Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Тело человека в контексте традиционной культуры бурят Ветохина Светлана Евгеньевна

Тело человека в контексте традиционной культуры бурят
<
Тело человека в контексте традиционной культуры бурят Тело человека в контексте традиционной культуры бурят Тело человека в контексте традиционной культуры бурят Тело человека в контексте традиционной культуры бурят Тело человека в контексте традиционной культуры бурят
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ветохина Светлана Евгеньевна. Тело человека в контексте традиционной культуры бурят : диссертация ... кандидата культурологии : 24.00.01.- Улан-Удэ, 2006.- 143 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-24/63

Введение к работе

Актуальность темы исследования.

В наши дни тело человека становится одним из центральных объектов изучения гуманитарной науки. Интерес к нему - явление сравнительно недавнее. Непримиримые антиномии тело-душа или плоть-дух, унаследованные от иудео-христианского образа мира, вплоть до XIX в. не давали философской мысли сосредоточиться на теле как достойном предмете осмысления, вне его связи с духовным началом. Лишь в XIX в. тело перестает быть только оболочкой души или ее низким заместителем, за ним начинают признавать право на наслаждение и страдание. Оно предстает во всей полноте своих физиологических функций.

На протяжении XX в. наибольший интерес к телу и телесности проявляют философы и психоаналитики. С начала 1970-х годов начинается принципиально новый этап в изучении тела, связанный с осознанием релевантности тела как самостоятельного исторического объекта. С этого момента эволюция европейской цивилизации начинает рассматриваться и с точки зрения отношения каждого века к телу и его ощущению. Примерно с этого же времени о неразрывной связи тела и текста начинают рассуждать литературоведы. Тело как объект символизации и, в то же время, место скрещения социальных связей становится излюбленным предметом описания и в социальной антропологии. Вопросам истории и социологии тела за последние тридцать лет были посвящены десятки конференций и публикаций, но научных работ по историко-культурологической проблематике, рассматривающей тело в контексте традиционных культур, немного.

В настоящее время в современном обществе наблюдается повышенный интерес к традиционной культуре, идет процесс возвращения к культурным традициям, помогающим осознанию принадлежности индивидов к своей нации и этнической самоидентификации. Для сохранения и развития традиционных этнических культур народов необходимо активизировать исследования, посвященные специфике традиционных форм мышления, выявлению условий и факторов формирования особенностей этнокультурного миропонимания. Одним из важных и значимых элементов традиционной культуры является тело человека, представления о котором вбирают в себя процессы развития этнических общностей.

В Бурятии, на наш взгляд, при активном изучении филологами, антропологами, этнографами, искусствоведами, культурологами данная тема недостаточно изучена. Отсутствуют, в частности, исследования, направленные на выявление системных связей, представлений о структуре телесности и её проекций на артефакты традиционной культуры – жилище и национальный костюм. Кроме того, не изучены этнические стереотипы поведения представителей бурятского этноса, «язык тела» в быту, не выявлены доминантные функции, определяющие его специфику.

Поэтому культурологическое исследование тела человека, позволяющее выявить особенности, характерные для традиционной бурятской культуры, является особенно актуальным.

Степень изученности.

Существенное значение для раскрытия темы нашей диссертации имеют работы зарубежных философов: Э. Агацци, А. Гелена, В. Дильтея, Ф. Ницше, Г. Плеснера, М. Шелера, А.С. Эспинозы, в которых рассматривается понятие «телесность» как феномен культуры.

Теоретико-методологическое значение для разработки проблемы настоящего исследования имеют труды зарубежных ученых, заложивших философско-антропологическое: Ж. Бодрийяра, К. Леви-Брюля, Р. Онианса и др.; социально- антропологическое: П. Бурдье, Э. Дюркгейма, М. Мерло-Понти, М. Мосса; структурно-антропологическое: К. Леви-Стросса, изучение традиционных культурных элементов и их производных.

Существенное значение в исследовании феномена телесности имеют работы психологического и психоаналитического направления, созданные Ж. Батайем, 3. Фрейдом, М.Фуко и связанные с проблемой формирования образа физического «Я» в структуре самосознания и самооценки.

Проблема телесности в аспекте соотношения социального и биологического в человеке рассматривается также в научных работах отечественных философов: С.С. Аверинцева, М.М. Бахтина, Е.В. Брызгалиной, А.Я. Гуревича, П.С. Гуревича, Л.В.Жарова, М.С. Кагана, Л. П. Киященко, Е. Косевича, А.Ф. Лосева, В. Подороги, В.М. Розина, А.А. Тахо-Годи, П.Д. Тищенко.

Социокультурное осмысление телесности показывается в этнокультурных и этнопсихологических исследованиях А.К. Байбурина, И.Н. Горелова, И.С. Кона, А.С. Мыльникова. В работах этих авторов телесность рассматривается в различных этнокультурных системах как феномен, обладающий коммуникативной функцией, знаковой и символической ролью и изучается как средство невербального общения.

Для осуществления культурологического анализа феномена телесности полезным было изучение трудов известных российских культурологов: И.М. Быховской, Л.П. Воронковой, П.С.Гуревича, М. С. Кагана. Их работы сыграли большую роль в становлении культурологии как научной дисциплины, обогатили культурологическую науку новыми морфологическими единицами; в них обоснованы многие принципы культурологического анализа социально-культурных процессов и явлений.

Анализ диссертационных работ последних лет по нашей теме выявил, что с одной стороны, продолжает превалировать тенденция философского исследования тела человека, с другой - отсутствуют работы, изучающие проблему тела в традиционных культурах, в частности этнических культурах народов Сибири.

Изучение традиционной культуры является важным направлением формирования культурологической науки. Разработке проблем, касающихся общих и частных вопросов традиционной культуры, посвящены работы С.А. Арутюнова, Ю.М. Лотмана, С.В. Лурье, Э.С. Маркаряна, К.В. Чистова.

Изучению мифологии, религии, обрядовой практики традиционных сообществ посвящены работы Д. Д. Фрезера.

Культурологическое осмысление истоков традиционной культуры бурят дается в работах В.Д. Бабуевой, К.М. Герасимовой, в которых подчеркивается роль знаний о культурном наследии народа, в процессе его духовного возрождения, рассматривается история брачных отношений у бурят и связанные с ними обычаи и обряды.

Изучению особенностей традиционной культуры и религиозных верований алтайцев, тувинцев, бурят и якутов посвящены работы Л.П. Потапова.

Обряды жизненного цикла в бурятской традиционной культуре описываются и анализируются учеными Д.Б. Батоевой, Г.Р. Галдановой, Д.А. Николаевой, Т.Д. Скрынниковой.

Большое внимание уделяется изучению бурятской традиционной одежды и частично телесности учеными Р.Д. Бадмаевой, К.В. Вяткиной, Л.В. Санжеевой, Г.Н. Потаниным и др.

Необходимо выделить также научные публикации, монографии и статьи Н.Л. Жуковской, А.П. Окладникова, которые помогли в исследовании нашей темы, а также работы местных исследователей, внесших весомый вклад в изучение различных аспектов культуры бурятского народа - Л.Л. Абаевой, Р.Д. Бадмаевой, С.П. Балдаева, К.Д. Басаевой, Г.Р. Галдановой, К.М. Герасимовой, Н.Б. Дашиевой, Д.С. Дугарова, В.Л. Кургузова, Л.Л. Линховоина, Т.М. Михайлова, З.П. Морохоевой, В.Ц. Найдаковой, Л.В. Санжеевой, С.Б. Самбуевой, Ю.А. Серебряковой, Т.Д. Скрынниковой, И.И. Соктоевой, А.В. Тумахани, И.Е. Тугутова, Ю.Ц. Тыхеевой, М.Н. Хангалова, С.Ш. Чагдурова и др.

Анализ философской, антропологической, этнографической, психологической, культурологической литературы и диссертаций позволяют сделать вывод о том, что «тело человека в традиционной культуре бурят» как предмет культурологического анализа изучено недостаточно: в научной аналитике отрефлексированы лишь некоторые фрагменты, что и определило тему настоящего исследования.

Объект исследования - тело человека как феномен культуры.

Предмет исследования - тело человека в традиционной бурятской культуре.

Целью исследования является культурологическое исследование тела человека в традиционной бурятской культуре.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- выявить основное содержание понятий «тело» и «телесность» в гуманитарных науках;

- обосновать теоретико-методологические аспекты культурологического исследования обозначенного объекта;

- изучить особенности семантического содержания тела человека и жилища бурят;

- рассмотреть взаимосвязь тела человека и одежды бурят как символических объектов культуры;

- определить особенности техник тела в бурятской культуре.

Методологическая основа исследования.

Диссертационная работа опирается на труды отечественных и зарубежных авторов в области теории и истории культуры, философии, психологии, семиологии, аксиологии. Используя методологические концепции А. Гелена, М.С. Кагана, К. Леви-Стросса, Б. Малиновкого, М. Мосса и др. автор выбрал ряд методов анализа.

В теоретической части диссертации автор опирается на культурно антропологический подход. Культурно-антропологический подход позволяет рассматривать традиционную культуру, которая определяется как поле, снабжающее человека знаниями, навыками, умениями; человек существует в обществе, удовлетворяет свои личные потребности, развивает свои способности.

Системный подход, которого мы придерживаемся в данной работе, предполагает рассмотреть тело человека во взаимодействии с культурой, природой и обществом. Тело человека, как сложная система, объединяет их и взаимодействует с ними. Общественные закономерности определяют развитие телесных качеств человека и отражаются в общественном сознании.

В рамках общенаучных методов исследования в диссертации применяется структурно-функциональный анализ, систематическое описание, объяснение, на основе теоретических обобщений и научных доказательств, что позволяет в системной форме представить анализ элементов традиционной культуры в материальной и духовной сфере.

Для изучения тела человека в бурятской традиционной культуре предлагаем выделить структурно-функциональный метод, где каждая функция выполняет свою определенную роль в общей системе регуляции.

Применение семиотического метода позволит рассмотреть тело как символическую и знаковую систему. В традиционной культуре бурят зафиксировано образование пространственной лексики от анатомических терминов, т.е. ориентация человека в пространстве по собственному телу. Сознание человека, антропоцентрическое по своей природе, создаёт образ мира, в котором центром системы ориентационных проекций служит собственное тело, рассматриваемое в качестве иконического знака.

Изучение особенностей поведения, поз, жестов, этикета в традиционной культуре бурят является ключом к анализу ценностного сознания, поэтому применение аксиологического метода позволит рассмотреть тело человека как ценность.

Теоретическое значение и практическая значимость работы заключается в том, что сообщаемый в диссертации материал содействует детальному изучению традиционной культуры бурят, позволяет обогатить знания о составляющих её элементах, раскрывает новые возможности в исследовании тела человека.

Теоретические выводы, построенные в ходе изучения темы диссертации, обогащают прикладными аспектами разработку общих проблем теории культуры.

Материалы и результаты проведенного анализа могут быть использованы в образовательной деятельности вузов и школ, при разработке различных спецкурсов, при подготовке лекционных и семинарских занятий по культуре здоровья, теории и истории культуры, этнографии, в элективных курсах по проблемам развития культуры современного мира, а также могут служить основой для дальнейших научных исследований.

Научная новизна диссертационного исследования. Автор видит новизну полученных результатов в том, что

- выявлено основное содержание понятий «тело» и «телесность» в гуманитарных науках;

- обоснованы теоретико-методологические аспекты культурологического исследования обозначенного объекта;

- изучены особенности семантического содержания и соотношения частей тела человека и жилища бурят;

- рассмотрена взаимосвязь тела человека и одежды бурят как символических объектов культуры;

- определены особенности техник тела в бурятской культуре.


Основные положения, выносимые на защиту:

1. Физическое тело человека становится феноменом культуры, так как обладает социокультурными значениями и смыслами, соединяющие его с окружающим миром.

2. Тело человека и жилище бурят – юрта обладают многоуровневым содержанием, между ними существуют соответствия, которые имеют знаковое и символическое значение; эти соответствия основаны на мифологических представлениях народа.

3. Тело человека и национальная одежда бурят являются знаковой системой в традиционной культуре и несут определенную символическую нагрузку.

4. Техники тела выражают особый национальный менталитет, мировоззренческие установки, ценностные приоритеты бурятского этноса.

Апробация результатов исследования.

Основные положения диссертационного исследования были изложены в одной международной научно-практической конференции, в 3-х международных симпозиумах и в 1 - ой межвузовской научно-практической конференции, в интернет - журнале в виде статей:

V1 международный симпозиум «Культурное пространство Монголии и Восточной Сибири» (г. Улан-Батор Монголия, 2005 г.); межвузовская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы воспитательной работы в условиях вуза» (г. Улан-Удэ, 2005 г.); V международный симпозиум «Байкальские встречи» (г. Улан-Удэ, 2005 г.); международная научно-практическая конференция «Сохранение и развитие традиционной культуры и национальных видов спорта бурят в полиэтических условиях» (г. Улан-Удэ, 2006 г.); международный симпозиум «Культурное пространство Восточной Сибири и Монголии» (г. Улан-Удэ, 2006 г.).

Опубликовано 7 статей (2,43 п.л.), в т.ч. одна статья в реферируемом журнале МГУКИ «Культура и общество» (0,7 п.л.).

Структура диссертационного исследования.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Похожие диссертации на Тело человека в контексте традиционной культуры бурят