Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Творчество женщин-художниц в культуре России (На материале светского искусства XVIII - последней трети XIX веков) Лебедева Елена Геннадиевна

Творчество женщин-художниц в культуре России (На материале светского искусства XVIII - последней трети XIX веков)
<
Творчество женщин-художниц в культуре России (На материале светского искусства XVIII - последней трети XIX веков) Творчество женщин-художниц в культуре России (На материале светского искусства XVIII - последней трети XIX веков) Творчество женщин-художниц в культуре России (На материале светского искусства XVIII - последней трети XIX веков) Творчество женщин-художниц в культуре России (На материале светского искусства XVIII - последней трети XIX веков) Творчество женщин-художниц в культуре России (На материале светского искусства XVIII - последней трети XIX веков)
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Лебедева Елена Геннадиевна. Творчество женщин-художниц в культуре России (На материале светского искусства XVIII - последней трети XIX веков) : Дис. ... канд. культурологических наук : 24.00.01 : Москва, 2005 244 c. РГБ ОД, 61:05-24/57

Введение к работе

Творчество художниц в России ХУШ-последней трети XIX веков, как любительниц, так и профессионалов, до сего момента, не было объектом комплексного и всестороннего изучения, и не привлекало внимание отечественных специалистов, в то время, как практически все, предыдущие исследователи, скрупулезно изучали творчество художников в контексте взаимовлияния искусства и культуры.

Работы, которые существуют по данной проблеме, носят фрагментарный и разрозненный характер. Тема «Творчество женщин-художниц в культуре России (на материале светского искусства XVIII-последней трети XIX веков)», ставшая основой диссертации, в искусствознании и культурологии оставалась неизученной. Большинство исследователей, анализируя конкретно-историческую содержательность творчества художников или определенный художественный метод, не считают необходимым обращаться к художественному наследию, созданному женщинами, и женское творчество остается как бы за рамками культурного развития России. В этой работе автор впервые затрагивает тему женского творчества в русской культуре. Интересны как сами художественные произведения, исполненные женщинами, так и возможные особенности, отличающие работы, художниц от работ, созданных художниками.

Актуальность работы заключается в том, что она представляет первый опыт в российской культурологии специального исследования по данной проблеме. Анализ творческой деятельности художниц дается во взаимосвязи с историческими событиями, рисующими общекультурную картину в России. Особое внимание в работе уделяется произведениям художниц-дилетанток, среди которых выделяются представительницы императорского дома.

В процессе работы автором проанализированы и классифицированы многочисленные произведения художниц, в том числе неопубликованные ранее из коллекции ГИМа и уже известные образцы из собраний российских музеев: ГЭ, ГРМ, Гос.музея-заповедника «Павловск», l'1'l, ГЛМ, Музея изобразительных искусств Республики Карелия, Художественной галереи г. Казань.

Объектом исследования стали живописные и графические произведения, а также произведения декоративно-прикладного искусства, созданные художницами в России в ХУШ-последней трети XIX веков.

Предметом исследования явились художественные направления, получившие отражение в работах мастериц, приемы индивидуального стиля. Были проанализированы аналогии, выявленные в произведениях художниц и образцах мировой живописи, послуживших основой для

создания некоторых работ, произведена атрибуция нескольких акварелей.

В диссертации используется как публицистическая, так и мемуарная литература: И.Г.Георги, Записки императрицы Екатерины II, ПСумарокова, Д.Ф.Кобеко, Е.СШумигорского.

Временные рамки исследования определяются периодом с XVin до 1880-х годов XIX веков. Таким образом, охватывается два столетия российской истории и культуры: со времен императора Петра I до царствования Александра Ш, что позволяет проанализировать творческую деятельность художниц во взаимосвязи с историко-социологической и историко-культурологической общественной средой. Автор рассматривает предпосылки творчества художниц, их место в общей картине развития искусства указанного периода, а также, в частности, значение, оказанное на дальнейшую эволюцию женского творчества, и, главным образом, на формирование нового художественного явления - женщина-творец, во всех сферах культурной жизни России означенного периода.

Степень разработанности темы. В работе над диссертацией автор обращается к кругу исследований, посвященных русскому искусству ХУШ-ХГХ веков, из которых следует отметить общие труды авторов XX века: Н.Н.Врангеля, М.В. Алпатова, В.С.Турчина, В.Микац, Н.НТончаровой.

Творческая деятельность профессиональных художниц-иностранок, работавших в России в ХУЛІ веке, находит свое отражение в некоторых исследованиях, среди них: очерки А.И.Сомова Женщины-художницы», Н.Н.Врангеля «Иностранцы XVTII века в России», Е.П.Ренне «Кристина Робертсон в России»; книги Т.А.Лукиной «Мария Сибилла Мерриан», Г.Белковой «Французский живописец при дворе трех императоров».

Что касается развития жанров, занимающих значительное место в русском искусстве в эту эпоху, то в диссертации были использованы труды В.С.Турчина «Проблемы русского искусства второй половины ХУШ-ХГХ века в контексте изучения западноевропейского неоклассицизма» и «Три пути развития романтизма в России», Н.Н. Гончаровой «Русский дворянский портрет в графике первой половины XIX века», О.А.Лясковской «Пленер в русской живописи ХГХ века», Е.Борисовой «Романтические тенденции в русском интерьере. К вопросу о бидермейере» и Э.Я.Логвинской «Интерьер в русской живописи первой половины ХГХ века», И.С.Болотиной «Русский натюрморт».

Своеобразный культурологический анализ мировоззренческой основы искусства первой половины ХГХ века в России, когда формировались новые эстетические и моральные понятия, дает

А.В.Корнилова в своей книге «Мир альбомного рисунка. Русская альбомная графика конца ХУШ-первой половины XDC века».

Из литературы популярного характера следует отметить книгу С.Масси «Павловск. Жизнь русского дворца» (1990 г.) и публикации Ю.В.Мудрова, посвятившего Павловску исторические очерки.

Цель работы состоит в комплексном исследовании творчества художниц, работавших в России в период с ХУШ по XIX век, как яркого художественного феномена в отечественной культуре. В соответствии с этим в диссертации поставлены следующие задачи:

-рассмотрение исторического контекста эпохи;

-определение культурно-исторических предпосылок

возникновения этого явления;

-анализ влияния различных направлений в искусстве на формирование художественного мировоззрения мастериц;

-изучение специфики почерка художниц;

-анализ влияния женского творчества, как явления, на искусство в целом.

Методологической основой данного исследования является изучение художественной культуры различных периодов времени, в которых творили женщины. Для раскрытия принципов организации художественного произведения был использован историко-типологический подход. Анализируя систему общих признаков художественной формы, присущих произведениям ХУЛІ и последней трети XIX веков был использован формально-стилистический метод. Для выявления влияний применялся сравнительный искусствоведческий анализ. Такой подход методологически и логически позволяет обосновать выделение художественной манеры женских произведений как специфического творческого метода в русском искусстве. И, наконец, изучались индивидуальные особенности отдельных художниц.

Научная новизна диссертационной работы, состоит в постановки проблемы всестороннего и наиболее полного изучения феномена женского творчества, что в отечественной культурологии происходит впервые. Автор пытается выявить характерные черты, присущие произведению, созданному женщиной, определяет истоки появления интереса к художественному самовыражению в женском обществе и влияние различных течений и стилей в искусстве на женское творчество ХУШ-последней трети ХГХ веков.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что автор рассматривает вопрос творчества художниц не с гендерных позиций, а с культурологических. Женский аспект в искусстве России, интересует нас, именно как культурное явление, составляющее одну из граней истории искусства. Каждый творческий опыт художниц XVIII и последней трети XIX веков в России, когда женщины, работавшие

профессионально (или почти профессионально), были буквально наперечет, является ценным предметом для изучения. По мере приближения к XX веку вместе с ростом социального и образовательного равноправия российских женщин растет и их вовлеченность в профессиональное творчество. Заметно увеличивается число женщин-поэтов, женщин-художниц. Их имена все чаще встречаются среди различных художественных объединений. Однако и поныне в российской искусствоведческой среде определение «женское» вызывает на удивление ожесточенные споры, в общественном сознании

противоречивые и традиционно нелестные ассоциации: <окенское искусство» (значит, слабое) либо «феминизм» (напротив, агрессия и угроза). ЛНоклин в своей статье «Почему не бывает великих художниц?» (1992) пишет, что « в основе вопроса о женщине-художнице лежит миф о Великом Художнике - герое сотен монографий, богоподобном, неповторимом - чья личность с самого рождения наделена особой субстанцией Самородного Гения или Таланта, наподобие жареной клецки в курином бульоне, которого, как шила в мешке, не утаишь, какими бы неблагоприятными и бесперспективными ни были обстоятельства».1 Подобных универсальных мифов о Великой Художнице не существует. Другое дело декоративно-прикладное искусство, особенно связанное с тканями

безоговорочно относилось к сфере женских занятий. Вплоть до XX века самые различные факторы надежно ограждали «большое искусство» от женщин-художниц. Права на собственность, на получение профессионального художественного образования успешно регулировались в российском обществе законами и религиозными запретами. Поэтому не удивительно столь малое число известных нам женских имен в искусстве. Еще в XIX веке творчески одаренные женщины могли получить профессиональные навыки лишь у близких им мужчин-художников. ЛНоклин указывает на ту роль в формировании художниц, которую играли их отцы или мужья. Подобная исторически сложившаяся и неблагополучная для женщин ситуация зачастую воспринимается как закономерная тенденция.

Исследуя работы, созданные художницами, автор диссертации встает перед проблемой академического характера - существует ли особое женское письмо. И если да, то, какие факторы, прежде всего, влияют на формирование такой особости - исторические, биологические или же изначально другие параметры.

Очень важный мотив исследования - это возможность взглянуть на мир глазами женщины, которую может предоставить только

1 Noklin L. Why have There Been No Great Women Artist? //Heresies, 1992, Jfe 26.

визуальное искусство. Именно оно позволяет нам проследить, как на протяжении столетий меняется женский взгляд.

Россия, как известно, территория синтеза, где Восток и Запад все-таки встречаются. Здесь таинственным образом переплетаются самые различные традиции, национальные, моральные и социальные.

Княгиня Ольга первой на языческой Руси откликнулась на идеи новой цивилизации - христианства. Вслед за нею: в средневековье -Марфа Посадница, последняя защитница вольностей Великого Новгорода и Софья Палеолог, ломающая силу удельных князей; в XVIII веке - императрица Екатерина П и ее ближайшая сподвижница княгиня Е.Р.Дашкова; в ХГХ столетии - математик, Президент Академии наук Софья Ковалевская; в XX веке - художницы, поэтессы и прочие «русские амазонки» - вплоть до наших дней. «Никакие исследования не в состоянии так полно и ясно представить всю историю русской земли, как история русской женщины, если бы история эта могла быть обстоятельно разработана, но где (русская) женщина как бы невзначай (в истории) проявляется, там по ее проявлениям можно смело судить, что таково было господствующее направление истории, каким его отражает в себе женщина, и что направлением этим она же, невидимо для мира, и руководила, выражая собою, знамение времени»,2 - писал в 1911 году беллетрист Д. Л.Мордовцев.

Еще в XVI веке богослов и публицист Максим Грек в «Слове пространне излагающе с жалостию настроения и бесчиния царей и властей последнего жития», а за ним философы начала XX века КБердяев, В.Соловьев, В.Розанов - персонифицировали Россию в образе женщины.

Первые имена, которые могли бы открывать историю женского творчества в нашей стране - вероятно, Евфросиния Старицкая, тетка Ивана Грозного, Царица Ирина Годунова, жена царя Федора Ивановича и сестра царя Бориса Федоровича Годунова. Именно они возглавляли и руководили в средневековой Руси художественными мастерскими золотного шитья.

На протяжении XVII-XX веков статус женщин, принадлежавших к правящей династии, существенным образом менялся (впрочем, как и российских женщин вообще): от затворнического, «теремного» существования «во внутренних покоях дворцов», до выхода на авансцену политической жизни. Переломным в положении женщин из царской семьи оказалось правление Петра I, во времена которого женщины высшего сословия стали непременными участницами государственных торжеств и светских развлечений. Перенесение в

Мордовцев Д.Л. Замечательные исторические женщины на Руси. Калининград, 1994.C.158.

Россию гораздо более открытой и демократичной жизни стран Западной Европы способствовало этому, как и принятие, Петром I титула императора, автоматически возвышающего не только личность монарха, но и его семью.

В середине XVIII века, во время правления дочери Петра I Елизаветы Петровны, искусство России получает бурное развитие за счет притока иностранных мастеров. Однако сама императрица, вероятно, не обладала художественными талантами, по крайней мере, нам неизвестны произведения искусства, созданные ею.

Первая публикация, рассматривающая женское искусство с гендерных позиций, принадлежит известному искусствоведу и критику искусства М.НЛблонскоЙ, она обратилась к изучению женского творчества и систематизации искусства художниц в России. В своей статье, написанной ею еще в 1990 году, она отмечала: «И сегодня, определяя творческие достижения женщин-художниц, принято оценивать их, возвышая до инопольхх - «мужских» критериев -«мужской характер дарования», «мужская сила выразительности», «мужское искусство»... А между тем особая предрасположенность женщин к образному анализу действительности обладает своей яркой спецификой, нисколько не менее ценной, чем «мужская».3

Тема женского творчества нашла свое отражение и в статьях доктора искусствоведения Л.А. Маркиной, в последней публикации исследователь обратилась к творчеству художниц в России: «Художницы в России: от барокко до модерна». Материал был приурочен к выставке «Искусство женского рода. Женщины-художницы в России XV-XX веков», проводимой ГТГ в 2002 году. Эта выставка стала событием не только для знатоков и любителей отечественного искусства, но и, пожалуй, для всего художественного мира. Впервые вместе были собраны работы мастериц, хранящиеся в различных музеях нашей страны от XV до XX века. Если вспомнить первые выставки произведений женщин-художниц в 1989 и 1990 годах в Москве - в галерее «Садовники» и ЦДРИ и в выставочных залах Санкт-Петербурга, то их организаторы стремились выделить из общего потока, выстроить и интерпретировать собственно женский дискурс в искусстве того периода. Устроители выставки 2002 года в Третьяковской галерее показали эволюцию русского искусства на примере художественных произведений, созданных женщинами. Одновременно они понимали, что даже в большой панораме охватить все работы женщин, как прошлого, так и настоящего времени практически невозможно. Основное внимание уделялось именам наиболее талантливых мастериц,

3 Yablonskaya М. Women Artists of Russia New Agc.-L.&N.Y., 1990.

среди них: Екатерина Хилкова, Софья Сухово-Кобылина, Елена Поленова. Осенью 2004 года Государственным Историческим музеем была организована выставка «За любовь и Отечество». Фрейлины и кавалерственные дамы XVIII-начала XIX века». В экспозиции этой выставки, впервые была представлена галерея портретов придворных и кавалерствешшх дам, орденские знаки, фрейлинские шифры, документы, фотографии, книги, предметы дворцового обихода из музеев, архивов и библиотек как целостный ансамбль памятников, характеризующих придворный стиль жизни на «женской половине»

' российского императорского двора. Наряду с этим среди экспонатов

выставки были работы, созданные, как профессиональными художницами, избравшими своими моделями фрейлин императорского

і двора: живописные портреты княгинь В.М.Гагариной и Л.Т.Голицыной,

созданные в 1840-е годы А.Козиной. Так и дилетантками, изображавшими любимые уголки природы, бытовые сюжеты: рисунок А.Ф.Тютчевой «Храм Дианы в Байях близ Неаполя»; картина на дереве графини А.А.Толстой, где художница запечатлела себя и свою мать графиню П.В.Толстую в интерьерах дома в Царском Селе. В этом же 2004 году в ГАРФе открылась выставка, посвященная императорской семье: «Павел 1. Мир семьи». Помимо различных документов, писем и дневников, отражающих «вседневной обиход» августейшего семейства, устроители выставки показали и художественные упражнения детей Павла Петровича. Среди них рисунки дочерей, великих княжон: Александры Павловны, Елены Павловны, Марии Павловны и Екатерины Павловны, ныне хранящиеся в ГРМ и ГАРФе (ф.663).

Практическая значимость диссертации заключается в выводах и наблюдениях, которые могут быть использованы как дополнительный материал при тендерных исследованиях, при изучении русской живописи и подготовке соответствующих курсов лекций и учебных

', пособий, при атрибуции произведений русской живописи.

Положения, выносимые на зашиту;

1.Творчество российских императриц - важная составляющая культуры России.

2.Художницы-любительницы вслед за императрицей Екатериной П, а позднее - Марией Федоровной (1759-1828), личным примером утверждали в дамском обществе интерес к искусству и художествам.

3.Альбомное творчество помогало раскрытию художественных способностей у любителей. «Памятная книжка», как предмет сугубо личный, снимала момент стеснения в демонстрации своих творческих способностей, чем объясняется большое количество дилетантских рисунков, украшающих страницы альбомов.

4.Работы художниц-любительниц в коллекции альбомов Отдела изобразительных материалов ГИМа.

5.Иностранные художницы в России, как пример женского профессионализма в изобразительном искусстве.

б.Появление отечественных профессиональных художниц в первой половине XIX века - шаг к развитию женского художественного движения в России

7.»Женское» и «мужское» в искусстве - проблема во многом надуманная. Искусство всеобъемлюще и универсально, поэтому, невозможно, не зная автора, определить пол создателя произведения.

8. Значительный пласт произведений, созданных женщинами в XVIII-последней трети XIX веков, показал важную роль художниц в формировании и развитии искусства России Нового времени. Творчество любительниц подготовило почву для расцвета, в начале XX века, искусства «амазонок авангарда».

Апробация. Ряд положений диссертации опубликован в виде статей в научных сборниках, а также изложен в выступлениях на тематических конференциях: доклад «Иконография императрицы Марии Федоровны» - IV научная конференция «Павловские чтения», Павловск, 1999; доклад «Императрица Мария Федоровна - художница» -ежегодная конференция-семинар молодых ученых «Науки о культуре -шаг в XXI век», Москва, 2001; доклад «Дамский альбом в дворянской культуре» - научная конференция «Искусство женского рода. Женщины-художницы России XV-XX веков», Москва, 2002; доклад «Императрица Мария Федоровна и ее вклад в развитие женского художественного образования в России» - Всероссийская научная конференция «Открытые культуры», Ульяновск, 2002; доклад «Творчество художниц-дилетанток в альбомной культуре России первой половины ХГХ века» -ежегодная конференция-семинар молодых ученых «Науки о культуре -шаг в XXI век», Москва, 2002; доклад «Иконографический метод исследования» - ежегодная конференция-семинар молодых ученых «Науки о культуре - шаг в XXI век», Москва, 2003; доклад «Художницы в России ХУШ-ХГХ веков и проблемы профессионального обучения» -научная конференция «Образование в пространстве культуры», Москва, 2004.

Похожие диссертации на Творчество женщин-художниц в культуре России (На материале светского искусства XVIII - последней трети XIX веков)