Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Творчество Н.П. Вагнера в религиозной культуре России последней трети XIX века. Раздъяконов Владислав Станиславович

Творчество Н.П. Вагнера в религиозной культуре России последней трети XIX века.
<
Творчество Н.П. Вагнера в религиозной культуре России последней трети XIX века. Творчество Н.П. Вагнера в религиозной культуре России последней трети XIX века. Творчество Н.П. Вагнера в религиозной культуре России последней трети XIX века. Творчество Н.П. Вагнера в религиозной культуре России последней трети XIX века. Творчество Н.П. Вагнера в религиозной культуре России последней трети XIX века. Творчество Н.П. Вагнера в религиозной культуре России последней трети XIX века. Творчество Н.П. Вагнера в религиозной культуре России последней трети XIX века. Творчество Н.П. Вагнера в религиозной культуре России последней трети XIX века. Творчество Н.П. Вагнера в религиозной культуре России последней трети XIX века. Творчество Н.П. Вагнера в религиозной культуре России последней трети XIX века. Творчество Н.П. Вагнера в религиозной культуре России последней трети XIX века. Творчество Н.П. Вагнера в религиозной культуре России последней трети XIX века.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Раздъяконов Владислав Станиславович. Творчество Н.П. Вагнера в религиозной культуре России последней трети XIX века. : диссертация ... кандидата исторических наук : 24.00.01 / Раздъяконов Владислав Станиславович; [Место защиты: Российский государственный гуманитарный университет].- Москва, 2009.- 241 с.: ил.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1: Исторические корни спиритизма и его распространение в странах Западной Европы до начала XX века 12

I. Основные предшественники спиритизма 12

1. Общая характеристика спиритизма

2. К вопросу об истоках спиритизма: христианские и античные корни 15

3. Кембриджские неоплатоники: призыв к научному исследованию колдовства 17

4. Эммануил Сведенборг на путях пересечения рациональной и мистической традиции 19

5. Франц Месмер: рационалистическая медицинская теория 23

6. Иоганн Юнг-Штиллинг и Юстин Кернер 27

II. Возникновение спиритизма и основные этапы его распространения до начала XX века 35

1. Культурный контекст возникновения спиритизма в США XIX века и ближайшие причины его быстрого распространения 35

2. История в Гайдсвилле: сестры Фокс и начало движения 39

3. Деятельность А.Дж. Дэвиса и первые шаги спиритизма в США 4 3

4. Деятельность И.Д. Риваля-(Аллана Кардека) и его учение 52

5. Наука на службе у духов: феномен ученых спиритов 59

6. Учение спиритизма в контексте теории секуляризации М. Вебера 66

Глава 2: Спиритизм в России XIX века: от игровой практики к попытке общественного признания 74

I. История российского спиритизма

1. Столоверчения 1850-годы годы: спиритизм в высшем свете 77

2. Русский кардекизм 1860-х гг или несостоявшееся признание 89

3. «Экспериментальный спиритизм» в 1870-х годов: суд науки и общества 99

4. 1880-е годы и попытка популяризации спиритизма 125

5. Спиритизм в 1890-е годы и вызовы оккультизма 142

II. Краткие выводы 158

Введение к работе

Религиозная ситуация в России XIX века в последние годы является предметом изучения для многих исследователей. Однако, до сих пор существуют некоторые области в исследованиях религии, которые остаются почти нетронутыми, среди них - история появления и развития в России спиритизма как религиозного учения. Спиритизм остается за пределами внимания исследователей, прежде всего, из-за возникающих сложностей с идентификацией феномена как исключительно религиозного явления. Вместе с тем то внимание, которое уделялось спиритизму со стороны русской общественности, включая виднейших представителей русской культуры, свидетельствует о важной роли, которую играл спиритизм в русском образованном обществе второй половины XIX века.

Автор предпринимает попытку отчасти компенсировать пробел в исследовании этого явления, сосредоточивая свое внимание на изучении творчества одного из активных распространителей спиритического учения в России, профессора, доктора биологических наук, член-корреспондента петербургской академии наук Николая Петровича Вагнера (1829-1907).

Объектом данного исследования является спиритизм - основные источники, повлиявшие на его становление, историческое развитие и основные формы. В фокусе исследования диссертации находится вероучение спиритизма. Предметом исследования диссертации выступает публицистическое и художественное творчество Н.П. Вагнера.

Цель диссертации состоит в определении места творчества Н.П. Вагнера в религиозной культуре России последней трети XIX века, прежде всего, как активного сторонника и популяризатора спиритизма. Автор счел необходимым указать и на иные, не связанные напрямую со спиритизмом, религиозные аспекты творчества писателя, без которых понимание его вклада в религиозную культуру России было бы неполным. В ходе работы были постав-

лены следующие исследовательские задачи: во-первых, представлялось необходимым показать исторические корни происхождения вероучения спиритизма, а также историю, теологию и практику «спиритизма» на Западе; во-вторых, следовало реконструировать процесс проникновения и развития «спиритизма» в России, показав критическое отношение к спиритизму со стороны образованной интеллигенции, научного сообщества и церкви; в-третьих, проанализировать художественное и публицистическое творчество Н.П. Вагнера и раскрыть его вклад в развитие спиритизма в России, показать особенности восприятия спиритизма Н,П. Вагнером, показать особенности преломления спиритического учения в художественных текстах Н.П. Вагнера.

Теоретические и методологические основания исследования. На наш подход к материалу повлияло обоснование герменевтики в трудах Г.Х. Гада-мера, исторические исследования И.Ю Виницкого, Н.А. Богомолова, теоретические работы, Ю.М. Лотмана, Г.С. Кнабе, С.С. Аверинцева. Основополагающим принципом научного исследования для данной работы является историзм. В работе задействованы также общенаучные методы познания -сравнение, абстрагирование, анализ и синтез, восхождение от абстрактного к конкретному, интерпретация.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1840-х годов XIX века до 1907 года (год смерти Н.П. Вагнера) XX века. В контексте постановки проблемы происхождения спиритического учения автор использует более ранние источники (Ф.А. Месмер, Э. Сведенборг и др.). При определении степени влияния спиритического учения на культуру России используются для иллюстрации более поздние источники, вплоть до начала советского периода в истории России. Вместе с тем, особый акцент сделан на анализе непосредственно сочинений Н.П. Вагнера, публикация которых приходится на последнюю треть XIX века.

Источники и историография.

Разработка темы предполагает использование различных источников, которые можно разделить на несколько основных групп. К первой группе источников относятся тексты, написанные непосредственно Н.П. Вагнером: художественные тексты (сказки, повести, романы), исследования по биологии (учебники, статьи), публикации по спиритизму (статьи, записи медиумических явлений), переписка с Ф.М. Достоевским, Н.С. Лесковым, Л.Н. Толстым, К.П. Победоносцевым, статьи в редактировавшихся Н.П. Вагнером журналах «Свет» и «Ребус».

Вторую группу источников составляют тексты, в которых изложены взгляды русских активных сторонников спиритического учения и которые имеют ярко выраженный апологетический характер, Речь идет прежде всего о работах А.Н. Аксакова и A.M. Бутлерова - ближайших сподвижников Н.П. Вагнера, а также других значимых представителей российского спиритизма -А.П. Болтина, Д.Н. Цертелева, В.И. Прибыткова, В.П. Быкова. Сюда же примыкают и иные источники, публиковавшиеся в спиритических журналах «Ребус» и «Спиритуалист», а также обширная спиритическая литература «посланий с того света» - письма, стихотворения и иные тексты, подписанные именами известных литераторов и публицистов1.

К третьей группе источников относятся тексты, в которых содержится критика спиритического учения. В первую очередь это критика со стороны деятелей науки и искусства (Ф.М. Достоевский, Д.М. Менделеев, Н.Н. Страхов, B.C. Соловьев, Л.Н. Толстой и др.), критика представителей Русской Православной Церкви (митр. Филарет (Дроздов), свящ. П.А. Флоренский, свящ. Иоанн Кронштадский, свт. Феофан Затворник, свящ. СВ. Булгаков и др.). К четвертой группе источников относятся тексты, написанные основателями и активными сторонниками спиритического учения и важные для оп-

1 См.: Виницкий И.Ю. Общество мертвых поэтов. Спиритическая поэзия как культурный феномен второй половины XIX века. - М.: НЛО, 2005, №71; Виницкий И.Ю. Нечто о привидениях: истории о русской литературной мифологии XIX века. - М., 1998.

ределения общих положений спиритизма (А.Дж. Дэвис,.И.Д. Риваль, А. Конан-Дойль, Э. Бриттен, У. Крукс, Д. Юм, К. Ричмонд и др.).

В историографию диссертации входят полемические и критические статьи, рассматривающие и дающие оценку спиритизму как одному из главных увлечений русского, светского общества второй половины девятнадцатого века; научные критические статьи, посвященные вопросам т.н. «экспе-риментального спиритизма»; исследовательские тексты, рассматривающие феномен спиритизма 19 века.

Значительное влияние на работу оказали исследования д.и.н., проф.

Ильи Виницкого и, в частности, статья «Мелькающие руки» (НЛО, 2006) -единственная вышедшая в недавнее время работа, включающая анализ спиритических текстов Н.П. Вагнера. В работе, посвященной «спиритическому воображению профессора Вагнера», Виницкий рассматривает его «как крайний случай научного милленаризма — утопии, характерной для позитивистского мышления в период быстрого развития экспериментальных наук и острого религиозного кризиса». Виницкий подчеркивает, что именно Н.П. Вагнер и A.M. Бутлеров «перевели спиритизм из периферии в центр общественной дискуссии, превратили его из светского развлечения с оккультным оттенком в научную лабораторию, снимающую мистический характер с наблюдаемых явлений». Спиритизм «...явившись на пересечении богословия, естественных наук, психологии и литературы, спародировал лежащие в их основе утопические практики». Виницкий характеризует учение, изложенное Вагнером, как «спиритический реализм», указывая на его отличие от иных, сходных воззрений американских и французских спиритуалистов. Виницкий

2 Виницкий И.Ю. Мелькающие руки: спиритическое воображение Н.П. Вагнера / НЛО, 2006, № 78.

характеризует мировоззрение Вагнера как «милленаристскую утопию эмпирика-позитивиста», а сам «экспериментальный спиритизм» рассматривается как «тотальная десакрализация сверхъестественного, его сегментация, антро-пологизация, "сциентизация" и вульгаризация».

В другой своей работе «Общество мертвых поэтов» (НЛО, 2005) Ви-ницкий проводит анализ т.н. спиритической поэзии, то есть сообщений якобы полученных через медиумов от некогда живших поэтов (например, Тредьяковского, Жуковского, Веневитинова, Пушкина, Лермонтова, Апухтина, Вейнберга, Лохвицкой и т.д.). Автор выделяет ряд отличий западного (прежде всего, французского) и российского спиритизма: во-первых, «русские духи не сообщали новых учений (хотя попытки и делались), были политически умеренными, даже консервативными, и отличались практическим складом ума». Во-вторых, в России способ вызывания духов при помощи стола и планшетки был и оставался основным вплоть до конца века, а другие способы контактов - через транс или с использованием иных подручных средств - не практиковались. Автор приходит к выводу, что «стол в русском культурном дискурсе второй половины XIX века становится одним из важных символических образов, "собирающим" вокруг себя животрепещущие темы эпохи».

Направление исследования также принимало во внимание выводы статьи А.А. Панченко «Спиритизм и русская литература (2005): из истории социальной терапии», в которой автор рассматривает спиритизм как «своеобразную амальгаму традиционных магических практик и прогрессистской идеологии XIX в», благодаря которой «репрезентации спиритизма постоянно лавируют между "мистическими" и "рационалистическими" дискурсами».

Историографию диссертации можно разделить на несколько групп. В первую группу историографии следует отнести работы, посвященные анализу художественного творчества Н.П. Вагнера. Прежде всего, это дореволю-

ционные статьи A.M. Скабичевского, И.И. Феоктистова, Е.А. Елачича, Л.Е. Оболенского, Х.Д. Алчевской; статьи советского периода4 - М.М. Клевен-ского, С.Я. Маршака; недавние исследования5 - СЮ. Дудакова, Л.Е. Буш-канца, И.Г. Минераловой и др. Отдельные интересные замечания о творчестве Н.П. Вагнера встречаются в книгах посвященных истории русской литературы - Д.С. Мирского, Н.Энгельгардта, С.А. Венгерова, В.И. Мильдона а также энциклопедиях - Малой Энциклопедии Брокгауза и Эфрона, Литературной Энциклопедии 1925-го года, Литературной Энциклопедия 1929-1939 годов, БСЭ и др6. Из биографических статей особо следует отметить дореволюционную статью В.И. Шимкевича и недавнюю работу А. Горяшко «Загадки Кота Мурлыки»7.

Вторая группа историографии - исследования, посвященные феномену спиритизма. Среди отечественных работ следует отметить работы Н.А. Богомолова и В.В. Кравченко, которые исследуют оккультные и мистические

3 Скабичевский A.M. Старый идеализм в современной оболочке \\ Соб. Соч. Т.1. - СпБ., 1890. - С. 697-713. (первое издание - 03, 1872, №7); Феоктистов И.И. Вагнер и Андерсен как авторы сказок для детей \\ Педагогический листок. - СПб., 1881, №3-4. - С. 195-218.; Феоктистов И.И. Сказки как материал для детского чтения // К вопросу о детском чтении. - СпБ. - С. 115-122.; Елачич Е.А. Сказки Кота-мурлыки как материал для детского чтения \\ Сб. ст. по вопросам детского чтения - СпБ., 1914. - С. 131-140.; Оболенский Л.Е. Характер таланта автора «Сказок Кота-Мурлыки» (критический этюд) // Мысль. - СПб., 1881, №10-11. - С. 214-217. Оболенский Л.Е. Новая сказка Кота-мурлыки (Н.П. Вагнера) «Гризли» (критический этюд) // Мысль. -СПб, 1882, №4. - С. 118-135.; Алчевская X. Д. Сказки Кота-Мурлыки \\ Что читать народу: критический указатель книг для народного и детского чтения. T.2. - СпБ., 1889. - С. 421-425.; Алчевская X. Д. Лубочные издания. Заимствования и переделки из общей литературы \\ Что читать народу: критический указатель книг для народного и детского чтения. Т.2. - СпБ., 1889. - С. 566-572.;

4Клевенский М.М. Художественная литература 70-х годов на службе революции («Сказки Кота-Мурлыки») // Литература и марксизм . - М., 1931, №4. - С. 117-125.; Маршак С.Я. Собрание сочинений в восьми томах. Т.7-М., 1971.

5 Бушканец Л.Е. Сказки Н.П.Вагнера (Кота-Мурлыки) в контексте русской литературы 1870-1880-х гг. \\
Поэтическое перешагивание границ.- Казань, 2002. - С. 106-115.; Дудаков СЮ. Злой сказочник \\ История
одного мифа: очерки русской литературы XIX-XX веков. - М., 1993. - С. 242-260.; Лазарева И.А. Минерало-
ва И.Г. Внутренняя форма сказочных произведений Н.П. Вагнера\\ IX Всероссийская научно-методическая
конференция «Мировая словесность для детей и о детях». - М., 2004. - С. 164-174.

6 Мирский Д. С. История русской литературы с древнейших времен до 1925 года / Пер. с англ. Р. Зерновой.
— London: Overseas Publications Interchange Ltd, 1992. — 882 с; Энгельгардт H. История русской литерату
ры XIX столетия. Т.2. - СпБ., 1903. - С. 364-365.; Венгеров С.А. Вагнер Н.П. \\ Критико-биограф. словарь
русских писателей и ученых. Т.З.. - СпБ.: Типо-Литография И.А. Ефрона, 1892. - С. 19-24.; Венгеров С.А.
Источники словаря русских писателей. Т.1. - СпБ., 1900. - С.469-471.; Мильдон В.И. Вагнер Н.П. \\ Русские
писатели 1800-1917. Т. 1.-М., 1989.-С.385-386; Л.Ч. Вагнер H. П.//Литературная энциклопедия: В 11 т.—
[М.], 1929—1939.T. 2. — [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1929. — Стб. 68—69; Вагнер Н.П. \ БСЭ T.6. С.500. 2-ое
изд., cf. Вагнер Н.П. \ БСЭ Т.4. С.225., 3-е изд.

7 Шимкевнч В.М. Современная летопись. Н.П. Вагнер и H.H. Полежаев. (Из воспоминаний зоолога).
//Журнал Министерства народного росвещения, Новая серия 1908, часть XVI, № 7. С. 1-18.; Горяшко А.
Загадки Кота Мурлыки - М., Биология, 2006. - №15-16; см. также: Ярхо В. От всех болезней нам полезней. -
М. Биология, 2004, №20 (об участии Н.П. Вагнера в истории с «Виталином» М.П. Гачковского); В.Широков
Русский Андерсен // Сказки Кота-Мурлыки. - М.,1991. - C.5-I4.; см. также: Фокин СИ. Соловецкая биоло
гическая станция. - Журнал СПбГУ. - СПб, 2006. №19;

аспекты культуры конца Х1Х-начала XX века. Особого внимания заслуживает старая статья И.Л. Волгина и В.А. Рабиновича, в которой дан анализ взглядов Ф.М. Достоевского и Д.М. Менделеева в их отношении к спиритизму8.

Из иностранных исследований феномена современного спиритизма в дореволюционной России следует отметить работы Albanese S.L., Bed-narowski M.F., Cottom D., Delp R.W., Carlson M., Lawton G., Monroe J., Moore R.L., Nelson G.K., Washington P., Berry Т., Gordin M., Rowson D.C., Rosenthal B.G., Webb J., Todd J.L. и др.. Кроме этого, в работе были использованы сведения о спиритизме из фундаментальной, хотя и неоднозначной, Encyclopedia of occultism and parapsychology под редакцией L. Shepard (1978)9.

Основные положения диссертации были представлены в статье - «После Просвещения: западный спиритизм в поисках синтеза науки и религии»

Научная новизна - исследование впервые рассматривает творчество Н.П. Вагнера как часть религиозной культуры России. Результаты исследования могут быть использованы в курсах по истории философии науки, истории появления и развития движений т.н. «Нового Века», истории и особенностям взаимоотношений религии и науки, а также в рамках истории религиозных идей в художественной литературе. В перспективе - дальнейшие исследования должны скорректировать наши утверждения, предполагается привлечение для анализа обширного зарубежного материала, а также расшире-

Богомолов Н.А. Русская литература начала XX века и оккультизм. Исследования и материалы. - М., 2000; Кравченко В.В. Мистицизм в русской философской мысли XIX- начала XX вв. - М., 1997.; см. также: Митрохин Л.Н. Религии «Нового Века». - М., 1985; Шахнович М.И. Мистика перед судом науки. - М., 1970. Волгин И.Л., Рабинович B.A. Достоевский и Менделеев: антиспиритический диалог // Вопросы философии -M., 1971, №11.-С. 103-115.

9 Carlson М. No Religion higher then Truth: the History of the Theosophical Movement in Russia - Princeton,
1993; Berry T. Spiritualism in Tsarist Society and Literature. Baltimore: Edgar Allan Рое Society, 1985; Gordin M.
Loose and Baggy Spirits: Reading Dostoevsky and Mendeleev II Rethinkng Science and Civilization: The Ideolo
gies, Disciplines, and Rhetorics of World History," Stanford University, May 21-23, 1999; Rowson D.C. Mendeleev
and the scientific claims of the Spiritualism II Proceedings of the American Philosophical Society. Vol.122. 1978,
P. 1-8.; Webb J. The age of irrational V.l. The Flight from Reason. - London. - 1971; Mcintosh С Eliphas Levi and
the French Occult Revival. -N.-Y., 1972; Smyth F. Magic in the Modern World II Witchcraft, magic and the super
natural. - London, 1974; Encyclopedia of occultism and parapsychology. Ed. By Leslie Shepard. 2V. - Detroit,
1978. (полный список см. в конце диссертации).

10 После Просвещения: западный спиритизм в поисках синтеза науки и религии // Обсерватория культуры. -
М.,2008.,№2.-С.146-152.

ниє временных рамок исследования (до Октябрьской революции), включая значительную спиритическую публицистику Серебряного века.

Н.П.Вагнер по воспоминаниям современников и потомков, обратившихся к анализу его творческого наследия, предстает человеком противоречивым, сочетающим в себе, на первый взгляд, несовместимые характеристики. С одной стороны, Вагнер имеет степень профессора биологии, которую он получил за свои многолетние исследования, с другой - его знают как мистика-интуитивиста, сочиняющего настолько пессимистические сказки, что читающие их дети, по словам одного из критиков, «приводятся в умоисступление». С одной стороны, в своих сказках и повестях Вагнер выступает как пророк человеколюбия и гуманности, с другой - пишет антинигилистический роман «Темный Путь», ставший чуть ли не одной из основных предтеч знаменитых «Протоколов Сионских Мудрецов».

Не ставя перед собой задачу дать биографический портрет Н.П. Вагнера, автор надеется, что в итоге у читателя сложится некоторый целостный образ противоречивого человека, показанного на фоне столь же противоречивой эпохи, соединявшей крайности рационального и иррационального: «принадлежать истории в том смысле, чтобы выступить в ней в своей исходной неповторимой определенности, на своем месте, значит как раз раскрыться в некотором «здесь и теперь» и не раствориться в текучей изменчивости восприятия»11.

11 Кнабе Г.С. Знак. Истина. Круг. (Ю.М. Лотман и проблема постмодерна). Доклад на заседании памяти Ю. М. Лотмана (Лотмановских чтениях) в РГГУ в декабре 1993 г. - М., 2005.

К вопросу об истоках спиритизма: христианские и античные корни

Вопрос об истоках спиритизма, наверное, один из сложнейших вопросов, которых придется коснуться в данной работе. Дать на него однозначный ответ не представляется возможным, однако, по крайней мере, следует указать на основные истоки европейского спиритизма. Основным истоком спиритического учения следует назвать христианскую традицию, опиравшуюся на греческие и еврейские представления о душе человека и разработавшую подробное учение об ангелах и об одержимости человека демонами. Особенно примечательно использование христианскими учителями, в частности Августином, знаменитого определения природы демонов Апулея: «род демонов - существа одушевленные, дух - разумен, душа - чувственна, тело - воздушно, время - вечно24». Тезис о «воздушности», то есть некоторой материальности тела демонов, был предметом спора среди богословов, поскольку некоторые полагали, что демоны все же бестелесны, другие же считали, что они обрели определенную телесность вследствие своего падения25. Указанная убежденность в телесности демонов впоследствии имплицитно использовалась церковной критикой как аргумент для признания демонической природы духов, являвшихся на спиритических сеансах.

Спиритизм, как увидим в дальнейшем, в общем и целом отталкивается от христианской традиции и в некоторых своих толках даже называет себя учением «Третьего Завета», тем самым максимально сближаясь с известными тенденциями, постоянно проявлявшимися в истории христианства и наиболее ярко выраженными в учении Иоахима Флорского о «трех заветах».

Одной из основополагающих причин, повлиявших на становление спиритизма как религии «рационального откровения» следует назвать распад великого христианского синтеза разума и веры, построенного в трудах великих схоластов XII века, прежде всего, в суммах теологии Фомы Аквинского.

В эпоху Возрождения в западную культуру «возвращается» античность как идеал и, прежде всего, лучшие памятники античной культуры, а также и творения античных философов. Снова получают известность в определенных кругах труды неоплатонизма, способствовавшие формированию нового взгляда на историю, человека и мир . Эпоха Возрождения служила прологом к возникновению новоевропейской науки, с ее традициями рационализма и эмпиризма.

Кроме того, именно в учениях философов Возрождения зародилось особое направление, впоследствии, казалось бы, исчезнувшее, но корни которого, как показывают относительно недавние исследования, проявляются во многих движениях и учениях более позднего времени . Речь идет о традиции алхимии XV-XVII веков и, прежде всего, учении Филиппа фон Гоген-хайма (1493-1541), более известного как Парацельс, и его ученика Жана ван Хельмонта (1577-1644), имеющих важное значение для понимания многих оснований спиритического учения. Отметим некоторые моменты учения Па-рацельса:

Во-первых, считается, что именно Парацельс впервые отметил влияние магнитов на жизнь человека и использовал понятие «магнетизм». Во-вторых, Парацельс разработал учение о т.н. сидерическом теле, которым обладает человек и которое подвержено влияниям звезд. Парацельс полагал, что сон -это время действия сидерического тела, когда элементарное, то есть материальное тело отдыхает. В-третьих, он, хотя и основывал свое учение на Библии, которую знал чуть ли не наизусть, называл Иоанна, Моисея, Илию, Давида, и остальных пророков магами, каббалистами и прорицателями. Упрекая своих оппонентов, он говорит, что они бы казнили и пророков, а также и самого Создателя, если бы только они появились сейчас в их время. В-четвертых, Парацельс четко отграничивал свое учение от медицинских учений своего времени, последователей жившего во II веке врача Галена, которые, по его мнению, лишь наносили пациенту вред28. Указанные положения, развитые в последствии в иных учениях, проникли в спиритическую доктрину и предопределили ее синкретический характер.

Культурный контекст возникновения спиритизма в США XIX века и ближайшие причины его быстрого распространения

Датой возникновения спиритизма считается 1848 год, когда спиритизм привлекает к себе множество сторонников и довольно быстро распространяется по западному миру. Отчасти, этот успех следует объяснить ближайшими причинами его возникновения, которые следует искать в историко-культурной ситуации, сложившейся в США и Западной Европе к середине XIX века.

Прежде всего, в рамках протестантизма, важным фактором было широкое распространение движений, относимых ко «второй волной» протестантизма, в основании доктрин которых лежал принцип приоритета личного переживания божественного над обрядовой и социальной стороной религии -прежде всего, немецкого пиетизма и английского методизма. На раннем этапе распространения спиритизма среди его активных сторонников оказываются многие последователи христианского универсализма. Движение квакеров (прежде всего последователи Элиаса Хикса), которое, из-за известной практики совместных собраний в ожидании пришествия «внутреннего света», иногда называют религией «продолжающегося откровения», а также движение шейкеров, известных своими сообщениями о переживании встреч с ангелами в 30-40-е гг. XIX века, также можно назвать предтечами спиритизма.

Другой важной характеристикой благоприятного культурного контекста было распространение различных народных практик, связанных с представлениями о духах умерших. В целом, верования, характерные для круга явлений, связанных со спиритизмом, соотносятся с известными фольклорными мотивами (Шумящий дух, Дом с привидениями, Беспокойная моги-ла) . В то же время в Бразилии спиритизм А. Кардека, в значительной мере эволюционировав от философского учения к прикладной медицинской практике, смешался с элементами учений традиционных религий Южной Америки, как местного так и африканского происхождения.

Совершенно иным по содержанию фактором развития спиритизма были тенденции, определенные в развитии академической науки. Начавшееся со второй половины XVIII века академическое изучение религий примитивных народов, особенно шаманизма, в том числе северо-американского, а также крупные открытия в области ориенталистики, обеспечившие относительно быстрое знакомство читающей публики с учениями буддизма и индуизма70, способствовали формированию интереса у читающей публики к новому явлению. Характерно, что американские медиумы, например, Кора Ричмонд, часто передавали стихотворения, написанные от лица духов индейских вождей, выступающих в роли покровителей медиума (spirit guides), а основатели «Теософского Общества» Г. Олькотт и Е.П. Блаватская некоторое время были последователями спиритизма.

Возникнув в один и тот же год (1848), движения спиритизма и феминизма переплелись столь сильно, что некоторые исследователи задавались вопросом о возможной психологической близости людей, разделявших положения обеих доктрин одновременно. В «Семи принципах» Э.Х. Бриттен и «Представлении спиритизма» К. Ричмонд специально оговорено, что Бог есть отец и мать (доктрина Motherhood of God). В доктрине спиритизма сторонников женского движения привлекали следующие положения: восприятие божественного без акцента на его «маскулинность»; критика концепции грехопадения или ее полное отрицание; отрицание необходимости традиционного, мужского священства; особое видение брака, в котором роль женщины не ограничивается ролью матери.

Столоверчения 1850-годы годы: спиритизм в высшем свете

Вопрос о том, кто первым познакомил Россию с практикой спиритизма, пока не имеет ответа. Если, к примеру, в Англии, спиритизм связывается с именем приехавшего из Америки медиума Марии Гайден, то в России такой, во многом символической фигуры обнаружить не удается. Остается лишь предполагать, что спиритизм либо был завезен в Россию одним из представителей русского дворянства, познакомившимся с ним в одной из стран Западной Европы , либо перенесен в Россию кем-либо из иностранцев. В любом случае, можно предполагать, что спиритизм был явлением, заимствованным дворянством России у дворянства Западной Европы и изначально имел великосветский характер.

Как кажется, именно этот факт должен был бы определить развлекательный характер спиритизма, рассматривавшегося как новое, модное веяние западной культуры. В этом контексте, спиритизм в момент его появления в России можно рассматривать как одна из развлекательных практик, наряду с охотой или игрой в карты, к которой обращались в высшем обществе для совместного проведения времени.

Вместе с тем, мы видим, что спиритизм в России довольно скоро становится явлением общественным, о котором из газет получает представления вся читающая публика. Тем самым, спиритизм начинает быстро распространяться среди интеллигенции, чиновничества, купечества и иных слоев российского общества, более или менее знакомых и интересующихся западными «новинками». Вовлечение новых общественных слоев приводит к активизации попыток придать иное, помимо развлекательного, значение спиритическим явлениям.

На настоящий момент ничего неизвестно о том, насколько российский спиритизм в 50-е годы служил способом реализации собственно религиозных чаяний российского общества. Спиритические явления многими рассматривались лишь как знак приближения к «концу времен». События Крымской войны в этом отношении служат не только необходимым фоном для «эпидемии столоверчения», которая охватила российское общество в 1853-1855 годы, но и, отчасти, причиной милленаристских ожиданий.

Вместе с тем, спиритизм довольно скоро привлекает в орбиту своего влияния профессоров и ученых, которые, проводя опыты, далекие как от раз влечений, так и от религиозных ожиданий, стремятся дать объяснение явлениям, происходящим во время спиритического сеанса.

Следует отметить, что спиритизм проникает в Россию, прежде всего, как практика, по-видимому, лишенная какого-либо канонического объяснения и теоретического основания, помимо основного тезиса об общении с духами умерших людей. Классическими формами спиритической практики стали столоверчение и автоматическое письмо при помощи планшетки, причем второе могло быть практикуемо частным образом без какого-либо участия посторонних лиц, в связи с чем и не приобрело общественной известности. Именно столоверчение стало предметом толков и разговоров, тем более, что, как уже было указано, некоторые рассматривали вертящиеся и «говорящие» столы как особого рода знак приближения новых времен и окончания старого мира. Другие же считали, что движение столов есть результат действия какой-то неизвестной дотоле невидимой силы, подобной электричеству или же «животному магнетизму».

Похожие диссертации на Творчество Н.П. Вагнера в религиозной культуре России последней трети XIX века.