Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Константы духовной культуры в экзистенциализме Н.А. Бердяева Югова Светлана Анатольевна

Константы духовной культуры в экзистенциализме Н.А. Бердяева
<
Константы духовной культуры в экзистенциализме Н.А. Бердяева Константы духовной культуры в экзистенциализме Н.А. Бердяева Константы духовной культуры в экзистенциализме Н.А. Бердяева Константы духовной культуры в экзистенциализме Н.А. Бердяева Константы духовной культуры в экзистенциализме Н.А. Бердяева Константы духовной культуры в экзистенциализме Н.А. Бердяева Константы духовной культуры в экзистенциализме Н.А. Бердяева Константы духовной культуры в экзистенциализме Н.А. Бердяева Константы духовной культуры в экзистенциализме Н.А. Бердяева Константы духовной культуры в экзистенциализме Н.А. Бердяева Константы духовной культуры в экзистенциализме Н.А. Бердяева Константы духовной культуры в экзистенциализме Н.А. Бердяева
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Югова Светлана Анатольевна. Константы духовной культуры в экзистенциализме Н.А. Бердяева : диссертация ... кандидата философских наук : 24.00.01 / Югова Светлана Анатольевна; [Место защиты: Алт. гос. ун-т].- Барнаул, 2009.- 155 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-9/300

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА В ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ С. 9-46

1.1. Константы духовной культуры в западном экзистенциализме с. 9-20

1.2. Особенности духовной культуры в русском экзистенциализме С. 21-46

ГЛАВА II. КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ В ТВОР ЧЕСТВЕ Н.А. БЕРДЯЕВА С. 47-94

2.1. Духовная культура- парадокс свободы человека по отношению к природе с. 47-66

2.2. Характеристика иерархии духовных констант в экзистенциализме Н.А. Бердяева С. 67-94

ГЛАВА III. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА КАК СРЕДСТВО ВЫЯВЛЕНИЯ НЕСОВЕРШЕНСТВА ЛИЧНОСТИ С. 95-134

3.1. Несотворенная свобода как условие размыкания круга одиночества с. 95-112

3.2. Преодоление несовершенства личности - состояние, ведущее к вершине иерархии духовных констант С.113-133

ЗАКЛЮЧЕНИЕ С.134-139

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ С.140-155

Введение к работе

Актуальность темы. Экзистенциальные проблемы всегда актуальны, поскольку любой человек, даже незнакомый с экзистенциализмом, задумывается о смысле жизни. Боге, и тех основаниях, на которых базируется возможность духовного совершенствования человека. Это духовные константы, и без опоры на них невозможно современное возрождение России. В общественной и личной жизни духовный примат, по словам Н.А. Бердяева, принадлежит не политике, не экономике, а культуре.

Ориентация русской философии и культуры на духовный опыт является ее общепринятой национальной особенностью. На протяжении всей своей истории русская философская мысль, являясь ядром духовной культуры, демонстрировала большое внимание к проблемам сушности и существования человека, предлагая большой спектр их решений. Начиная с середины XIX века экзистенциальные проблемы человека, в том числе его свободы, в русской философии занимают значительное место. Она проникнута тревогой о несовершенстве бытия и наличии в нем иррациональных начал, обернувшихся в XX веке трагедией. Неудивительно, что именно русские мыслители конца XIX - начапа XX века в философии экзистенциализма сформулировали основные духовные постулаты и предложили важнейшие решения наиболее острых проблем человеческого бытия. Самым ярким среди философовэкзистенциалистов должен быть назван Н.А. Бердяев. Именно его идеи заложили духовные основания, способствующие более глубокому самопознанию человека.

Объектом диссертационного исследования является экзистенциальное философское творчество Н.А. Бердяева.

Предмет исследования - константы духовной культуры в экзистенциальной философии Н.А. Бердяева.

Цель исследования - выявить константы духовной культуры в экзистенциализме Н.А. Бердяева.

Достижение цели предполагает решение ряда задач: — раскрыть понятие константы и содержание констант в дзосовной культуре западного экзистенциализма; — выявить особенности духовной культуры в русском религиозном экзистенциализме; — выделить концепцию духовной культуры в творчестве Н. А. Бердяева; — проанализировать духовную культуру как парадокс свободы человека по отношению к природе; — дать характеристику констант духовной культуры в творчестве Н.А. Бердяева, выявить их иерархию; — рассмотреть преодоление несовершенства личности как состояние, ведущее к вершине иерархии духовных констант.

Методологической основой исследования является диалектический метод, который позволил рассмотреть логику и этапы духовного развития человека, выраженные в иерархии духовных констант.

Иерархия духовных констант в творчестве Н.А. Бердяева выстраивалась по принципу восхождения от простого к сложному. Был применен системно-философский подход к исследованию проблем культуры и творчества в философии Н.А. Бердяева, который позволил получить представление о «теоретической истории» объекта.

Для исследования были привлечены такие общенаучные методы познания как сравнение, анализ и синтез. Метод сравнения позволил установить сходство и различие разных вариантов экзистенциализма, а также соотнести концепцию религиозного экзистенциализма Н.А. Бердяева с другими философскими школами и направлениями. Идеи Н.А. Берд/хсва о свободе сравниваются с идеями Аристотеля, Августина Блаженного, Е.Н. Трубецкого, Л. Франка; мысли о преодолении несовершенства личности соотносятся с идеями Сократа, И. Канта, А. Камю, В. Соловьева, Л. Шестова, В.В. Зеньковского. Анализ как метод научного исследования помог рассмотреть духовные константы в творчестве Н.А. Бердяева по отдельности, а затем представить их в виде иерархии. Синтез дал возможность выстроить иерархию духовных констант.

Кроме общенаучных методов исследования в диссертации применялся историко-биографический метод. Была изучена история духовных поисков Н.А. Бердяева, его путь от марксизма к религиозной философии, особенность его взглядов в период Великой Октябрьской революции и в условиях эмиграции.

Степень изученности темы. Творческое культурфилософское наследие Н.А. Бердяева было предметом исследования как при его жизни, так и после его смерти. Однако в этом процессе существовал довольно длительный перерыв, особенно на родине мыслителя. Рассматриваемая проблема в советской философской литературе была разработана слабо по ряду причин: — исследователям было недоступно (или малодоступно) творческое наследие Н.А. Бердяева;
• в советский период российской истории было затруднено объективное изучение творчества представителей религиозной философии.

Обращение сегодня к исследованию творчества Н.А. Бердяева позволит в определенной мере восполнить данный пробел. Его изучают и западные, и отечественные ученые.

Среди современных западных исследователей творчества Н.А. Бердяева выделим следующих: М. Коэтнитц, Г. Олехнович, В. Ред, Р. Тбурнберг, Г. Шмидингер. В их работах рассматриваются различные аспекты духовной жизни человека и общества конца XIX - начала XX веков, а также творчество Н. А. Бердяева в экзистенциальном аспекте.

В трудах отечественных исследователей (Б.Э. Быховского, А.В. Водолагина, К.М. Долгова, В.Н. Кузнецова, М.В. Лебедева, А.Г. Мысливченко и других) раскрыта сущность проблемы духовной культуры в русском светском и религиозном экзистенциализме в целом и в экзистенциализме НА. Бердяева в частности.

Теоретическое и методологическое обоснование проблемы духовной жизни получили отражение в научных трудах А.А. Ермичева, П.П. Гайденко, В.Л. Курабцева, В.А. Кувакина, Ю.С. Степанова; в статьях Н.И. Бочкарева, А.Н. Вадимова, Ю.П. Ивонина, Е.В. Мареевой, А.Г. Павлова, А.Н. Паршина, Е.Г. Плимак, Н.П. Полторацкого, Т.А. Сабуровой.

Вопросами духовной культуры, свободы личности, ее отношения к природе человека занимались П.В. Алексеев, В.В. Зеньковский, А. Титаренко, Л. Франк, Л. Шестов, М.А. Школьникова.

Ученые, работаюпдие в ВУЗах Алтайского края, также исследуют духовную жизнь России. Проблемы духовности получили освещение в творчестве Л.К. Нагорной, Т.А. Семилет, А.С. Фролова.

В работах А. Ан, В.Н. Брюшинкина, Г.В. Осипова, В.Н. Порус, B.C. Семенова, Ж.Т. Топденко, Е.Д. Яхнина основные положения экзистенциальной философии соотнесены с идеями религии и нравственности.

В творчестве Н.А. Бердяева неисследованными остались константы духовной культуры и их иерархия.

Научная новизна исследования:
1. Введено понятие духовной константы как устойчивой, практически неизменной при тех или иных преобразованиях черты духовности культуры, делающей ее целостной, единой и неповторимой в своей сущности.

2. Обосновано, что отечественный религиозный экзистенциализм направлен на поиск духовных констант русской культуры.

3. Выявлена иерархия духовных констант в философии Н.А. Бердяева.

4. Установлено, что, согласно позиции Н.А. Бердяева, критическое осознание собственного несовершенства заставляет личность подниматься к вершине иерархии духовных констант.

5. Духовная культура представлена в новом аспекте: как парадокс свободы человека по отношению к природе, который заключается в том, что, будучи природным существом, человек нуждается в обретении духовной свободы.

На защиту выносятся следующие положения:
1. Под духовной константой понимается принцип культуры, существующий постоянно или очень долгое время. Наличие констант отражает относительную стабильность духовной жизни общества.

2. Понятие духовных констант является адекватным средством для исследования экзистенциальной культурфилософии Н.А. Бердяева. Данное понятие, по сравнению с понятиями «нравственная идея», «ценность», «концепт» и другими, позволяет системно и всесторонне анализировать русскую культуру и русскую культурологическую мысль.

3. Концепция духовной культуры в творчестве Н.А. Бердяева включает в себя ряд духовных констант (несовершенство личности, ценностное измерение личности, духовное и нравственное преобразование мира и человека, творчество как путь человека к свободе, несотворенная свобода), которые можно выстроить в иерархической последовательности.

4. Онтологическим основанием философии культуры Н.А. Бердяева выступает духовная культура как преодоление рабства человека по отношению к природе и к сфере объективации. Праксиологический аспект философии культуры Н.А. Бердяева содержит анализ причин кризисного состояния современной ему европейской и русской культуры.

5. Критическое осознание личностью своего несовершенства, согласно Н.А. Бердяеву, является состоянием, ведущим к вершине иерархии духовных констант. Круг одиночества человека разрывает несотворенная свобода.

Теоретическая и практическая значимость диссертации заключается в том, что она стала еще одним шагом в изучении многогранного, но еще недостаточно изученного философского наследия Н.А. Бердяева, а также в нахождении (реконструкции) духовных констант в экзистенциализме мыслителя.

В данном исследовании выявляются возможности использования основных его результатов в учебном процессе через освоение базового лекционного курса философии и специализированных лекционных курсов и семинаров по духовной культуре России. Общетеоретическая и методологическая значимость исследования обусловлена возможностью использования собранных материалов для дальнейшего изучения культурфилософских проблем дЗ^ховной культуры в истории и современности.

Апробация исследования. Основные теоретические положения и выводы диссертационной работы получили отражение в ряде научных публикаций и сообщений. Результаты исследования обсуждены и получили одобрение на международных (г. Бийск, 2007; г. Рубцовск, 2007), всероссийских (г. Москва, 2006; г. Владивосток, 2006; г. Тамбов, 2007), региональных (г. Барнаул, 2005-2008) научно-практических конференциях, заседаниях кафедры философии и отечественной истории Алтайской академии экономики и права, круглых столах Алтайского отделения Философского общества РФ. ' Материалы исследования внедрены в образовательный процесс Алтайского краевого колледжа культуры г. Барнаула при чтении лекций по дисциплине «Основы философии», нашли отражение в методических пособиях и рекомендациях.

Результаты исследования представлены в 15 публикациях автора общим объемом 5,5 печатных листа.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка. Основное содержание изложено на 155 страницах машинописного текста. Библиографический список содержит 187 источников.

Константы духовной культуры в западном экзистенциализме

Исторический опыт показал, что без культуры невозможно существование человека. Культура - это бытие человека, а духовная культура - его смысл. Любая философия имеет свои ценности, на которых базируется ее мировоззрение. Западный светский и религиозный экзистенциализм выдвигает ценности, которые могут быть разными у разных людей. Имея определенные взгляды на жизнь и понимая, что она во многом зависит от него самого, человек выбирает вектор духовной жизни, веру во что-либо (в Бога, в свои силы, во всемогущество разума и другое).

В.И. Даль определяет культуру как обработку, возделывание, умственное и нравственное образование. Словарь под ред. Д.Н. Ушакова сохраняет противопоставленность «культура» - «природа»: «Культура — совокупность человеческих достижений в подчинении природы, в технике, образовании, общественном строе». «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой (продолжение и завершение известного Словаря С. И. Ожегова) устраняет противопоставление «культура» - «природа»: «Культура - совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей». Сходное определение культуры можно найти и в западноевропейских философских учениях от Цицерона до Гердера. С Цицерона начинается формирование концепта «культура» в римской духовной жизни, а с Гердером заканчивается определенный период «философии истории» [148, с. 13-14].

Можно согласиться с тем, что культура - это совокупность концептов и отношений между ними, выражающихся в различных «рядах» (прежде всего в «эволюционных семиотических рядах», а также в «парадигмах», «стилях», «изоглоссах», «рангах», «константах» и т. д.); надо только помнить, что нет ни «чисто духовных», ни «чисто материальных» рядов: храм связан с концептом «священного»; ремесла — с целыми рядами различных концептов; социальные институты общества, не будучи духовными концептами» в узком смысле слова, образуют свои собственные ряды, и т.д. «концептуализированные области», где соединяются, синонимизируются «слова» и «вещи» одно из самых специфических проявлений этого свойства в духовной культуре [148, с. 40].

Духовная культура представлена в светской и религиозной экзистенциальной философии, которая видит ее через переживания и нравственное развитие человека. Выдвигая на первый план уникальность человеческого бытия, экзистенциализм показывает, что предметное бытие выражает собой «неподлиное существование человека», обретение экзистенции предполагает решающий выбор, посредством которого человек переходит от созерцательно-чувственного способа бытия, детерменированного внешними факторами среды к «самому себе». Что касается человеческого бытия, то оно осмысливается через поиск человеческого существования, а не сущности. Жизнь человека определяет его черты, делает его таким, каков он есть. Поэтому в центре внимания экзистенциальной философии находится судьба человека как конкретного отдельного существа, а также проблемы, связанные с поисками смысла существования.

Чтобы лучше понять основания культуры, рассмотрим категорию «константа». Под термином «константа» понимается принцип культуры, существующий постоянно или очень долгое время.

Духовная культура- парадокс свободы человека по отношению к природе

Будем исходить из установки русских мыслителей о том, что духовная культура идет из глубины внутреннего мира личности, из ее духовности, которая связана с религией и внутренней свободой человека. Каждая личность должна искать свои духовные ценности и свой выход из абсурда в вере в Бога и в религии. Необходимо отметить, что ценность и качество общества и человека измеряется высоким качественным уровнем культуры. Вот почему важно исследовать константы духовной культуры, которые обозначены в творчестве Н.А. Бердяева — великого русского философа.

Духовная культура включает в себя знания, идеи, языки, искусство, обряды, обычаи, традиции, социальные нормы и ценности. Ценности говорят о «человеческой финальности культуры» и пополняют накопленное познание новыми ценностями, которые обогащают и развивают его. Посредством творчества потенциальные культурные ценности, содержащиеся в человеческом бытии сознании, во внешней среде или во внутреннем мире человека, становятся реальными и действующими культурными ценностями, воплощающими прогресс культуры. Благодаря познанию возникает возможность превращения природного или социального факта в факт культуры. Творчество воплощает эту возможность в действительность, оно служит механизмом, посредством которого различные аспекты, элементы, фрагменты реальности преобразуются в ценности.

Изучая творчество Н.А. Бердяева, можно увидеть, что духовная культура, по его мнению, является парадоксом свободы человека по отношению к природе. Свобода выступает сложной философской категорией, характеризующей внутреннее состояние человека. Каждый человек хочет быть свободным, но все по-разному понимают свободу. Для кого-то свобода - это независимое материальное существование, для кого-то -своенравность и вседозволенность, а для кого-то - духовный рост и поиск духовных истин. Пытаясь рассмотреть вопрос о свободе, как об экзистенциальной составляющей человека, Н.А. Бердяев сталкивается с двумя противоположностями. Во-первых, слово «человек» звучит гордо и возвышенно, но нельзя забывать, что человек рожден природой, так же, как и другие существа. Он схож с ними в своих действиях и в своем существовании. В нем заложен принцип действия, направляющий его поступки, также как и животных. Но отсюда не следует, что человек свободен. Сказать, что человек свободен, значит заявить, что он не часть природы. Возникает парадокс. Во-вторых, свобода — основная характеристика существа человека: каждый человек в своей сущности свободен. Человек брошен в мир с ношей экзистенции. От того как он употребит ее, зависит его сущность. Нет ни свободы без природы, ни природы без свободы. Есть то и другое.

Рассуждения о свободе получили обоснования в работах Н.А. Бердяева, опубликованных в журналах «Биржевые Ведомости», «Век», «Новый Путь»; «Вопросы Жизни», «Наша жизнь», «Образование», «Полярная Звезда», «Русская Молва», «Свобода и культура», «Слово». В одном только 1907 году в Санкт-Петербургском издательстве М.В. Пирожкова вышли две важные для понимания творчества Н.А. Бердяева книги (сборники статей): «Новое религиозное сознание и общественность» и «Sub specie aeternitatis» (Опыты философские, социальные и литературные). В 1910г. в Санкт-Петербурге был издан сборник его статей «Духовный кризис интеллигенции», где на 300 страницах проведен несравненный по глубине и образности, не утративший своей актуальности анализ духовного состояния русского общества. Бердяев был одним из проницательнейших критиков коммунизма.

Несотворенная свобода как условие размыкания круга одиночества

Изучая творчество Н.А. Бердяева, можно увидеть, как философ показывает выход из абсурда. Круг одиночества человека размыкает несотворен-ная свобода, которая позволяет ему стать свободным. Только освобождение от плена мира позволит человеку почувствовать себя близким к возвышенным истинам христианства, которые открыты для всего человечества и объединяют многих людей.

Развернем логическую цепочку констант. Вершиной иерархии духовных констант является несотворенная свобода, которая размыкает круг одиночества человека. Большое внимание уделяется проблемам личности и ее нравственному совершенствованию, духу и духовности, свободе и творчеству, смыслу жизни и призванию человека.

Следует отметить, что философ очень высоко оценивает возможности экзистенциальной личности, которая постоянно находится в процессе динамики. Личность должна себя созидать, обогащать, наполнять универсальным содержанием, достигать единства в цельности на протяжении всей своей жизни. Разложение образа личности не обозначает её окончательного исчезновения. Личность сама строит свою судьбу, находя источник сил в религии и Боге. Тайна существования личности заключается в её абсолютной незаменимости, в её однократности и единичности, в её несравнимости [23, с. 11-17]. Каждая личность, совершенствуясь и обогащаясь, должна стремиться к своему духовному росту. Завоевание духовности является главной задачей человеческой жизни. Здесь экзистенциальное соприкасается с божественным, т. к. духовность неразрывно связана с Богом и нравственным совершенствованием человека. С духовностью связано глубинное «я» человека. Дух является синтезирующем началом, поддерживающим единство личности. Человек должен все время совершать творческий акт по отношению к самому себе [40, с. 67-78].

Как и другие религиозные философы, Н.А. Бердяев доказывал, что основным божественным элементом в человеке является его душа. Русская душа имеет множество особенностей, связанных со сложностью исторического пути России и географическими факторами несравнимости [26, с. 8-11]. Человек является не только природным, но и сверхприродным существом, соединенным с Богом через духовный элемент. Достижение целостности человеческого существования обозначает, что дух овладевает душой и телом. Через победу духовного элемента личность реализуется в человеке.

По мнению современных немецких исследователей Марии Коэтнитц и Гари Олехнович, «начиная от Паскаля и Кьеркегора, Бердяев думал в фило-софско-теологическом направлении». Философия, которая не присоединяется к субстанциональной онтологии, не к порядку мира, познает мир из глубины человеческого существования. Она бросает свет в темноту необоснованной свободы и охранят тайну существования, которая сама в себе становится мистикой бытия, открытием смысла. Конкретная философия существования исследует жизненный путь человека, который сам по себе является универсальностью любви, сострадания и ответственности творческих сил. Бердяевский персонализм несет новую христианскую этику, которой противостоят нормативно-этические системы. Н.А. Бердяев показывает фундаментальный парадокс в том, что добро и зло возникают вместе и вместе должны быть преодолены. Этика, с одной стороны, добра и зла, освобождает этику закона, призывает к спасению творчества. С другой стороны — этика добра и зла становится понятной, свобода человека движется между раздвоением, трагичность жизни и героическим богоподобием [185, с. 481].

Похожие диссертации на Константы духовной культуры в экзистенциализме Н.А. Бердяева