Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие и становление кинематографа в Казани и Казанской Губернии (1897-1917 гг.) Алексеева Елена Петровна

Развитие и становление кинематографа в Казани и Казанской Губернии (1897-1917 гг.)
<
Развитие и становление кинематографа в Казани и Казанской Губернии (1897-1917 гг.) Развитие и становление кинематографа в Казани и Казанской Губернии (1897-1917 гг.) Развитие и становление кинематографа в Казани и Казанской Губернии (1897-1917 гг.) Развитие и становление кинематографа в Казани и Казанской Губернии (1897-1917 гг.) Развитие и становление кинематографа в Казани и Казанской Губернии (1897-1917 гг.) Развитие и становление кинематографа в Казани и Казанской Губернии (1897-1917 гг.) Развитие и становление кинематографа в Казани и Казанской Губернии (1897-1917 гг.) Развитие и становление кинематографа в Казани и Казанской Губернии (1897-1917 гг.) Развитие и становление кинематографа в Казани и Казанской Губернии (1897-1917 гг.)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Алексеева Елена Петровна. Развитие и становление кинематографа в Казани и Казанской Губернии (1897-1917 гг.) : Дис. ... канд. ист. наук : 24.00.01 : Казань, 2004 219 c. РГБ ОД, 61:05-7/91

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ КИНЕМАТОГРАФА В КАЗАНИ.

1.1. Предпосылки зарождения кинематографа в Казани .

1.1.1.Ранний период развития кинематографа в Казани

1.1.2. Предпосылки возникновения кинотеатров в Казани.

1.2. Возникновение кинотеатров.

1.2.1. Первые кинотеатры и их топонимика.

1.2.2. Официальная процедура открытия кинотеатров.

1.2.3. Пожарная безопасность и надзор за кинотеатрами.

1.2.4. «Нормальные правила по устройству и содержанию театров-кинематографов» П. А. Столыпина

Глава 2. КИНОПРОКАТ КИНЕМАТОГРАФА.

2.1. Становление кинопроката в Казани . 62

2.1.1. Просветительский кинематограф в Казани. 88

2.1.2. Самостоятельные киносъемки в Казани. 95

2.1.3. Цензура, как инструмент контроля репертуара кинотеатров. 106

2.1.4. Расширение сферы кинопроката от Казани в губернию 114

2.2. Эволюция кинематографического социума.

2.2.1. Владельцы кинотеатров. 116

2.2.2. Интерьеры казанских кинотеатров. 124

2.2.3. Кинотеатр и его музыкальное пространство. 128 2.2.4.Социотопика кинозала. 134 2.2.5.Образ кинематографической публики 140

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 146

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 152

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 163

Введение к работе

Актуальность исследования. Кинематограф с самого начала стал символом технического прогресса человечества, совершенно новым, невиданным доселе явлением, а потому завоевал раз и навсегда огромную популярность у всего населения. Кинематограф на глазах двух-трех поколений из технической новинки и ярмарочного развлечения превратился в часть повседневной жизни миллиардов людей, в новое искусство, масштабное зрелище, явление культуры, которое непрерывно развивается. Возникновение кинематографа явилось закономерным этапом в истории художественной культуры человечества. Обладая свойствами «зримой литературы», «движущейся живописи», «цветомузыки», кинематограф отвечал потребности в синтетической форме творчества, расширяющей потенциал образной выразительности. Кино — это не только искусство, но и средство информации, документатор, фиксатор событий, своеобразный архив. А также средство массовой коммуникации, являющееся важнейшим фактором социальной жизни. Эти функции кинематографа, проявившиеся с самого раннего периода, стали особенно очевидны в процессе развития, распространения и технического обогащения кино.

Изучение проблемы кинематографа в Казани и Казанской губернии в годы его возникновения и первоначального становления представляется важным и необходимым, так как имеет решающее значение для понимания социальной сущности кинематографа, его традиций, истоков динамичного развития массовой культуры.

Степень разработанности проблемы. Всю литературу, прямо или косвенно относящуюся к теме данного исследования можно разделить на несколько групп. К первой группе относятся работы, в которых изучаются вопросы, связанные с историей кино России в целом.

Первые попытки исследовать кино как особую область искусства с его закономерностями были предприняты в конце первого десятилетия XX столетия. Такой опыт суммирования профессиональных навыков самого раннего кино сделан в сборнике «Вся кинематография»1. В это же время выходит книга «Кинематограф и его просветительная роль», составленная по немецким источникам Е.Самуйленко. Здесь приводятся цифровые данные о количестве кинотеатров и киноцензуре в крупных городах Европы и Америки, что дает право сделать сравнительный анализ состояния кинематографического дела в Казани на фоне мировых столиц. Научный анализ русского дореволюционного кино в 20-е годы сделан в книге В.С.Лихачёва «История кино в России. Материалы к истории русского кино (1896-1913 г.)»-.- Здесь русское дореволюционное кино рассматривается во взаимодействии с зарубежным, дана доскональная характеристика кинорепертуара, раскрыта деятельность кинопредприятий и кинопредпринимателей; проанализирована политика царского правительства в. отношении кино: В 1937 году вышла книга В.Росоловской «Русская кинематография в 1917 году. Материалы к истории»,4 подробно рассказывающая о системе «рационального проката», о состоянии кинематографа на 1917 год. К сожалению, некоторые оценки произведений дореволюционной кинематографии откровенно тенденциозны. Та же тенденциозность В.Росоловской к дореволюционным кинофильмам сквозит и в предисловии: к книге А.Ханжонкова «Первые годы русской кинематографии»5, где она была редактором и составителем. В фильмографическом справочнике В.Вишневского6 описаны практически все дореволюционные игровые фильмы.

Историко-теоретическая концепция отечественного кино дооктябрьского периода в советское время принадлежит Н.А.Лебедеву7. А также С.С.Гинзбургу, с его капитальным трудом «Кинематография дореволюционной России» . В этой книге дна самая подробная информация о кинематографе начала века и не только в Москве, но и по всей России. Развернутую панораму развития русского кинематографа до 1917 года можно увидеть в книге Р.Соболева «Люди и фильмы русского дореволюционного кино»9. Атмосферу начала века воссоздает Н.М.Зоркая в книге «На рубеже столетий. У истоков массового искусства в России 1900-1910 годов»10, где включает кинематограф в систему создавшейся в те годы в России «массовой культуры». По истории российского кино имеются библиографические справочники-каталоги «Книги о кино. 1917-1960»,,г и «Книги о кино», выпущенные ВНИИ киноискусства.

История мирового кинематографа представлена в «Истории зарубежного кино» С.В.Комарова , и в нескольких изданиях исследований Жоржа Садуля, французского историка кино.14 Также «История киноискусства» представлена польским искусствоведом Ежи Теплицем15.

В разные годы выходили сборники, специализирующиеся на историческом материале киноискусства. Регулярно издаются журналы «Искусство кино», и «Киноведческие записки» , где публикуются материалы по истории кино и 1 ft библиографичесикие материалы.

Для второй половины 80-х годов характерна смена исторических ориентиров, были сняты многие ограничения в использовании источников, что позволило ученым принципиально изменить процесс осмысления многих проблем, в том числе и проблемы истории развития кинематографа в дооктябрьский период. Заслуживает внимания книга А.А.Чернышева «Русская дооктябрьская киножурналистика»,19 где впервые прослежено зарождение киномысли, у истоков которой стояли такие выдающиеся деятели культуры, как М.Горький, Л.Н.Толстой, В;В.Стасов и другие. Солидный труд Ю.Цивьяна «Историческая рецепция кино: Кинематограф в России 1896-1930» рассматривает историю восприятия кинематографа. Это попытка автора выяснить некоторые аспекты взаимоотношений между фильмом и его восприятием. Ю.Цивьян исходит из того, что эти взаимоотношения исторически обусловлены, и, значит, подвержены эволюционным изменениям - это исходный постулат книги. Книга В.П.Михайлова «Рассказы о 9 I кинематографе старой Москвы» содержит подробную информацию о кинотеатрах, их репертуаре и других деталях, что дает возможность сделать сравнительный анализ подобной информации о кинематографической Казани. Вышла в свет написанная серьезным авторским коллективом популярная энциклопедия «Первый век кино», где собраны свидетельские показания -словесные и визуальные - о том, каким кино было. Это издание, представляющее кино как достояние истории (в первую очередь в справочно-информационных материалах) и как живое, непрерывно развивающееся явление культуры. Следует также отметить и «Энциклопедию кино Кирилла и Мефодия» - самую полную мультимедиа-энциклопедию, посвященную кинематографу.

Вторая группа литературы относится к истории Татарстана и его культуры. Эта группа литературы дала возможность увидеть общую картину развития1 кинематографа в контексте истории развития Татарстана24. По истории Татарстана было издано достаточно монографий, где имелись разделы культуры, но, к сожалению, нет разделов, специально посвященных истории кинематографа . В некоторых изданиях содержатся определенные данные о киноустановках. В коллективной двухтомной монографии «История Казани» есть некоторые сведения о демонстрации фильмов и открытии; кинотеатров. В исследовании Р.У.Амирханова «Татарская дореволюционная пресса» содержится упоминание о кинотеатре «Свет».

Монографией, посвященной кинематографу Республики Татарстан, является книга И.Н.Алексеева «Рубежи кинодокументалистов Татарии» , вышедшая в свет в 1974 году. Автор во введении отмечает, что в задачу книги «входит в хроникальной последовательности показать организацию кинопроизводства в Татарской АССР с первых послереволюционных лет до 70-х годов» . К сожалению, автор не рассматривает в своей работе дореволюционный период.

Некоторые сведения о кинематографе в дореволюционной Казани можно найти в публикациях местных периодических изданий31. Из анализа литературы видно, что специальное, углубленное изучение истории развития и становления кинематографа в Казани в дооктябрьский период авторы своей целью не ставили. Отсюда можно сделать вывод, что история кинематографа в Казани является малоизученной областью.

Объектом исследования является: кинематограф в России в дооктябрьский период, предметом - история развития и становления кинематографа в Казани и Казанской губернии.

Цель и задачи исследования - проанализировать исторические тенденции возникновения, развития и становления кинематографа в Казани и Казанской губернии в дооктябрьский период в его социальной, экономической и политической обусловленности, в контексте всей культуры. В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи исследования: рассмотреть предпосылки возникновения кинематографа в Казани; проанализировать ранний период развития кинематографа; выявить первые кинотеатры и их топонимику; раскрыть факты и закономерности, характеризующие кино, как систему эстетически-информативной деятельности; выявить связи с кинопрокатными организациями, обозначить и проанализировать факты, характерные только для Казани; показать потребность в осознании возможностей; и реальных функций кинематографа как феномена цивилизации и культуры.

Методологической основой изучения темы послужил диалектический и конкретно-исторический метод познания действительности, что позволило на основе конкретных документов, выявленных в архивах, показать историю кинематографа в Казани в динамике и поступательном движении от первых киносеансов до организации самостоятельных киносъемок. Сравнительно-сопоставительный анализ при изучении явлений, фактов и документов позволил показать своеобразие истории развития кинематографа в Казани и её место на карте дооктябрьской российской кинематографии. В основу изложения материала положен проблемно-хронологический принцип.

Характеристика условий истории возникновения, развития и становления кинематографа предопределила аспект исследования и содержание двух глав. Хронологическими рамками исследования определены 1897- 1917 годы. 1897 год выбран тем, что в этом году в Казани произошел первый киносеанс, который положил начало развитию кинематографа в Казани и Казанской губернии. 1917 год- смена политического строя;

Территориальными рамками исследования являются пределы дореволюционной Казани и Казанской губернии.

Источниковедческая база исследования. В работе были использованы многочисленные, различные по жанру, степени объктивности и достоверности опубликованные и неопубликованные материалы, условно подразделяемые на три большие группы.

К первой группе основных источников исследуемого материала относятся документы Национального Архива Республики Татарстан (НА РТ).

Исследуемый период представлен несколькими фондами: Фонд № 1 Канцелярия Казанского Губернатора, Фонд № 2 - Строительный Отдел Казанского Губернского Правления, Фонд № 98 - Казанская Городская Управа, Фонд № 299 -Казанская Купеческая Управа, Фонд № 636 - Казанский кинотеатр «Электра» О.Э.Петцольда, Фонд Р-144 - О деятельности «Таткино».

Большой интерес для нас представляют документы, относящиеся к Фонду № 1, из которого исследуемый период характеризуют 4 дела. В одном из дел 1907 года были найдены «Сведения обо всех существующих в г. Казани увеселениях» , в том числе и кинематографе. Тогда еще его называли! «туманными картинами». Эти; данные за подписью казанского губернатора М:В.Стрижевского были представлены в Собственную Его Императорского Величества Канцелярию по учреждениям Императрицы Марии. В другом деле представлена переписка губернатора с казанским полицмейстером о просмотре уездными начальниками полиции всех картин, НАРТ.Ф. 1, о. 4, д. 2979, л. !. демонстрировавшихся в кинематографах. Из этих документов мы получаем ценнейшую информацию о количестве кинотеатров, их местонахождении, репертуаре, как в Казани, так и в уездных городах Казанской губернии. Очень ценными явились «Бумаги о воспрещении в кинематографах демонстрирования снимков, рисующих картины голода в неурожайных местностях». Чистопольский полицмейстер давал на протяжении нескольких месяцев отчеты, присылая афиши кинотеатра (которые великолепно сохранились). Таким образом, благодаря сверхусердию полицейского, мы имеем ценнейшую информацию о частном чистопольском кинотеатре, его репертуаре, частоте его сменяемости и т.д. Все:другие уездные исправники посылали скупые отчетные рапорты, но и эта информация для нас бесценна.

Из Фонда № 2 к исследуемой теме относятся 28 дел. В основном это дела - ходатайства разных лиц о выдаче разрешений на открытие кинематографов» (так тогда называли частные кинотеатры) с 1905 по 1914 годы. В этих делах также содержатся уникальные сведения о местонахождении этих заведений; их владельцах, других интересных деталях. Здесь же мы находим информацию о кинотеатрах в Чистополе, Козмодемьянске, Тетюшах, Чебоксарах - городах, входивших тогда в Казанскую губернию. Так, в деле №• 1589 «Об освидетельствовании в десятидневный срок существующих театров, кино вг. Казани для установки их безопасности в пожарном отношении» — на 286 страницах — все подробнейшие сведения о казанских частных театрах кино, их планы-чертежи, об индивидуальных деталях их интерьеров и другие сведения. В этом же деле находим «Нормальные Правила по устройству и содержанию театров-кинематографов», подписанные министром внутренних дел России П.А.Столыпиным.

Два дела из Фонда № 98 - это документы о кинематографах и выдаче разрешений на их открытие за 1910 год. Также использовано дело, раскрывающее некоторые сведения о владельцах кинематографов,33 о Казанской Международной выставке . Некоторые дела позволяют собрать данные о владельцах кинотеатров и составить их портреты35.

Фонд № 636 представлен книгой о количестве проданных билетов в кинотеатре «Электра» О.Э.Петцольда за 1915 -1917 годы.

Фонд № Р-144 относится к советскому периоду развития кинематографа в Казани, но эти дела содержат и некоторые факты и сведения о частных пайщиках «Таткино», которые работали в дореволюционный период, и представляют ценность для данного исследования.

Надо отметить, что практически все документы НА РТ, относящиеся к исследуемому периоду, впервые вводятся в оборот. Многие архивные дела до сих пор оставались невостребованными.

Одним из основных источников наших знаний о дореволюционном кинематографе являются материалы, опубликованные в периодической: печати того времени, где происходящие в стране ив городе события находили свое наиболее полное, всестороннее и наглядное отражение. Именно периодика дает почувствовать, понять и оценить современному читателю «дух времени».

Ко второй основной группе источников информации данного исследования относится периодическая печать, выходившая в Казани. Работа базируется на русскоязычной прессе. Из сохранившегося36 журнала «Жизнь»37 можно узнать некоторые сведения о репертуаре кинотеатров. В журнале «Шура»38 найдена статья на татарском языке «Кинематограф» (Приложение 1), свидетельствующая об интересе к кинематографу со стороны мусульманских просветителей с самого раннего развития нового искусства. Первые сведения о синематографе Люмьера в Казани и реакции на него казанцев, мы находим в газете «Волжский вестник»39. Также сведения о первых сеансах опубликованы в газете «Казанский телеграф»40. Газета стала ценным источником информации о работе кинотеатров и их репертуаре. В газете существовала постоянная колонка «Казанская хроника», где в рубрике «В кинематографе», можно было узнать о содержании картин и реакцию на них казанской публики и другие сведения. Другим источником для данной работы является газета «Камско-Волжская речь»41, дававшая информацию, как по городу Казани, так и по стране в целом. Именно эта газета оставила уникальные сведения о первых авиаполетах казанца А.А.Васильева в 1909 году; о первом казанском автомобильном пробеге по Оренбургскому тракту в 1914 году; и о том, что эти события, в числе многих других, снимались на кинопленку, а затем показывались на экране казанского кинотеатра «Аполло» (сегодняшний кинотеатр «Татарстан»).

«Казанская газета»42 «ставила себе задачей вывести деревню из полосы просветительского отчуждения», между тем здесь публиковались важные факты о кинематографе.43 В частности, интереснейшую статью под названием «Кинематограф и деревня» (Приложение 1), где подробно рассказывается «об изобретении Эдисона, о его кинематографе», предшествовавшем синематографу братьев Люмьер, фильмы которого демонстрировались в прогимназии нашего города.

Просмотрены все цензорские экземпляры газет , хранящиеся в Отделе редких книг и;рукописей Научной библиотеки им. Лобачевского КГУ (ОРРК НБЛ).

Третья группа источников фактов была найдена в Фондах Государственного объединенного музея республики Татарстан (ГОМ РТ). Здесь имеется перечень всех кинотеатров дореволюционной Казани. Используя архивные материалы, информацию из периодической печати, этот список можно уточнить, изменить некоторые неточные данные.

Иконографический материал исследуемой темы частично представлен фотографиями, различными афишами, негативами из Фондов ГОМ РТ. Материалы, касающиеся исследуемого периода можно найти в нескольких папках, посвященных культуре, начиная, со второй половины XIX века и кончая 1941 годом. В Фондах ГОМ РТ хранится богатая подборка негативов, с: видами дореволюционной Казани, а также зданий и событий, которые связаны с историей развития кинематографа в Казани.

В Фондах ГОМ РТ сохранился дореволюционный игровой кинофильм «Во власти гипноза», который переведен на несгораемую пленку и может демонстрироваться на современном демонстрационном кинооборудовании.

Для исследуемой темы представляет большой1 интерес «Очерк-путеводитель по Центральному государственному архиву кино-фото-фонодокументов СССР»45. По данным этого путеводителя в Центральном государственном архиве собрана уникальная коллекция фотографий и хроникальных лент, снятых в разное время.

В целом анализ показывает, что использование всех этих источников позволило глубже прояснить проблемы возникновения, развития и становления кинематографа в Казани. В связи с введением в исторический оборот значительного количества новых материалов, диссертанту пришлось провести работу по выявлению репрезентативности, достоверности и объективности указанного круга источников путем сравнительно-сопоставительного анализа.

Научная новизна исследования состоит в том, что данная диссертация на основе анализа разнообразных источников, впервые вводимых в научный оборот, обобщает материал по; вопросам возникновения, развития и становления кинематографа в Казани в дооктябрьский период, рассматривает его роль и влияние на общественную, культурную и просветительскую жизнь. Выявляется целый ряд особенностей, характерных только для Казани. Выявляется роль кинематографа в истории образования и культуры, который стал одним. из эффективных средств межкультурного понимания и диалога. Портретируется облик владельцев кинотеатров и кинозрителей. Практическая значимость исследования: материалы данной диссертации могут быть использованы при подготовке обобщающих трудов по истории Татарстана, по истории культуры республики, по истории кинематографа России, деятельности средств массовой информации. Результаты исследования могут быть включены в учебный процесс при изучении истории Татарстана, а также использованы преподавателями и студентами учебных заведений культуры и искусства, факультетов журналистики и других, при изучении истории культуры и проблем деятельности средств массовой информации. Апробация работы. Основные положения диссертации отражены:

- в выступлениях на научно-практических конференциях: Всероссийской научной конференции «Современные российские реформы: проблемы национального возрождения и развития» (Казань, 1999); в научно- практической конференции «Казанский посад в прошлом и настоящем» (Казань, 2002); и Всероссийской научной конференции «Перспективы развития современного общества: искусство и эстетика» (Казань, 2003);

- в телепередаче «Про кино и не только» телекомпании «Татарстан. Новый век», посвященной истории кинематографа в дореволюционной Казани;

- соискатель принимал участие в плановых исследованиях по теме «История кино и телевидения Татарстана», проводимых в НИИ экспериментальной эстетики «Прометей» АН РТ, а также в работах, выполненных по гранту Фонда НИОКР «Формирование видеодокументации о деятелях кино Республики Татарстан».

Структура диссертации. В соответствии с целью и задачами исследования диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, списка сокращений и приложений.

Предпосылки зарождения кинематографа в Казани

Искусство кино появилось, когда человечество достигло высокого уровня научной и технической зрелости, научилось управлять стихийными силами природы, создавать сложные и точные приборы. Как техническое изобретение кинематограф стоял в одном ряду с великими открытиями XIX и XX веков — электричеством, телеграфом, телефоном, радио, позволившими осуществлять- связи" между самыми" отдаленными точками земного шара, расширившими власть человека над пространством и временем.

Датой рождения кинематографа считается 28 декабря 1895 года, когда в Париже в помещении «Гран кафе», на углу бульвара Капуцинов и улицы Обер, состоялись первые коммерческие сеансы нового зрелища.

Братья Люмьер не зря приурочили открытие своего «Синематографа» к рождественской неделе — толпы взрослых и детей представляли собой потенциальных зрителей нового зрелища. Началу же открытых представлений предшествовала «генеральная репетиция», на которую были приглашены журналисты, владельцы театров и мюзик-холлов. Никто из них не знал, что обозначает словосочетание «Синематограф Люмьера». Правда, судьба позаботилась о том, чтобы фамилия изобретателей (Lumiere значит "Свет») соответствовала природе их изобретения - световой проекции движущихся фотографических изображений.

Первые сеансы демонстрировали «Прибытие поезда», «Стену» с облаком пыли, «Завтрак ребенка» на фоне деревьев, раскачиваемых ветром, «Выход фабрики Люмьера» и, наконец, «Политого поливальщика». Сегодня нам трудно представить тот шок, который испытывали первые кинозрители глядя на экран, на котором возникали движущиеся картины, лишенные цвета и звука.

Новое изобретение (ему предшествовал долгий и сложный путь от камеры-обскуры и волшебного фонаря до изобретения кинематографа) привлекало любопытство зрителей по всему миру своей технической новизной. Братьев Люмьер нельзя назвать единственными изобретателями кинематографа: их заслуга в том, что они довели до практического осуществления эксперименты многих своих предшественников.47

Кинематограф братьев Люмьер был технической игрушкой, и сами создатели не предполагали, что его можно будет широко использовать в коммерческих целях, и уж тем более не могли предвидеть, что их детище станет началом целой отрасли промышленности. Совершенно очевидно, что для братьев Люмьер в их работе не было ничего удивительного и открытие нового искусства произошло бессознательно. Они неподвижно установили кинокамеру на перроне, и сама жизнь решила, как увидит зритель прибытие поезда. Люмьеры видели смысл существования кинематографа в техническом; усовершенствовании и обогащении фотографии. Кино — это всего лишь живая фотография. И как на фотографической пластинке, так и на кинопленке возникали картинки из жизни.

Первый сеанс принес 33 франка дохода. В последующие дни перед кафе выстраивались длинные очереди любопытных. Через три недели после первых демонстраций фильмов ежедневная выручка составляла 2000-2500 франков. Кино вошло в моду — состоятельная публика восторгалась изобретением братьев Люмьер. Теперь каждый хотел увидеть воочию чудеса «живой фотографии». В Париже, Лондоне, Нью-Йорке, других крупных городах демонстрировали «Прибытие поезда», «Завтрак ребенка», «Политый поливальщик» и другие.

В России 4 мая 1896 года «Синематограф братьев Люмьер» был показан в Петербургском опереточном театре «Аквариум» после второго акта оперетты В.Роже «Альфред-паша в Париже». «Показанный перед третьим актом синематограф - люмиэр (живая фотография) имел громадный успех».49 Среди первых зрителей в петербургском «Аквариуме» был 72-летний В;В.Стасов, который оставил восторженнейший отзыв о своих впечатлениях.50 В Москве в летнем театре «Эрмитаж» после спектакля синематограф увидели 26 мая 1896 года.

Что представляет собой Казань к концу XIX века? По данным общей переписи населения в 1897 году в Казани насчитывается 161. 565 человек, причем детей школьного возраста — 7.580.51 К этому времени давно идет достаточно бурное развитие предпринимательства в промышленности и в сфере торговли, рост городского населения и как следствие - коренное изменение социального состава населения. В результате происходивших в стране экономических и политических реформ, нестабильность общей социальной ситуации, когда дворянство активно вырождалось, а буржуазия еще не чувствовала себя достаточно уверенно, не способствовали стабильности, устойчивости культурной ситуации.

Становление кинопроката в Казани

С самого начала новое изобретение привлекало зрителей своей технической новизной, было просто зрелищным аттракционом. Уже с первого киносеанса братьев Люмьер, где демонстрировали «Прибытие поезда», который всех напугал, «Завтрак ребенка», на фоне деревьев, раскачиваемых ветром, и, наконец, знаменитого «Политого поливальщика», уже эти первые, во многом экспериментальные картины, можно условно разделить на два разных жанра: первые картины сняты в. документальном жанре, последняя - в игровом, как бы мы сказали сегодня.

Уже скоро определились первые сюжеты и жанры раннего кинематографа: это были видовые ленты, либо сценки бытового, волшебно-феерического или комического характера. Историки кино назовут эту пору жизни кино «аттракционным», «ярмарочным» периодом.

В Казани это были картины: «Коронационные торжества», «Красное крыльцо. Торжественное шествие Их Императорских Величеств на коронацию», которые можно отнести к событийной хронике; «Прибытие поезда», «Купание негров», «Горящие растения», «Разрушение стен», «Кавалерия», «Малороссийский трепак», относящиеся также к документальному жанру и так далее.194

Позже, когда публика привыкла к «живой фотографии», к эффекту движения на экране, создатели картин стали поражать ее воображение аттракционностью снятого материала. Почтеннейшей публике предлагались цирковые номера: фокусники, борцы, акробаты; эстрадные танцы и пантомима, далёкие неведомые страны и сенсационные события. В то время сенсационными были съемки Императора Николая II и его семьи; различные природные катаклизмы — землетрясения, наводнения, пожары и так дальше.

После восемнадцати месяцев успеха, синематограф стал повторять самого себя, зрителям стало скучно.

«Метод демонстрации в течение одной минуты «одушевленных» фотографий, создание которых сводилось к искусству выбора сюжета и композиции кадра привело кинематограф в тупик»195, - констатировал французский историк кино Жорж Садуль. Кинематограф должен был, по его мнению, научиться рассказывать истории. Для этого надо было взять всё лучшее у театра.

Жорж Мельес196 открыл для кинематографа новые возможности, связанные с созданием сюжетных постановочных лент фантастического и феерического характера.

Люмьеры положили начало реалистического направления в кинематографе, используя свое изобретение лишь для документальной съемки сцен из жизни, то Мельес ввел в кино вымысел, фантазию и воображение. Поиски новых путей развития нового искусства происходили в Европе и Америке.

На протяжении многих лет, французская кинофирма братьев Пате лидировала во всем мире. «Почти в каждой стране света имеет она своего фотографа с полным набором принадлежностей, который, по телеграмме из Парижа, каждую минуту готов ехать, куда потребуется»

Позднее во Франции, с 1908 года, делались попытки превратить кино в «высокое: искусство». Кинематографическое общество под программным названием «Фильм д Ар» провозгласили своей задачей выпуск картин, которые по техническому качеству и художественным достоинствам могли бы удовлетворить подлинных «ценителей прекрасного».

К постановкам (это были так называемые экранизации романов или исторические сюжеты) были привлечены известные писатели и знаменитые актеры из «Комеди Франсез», музыку к фильмам писали серьезные композиторы. Таким образом, в борьбе за кино как за искусство, произошел поворот в сторону буржуазной респектабельности, привлекая таким образом, и эту публику.

Деятельность «Фильм д Ар» повысила престиж кинематографа ив глазах образованной публики и настроила, как камертон, дальнейшее развитие жанрового разнообразия кинематографа. Позднее, примерно по такому же сценарию, развивалась кинематография и в России.

А с самого начала появления кинематографа в России, пока не было собственного кинопроизводства; демонстрировали картины, в основном из

Франции, лидера кинопроката.

О жанрах самых первых кинокартин можно сделать выводы по таким свидетельствам: «Сцены из детской жизни. Масса комических картин». Хроникёр газеты оставил сведения конкретнее: «Программа составлена из четырех отделений; при чем показывалось до 70-ти картин из русской и заграничной жизни, из военного быта, картины, рисующие франко-русские торжества и другие».199 То есть из небольшого выбора формировались и объединялись картины по сюжетам для показа в четырех отделениях. По жанру это были, в основном, кино-хроникальные картины.

Цензура, как инструмент контроля репертуара кинотеатров

Владельцами кинотеатров становились люди различных сословий. Но эти люди должны были обладать некоторыми непременными качествами. Во-первых, обладать достаточными средствами, позволяющими: им арендовать помещение под кинотеатр (или устроить театр в собственном доме), покупку и установку киноаппаратуры, содержание персонала и так дальше Во-вторых, обладать отменными качествами предпринимателя, которые позволяли бы ему ориентироваться в конъюнктуре нового, но уже начавшегося формироваться, кинорынка; и также обладать достаточной мобильностью, чтобы приобретать раньше своих конкурентов новинки кинорынка. Но, как показывают факты, не все предприниматели догадывались обо всех трудностях их ожидающих.

Итак,, чтобы получить разрешение на открытие театра-кинематографа, нужно было подать заявление на имя казанского губернатора; Собственно, из этих заявлений мы и получаем некоторые сведения о владельцах,театров. Больше всего информации из подобных заявлений содержится о владельце одного из первых кинотеатров Казани - «XX век» - вдове Надворного Советника М.А.Котеловой. Урожденная Юшкова, она происходит из потомственных дворян, живет в Казани с детства, обучалась в Родионовском институте. Ей более сорока лет, она благонадежна и в чем-то предосудительном і не замечалась. Такую характеристику ей дал; помощник пристава 1-й части Казани. сожалением надо констатировать, что таких подробных характеристик на владельцев кинотеатров больше нет. Возможно потому, что это было одно из первых прошений, и поэтому так тщательно была описана персона Котеловой. Затем таких заявлений стало много, и полицмейстер в своем рапорте указывал лишь, что проситель « под судом не состоял и не состоит, ни в чем предосудительном не участвовал, препятствий к разрешению открытия кинематографа со стороны Казанской городской полиции не встречается».371

В своих заявлениях многие просители указывали, свой социальный статус, как мещанин, без каких-либо подробностей: уфимский мещанин Ш.Г.Ишмухаметов (театр «Свет»), вятский мещанин Г.А.Розенберг (театры «Пассаж» и «Олимп»), жена врача О.Н.Веселицкая ( «Общедоступный»), Коллежский Советник М.Н.Аристов («Феникс»), казанский мещанин В.Г.Распопов ( в здании на Черном Озере), домовладелец; С.В.Соломин («Урания), провизор Ю.Ф.Гренинг («Аполло») и так далее.

Владельцы ресторанов, гостиниц и трактирных заведений; в которых устанавливалась кинематографическая аппаратура, были, как правило; казанскими купцами. Но среди данных владельцев встречались такие, которые себя именовали просто - крестьянин: содержатели трактиров О.Г.Герасимов, Е.М.Тихонов и другие.

Так, в своем трактирном заведении на Георгиевской улице в доме Перекоповой в 1908 году устроил кинематограф «казанский мещанин И.Н.Садовников». Их было два брата, Садовниковых, которые занимались коммерческой деятельностью в разных направлениях. Сергей Садовников, позднее, в 1914 году становится владельцем театра, которому дал название «Народный театр» (угол Собачьего переулка, дом Зуевой).374

Он был призван в на действительную военную службу, и всеми его делами занималась по доверенности его жена, Александра Наумовна Садовникова . С военной службы он, по-видимому, пришел невредимым, так как его театр благополучно работал продолжительное время. В советский период двадцатых годов - это был кинотеатр «Народный», в 1932-1933 годах -«Детский кинотеатр», с 1940 года- «Рот фронт», а с 1944 кинотеатр носил название «Вузовец».

Владельцем театра «Урания» был С.В.Соломин, домовладелец. Свой- дом- на: Большой Проломной,, где, впоследствии, был кинотеатр «Урания», С.В.Соломин в 1897 году сдавал под магазин Е.Н.Остермана, где был огромный выбор швейных машин. В следующем году здесь продавали пишущие машинки бр.Ремингтон. В 1900 году здесь был «громадный выбор телефонов «Эриксона». Домашних переносных и новых, стенных с громкими микрофонами». В 1905 году здесь находился магазин мод Е.И.Победоносцевой.

То есть, как видно из данного перечня, С.В.Соломин сдавал в аренду под магазины часть своего дома. В 1908 году он устроил здесь кинотеатр «Урания», который успешно проработал несколько лет. Затем, в 1913 году он отдает в аренду свой?дом В.В.Образцову,.антрепренеру городского театра, который значительно расширяет эту часть дома вместе со знаменным казанским архитектором-инженером Ф.Ф.Амлонгом. Таким образом, в Казани появился «Театр-Миниатюр». С началом Первой мировой войны театр прекратил свое существование

Похожие диссертации на Развитие и становление кинематографа в Казани и Казанской Губернии (1897-1917 гг.)