классовых врагов» революции, начинается их ассимиляция для использования интеллектуального потенциала: их принимают на работу и в институты, но при этом уничтожаются сами творцы революции. С декабря 1934 года после убийства председателя Петросовета СМ. Кирова, одного из основных оппонентов Сталина, не прекращаются аресты ссылки и расстрелы членов коммунистической партии.

Наблюдается глубинный возврат к прошлому как к историческому наследию. Культ личности И.В. Сталина, который критикует из далека Л.Д. Троцкий, по существу совпадает с тем, что произошло с Наполеоном, который в свое время провозглашается императором. В архитектуре и градостроительных принципах сначала классических, а потом ампирых мы также видим культурологическое сходство эпохи Сталина и Наполеона.

«Достаточно известно, — пишет Троцкий, — что каждая революция до сих пор вызывала после себя реакцию или даже контрореволюцию, которая, правда, никогда не отбрасывала нацию полностью назад к исходному пункту. 36 стр 76.

В это время кардинально меняется отношение к дореволюционной истории. Сталин начинает ощущать себя наследником Александра Невского, Ивана Грозного и Петра Великого, которым тоже приходилось применять крутые меры в отношении своих подчиненных ради их же блага. В школах вновь начинают преподавать русскую историю и литературу, которая теперь воспринимается как национальное достояние. Прекращается уничтожение памятников архитектуры в качестве демонстрации разрушения старого мира. Даже храмовое зодчество начинает рассматриваться как часть русской культуры, тем самым приостанавливается варварское уни-чтожение церквей в пылу антирелигиозной пропаганды.

В 1935 году восстанавливается традиция наряжать елку на Новый год, как когда-то это делалось на Рождество. Вокруг этого возрождается и преображается целая индустрия игрушек, открыток, новогодних костюмов, которые отражали успехи народного хозяйства и культуры и служили своего рода наглядной агитацией. Вновь стали печатать «старорежимные» детские сказки, против которых ополчались горячие революционеры-интеллигенты. Подобные меры способствовали укреплению семьи, возвращали ей что-то из давних патриархальных традиций. Но эпоха полна противоречиями на каждом шагу: семью славили и семью разрушали. Подвиг Павлика Морозова это бунт против отца, верность идее, которая была сильнее родственного чувства. Мальчику устанавливали памятники (глава 4), о нем писали книги, ставили фильмы. Революция принесла женщинам полное юридическое равноправие. Советская пресса всегда подчеркивала огромную значимость этого факта. Это также нашло отражение в искусстве — освобожденная женщина воспевается Шостаковичем в его балетах, освобожденные женщины появляются на экранах и на фасадах зданий. Социальные позиции женщины в нашем обществе были серьезно укреплены. Но еще один парадокс: ни при Ленине, ни при Сталине в Политбюро не избиралось ни одной женщины. В партийных и государственных структурах ей отводилась обычно второстепенная роль. Это естественно для традиционного общества, но не для общества, провозгласившего себя совершенно новым, прогрессивным. На экраны выходят фильмы, где заметны аналогии между действиями Ивана Грозного и лидера советского государства. Оба страдают: они — за все в ответе, а кругом враги, из-за которых так много безвинных погибло. Возвращение истории и культуры идет по всем направлениям: экранизируются русские сказки и литературные произведения, создается музыка на основе народных мотивов, народные мотивы проникают в архитектуру. В этом плане интересен проект комплекса жилых зданий, возведенных в 1937-1939 годах на Тверской улице по проекту архитектора А.Г. Мордвинова, рис. 5.18

На примере этих зданиях видно появление национальных декоративных мотивов, снопов пшеницы на фризе, а также классической ордерной системы с ее арками, балконами и карнизами.

Возврат к национальному прошлому с понятной гордостью за свою страну проявляется в восстановлении реалий на всех уровнях власти и общества, порой незаметно для современников. Например, в 1935 году восстанавливаются дореволюционные воинские звания в армии.1 стр-зп. В школы возвращается школьная форма и классные руководители. Восстановление классической ордерной системы с «ордерами и художественной обработкой несущих частей — колонн с капителью и базой и несомых фризов и карнизов» 37 стр-559 том 2в архитектуре, как нельзя лучше соответствует этим настроениям.

Идет крупномасштабное избавление от творцов и исполнителей кровавого октябрьского переворота, жестких военачальников Гражданской войны, идеологов мучительной коллективизации, интернационалистов, словом от всех тех, кто не мог бы респектабельно и с должным величием войти в новую коммунистическую империю, уважающую свое прошлое и с гордостью несущую свое настоящее с ее наукой, культурой, парадами и демонстрациями. Страна должна быть во всем первой: и в авиаперелетах и умении танцевать. Постепенно исчезают те, кто не понимал этого перехода, В 1936 году были казнены Зиновьев и Каменев, бывшие союзники генерального секретаря, в июне 1937 года были расстреляны самые авторитетные военачальники СССР, среди которых был и М. Тухачевский. Уничтожаются В начале 30-х годов разворачивается война с формализмом в искусстве, причем под формализмом понимается все неподходящее, устаревшее, или слишком авангардное. Обвинительные процессы в искусстве ловко связывают с троцкистами или зино-вьевцами. Критике могла подвергнуться опера Шестаковича «Леди Макбет Мцен-ского уезда», снятая во время первого представления, или его же балет «Светлый ручей» выдержавший шесть представлений. В формализме обвинялись литературные произведения по самым разным поводам: запрещается ЦК партии книга Мариетты Шагинян «Билет по истории» о детстве Ленина, где она пишет, что в жилах его бабушки текла шведская и немецкая кровь. Недопустимо было даже намекать, что великий вождь был земным, имел разную кровь. Он не мог иметь национальность: его миссия — быть советским человеком.

Конструктивизм, архитектурный стиль также объявляется формализмом. Идеолог конструктивизма и в прошлом почитатель Ле Корбюзье, Аркин Д., в духе времени насмешливо отзывается о его творчестве, сравнивая французского архитектора с «элегантной риторикой, эффектной демонстрацией новых формальных канонов», которые «соблазнили весьма многих советских архитекторов»38 стр-13. .Энциклопедический словарь, который выходил в середине 50-х годов отражает изменение идеологии и дает следующую трактовку конструктивизму: «формалистическое направление в современном буржуазном искусстве, архитектуре и литературе, широко распространенное в капиталистических странах» 37 стр-143, том 2 и так далее. О советском конструктивизме пет ни слова.

Строительные и декоративные приемы как воплощение своей эпохи

Московская архитектура сохранила для нас не только общий дух эпохи Сталина, но она сумела донести до нас, как это уже неоднократно отмечалось, малейшие изменения во внешней и внутренней политике, законодательстве, экономике и системе ценностей. Грандиозность замысла преобразования всей страны состояла в том, что культура была одним из самых важных компонентов преобразования. Можно привести цитату, которая очень четко отражает значение архитектуры той эпохи: «Задачи советской архитектуры должны полностью вытекать из великих целей советского осударства и должны быть полностью подчинены им» 2 стр-3. Как это всегда наблюдается в истории культурологии, с одной стороны, осуществляются «плановые» мероприятия по преобразованию культуры и искусства посредством актов, директив указаний и решений, а с дрогой стороны, идет глубокое подсознательное отражение происходящего в стране в данную эпоху. Иной раз очень трудно отделить одно от другого, а возможно этого и не следует делать, рассматривая изменения в целом.

Пристально вглядываясь в конструкцию московских зданий и их убранство, пытаясь постичь их культурологический смысл, мы вправе задать вопрос: ограничивается ли только «видимой» стороной суть изображаемых сцен, фигур и декоративных элементов или здесь есть более глубокие морально-назидательные, философе ие или скрытые социальные идеи этой, столь недалеко отстоящей от нас эпохи. Не!всякий раз, отображение эпохи художником и писателем прочитывается одинаково современниками и поколениями живущими спустя какое-то время.

Идеальным примером могут стать произведения Михаила Шолохова, которого воспринимали в советское время как положительно пишущего о революции и коллективизации, но уже сейчас ясно, что «Тихий Дон» это скорбный плач по коллективизации и созданию колхозов среди казачества. Опытных, практичных, деятельных казаков-землепашцев приехал учить бывший матрос и слесарь Путиловского завода, который к тому же бывший каторжник и ссыльный. Талант Шолохова справился с такой трудной задачей, как отражение действительности таким образом, чтобы она была понята и современниками в рамках и на основе той морали, которая ими проповедовалась, но и потомками. Наверное нельзя ставить знак равенства между восприятием рукотворных произведений той советской эпохой, в глубинах которой они возникали, и восприятием наших современников.

Поразительно, что хотя эта эпоха отстоит от нас всего на несколько десятков лет, но она иной раз с трудом поддается расшифровке в связи с тем, что одни источники недоступны, другие были специально уничтожены, а факты подтасованы. Вся символика и системные образы сталинской поры пропитаны глубокой убежденностью в коммунистическое будущее, силу и значимость страны в целом , незыблемость вла-сти, вечную память великого вождя Ленина, который остался «живее всех живых» с его непогрешимостью и мудростью, а также веру в вождя живущего, великого Сталина, отца всех народов, друга и защитника детей. В год десятилетия со дня смерти Ленина журнал «Советская архитектура», опубликовав на обложке портрет Ленина, весь номер просвещает поселкам, научным институтам и памятникам в честь товарища Сталина 46 етр-1.

Становление и восприятие системы образов происходило на фоне борьбы с последствиями революции и гражданской войны, разрухой, безграмотностью, отсутствием надлежащего количества интеллектуальных кадров, а потом уже при участии своих созданных с определенной коммунистической моралью образованных кадров, читающих и интересующихся. Повсеместная борьба с безграмотностью в конечном итоге способствовала становлению такой системы образования в Советском Союзе, что можно было уже очень скоро с гордостью сказать, что она в целом стала одной из самых удачных в мире. При всей идеологизации и политизации системы, а возможно и благодаря этому, она давала знания для того, чтобы строить, летать и творить.

Серьезное и очень глубокое образование в духе времени, окрашенное определенной идеологией, стало формировать свои советские кадры, способные справиться с поставленной задачей: создание новой культуры, влияющей на массы в духе нужной идеологии, культуры, которая могла бы быть понятой и воспринятой этой массой.

Образование в целом при первом наркоме просвещения РСФСР А.В. Луначарском (1875-1933) также прошло через революционный пафос и многоплановость 1920-х годов, когда отметались педагогические принципы дореволюционной России и внедрялись новые очень интернациональные идеи, часто непонятные и неопробованные, изучался опыт Западной Европы и Америки. В качестве примеров часто брались бунтарские и нетрадиционные формы. Даже известен гнев В.И. Ленина, самого по себе большого разрушителя и революционного преобразователя, который узнав, что Луначарский, отказавшись от учебных планов, предлагал обучать посредством искусства и театров. «В свойственной вождю «шутливой « форме» он распорядился «повестись» Луначарского, а самому же Анатолию Васильевичу приказал «положить все театры в гроб. Так как наркому просвещения надлежит заниматься не театром, а обучению грамоте» 47 стр 64.

Заместителем или, как тогда говорили «товарищем» наркома просвещения стала Н.К. Крупская. Как и многие революционные лидеры, она не обладала профессиональным педагогическим опытом и больше опиралась на впечатления, полученные от нетрадиционных западных школ и на свое видение революционной школы. Именно она предлагает школы-коммуны и всевозможные трудовые школы и так называемые станции воспитания и академии коммунистического воспитания. «Мировоззрению Крупской были свойственны переоценка роли труда и образования, превышение значения классовых интересов над общечеловеческими, нетерпимость к педагогиче-скому инакомыслию и расхождению с марксистской идеологией» 47 "Р- 67.

В 30-е годы все это кардинально меняется в русле изменившегося политического курса в стране в целом. Вместо доминирующей трудовой школы и прочих воспитательных революционных образований вернулась прежняя «школа учебы», до того подвергавшаяся сокрушительной критике. Появляются единые учебные и воспитательные, контролируемые сверху планы, вводится форма. В таком виде советский школьник попадает на все скульптурные и живописные панно. Советские отличницы в дореволюционной гимназической форме с аккуратными косичками шествуют по экранам, подносят цветы Сталину на плакатах и фотографиях. В школу возвращается должность классного руководителя, вводится строгая дисциплина с классно-урочной системой. Школа дает глубокие знания и при этом формирует четкое коммунистическое мировоззрение, студенты поступающие в вузы продолжают упорно заниматься и участвовать в идеологических мероприятиях. Тема лучших в мире школьников и студентов, организованных и занятых делом, перед которыми открыты все пути будет присутствовать в городских оформительских решениях вплоть до середины, рис. 5.25 В одном только 1935 году строится 72 школы, и журнал «Огонек» воспроизводит фотографии этих типовых школ 48

В 30-е годы, так и не успев развиться, уходит вместе с революционным конструктивизмом и авангардом в небытие реформаторская и бунтарская революционная школа. В это время бывшего наркома образования Луначарского отправляют в почетную дипломатическую ссылку во Францию, куда он по странным обстоятельствам живым не доезжает. Крупская не в состоянии понять происходящего в стране, и ее оттесняет от руководства образованием в тихое библиотечное дело. Она своим присутствием мешает формированию образа умершего бога-вождя. Великий вождь, оставшейся на земле позволяет себе по этому поводу пошутить: «надо бы подобрать Ленину другую вдову» 47 стр 67. В феврале 1939 года Н.К. Крупская тихо скончалась и была с громкими почестями похоронена у Кремлевской стены.

Новая эпоха наступала по всем фронтам. Эта эпоха особенно интересна тем, что здесь мы видим становление не просто новой политической системы, а формирование новых механизмом пропаганды и агитации, работавших на поддержание и развитие системы, что сильно отразилось в оформлении зданий. Многие из этих методов получат серьезное развитие в рекламном бизнесе, уличной рекламе, телевидении и т.д. в конце XX - начале XXI века. Конечно, не только директивы сверху влияли на культуру и облик зданий, но и инициатива снизу, исходящая от архитекторов и потребностей населения, настроенного пропагандой на определенный лад, созвали то, что мы видим сегодня на примере Москвы.

Похожие диссертации на Облик Москвы как отражение культуры сталинской эпохи