Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Репрезентация экзистенциализма в художественной культуре Франции и Германии 1900-1970 гг. Трещев Виктор Вячеславович

Репрезентация экзистенциализма в художественной культуре Франции и Германии 1900-1970 гг.
<
Репрезентация экзистенциализма в художественной культуре Франции и Германии 1900-1970 гг. Репрезентация экзистенциализма в художественной культуре Франции и Германии 1900-1970 гг. Репрезентация экзистенциализма в художественной культуре Франции и Германии 1900-1970 гг. Репрезентация экзистенциализма в художественной культуре Франции и Германии 1900-1970 гг. Репрезентация экзистенциализма в художественной культуре Франции и Германии 1900-1970 гг. Репрезентация экзистенциализма в художественной культуре Франции и Германии 1900-1970 гг. Репрезентация экзистенциализма в художественной культуре Франции и Германии 1900-1970 гг. Репрезентация экзистенциализма в художественной культуре Франции и Германии 1900-1970 гг. Репрезентация экзистенциализма в художественной культуре Франции и Германии 1900-1970 гг. Репрезентация экзистенциализма в художественной культуре Франции и Германии 1900-1970 гг. Репрезентация экзистенциализма в художественной культуре Франции и Германии 1900-1970 гг. Репрезентация экзистенциализма в художественной культуре Франции и Германии 1900-1970 гг.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Трещев Виктор Вячеславович. Репрезентация экзистенциализма в художественной культуре Франции и Германии 1900-1970 гг. : дис. ... канд. культурологических наук : 24.00.01 СПб., 2006 211 с. РГБ ОД, 61:07-24/22

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Историографические и теоретические предпосылки исследования проблемы.

1.1. История изучения художественной культуры экзистенциализма 9

1.2. Теоретико-методологические основания изучения экзистенциализма и типов его репрезентации 25

Глава II. Смысловые спектры экзистенциализма и его художественной репрезентации 45

2.1. Философский смысл спектров экзистенциализма 45

2.2. Психологический спектр 60

2.3. Онтологический спектр 72

2.4. Стоический спектр 81

2.5. Темпоральный спектр 94

2.6. Аксиологический спектр 102

2.7. Ирония и технический пласт как направления репрезентации экзистенциализма 116

Глава III. Динамика и итоги экзистенциализма 135

3.1. Генезис культурной формы «экзистенциализм» 135

3.2. Экзистенциализм: значение для культуры 175

Заключение 185

Библиография 190

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Многие феномены культуры
наших дней представляют собой опыт, извлеченный современниками из
интеллектуального наследия культуры начала прошлого столетия. Особенно
это характерно для сферы познания. Мир как множество субъективных
миров, каждый из которых претендует на универсум, разрушение всего
общезначимого и объективного, постмодернистские научные войны,
феномен постнеклассической рациональности, «оправдание»

гносеологического потенциала таких вненаучных форм познания, как миф и искусство являются прямым продолжением критики, которой подверглась научная рациональность европейской мысли в первой половине XX столетия.

Экзистенциализм брал на себя ответственность за содержание этого наследия, вполотную подойдя к решению тайны взаимоотношений человека и культуры через антропологические приоритеты, через отношение к человеку как творцу самого себя, своей ситуации, и всей культуры в мире, где творца иной природы (Бога) больше не существует. Предпринимаемые современной культурфилософией попытки «сборки субъекта» (А. А. Грякалов) должны включить в свое основание переосмысленное значение уроков экзистенциализма.

Система ценностей, предложенная экзистенциализмом, направлена против усредненное масс и аполитичности творческой прослойки, против слепого доверия авторитету и нежелания брать на себя ответственность, против разобщенности и озлобленности людского общества. Все это можно увидеть в современной России, нацеленной на демократический путь развития, где большое распространение получили именно «побочные» эффекты свободного рыночного общества. Однако социологические исследования показывают, что российский социум консолидируется на основе «повседневного гуманизма» (Н. И. Лапин), и такие ценности, как забота о ближнем, человеколюбие, уважение мнения других, все еще

присущи современным россиянам. Экзистенциалистская этика, как одно из самых гуманистических учений XX в., может быть полезной при преодолении аксиологического и идентификационного кризисов нашего общества.

Однако до сих пор существует проблема определения культурного
смысла самого понятия «экзистенциализм». В наши дни производные от
«экзистенциализм» ассимилированы разными сферами культуры, вполоть до
рекламы, превратившей в слоган прилагательное

«постэкзистенциалистский». Префикс «пост-» свидетельствует о хронологическом (реже гносеологическом) конце определенного этапа. Современный научный мир един во мнении, что период период доминирования экзистенциализма в интеллектуальной сфере формирования культуры пройден, но трактовка понятийной сущности феномена все еще вызывает затруднения. Проблема состоит в межвидовом положении экзистенциализма в системе культуры, подразделяемой на духовную, материальную и художественную.

Наше исследование намерено снять эту проблему через восполнение лакуны современного знания, ограничение представленности экзистенциализма в художественной культуре. Ведь экзистенциализм не стал бы экзистенциализмом без отторжения научной формы познания и без вытекающего отсюда повышенного внимания к художественному творчеству. Мы обратимся к периоду 1900-1970 гг., когда экзистенциализм из зачаточного состояния переходить в горизонталь культуры. Исследование будет ограничено рамками художественных культур Германии и Франции как принявших самое активное участие в конкурсе на экзистенциализм.

Объектом нашего исследования является европейская культурфилософия XX в., предметом - репрезентация экзистенциализма в европейской культурфилософии Германии и Франции XX века.

Цель исследования - описать виды и направления репрезентации экзистенциальной культурфилософии в художественной культуре XX в.,

проследить динамику и выявить итоговое значение экзистенциализма. Для достижения цели сформулированы следующие задачи:

историографические: обобщить результаты предшествующих исследований; проследить возникновение термина «экзистенциализм»;

источниковедческие', проанализировать тексты культуры, относящиеся к максимально широкому набору видов искусств (словесное искусство, изобразительное искусство, музыкальное, архитектоническое, кинематографическое);

теоретические: определить феномен экзистенциализма через категорию культурной формы, рассмотреть фазы ее генезиса, описать особенности прохождения «конкурса» и выявить роль автора варианта культурной формы в этом процессе; раскрыть философское содержание смыслового наследия экзистенциализма; рассмотреть экзистенциализм как интеллектуальный фактор развития культуры.

практические: выявить основные художественные зоны представленности смысловых спектров экзистенциализма на психологическом, онтологическом, стоическом, темпоральном и аксиологическом уровнях; определить характер взаимовлияния экзистенциализма и содержание искусства; выявить основные технические особенности текстов экзистенциалистского искусства; обозначить морфологию экзистенциалистского искусства как видово-жанровое соотношения.

Исследование отталкивается от следующей гипотезы: экзистенциализм является культурной формой, аутентичной культурным процессам XX в., участвующей в конструктировании культуры через тематизацию созданных конструктов, репрезентированных в художественной культуре Германии и Франции.

Научная новизна данной работы определяется тем, что в ней осуществляется трактовка феномена экзистенциализма через категорию культурной формы; дается подробный анализ процесса генезиса одной

культурной формы. Выявляются направления для репрезентации экзистенциализма в художественной культуре. Это первое обобщающее культурологическое исследование конкретной роли художественной культуры Германии и Франции XX в. в формогенезе экзистенциализма. На защиту выносятся следующие положения:

- терминологические рамки понятия «экзистенциализм» являются
открытыми, что предполагает возможность появления новых интерпретаций
культурного смысла этой категории; одной из таких нетрадиционных
трактовок является отношение к экзистенциализму как к культурной форме
вследствие наличия в его развитии всех фаз формогенеза и вследствие его
представленности в культуре в виде множества артефактов;

согласно специфики конкурса вариантов, анализу взаимоотношений между различными вариантами в диахронном и синхронном срезах победителем конкурса является вариант Ж.-П. Сартра;

для получения социального согласия на закрепление формы в горизонтали культуры (победа в конкурсе) автор варианта должен обладать значительным лидерским потенциалом, понимаемым как модус проявления пассионарности и реализуемым в умении не только реагировать на импульсы культуры, но и внедрять новые;

духовное наследие экзистенциализма представляет собой совокупность смысловых спектров, в наполнении содержания которых участвовали представители сферы мысли и художественного творчества;

экзистенциализм как культурная форма представлен в художественной культуре не только через прямой, но и через вариантивный способ воспроизводства;

репрезентация экзистенциализма в художественной культуре Франции и Германии исследуемого периода осуществляется по следующим направлениям: предшествующее и последующее влияние, содержание варианта культурной формы, ироническая представленность (случаи

превращения связанных с культурной формой персоналий и артефактов в объект изображения искусства), технический пласт;

хронологически репрезентация смысловых спектров экзистенциализма в художественной культуре Франции охватывает весь исследуемый период, в Германии примеры репрезентации отсутствуют в промежутке с 1930-х до 1950-х гг.;

в морфологии художественной культуры Германии и Франции в указанный период репрезентация экзистенциализма охватывает не только традиционные области (литературу, театр, кино), но и маргинальные, с позиции адекватности соответствия смыслов зонам представленности, виды искусства (живопись, скульптура, музыка, архитектура);

специфика экзистенциализма как интеллектуального фактора развития культуры обусловлена тем, что этот тип мышления представлен не в одном, а в целой системе взаимосвязанных культурно-исторических типов (Романтизм, Модернизм, Постмодернизм) и проявляется во влиянии на духовную, художественную и социально-политическую сферы.

Теоретическая значимость результатов диссертационного исследования состоит в том, что к целостному, системному анализу феномена экзистенциализма применен историко-культурологический подход. Теоретическая матрица «идеального» формогенеза А.Я. Флиера применена в практическом исследовании. Детальное освещение генезиса экзистенциализма как культурной формы позволяет выявить новые особенности культурогенеза. Выявленные направления репрезентации конкретизируют масштаб реализации отражательной функции художественной культуры.

Практическая значимость работы. Данное исследование может заполнить пробелы в обобщающих трудах по истории мысли и художественной культуры вообще и национальных художественных культур Франции и Германии XX века в частности. Способствовать дальнейшей конкретизации механизмов культурогенеза. Содержащийся в исследовании

эмпирический материал, а также полученные результаты целесообразно использовать в сфере художественной критики и культурной политики, а также в обобщающих трудах и курсах по истории философии, мировой художественной культуры, зарубежной литературы, спецкурсов и спецпрактикумов по проблемам теории и истории культуры, искусства.

Апробация результатов исследования. Основные идеи и выводы исследования были представлены в виде докладов и сообщений на учебно-научной академии Международного консорциума по изучению европейских культур «Науки о культуре в Европе. Возможности и границы познания» (февраль 2004 г. Меласс, Украина); международной научной конференции «Повседневность как текст культуры» (27-29 апреля 2005 г. Киров, ВятГГУ); круглом столе «Образ женщины в кинематографе» (31 октября 2005 г Курск, МЭБИК); культурологическом фестиваль-кинопоказе немецкого и французского кино (16-18 мая 2006 г. Курск, КГУ). Положения диссертации опубликованы в материалах научных конференций и научных статьях, в том числе в журнале ВАК («Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Аспиранские тетради» № 2 (19), 2006.); апробированы в преподавательской работе в рамках курса «Наука в системе культуры» в Курском государственном университете. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на кафедре культурологии Курского государственного университета.

Структура исследования. Работа состоит из введения, трех глав, включающих в себя одиннадцать параграфов, заключения, библиографического списка.

История изучения художественной культуры экзистенциализма

Экзистенциализм как проблемное поле привлекает внимание ученых, принадлежащих к различным областями научного знания (философии, психологии, педагогики, литературоведения, культурологии).

Художественная культура экзистенциализма также не является абсолютно нетронутой сферой. Однако все проведенные до настоящего момента исследования по данной проблематике носят несколько фрагментарный характер, распадаются на узкопрофильные составляющие (персонология, эстетика, философия искусства, литературоведение, искусствоведение), представляют собой недостаточно обобщенные на метанаучном уровне материалы.

В принципе, существует мало исследований, предметом которых является взаимодействие или проявление экзистенциализма в художественной культуре (или хотя бы в системе искусств). Одной из первых работ, в которых данное проблемное поле было вынесено в заглавие, стала статья Ван Метер Эймса «Экзистенциализм и искусства»1, в которой затрагиваются вопросы привилегированного места творца в экзистенциалистской антропологии, освещается концепция ангажированного искусства. «Искусство и экзистенциализм», - так озаглавил свою монографию Артуро Фалико . Эта работа по эстетике посвящена природе восприятия искусства и основана на экзистенциально-феноменологическом методе, большая часть анализируемых артефактов принадлежит эпохе Возрождения (Данте, Да Винчи).

Несколько исследователей истории развития экзистенциальной философии находят ее корни в художественных культурах стран и эпох, выпадающих за географические и хронологические рамки нашего исследования. Так, Вильям Баррет3 рассуждает в этом контексте об английской и немецкой романтической поэзии (Колдридж, Гете), романах Стивенсона о Гулливере. Hayden Carruth находит «existentialist impulse» в византийском искусстве4. За рамками нашего исследования остаются и многие статьи сборника «Экзистенциальные проблемы в культуре конца XIX-XX вв.»5, анализирующие экзистенциалистские моменты в произведениях французской и американской литературы конца XX в. К сожалению, очень малочисленен интересующий нас компонент в «Словаре экзистенциализма»6, составленном из статей 65 авторов, проживающих в США, Канаде, Великобритании, Австрии, Израиле и Новой Зеландии. Здесь отдельные статьи посвящены лишь Рильке, Кафке и экзистенциалистской драме (среди «редких» имен Ануй, Салакру, Фриш).

Образцом применения культурологического подхода к интересующей нас проблеме являются труды Натальи Ильиничной Полторацкой7. В своих книгах она дает меткую характеристику деятельности Жана-Поля Сартра как интеллектуального лидера своей эпохи, говорит о ключевой роли экзистенциалистской критики в формировании духовного климата французской культуры 40-50 гг. XX в., прослеживает связи сартровой концепции с идейным наследием сюрреализма, характеризует отношения экзистенциализма и школы нового романа (Натали Саррот, Ален Роб-Грийе, Мишель Бютор), осуществляет уникальный для отечественной науки анализ художественного и автобиографического творчества Симоны де Бовуар, многие произведения которой до сих пор не переведены на русский язык.раскрыта в работах Леонида Григорьевича Андреева. Им выявлены литературные влияния на экзистенциализм (Андре Жид, Андре Мальро), рассмотрено художественно-критическое творчество Сартра в контексте французской культуры, раскрыто тематическое и технологическое содержание нового романа, определены основные направления трансформации экзистенциалистской мысли во французском романе 1950-1960-х (популяризация экзистенциализма у Франсуазы Саган; «постэкзистенциалистский» (по Андрееву) период, представленный именами Даниеля Апрюза, Анны Лангфюс, Мишеля Батая, Жан-Мари-Гюстава Ле Клезио), определено участие экзистенциализма в споре со структурализмом о «новой критике». Л. Г. Андреев останавливается также на экзистенциалистском элементе в театре абсурда, намечает отправные точки для поиска репрезентации экзистенциализма в живописи сюрреализма (Рене Магритт, Ман Рэй, Поль Элюар), фрацузском кинематографе (Ален Рене, Ален Роб-Грийе) и поэзии (Эжен Гильвик, Франсис Понж).

Философский смысл спектров экзистенциализма

Философия экзистенциализма, сложившаяся в первой половине XX в., испытала влияние учения датского религиозного мыслителя Серена Кьеркегора, философии жизни и феноменологии. Кьеркегор обеспечил экзистенциализм своим антирационалистическим пафосом, проявившимся в критике классической философской традиции за невнимание к проблемам обычного индивида, за подчинение человека миру высших абстракций.

Мыслитель предлагал исходить из «экзистенции» (существования), некоторого духовного центра личности, благодаря которому становится возможным осознание внутримирного, бытийного статуса человека. Отталкивающаяся от него традиция получила название «философии существования» в противовес классической «философии сущности». Экзистенция находится в постоянном становлении, не поддается познанию разумом, а может быть только прочувствована, следовательно, наука должна уменьшить свои претензии на возможность познания человека, раскрытия его тайн. Кьеркегор также поставил вопросы о выборе, абсурдности некоторых явлений (в частности, веры), роли пиковых эмоциональных состояний (страх, отчаяние) на пути человека к подлинному «я».

Философия жизни (Бергсон, Дильтей, Ницше) также действовала в русле неклассического подхода к познанию человека, отрицающего гносеологическую состоятельность дистанцированного познания, которое предлагалось заменить понятием человеческой жизни, исходя из нее самой. Однако сама категория «жизни» трактовалась весьма пантеистически, как некий общий всепроникающий жизненный поток, вбирающий в себя индивидуальные жизни. Экзистенциалисты заменили этот шаткий центр кьеркегоровской экзистенцией. Другими точками соприкосновения экзистенциализма и философии жизни являются положения о первоначальности «я» и мира, о топике жизни, постоянно помещенной в конкретные «жизненные обстоятельства» или «жизненное положение» (аналог «ситуации» у экзистенциалистов), о невозможности понятия смерти (категория «конечности» появится только в «философии существования»).

Своим основным методом, позволяющим описать онтологические характеристики человеческого существования через содержание индивидуального сознания и установить связь между внутренним миром личности и ее действиями в реальности, экзистенциализм обязан феноменологии Гуссерля. Феноменология сосредоточилась на деятельности сознания, где «данность, явленность феномена человеку и есть его бытие, а его бытие есть не что иное, как данность, явленность его человеку» . Гуссерль стремился к обоснованию новой науки, которая, руководствуясь принципами возможности феноменологической редукции (весь мир берется в скобки, что позволяет постичь сущность исследуемого предмета) и интенциональной работы сознания (которое всегда направлено на предмет и есть сознание чего-то), изменит соотношение бытия вещей и мира. Экзистенциалисты редуцировали теоретические претензии Гуссерля до масштабов метода.

В развитие философии экзистенциализма внесли свой вклад мыслители России, Германии, Франции, Испании, Италии. Философов существования принято разделять на религиозных (Унамуно, Ясперс, Марсель, Бердяев, Шестов, Бубер) и атеистов (Сартр, Камю, Мерло-Понти, Хайдеггер). Нас будут интересовать только представители Германии (Ясперс, Хайдеггер) и Франции (Сартр, Камю, Мерло-Понти), наследие которых составляет значительную часть смыслового поля экзистенциализма. Совокупность смыслов, которые можно извлечь из экзистенциалистского дискурса, всегда сводима к человеку. Руководствуясь основными аспектами, которые охватывает такая антропология, мы сгруппировали смыслы экзистенциализма по тематическим спектрам. Раскроем философское содержание каждого из них.

Генезис культурной формы «экзистенциализм»

Анализ смысловых спектров репрезентации экзистенциализма в художественной культуре Германии и Франции, осуществленный в предыдущей главе, позволит нам составить полную картину генезиса исследуемой культурной формы в указанных геополитических регионах. Для этого нужно заполнить полученными результатами теоретическую матрицу, приведенную в параграфе 1.2, обрисовать хронологию отдельных фаз, расширить ряд традиционно отождествляемых с конкурсом вариантов, рожденных в лоне философского знания, вариантами из области искусства. При этом следует разграничить создание отдельного варианта и простое участие в формировании смысловых спектров экзистенциализма.

При описании вариантов мы будем опираться на биографический материал и учитывать резюме представленности в смысловых спектрах, однако не будем касаться подробных различий в смысловом содержании вариантов, т.к. это уже было сделано в предыдущей главе. Характеристика вариантов будет проходить по следующим критериям: время возникновения, период творчества автора или/и относящиеся к нему основные труды, доминанты разработанных спектров, место художественной культуры в бытовании варианта (предшествующее и последующее влияние, часть содержания), роль автора в формировании интеллектуального поля своего времени, потенциал варианта к победе (сопоставление с вариантом Сартра, как с победителем), отношение к ярлыку «экзистенциализм», выход из конкурса.

Первая мировая война выступила в XX в. хронологическим маркером возникновения социального заказа на предложенную Кьеркегором на первой фазе формогенеза новацию в виде интереса к внутреннему мира обычного человека, любого и каждого. Согласно теории формогенеза А. Я. Флиера, этот заказ реализуется в нескольких вариантах будущей культурной формы, таким образом не предполагается большого временного промежутка между фазами 2 и 3. В случае с экзистенциализмом на возникший социальный заказ прореагировали две сферы культуры, духовная и художественная. Однако комплексное осмысление проблемы, выступившее в роли отдельного варианта, было достигнуто, большей частью, в сфере философской мысли; искусство, как самосознание культуры, больше реагировало на ее отдельные импульсы и создавало, за редким исключением, не полноценные варианты культурной формы, а материал для рефлексии, переросший в основные моменты смысловых спектров будущего экзистенциализма.

Вторая фаза формогенеза началась в Германии еще в начале XX века. Представители художественной культуры сделали первые шаги к формированию социального заказа: за несколько лет до печальных событий они предупреждали современников о грядущей катастрофе. И причина вовсе не в том, что австро-немецкие экспрессионисты вели свою родословную от творчества художников XIX столетия (Сезанна, Ван Гога, Мунка), знакомых со взглядами Кьеркегора. В государстве, которое скоро развяжет мировую, войну, склонность к предчувствию была на порядок выше, чем, допустим, во Франции тех дней. Однако, окончательное формирование заказа связано все же с периодом послевоенного травматизма, поэтому в среде экспрессионизма не возникло самостоятельного варианта исследуемой культурной формы. Ближе всех к его созданию подошел Франц Марк, чьи вдохновленные ницшеанским «бог мертв» поиски нерелигиозной духовной основы сформировались в теоретические выкладки 1906-1913 гг., предвосхищающие идеи философии Ясперса и Хайдеггера. У Марка был свой печатный орган (альманах «Синий всадник»), что, как будет показано далее, является, неплохим подспорьем при участии в конкурсе. Однако само творчество Марка было слишком абстрактным для изображения проблем человека по сравнению с живописью других упоминавшихся в главе II экспрессионистов (Кирхнера, Нольде, Хеккеля). Как бы то ни было, потенциал Франца Марка в данном формообразовании остался нереализованным вследствие его гибели на фронте в 1916 г.

Третья фаза генезиса экзистенциализма в Германии отмечен появлением концепций Карла Ясперса и Мартина Хайдеггера как самостоятельных вариантов.

Имя К. Ясперса окончательно связывают с философией экзистенциализма на рубеже 1920-1930-х гг. в связи с выходом его трехтомника «Философия» (1931-1932 гг.). Однако ключевые темы экзистенциализма (существование, свобода, смерть, ситуация, выход за собственные пределы) содержатся уже в первых больших трудах мыслителя «Всеобщей психопатологии» (1913) и «Психологии мировоззрений» (1919).. В содержании рассмотренных нами спектров взгляды Карла Ясперса доминируют с учением о пограничной ситуации, проблематика которой ранее поднималась в драматургии (Г. Кайзер), кинематографе (Ф. Ланг), живописи (Э. Шиле) и скульптуре (В. Лембрук) экспрессионизма. Философ стремился к следующему виду структурирования своих взглядов -группировка по тематическим блокам в отличие от традиционной системы принципов и догматов.

Вариант Ясперса обладал достаточным потенциалом на победу в конкурсе. Его новый, «свободный стиль, приближающийся к философской; публицистике», - отмечает П. П. Гайденко, - «привлек к себе внимание с самого начала». И. А. Михайлов называет Ясперса и Кьеркегора «соавторами "Бытия и времени"»" ", а последователи Ясперса лелеют миф, что именно его «Философия» заставила Хайдггера не печатать вторую часть «Бытия и времени»373.

Похожие диссертации на Репрезентация экзистенциализма в художественной культуре Франции и Германии 1900-1970 гг.