Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Подростковая субкультура: специфика идентичности (на примере культуры агинских бурят) Жимбаева Цыпылма Черниновна

Подростковая субкультура: специфика идентичности (на примере культуры агинских бурят)
<
Подростковая субкультура: специфика идентичности (на примере культуры агинских бурят) Подростковая субкультура: специфика идентичности (на примере культуры агинских бурят) Подростковая субкультура: специфика идентичности (на примере культуры агинских бурят) Подростковая субкультура: специфика идентичности (на примере культуры агинских бурят) Подростковая субкультура: специфика идентичности (на примере культуры агинских бурят)
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Жимбаева Цыпылма Черниновна. Подростковая субкультура: специфика идентичности (на примере культуры агинских бурят) : автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. культурологии: специальность 24.00.01 <Теория и история культуры> Чита, 2004 20 с., библиогр.: с. 19-20 (11 назв.)

Введение к работе

Актуальность темы продиктована наличием противоречий в представлениях о роли подростковой субкультуры в современной культуре. Это связано с отсутствием постановки вопроса о теоретических основаниях подростковой субкультуры и с тем, что в этнографических, антропологических, социально-философских, психолого-педагогических трудах получили освещение лишь отдельные аспекты данного феномена. Современное изучение вопроса актуализирует необходимость интегративного, обобщающего исследования на основе синтеза современного гуманитарного и социального знания и выработки модели оптимальной социокультурной стратегии общества в отношении подростковой субкультуры.

Актуальность исследования определена проблемами, связанными с молодежной девиантностью, особенно обострившимися в современной России. Они требуют комплексной, содержательной рефлексии молодежных субкультур, в том числе и процессов культурной идентичности в подростковый период, равно как и выработки социальных стратегий по снижению социокультурного напряжения. Появление радикальных направлений в подростковой культуре детерминирует развитие новых исследовательских направлений в самом культурологическом знании, таких как культурология детства и отрочества, культурология образования.

Учитывая тот факт, что подростковая субкультура имеет множество связей с культурой взрослых, культурология не может игнорировать проблему формирования идентичности в подростковой субкультуре, также как её роль и пролонгированное влияние на различные сферы жизнедеятельности человека и общества. Становится очевидным, что невнимание к подростковой субкультуре, к состоянию межличностных отношений в данный период человеческой жизни оборачивается как личностными проблемами, так и дестабилизацией организационных структур общества. Вопросы, возникающие в подростковом возрасте и в подростковой субкультуре, касаются взаимодействия поколений. Поэтому принципиально важно объяснить то, как при быстрой смене культурных приоритетов, при смене поколений сохранить устойчивость, преемственность диахронных механизмов культурной целостности.

Необходимость постановки вопроса о концептуальных основах идентичности в подростковой субкультуре обостряется в связи с интенсивностью процессов культурной универсализации и глобализации. Культурология, социальные и философские науки пытаются ответить на вопросы о возможностях формирования субкультуральной идентичности, созидающей целостность личностной идентичности. Острота социальной проблемы определяет важность теоретического анализа подростковой субкультуры, который возможен при разработке обновленных принципов, методологических подходов и соответствующего инструментария.

о»

Результаты исследования роли подростковой субкультуры в повседневной культуре могут стать теоретическим ojiМШЩЩИШ' АЩЙН ЩЧД&Чр деятельно-

ста общественности и образовательных учреждений в оптимизации молодежной политики. Обращение к культуре повседневности - первичной основе формирования идентичности своей этнической, тендерной, возрастной общности -актуализирует контекстуальный аспект исследования темы.

Состояние и степень изученности проблемы. Вопросы своеобразия подростковой субкультуры и специфики этнической, тендерной, возрастной идентичности в отрочестве нашли своё выражение в таких общественных и антропологических науках, как история, этнография, социология, социальная психология, этнопсихология, этнология, политология, педагогика.

Термины «подростковая субкультура», «идентичность подростковой субкультуры» известны науке и позволяют определенным образом объяснить феномен отрочества. Однако, несмотря на достаточное количество используемых в науке терминов, характеризующих подростковые культурные артефакты и определяющих их роль в культуре взрослого общества, в культурологии отсутствует экспликация содержания данных понятий. Многие определения отличаются метафоричностью, неточностью, аспектностью в освещении конкретной стороны проявления феномена.

Понятия «субкультура», «подростковая субкультура» введены в научный оборот этнографами, историками, психологами (М. Брейк, Д. Дауне, У. Лабов, Р. Швендтер и др.). Эти понятия как система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества, анализировались в контексте самых различных дисциплин и концептуальных стратегий. В социологии рассматривается социальная природа явления, его роль в социальном взаимодействии, институтах и отношениях (С.А. Родионова, В.Т. Лисовский); в социальной психологии М. Аргайлом, В.В. Знаковым, А. Фернхемом, В.Ю. Хотинцом активно привлекается понятие субкулыуральная «подростковая психология». На современном этапе широкое развитие получили исследования специфики подростковой субкультуры в контексте активно развиваемых тендерных исследований. К ним относятся труды М.Ю. Арутюняна, Т.В. Бендаса, Г.Н. Кареловой, А.В. Кирилиной, И.С. Клециной, Е.Ф. Лаховой, ТА. Мельниковой, О.А. Хасбулатовой и других.

Идея о субкультуральной специфичности подросткового периода проходит через труды по истории, этнографии, социальной интеграции и требует в связи с этим особого рассмотрения. Впервые в науке интерес к специфике подросткового периода проявился в историко-этнографических исследованиях детства и роли инициации взросления в культуре взрослых (Р. Браун, Ф. Боас, Б. Малиновский, М. Мид, Д. Фрэзер). В работах В.В. Абраменковой, Л.М. Аболина, Ю.Е. Алешина, А.А. Бодалева, Л.Л. Викторовой, А.С. Волович, Д. Зиммермана, А.С. Спиваковской, В.В. Столина, Ю.А. Тюменевой, К. Уэст, Б.И. Хасан подростковая субкультура рассматривается в контексте тендерной проблематики. Проблема сходства и различий в социокультурном поведении мужчин и женщин разного возраста является предметом размышлений уже нескольких поколений ученых и литераторов, среди них А. Белый, НА. Бердяев, Г.М. Бреслав, С.Н. Булгаков, О. Вейнингер, И.И. Мечников, В.В,. Р.озанов, Ф» Ницше, B.C. Соловьев, Б.И. Хасан и другие.

О полоролевой стереотипизации писали Б.Г. Ананьев, И.С. Кленина, И.С. Ку-

динов и другие.

Социализирующая роль культуры подросткового периода и введение понятия «субкультура подростка» восходит к исследованиям культурной и социальной антропологии (Т. Манн, Л. Фойер, Э. Фриденберг, Д. Янкелович и др.).

Анализ социальных ролей, особенностей современного молодого поколения был осуществлен в работах Ю.Г. Волкова, В.И. Добренькова, О.С. Газмана, В.Т. Лисовского, СА Сергеева. В трудах этих ученых молодежные субкультуры рассматриваются по преимуществу как девиантные. При этом вне поля зрения остаются вопросы о всеобщей социальной и кулыуральной сущности подростковой субкультуры. Несомненно, ценностью указанных работ являются социологические исследования, структурирующие знания о подростковой субкультуре. Так, молодежные субкультуры выделяются на основе своеобразного стиля в одежде, музыке и нетрадиционном поведении.

В качестве прикладных источников, имеющих психолого-педагогическую направленность, следует отметить работы Л.С. Выготского, И.С. Кона, Л.М. Мадорского, Р.С. Немова, Г.Д. Никитиной, К.Д. Ушинского, Л.М. Фридмана и других, в которых изучаются психолого-педагогические особенности подростков и указывается на их основную возрастную потребность - потребность группирования. В качестве фактологических источников нами использовались материалы социопсихологических исследований (Д. Байярд, Р.Т. Бай-ярд, Г.М. Беспалова, Н.М. Виноградова, Ю.Г Волков, В.И. Добреньков, С. С. Гиль, В.Т. Лисовский, СВ. Кривцова и другие).

Весомый вклад в изучение проблемы идентичности подростковой субкультуры внесли многие ученые, занимающиеся проблемами идентичности в отношении культурного своеобразия, в том числе и этнического, этнокультурного, такие как Д. Де-Вос, М. Кле, К. Леви-Стросс, Д. Марсиа, Б.Ф. Поршнев, X. Ремшмидт, Г. Родригес-Томэ, А. Уотерман, 3. Фрейд, Э. Фромм, Э. Эриксон и другие.

Вопросы культурной, тендерной и этнической идентичности в разных аспектах рассматривались ВА Агеевым, СА Артамовским, СА. Арутюновым, Ю.В. Арутюняном, АК Байбуриным, ЭА Баграмовым, АО. Бороное-вым, Ю.В. Бромлеем, Л.Н Гумилевым, Л.М. Дробижевой, З.В. Сикевичем, Г.У. Солдатовой, Т.Г. Стефаненко, АА Сусоколовым, И.С. Коном, ВА Тиш-ковым, В.Ю. Хотинец, Г.Г. Шпетом и другими. В работах этих ученых определено важное значение этнической идентичности в жизнедеятельности индивида.

Феномен становления идентичности в подростковой субкультуре включает в себя рассмотрение неклассических парадигм осмысления проблемы идентичности. В этом отношении труды М.М. Бахтина, сформулировавшего ключевую идею о вненаходимости, несовпадении человека с самим собой, помогли автору данной работы найти основания культурологической концептуализации проблемы в направлении развертывания идентичности в интерсубъективном диалогово-коммуникативном пространстве культуры. Идеи Ю. Хабермаса и М.М. Бахтина о том, что идентичность может бьпь реализована в межсубъектном пространстве диалога, коммуникации, что идентичность

личности есть авторская концепция, модель, идеал личности, помогли диссертанту сформулировать методологические основания проектной деятельности по становлению позитивной идентичности подростка.

Работы Д.М. Бурхинова, М.С. Васильевой, М.И. Гомбоевой, Ж.Д. Дор-жиевой, Р.Л. Лыгдыновой, Б.Б. Молонова, СД. Намсараева, Ж.Т. Тумунова, посвященные истории бурятской культуры, содержат отдельные аспекты подростковой тематики. Однако в них практически отсутствует целостное рассмотрение вопросов формирования этнической, возрастной и тендерной идентично-стей у подростков-бурят.

Таким образом, в исследовательской литературе созданы предпосылки для комплексного, интегративного, философско-культурологического изучения подростковой субкультуры и специфики идентичности в отрочестве. Задача нашего культурологического исследования состоит в том, чтобы органически соединить все группы источников и дать на этой базе интегральную картину данной проблемы. Культурологический подход, реализацией которого выступает настоящая работа, позволяет обобщить социальные и гуманитарные знания об особенностях подростковой субкультуры на примере регионального проявления подростковой субкультуры.

Объект исследования: подростковая субкультура.

Предмет исследования: специфика идентичности в подростковой субкультуре (на примере культуры агинских бурят).

Цель исследования: изучение особенностей формирования культурной идентичности в подростковой среде.

Для достижения поставленной цели предполагается реализовать следую-щиезадачи:

рассмотреть и уточнить сущность, типологию, функции подростковой субкультуры;

представить теоретико-методологический анализ понятия «идентичность» и на этой основе выявить своеобразие проявления подростковой субкультуры в культуре;

изучить особенности формирования и соотношение форм идентичности (возрастной, тендерной, этнокультурной) в подростковой субкультуре агинских бурят;

определить влияние этнокультурного образования и традиционного воспитания подростков на становление и соотношение возрастной субкультурной, тендерной идентичности подростка;

- определить условия, механизмы создания оптимального проекта социо
культурной деятельности институтов социализации по формированию
позитивной идентичности у современных подростков.
Теоретическое осмысление роли этнокультурной идентичности в подро
стковой субкультуре в истории и теории культуры позволяет выдвинуть сле
дующую гипотезу: специфика идентичности подростков, с одной стороны, де
терминирована своеобразием современной культуры; с другой стороны - этно
культурным и тендерным воспитанием повседневной культуры народа.

Теоретико-методологические основы исследования. Методологическим основанием работы является метапарадигмальный подход в культуроло-

гии. Основными методологическими источниками послужили принципы, разработанные М.М. Бахтиным, П. Бурдье, Ю. Хабермасом. Эти ученые доказывают отсутствие дуализма между субъективистским и объективистским подходами и возможность объединения макро- и микрокулыурных явлений и культурологических позиций. В формировании идентичности подростковой субкультуры автор диссертации опирается на идеи Э. Эриксона о переживании индивидом себя как целого, преодолевающего себя сегодняшнего; о кризисе подросткового возраста как культурной проблеме обретения позитивной идентичности.

В формировании концептуальных основ подростковой субкулыуральной идентичности автор опирается на принцип признания интерсубъективного фактора в развитии культуры и его элементов и рассматривает субкультурные элементы как относительно свободные и способные создавать свои и новые культурные формы (М. Круазье, А. Терен, А Эщииони). Вместе с тем использована идея К Поппера о контекстуальности и необходимости анализа культурного феномена в совокупности социокультурного контекста его бытования.

Определяющим для нашего исследования является диалектический принцип единства исторического и логического, суть которого состоит в раскрытии соотношения между исторически развивающимся объектом и его отражением в теоретическом сознании. Применительно к данной работе историческое есть процесс становления объекта исследования - подростковой субкультуры, а логическое - рациональное воспроизведение этого объекта в его существенных и многообразных социально-культурологических проявлениях. На наш взгляд, использование именно этого метода дало возможность выявить сущностные качества подростковой субкультуры на основе предварительного анализа детерминированности отрочества специфическими условиями его исторического, социокультурного бытия. Во второй части работы были применены такие принципы общенаучной рефлексии: принцип дополнительности и взаимообусловленности явлений целого, признание историчности всехявлений. Аксиологический принцип определяет значимость социокультурных ценностей для подростковой субкультуры. По существу принцип единства исторического и логического как один из компонентов диалектического метода служит методологическим ключом постижения сущности и закономерностей функционирования такого сложного феномена социальной и культурной жизни, каким является подростковая субкультура.

Для решения поставленных задач также был использован историко-куль-турологический метод, согласно которому традиционная педагогическая культура народа является транслирующим и моделирующим механизмом, отражающим многосторонние культурные процессы развития культуры подростка.

Теоретической базой исследования является антропологический пласт культурологического знания - учение о культурных феноменах Ф. Боаса, символическая теория ритуалов и обрядов Э. Тайлора, теория функционализма Б. Малиновского, теория тендерной обусловленности культуры М. Мид, учение о бинарных оппозициях К. Леви-Стросса. Использовались идеи социологической школы в культурологии: теория социокультурного конструктивизма, коммуникативная теория Ю. Хабермаса, социокультурные концепции Г. Зиммеля,

П. Сорокина. Особую ценность представляют культурно-исторические положения диффузионизма Ф. Гребнера и французской «школы анналов» (М. Блок, Ле Гофф, Ж. Дюби, Л. Февр), рассматривающие культурную динамику повседневных элементов и форм культуры как результат процессов взаимовлияния, заимствований и инноваций.

Таким образом, теоретическими источниками настоящего исследования являются труды представителей зарубежной и отечественной философской, культурологической, социологической, педагогической, психологической мысли. Внимательное изучение творческого наследия в указанных областях научных знаний служит теоретико-методологическим ключом к объяснению сущности и своеобразия формирования идентичности в подростковой субкультуре.

В соответствии с задачами исследования нами использовался широкий набор методов: экспресс-интервьюирование, наблюдение за различными видами деятельности подростков, стандартизированный анкетный опрос, тестирование, метод экспертных оценок. В исследовании использован личный тридцатилетний опыт работы диссертанта в системе образования и воспитания подростков.

Научная новизна исследования состоитвтом,чтов работе

уточнены определения сущности, типологии и функций подростковой субкультуры и их проявления в региональной культуре;

осуществлен системный анализ региональной специфики подростковой субкультуры;

- проанализированы основные виды подростковой идентичности: собствен-

но субкультурная (возрастная), этнокультурная, тендерная. В ходе анализа подростковой субкультуры определена специфика становления субкультурной идентичности подростков в полиэтнической общности;

введен в научный оборот этнокультурный материал, уточняющий специфику идентичности в подростковой субкультуре, детерминированный особенностями влияния состояния современной бурятской культуры на формирование культурной идентичности подростков-бурят;

представлен проект по формированию у подростков позитивной идентич-

ности.

Положения, выносимые на защиту:

Подростковая субкультура - структурно целая, органическая часть культурного пространства среды, важный этап в реализации культурных инноваций, обеспечивающий преемственность и обновление социокультурного опыта. Основными функциональными характеристиками подростковой субкультуры являются интеграция различных видов идентичностей в форме подростковой групповой идентичности, принцип первичности субкультурной идентичности, ценность личной самоактуализации в культуре группы, разнообразие форм трансляции специфического группового опыта, устойчивость нормативной регуляции, субкультурная групповая интеграция, усилия по оптимизации и рационализации групповой общности.

Подростковая субкультура - диалектическое единство сущности и явления, где сущность есть эмоционально окрашенные коллективные представления о мире, доминирующие в подростковой среде, а явление - это региональ-

ные, групповые особенности жизнедеятельности подростков, а также их отражение в предметах материальной и духовной культуры.

Существует системная зависимость между подростковой субкультурой и видами идентификаций, свойственными подросткам. Подростковая субкультура имеет следующую специфику. В ней приоритетным видом идентичности является субкулыурная возрастная идентичность, обусловленная психосоматической, групповой мотивацией потребности общения со сверстниками. Этнокультурная идентичность, детерминированная повседневной культурой народа, выступает в виде формы, в которую облекается возрастная идентичность. Менее значимой является тендерная идентичность.

Наиболее эффективными факторами воздействия на позитивную идентичность подростковой субкультуры на современном этапе являются развитие творческого потенциала индивидов и групп, социальная защита, деятельность социальных институтов по формированию бикулыурной или поликультурной идентичности у подрастающего поколения.

Теоретическое и практическое значение работы

Теоретическая значимость диссертации заключается в том, что разработка концептуальных основ становления идентичности подростковой субкультуры позволит провести теоретический анализ феномена, имеющего большое значение для современной культуры. Концептуализация явления, произведенная на основе регионального и этнокультурального материала, поможет открыть новый аспект содержания межкулыурной коммуникации и приведет к созданию более полного знания о месте этнокультурального в становлении культуры и его роли в формировании человеческой идентичности.

Изучение специфики культурной идентичности позволяет более глубоко проникнуть в смысл социокультурных особенностей, влияющих на подростковый возраст в жизни человека.

На основе проведенного исследования определены условия, формы и методы, позволяющие осуществлять эффективное взаимодействие семьи, школы, общественности и самих подростков в приобщении их к социокультурным и этническим ценностям народа, для становления у них позитивной культурной идентичности.

Практическая значимость работы заключается в том, что положения и выводы, полученные в результате исследования, могут бьпь использованы в качестве методических рекомендаций для реализации социально значимых программ, а также в качестве теоретико-методологической базы в тех общественных и гуманитарных науках, которые ставят проблему отрочества и его культуры как яркого проявления механизма культурных инноваций.

Структура диссертации включает в себя введение, три главы (семь параграфов), заключение и библиографический список.

Похожие диссертации на Подростковая субкультура: специфика идентичности (на примере культуры агинских бурят)