Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Образ женщины в русской религиозной философии и культурной традиции конца XIX - начала XX вв. Миркушина Лия Рафиковна

Образ женщины в русской религиозной философии и культурной традиции конца XIX - начала XX вв.
<
Образ женщины в русской религиозной философии и культурной традиции конца XIX - начала XX вв. Образ женщины в русской религиозной философии и культурной традиции конца XIX - начала XX вв. Образ женщины в русской религиозной философии и культурной традиции конца XIX - начала XX вв. Образ женщины в русской религиозной философии и культурной традиции конца XIX - начала XX вв. Образ женщины в русской религиозной философии и культурной традиции конца XIX - начала XX вв. Образ женщины в русской религиозной философии и культурной традиции конца XIX - начала XX вв. Образ женщины в русской религиозной философии и культурной традиции конца XIX - начала XX вв. Образ женщины в русской религиозной философии и культурной традиции конца XIX - начала XX вв. Образ женщины в русской религиозной философии и культурной традиции конца XIX - начала XX вв. Образ женщины в русской религиозной философии и культурной традиции конца XIX - начала XX вв. Образ женщины в русской религиозной философии и культурной традиции конца XIX - начала XX вв. Образ женщины в русской религиозной философии и культурной традиции конца XIX - начала XX вв.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Миркушина Лия Рафиковна. Образ женщины в русской религиозной философии и культурной традиции конца XIX - начала XX вв.: диссертация ... кандидата философских наук: 24.00.01 / Миркушина Лия Рафиковна;[Место защиты: Астраханский государственный университет].- Астрахань, 2014.- 192 с.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Генезис образа женщины в русской культуре XIX-начала XX вв. 18

1.1. Специфика культуры Серебряного века и ее влияние на осмысление образа женщины 19

1.2. Источники формирования образа женщины в культуре Серебряного века 42

ГЛАВА 2. Образ женщины в русской религиозной философии конца XIX – начала XX века 66

2.1. Тема Вечной Женственности в софиологическом учении и поэзии В.С. Соловьева 66

2.2. Женщина как хранитель семейных ценностей в философии пола В.В. Розанова 88

2.3. Предназначение «женщины» в философской антропологии Н.А. Бердяева 97

ГЛАВА 3. Художественное воплощение философских идей о сущности женщины в культуре серебряного века 108

3.1. Образ Прекрасной дамы 109

3.2. Амбивалентность образа женщины в искусстве Серебряного века 129

3.3. Феминный образ России 144

Заключение 164

Библиографический список

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Внимание к изучению роли женщины и ее образа в культуре вызывает неизменный интерес, поскольку эта проблема имеет как мировоззренческое, так и практическое значение. Осмысление роли и назначения женщины приобрело высокую актуальность с конца XIX века вместе с движением за гендерное равенство в правовом, политическом, социальном плане. Европейская традиция культуры сформировала специфическое отношение к «проблеме женщины», где переплелись противоречивые оценки и образы: Прекрасной Елены Троянской, девы Марии, шекспировской Джульетты, «Венеры в мехах» и т.д. Образ женщины то наделялся высшей значимостью и духовной силой, то низводился до детородной функции, служащей Мировой воле. И если для Запада во многом была характерна двойственная оценка ее сущности (как Матери и как Евы-искусительницы), то в традиции русской культуры, от мифологии к религии и философии, проблема понимания сущности и назначения женщины обрела особый статус. Здесь в большей степени проявляется высокоценностное отношение к женщине, ее возвышение и наделение особой миссией. Это нашло выражение в доминировании положительных женских образов в русской классической литературе (при этом отрицательные героини, как правило, вызывали скорее сочувствие, нежели ненависть), а также в особом философском дискурсе, посвященном этой теме. Если в европейской философии проблема женщины обсуждалась в рамках неклассической традиции и оказалась во многом на периферии научного поиска, то для русских мыслителей в период интенсивного развития философии эта тема стала одной из центральных и раскрываемых с небывалой глубиной.

Сегодня интерес к изучению понимания образа женщины в отечественной традиции культуры обретает особую значимость. В условиях постоянной трансформации структуры современного общества под давлением различных аспектов претерпевает изменения и образ женщины, ее функция и роль в социуме. Прежде всего причинами изменения образа женщины становятся прагматизация человеческих отношений, смена ценностных ориентаций, усложнение процесса гендерной и национальной самоидентификации.

В связи с процессом глобализации, который «размывает» границы национальных культур, а также с распространением западных ценностей, образа жизни, стереотипов мышления, эволюционирует и образ женщины в общественном сознании. Глубокие преобразования в России привели к ломке старых брачно-семейных ценностей и стереотипов – трансформации и практическому кризису патриархальной семьи, изменению ее традиционных функций по воспроизводству, сохранению и передаче культурных ценностей, радикальной трансформации брачной стратегии и образа семейной жизни. Все чаще транслируется образ «вираго», традиционные представления об отличительных чертах мужчины и женщины практически уже сломлены; сглаживание дихотомии мужского – женского в сознании таит в себе определенную угрозу утраты социальной идентичности. В XXI веке одной из важных и обострившихся проблем является идентификация человека по гендерному признаку.

Необходимо отметить, что в 90-х годах XX века в связи с кризисными процессами в России, сменой идеологического курса общество «погружается» в состояние культурной и ценностной неопределенности, имеет место потеря ценностных ориентаций и идеалов. Культура Серебряного века рубежа XIX – XX вв. переживала схожие тенденции. Все больше философская мысль ставит вопросы метафизического характера: поиски Абсолютного и Вечного, что могло бы служить духовной опорой человека в «расколотом» мире, так как человек, лишенный ощущения подлинности, осмысленности, утрачивает свои связи с человечеством, миром, традициями, теряет и сам смысл жизни. Такая ситуация «духовного вакуума» заставляет по-новому осмыслить истоки национальной культуры, этические и философские традиции прошлого. В связи с этим представляется необходимым обращение к культурному наследию эпохи Серебряного века, когда изучение проблемы пола достигло особой глубины как на интеллектуальном, так художественном уровне. В философских текстах той «переломной» эпохи образ женщины получает теоретическое обоснование; в художественных произведениях с позиции эстетики раскрывается сущность и миссия Прекрасной Дамы, Вечной Женственности, Вечной Жены, Лучезарной Подруги. Метафизика человека была призвана дополнить чувствами новый рациональный социальный порядок, осмыслить двуединство человеческого существа, сохранить связь с традицией отечественной культуры.

Изучение философской и художественной традиции Серебряного века в характеристике и оценке образа женщины дает важнейший опыт для осмысления современных гендерных, антропологических и экзистенциальных проблем.

Степень научной разработки проблемы.

Проблема понимания образа женщины, одна из древнейших в культуре, уходит корнями в первобытное мышление эпохи матриархата и патриархата. В мифологическом мировоззрении различных народов образ женщины получил символическое и смысловое наполнение, нашел отражение в эпосе, фольклоре, культуре повседневности. Теоретическое осмысление образа женщины происходит с появлением философской рефлексии и рождением антропологической проблематики, начиная с Сократа и его вопроса о самопознании. Постановка вопроса изучения образа женщины характерна еще для античных философов. Данный вопрос изучался в рамках учения об андрогине в трудах Платона и Аристотеля. Ценность женщины рассматривалась Платоном с антропологической позиции как составная часть единой личности. Аристотель, а в последующем и Фома Аквинский встают на позицию, что главное предназначение женщины заключается лишь в ее способности к воспроизводству. Эта традиция сведения назначения женщины к детородной функции проходит через все века – среди ее приверженцев М. Монтень, Э. Роттердамский, Г. Бокль, Г. Спенсер. Убеждения А. Шопенгауэра, что «назначение женщин исчерпывается назначением их служить распространению человеческого рода», и Ф. Ницше о том, что «освободить женщину можно только, сделав ей ребенка», положили начало новой волне мизогинических настроений в философии. Поскольку главным образом женщина рассматривалась в связи с ее принадлежностью к семейно-интимной сфере человеческой жизни, вопрос о роли женщины в культуре и обществе относился разряду второстепенных, малоизученных. Европейских классиков философии интересовала не столько проблема специфики женской природы, сколько задача самоопределения в мире человека как личности, как субъекта.

В работах английского философа Дж. С. Милля, французской писательницы Жорж Санд, немецкого философа и социолога Г. Зиммеля, немецко-американского философа, психолога, социолога Э. Фромма предпринимается попытка изменить взгляд на женщину, провозглашается право женщины на свободу чувств, обосновывается идеал равенства между полами.

Иную позицию по отношению к женщине занимали Отто Вейнингер, Фридрих Ницше, Юхан Август Стриндберг, которые отмечали второстепенную роль женщины в истории Европы, а порой и выражали антифеминистические взгляды.

В рамках западноевропейской культуры образ «Вечной Женственности» воспевался в произведениях Якоба Бёме, «Божественной комедии» Алигьери Данте, «Canzoniere / Книге песен / 366 сонетов к Лауре» Франческо Петрарки; «Гимнах к ночи» Новалиса; «Женственной Тени» Шелли; «Weltseele / Мировой Душе» Фридриха Шеллинга; «Фаусте: «Das Еwig-Weibliche / Zieht uns hinan» Иоганна Вольфганга фон Гёте.

В отечественной культуре образ женщины с наибольшей глубиной был раскрыт в творчестве таких представителей классической русской культуры, как: А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Л.Н. Толстой. А.С. Хомяков, К.С. Аксаков и другие представители славянофильского направления русской философии трактовали роль женщины с позиций традиционного православия, являясь сторонниками идеалов патриархальной семьи, видя ее назначение в сохранении семейных ценностей. Против абсолютного равноправия женщин с мужчинами выступали некоторые религиозные философы – П.А. Флоренский, С.Н. Булгаков, В.Ф. Эрн. Об особом праве женщин устраивать свою личную жизнь, отстаивать человеческое достоинство, участвовать в общественной жизни неоднократно писал В.Г. Белинский.

Основными источниками нашего исследования стали философско-этические труды представителей русской религиозной философии: В.С. Соловьева, В.В. Розанова, С.Н. Булгакова, Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, С.Л. Франка, в которых содержится философское осмысление проблем гендерных отношений на разных уровнях (биологическом, онтологическом, социокультурном), а также поэтическое наследие эпохи русского ренессанса: творчество Д. Мережковского, В. Иванова, К. Бальмонта, З. Гиппиус, В. Брюсова, А. Блока, А. Белого, А. Ахматовой, С. Есенина.

Исследователи проблемы сущности и роли женщины рубежа XIX – XX вв., такие как: Н.Н. Страхов, П.В. Безобразов, Л.И. Петражицкий, Н. Библиоман, Е.А. Словцова-Камская, И.Т. Тарасов, Е.О. Лихачева, В.М. Хвостов, И.Д. Новик, А.П. Щапов, С.С. Шапков, Н. Благоразумов, Е.Н. Щепкина, обращались к актуальным в то время аспектам «женского вопроса»: положению женщины в обществе, ее призванию, истории борьбы женщин за свои политические права. Следует отметить, что значительный объём подобных исследований принадлежал самим женщинам, что свидетельствовало о росте женского движения в России.

Важное значение для нашего диссертационного исследования имеют труды, посвященные архетипическим образам женщины в русской культуре, таких современных ученых как: В.Я. Пропп, Б.А. Рыбаков, Н.Л. Пушкарева, Г.Д. Гачев, А.Г. Гачева, В.И. Мисльдон, А.П. Забияко, О. Клинг, А.В. Иванов, И.А. Жеребкина, О.В. Куприянова, Т. Шестопалова, И.Г. Павлова, Л.А. Гулюк, Н.С. Пивнева, Н.Н. Мельникова.

Анализу наследия софиологического учения русских философов посвящены исследования Д.С. Мирского, А.Ф. Лосева, Ю.М. Лотмана, В.В. Бычкова, П.П. Гайденко, С.С. Хоружего, М.Н. Громова, Т.П. Писарчика, А.В. Гунченко, С.П. Заикина.

Разработкой типологии образов женских архетипов и образов женщин занимались К.Г. Юнг, С. Биркхойзер-Оэри, В.Н. Кардапольцева.

Анализу мифологемы женственности в культуре Серебряного века посвящены диссертационные исследования Л.А. Гулюк, Е.И. Мазиной, Н.Н. Мельниковой, О.В. Сивовой. Исследование метафизики пола в творчестве русских религиозных мыслителей отражено в трудах Т.В. Сыдеевой, Т.В. Рябининой, Е.А. Бобровник, К.В. Шабалкиной. Литературный анализ мотивов «Вечной женственности» в поэзии Серебряного века проведен в диссертационных работах О.И. Горбуновой, Е.Е. Прощина.

Современный исследователь Г. Брандт в работе «Природа женщины» изучает проблему места и роли женщины в развитии общества и культуры в историческом аспекте. Аспект феминности России в рамках гендерной картины мира анализирует О.В. Рябов.

Изучением культуры Серебряного века как переломного момента в эпохе занимались Д.С. Мережковский, В.В. Кандинский и современные исследователи В.В. Бычков, Л.С. Деточенко.

Несмотря на изученность многих аспектов образа женщины и роли женского начала в культуре и искусстве, работ, обращенных к изучению образа женщины в философии, недостаточно для раскрытия всего комплекса значимых проблем, с ней связанных. При этом, как мы считаем, важно остановиться не только на анализе философских теорий, посвященных пониманию роли женщины, но и на том, какие проекции философские идеи обрели в культуре и искусстве в целом и Серебряного века в частности, когда происходила трансформация образа женщины и рождалось новое видение мира.

В связи с этим объектом диссертационного исследования является культура Серебряного века.

Предметом исследования выступает образ женщины в русской религиозной философии и в искусстве Серебряного века.

Цель исследования состоит в выявлении специфики понимания образа женщины в русской религиозной философии и в искусстве Серебряного века.

В связи с этим определяются задачи диссертационной работы:

выявить специфику русской культуры рубежа XIX – XX вв. и условий, в которых в религиозной философии и софиологии происходит теоретическое осмысление образа женщины;

изучить значение понятия «образа женщины», представить анализ его основных аспектов в русской культуре (метафизического, антропологического, эстетического, социокультурного);

определить внешние и внутренние источники, повлиявшие на формирование образа женщины в русской культуре и философии Серебряного века;

на основе изучения трудов В.С. Соловьева, В.В. Розанова, Н.А. Бердяева охарактеризовать специфику философских подходов к пониманию роли и сущности образа женщины в культуре и мировоззрении;

выявить проекцию философских подходов к пониманию образа женщины в искусстве Серебряного века.

Теоретическую базу диссертационного исследования составили труды религиозных отечественных мыслителей второй половины XIX – первой половины XX веков и поэтов Серебряного века, в которых содержится анализ и описание черт Вечной Женственности, раскрытие мистического образа Софии: В.С. Соловьева, В.В. Розанова, С.Н. Булгакова, Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, Д.С. Мережковского, В.И. Иванова, К.Д. Бальмонта, З.Н. Гиппиус, В.Я. Брюсова, А.А. Блока, А. Белого, А.А. Ахматовой, а также научные труды, посвященные изучению наследия русских религиозных мыслителей данного периода: Д.С. Мирского, А.Ф. Лосева, Ю.М. Лотмана, В.В. Бычкова, П.П. Гайденко, С.С. Хоружего, М.Н. Громова, Т.П. Писарчика, А.В. Гунченко, С.П. Заикина.

Методологической базой исследования явились системный и социокультурный подходы, которые позволили осмыслить роль образа женщины в системе мировоззрения в целом и миропонимания эпохи Серебряного века в особенности. Историко-философский метод позволил систематизировать и реконструировать историю развития русской религиозной философии эпохи Серебряного века и софиологической традиции, положенной В.С. Соловьевым. Компаративистский подход был применен при сравнительном анализе западноевропейской и отечественной философских традиций понимания сущности и назначения женщины, а также философских подходов мыслителей Серебряного века в понимании роли женщины в культуре. Методы интерпретации, герменевтики были использованы при выявлении философских идей в художественных произведениях (поэзии и живописи изучаемой эпохи). Аксиологический метод был применен при анализе ценностей культуры Серебряного века, а также в изучении ценности женщины, получившей обоснование в русской религиозной философии. В рамках типологического подхода была составлена классификация образов женщины в искусстве; гендерный подход позволил рассмотреть образ женщины сквозь призму социокультурных трансформаций в эпоху Серебряного века.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

выявлена специфика русской культуры рубежа XIX – XX вв., проявившаяся в синтезе рационального и мистического подходов, в условиях которой осуществляется философское осмысление образа женщины;

уточнено понятие «образ женщины», дана характеристика метафизического, антропологического, эстетического, социокультурного аспектов его понимания в отечественной культуре;

систематизированы внутренние и внешние источники, повлиявшие на формирование образа женщины в культуре Серебряного века, показаны его связи с языческой и христианской традициями, а также западноевропейским гуманизмом и романтизмом;

на основе изучения трудов В.С. Соловьева, В.В. Розанова, Н.А. Бердяева охарактеризована специфика философских подходов в понимании роли и сущности образа женщины в культуре и мироздании (софиологического, андрогинного, социально-полового и др.);

выявлены проекции философских подходов к пониманию образа женщины в искусстве, представленные в типологии женских образов в поэзии и живописи Серебряного века.

Положения, выносимые на защиту:

1. Спецификой культуры рубежа XIX – XX вв. стал синтез рационального и мистического подходов, призванный устранить противоречия между ценностями традиционной русской духовности, основанной на соборных принципах и вере, и новой культуры, утверждающей ценность отдельного человека, разума и прогресса. В основе этого синтеза лежит религиозно-космологическое понимание единства природы, человека и Бога, разрабатываемое в русской религиозной философии. В значительной степени это способствовало постановке проблемы сущности и роли женщины в философии Серебряного века, получившей концептуальное осмысление с рациональной, мистической и эмпирической позиций. Философское изучение образа женщины получило наиболее глубокое развитие в софиологии В.С. Соловьева, философии пола В.В. Розанова, религиозной антропологии Н.А. Бердяева.

2. Образ женщины выступает важным элементом мировоззрения и культурной идентичности, выражая особенность женского начала, его сущность и миссию. Образ женщины понимается в диссертации как социокультурный феномен, надличностное, символическое представление о женщине, квинтэссенция ее субстанциональных качеств и способностей, преобладающая в той или иной культуре и несущая на себе ее особенности. Содержание понятия образа женщины в контексте русской культуры раскрывается через единство метафизического, антропологического, эстетического, социокультурного аспектов, берущих свои истоки в мифологическом и религиозном сознании и получающих концептуальное и теоретическое осмысление в философии.

3. Анализ внутренних и внешних источников генезиса образа женщины и Вечной Женственности в русской культуре показывает, что он формируется на основе синтеза русских языческих традиций (образа Матери-Сырой Земли), античных традиций платонизма, культа христианской Софии, пришедшего из Византии, православного культа Богоматери, влияния немецкого романтизма. К концу XIX века образ женщины был теоретически осмыслен русскими философами и поэтами Серебряного века и обрёл новое значение для русской культуры, олицетворяя всеединство мира, созерцаемого Богом.

4. Особенностью изучения образа женщины в эпоху русского культурного ренессанса стала интерпретация женского начала как одного из основополагающих понятий русской религиозной философии. С позиции философских подходов роль женщины в культуре, ее ценность обосновывается всесторонне: 1) с позиции онтологии через идею Софии, мировой души, связывающей живых существ с Богом (В.С. Соловьев); 2) с позиции антропологии как составная часть единой личности, андрогинной по своей сути (В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев); 3) с позиции сотериологии как возможность спасения личности от эгоизма через любовь (В.С. Соловьев, В.В. Розанов); 4) с позиции философии творчества как основание для создания жизни и как источник вдохновения на создание творений культуры (Н.А. Бердяев); 5) в контексте философии пола как сущность целостной природы, выражение материальности мира, его внутренней страдательности (В.В. Розанов); 6) с социокультурной позиции, характеризующей культуру России как женскую по своей сущности (Н.А. Бердяев).

5. Философское понимание образа женщины нашло яркое отражение в поэзии Серебряного века, где женские образы эпохи становились олицетворением богоискательства и символом духовного обновления России. Особенностью воплощения философского понимания образа женщины в искусстве стала его амбивалентность: с одной стороны, женщина представлена в ореоле духовности, святости, мудрости, с другой стороны, она выступает олицетворением рока, страсти, падения (стремящейся при этом к возрождению). Типология проекций философских подходов к пониманию образа женщины в искусстве Серебряного века связана с изображением образов Прекрасной Дамы (1), образов Мученицы, «смиренницы», сострадающей, жертвующей духовной сестры (2), образов «роковой» женщины (3) и образа женской души России (4).

Научно-теоретическая и практическая значимость работы.

Теоретическая значимость исследования заключена в разработке понятия образа женщины, выявления его смысловых аспектов, философских оснований и связей с развитием культуры. Результаты диссертационной работы могут быть использованы в последующих исследованиях, посвященных проблеме пола в России, в том числе связанных с анализом понимания роли женщины в культуре различных эпох и современности. Предпринятое автором изучение культурного наследия деятелей Серебряного века имеет теоретическую значимость в контексте теории и истории культуры России, а также искусствоведения, эстетики, философии культуры.

Практическая значимость результатов научного исследования заключается в возможности их использования в учебном процессе в рамках курсов по истории философии, культурологии, гендерной истории, феминологии, гендерной психологии, религиоведению, в специальном курсе по истории отечественной религиозной философии.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования представлены в 10 публикациях, 5 из которых размещены в научных журналах, рекомендованных ВАК РФ для публикации результатов диссертационных исследований. Различные выводы диссертации, полученные в ходе работы, излагались в докладах автора на международных и всероссийских конференциях и конгрессах: на региональной научно-практической конференции «Ценности современного общества: философия, социология, политика, культура» (Астрахань, 2012 г.), на Всероссийской молодежной конференции в рамках фестиваля науки «Сохранение культурного наследия и проблемы фальсификации истории» (Астрахань, 2012 г.), на II Международной научно-практической конференции «Социально-гуманитарные проблемы современности: человек, общество и культура» (Красноярск, 2013 г.), на Международной конференции «The 7th International Conference on European Science and Technology» (Мюнхен, 2014 г.); на XIX Международной научно-практической конференции «Современные проблемы гуманитарных и естественных наук» (Москва, 2014 г.).

Структура и объем диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, включающих по три параграфа, заключения и библиографического списка.

Общий объем диссертации составляет 193 страницы, в том числе библиографический список, включающий 230 наименований.

Специфика культуры Серебряного века и ее влияние на осмысление образа женщины

Теоретическую базу диссертационного исследования составили труды религиозных отечественных мыслителей второй половины XIX -первой половины XX веков и поэтов Серебряного века, в которых содержится анализ и описание черт Вечной Женственности, раскрытие мистического образа Софии: В.С. Соловьева, В.В. Розанова, С.Н. Булгакова, Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, Д.С. Мережковского, В.И. Иванова, К.Д. Бальмонта, З.Н. Гиппиус, В.Я. Брюсова, А.А. Блока, А. Белого, А.А. Ахматовой. А также научные труды, посвященные изучению наследия русских религиозных мыслителей и данного периода: Д.С. Мирского, А.Ф. Лосева, Ю.М. Лотмана, В.В. Бычкова, П.П. Гайденко, С.С. Хоружего, М.Н. Громова, Т.П. Писарчика, А. В. Гунченко, СП. Заикина. Методологической базой исследования явились системный и социокультурный подходы, которые позволили осмыслить роль образа женщины в системе мировоззрения в целом, и миропонимания эпохи Серебряного века в особенности. Историко-философский метод позволил систематизировать и реконструировать историю развития русской религиозной философии эпохи Серебряного века и софиологической традиции, положенной В.С. Соловьевым. Компаративистский подход был применен при сравнительном анализе западноевропейской и отечественной философских традиций понимания сущности и назначения женщины, а также философских подходов мыслителей Серебряного века в понимании роли женщины в культуре. Методы интерпретации, герменевтики были использованы при выявлении философских идей в художественных произведениях (поэзии и живописи изучаемой эпохи). Аксиологический метод был применен при анализе ценностей культуры Серебряного века, а также в изучении ценности женщины, получившей обоснование в русской религиозной философии. В рамках типологического подхода была составлена классификация образов женщины в искусстве; гендерный подход позволил рассмотреть образ женщины сквозь призму социокультурных трансформаций в эпоху Серебряного века.

Научная новизна исследования заключается в том, что: выявлена специфика русской культуры рубежа XIX - XX вв., в условиях которой осуществляется философское осмысление образа женщины; уточнено понятие «образ женщины», дана характеристика метафизического, антропологического, эстетического, социокультурного аспектов его понимания в отечественной культуре; систематизированы внутренние и внешние источники, повлиявшие на формирование образа женщины в культуре Серебряного века; показаны его связи с языческой и христианской традициями, а также западноевропейским гуманизмом и романтизмом; на основе изучения трудов В.С. Соловьева, В.В. Розанова, Н.А. Бердяева охарактеризована специфика философских подходов в понимании роли и сущности образа женщины в культуре и мироздании (софиологического, андрогинного, социально-полового и др.); выявлены проекции философских подходов к пониманию образа женщины в искусстве, представленные в типологии женских образов в поэзии и живописи Серебряного века.

Положения, выносимые на защиту:

1. Спецификой культуры рубежа XIX - XX вв. стал синтез рационального и мистического подходов, призванный устранить противоречия между ценностями традиционной русской духовности, основанной на соборных принципах и вере, и новой культуры, утверждающей ценность отдельного человека, разума и прогресса. В основе этого синтеза лежит религиозно-космологическое понимание единства природы, человека и Бога, разрабатываемое в русской религиозной философии. В значительной степени это способствовало постановке проблемы сущности и роли женщины в философии Серебряного века, получившей концептуальное осмысление с рациональной, мистической и эмпирической позиций. Философское изучение образа женщины получило наиболее глубокое развитие в софиологии В.С. Соловьева, философии пола В.В. Розанова, религиозной антропологии Н.А. Бердяева.

2. Образ женщины выступает важным элементом мировоззрения и культурной идентичности, выражая особенность женского начала, его сущность и миссию. Образ женщины понимается в диссертации как социокультурный феномен, надличностное, символическое представление о женщине, квинтэссенция ее субстанциональных качеств и способностей, преобладающая в той или иной культуре и несущая на себе ее особенности. Содержание понятия образа женщины в контексте русской культуры раскрывается через единство метафизического, антропологического, эстетического, социокультурного аспектов, берущих свои истоки в мифологическом и религиозном сознании и получающих концептуальное и теоретическое осмысление в философии.

3. Анализ внутренних и внешних источников генезиса образа женщины и Вечной Женственности в русской культуре показывает, что он формируется на основе синтеза русских языческих традиций (образа Матери-Сырой Земли), античных традиций платонизма, культа христианской Софии, пришедшего из Византии, православного культа Богоматери, влияния немецкого романтизма. К концу XIX века образ женщины был теоретически осмыслен русскими философами и поэтами Серебряного века и обрёл новое значение для русской культуры, олицетворяя всеединство мира, созерцаемого Богом.

Источники формирования образа женщины в культуре Серебряного века

Божественной жизни, есть Любовь Бога, и эта Любовь есть сущность, она реальна, она имеет жизнь в самой себе… Отношение между Софией и Богом есть отношение духа и тела (тела духовного). Тело есть внешнее откровение о духе, оно являет дух. Ту же аналогию можно провести между Богом-Духом и Богом, открывающимся в Себе. София есть пренебесное тело Бога»1. Ипостаси Софии в православии многообразны: она и Церковь, и тело Христово, и душа мира, и Творческая потенция, и божественная энергия, и начало всех непроявленных творений Бога. Этот образ был одним из ключевых в IX веке, когда Русь принимала христианство, определившее ее дальнейшую историю.

По свидетельству летописей, посещение Софийского храма в Константинополе послами князя Владимира окончательно убедило их принять христианство по византийскому образцу. Вскоре после крещения на Руси были выстроены великолепные Софийские соборы в Киеве и Новгороде. Идея о воплощении Сына Божия неотделима от идеи о Богоматери, которую величают Домом Божественной Премудрости, истинным Храмом Живого Бога на земле. Возможно, это стало одним из оснований для перенесения на образ Девы Марии содержания и символики Софии Премудрости Божией. Слияние образа Богоматери с идеями Божественного Домостроительства Премудрости и создание на земле христианской Церкви нашло отражение в установлении престольного празднования Софийских кафедральных соборов Киева и Новгорода на дни Рождества и Успения Богородицы. Особое почитание Софии в Болгарии и на Руси усиливало также и то, что, по преданию, Кириллу – одному из двух просветителей славян и создателю славянской азбуки – явилась Дева София, которая вдохновила его и которой он был предан всю жизнь. София еще и поэтому понималась как особая покровительница славянских народов.

Новгороде, который менее всего подчинялся византийскому контролю, почитание Софии достигло к XV веку максимального расцвета. Центральная фигура Софии с огненно-красным ликом и крыльями, в красно-золотых царских одеждах и короне, со скипетром и свитком в руках, сидящая на престоле, является олицетворением одновременно и Божественной царственной творческой силы, окруженной ореолом Божьей Славы, и чистого Божественного Девства, осеняемого Святым Духом. Богоматерь как олицетворение земной Церкви и как исполненное Божье обетование о воплощении Сына Божьего изображена как Великая Панагия – Всесвятая с знамением Спасителя на груди. Образно они вместе представляют женское и мужское служение Богу.1 Таким образом, культ Софии имеет древние корни в русской культуре, при этом он наделен сакральным значением.

В.С. Соловьев был одним из первых русских мыслителей, обратившихся к изучению этого ключевого символа. Он полагал, что мысль о

Софии всегда была в христианстве и в более раннем ветхозаветном учении. В Ветхом Завете есть целая книга, приписываемая Соломону, которая носит название Софии. Эта книга неканоническая, но, как известно, и в канонической книге «Притчей Соломона» встречается разъяснение идеи Софии (под соответствующим еврейским названием Хохмa). В Новом Завете также встречается этот термин уже в прямом отношении к Христу, указывал В.С. Соловьев в «Чтениях о Богочеловечестве»1.

В книгах Ветхого и Нового завета часто встречается слово «софия» (в переводе на русский «премудрость») в одном контексте. В неканонических книгах «Премудрости Иисуса, сына Сирахова», «Премудрости Соломона», а также в книгах «Притчей Соломоновых», «Священном Писании Ветхого Завета»2 о Софии содержится особенно много материала. По своему содержанию это восторженный гимн прославления «софии», «мудрости», которая, по описанию автора, некогда восседала на престоле с Богом и затем сошла на Землю, где и утвердилась, сделавшись источником всякого блага и порядка. Согласно точке зрения В.С. Соловьева, София представляет «материю Божества»3, которая содержит в себе начало божественного единства. Христос, осуществляющий в себе это единство, как цельный божественный организм – индивидуальный и универсальный по своей сути – есть и Логос, и София. На основании византийской и древнерусской традиции В.С. Соловьевым была создана концепция «софиологии», развитая впоследствии о. П. Флоренским и прот. С. Булгаковым. Данная концепция рассматривала Премудрость Божию – Софию как извечно пребывающий в Боге ипостасный первообраз.

Женщина как хранитель семейных ценностей в философии пола В.В. Розанова

В начале Первой мировой войны Н.А. Бердяев написал статью-ответ на книгу В.В. Розанова «Война 1914 года и русское возрождение», назвав ее «вечно бабьим в русской душе». «Пассивная, рецептивная женственность в отношении государственной власти – так характерна для русского народа и русской истории»1. Природу русского народа философ определяет как женственную, пассивную и покорную в государственных делах, русский народ не привык быть мужественным строителем, а ждет покорителя, мужа, жениха.

Н.А. Бердяев подчеркивает, что для В.В. Розанова покорность проявляется не только в армии, но и в сущности государственной власти, так как «всех нас превращает в женщин, слабых, трепещущих, обнимающих воздух...», демонстрируя особенность, что весь русский народ в таком отношении перед государством. Также автор указывает, что в книге В.В. Розанова есть примеры исключительной апологии самодовлеющей силы государственной власти, переходящей в настоящее «идолопоклонство»2.

По мнению философа, русская душа – ищущая, мятежная, странническая и не может быть удовлетворена ничем относительным и средним. Из часто неправдоподобно звучащей прославленной «тихости, безбурности и славности» рождается пассивность, это так близко вечно-бабьему сердцу В.В. Розанова, но пассивность никогда не приводит к лучшей жизни. В мыслях В.В. Розанова скрывается вечный соблазн и вечная опасность русского народа, скрывается источник его бессилия стать свободным, мужественным и созревшим для самостоятельной жизни в мире народом. Философ поражён тем, что и другие мыслители, призванные отражать наше национальное сознание, тянут нас вниз, отдаются покорности, пассивности, рабству у национальной стихии, женственной религиозности. Мужественный, твердый и светоносный дух не противостоит стихиям, которыми должен овладеть. По мнению Н.А. Бердяева, великая беда русской души, как и беда В.В. Розанова, заключается в переходящей в «бабье» женственной пассивности, склонности к браку с чужим мужем и в недостаточной мужественности. Также Н.А. Бердяев отмечал, что русская народность долго живет в национально-стихийном коллективизме, поэтому ее сознание личности еще окрепло. Это и объясняет пропитанность русской государственности неметчиной и часто представлялась инородным владычеством. Отсюда и вытекает вечная зависимость от инородного. Это мужественное начало в русской истории было всегда заграничным: Россией, русским духом всегда владели идеи «то Маркса, то Канта, то Штейнера»1. Как констатирует автор, «розановское» бабье и рабье, дохристианские традиции и языческая религия все еще оказывают влияние на дух народной стихии. Путь к спасению России лежит в освобождении от «розановщины», которая губительно влияет, тянет назад, засасывает. В то же время В.В. Розанов критически отмечает, что «русская душа испугана грехом», что она им подавлена. Такая ситуация «испуга» препятствует мужественно «творить жизнь», овладевать своей землей и национальной стихией. С вышеизложенным высказыванием Н.А. Бердяев солидарен, однако считает, что причина этой борьбы заключается в выковывании мужественного, активного Духа в русском народе, в выходе из женственной пассивности.

Немецкий исследователь В. Шубарт подчеркивал в работе «Европа и душа Востока» (1938): «Разные народы дали разные образцы человеческих идеалов. У китайцев это мудрец, у индусов – аскет, у римлян – властитель, у англичан и испанцев – аристократ, у пруссаков – солдат, Россия же предстает идеалом своей женщины»1. По мнению Н.А. Бердяева, душа России полна противоречий, и даже для самих россиян она остается неразгаданной тайной: «Душа России не покрывается никакими доктринами»2. Но это тайна скорее для иностранцев. Для россиян, русских мыслителей и писателей у России женское лицо, она «птица-тройка», «родина» и так далее во всех женских наименованиях. Для России, как и для русской души, характерно желание взять на себя тяготы другого, облегчить его судьбу.

Несмотря на принципиальные различия в основах миропонимания западной и русской религиозной философии, в трактовке гендерной проблематики мыслители высказывают сходство во взглядах. По мнению Э. Фромма, в структуре любого общества заложено два положения: патрицентрический (или патриархальный) и матрицентрический (матриархальный). Матрицентрический принцип делает центральной фигурой любящую мать с безусловной любовью по отношению ко всем детям только лишь потому, что они ее дети. Главной особенностью в матриархальной культуре являются связь с землей, кровные узы, для нее характерно инертное восприятие природных явлений. В этом обществе все люди равноправны, так как они – дети Матери-Земли, и каждого она любит за то, что все они ее дети. В патриархальной культуре важно жить, следуя законам, установленным человеком; характерно преобладание рационального духа, стремление человека преобразовывать природу. Подчинение власти – главенствующая добродетель патриархального общества. «Вместо принципа равенства, – пишет Э.Фромм, – принцип любимого сына и иерархии»3. Таким образом, суть конфликта между матриархальным и патриархальным укладами в обществе и религии заключается в том, что женщина от природы плодотворна, одарена способностью к сотворению, может носить и вынашивать детей, и в этом смысле она всегда стоит выше мужчин.

Амбивалентность образа женщины в искусстве Серебряного века

В 1916 г. Александром Блоком было написано стихотворение «Коршун», включённое в цикл «Родина». В нём образ матери, склонившейся над сыном со словами: «На хлеба, на, на грудь, соси, / Расти, покорствуй, крест неси», становится символом России, переживающей страшную войну. Мать «тужит» над сыном, но заранее стоически смиряется с вероятной страшной судьбой, которая может постичь его в дальнейшем. При этом автор обращает внимание на то, что подобная материнская участь – это извечная судьба России: «А ты всё та ж, моя страна, / В красе заплаканной и древней». Но в концовке стихотворения проступает явное нежелание автора более такой судьбы для своей героини: «Доколе матери тужить? / Доколе коршуну кружить?»2. В другом известном своём стихотворении «На поле Куликовом» Блок также вводит образ матери, тоскующей о судьбе сына, отправляющегося на битву: «С полуночи тучей возносилась / Княжеская рать, / И вдали, вдали о стремя билась, / Голосила мать»3. И здесь героиня выступает символом не индивидуальной, а коллективной материнской скорби обо всех сыновьях, разделяющих тяжёлую судьбу Родины. Написанное в 1908 г., после первой русской революции, это стихотворение пророчило грядущие беды России. Его автор тем самым указывал на величественное и страшное будущее своей страны.

Образ страдающей и плачущей женщины-России занимает важное место в поэзии А. Блока. Во многом он созвучен некрасовской трактовке этого образа. Но если Н. Некрасов обращался к родине со словами: «О матушка-Русь! ты приветствуешь сына / Так нежно, что кругом идёт голова» (стихотворение «Дома – лучше!»), то А. Блок в своих произведениях величает её не иначе как «жена», в то время как «материнский» аспект Родины у Блока – скорее исключение. С ней, с «нищей Россией», связаны «слёзы первые любви», она обладает «разбойной красой», но при этом и «прекрасными чертами» («Россия», 1908 г., цикл «Родина»). В стихотворении из этого же цикла «Осенний день» автор с тоской и тревогой вопрошает: «О, нищая моя страна, / Что ты для сердца значишь? / О, бедная моя жена, / О чем ты горько плачешь?»1.

Россия в творчестве А. Блока сливается с женским образом и воспринимается поэтом только как женщина. Не случайно, что в цикл «Родина» включено стихотворение «На железной дороге». Его героиня – «красивая и молодая», но мёртвая – лежит во рву у железнодорожной насыпи. Её жизнь, уже безвозвратно ушедшая, показана автором как вечное ожидание на привокзальной платформе, куда героиня постоянно приходила, «В пустых мечтах изнемогая...». Её красота и юность никому оказались не нужны, её душевный мир – потёмки для окружающих, её смерть осталась загадкой. Блок возводит страдания и душевные муки своей героини, по сути, до экзистенциального уровня: «Не подходите к ней с вопросами, Вам всё равно, а ей – довольно: Любовью, грязью иль колесами Она раздавлена – всё больно»2.

В.Н. Кардапольцева указывает на то, что данные строки «можно рассматривать как своеобразное обобщение женской российской судьбы "крестовой сестры"»3. Последнюю, наряду с образами женщины-хозяйки и «смиренницы», автор рассматривает как одно из воплощений традиционного типа женщин в культуре.

Однако у Блока Россия начинает менять свой облик, уходит от традиционного о ней представления в стихотворении «Новая Америка» (1913 г.). С одной стороны, она сохраняет привычные черты: «Роковая, родная страна», «Ты, убогая финская Русь!», «Там прикинешься ты богомольной, / Там старушкой прикинешься ты, / Глас молитвенный, звон колокольный, / За крестами – кресты, да кресты...». С другой – «На пустынном просторе, на диком / Ты всё та, что была, и не та, / Новым ты обернулась мне ликом, / И другая волнует мечта...»1. Блок обращается к ней уже не «жена», а «невеста». Таким образом, автор подчёркивает происходящие изменения образа Родины, которая вступает на новый путь и начинает новую жизнь.

По мнению Т.Н. Бреевой, архетипы Жены и Невесты, применяемые к мифологеме России, олицетворяют собой две ипостаси последней – небесную и земную соответственно. Именно эти ипостаси исследователь обнаруживает в образах героинь трилогии Д.С. Мережковского «Царство зверя» – Софии и Марии. Трилогия была написана автором в период с 1908 по 1918 гг. и включала в себя пьесу «Павел I», романы «Александр I» и «14 декабря» (первоначально называвшийся «Николай I и Декабристы»).

В последних частях трилогии структура мифологемы России, по мнению Т.Н. Бреевой, легко соотносится с разработанной И. Богиным моделью Вечной Женственности. Последняя сочетает в себе три ипостаси: Матери, кровно связанной с образом Бога, Жены, свободно подчиняющейся необходимости, и Невесты, чей образ основан на свободе и непорочности. «Подобная структура мифологемы России определяет мифопоэтическую канву двух последних романов трилогии "Царство Зверя", представляющую собой вариант развития сюжета расколдовывания и освобождения Спящей Царевны. Ее основу составляет акт преображения, репрезентируемый посредством евангельской притчи о Марфе и Марии: Россия интерпретируется как Марфа, преображающаяся в Марию»1.

Похожие диссертации на Образ женщины в русской религиозной философии и культурной традиции конца XIX - начала XX вв.