Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Семиотика моды (костюма) в контексте межкультурной коммуникации Ян Цзя

Семиотика моды (костюма) в контексте межкультурной коммуникации
<
Семиотика моды (костюма) в контексте межкультурной коммуникации Семиотика моды (костюма) в контексте межкультурной коммуникации Семиотика моды (костюма) в контексте межкультурной коммуникации Семиотика моды (костюма) в контексте межкультурной коммуникации Семиотика моды (костюма) в контексте межкультурной коммуникации
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ян Цзя. Семиотика моды (костюма) в контексте межкультурной коммуникации : диссертация ... кандидата культурологии : 24.00.01 / Ян Цзя; [Место защиты: Шуйс. гос. пед. ун-т].- Иваново, 2011.- 161 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-24/125

Введение к работе

Актуальность исследования, связанного с семиотикой моды, а именно костюма, в контексте межкультурной коммуникации обусловлена несколькими важными обстоятельствами.

Во-первых, одежда, являясь фактором культуры, не просто защищает человека от неблагоприятных воздействий окружающей природной среды, но стала его «второй кожей». В качестве экзистенциального условия культурного бытия человека мода, костюм должны быть исследованы с культурологической точки зрения.

Во-вторых, для культурной коммуникации и ее теоретического осмысления важна информация о внутренних качествах человека, культуры, истории, которую несет в себе костюм, но которую трудно выявить иными средствами, помимо семиотических. Важна разработка и апробация методов выявления и интерпретации такого рода информации, поскольку она дает нам знание о динамике культурно обусловленных качеств человека, в том числе составляющих и фундамент личности, об онтологии личности, о способах формирования экзистенции, культурной среды и приспособления к ней.

В-третьих, необходимо масштабное исследование моды, ее семиотических и коммуникативных функций в условиях «визуального поворота», когда роль визуальной информации существенно возросла. Мода становится значительной частью современного визуального дискурса. Перефразируя слова Р. Барта, можно сказать, что мода распространяется как смысл. Этот смысл так или иначе входит в семиотическую семантическую структуру современной культуры. Сам костюм становится неким поступком, способом не столько эстетического, сколько экзистенциального, а нередко мировоззренческого и даже теоретического переживания. Недаром в современных субкультурах одежде нередко отводится весьма важная роль, и даже демонстративный отказ от того, чтобы уделять внимание костюму, тоже является выразительным средством, поступком, имеющим смысл. Исследование этих процессов может существенно обогатить теорию и практику семиотического анализа культуры.

В четвертых, особое значение мода приобретает в коммуникативном контексте «Восток – Запад», который в настоящее время находится в процессе становления, поиска новых парадигм его существования, и роль которого все более возрастает. Теоретическое исследование таких масштабных переходных процессов в культуре через призму ее отдельных феноменов (например, моды) может существенно обогатить современное культурологическое знание

Таким образом, исследование смыслов, знаков, связанных с одеждой, костюмом, модой, изучение социокультурной, онтологической, антропологической, коммуникативной, гносеологической стороны знаковой системы, формирующейся на базе современного костюма, становится важной составляющей культурологических исследований, через семиотику костюма, философию поступка, эволюцию субъекта межкультурной коммуникации.

Степень разработанности проблемы. Феномен одежды нередко является предметом исследования в антропологических этнографических работах, в трудах по семиотике, в работах по дизайну, искусствоведческих, социологических изысканиях и т.д. Именно они стали источником эмпирического материала для данного диссертационного исследования. Однако, далеко не всегда в этих исследованиях костюм представлен как целостное явление культуры, которое бы исследовалось и с семиотической, и с антропологической точек зрения, раскрывающих глубинные социокультурные стороны этого явления. Еще реже данная проблема рассматривается в своей целостности как фактор межкультурной коммуникации.

В данной работе, основанной на большом эмпирическом и теоретическом исследовательском материале частного характера, предпринимается попытка синтезировать накопленный материал в целостность, имеющую социокультурную значимость для современного общества и современной культурологи, особенно в контексте межкультурной коммуникации Запад – Восток.

В первую очередь, исследование опирается на классические и ставшие классическими работы по семиотике, структурализму и символизму Ч. –С. Пирса, Г. Фреге, Ч. У. Морриса, Р. Барта, У. Эко, Ю.М. Лотмана, К. Леви-Строса, О.М. Фрейденберг, В. Тэрнера, В.Я.Проппа, Ф. де Соссюра, Р. Якобсона, Вяч. Вс. Иванова, В.Н. Топорова, В.И. Толстых, Б. А. Успенского., П.А.Флоренского, А.Ф.Лосева, В.Б. Шкловского, Э. Кассирера, М. Фуко, С. Лангер, А. М. Пятигорского, Ю.С. Степанова, А.Н. Портнова.

Семиотическому и культурологическому рассмотрению моды, костюма (в том числе, через эволюционистский, социальный, функциональный, психологический, психоаналитический подходы) посвящены труды Э. Тайлора, Г. Зиммеля, А. Кребера, Р. Барта, М. Маклюэна, О. Вайнштейн, Л. Горалик, Г.Г. Почепцова, Х. Ортеги-и-Гассета, Юнийия Кавамуры, А.Б. Гофмана, Л.В. Петрова, С.Т. Махлиной, В.В. Давыдовой, Е.В. Нестеренко, Ф. Дэвиса, Дж. С. Флюгеля, Р. Кенига, Г. Блумера, Ж. Бодрийяра,

Существенный эмпирический материал, который в данной работе подвергается синтетическому культурологическому анализу, дают исследования, где костюм представлен с точки зрения его технологического конструирования, как предмет дизайна, как эстетический социальный феномен, в том числе, и объект народного творчества, как феномен исторического развития. Это работы Т.В. Козловой, Р.А. Степучева, Г. И. Петушковой, П.Г. Богатырева, Ю.Б. Борева, В.И. Толстых, Н.М. Калашниковой, В.А. Смирнова, Г.М. Гусейнова, В.В. Ермиловой, Д.Ю. Ермиловой, А.В. Орловой, Р.В. Захаржевской, Р.М. Кирсановой, Н.М. Тарабукина, Т.П. Неклюдовой, Т.Б. Щепаньской

Межкультурная коммуникация, как предмет исследования философии и культурологии, занимает в последние десятилетия одно из ведущих мест. Ей посвящены труды Ю. Хабермаса, С. Хантингтона, М. Беннета, П. Рикера, К. Белла, М. Пахтера, Ч. Лэндри, Б.Л. Уорфа, М. Бергельсон, У. Эко, В.С. Библера, С.Г. Тер-Минаковой, В.С. Степина, И.И. Халеевой, Г.Г. Молчановой, В.Г Зинченко, В.Г. Зусмана, В.М. Бухарова, Ж.А. Верховской, И.М. Шеиной.

Основные идеи этих и других трудов стали основой для культурологического синтеза представлений о знаково-символической системе моды и ее роли в межкультурной коммуникации.

Цель исследования: осуществить культурологическую интерпретацию моды как языка, знаковой системы, модифицирующейся в процессах межкультурной коммуникации «Запад – Восток».

Объект исследования: мода (костюм) как феномен культуры

Предмет исследования: семиотический аспект костюма и роль моды как знаковой системы в межкультурной коммуникации.

Гипотеза исследования. Предполагается, что мода (костюм), как язык культуры, модифицируясь в процессах межкультурной коммуникации, имеет отличающуюся динамику на разных семиотических уровнях (технологический, иконический, вербальный).

Задачи исследования:

  1. Проанализировать моду (костюм) как культурный феномен на основе синтеза методов, сопряженных культурологическому подходу (социологический, психологический, психоаналитический).

  2. Определить возможности семиотики в исследовании информационной, знаковой стороны моды (костюма) как культурного феномена.

  3. Выявить специфику моды с семиотической точки зрения через анализ ее различных семиотических уровней.

  4. Рассмотреть моду как феномен межкультурной коммуникации в контексте общих процессов интеграции и глобализации.

  5. Проанализировать процессы распространения семиотики на Восток (в Китае), применительно к анализу культуры и ее феноменов.

  6. Рассмотреть трансформации знаковой системы моды (костюма) в области межкультурной коммуникации «Запад-Восток».

Теоретические основы исследования. В качестве теоретической базы данного исследования, с одной стороны, выступают труды представителей семиотики и структурализма Р. Барта, У. Эко, Ю.М. Лотмана, Ю.С. Степанова. Особое значение имеют работы по философии языка А.Н. Портнова, главные положения которых были применены к моде, как одному из языков культуры. В работах представленных мыслителей теоретически формулируется и обосновывается концепция многоуровневости языков культуры, наличия в них качественно различающихся явного и неявного семиотических слоев, каждый из которых выполняет свою функцию в процессах межкультурной коммуникации. С другой стороны, теоретический базис исследования составляют работы по исследованию моды как динамичного культурного феномена: классические (Г. Зиммеля, А. Кребера, Р. Барта) и последних десятилетий (А.Б. Гофмана, Л.В. Петрова, О. Вайнштейн, Р.А. Степучева, В.И. Толстых).

Методологические основы исследования. Основным методом исследования является семиотический, а также близко связанные с ним структуралистский и символический. Эти методы реализуются в контексте антропологического подхода, поскольку специфика культур и межкультурной коммуникации во многом определяется антропологическими факторами, и в настоящее время нередко упоминается так называемый антропологический поворот в семиотике культуры. Вспомогательными, инструментальными методами также являются диффузионистский, сравнительно-типологический и системно-функциональный.

Основные этапы исследования. Основные этапы исследования диктуются логикой, позволяющей раскрывать явление по принципу восхождения «от общего к частному». Поэтому феномен моды раскрывается сначала как общекультурный феномен на основе комплекса культурологических методов. Затем конкретизируется и выделяется семиотический метод, исследуются его возможности применительно к феномену моды. На следующем этапе представленная через призму семиотики мода рассматривается в контексте межкультурного взаимодействия. И, наконец, предметная область моды сужается и конкретизируется в сфере межкультурных взаимодействий «Запад-Восток».

Научная новизна исследования.

  1. Упорядочена методологическая разноплановость семиотики моды, что позволяет проводить как синхронический так и диахронический ее анализ, исследование внешнего (явного) и внутреннего (неявного), абстрактного и конкретного уровней значений. Это позволяет строить коммуникативную модель открытого процесса развития моды.

  2. Впервые описан четвертый вид шифтеров, связанный с использованием математического метода, дополняющий семиотическую систему моды Р. Барта. Благодаря ему, иконические и технологические структуры можно трансформировать в цифровые коды. Через их сравнение открываются внутренние отношения и законы, не проявляющиеся явно при иных способах анализа.

  3. Обосновано, что костюм, являясь одним из факторов аккультурации, может реализовывать все ее стратегии (ассимиляцию, сепарацию, маргинализацию и интеграцию). Самыми желательными в сфере моды являются процессы интеграции, представляющие собой идентификацию как со старой, так и с новой культурой, и создающие мультикультурную моду, что приводит к взаимообогащению участвующих в этом процессе сторон через обратные связи.

  4. Выявлено, что процесс локализации моды в китайской культуре включает в себя этап механического воспроизведения культурного объекта с учетом его трансформаций под влиянием антропологических факторов (рост, особенности фигуры и проч.), а также этап трансформации объекта моды под влиянием культурных традиций (стремления к обобщению, избегание дробления, ориентация на символическое значение чисел и т.д.).

Теоретическая значимость исследования. Материалы диссертационной работы, положения и выводы, сформулированные в ней, имеют теоретическое и методологическое значение для развития теории культуры, семиотики костюма, семиотики моды, теории межкультурной коммуникации, философии языков культуры.

Практическая значимость исследования. Выводы автора могут быть использованы при подготовке соответствующих тем вузовской программы по семиотике, теории культуры, методологии культуры, межкультурной коммуникации. Диссертационное исследование может быть полезно в методологическом плане занимающимся культурными практиками распространения моды.

Личный вклад автора в исследование состоит в проведении культурологической интерпретации трансформаций семиотических структур моды (технологическая, иконическая, вербальная) в процессе межкультурной коммуникации.

Достоверность и обоснованность результатов исследования связаны с использованием, переосмыслением и синтезом разноплановых идей культурологического, философского, семиотического, структуралистского, психологического, антропологического, функционалистского характера, позволивших обосновать методологическую платформу и объемно представить феномен моды в процессе межкультурной коммуникации. Эта сторона исследования тесно связана с анализом эмпирического материала, представляемого модой как культурным феноменом, что позволяет повысить степень достоверности результатов.

Апробация результатов исследования. Диссертационное исследование обсуждалось на заседаниях кафедры философии Ивановского государственного университета. Теоретические материалы исследования прошли апробацию на 9 научных конференциях различного уровня, от международных до региональных, в числе которых конференции «Молодые ученые - развитию текстильной и легкой промышленности (Поиск - 2006)», Иваново, (27.04.2006), «Молодые ученые - развитию текстильной и легкой промышленности (Поиск - 2007)», Иваново, (26.04.2007); «Проблемы экономики и прогрессивные технологии в текстильной, легкой и полиграфической отраслях промышленности: всероссийская науч.–техн.конф». Санкт-Петербург, СПбГУТД, (24-28.04.2006); «Молодые ученые - развитию текстильной и легкой промышленности (Поиск - 2008)», Иваново, (25.04.2008); «Молодая наука в классическом университете: научная конференция фестиваля студентов, аспирантов и молодых ученых», Иваново, (24.04.2009); «Молодая наука в классическом университете: тезисы докладов научных конференций фестиваля студентов, аспирантов и молодых ученых», Иваново, (25.04.2010); «Мода и дизайн: исторический опыт – новые технологии. 13-й международная научная конференция», Санкт-Петербург, (29.06.2010); «Актуальные проблемы современной когнитивной науки: международная научно-практическая конференция», Иваново, (16-17.10.2009); «Актуальные проблемы современной когнитивной науки: международная научно-практическая конференция», Иваново, (22.10.2010).

Практические положения диссертации, эмпирический материал были апробированы в ходе подготовки магистерской диссертации автора («Разработка информационной базы для распознавания и реконструкции систем «мужская фигура - брюки - сорочка». Диссертация на соискание степени магистра техники и технологии. (на правах рукописи). Иваново. 2007), где разрабатывались математические методы анализа костюма; обсуждались на научно-практических конференциях «Молодые ученые - развитию текстильной и легкой промышленности» (2006 – 2008 гг.).

Всего по теме исследования сделано 10 публикаций общим объемом 2,5 п.л. (лично автору 2,0 п.л.), в том числе 1 статья в журнале, рекомендованном ВАК Минобрнауки РФ, и 9 статьей и тезисов, опубликованных в других изданиях.

Положения, выносимые на защиту.

  1. Семиотическая функция моды связана с существованием моды, как сферы распространения важных культурных кодов в области невербальной коммуникации, влияющей на вербальную коммуникацию.

  2. Особое значение в коммуникации имеет неявный уровень знаковой системы костюма, смысл и роль элементов которого самими членами общества не осознаются и выявляются лишь средствами знаково-символического анализа, связывающего моду с другими языками культуры. Исследование этого уровня обязательно должно быть сравнительным, «межкультурным».

  3. Три важнейших семиотических структуры костюма - технологическая, иконическая и вербальная могут быть дополнены математической структурой, позволяющей производить компьютерную обработку визуальной информации, связанной с модой.

  4. Помимо абстрактных (неявных, глубинных) и конкретных (явных, поверхностных) знаковых уровней в системе китайской культуры и моды выделяется промежуточный слой «срединной символики», к которому относятся признаки двойственности, концентрации, полисемии, изменчивости, этнического характера китайского символа.

  5. Распространение моды связано с трансформацией семиотических значений. Примеры восприятия западной моды в Китае показывают, как один и тот же костюм по-новому интерпретируется, воспринимается, встраивается в уже имеющуюся культурную сетку.

Структура исследования. Работа состоит из Введения, двух Глав, соответственно включающих по три параграфа, Заключения и Списка литературы. Объем диссертации 162 страницы. Библиографический список включает 180 наименований, в том числе 19 на иностранных языках.

Похожие диссертации на Семиотика моды (костюма) в контексте межкультурной коммуникации