Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Памятники нумизматики и бонистики в региональном историко-культурном процессе : На примере Мордовского края Заварюхин, Вячеслав Юрьевич

Памятники нумизматики и бонистики в региональном историко-культурном процессе : На примере Мордовского края
<
Памятники нумизматики и бонистики в региональном историко-культурном процессе : На примере Мордовского края Памятники нумизматики и бонистики в региональном историко-культурном процессе : На примере Мордовского края Памятники нумизматики и бонистики в региональном историко-культурном процессе : На примере Мордовского края Памятники нумизматики и бонистики в региональном историко-культурном процессе : На примере Мордовского края Памятники нумизматики и бонистики в региональном историко-культурном процессе : На примере Мордовского края Памятники нумизматики и бонистики в региональном историко-культурном процессе : На примере Мордовского края Памятники нумизматики и бонистики в региональном историко-культурном процессе : На примере Мордовского края Памятники нумизматики и бонистики в региональном историко-культурном процессе : На примере Мордовского края Памятники нумизматики и бонистики в региональном историко-культурном процессе : На примере Мордовского края
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Заварюхин, Вячеслав Юрьевич. Памятники нумизматики и бонистики в региональном историко-культурном процессе : На примере Мордовского края : диссертация ... кандидата исторических наук : 24.00.01. - Саранск, 2006. - 244 с. : ил.

Содержание к диссертации

Введение

1 ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ КУЛЬТУРЫ 30

1.1 От примитивных форм денег к культуре использования полноценных денежных знаков 30

1.2 История денежного обращения России 49

2 ПАМЯТНИКИ НУМИЗМАТИКИ 69

2.1 Деньги г. Мохши (Наровчата) 69

2.2 Монеты-мордовки средневекового Поволжья 88

3 ПАМЯТНИКИ БОНИСТИКИ 109

3.1 Боны досоветского периода 109

3.2 Боны советского периода 120

4 БОНЫ МОРДОВИИ 147

4.1 Хозрасчетные денежные знаки 147

4.2 Необязательные бумажные денежные знаки и ценные бумаги Мордовии 164

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 183

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 191

Введение к работе

Актуальность исследования. Сохранение и увеличение культурного наследия, изучение культурного потенциала - одна из важных задач находящегося в процессе модернизации современного российского общества.

Возросла в последние десятилетия роль российской провинции в общественной и культурной жизни России. В связи с чем важнейшей задачей для познания прошлого страны и понимания перспектив ее дальнейшего развития является изучение истории культуры региона.

Особенности социально-экономического развития страны на современном этапе способствуют возникновению повышенного интереса к социокультурным проблемам. Он четко проявляется в государственной политике, одним из приоритетных направлений которой являются возрождение и поддержка культуры в ее исторически самобытных и регионально установленных стратах1. Культура определяется как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и развитых человечеством в ходе ее истории. Культура выражает степень познания и практического овладения людьми законами природы и общественной жизни, что составляет необходимое условие существования и развития общества.

Возникновение и обращение денежных знаков и других бон на протяжении всего периода их существования привлекало к себе пристальное внимание историков, юристов, экономистов, культурологов, искусствоведов, краеведов. Составители первого советского каталога еще в начале 20-х годов XX в. отмечали, что денежные знаки - показатель культуры и экономического развития народа - особо ясно передают собою этапы эволюции и роста страны. Окидывая одним взглядом собрание денежных знаков какого-либо исторического периода, удается воссоздать характер соответствующей эпохи, подчас в таких деталях, которые почти неуловимы и недоступны в передаче словами2.

История возникновения и развития обращения бумажных денежных и хозрасчетных знаков, металлических знаков денег и других бон на территории мордовского края, Республики Мордовии остается недостаточно изученной. Между тем деньги являются древнейшей экономической формой обмена - меновых, рыночных отношений, то есть в конкретно-исторических формах наибольшее их количество приходится на периоды реформ, смен формаций.

Данная тема «Памятники нумизматики и бонистики в региональном историко-культурном процессе» актуальна по ряду причин. Во-первых, вследствие того, что она мало изучена. До настоящего времени нет исследования денежных знаков, имевших непосредственное отношение к мордовскому краю, Мордовии, т. е. изучение истории возникновения и развития обращения бумажных денежных, хозрасчетных знаков и других бон мордовского края на протяжении всего периода их существования не проводилось. Во-вторых, региональные исследования в области культуры приобрели особое значение в современной историографии в связи с регионализацией общественной жизни. Поэтому очевидна необходимость исследования памятников материальной культуры региона.

Важность исследования определяется также большим воспитательным потенциалом изучения социокультурного развития Республики Мордовия и его народа. Без него невозможно формирование у людей бережного отношения к культурно-историческому наследию народов. Традиционная культура является хранительницей достижений прошлого, аккумулирует в себе все лучшее и значимое, позволяет развивать духовную и материальную культуры и сохранять историческую память народа.

В связи с вышеизложенными обстоятельствами очевидна необходимость создания современной концепции нумизматики и бонистики Мордовии.

Территориальные рамки диссертационного исследования охватывают регион, который раньше относился частично к Пензенской, Тамбовской, Симбирской, Нижегородской губерниям, а ныне определяются рамками г. Саранска, районами Республики Мордовия: Ардатовский, Большеигнатовский, Дубенский, Зубово-Полянский, Ичалковский, Кочкуровский, Ромодановский, Рузаевский (г. Рузаевка), Старошайговский, Инсарский, Краснослободский, Темниковский, а также часть Пензенской области (г. Наровчат). Трудность определения территориальных границ заключается в том, что в данном случае понятие «регион» не является адекватным понятию «административно-территориальная единица» в связи с тем, что территория Мордовии не была выделена в административно-территориальном делении дореволюционной России и ее территориальные границы окончательно сложились лишь с образованием Мордовской АССР.

Хронологические рамки исследования охватывают период от начала чеканки джучидских металлических денег в г. Мохши (Наровчате) в конце XIII в. и монет-мордовок средневекового Поволжья до выпуска необязательных денежных знаков, ценных бумаг и других бон на территории Республики Мордовия в настоящее время. Целесообразность обращения к данному периоду определяется многообразием внутренних и внешних общественно-политических событий, которые влияли на ход социокультурных процессов в России в целом и в мордовском крае, в частности. .

Объектом диссертационного исследования являются социокультурные аспекты материальной жизни народов мордовского края, памятники нумизматики и бонистики - металлические знаки денег, бумажные денежные и хозрасчетные знаки, ценные бумаги и другие боны.

Предмет исследования является изучение памятников нумизматики и бонистики в культуре мордовского края, Республики Мордовия в контексте изменений, происходивших в социокультурной сфере.

Степень изученности проблемы. Имеется немало исследований памятников нумизматики и бонистики разных периодов истории России. Одни из них носят общероссийский характер, другие посвящены региональной тематике. Ученые, занимающиеся исследованием денежных знаков и других бон, рассматривали памятники нумизматики и бонистики мордовского края, Мордовии суммарно, сообщая лишь отдельные факты о регионе. Однако это не значит, что они вообще не касались исследования металлических знаков денег, бумажных денежных знаков, бон и их обращения.

Первые письменные сведения о мордве появились во второй половине 1-го тысячелетия н.э. Абу Хамид Ал-Гарнати, путешествовавший в 1150 -1153 гг. по Среднему Поволжью и Руси, сообщал, что роль денег в торговле того времени играли шкурки белок3. Другой путешественник Рубрук (1253 г.) отмечал, что с мордовских земель на восток вывозились в большом количестве «дорогие меха разного рода, которых я никогда не видал в наших странах»4. Приведенные факты свидетельствуют о наличии у мордвы денежного счета уже в этот период.

Исследованием истории мордовского края, народа одними из первых начали заниматься отечественные ученые В.И. Семевский, П.И. Мельников-Печерский5. И.Н. Смирнов и другие исследователи принимали участие в археологических экспедициях А.А. Спицына. Экспедиция, обследовавшая Серповский и Давыдовский могильники мордвы конца 1-го тысячелетия н.э. по р. Цне в Тамбовской губернии, обнаружила в первом погребении 12 золотых византийских монет VII в. Монеты позволили датировать многие другие могильники этого времени. Вклад в изучение памятников материальной культуры, имеющих большое значение для истории мордовских племен 1-го тысячелетия н.э., внесли археологи С.А. Уваров, А.И. Черепнин и А.В. Селиванов. А.И. Черепний в 1899 г. выпустил обобщающую работу по археологическим памятникам .

Первым исследователем металлических денежных знаков золотоордынского ханства является Х.М. Френ. Благодаря ему в первой половине XIX в. по предметам нумизматики были установлены многие города Золотой Орды. Этот список городов с различными вариантами названий насчитывает 38 пунктов чеканки, в том числе и в загадочном Мохши8.

Сбором сведений об археологических памятниках мордвы и приобретением коллекций древних вещей занимался этнограф мордовского происхождения М.Е. Евсевьев9.

Историография дореволюционных частных металлических бон связана с Ф. Стулли и В.А. Гиляровским. Ф. Стулли раскрывает период денежного кризиса Крымской войны и появление в связи с чем частных марок-бон10. В.А. Гиляровский в своей книге «Москва и москвичи» описывает обращение металлических бон в Москве и конкретно называет лицо, занимающееся их выпуском". Работа А.К. Маркова посвящена систематизации мусульманских монет императорского Эрмитажа12. В.А. Дмитриев-Мамонов и З.П. Евзлин выпустили работу о деньгах13.

Советские историческая наука проделала большую работу по обобщению исследований прошлого и разработке ряда проблем истории, выявлению новых, ранее не рассматривавшихся вопросов, в частности, нумизматики и бонистики.

Основатель советской бонистики Ф.Г. Чучин провел систематизацию бумажных денежных знаков, выпущенных на территории бывшей Российской империи за время с 1769 по 1924 г.и.

В 1924 г. З.П. Евзлиным была выпущена вторая часть своего дореволюционного труда о деньгах15.

В 1925 г. вышла работа Ф.И. Михалевского по истории денег и кредита16.

Под редакцией Г.Я. Сокольникова, Д.П. Боголепова и др. была подготовлена большая работа по финансам .

Г.А. Федоров-Давыдов исследовал денежное дело, монеты Золотой Орды. Он рассмотрел и систематизировал ряд памятников нумизматики в кладах, в том числе и по мордовскому краю18, в частности, разработал Саранский (Паракинский) клад древних монет, на основании чего выпущены им были две монографии.

И.Е. Розенталь при проведении историко-бытовых экспедиций в начале пятидесятых годов XX в. записывал воспоминания сормовских рабочих об обращении в конце XIX в. на заводах г. Сормово марок-бон19.

Исследованию возникновения г. Мохши и джучидских монет посвящены работы В.И. Лебедева и С. Белоусова . Древнее название города определено по монетам и идентифицировано с Наровчатским городищем в 1920-е гг. А.А. Кротковым21.

Э. Грибанов посвятил статью исследованию истории бонистики22.

Археолог С.А. Янина занималась исследованием монет Золотой Орды23.

А.Н. Насонов посвятил свою работу изучению истории татарской политики на Руси24.

По мнению Б.А. Романова, рассматривавшего в своей работе деньги и денежное обращение древней Руси, термин «кун» очень долго употреблялся для обозначения денег вообще25.

В.А. Калинин исследовал монеты Ивана III с русско-татарскими легендами26.

Группа отечественных исследователей-нумизматов работала по проблеме монет-мордовок средневекового Поволжья. И.Г. Спасский в своей работе о денежном обращении на территории Поволжья в первой половине XVI в. и о так называемых мордовках» первым сделал вывод о «мордовках» не как об украшениях народов Среднего Поволжья, а как о полноценных денежных знаках средневековья27. Исследователь булгаро-татарской монетной системы А.Г. Мухамадиев описывал монеты-мордовки как подражаний28. В.Л. Егоров сделал вывод, что памятники нумизматики послужили основным доказательством при установлении джучидских городов, в том числе и г. Мохши (Наровчат) . СВ. Зверев исследовал изображения на мордовках и высказал предположение, что это подражательные монеты Казанского ханства . А.С. Мельникова после выхода статьи СВ. Зверева о мордовках отметила перспективность их исследования. Она также изучала монетные клады времен Ивана Грозного31. В.В. Машков в работе по монетам восточнославянского приграничья вновь поднял проблему монет-мордовок . Е.В. Арсюхин выдвинул гипотезу о чувашском происхождении мордовок33.

В этот же период времени коллективом авторов в составе В. Соколова и М. Иванова была подготовлена работа по бонам необязательного обращения (частным), выпущенным на территории СССР в 1914 - 1925 гг.34. Металлические боны в России, СССР, Российской Федерации являются одной из мало исследованных областей отечественной бонистики. Исследователь А.В. Тункель первым систематизировал металлические частные боны России и СССР35. Разработкой понятий бонистики, классификацией и систематизацией бон занимался Д.А. Сенкевич36. Бонист В.А. Завалишин подготовил работу по хозрасчетным бонам СССР 1970 -1990 гг . Многотомные работы П.Ф. Рябченко посвящены исследованию систематизации, классификации бон СССР, СНГ, Украины . И.И. Рылов и В.И. Соболин систематизировали монеты России и СССР39. Коллективами авторов подготовлены исследования по бумажным денежным знакам России и СССР40, о памятных монетах России и СССР41.

М. Немчикова занималась исследованием жизни пионера отечественной бонистики Ф.Г. Чучина42.

Денежное обращение в СССР являлось объектом изучения. Много в этом направлении сделано З.В. Атлас, И.А. Чукановым и коллективом авторов в работе под редакцией Е.Ф. Жукова43.

Определенные успехи в разработке истории материальной культуры мордовского края, Мордовии достигнуты мордовскими учеными. Они рассматривали вопросы истории, социально-экономического, политического, культурного развития региона. Мордовский языковед Н.Ф. Цыганов еще в 1947 году, основываясь на данных мордовского языкознания, говорил о том, что у древней мордвы функции денег выполняли шкурки белки, в дословном переводе - «ур»44. М.Ф. Жиганов утверждал: «Слово ур в значении денежной единицы «копейки» указывает, что мордва промышляла белкой с давних пор и что у нее беличья шкурка выступает как деньги, по крайней мере, не позднее X - XI вв.»45.

Разработкой проблем материальной культуры и первых денег мордвы занимался Н.Ф. Мокшин . М.Г. Сафаргалиев посвятил свою работу истории Золотой Орды47, в том числе и Мохши. В.А. Юрченков исследовал проблему древних джучидских монет, средневековых монет-мордовок и бон-квитанций «Рузаевской республики» 1905 г., имевших обращение на территории мордовского края . Н.В. Заварюхин в очерках по истории Мордовского края периода феодализма рассматривал вопросы денежного обращения, в частности, монет-мордовок4 . Коллективом авторов под редакцией профессоров В.А. Юрченкова и Н.М. Арсентьева выпущены два тома фундаментальной трехтомной монографии «История Мордовии», в которой широко представлены и памятники материальной культуры народов региона .

Важной научной базой для нашего исследования являются археологические раскопки в Мордовии. Обнаруженные археологами нумизматические памятники позволили датировать могильники и клады с помощью дат, указанных на монетах. Большая работа по исследованию памятников материальной культуры мордвы была проделана археологом П.Д. Степановым51. Работа А.Е. Алиховой посвящена исследованию материальной культуры г. Мохши . М.Ф. Жиганов рассматривал вопросы возникновения денежного обращения мордвы, анализировал монеты, обнаруженные в кладах и захоронениях, а также джучидские монеты г. Мохши53. В.Н. Мартьянов проводил археологическую разведку материальной культуры мордвы в южных районах Мордовии и в Горьковской области54. В.Н. Шитов занимался исследованием монет-мордовок, Паракинского клада, и монет в погребениях55. В.И. Вихляев изучал происхождение древнемордовской культуры . В.И. Вихляев и А.А. Беговаткин исследовали восточные монеты в могильниках57. И.М. Петербургский и В.И. Первушкин со исследовали погребения мордвы-мокши с монетами .

Исследованию Рузаевской республики и ее денежных знаков посвятил свою работу С. Зархий59. Л.Г. Филатов исследовал участие железнодорожников в революции 1905 г. и денежные знаки Рузаевской республики60. В совместной работе по краеведению с Е.Г Осовским он опять возвращается к исследованию истории возникновения денежных знаков «Рузаевской республики»61. В.Н. Теребов непосредственно занимался поисками бон «Рузаевской республики» в СССР62. С.Г. Фетисовым также рассматривались вопросы «Рузаевской республики»63.

Исследованиями хозрасчетных отношений в Мордовии занимались Н.Т. Гаваев, А.Ю. Симонов, М.А. Ананьев, М.К. Волков, Н.Р. Куркина, Н.И. Переведенцев, Н.С. Крутов, В.В. Рунков, К. Костоманин64. Первое изображение хозрасчетных денежных знаков помещено в совместном исследовании Н.Т. Гаваева и А.Ю. Симонова, а также в материалах кандидатской диссертации Е.Н. Мокшиной65.

Коллекционером К.Я. Оськиным подготовлены газетные публикации статей о бонах предприятий Республики Мордовия66. Ценность их состоит в том, что в них изображены денежные знаки предприятий г. Саранска.

Известный финский ученый-этнограф А.О. Гейкель занимался сбором археологических памятников материальной культуры мордвы и приобретением коллекций древних вещей для музея Гельсингфорского университета, которые в настоящее время хранятся в Хельсинском национальном музее. Он исследовал в начале XX в. Ефаевский и Сабанчеевский мордовские могильники . Известные работы по систематизации памятников нумизматики и бонистики Н. Кардакова (Западный Берлин), А. Пика (США), М. Ковальский (Польша)68 имеют разделы по России и СССР. Из перечисленных выше работ зарубежных авторов только в работе Н.И. Кардакова есть неполные сведения о Пензенских временных кредитных билетах. Зарубежная историография по памятникам нумизматики и бонистики невелика, но самый заметный след здесь оставлен французским историком Ф. Броделем. В первом томе его трехтомной работы целая глава посвящена исследованию денег69. Немецкий коллектив авторов в составе X. Фенглер, Г. Гироу, В. Унгер подготовил работу по нумизматике70.

Таким образом в отечественной, зарубежной и краеведческой историографии накоплен, систематизирован и рассмотрен значительный материал по памятникам нумизматики и бонистики. Однако интересующий нас вопрос освещен в литературе фрагментарно, до настоящего времени нет специального монографического исследования по памятникам нумизматики и бонистики в культуре Мордовии.

Источники. Источники о материальной культуре Мордовии достаточно разнообразны, мы разделили их на следующие группы.

Первую группу источников составили памятники нумизматики и бонистики мордовского края, основой которой послужили денежные знаки и другие ценные бумаги Мордовии, имеющиеся в основном только в нашем личном собрании, подготовленные и систематизированные нами в течение многих лет, которых нет в таком полном объеме в настоящее время ни в одном государственном архивном хранилище и музеях, как Мордовии, так и России. Данные боны в количестве более 300 экземпляров приведены в каталоге монет и бон: приложение № 3 нашего исследования71. Нами сделаны ссылки также на отдельные источники, которые имеют сведения о памятниках нумизматики и бонистики Мордовии.

Документальной базой второй группы источников стали архивные материалы, в том числе и впервые извлеченные из хранилищ. Наиболее значимые материалы по обращению пензенских временных кредитных билетов извлечены из фондов финотделов Саранского и Краснослободского уездов, хранящихся в Центральном государственном архиве Республики Мордовия (ЦГА РМ) фондов финотделов Саранского (ф. Р - 19) и Краснослободского (ф. Р - 43) . Нами извлечены материалы о денежном обращении и из других архивохранилищ: Национального архива Республики Татарстан (НАРТ) (ф. 3452) ; Государственного архива Пензенской области (ГАПО) (ф. 2, 806)74; Государственного архива Самарской области (ГАСО) (ф. 81, 142)75; Государственного архива Ульяновской области (ГАУО) (ф. 200, 573)76.

Сведения о современных бумажных денежных, хозрасчетных знаках и других бонах России, РСФСР, СССР, Российской Федерации, СНГ и Республики Мордовия, отраженные в каталогах, различных энциклопедиях, специальных и нумизматических словарях, составили третью группу источников77.

В четвертую группу вошли документы и материалы по истории Мордовской АССР в IV т. , в которых Мордовский край периода Золотой Орды был представлен глазами летописцев и зарубежных путешественников , и содержится ряд ценных сведении о материальной культуре мордвы. В отчетах археологических комиссий отмечается значительное количество обнаруженных кладов с монетами различного периода на территории расселения древней мордвы81.

В пятую группу источников собран различный актовый материал. Это законодательные акты из Полного собрания законов Российской империи , 01 од законодательные акты первых лет СССР , законы Республики Мордовия , проспект эмиссии первого республиканского займа Республики Мордовия85, постановления Правительства РМ86, приказы министерства финансов ЯЛ Республики Мордовия , условия эмиссии и обращения облигаций Республики Мордовия88, глобальные сертификаты государственных именных облигаций Республики Мордовия .

Итак, нами систематизированы большие группы источников по изучаемому периоду. Следует отметить, что наиболее ценная часть источников впервые извлечена из архивов и нашего частного собрания памятников нумизматики и бонистики Мордовии.

Методологической основой исследования являются общенаучные методологические принципы и методы, которые применяются в исторической науке. Это принципы историзма и научной объективности, системный анализ, проблемно-хронологический и сравнительно-исторические методы исследования. Их применение позволило рассмотреть изучаемые явления в их развитии, в органической связи с общероссийскими, а также региональными и местными историческими и экономическими процессами. Использовался интеграционный метод, основанный на взаимодействии таких наук как история, этнография, культурология, экономика.

Терминология. В энциклопедическом словаре денежные знаки трактуются как бумажные деньги, неполноценные монеты и другие знаки стоимости, не имеющие собственной стоимости и замещающие в обращении золотые или серебряные деньги; боны (от лат. «bonus» - «хороший, удобный»): 1) краткосрочные долговые обязательства казначейства, муниципальных органов и частных фирм. Заменяют разменные монеты; 2) бумажные деньги, потерявшие силу платежного средства; предмет коллекционирования. Несколько иначе объясняется данное понятие в финансово-кредитном словаре: «боны (фр. Bon) -1) долговые обязательства, выпускаемые государственным казначейством, отдельными учреждениями и предприятиями; 2) бумажноденежные знаки мелкого достоинства, выпускаемые временно в оборот в качестве разменных денег». По нашему мнению, общий смысл двух данных трактовок понятия «боны» идентичен.

Целью диссертационного исследования является изучение социокультурных аспектов истории возникновения и развития обращения металлических знаков денег, бумажных денежных, хозрасчетных знаков и других бон мордовского края на протяжении всего периода их существования на основе анализа новых, ранее не известных и не публиковавшихся архивных документов, а также опубликованного материала. Указанная цель обусловила решение следующих задач:

- рассмотреть возникновение денежного счета, примитивных денег в материальной культуре мордовского края и России в целом;

- исследовать памятники нумизматики и бонистики мордовского края (возникновение и развитие денежного дела в древнем городе Мохши, монеты-мордовки средневекового Поволжья, боны мордовского края);

- проанализировать памятники нумизматики и бонистики Мордовии по количественным и качественным признакам;

- ввести в научный оборот истории культуры мордовского края новые материалы, источники, извлеченные из архивохранилищ, деньги «конторы Вырыпаевской экономии» и другие памятники нумизматики и бонистики;

- раскрыть вопросы складывания денежных и хозрасчетных отношений в хозяйствах, на предприятиях РМ, МССР, МАССР и в мордовском крае в целом на основе исследования необязательных бон;

- показать развитие обращения памятников нумизматики и бонистики в региональном историко-культурном, социально-экономическом процессе на протяжении XIII - XXI вв.

Практическая значимость работы состоит в том, что фактические материалы исследования являются составной частью изучения истории культуры Мордовии и могут быть использованы в работе по внедрению и действию хозрасчетных и денежных отношений на предприятиях, организациях, учреждениях и других формах хозяйствующих субъектов республики. Как культурный феномен их можно применять в учебной работе средней и высшей школы, в частности, при разработке материала для лекционно-теоретических курсов и практических занятий, написании учебников и учебных пособий по истории Мордовии. Работа может быть использована учеными, исследователями-краеведами, коллекционерами и др.

Научная новизна диссертации состоит в том, что в ней впервые предпринята попытка системного исследования памятников нумизматики и бонистики, их динамики и роли в развитии культуры мордовского края в рассматриваемый период; исследована проблема возникновения, обращения металлических, бумажных денежных, хозрасчетных знаков и других бон на территории мордовского края и современной Республики Мордовия. Нами установлено выпуск и обращение более 300 памятников нумизматики и бонистики мордовского края, Мордовии. Составлен каталог памятников нумизматики и бонистики региона, что является важным шагом в систематизации источников материальной культуры Мордовии.

Анализ мероприятий и итогов регионального культурного потенциала дает возможность извлечь необходимые уроки из полученного опыта, а также использовать его при проведении современных реформ, уменьшив повторение возможных ошибок.

Во-первых, углубленное познание нумизматики и бонистики в культуре мордовского края, финансовой политики региональных органов власти расширяет имеющиеся научные представления об этом периоде, позволяет внести в них существенные коррективы и поправки.

Во-вторых, комплексное изучение рассматриваемых проблем позволяет ввести в научный оборот новые, ранее не публиковавшиеся источники, сделать необходимые обобщения и выводы и с этих позиций заново переосмыслить некоторые, десятилетиями устоявшиеся взгляды.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Памятники нумизматики и бонистики XIII - XXI вв. в региональном историко-культурном процессе играют особую роль, выступая одновременно и как средство развития социально-экономических отношений, и как инструмент межкультурных и межэтнических взаимодействий.

2. Возникновение первых памятников нумизматики на территории мордовского края по данным археологических раскопок и обнаруженным кладам необходимо относить к VIII в.

3. Исследование памятников нумизматики позволяет констатировать, что чеканка медных джучидских монет на монетном дворе г. Мохши, Нуринчата (Наровчата) мордовского края была начата в 90-е гг. XIII в.

4. Памятники бонистики существовали в мордовском крае еще в досоветский период, что подтверждается наличием дореволюционных металлических знаков денег «конторы Вырыпаевской экономии» и бон-квитанций Рузаевской республики.

5. Архивные данные свидетельствуют о факте обращения на территории Саранского и Краснослободского уездов Временных кредитных билетов Пензенского отделения Государственного банка 1917 г. в период гражданской войны.

6. В XIII - XXI вв. в мордовском крае и на территории современной Мордовии выпускалось и находилось в обращении более 300 памятников нумизматики и бонистики.

Апробация диссертационного исследования. По теме исследования имеется 7 публикаций. Основные положения диссертационной работы докладывались на региональной научно-практической конференции «Центр и периферия: Культура Российской провинции» (Саранск, июнь, 2005 г.), на всероссийской научно-практической конференции, посвященной 100-летию Первой русской революции (Ульяновск, ноябрь, 2005 г.), а также на заседаниях отдела теории и истории культуры мордовского края Научно-исследовательского института гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

1. Заварюхин, В.Ю. Бонистика // Мордовия: энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. А.И.Сухарев. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2003. - Т. 1: А-М. - С. 176-177.

2. Заварюхин, В.Ю. Вексель // Мордовия: энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. А.И.Сухарев.- Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2003. - Т. 1: А-М. - С. 196.

3. Заварюхин, В.Ю. Нумизматика // Мордовия: энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. А.И.Сухарев.- Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2004. - Т. 2: М-Я. - С. 109.

4. Заварюхин, В.Ю. Ценные бумаги // Мордовия: энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. А.И.Сухарев. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2004. - Т. 2: М-Я. - С. 493.

5. Заварюхин, В.Ю., Чуканов, И.А. Деньги русских революций на Средней Волге // Первая русская революция 1905 - 1907 гг.: исторический опыт, разрешение внутри-общественного кризиса и современность: материалы всероссийской научно-практической конференции (14-16 ноября 2005) / ред. кол. И.А. Чуканов и др. - Ульяновск: Обл. кн. изд-во, 2005. - С. 156-170.

6. Заварюхин, В.Ю. Обращение денежных знаков и ценных бумаг в гражданскую войну на Средней Волге // Краеведческие записки / Министерство культуры РМ, Мордовский республиканский объединенный краеведческий музей им. И.Д. Воронина / ред. совет: П.Н. Тултаев и др. -Саранск: Тип. «Красный Октябрь», 2005. - С. 106-114.

7. Заварюхин, В.Ю. «Мордовки» в средневековой культуре Поволжья // «Од вий»: сборник статей аспирантов и докторантов НИИ гуманитарных наук при Правительстве РМ» / отв. ред. и сост. Г.А. Куршева. - Саранск: Тип. «Красный Октябрь», 2006. - С. 23-30.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографического списка и приложений.

От примитивных форм денег к культуре использования полноценных денежных знаков

Развитие всех видов ремесла имело неразрывные связи с развитием торговли. По утверждению Ф. Энгельса, с отделением ремесла от земледелия «возникает производство непосредственно для обмена - товарное производство, а вместе с ним и торговля, причем не только внутри племени и на его границах, но уже с заморскими странами»1. Производство товара еще задолго до капиталистического производства стало условием экономической и культурной жизни общества.

«При товарном производстве, - отмечает М.Ф. Жиганов, - продукты производятся отдельными, обособленными производителями, причем каждый специализируется на выработке одного какого-нибудь продукта, а в силу этого для удовлетворения общественных потребностей необходима купля-продажа продуктов (становящихся в силу этого товарами) на рынке. Одним из основных условий товарного обращения является наличие всеобщей формы стоимости какого-либо определенного товара, который функционирует в качестве денег - скот, меха, металл»2.

Процесс эволюции форм денег заключается в переходе от «штучных денег» (скот, меха, украшения, например, раковины «каури») к «весовым деньгам», когда весовое количество определенного товара, например, соли, металла и т. д. становится денежной единицей. «Как только происходит обмен товарами, - описывает появление примитивных денег Ф. Бродель, -немедленно же раздается и лепет денег. Роль денег, эталона всех обменов, старается играть тот товар, на который есть наибольший спрос, или же тот, что есть в изобилии»3. В переведенной работе немецких авторов есть история появления монет. Они отражены в мифологии. Монетой называлась богиня в древнеримской мифологии. Юнону, жену Юпитера, верховную богиню римлян, называли еще Соспита, что значит Спасительница. Регина - царица, Монета - советчица. В III веке до нашей эры в Риме на Капитолийском холме при храме Юноны - Монеты находился монетный двор. И, разумеется, что если деньги чеканятся у храма Монеты, то и называться они должны монетой. «Монета (лат. Moneta), 1) прозвание (имя-В. Ю. Заварюхин) древне римской богини Юноны и название первого римского монетного двора при храме Юноны на Капитолии в Древнем Риме; позже перенесено в название «монета», «монетный двор», «монетное право» и т. д...»4.

Б.А. Романов рассматривал в своей работе деньги и денежное обращение древней Руси, где «белка», «векша», «кун» в древнерусской торговле выступали как эквиваленты товаров в роли денег. Последний термин, например, очень долго употреблялся для обозначения денег вообще, хотя меховые деньги давно уже были заменены металлическими5.

Слово «деньги» произошло от латинского слова «скот». Славяне имели второе значение данного слова - имущество, богатство. В древнерусском языке «скотница» означала «казнохранилище» (казначейство). А металлическое украшение «гривна» стало названием древнерусской денежной и весовой единиц. Древнерусский денежный счет был таким: 1 гривна равнялась 20 ногатам, 25 кунам, 50 резанам. 1 гривна весила 68,22 г, ногата - 3,41 г, куна -2,73 г, резана- 1,36 г.

Примитивная форма денег и система денежного счета существовала и у других народов. У мордвы в значении «деньги» применялось слово «ур». По утверждению В.А. Юрченкова у мордвы «Были и свои деньги. Они назывались - ур («белка»). Именно беличьи шкурки считались деньгами»6.

Материалы мордовского языкознания также говорят о том, что у древней мордвы функции денег на протяжении многих веков выполняли шкурки белки «ур». Мордовский языковед Н.Ф. Цыганов утверждает, что слово «ур» - белка, вплоть до недавнего времени бытовал в ряде мордовских селений в значении «копейка» или же «деньги» вообще («урот улить» и т. д.)7. С данными выводами Н.Ф. Цыганова нельзя не согласиться, тем более что в некоторых селах Чамзинского района Республики Мордовия понятие «урот улить?» (деньги есть? - перевод В.Ю. Заварюхина) сохранилось в употреблении в данном значении до настоящего времени.

Такое же явление отмечено было у коми, мари, удмуртов - угро-финских народов, где слово «белка» также встречается в значении «копейка» или вообще «деньги». Беличья система валюты существовала, подтверждает Н.Ф. Мокшин, и у соседей мордвы (финно - и тюркоязычных, славян). Установлено, что основные термины и система денежного счета появились в Поволжье и Прикамье с возникновением здесь крупных городов задолго до чеканки монет ханами джучидской династии, то есть до монголов8.

Деньги г. Мохши (Наровчата)

В 1-ом тысячелетии н. э. на смену родовой общине пришла соседская. В условиях дальнейшего развития производительных сил и становления феодальных отношений, а также под влиянием внешней угрозы в начале И-го тысячелетия н. э. происходил процесс складывания единой мордовской народности. Мордовский эпос пронизан мотивами общности судеб эрзи и мокши, неразрывности их хозяйственной и духовной жизни. В эпических песнях прославляется Тюштя - вождь и правитель мордовского народа1.

В.А. Юрченков, полемизируя о наличии государственности древней мордвы, пишет, что в конце первого тысячелетия земля была разделена между отдельными людьми и родами. Надо было вести как-то эти дела, ввести обычаи-правила. Родилось объединение, похожее на государственность. Но только основы (перевод В.Ю. Заварюхина) .

В начале И-го тысячелетия н. э., как отмечает Н.В. Заварюхин, у мордвы стали оформляться государственные образования: у мокши - в бассейне реки Мокша и в Верхнем Присурье во главе с князем Пурешем, у эрзи - в Окско-Сурском междуречье во главе с князем Пургасом . Такие же выводы сделаны и другими мордовскими учеными.

В. А. Юрченков, осмысливая процессы появления основ государственности, мордвы пишет, что при чтении русских летописей мы встречаемся со словами «Да вошли в мордовские земли, в Пургасову волость». Русские летописи волостью называли прежде всего, княжеские уделы. То есть это было феодальное государство со своими обычаями и правами. Видимо, обычаи на Пургасовой земле русским летописцам напоминали княжеские, так бы они не назвали волостью. По праву, Пургасову волость надо считать похожим на государственное объединение. Государственность древних эрзян и мокшан, как и других народов, медленно менялась. В конце первого тысячелетия вначале образовались родоплеменные объединения. В объединении, по руслу реки Мокша и в верховьях реки Суры, в эти местах соединились мокшанские племена, на западе, на землях в междуречье Оки и Суры - эрзянские родоплеменные объединения. Видимо, в таких объединениях были свои руководители. Объединения окрепли, набрали военную силу. Они были основой, из которых выросло государство. Действительно, этот самый путь возникновения государственных объединений показан в летописях и назван Пургасовой волостью» {перевод В.Ю. Заварюхжа)4. С этим утверждением следует согласиться.

О наличии у мордвы еще до вторжения орд Батыя двух князей имеются свидетельства очевидцев. Конкретно об этом писал венгерский монах Юлиан: «...Царство мордванов - там было два князя: один князь со всем народом и семьей покорился владыке татар, но другой с немногими людьми направился в весьма укрепленные места, чтобы защищаться, если хватит сил»5. Это является подтверждением выводов о наличии у мордвы государственных образований.

«Монголо-татарское нашествие, - по мнению коллектива авторов, -нанесло тяжелый урон Руси, разрушив ее хозяйственную жизнь. Однако в самой Золотой Орде уже в XIII в. началась чеканка оригинальных монет и возникла собственная денежная система, причем русский денежный рынок в некоторых районах был знаком с золотоордынскими монетами (другое их название «джучидские»: по имени основателя правящей династии Джучи)»6. Монголо-татарское иго, безусловно, отбросило развитие и мордовского народа на несколько веков назад, разрушив уже по сути создаваемую государственность мордвы. Но и нельзя отбрасывать историческое наследие Золотой Орды. Оставшиеся памятники материальной культуры Золотоордынского ханства непосредственно связаны с мордовским краем, с г. Мохши, где находился улусный административный центр с монетным двором. В настоящее время накоплен обширный нумизматический материал, который служит значительным подспорьем при изучении городов Золотой Орды. Монеты дают нам большую возможность расширить круг известных по письменным источникам населенных пунктов, в связи с выбиванием на них места чеканки, и таким образом, они позволяют идентифицировать исследуемые городища с конкретно известными населенными пунктами, городами.

Известные в настоящее время археологические памятники мордвы XIII - XIV вв.: городища, селища, могильники, позволяют довольно полно обрисовать территорию ее обитания в это время. Западный район расселения мордвы включал бассейны рек Цны, Мокши, Вада7. Восточный район ограничивался левобережьем Суры, бассейнами рек Алатырь и Пьяна8. Северные земли мордовского народа включали южную часть современной Нижегородской области9. М.А. Цветков определяет границы проживания мордвы несколько иные. Он отмечает, что границей Рязанского княжества с востока являлась река Мокша и ее приток Цна, за которыми находились земли, заселенные мордовским народом. Они размещались в обширном лесном массиве, протянувшемся к востоку от Мокши на 700 км, вплоть до Волги, ширина его с севера на юг составляла около 300 км10.

Боны досоветского периода

Боны мордовского края позволяют по-новому подойти к рассмотрению нумизматических памятников и памятников бонистики и дают нам возможность более глубоко изучить историко-культурные процессы региона. История дореволюционных бон мордовского края показана на примере четырех кризисных периодов России в каждом из которых происходил «всплеск» выпуска денежных знаков, на которых остались изображения, запечатлевшие время истории, порою, больше нигде не зафиксированное.

В своей работе П.Ф. Рябченко отмечает: «Местные выпуски разнообразных бон государственными, кооперативными, частными предприятиями, организациями, учреждениями, фирмами, отдельными лицами осуществлялись для внутреннего пользования (расчетов со структурными подразделениями, рабочими, служащими и т. д.) и признавались действительными лишь в рамках экономических операций эмитента. За этими пределами они не имели обязательного приема в платежи и поэтому в практике коллекционирования получили название необязательных бонов»1. Таким образом, он первым стал включать в этот перечень и металлические, и бумажные денежные знаки необязательного денежного обращения. Мы в нашем исследовании также выбрали это направление изложения материала.

Первыми необязательными денежными знаками, обнаруженными на территории Мордовии, являются боны конторы Вырыпаевской экономии, которые представляют уникальные по своей редкости металлические частные деньги, упоминания о которых в нумизматической литературе до настоящего времени не имеется, так как они были обнаружены нами в конце 2004 г. По нашему мнению, их обращение подпадает под досоветский период. Появление в обращении данных бон было вызвано расстройством денежной системы. И, таким образом, обращение дореволюционных денежных знаков на территории Мордовского края представляют в исследовательском плане определенный интерес.

Вопрос о металлических бонах в литературе освещен неполно. Без исторической справки о металлических денежных знаках необязательного выпуска наше исследование было бы неполным. А.В. Тункель считает, что «основное принципиальное значение металлической боны заключается в том, что она выпускается какой-либо частной организацией для своих целей и не предназначена для повсеместного обращения. В этом смысле нет существенной разницы, кроме материала изготовления, между бумажными бонами офицерского собрания 92-го запасного полка, выпущенными в г. Саратове, и металлическими бонами офицерского собрания 78-го пехотного полка Навагинского полка, между бумажными и металлическими бонами, имевшими хождение в кафе Фанкони в Одессе . Сибирский золотопромышленник Н. Базилевский, выпустивший во второй половине XIX в. собственные деньги, на 10-копеечной марке-боне написал: «Марки эти выдаются вместо наличных денег только служащим в нашей компании и получают обратно от них тоже как наличные деньги за съестные припасы и товарные вещи, забираемые ими из промысловых магазинов или запасов»3.

В своих воспоминаниях старый сормовский рабочий М.И. Князев писал: «До 1896 года зарплату выдавали только два раза в год. Вскоре порядок был изменен, и рабочие стали получать деньги ежемесячно. Однако выплату зарплаты систематически задерживали. В таких случаях рабочие, сами того не сознавая, фактически беспроцентно ссужали владельцам завода значительную часть своей зарплаты. Вместо денег с рабочими расплачивались марками, так называемыми «фофанами» (каждый стоимостью 25-30 копеек). По ним можно брать продукты и товары в фабричной лавке, которая существовала в Сормове под вывеской «Общества потребителей». Цены в лавке «Общества потребителей» были намного выше, чем в магазинах, и рабочие справедливо называли их «потребиловкой»4. На «фофаны» сормовские рабочие могли получить продукцию также и в тех частных лавках Сормова (купцов Попова, Котова, Тютина), с которыми у заводоуправления была договоренность. Дело в том что, расплачиваясь с лавками, администрация завода удерживала из зарплаты рабочих соответствующую сумму и уплачивала этим лавкам 10 % надбавку, что также приводило к снижению зарплаты рабочих. Но в Сормове вскоре рабочие взяли в свои руки всю деятельность данного общества.

Выпуск собственных бон, по мнению А.В. Тункеля, мотивировался обычно « недостатком на рынке денежных знаков»5. Но на наш взгляд преобладали здесь чисто экономические интересы. Выпуская свои частные боны, эмитенты расширяли свой оборот, так как клиент, рабочий, получивший зарплату, «сдачу» бонами, был вынужден обратиться вновь, чтобы истратить эти боны, ибо в другом месте их не принимали.

Ф. Стулли пишет о разменном кризисе, вызванном Крымской войной: «Однако в Крыму было редкостью не только серебро, но и рублевые и трехрублевые ассигнации. Мне самому случалось за размен 25-рублевых купюр на трехрублевые и рублевые заплатить 2 руб. 50 коп., т. е. 10 %. Наиболее бойкие бакалейные магазины давали сдачу своими марками, которые стали обращаться как деньги»6.

Похожие диссертации на Памятники нумизматики и бонистики в региональном историко-культурном процессе : На примере Мордовского края