Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Трансформационные процессы в этнической культуре как объект социокультурного анализа : На примере Республики Тыва Попей-оол Саида Кууларовна

Трансформационные процессы в этнической культуре как объект социокультурного анализа : На примере Республики Тыва
<
Трансформационные процессы в этнической культуре как объект социокультурного анализа : На примере Республики Тыва Трансформационные процессы в этнической культуре как объект социокультурного анализа : На примере Республики Тыва Трансформационные процессы в этнической культуре как объект социокультурного анализа : На примере Республики Тыва Трансформационные процессы в этнической культуре как объект социокультурного анализа : На примере Республики Тыва Трансформационные процессы в этнической культуре как объект социокультурного анализа : На примере Республики Тыва
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Попей-оол Саида Кууларовна. Трансформационные процессы в этнической культуре как объект социокультурного анализа : На примере Республики Тыва : диссертация ... кандидата культурол. наук : 24.00.01.- Москва, 2003.- 161 с.: ил. РГБ ОД, 61 03-24/69-7

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1 : Спецификация социокультурного подхода к изучению этнической культуры 12

1. Типология трансформационных процессов в этнической культуре . 12

2. Спецификация социокультурного подхода к изучению этнической культуры по исследовательским векторам . 42

Глава 2: Тувинская этническая культура как объект социокультурного анализа 63

1. Исторические этапы формирования тувинской этнической культуры. 63

2. Современное состояние тувинского этноса . 82

3. Специфические черты тувинской этнической культуры в общероссийском историческом контексте. 100

Глава 3: Специфика социокультурного анализа в контексте развития тувинской этнической культуры 112

1. Современные особенности социокультурного анализа тувинской региональной культуры. 112

2. Модель лаборатории проектно-исследовательской деятельности . 124

Заключение

Типология трансформационных процессов в этнической культуре

Россия проходит не простой путь социально-экономических, политических и культурных преобразований. И на сегодняшний день становиться актуальным вопрос теоретического осмысления данного процесса. Современная исследовательская позиция должна строиться на необходимости построения такой модели развития России, которая была бы основана на критическом синтезе, как существующих теорий преобразования общества, так и на новейших разработках в данном направлении. Такой подход позволяет определить специфику сегодняшнего федеративного государственного устройства страны и ответить вызовам времени, которые бы учитывали тенденции мирового и регионального развития.

В современном научном мире происходит дифференциация исследовательских походов, объясняющих процессы преобразования общества. Особенно ярко это наблюдается в российской научной сфере. Объясняется это тем, что Россия проходит достаточно высокоактивный период преобразований, результат которых не всегда предсказуем. Культурные особенности различных ее регионов вносят свои коррективы в преобразовательные процессы, которые подчас радикально не совпадают, как вследствие разноуровневого характера, так и вследствие своей разнонаправленное. Исторически эти процессы не новы. И анализ разных по уровню и направленности процессов преобразования в мировой практике уже существует. Особенность России заключается в том, что эти процессы в ней сконцентрированы сразу в территориальном и временном отношении. Поэтому говорить, что процессы преобразования в ней стабильны и упорядочены, не приходится. Но это позже. Давайте в начале рассмотрим классические теории преобразования общества, которые исторически были пройдены западными развитыми странами.

В современном научном мире до XX века существовали теории экономического развития общества по западному образцу (например, теории индустриализации). Их методология базировалась на предположении о том, что история движется к вершинам прогресса через преодоление многообразия общественного устройства к единому рационально устроенному будущему. При этом каждое отдельное человеческое сообщество идет по общему для всех пути развития. Развитые страны в Западной Европе совершили переход от аграрного общества к индустриальному. Это теории экономического, индустриального развития. Центром внимания этих теорий был «экономический человек» с независимыми предпочтениями, стремящийся к максимизации собственной выгоды и знающий, в чем эта выгода состоит. Данные теории индустриализации мы рассматривать не будем. Они рассматривали процесс превращения традиционного аграрного общества в индустриальное с точки зрения трансформации системы хозяйства, технического вооружения и организации труда.

В начале XX века Т. Веблен предпринял попытку создания глобальной доктрины социально-экономического прогресса на базе глубокого исследования развития промышленной системы1, дополненного изучением институциональной структуры общества, что придало его концепции прогностическое значение. Данная теоретическая конструкция учитывала многие факторы изменения общества и, соответственно, стала многофакторной из всех, созданных в первой половине столетия. Развивая институциональные исследования Веблена, его сторонники в послевоенные годы обратились к изучению проблем общества в условиях ускорения технологического прогресса. Так в конце 40-х годов в работах американского экономиста К. Кларка «Экономика в 1960 году» и французского обществоведа Ж. Фурастье «Великая надежда XX века» были сформулированы важнейшие принципы постиндустриального общества. Они основывались на разделении всего общественного производства на первичный (сельское хозяйство), вторичный (промышленность) и третичный (сфера услуг) секторы. Ж. Фурастье указывал, что в хозяйстве будущего большая часть занятых сосредоточится в сфере услуг и информации, человек сможет посвятить себя занятиям более совершенным .

Сама теория модернизации сформировалась как отдельное направление в 50-е годы XX века. Это произошла во время падения колониальной системы и подъема национально-освободительного движения в странах Азии и Африки. Тогда феномен развития этих стран (отстающих от Запада) стал предметом самостоятельного исследования. Руководители стран «третьего мира», как и многие ученые развитых стран, оптимистично смотрели на возможность применения современной экономической теории в качестве основы модернизации освободившихся стран. В качестве исходной предпосылки анализа предполагалось, что проблемы развивающихся стран аналогичны проблемам, которые в прошлом решали развитые страны. Вот тогда возникли теории модернизации (50-60-ые годы XX столетия), которые отражали стремления освобождавшихся обществ найти достойное место в новой системе международных отношений.

Однако тогда существовали ранние аналоги концепции модернизации, в которых содержались идеи трансформации социокультурной сферы в контексте с переходом от традиционного общества к нетрадиционному обществу. Дюркгейм , Маркс4, Теннис5, Кули6, Г. Мейн фиксировали содержательный сдвиг в эволюции социальности, сопряженный с формированием промышленного уклада. Так Дюркгейм выделяет общества с механической солидарностью, основанные на функционировании индивида внутри гомогенной архаической общности, и общества с органической солидарностью, базирующиеся на разделении труда и обмене деятельностью. Переход к обществу с органической солидарностью предполагает, с одной стороны, развитость индивида и дифференцированность индивидуальностей, с другой стороны - основанные именно на этой дифференцированности взаимодополнение и интеграцию индивидов «коллективного сознания» с «чувством солидарности». Высказанная Марксом идея различения обществ с «личной» и с «вещной» зависимостью фиксирует тот же самый момент перехода от традиционных «естественных родовых связей» к социальным отношениям, основанным на частной собственности и товарном обмене, в рамках которого феномен отчуждения порождает иллюзию замещения отношений между людьми «отношениями вещей». Теннис в своей работе «Община и общество»7 (1887) выделяет переход от аграрной «общины», предполагающей общественное владение «натуральным богатством» (прежде всего - землей) и регулируемой «семейным правом», к «обществу», фундаментом которого выступает частное владение «денежным богатством» и фиксированное торговое право. Аналогично, Кули описывает становление нетрадиционного общества как исторический сдвиг от «первичных» к «вторичным группам», критерием дифференциации которых является исторически принятый в них тип социализации личности: в «первичных группах» социализация индивида протекает в рамках семьи (сельской общины), социализация во «вторичных группах» есть социализация в рамках абстрактно заданной общности (государственной, национальной и т. п.), где структура отношений постигается лишь умозрительно. То есть, в различных уже существовавших теориях индустриализации фиксируется одна и та же важная сторона становления индустриального общества. Если в традиционных обществах все отношения зафиксированы по рождению категориями неписаного права, то в индустриальных обществах происходит переход к функциональным (профессиональным, личностным) характеристикам индивида, которые не заданы жестко родовой структурой, но детерминируются социально-экономическими факторами, предполагая внешнюю свободу выбора и регулируясь фиксированным законом. Социализация индивида протекает в таких обществах уже не в непосредственно семейной системе отчета, предполагающей именной или профессионально-кастовый тип трансляции исторического опыта от поколения к поколению, но в абстрактной универсально-логической форме. Генетическая заданная принадлежность к группе, определяющая в традиционном обществе статус человека внутри общины, сменяется функционально-ролевыми отношениями «по соглашению». Мейном найдена предельно выразительная формулировка основного содержания этого процесса «от статуса к договору».

Подобная трансформация социокультурной сферы влечет за собой и трансформацию менталитета, предполагающую изменение как стиля мышления, так и системы ценностей соответствующей эпохи. В модификации стиля мышления центральное место занимают «абстрактизация» и «рационализация»9 массового сознания. Происходит смещение акцентов от ценностей коллективизма к ценностям индивидуализма. И основной фактор становления нетрадиционного общества заключается именно в идее формирования свободной личности. Ментальность носителя врожденного статуса сменяется сознанием субъекта договора. Вебер доказал, что свобода предпринимательства и свободомыслие равно базируются на фундаменте рационализма.

Спецификация социокультурного подхода к изучению этнической культуры по исследовательским векторам

Исследование культуры различных этносов имеет глубокие традиции и привлекает внимание представителей различных наук, прежде всего -археологии, этнографии, психологии, истории, социологии.

Но только с середины XX века осознается потребность в специальном междисциплинарном исследовании культуры. Это происходит тогда, когда центр исследовательской практики начинает смещаться с форм познания других культур (описания обычаев, традиций и обрядов) на формы развития этих культур. Вызвано это было тем, что падение колониальной системы, подъем национально-освободительного движения в странах Азии и Африки сделали феномен развития их культур предметом самостоятельного исследования. Развитие культуры рассматривали не просто как факт истории, а как результат желаемого модернизационного развития, в ходе которого традиционные общества станут индустриальными1.

В начале проблему отсталости стран Азии и Африки связывали с технико-экономической проблемой. В качестве исходной предпосылки анализа предполагалось, что проблемы развивающихся стран аналогичны проблемам, которые в прошлом решали развитые страны. Но разочарование, связанное с провалом многих стран «третьего мира», заставило обратить внимание на их социокультурную специфику.

То, что некоторые страны Юго-Восточный Азии смогли перейти на индустриальный путь развития, не меняя структуру национальной идентичности, делает актуальным изучение соотношения традиционного и иновационного в культуре этноса2.

При проведении диссертационного исследования автор разделяет то положение, что этничность в современном информационном мире может бесконечно трансформироваться (конструктивистский подход). Она, как феномен, больше относится к субъективному психологическому фактору (коллективное сознание, мифология, воображения), а не соотносится только с территорией и историческими процессами становления этноса. Следовательно, этнос - это группа, члены которой обладают общим этнонимом и комплексом сходных черт в культуре, мифом об общем происхождении и коллективной исторической памятью, связывают себя с определенной территорией и испытывают чувство солидарности. Именно это скрепляется традицией культуры. Такое понимание этноса требует комплексности его исследования, при которой этническая культура, как объект исследования, должна быть соотнесена с иерархией определяющих ее систем. Для изучения модернизации культуры этноса автор диссертационной работы вводит междисциплинарный исследовательский подход. В этом подходе этнологический уровень исследования должен быть дополнен антропологическим и культурологическим.

Сам междисциплинарный подход был впервые применен в экономической институциональной школе. Именно институционализм начал активно использовать в экономических теориях идеи и данные других наук, таких как психология, социология и антропология, для того, чтобы содействовать более глубокому анализу институтов и поведения человека3. Они не рассматривали человека как нечто заданное, а говорили, что необходимо учитывать институциональную и культурную среду, в которой находится человек.

Автор диссертационной работы хочет пояснить, установление междисциплинарных связей достаточно сложно в одной исследовательской практике. Например, в антропологии и психологии мы можем обнаружить скрещивающиеся концепции человека, и в то же время их идеи могут приводить к противоположным выводам. Поэтому в этом подходе необходимо тщательно и ответственно использовать междисциплинарные связи между науками, но отнюдь не определять границ этих связей.

Междисциплинарный подход позволяет увидеть в культуре не одномерную величину, а сложное многомерное образование, которое возникает на пересечении антропологических, гуманитарных и социологических наук4.

Автор работы предлагает использовать междисциплинарный подход таких научных дисциплин как антропология, этнология и культурология. Из-за того, что эти научные дисциплины изучают культуру общества или обществ, то бывает сложно сделать четкое разграничение между ними. К тому же буквально в каждой дисциплине предметы, методы, специфические объекты исследования, полевые и теоретические стратегии существенно разнятся не только от страны к стране, от школы к школе, но даже от исследователя к исследователю. Но это обстоятельство не пугает автора диссертационной работы. Ведь в итоге дифференциация и междисциплинарность этих дисциплин должна определить развитие технологий социокультурной деятельности в модернизирующейся культуре.

Антропология, как наука, изучает влияние человека на развитие культуры, и как культура видоизменяет саму природу человека в историческом, социальном и физиологическом измерении. Она исследует соотношение личного начала и социального в культуре.

Антропология - область научного познания, в рамках которой изучается фундаментальные проблемы существования человека в природной и искусственной среде5. Антропология, как наука, стоит на стыке биологических и гуманитарных дисциплин.

Сам термин «антропология» имеет греческое происхождение и означает «наука о человеке)) («anthropos» - человек, «loqos» - учение). Впервые этот термин употребил Аристотель применительно к изучению духовной природы человека. С момента своего возникновения антропология принималась и трактовалась двойственно - как наука о человеческом теле и человеческой душе. В западной науке укоренился достаточно широкий подход к антропологии как к биосоциальной науке, включающей в себя учение о физической организации человека (физическая антропология) и знания о культуре и быте народов (социокультурная антропология) .

Антропологические исследования мы можем обнаружить в трудах натурфилософов (от IV, III вв. до н.э. до XIV в). А как официальная академическая дисциплина она возникла только в конце XIX века. И сегодня в качестве общих (мировоззренческих) предпосылок антропологии принято рассматривать философско-антропологические и теологические формы познания человека, где анализируется универсальность человеческой природы.

Антропология, как наука, предшествовала становлению этнологии и культурологии. В рамках антропологии сформировались такие классические теории культуры как эволюционизм, диффузионизм, психологическое направление и функционализм.

На современном этапе становления антропология развивает традиционное исследовательское направление (физиолого-анатомическое) и ряд нетрадиционных исследовательских направлений в антропологии (культурную, психологическую, социальную и физическую)7. Все антропологические исследования культуры являются стержневыми для культурологического и гуманитарного знания о человеке в целом. И главной задачей современных антропологических наук становится создание целостной концепции человека, где культура пытается раскрыть человеческую природу в ее креативных возможностях.

Одной из последних достижений развития этой науки можно считать возникновение таких направлений, как социальная и культурная антропология в британской и американской науке.

К отличительному признаку социальной антропологии (британской) относится акцент на изучение групповых отношений и социальных процессов.

А. Бастиан, Т. Вайтц, Дж. Мак-Леннан, О. Конт, Г. Морган, Э. Б. Тайлор, Дж. Дж. Фрезер, Г. Спенсер, Ф. Ратцель, Л. Фробениус, Ф. Гребнер, В. Шмидт, К. Уисслер, Р. У. X. Риверс, Г. Эллиота-Смита, М. Лацарус, X. Штейнталь, В.Вундт, Л.Ф.Уорд, У.Г.Самнер.Г. Лебона, Г. Тард, 3. Фрейд, Г. Рохейм, К.-Г. Юнга, Б. Малиновский, А. Рэдклифф-Браун, Т. Парсонс, Р. Мертон, М.Ж. Херсковиц, Э.-П. Э. Эван, М.Мосс, К. Леви-Строс, Л.Уайт, Дж. X. Стьюард, М.Сагшнс, М.Бэкон, И.Альтман, И. Эйбл-Эйбесфельдт, К. Лоренц, М.Фуко, П.Бергер, Т. Лукман и другие.

Предметом исследования этой науки является социальная организация жизни человека и его жизненного мира в традиционных и современных индустриальных обществах. В качестве объекта исследования выступает сообщества людей, объединенных сходными условиями жизни: единым местом проживания, политической организацией, общей культурой и языком.

Современное состояние тувинского этноса

Во втором параграфе рассматриваются антропологические аспекты исследования культуры этноса «тыва» методом синхронического анализа. Именно такой метод анализа позволяет системно проанализировать кризис основных сфер жизнедеятельности и жизнеобеспечения этноса. Антропологические аспекты исследования должен вмещать в себя природные, биологические, социально-культурные, политические направления. Одним из первых в России антропологический (синхронический) анализ применил к исследованию малых народностей В. Г. Бабаков1. Он пишет, что асинхронный (антропологический) подход позволяет типологизировать этнические группы по уровню развития. И важное место в этом направлении исследования занимают пространственно-демографические факторы функционирования этноса (этническая среда, демографическая масштабность и плотность, пространственная непрерывность или дискретность, социокультурная целостность или мозаичность) . Соответственно, антропология вычленяет каждый этнос как самостоятельный объект исследования и потом типологизирует их в соответствии со спецификой каждого.

В большинстве случаев в научной литературе особое внимание уделяется позитивным сторонам этнического развития, и практически мало работ, пытающихся рассмотреть «кризисное» состояние этносов России. Одной из первых, исследование кризиса межнациональных отношений по Республике Тыва, было сделано 3. В. Анайбан. Она для выявления природы межэтнического напряжения провела анализ политической, экономической, социальной сторон культуры этноса в 90-ые годы, что является, в общем-то, антропологическим подходом. Определяя кризис состояния рассмотренных сторон этноса, тем не менее, дает положительную оценку общим преобразовательным процессам, происходящим в регионе. Автор диссертационной работы на основе анализа опыта модернизации стран третьего мира склоняется к обратному мнению.

Диссертант констатирует, что происходит кризис адаптивных свойств тувинского этноса к модернизационным процессам России. Так, по важнейшим общепризнанным социальным показателям Республика Тыва относится к этносам, для которых характерны невысокие показатели как урбанизированное, так и уровня образования. Модернизационные предпосылки у тувинского этноса находятся в процессе становления, сравнительно далеки от завершающей стадии. Следовательно, его национальная культура не обладает достаточным адаптационным потенциалом, что отчасти и является причиной социального напряжения, которое наблюдается в национальной культуре этноса.

Данный материал не претендует на полноту антропологического анализа, но отметим некоторые его содержательные стороны. Первоначально охарактеризуем природные условия проживания этноса, месторасположение этноса и его демографические характеристики .

Республика Тыва (протяженность 170,5 тысяч кв. км) находится в географическом центре азиатского региона. На территории республики более 400 озер, и среди них Нойон-холь - третье в мире по чистоте озеро (после Байкала и монгольского Хабсугула). Климат на территории республики резко континентальный (колебания температуры достигает 90 градусов Цельсия (от -40 до +50)). Здесь можно в течение короткого времени побывать в пустыне, хвойном бору, тайге и тундре. Природные условия (резко континентальный климат) не очень благоприятные для жизнедеятельности людей.

Как известно, природные условия оказывают существенное, хотя и не решающее влияние на развития страны. Географические условия Тувы создают хорошие предпосылки для формирования в ней многоотраслевой экономики, но особенно благоприятны они для развития скотоводства, что и сказалось в традиционных хозяйственных занятиях тувинцев. Рельеф (несмотря на его гористый характер) и гидрографическая сеть не создают каких-либо серьезных препятствий для связей между разными частями Тувы, а, следовательно, и для внутренних языковых и культурных контактов. Более были ограничены географическими условиями внешние связи Тувы с некоторыми соседними территориями, однако эти ограничения не являются, конечно, абсолютными. Тува исстари имела культурные контакты не только с расположенными южнее районами, где она примыкает к равнине, но также и с районами, находящимися от нее к северу, западу и востоку. Влияние природных условий на этнокультурные процессы и внешнекультурные связи были различны.

Месторасположение Республики Тыва (на перекрестке культурных зон Азии) могло бы определить достаточно успешное экономическое, торговое, культурное развитие. Но обстоятельства исторического развития и современная ситуация в Центральной Азии оказывает не столь удачное влияние на развитие данного региона. Современная Республика Тыва граничит с периферийными зонами Сибири (Хакасией, Красноярским краем, Иркутской областью, западной Бурятией) и слаборазвитыми районами Китая и Монголии. Данные регионы имеют аграрную, аграрно-индустриальную, индустриально-аграрную направленность экономического развития, следовательно, они проходят только начальный путь модернизации и нацелены на разрешение внутренних социальных проблем.

В силу исторических обстоятельств Хакасия, Бурятия, Монголия и Республика Тыва имеют схожие историко-этнографические, хозяйственно-бытовые очертания в культуре этносов, что определяется общностью культурно-этнических факторов становления их культур.

Появление новых независимых государств в регионе Центральной Азии (Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана) сформировало новую геополитическую реальность, которая, бесспорно, влияет на политические процессы в других государствах Центральной Азии.

Демографические характеристики Республики Тыва. Анализ динамики внутриэтнических и межэтнических процессов, выявление комплекса противоречий в развитии культуры этноса невозможен без исследования сложных демографических процессов . Местное население Республики Тыва составляет около 310 тысяч человек, 70% из них - тувинцы. Основная часть (то есть 53,5%) граждан республики живет в городах: Кызыл (93 тысячи человек), Ак-Довурак (32 тысячи человек), Шаган-Арыг (25 тысяч человек) и Чадан (16 тысяч человек). В республике насчитывается 17 кожуунов (районов). Плотность населения в центральных районах не превышает 3,5 человек/кв. км, а в труднодоступных горно-таежных - 0,1 человек/ кв. км. В общей численности проживающих в республике тувинское население составляет 66,9 %, русское 27,3 %, на долю других национальностей (хакасов, украинцев белорусов и др.) менее 200 человек5.

Связь типов поселений с языковой практикой применения изучал Губогло М. Н . Под его руководством Анайбан 3. В. вывела различные типы поселений в Туве на основе преобладания русскоязычного и тувинскоязычного населения, которые сложились в советское время. Она констатировала, что «данные переписи населения (1979) показали, что в различных районах Тувинской АССР распространение тувинско-русского двуязычия неодинаково». Но это не мешало тувинцам осваивать, правда, с различным успехом, русский язык для межнационального общения7. Бесспорно, в реальной жизни русский язык являлся многофакторным интегрированным феноменом межнационального общения. Но эта интегрированная культурная среда, объединяющая различные по этногенезу, языку, культуре, обычаям и традициям народы, является амортизатором возникающих межнациональных противоречий и конфликтов.

Если рассмотреть развитие культуры этносов России, то корни большинства наших сегодняшних проблем в сфере языка и культуры уходят к временам не только социалистического строительства, но и Российской империи . Однако развитие языка в Туве начинается в 30-е годы.

Правительственная политика СССР по развитию национального языка при одновременном распространении русского языка как средства межнационального общения имела негативные социальные и культурные последствия. В 80-е годы был достаточно высокий процент лиц тувинской национальности, владеющих русским языком. Но с другой стороны мы можем утверждать, что каждый третий человек не владеет им свободно. Это говорит о том, что распространение русского языка происходило неравномерно. Поэтому актуальной задачей правительства стало создание благоприятных условия для изучения русского языка для всех тувинцев (независимо от места проживания) и тувинского языка для русскоязычного населения.

Применение национального языка в различных сферах общественной и культурной жизни все же ограничено по объективным причинам. А для того, чтобы национальный язык мог иметь необходимый уровень развития, он должен полноценно функционировать в основных сферах общественной жизни - в образовании, в науке, искусстве, средствах массовой информации и, естественно, в обыденном общении. Если употребление родного языка ограничивается кругом семьи и средней школы, то, естественно, его значение в культурной жизни этноса падает9.

Модель лаборатории проектно-исследовательской деятельности

Для того, чтобы глубоко рассмотреть характер взаимодействия общецивилизационных процессов мировой культуры с региональными особенностями в культуре этноса и экстраполировать некоторые прогнозы дальнейшего развития этих отношений, автор диссертации предлагает применить проектно-исследовательскую деятельность в сфере культуры. Для этой цели проектируется лаборатория.

Проектирование предполагает опережающее отражение действительности. Целью проектирования является такое преобразование действительности, когда создаются (или предполагается создание) объекты, явления или процессы, которые отвечали бы желаемым свойствам2.

Проектно-исследовательская деятельность в сфере культуры является одним из ярких примеров социального проектирования, то есть проектирования социальных систем, которое сводится к директивному определению будущего состояния конкретного социального объекта, процесса и явления в рамках определенной программы или плана .

Социальное проектирование является одним из вариантов планового развития социальных процессов и явлений и с целенаправленным изменением конкретных социальных институтов и удовлетворяет требования научного управления .

Проектирование лаборатории проектно-исследовательской деятельности должна опираться на принятые во всем мире системы автоматизированного проектирования. Эти системы получили достаточно широкое развитие с появлением мини-ЭВМ. Система авторизированного проектирования представляет собой организационно-техническую систему, состоящую из комплекса технических средств автоматизации: ЭВМ, дисплеев, графопостроителей, программных средств (операционных систем, систем управления базами данных, пакетов прикладных программ) и т.д. Особое место в системе автоматизированного проектирования занимает информационное обеспечение, которое формируется в виде специальной базы данных, содержащей набор конструктивных, технологических, расчетных элементов. Системы автоматизированного проектирования можно подразделить на конструкторские, технологические, специальные.

Социальное проектирование в сфере культуры позволит на основе использования информационно-технических средств, технологических методов и форм работы создать условия повышения производительности труда работников культуры. Этому могли бы способствовать:

применение математических методов оптимизации расчетных и статистических данных в сфере культуры;

разработка системы многовариантного проектирования в сфере культуры (с применением социально-педагогических, рекреационных и комплексных программ развития культуры);

совершенствования технологии социокультурной и культурно-досуговой деятельности, их методик и различных проектов;

улучшение качества документации и методов сбора статистических данных о работе учреждений культуры;

роста квалификации работников культуры, когда работник, реализуя программу на практике, мог бы проводить и некоторую исследовательскую работу по выявлению факторов ее эффективности;

взаимодействия с автоматизированными системами других уровней. Достижение желаемой цели в системе социального проектирования обеспечивается выбором и эксплуатацией наиболее эффективных ЭВМ, созданием банков данных, на основе которых происходило бы проектирование конкретных объектов и процессов в области культуры. Для унификации и стандартизации методов проектирования, проектной документации используют различные системы автоматизированного документирования проектных решений5.

Важнейшей задачей создания системы автоматизированного проектирования и ее эксплуатации являются освобождение работников от рутинных технических, расчетных операций и максимальное повышение доли творческого труда.

Наша лаборатория, включая в себя систему автоматизированного проектирования, должна нести расширенную работу: проектно исследовательскую, учебно-имитационную и информационно коммуникативную. Чтобы реализовать столь широкую работу лаборатории, необходимо создать ученый экспертный совет.

Экспертный совет должен иметь следующий состав:

1) Председатель комиссии по информации при Совете,

2) Директор лаборатории проектно-исследовательской деятельности,

3) Представители науки и образования (ректора, профессора),

4) Зам. директора по научно-исследовательской работе,

5) Ученый секретарь.

Основные функции экспертного совета:

1. Определение основных направлений научно-исследовательского развития лаборатории;

2. Формирование планов научной и научно-технической деятельности и контроль над их выполнением;

3. Утверждение тематических планов координация научных исследований;

4. Экспертиза и приемка (лицензирование) проектно-исследовательской продукции;

5. Централизованное снабжение региональных учреждений культуры лицензионными программными разработками;

6. Организация курсов по подготовке и переподготовке специалистов;

7. Публикация методических материалов.

Направления деятельности лаборатории:

1) Разработка концептуальных основ культурной региональной политики;

2) Создание и эксплуатация телекоммуникационных сетей и служб в учреждениях культуры;

3) Отработка механизма наполнения центральной базы данных центрального региона и механизмов взаимодействия с другими регионами. В рамках программы осуществляется поддержка методических кабинетов учреждений культуры;

4) Разработка стратегии программного развития культуры, а также объединение в рамках программ всех методических центров, учреждений культуры и образования;

5) Поддержка работы регионального узла сети Internet, информационное наполнение развернутых на базе этого узла баз данных и разработка услуг серверов;

6) Освоение многопроцессорных (синергетических) систем и предоставление вычислительных ресурсов вузам и научным организациям региона для решения задач моделирования сплошных (открытых) сред, моделирования социально-экономических и социально-культурных систем, аналитическая обработка информации для администрации и т.д.;

7) Разработка методических материалов по освоении технологий и методик социокультурной и культурно-досуговой деятельности;

8) Разработка и внедрение геосоциоинформационных систем; продвижение на региональный рынок оригинальных авторских разработок и программ в области образования и воспитания. Накопление научного потенциала в области культуры на уровне геосоциоинформационных систем и средств мультимедиа. Разработка графических и мультимедиа компонентов для систем автоматизированного проектирования и управления, интеграция этих компонентов в среду программ;

9) Разработка программного обучения в области математического моделирования и систем автоматизированного проектирования;

10) Создание компьютерных обучающих программ и тренажеров.

Похожие диссертации на Трансформационные процессы в этнической культуре как объект социокультурного анализа : На примере Республики Тыва