Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Презентация как коммуникационный феномен культуры (Визуальный аспект) Щитова Виктория Исааковна

Презентация как коммуникационный феномен культуры (Визуальный аспект)
<
Презентация как коммуникационный феномен культуры (Визуальный аспект) Презентация как коммуникационный феномен культуры (Визуальный аспект) Презентация как коммуникационный феномен культуры (Визуальный аспект) Презентация как коммуникационный феномен культуры (Визуальный аспект) Презентация как коммуникационный феномен культуры (Визуальный аспект) Презентация как коммуникационный феномен культуры (Визуальный аспект) Презентация как коммуникационный феномен культуры (Визуальный аспект) Презентация как коммуникационный феномен культуры (Визуальный аспект) Презентация как коммуникационный феномен культуры (Визуальный аспект)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Щитова Виктория Исааковна. Презентация как коммуникационный феномен культуры (Визуальный аспект) : Дис. ... канд. культурологических наук : 24.00.01 : Москва, 2003 188 c. РГБ ОД, 61:04-24/87

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Современное представление о презентационных действиях 13

1.1 . Проблематика использования презентационных практик 13

1.2.История возникновения презентационных действий 25

1.3.Представление о современной презентации 38

Глава 2. Организация смыслового воздействия презентации 59

2.1. Содержательная организация презентации 59

2.2. Презентационное оформление информации. Семиотический уровень сообщения 84

2.3. Представление содержания презентационного действия в виде образно-символической структуры. Образный уровень сообщения 120

Глава 3. Программа восприятия в рамках презентационного действия 141

3.1. Презентационный интерфейс 141

3.2. Восприятие содержания презентации 159

З.З.Эффективность презентационного действия 166

Заключение 176

Использованная литература 178

Введение к работе

Актуальность исследования.

В современном мире особое место заняли практики социокультурного конструирования. Их основным рабочим механизмом стали коммуникационные технологии, позволяющие устанавливать связи, формировать нормы взаимоотношений между отдельными субъектами социального пространства и тем способствовать удержанию его целостности в условиях сетевой структуры.

Одной из проблем современной организации воздействий и взаимодействий между различными социальными агентами (вне зависимости от их масштаба) представляется поиск соответствующих в каждом отдельном случае социокультурных инструментов, способных эффективно влиять на установки и поведение реципиентов. Проблема находит подтверждение, с одной стороны, в необходимости использовать действенные инструменты, способные эффективно влиять на целевую группу и, с другой стороны, связана с необходимостью действовать в рамках соблюдения свобод и демократических ценностей отдельной личности и общества в целом. В этой ситуации естественным образом возникает вопрос о необходимости непрямых способов влияния, которые могли бы изменять точку зрения или нормы целевой аудитории не директивным методом, а, создавая условия, при которых определенные нормы жизни и деятельности становились бы внутренней потребностью личности или социальной группы.

Одной из действующих в этом направлении комплексных коммуникационных форм является презентация, которая создает особые мифо-символические условия, раскрывающие и закрепляющие картину мира и способ действия в ней социального агента через включение в этот контекст целевой аудитории. Подобные приемы работы с социальными группами находят применение в прикладных социокультурных практиках - в коммерческой и социальной рекламе, в практиках связей с общественностью, в маркетинге, в технологиях идеологизации.

Однако, приняв презентацию как норму и неотъемлемую часть
организации социокультурных действий, специалисты по

коммуникационным технологиям часто испытывают затруднения в

адаптировании западного стандарта практики к российским условиям, поскольку в доступных текстах о презентациях в большинстве случаев приводятся "кейсы" и частные рекомендации, не позволяющие выделить теоретические основания построения приемлемых моделей ее практикования для современных российских условий. Для того же, чтобы переносить живой опыт удачных презентаций, используя их как образцы, необходим понятийный аппарат, позволяющий анализировать и описывать эту практику. Кроме того, в ситуации отсутствия целостного представления о феномене презентации и механизме его действия специалистам сложно определять случаи ее оправданного применения, а из-за отсутствия критериев определения эффективности мероприятия практически невозможно добиться его качества и тиражируемости положительного результата. В силу этого необходима работа по выделению инструментария презентационных действий из опыта, накопленного в социокультурном пространстве, и введение в практику специального понятийного аппарата, как для действующих организаторов мероприятий, так и для подготовки будущих специалистов в этой области.

Состояние вопроса.

Сложность описания феномена презентации и поиска источников по этой теме связана с тем, что практика находится в пространстве, образуемом пересечением различных сфер деятельности. Ее цели и задачи связаны с практиками социокультурного конструирования, а средства их реализации находятся в области творческих практик культуры.

Тему исследования нельзя отнести к числу хорошо изученных вопросов. В основном она обсуждается в книгах по ведению бизнеса, где даются отдельные несистематизированные рекомендации по проведению вербальной презентации, приводятся частные случаи удачных презентаций, и иногда оглашается схема американского стандарта практики, которая является базовой для всех пишущих о презентационном действии1. Визуальной части презентационного действия практически не уделяется внимания, за исключением советов относящихся к внешнему виду ведущего и некоторых замечаний по подготовке слайдов к готовящемуся мероприятию.

1 Джей Э. Эффективная презентация. - Минск, 1997. - 186 с: ил.

Комплексная же организация визуального пространства презентации нигде не рассматривается как значимая составляющая действия.

Отсутствие специальных работ культурологической направленности по теме исследования вызвало необходимость привлекать тексты различных отраслей гуманитарных знаний, исходно ориентированных авторами на решение задач совсем другого рода.

Основная часть данного диссертационного исследования посвящена исследованию презентационного механизма, использующегося сегодня при решении задач представления реципиентов друг другу, формирования норм взаимоотношений между ними и особой роли организации визуального пространства в этом процессе. Действие презентации осуществляется через присоединение отдельных людей или групп людей к необходимой целостности идей, действий, людей или вещей за счет организации особого рода мифо-символических пространств, целостность которых проецируется на сценарную и предметно-пространственную организацию, что обеспечивает адресату присвоение презентируемого образа жизни и действования. Отдельные вопросы, касающиеся работы презентационного механизма, обсуждались в текстах Р.Бландела, Э.Джея, Д.Каленча, Г.Г.Почепцова, А.В.Ульяновского Р. Хоффа и др.

Актуальность коммуникационных практик в изменившемся мире отмечали многие современные ученые, в их числе социологи Р.Бергер и Т.Лукман, П.Бурдье, Л.Г.Ионин, Л.А.Микешина, М.Ю.Опенков, Дж..Спенсер, Э. и X. Тоффлер, к этой же тем обращались исследователи коммуникации Т.А. ван Дейк, А.Ф. Лосев, А.Н.Леонтьев, Ч.У.Моррис, В.Л.Рабинович, У.Хабермас, М.А.К.Холлидей, Р.Якобсон,. Реализация в социокультурном пространстве новых проектов требует их сопровождения специалистами по коммуникационным технологиям, поскольку разворачивание такого рода инициатив часто вызывает резкое сопротивление социальной среды. Осуществление проектного предложения зависит не только от его качеств, но и от того, как оно будет воспринято в обществе, готовность которого принять грядущие изменения определит реализуемость проекта. Публичное представление проекта на обсуждение позволяет снимать первичную реакцию страха и способствует изменению негативного отношения к проекту на позитивное и продуктивное. Особую роль в этом играют специалисты по

визуальной коммуникации. От их работы зависит то, что будет увидено и воспринято обществом: насколько адекватно они презентируют идею, концепцию или этапы воплощения проекта, настолько он и будет реализуем. В современном мире визуальная коммуникация начинает превалировать над вербальной и другими видами коммуникации, мир стал подчиняьтся законам «зрелища», философию которого подробно разрабатывал Ги Дебор.

Дейвид Р.Браун, Президент Нью-Йорского Центра искусств, обосновывая образовательную концепцию заведения, отметил, «раньше мы полагались на традиции; сегодня образом действий становится постоянная модификация. Раньше все жили и работали в информационной среде, в которой доминировали слова и числа; сегодня это среда по преимуществу визуальная и интуитивная»2.

Проблемы организации действия связаны также с его сложносинтетическим характером, ныне непременным условием существования всех коммуникационных форм социальных действий. Поэтому, рассматривая презентацию, невозможно не отнестись к новым/старым технологиям, появившимся в искусстве после психоделической революции 60-х. возродившим отношение к творчеству, в котором единственным объектом творения является сама реальность человека, живущего в мире, сотворенном воображением. В это время оформился ряд технических средств, позволяющих манипулировать сознанием, воздействуя на него не через отдельные артефакты, а в синтетическом действе, в среде в целом. Произошедший перенос акцента с артефакта на его восприятие озадачил авторов, прежде всего, "оркестровкой эмоций и виртуозным дирижированием зрительскими реакциями". А.Генис считает, что главной чертой современного неоархаического искусства стало его "литургическое" начало, объединяющее массы в акте коллективного творчества", воскрешающего "эфирную соборность"3. Отдельные проблемы воздействия на человека в синтетических пространствах занимали зарубежных и отечественных теоретиков культуры и искусства:

2 Презентационный буклет Нью-Йоркского центра искусств. 1996.

3 Генис А. Вавилонская башня. - М.: Иностранная литература, 1997. -
С.139-141.

Т.Буркхардта, Ж.Бодрийара, В.В.Бычкова, А.Гениса, К.Э.Разлогова, А.Г.Раппопорта, П.Флоренского, Б.А.Успенского, У.Эко. Практическое применение принципов синтетических искусств обсуждалось специалистами по прикладным социальным практикам Г.Г.Почепцовым, А.В.Ульяновским. Особое внимание этому вопросу в области искусства уделяли во ВХУТЕМАСе и БАУХАУЗе в том числе, В.Кандинский, Г.Клее, Ф.Марк, В.Розанов, в современном визуальном искусстве им интересуется И.М. Бакштейн К.М. Кантор, в области балета - М.Бежар. Действие презентации имеет характеристики синергичности, обсуждаемые современной философской мыслью, в том числе Л.А.Микешиной и М.Ю.Опенковым, К.Майнцером, Е.Н.Князевой, С.П.Курдюмовым, Э.Ласло, Дж. Николисом, Т.П.Григорьевой и многими другими.

Столь сложное и комплексное действие невозможно эффективно
осуществить без проекта его реализации. Проектная деятельность имеет
давнюю традицию, но с 60-х годов проводились исследования в области
социального проектирования, в том числе посредством дизайна, в
лаборатории ВНИИТЭ группой ученых, в которую входили О.И.
Генисаретский, В.Л.Глазычев, В.Я.Дубровский, К.М.Кантор,

Г.П.Щедровицкий, работы которых позволили говорить в России о нормах организации этапов проектных работ и соотнесении их с созданием творческого дизайнерского продукта. Необходимость моделировать результаты социокультурной проектной разработки обсуждались А.А.Зиновьевым, В.А.Лефевром, Г.П. Щедровицким и группой СМД-методологов.

Единство презентационного действия начинает проектироваться с
осмысления мифологической целостности конструируемого виртуального
мира, поскольку миф позволит придать смысл и оправданность формируемой
модели поведения аудитории. В подобной трактовке миф рассматривали
С.С.Аверинцев, Р.Барт, Л.Г.Ионин, А.Ф.Лосев, К.Леви-Строс,

Е.М.Мелетинский, М.Элиаде. Мифологическое пространство для того, чтобы быть воспринятым, должно найти свое воплощение в осязаемой пространственно-временной реальности. Поэтому миф разворачивается в предметно-пространственную среду, образуемую экраном, на котором репрезентируется картина мира, и сценой, на которой экспонируется

внедряемый образ жизни. Различным аспектам этого вопроса посвящены работы И.Араухо, Р.Арнхейма, С.М.Даниэля и А.М.Даниэля, А.Г.Раппопорта.

Поскольку ключевое сообщение презентации «разносят» на несколько каналов трансляции - вербальный, визуальный и кинестетический - то для того, чтобы оно было воспринято аудиторией соответствующим образом, необходимо создать определенные условия его считывания, что в принципе не должно вызывать особых затруднений, поскольку современный человек и так ориентирован относиться к окружающему его миру как к множеству текстов. Исследованием функционирования семиотических систем в культуре занимались классики жанра Р.Барт, М.М.Бахтин, Г.С.Кнабе, Ю.М.Аотман, В.М.Розин, Б.А.Успенский, У.Эко. М.Фуко, Р.О.Якобсон. Традиция рассматривать визуальную форму с точки зрения ее потенциала организовать коммуникацию между ее содержанием и зрителем, между зрителями по поводу визуальной формы получила развитие в искусстве XX века и дизайне - ВХУТЕМАС и БАУХАУЗ: К.Клее, В.Кандинский, А.Родченко П.Флоренский; Р.Арнхейм, О.И.Генисаретский и Е.В.Черневич, М.Фуко, У.Эко.

Помогает удерживать в сознании участников презентации целостность образной структуры действия и используется в качестве дополнительного инструмента, усиливающего содержательное воздействие, «принцип монтажа». Он определяет согласование друг с другом множества элементов и уровней содержания. Обсуждение возможностей организации смыслового единства синтетических форм через монтажные конструкции было одним из преобладающих интересов исследователей и практиков культуры XX века -О.Л.Булгакова, А.Я.Гуревич, Вяч.Вс.Иванов, Ю.Норштейн, К.Э.Разлогов, О.М.Фрейденберг М.Б.Ямпольский.

Содержательную часть презентации обычно распределяют на два основных уровня восприятия адресата - информационный и образный. Информационный слой презентационного сообщения выполняет функцию управляющего семиотического сигнала, поступая адресату через визуальный и аудиальный каналы. Проблемами организации информационного пространства синтетических действий занимались специалисты разных профессиональных сфер - социальный психолог Д.Майерс описывал прямой и косвенный метод убеждения, Дж.Келли и М.Минский разрабатывали когнитивные карты реальности и теорию фреймов, которые находятся в

основе работ с аудиторией по изменению ее точек зрения, в этой же области работали специалисты разведорганов, некоторые выводы которых опубликованы Х.У.Зартарьян и другими, причастными к этой сфере лицами.

Сформированный информационный посыл презентации требует сценирования его воздействия. Принципы сценирования разного рода событий описываются в мемуарах многих отечественных режиссеров: С.Эйзенштейна, Вс.Мейерхольда, А.Таирова, М.Фокина, М.Захарова, А.Митты. Информационная часть презентации сценируется двумя путями: первый - дискурсивный тип сценария позволяет предложить аудитории серию аргументов, убеждающих ее поверить презентируемому; второй тип сценирования - псевдо-ритуальный, при котором предполагается активное отношение аудитории к происходящему и «пребывание» ее некоторое время в презентируемом мире (К-Г.Юнг, В.Я.Пропп, Е.М.Мелитинский, М.Элиаде). Сценируя презентационное событие, учитывают не только его сюжетную организацию, но и организацию последовательности восприятия информации целевой аудиторией (Р.Арнхейм, Н.Н.Волков, А.М.Даниэль и С.М.Даниэль, М.Коник).

Однако использование в российских условиях только рациональной схемы организации содержания не приносит ожидаемого результата, что показывают предыдущие и избирательные, и рекламные компании в которых применялись презентационные формы. Исследования функционирования образных структур начались в России еще с изучения наследия византийских православных деятелей, в том числе И.Дамаскина. Свой вклад в изучение образа внесли отечественные ученые С.Булгаков, Е.Трубецкой, П.Флоренский, С.С.Аверинцев, Д.С.Лихачев. Ю.М.Лотман, Б.А.Успенский, В.В.Бычков, И.Е.Данилова, Н.Н.Рубцов. Разрабатывалась тема и западными авторами И.Араухо, Р.Арнхеймом, У.Боуменом, М.Мерло-Понти, У.Эко и др.

Каким бы содержательным ни сделали презентационное сообщение организаторы действия, если им не удается вовлечь аудиторию в процесс его восприятия, действие будет мало эффективным. Поэтому одной из важнейших проблем реализации презентации является проблема включения внимания и коммуникационной установки аудитории. Особое место в своих исследованиях отводили вопросам восприятия психологи Л.С.Выготский, А.Р.Лурия, А.Н.Леонтьев, А.А.Леонтьев. Вовлечение аудитории в социо-

психологические действия путем наведения транса или через активизацию сознания и поведения, через провокацию или символизацию и т.п. меры воздействия изучались и практиковались специалистами разных областей гуманитарного знания: философами Ж.Делезом, Г.П.Щедровицким, М.Фуко, психологами Л.С.Выготским, Д.Майерсом, У.Уэльсом, Дж.Бернетом, С.Мориарти, Р.Чалдини. М.Эриксоном, К-Г.Юнгом, антропологами Г.Прайсом, Ч.Тартом, мистиками К.Кастанедой, Ошо и многими другими.

Цели и задачи исследования.

Целью диссертационного исследования является построение представлений о презентационной практике, ее характеристиках и механизмах действия.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие исследовательские задачи:

выявить арсенал исторически сложившихся и современных средств воздействия и взаимодействия, выделив особую роль визуальных средств;

прояснить структуру презентационного действия и описать ее конструктивные элементы, обеспечивающие решение специальных задач практики;

выделить механизм, от реализации которого в разных условиях зависит эффективность презентационного действия.

Предмет и объект исследования.

Предметом данного исследования является презентация как коммуникационный феномен культуры, а объектом - организация эффективности презентационного действия.

Метод исследования.

В диссертации в качестве основных методов исследования используются типологический, псевдо генетический, логический методы. В решении поставленных задач автор опирается на принципы культурологической традиции и системо-мыследеятельностного подхода. Концептуальными теоретическими источниками являются работы

О.И.Генисаретского, В.Л.Глазычева, В.А.Лефевра, А.Г.Раппопорта,

Г.П.Щедровицкого.

Границы исследования.

Исследование ограничено тематическим аспектом. Теоретические и методологические разработки, на которые опирается автор, сосредоточены в основном в текстах и разработках 60-90-х годов XX века.

Материал исследования.

В основе диссертационных положений, обусловивших результаты работы находится прежде всего эмпирический материал и теоретические и культурологические исследования 60-90-х годов.

Гипотеза исследования

состоит в том. что презентация является одним из инструментов социокультурного конструирования, используемых в коммуникационных практиках, и позволяющих влиять на изменение установок и поведение целевой аудитории. Эффективность действия связана с качеством организации интерфейса и мифо-символического контекста, позволяющих обеспечить аудитории присоединение к определенной целостности идей, действий, людей и вещей через коммуникативно оформленную программу восприятия.

Новизна работы.

Наиболее важными положениями диссертации, обуславливающими ее новизну, являются следующие:

феномен презентации фиксируется как норма социо-культурных практик;

описывается основной принцип презентации как действия и введены критерии его эффективности;

приводится поле конструктивных элементов презентации, которое позволяет при необходимости организовать презентационное действие.

А пробация работы.

Диссертация обсуждалась на заседании сектора Российского института культурологии. Отдельные положения исследования докладывались на семинарах по визуальной коммуникации на кафедре дизайна Тольяттинской академии управления. Результаты диссертационного исследования использованы в учебных курсах, читавшихся автором по собственным программам на факультете дизайна ТАУ: "История искусств", "Анализ художественной формы", "Визуальная культура", "Визуальные технологии в дизайне", "Презентационный проект" и "Музейное дело". Проведено практическое применение описанных средств практики в собственной работе и в рамках курирования студенческих проектов.

Структура диссертации составляет введение, три главы, заключение и список литературы.

Проблематика использования презентационных практик

Система мироустройства трансформируется сегодня в нечто новое, и с определенностью представить, в чем оно будет заключаться, пока сложно. Поэтому для того чтобы действовать в непрерывно меняющейся действительности, заинтересованные специалисты вынуждены постоянно опознавать ее, активно обсуждая проблемы, связанные с глобализацией и антиглобализацией, экологией, всеобщими человеческими ценностями и культурными особенностями наций, циклической сменяемостью друг другом общественных устройств, иерархических и сетевых видов структур и т.п.

В России процессы преобразования еще неопределеннее, чем в других странах, но проходят намного интенсивнее в силу того, что, изменяя внутреннее устройство государства, страна не может одновременно не реагировать оперативно на происходящие события в мире. На сегодняшний день в практике управления ориентируются на представление о мире, в котором совмещаются сетевые и иерархические системы. Баланс их совместного существования предполагается удерживать за счет того, что каждая самостоятельная и уникальная единица должна иметь свой смысл существования, свой вектор развития, свой тип устройства и быть связана с другими игроками сети, обязательно имея связи и в иерархической структуре и инструменты работы с верхними и нижними слоями иерархии. То есть любая современная организованность (вне зависимости от ее масштаба: от человека до государства), претендующая на суверенность, должна одновременно строить горизонтальные и вертикальные связи в формирующейся структуре.

Все это порождает сопутствующие проблемы, заключающиеся в том как такого типа суверенные единицы должны строиться, и как они между собой будут устанавливать разного рода отношения?

Очевидно, что решение этих проблем связано с социокультурными практиками - с работами в области гуманитарных технологий и организацией коммуникационных потоков.

Для того, чтобы определяться как суверенная единица, организованность должна выстроить собственную динамическую целостность (обладать внутренней организованностью, иметь свою траекторию движения и отвечать на внешние вызовы) и выработать стратегию движения, что обеспечивается концепцией развития организованности и программой ее разворачивания. Иной способ формирования организации сегодня непродуктивен, так как не позволяет ей осуществлять осознанные контакты с параллельными в сети и вышестоящими структурными единицами.

Столь же важны, как процессы самоопределения, для полноценного действования суверенной единицы в социальном пространстве, так и коммуникационные технологии.

Социальные системы в период переконструирования достаточно конфликтны - их старые связи разрушены, а новые еще не действуют. Конфликтные ситуации между организованностями разрешаются разными путями. Например, воплощение исламского проекта проводится любыми средствами. Однако, его решение с любой стороны путем глобального столкновения мусульманской и христианской культуры невозможно: может быть разрушена вся мировая экономическая система производства и распределения товаров, что чревато для всей цивилизационной системы4. В силу этого возникающие противоречия, по возможности, решают с помощью социокультурных и политических технологий. Однако конфликтные ситуации не всегда разрешимы мирными средствами, поэтому часть из них переходит в компетенцию военных ведомств. Но и сами военные маневры, и их исход чрезвычайно зависимы от трактовки событий на коммуникационном поле СМИ, интерпретируемых как защита суверенных интересов организованности или как акты ее агрессии. Эффективность войны в информационном пространстве одновременно связана "с охраной коммуникационных каналов" от чужеродного внедрения в них противной стороны, и с привлечением и включением в коммуникационные игры новых участников на своей стороне

Таким образом, можно говорить, что без привлечения коммуникационных технологий невозможно решать вопросы установления новых связей между заинтересованными сторонами, поддерживать равновесие и целостность формируемого социального пространства, а также обеспечивать его постоянное функционирование.

Предрасположенность к использованию коммуникационных технологий субъектами и дальнейшая эффективность коммуникации между ними зависит сегодня от качества их первичного представления друг другу. Практика представления именуется презентацией и широко распространена в социальном пространстве. Используя ее, субъект должен предъявить другим актуальную для общей деятельности "часть себя" - своих умений, навыков, психологических и интеллектуальных способностей - с возможной для развития дальнейших отношений точки зрения и в приемлемой для сторон форме. В этих условиях задача презентации - открытие и налаживание коммуникационного канала, необходимого субъектам для воздействия на противоположную сторону или взаимодействия с ней на коммуникационном поле. В этих рамках презентация всегда является предварительным действием, направленным на открытие и ограничение коммуникационного канала, необходимого для решения определенных задач.

Сегодня для соорганизации субъектов сетевого пространства и для решения в социальных практиках разного рода задач используют два типа презентаций.

Содержательная организация презентации

Результат воздействия презентации во многом определяется способностью организаторов вывести аудиторию из мира обыденной жизни и включить в символическое пространство действия. В ходе смещения рационального отношения аудитории к действительности, организаторы символического контекста смогут осуществить ее присоединение к презентируемому миру идей, действий, людей или вещей. При этом тип и количество каналов трансляции, место построения мифо-символической реальности (в синтетически устроенном мероприятии, сайте, событии другого рода) - все это зависит от конкретной ситуации и аудитории. Например, несколько лет тому назад в ситуации необходимости презентировать государственное видение социальных и политических проблем и их решение в качестве канала трансляции был выбран Интернет и создан сайт strana.ru, позволивший его разработчикам избежать выяснения отношений с существующими СМИ.

Наиболее показательным выглядит формирование мифо-символического пространства на примере синтетически устроенных действий, поскольку во всех других типах презентаций те же средства воздействия будут применяться в редуцированных формах. Синтетические действия отличаются тем, что запланированное содержание презентации транслируют через максимально возможное количество каналов воздействия. И для донесения того или другого фрагмента содержания есть возможность использовать наиболее отвечающий этим задачам канал. Можно так лее говорить о синергичности действия в случае, если поступающая через разные коммуникационные системы информация будет дополнять и усиливать друг друга так, что их воздействие в целом будет больше их простой суммы. В отношения синергии в презентационном действии могут вступать вербальные, невербальные (фонационные, кинестетические, мимические), музыкальные и визуальные коммуникативные системы. Но к синтетичности действия сложно отнести использование в презентациях музыкального фона или визуального "беграуида" на сцене, если фрагменты содержания презентанта намеренно не разносились по разным модальностям.

Основы синтетических действий были заложены в религиозных практиках, в частности, в литургии. Их общие принципы организации были зафиксированы в работах о. Павла Флоренского, который отмечал, что целостность организма синтетического действа литургии проявляется в плотной среде, образуемой фресками, иконописными изображениями, освещением, дымом фимиама, пластикой и ритмом движений священнослужащих, вокалом и поэзией, разного рода запахами и тактильными ощущениями. "Тут все подчинено единой цели, верховному эффекту кафарсиса этой музыкальной драмы, и потому все, соподчиненное тут друг другу не существует, или, по крайней мере, ложно существует, взятое порознь"43. Каждое из этих взаимообусловленных средств раскрывает в свое время разные стороны совершающегося действия, позволяя принимать на себя через выделенные каналы трансляции определенные смыслы.

Концептуальное оформление событий такого типа в выразительных средствах П. Флоренский разъяснял в тексте "Иконостаса"44. Он считал что, в процессе художественного творчества душа восторгается из мира дольнего и восходит в мир горний, где питается созерцанием его сущностей и идей. Затем напитавшаяся и обремененная ве\цением душа нисходит вновь в мир дольний. На этом пути вниз, на границе вхождения в дольнее, ее духовные стяжания облекаются в символические образы, известными на ту пору средствами. Вероятно, этой же схемой можно описывать и создание презентационных форм, поскольку только подобное соблюдение соответствия презентационных смыслов и иконической стратегии, приемлемой для целевой группы с точки зрения ее возможностей восприятия, позволит осуществить на нее воздействие.

На основании приведенной схемы можно говорить о зависимости формирования содержательной целостности презентации от следующих факторов:

установления исходных обстоятельств для действия (ситуации, целей и задач, круга, обсуждаемых вопросов, места проведения презентации и особенностей адресата);

специфики оформления концепции события, состоящей в нижеследующем: замысливание необходимой целостности структурирующей или восполняющей внутренний мир целевой аудитории: описание целостности соответствующим мифом; представление замысла в метафоре, держащей целое означаемых мифа; разворачивание метафоры в смысловую конструкцию;

воплощение концепции в перцептивную синтетическую форму необходимыми средствами выразительности, происходит с соблюдением определенных условий: организация параллельной коммуникации с сознанием и подсознанием аудитории; учет сознательных и подсознательных ожиданий аудитории; использование в организации действия приемов риторики и суггестии; организация раздельного информационного воздействия по разным модальностям (аудиальной, визуальной, кинестетической) по принципу синестезии - соответствия одних ощущений пространства другим в процессе проведения презентации (например, зрительных ощущений слуховым и осязательным), что на протяжении действия в разных вариантах проявляется в периоды осознаваемого и неосознаваемого восприятия послания: в ходе убеждения и внушения, наведения транса и нахождения в вымышленной реальности, а также изменения установок во время перформанса.

Перевод отдельных квантов презентационного сообщения в формы определенных кодов позволяет транслировать содержание в разных модальностях и относить их к разным этапам сценарного действия, тем усиливая его влияние на аудиторию. Однако все это возможно только при условии, что адресат сможет декодировать поступающие сигналы, то есть расшифровать и понять их, превратив в значащее для себя сообщение, если же код или коды будут ему неизвестны, то все будет воспринято им только как шум.

Презентационный интерфейс

Виртуальность презентационного мира не может поддерживаться только одной стороной организаторов действия, виртуальность зависит, в том числе, от желания и намерений участников презентации взаимодействовать с презентантами.

Возникновение виртуального пространства внутри презентации молено рассматривать на основании квантовой теории, которая описывает процессы взаимодействия как обмен виртуальными частицами. Возможность взаимодействия между частицами связана с межпространственным состоянием между ними, которое физики описывают как вакуум. Было установлено, что вакуум - это не пустота, а порождающая субстанция, содержащая в себе бытие частиц всех возможных форм мира. Квантовое поле образуется частицами, представляющими собой центры постоянной активности, окруженные облаками виртуальных частиц. Время существования виртуальных частиц ограничено принципом неопределенности, поскольку они, испускаясь материальными частицами большего размера, затем ими и поглощаются. Силы взаимодействия между материальными частицами определяются их виртуальными облаками, играющими роль динамических паттернов. Таким образом специалисты по квантовой физике описывают мир: как совокупность отношений, где вселенная - единая, подвижная "ткань", состоящая из всплесков энергии, ни одна из частей которой не существует независимо от целого134.

Виртуальная реальность, возникающая при взаимодействии материальных частиц, всегда возникает внезапно и спонтанно. Непредсказуемость ее появления связана с тем, что в состоянии хаоса, всегда готового породить из себя нечто новое, чувствительность любой системы на порядок возрастает относительно любых изменений. Например, это характерно для нейронных сетей головного мозга человека, находящихся

постоянно в хаотичном состоянии. "Вследствие этого они могут реагировать на самые слабые, незначительные изменения при входе в систему. Когнитивные состояния, необычайно близкие к хаосу (медитации, трансы, сны, переживания), могут способствовать творческому подъему, вдохновению, рождать самые тонкие идеи"135.

Как породить состояние такой хаотической открытости внутреннего мира участников на внешние влияния; что за импульсы должны исходить от презентации, чтобы обеспечить внутри структуры перестраивание модулей относительно друг друга и налаживание между ними новых связей; как снять заградительные кордоны, мешающие восприятию, чтобы открыть канал взаимодействия?

В презентации таким инициирующим воображение процессом является визуальная коммуникация, с помощью которой осуществляется сюжетно-иконический контакт с предложенным «миром», контакт, сопровождающийся разнообразными ценностными и эмоциональными переживаниями: от радости встречи с неведомым миром до страха перед ним.

Разворачивание параллельных реальностей строится разными иконическими стратегиями, например, на -языке спонтанно проецируемых в сознание и опознаваемых архетипов, создаваемых ad hoc визуальных конструктов, психодраматического инсценирования, прожективных тестовых структур или каким-либо иным способом.136

Любая выбранная стратегия должна включать в сознании процесс создания символической реальности, получаемой от сюжетно-иконического контакта. В презентации механизмом, создающим такую виртуальную реальность, служит воображение каждого участника события. Это воображение, осуществляемое всегда в настоящем и по поводу конкретной ситуации, позволяет "обнаруженный" мир ощутить как свой жизненный мир и принять его в этом качестве. Такие виртуальные ситуации, по сути, являются реализацией человеком архетипических желаний пребывания и приключениях в других мирах в других лицах137. И мир этот будет реален до тех пор, пока субъект его не покинет. И мир будет автоиомен и отличен от обыденности иногда радикально. Выбранная визуальная стратегия должна позволить наладить взаимодействие между презентантом (и его содержанием) и аудиторией. Она работает не как изображение, но как форма, налаживающая взаимодействие.

Первыми обсуждать проблемы интерфейса стали программисты. Для них было важно, чтобы программы, которые они создавали, позволяли их пользователям выполнять свою работу, а значит, механизм контакта с программой должен быть прост и понятен.

Термин "компьютерный интерфейс" сегодня используется для описания способа взаимодействия пользователя с компьютерной системой. Однако эволюция интерфейса уже вышла за пределы сугубо программной сферы. Использование понятия стало нормой при обсуждении способов взаимодействия между любыми двумя сторонами. И в задачу интерфейса входит установление канала и правил, по которым будет вестись взаимообмен действиями этих сторон.

Организация канала взаимодействия зависит от влияния следующих факторов, подлежащих более подробному обсуждению: -этапы построения интерфейса;

-особенности аудитории, которой предстоит с ним работать; -приемы снятия защиты с восприятия аудитории; -подбор типа интерфейса, применимого к конкретным условиям.

Исходным пунктом построения интерфейса является его соответствие намерениям и ожиданиям адресата, часто бессознательным, что позволит ему сразу придать значение словам и поступкам презентанта. Кроме того, интерфейс не должен иметь отталкивающую визуальную форму и неприемлемое для адресата структурирование функций, не должен вызывать чувства опасности, пробуждая инстинкт самосохранения.

Конструирование интерфейса проходит этапы от формулирования идеи до ее реализации в визуальную и функционально структурированную конструкцию, которая должна соответствовать существующим социокультурном нормам адресата, создать условия для решения его насущных проблем и продемонстрировать вновь вводимые правила игры презентанта.

Прежде всего иконическая стратегия интерфейса должна строиться на общности социокультурного контекста аудитории - групповой, этнической, в отдельных случаях конфессиональной138. И при первоначальном восприятии должен узнаваться адресатом как нечто знакомое и понятное, чтобы сразу в визуальной среде адресат смог опознать ключевые элементы, отвечающие за его способ взаимодействия с презентантом. Выполнить эти условия позволяет реконструкция картины мира предполагаемой аудитории, восстановление ее стереотипов, интересов и предпочтений, стремлений и целей, идеологических установок и т.п.

Во-вторых, форма интерфейса должна отвечать запросам ситуации и потребностям аудитории, чтобы действие создавало возможности для разрешения проблемы "здесь и сейчас" в on-line режиме. Отрицательным примером является интерфейс, предложенный инвесторам в электронной презентации "Саратов-2001": две перекрещенные фотографии с вольно подобранными видами города, поверх которых расположены орденские ленточки, указывающие названия разделов - "Обращение мэра", "Информация о городе (символика, промышленность, районы города, архитектура, культура, история, сервис, СМИ)", "Городская администрация (бюджет и законы об инвестиционной деятельности)" и последний, дублирующий частично по смыслу второй - "Выставка предприятий". Сложная задача совмещения имиджевой презентации г.Саратова с презентацией города для инвесторов не может обойтись простым перечислением и статистическим описанием объектов культуры и памятников архитектуры, промышленных и сервисных предприятий, тем более сведения имеют двухгодичную давность. Сложно представить, что по этому интерфейсному решению инвестор сможет восстановить образ жизни в Саратове, найти место для финансовых вложений и понять какие механизмы взаимодействия с конкретной городской администрацией существуют в г. Саратове.

Похожие диссертации на Презентация как коммуникационный феномен культуры (Визуальный аспект)